Меню

Река каяла ростовская область

Вблизи нынешнего Морозовска проходил караванный путь князя Игоря

Читайте также:

  • Противоречивая история: до смены доски на памятнике воинам-интернационалистам в центре Морозовска была указана совсем другая дата (02.01.2017 11:01)
  • Местом послед­ней битвы князя Игоря с половцами могла быть река Быстрая (07.07.2016 08:12)
  • Как чудесный зеленый клин стал «Басовкой» (06.07.2016 08:11)

О том, где находилась река Каяла, описанная в «Слове о полку Игореве», до сих пор спорят историки.

Как варианты приводятся:

  • река Потудань — река в Воронежской области, старое название которой — Каяла;
  • историк В. А. Афанасьев считал, что Каяла — это река Быстрая, впадающая в Северский Донец;
  • исследователь В. И. Стрелецкий полагал, что Каяла — это река Калитва, тоже впадающая в Северский Донец;
  • по версии программы Искатели, Каяла — это река Чир, что подтверждается некоторыми археологическими находками (клинки и обломки доспехов XII века);
  • по мнению Г. Е. Пядышева, Каяла — Крайняя Балаклейка, приток реки Бакалейки.
  • река Берда (Агарлиберт, Каяли-Берт, Каяла, Каяла-Берда, а также Агара, Берла) — в Запорожской области, впадающая в Азовское море близ современного Бердянска. — 1. Иоганн Тунманн [Иоганн Эрих Тунманн, (1746 г. — 1778 г.) — шведский историк. В 1769 г. получил степень магистра в Грейфсвальде. Затем состоял профессором красноречия и философии в Галльском университете], «Крымское ханство». Симферополь. Таврия. 1991 г. Упоминание в XVIII веке Иоганном Тунманном реки Каялы как реки Берды является наидревнейшей и безусловно достоверной локализацией этой летописной реки. 2. Григорович В. И. Записка антиквара о поездке его на Калку и Кальмиус, в корсунскую землю и на южные побережья Днепра и Днестра. Одесса: Тип. П. Францова, 1874.
  • река Кагальник в Ростовской области — Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 3.

— Владимир Семёнович Моложавенко в историко-краеведческом очерке «Морозовск» (Ростов-на-Дону. 1981) на страницах 7-8 совершенно бездоказательно утверждает, что битва князя Игоря с половцами произошла на Сокольих горах в нынешнем Белокалитвенском районе, — рассказал «Блокноту Морозовска» любитель истории Александр Матвиенко. — Краеведы Белой Калитвы, воспользовавшись бестолковостью своих соседей (не зевай!), присвоили себе событие, которое в принципе не могло произойти у них. Вспомните, хотя-бы, как выбирали место для Куликовской битвы. Ведь полководцы искали ровное, просторное место. Лазить по горам на конях могли только сильно «накумысившиеся» джигиты.

Морозовский район расположен в Большой излучине Дона, которая образована Средне-Русской возвышенностью, пересекающей Восточно-Европейскую равнину от правого берега Дона в районе Цимлянска до Смоленско-Московской и Валдайской возвышенностей.

Если на географической карте провести из Морозовска линии по сторонам света, то они пересекут Дон на севере в районе станицы Вёшинской, на востоке у хутора Нижний Чир, и на юге немного ниже по течению от Цимлянска. В средние века и позже, до появления автомобильных и железных дорог, по Средне-Русской возвышенности проходил караванный путь. От устья Волги и от Дербентского прохода между Каспием и Кавказом пути шли к переправам через Дон в районе нынешних городов Цимлянск и Константиновск. Переправы охранялись крепостями, построенными греческими мастерами по заказу хазарских каганов, и имели плавсредства, способные перевозить не только людей, но и коней с повозками. Крепость в районе Цимлянска называлась Саркел, что на языке аланов, ираноязычного племени, входившего в состав населения Хазарского Каганата, означает Царская крепость. Крепость, которая находилась на острове у нынешней станицы Новозолотовской Константиновского района называлась Ахаз или Ак-аз. «Ак» — белый, свободный. «Аз» — самоназвание аланов.

От переправ у Саркела и Ахаза путь шёл по Средне-Русской возвышенности к городу Белая Вежа, расположенному в районе нынешнего Белгорода, и далее в земли центральной Руси. Вблизи нынешнего Морозовска караванный путь проходил примерно по границе между Морозовским и Чернышковским районами. По этому старинному караванному пути еще долго, до постройки железной дороги Лихая – Царицын, доставлялась почта от почтовой станции Цимлянская до хуторов нынешнего Морозовского района и дальше, до станицы Чернышевской (Советской). Именно по этому караванному пути к переправе у Ахаза следовал князь Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве». Это поэтическое произведение нельзя рассматривать как исторический документ. В 12-томной «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина в 3 главе 3 тома события, упоминаемые в «Слове», описываются с точки зрения историка.

В 1184 году князья южной части Руси объединились для усмирения половцев, грабивших русские земли. 30 июля произошла битва княжеских дружин на берегу реки Орели, в ходе которой половцы были разбиты. В этом сражении не участвовали князья Северских земель, и они, завидуя победителям, решили добиться ещё большего успеха.

Князь Игорь Святославич, княживший в Новгороде Северском, со своим сыном Владимиром, княжившим в Путивле, и с братом Всеволодом Трубчевским, княжившим в Курске, в апреле 1185 года выступили в поход на половцев. Путь их лежал к реке Сал, левому притоку Дона. Дело в том, что на берегах Сала 24 марта 1111 года в решающем сражении русские войска под командованием князя Владимира Мономаха разбили половцев. Победа эта не принесла большого успеха, так как русичи не смогли отвоевать захваченное половцами русское княжество Тмуторокань, с 9 века существовавшее на Таманском полуострове в устье Кубани.

В дальнейшем борьба русичей с половцами происходила с переменным успехом. Поэтому, чтобы прославиться, Игорь со своим войском решили превзойти Владимира Мономаха, не только разбить половецкие войска, но и возвратить земли в устье Кубани. Пройдя по древнему караванному пути, пролегавшему по Средне-Русской возвышенности, для того, чтобы попасть на левый берег к реке Сал они направлялись к переправе через Дон в районе крепости Ахаз.

На подходе к переправе половцы окружили русское войско. Решающая битва произошла на правом берегу речки Кагальник, которая начинается в Тацинском районе и впадает в Дон выше устья Северского Донца. В Кагальник впадает речка Белая, берущая начало в Морозовском районе у хутора Александрова. В «Слове о полку Игореве» автор речку называет «Каяла быстрая». Н.М. Карамзин отмечает, что Каялой летописец называет Кагальник. Русское войско было разбито, князья сдались в плен.

Игорь Святославич в плену жил при хане Кончаке, имел при себе слуг, священника, и забавлялся ястребиной охотою. Когда это ему надоело, он напоил своих слуг кумысом и, после того как они уснули, уехал к себе домой. Оставшийся в плену его сын Владимир женился на дочери хана Кончака, и спустя два года возвратился домой с молодою женой и с дядей Всеволодом Святославичем.

Источник

Каяла

Кая́ла, Кая́лы (от тюрк. kajaly «скалистая» [1] ) — река, упоминаемая в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Возле Каялы, согласно «Слову», произошло сражение князя Игоря Святославича с половцами в 1185 году.

На сегодняшний момент нет однозначного сопоставления Каялы с ныне существующими реками. Наиболее полные сведения по этому вопросу сдержатся в «Энциклопедии „Слова о полку Игореве“» в статье «Каяла».

Читайте также:  Все реки мира какую сторону текут

Как варианты приводятся:

  • река Потудань — река в Воронежской области, старое название которой — Каяла [2] ;
  • историк В. А. Афанасьев считал [3] , что Каяла — это река Быстрая, впадающая в Северский Донец;
  • исследователь В. И. Стрелецкий полагал [3] , что Каяла — это река Калитва, тоже впадающая в Северский Донец;
  • по версии программы Искатели[4] , Каяла — это река Чир, что подтверждается некоторыми археологическими находками (клинки и обломки доспехов XII века);
  • по мнению Г. Е. Пядышева, Каяла — Крайняя Балаклейка, приток реки Балаклейки [3] .
  • река Берда (Агарлиберт, Каяли-Берт, Каяла, Каяла-Берда, а также Агара, Берла) — в Запорожской области, впадающая в Азовское море близ современного Бердянска. [5][6]
  • река Кагальник в Ростовской области [7]

Также существует версия, что автор «Слова» подразумевал под рекой Каялой абстрактное понятие, не связанное с существовавшим тогда именем какой-либо реки [8] . Согласно народной этимологии, название реки произведено от слова «каяться» [1] . Ипатьевская летопись возможно обыгрывает это созвучие: «и во веселиа место желю на реце каялы» («и вместо веселья — на горе на реке каялы») [9] .

Примечания

  1. 12Каяла // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. II : Е — Муж. — С. 216.
  2. ↑Где же Каяла-река? | Точка зрения. tochka.gerodot.ru. Проверено 12 января 2018.
  3. 123Гетманец, 1989, с. 107.
  4. ↑Искатели. Ошибка Князя Игоря
  5. ↑ Иоганн Тунманн. «Крымское ханство» (Перевод с немецкого Н. Л. Эрнста и С. Л. Белявской, 1936 г.), Симферополь, «Таврия», 1991.
  6. ↑ Григорович В. И. Записка антиквара о поездке его на Калку и Кальмиус, в корсунскую землю и на южные побережья Днепра и Днестра. Одесса: Тип. П. Францова, 1874.
  7. ↑ Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 3.
  8. ↑Гетманец, 1989, с. 108.
  9. ↑Летописные повести о походе князя ИгоряАрхивная копия от 4 ноября 2013 на Wayback Machine

Литература

  • Гетманец М. Ф. Тайна реки Каялы: «Слово о полку Игореве». — Харьков, 1989.
  • Гетманец М. Ф. Каяла. Харьков: Майдан, 2013.

Ссылки

  • Бобров. Каяла (Каялы) // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 3. — 1995
  • Каяла // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 2. Д—Копье. — 1967
  • Черных А. П.Каяла — от Днепра до Дона.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

  • Рубрикация
  • Избранные списки
  • Порталы
  • Текущие события
  • Статьи года

Источник



Река Каяла, которую искали 215 лет

Валентин Байгильдин «Быти грому великому,
итти дождю стрелами съ Дону великаго!
Ту ся копиемъ приламати,
ту ся саблямъ потручяти
о шеломы половецкыя, на реце на Каяле,
у Дону великаго!»
Что за река такая? Нашли? Да, сколько угодно. У самых именитых ученых она, где-то в районе Азовского моря. Там рядом Тьмутаракань, куда Игорь и рванул, по их мнению.
Дико, что такое простое русское слово-Тьмутаракань, приписывают кому угодно, только не нам. И поэтому до сих пор ищут разгадку этого слова, которая совершенно очевидна.
Тьма — это много. Тороки — кожаные ремешки позади лошадиного седла, для привязывания разной поклажи, которую приторачивают. Теперь посмотрите на карту, где Дон впадает в Азовское море. Седло — море. Устье Дона с многими (тьмой) протоками — тороки. Всё ясно и только по-русски. Чего тут мудрить?
Вернемся к Каяле. Здесь что интересно? Мы не знаем, где она, а какие-то иностранцы ЗНАЮТ.
«Ту немци и венедици,
ту греци и морава
поютъ славу Святъславлю,
кають князя Игоря,
иже погрузи жиръ во дне Каялы — рекы половецкыя, —
рускаго злата насыпаша.»
В 19 веке ученый Барсов Елпидифор Васильевич решительно заявил, что Каяла — это не географическое понятие. Потом, также решительно сказал, что это Дон со всеми притоками и озерами.
Пора и мне.
Решительно выбейте на клаве «половцы карта». Посмотрите на пространство, занятое половцами? Широка река? Вот вы и увидели Каялу. КАЯЛА-это Часть Русской Земли Занятой ПОЛОВЦАМИ, которые растеклись рекой от Зауралья до Причерноморья. И это Окаянная река, потому что на ней льется кровь русская.
«»Хощу бо, — рече, — копие приломити
конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою
приложити, а любо испити шеломомь Дону».
Конец поля это ближняя к Киеву часть занятой половцами земли. Автор Слова выразил свое отношение к половцам окаянным одним простым русским словом. Искали больше 200 лет. Спасибо Автору, надоумил.
Ипатьевкая летопись:
«И тако во день святаго воскресения наведе на ня господь гнев свой: в радости место наведе на ны плачь, и во веселье место желю, на реце Каялы» — как видите, летопись не прошла детектор лжи и раскололась на Каяле — реке, которая есть метафора Автора. Автор так может говорить, а летопись нет, это не поэма. У некоторых Каяла это Калка. Нашли больше 20 вариантов рек. Ее даже будут форсировать.
Но у Автора действительно есть еще одна Каяла. Уже не половецкая, но с тем же названием. Автор здесь называет Каялой русскую кровь — реку крови, когда русские бьются с русскими.
«Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи, сеяшется и растяшеть усобицами
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.»

Источник

Каяла

Wiki letter w.svg

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Каяла (Каялы) — река, упоминаемая в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Возле Каялы, согласно «Слову», произошло сражение князя Игоря Святославича с половцами в 1185 году.

На сегодняшний момент нет однозначного сопоставления Каялы с ныне существующими реками.

Как варианты приводятся:

  • река Потудань — река в Воронежской области, старое название которой — Каяла;
  • историк В. А. Афанасьев считал [источник не указан 1274 дня] , что Каяла — это река Быстрая, впадающая в Северский Донец;
  • исследователь В. И. Стрелецкий полагал [источник не указан 1274 дня] , что Каяла — это река Калитва, тоже впадающая в Северский Донец;
  • по версии программы Искатели[источник не указан 1274 дня] , Каяла — это река Чир, что подтвердается некоторыми археологическими находками (клинки и обломки доспехов XII века);
  • по мнению некоторых исследователей, Каяла — Крайняя Балаклейка [источник не указан 1274 дня] .
  • река Берда (Агарлиберт, Каяли-Берт, Каяла, Каяла-Берда) — в Запорожской области, впадающая в Азовское море близ современного Бердянска. — Григорович В. И. Записка антиквара о поездке его на Калку и Кальмиус, в корсунскую землю и на южные побережья Днепра и Днестра. Одесса: Тип. П. Францова, 1874.
Читайте также:  Ловя щуки весной в реках

Также существует версия, что автор «Слова» подразумевал под рекой Каялой абстрактное понятие, не связанное с существовавшим тогда именем какой либо реки, и произвёл его от слова «каяться». [источник не указан 1274 дня]

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Каяла» в других словарях:

Каяла — название реки (6): Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя, на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону Великаго. 12. Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрои Каялы. 18. (Игорь) погрузи жиръ во днѣ Каялы рѣкы Половецкыя, Рускаго злата… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Каяла — река на юге Руси, СПИ. Из тюрк. kajaly скалистая ; ср. тур., азерб., крым. тат., кыпч., уйг., чагат. kaja скала , шор., леб., саг. kаjаlуɣ скалистый, каменистый (Радлов 2, 91); см. Фасмер, ZfslPh 6, 172; Рашоньи, АЕСО 1, 225. Последний ссылается… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Каяла (значения) — Каяла река, упоминаемая в «Слове о полку Игореве» Каяла станция Северо Кавказской железной дороги … Википедия

Малая Каяла — Характеристика Длина 19 км Бассейн Каспийское море Водоток Устье Большая Каяла · Местоположение 2 км по правому берегу Ра … Википедия

Большая Каяла — Характеристика Длина 32 км Бассейн Каспийское море Водоток Устье Губерля · Местоположение 23 км по правому берегу Распол … Википедия

Тест Агравала — Каяла — Саксены — В информатике тест Агравала Каяла Саксены (или тест AKS) это полиномиальный детерминированный тест простоты чисел, предложенный индийскими учёными Маниндрой Агарвалом, Нираджем Каялом и Нитином Саксеной и впервые опубликованный 6 августа… … Википедия

Тест Агравала-Каяла-Саксены — Тест простоты Агравала Каяла Саксены (или тест простоты AKS) это первый безусловный универсальный полиномиальный детерминированный тест простоты чисел, придуманный тремя индийскими учёными Маниндрой Агарвалом, Нираджем Каялом и Нитином Саксеной и … Википедия

Белая Калитва — Город Белая Калитва Флаг Герб … Википедия

Кагальник (река, впадает в Азовское море) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кагальник. У этого термина существуют и другие значения, см. Кагальничек. Кагальник … Википедия

Тест простоты — Тест простоты алгоритм, который по заданному натуральному числу определяет, простое ли это число. Различают детерминированные и вероятностные тесты. Определение простоты заданного числа в общем случае не такая уж тривиальная задача. Только… … Википедия

Источник

Битва на реке Каяле: дата. Где находится река Каяла?

Название «река Каяла» встречается читателю только в одном древнерусском произведении, а именно в «Слове о полку Игореве», которое таит в себе восемьсот лет со времени своего создания бесчисленное количество тайн и загадок.

Инок-поэт написал не более 8000 слов, а число работ на эту тему скоро подойдет к двадцати тысячам. Слависты всего мира читают и перечитывают его и комментируют каждый раз, привнося все новые и новые уточнения и находя что-то незамеченное, толкуя заново древний текст.

Зачем изучают какое-либо произведение

Зачем изучают происхождение произведения, место, где оно было написано, время написания? Чтобы заглянуть в его содержание, понять его суть. Загадочна и таинственная река Каяла. Она в тексте книжника упоминается восемь раз. Исторические географы не могут достоверно сказать, где находится река Каяла. В 70-х годах прошлого века украинские археологи производили большие изыскания, но не нашли никаких следов сражения. Если бы не три произведения, мы бы никогда и не узнали о каком-то заштатном князе Игоре, тем более не услышали бы о реке, около которой состоялась битва. Река Каяла – это полумифическая река.

Психология творчества

Древнерусские писатели писали не от себя, а по благодати, в молитве. У них было совершенно другое отношение к писанию, то есть монаха призвал игумен монастыря и дал послушание. Так вот и автор «Слова…» – не исключение. Любой древнерусский книжник не хотел выдавать, выпячивать себя, а желал раствориться в своем труде.

Поэтому, скорее всего, никто не найдет его имени. Но время свое он тщательно не скрывал. И оно теперь отдельными литературоведами датируется между 1188-1200 годами, и предполагается, что оно создано, скорее всего, в Выдубицком монастыре в Киеве, там, где хранилась Ипатьевская летопись, уже написанная, в которой можно было уточнить детали. Но, похоже, что монах был и участником этого похода, поскольку он иногда вкладывает в текст личные впечатления.

А зачем автор написал «Слово. »?

Если посмотреть на всю древнерусскую словесность XI-XII веков, то можно заметить, что она не знает вымысла. Река Каяла, которая упоминается в «Слове», видимо, в современных названиях имеет другое наименование. Академик Д. Лихачев видел в ней реку Сюурлий.

А сам корень слова связан с глаголом «каяться». Так книжник-поэт именовал реку, где Игорь не случайно потерпел поражение. И, как видно из повествования, покаяться князю было необходимо. У древнего книжника преобладало религиозно-символическое мышление. Это осмысление событий через тексты Священного Писания. Все — и монахи, и миряне — были православными людьми, на все смотрели, сверяясь с Писанием, с Божественным промыслом, особенно иноки. Они полагали, что нет ничего такого в исторических событиях, чего бы уже не было описано в Библии. Они стремились показать, как православному человеку спасти свою душу, особенно в преддверии конца мира, которого в те времена со страхом ждали и православные, и католики. Поэтому нельзя чисто по-светски подходить к этим произведениям. Надо искать в них те смыслы, которые закладывает автор. Этим занимаются исследователи «Слова» почти двести лет.

Поход Игоря

Когда-то в Библии было сказано, что Сим, Хам, Иафет, сыновья праведного Ноя, разделили землю, и был договор, что не преступают они земли друг друга. Свою землю должно и нужно защищать, но в завоевательные походы ходить категорически запрещено. Вот этот запрет и нарушает Игорь Святославович.

За год до его похода половцы была разгромлены. В тот поход выступили на вторую неделю Великого Поста. И сражались в пятницу, тоже в день поста. И Господь дал им победу. Князь Игорь не смог принять участие в том походе из-за заболевших копыт его коней, изранившихся об лед. Игорево войско было вынуждено вернуться. Он не завоевал тогда славы.

Ненужный поход

И вот теперь он ее жаждет, да и разбитые половцы слабы, они не смогут ему противостоять. Он решительно идет походом на чужую землю не защищаться, но завоевывать и богатство, и честь, и славу. Одно это уже скверно и противоречит библейским заповедям, его ведет гордыня – величайший грех. И Бог дает ему знак – остановись, повороти назад. Он посылает полное солнечное затмение.

Читайте также:  Карта река поля шатурский район

Такое полное, что днем видны только звезды на небе, а солнце выглядит как тонкий серп месяца. Так это описывает Лаврентьевская летопись. Но Игоря уже даже этим не остановить. Он спешит копье преломить, испить шеломом воды, то есть завоевать земли половецкие. Он хочет доказать, что в прошлом году он не испугался своих бывших союзников-половцев и на этот раз вопреки всему он всем докажет, что он храбрый воин. А его бояре головы-то понурили. Они поняли, какое испытание выпадет. Река Каяла просто им не дастся.

Продолжение похода

И видит и Игорь, и его брат Всеволод, который является вассалом Игоря, и сын Владимир, и племянник, князь Святослав, как описывает поэт, войско, покрытое мглой. Но Игорь упорствует. Он считает, что лучше погибнуть. Пусть будет битва на реке Каяле, чем дожидаться со страхом половецкого набега, сидя дома. «Хочу, — говорит, — или сложить голову, или победить половцев».

Да, исполнился князь ратного духа и наполнил им своих спутников. А Божье знамение все усиливается и усиливается. Русская светлая земля осталась за их спинами. Ночь стонала грозой, птицы пробудились, как бы стараясь, чтобы Игорь задумался, суслики и те засвистели. Вся природа стремится остановить Игоря на его пути, в конце которого будет гибель.

Поход на погибель

Эти страшные и грозные знамения усиливают впечатление от будущего трагического исхода немногочисленного Игорева войска. А грозные волки, помощники половцев, уже по оврагам селятся, ждут нечаянной добычи, птицы хищные на поле битвы по дубам сидят, дожидаются поживы. Получается, что степные звери то сочувствуют русским, тревожатся за них, то грозят им и злобствуют.

Да, добрая светлая русская земля осталась уже за холмами – впереди только тьма. Маленький, пять тысяч человек, отряд приближается к Дону, туда, куда, возможно, впадает Каяла-река. Современные читатели-любители видят в Каяле Потудань, впадающую в Дон.

Тмутаракань

Эта область находилась в районе нынешней Тамани. У византийцев она называлась иначе – Таматарха. Но в XI веке она была русским княжеством с многочисленным русским населением и управлялась черниговскими князьями. Не потому ли Игорь ее видел своим уделом, свою «отчину», насильно отторгнутую половцами, которую следует вернуть. На отрогах Кавказских гор, в ущельях, возможно, брала начало река Каяла. Это где она была, по определению поэта, быстрой. А равнинные и степные реки все плавные, с медленным течением, и состоялась битва на реке Каяле в ее тихом, небурном течении.

Ночь перед сражением

Длинной меркнущей ночью войско Игоря дожидается схватки. Автор верно заметил, что бессонная ночь с напряженным ожиданием всегда кажется томительно долгой и тревожной.

Ночь спускалась постепенно, наступало утро. Светлеет, заря поднимается, свет свой роняет. Поля покрылись мглой. Соловьи умолкли. Галки пробудились. Здесь образно говорится о смене ночи на день, так как соловей — птица ночная, а галка – дневная. И русские воины уже к утру построились в боевой порядок. А половцы с большой поспешностью, по бездорожью, по болотам и гатям подходят к войску Игоря. Вот-вот начнется битва на реке Каяле (год 1185 от Рождества Христова).

Первое столкновение

Но половцев врасплох не застигнуть. А Игорь именно на это рассчитывал. Войска Игоря выстроились по боевому порядку. Четыре из них были основными. В центре – полк самого Игоря, справа – полк Всеволода, слева – Святослава, племянника Игоря, впереди – Владимира, сына Игоря. Ему, кстати сказать, было 14 лет. И он должен был первым принять удар на себя. Впереди строя встали отборные, самые лучшие из всех полков лучники.

И начался бой

Кратким словом ободрил Игорь свое войско и князей. И началась битва на реке Каяле (дата – 5 мая 1185 года, пятница). Половцы тоже выстроили своих стрельцов. Они дали залп из луков и побежали назад. Боевой строй половцев был разрушен. Передовые полки погнались за ними. Игорь и Всеволод, не торопясь, шли, сохраняя боевой строй. Удача в пятницу им сопутствовала. Они захватили пленных и овладели кочевыми жилищами половцев на телегах. Часть полков гналась за погаными долго, до ночи и вернулась назад с полоном. По свидетельству Ипатьевской летописи, русские после первой стычки захватили богатую добычу. Это были богатые византийские ткани, высоко ценившиеся везде, попоны и покрывала, верхняя одежда, подбитая дорогим мехом и крытая дорогими тканями, шитая золотыми нитями и копья, и бунчуки – конские хвосты на древке, служившие знаком власти. Волос бунчука красился в красный.

День второй и третий

Поэтически книжник описывает идущие с моря черные тучи. Это метафора служит в народной поэзии символом надвигающегося врага. Эти грозовые тучи хотят накрыть наших отважных князей и их войско. И в тучах трепещут, сверкают, мечутся сине-фиолетовые молнии. Все поволоклось мглою.

Битва, как обычно, началась издали перестрелкою лучников, которые двигались впереди строя. Попутный ветер со стороны моря, как и тучи, давал половцам преимущество. Их стрелы точно попадали в цель, а у русских воинов отлетали в разные стороны произвольно. Как символ печали поэт изображает картину мутно текущих рек, взмученных в своих верховьях сильным дождем. Эта мутная вода, означающая горе-печаль в народной поэзии, изображает картину надвигающегося несчастья. Она предвещает поражение Игоря на реке Каяле. И пыль взметается в выжженной степи предгрозовым вихрем. «Поднимается силушка злая, неверная». Половцев было очень много. Они окружили маленький отряд, как густой лес, плотным кольцом, через которое нельзя было пробиться.

Печальный конец

Трое суток пытался Игорь выйти к Донцу. От жажды страдали люди, а еще больше кони. Много было раненых и убитых в русских полках. Зеленой паполомой, то есть черной погребальной тканью, покрывают умерших, но здесь имеется в виду, что травой покрываются они.

С утра и до вечера отчаянно билось войско. Сражались воины и вторую ночь, а на заре дрогнули ковуи (тюркские воины, жившие в черниговском княжестве). Игорь не смог их удержать. А на обратном пути был взят в плен. Он видел, как сражается его брат Всеволод и просил, по словам летописи, смерти, чтобы не видеть гибели брата. Из всего русского войска спаслось полтора десятка человек. Остальные же утонули.

Впервые русское войско потерпело страшное поражение. Этот особый трагизм приковал такое большое внимание к походу Игоря. И были составлены повести о степном походе русского князя. А относительно реки Каялы следует сказать, что ее поиск – задача историков-географов и археологов. Возможно, и следы ее пропали, как пропали места сражения Игоря.

Источник

Adblock
detector