Меню

Река море залив пролив океан что лишнее

§ 21. Строение гидросферы. Свойства вод Мирового океана

1. Самопроверка: знаете ли вы?

1. Какие части выделяют в Мировом океане?

Выделяют 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый

2. Как и почему изменяется по широтам температура поверхностных вод Мирового океана?

Ее изменение по широтам определяется количеством поступающего солнечного тепла. Наиболее высокая среднегодовая температура воды наблюдается между 5 и 10° с. ш. — +27,4 °С. По направлению к тропикам температура снижается незначительно, не опускаясь ниже +25 °С. С удалением к умеренным широтам температура быстро понижается, опускаясь в полярных районах до –1,9 °С.

3. Какие факторы и как влияют на соленость океанических вод?

Факторы: испарения (чем больше испарение, тем больше соленость), притока речных вод (чем больше приток, тем меньше соленость), атмосферных осадков (чем больше осадков, тем меньше соленость), таяния льда (чем больше тает лёд, тем меньше соленость), течений (зависит от характеристик течения)

4. Какой океан самый теплый (холодный), самый соленый (наименее соленый)?

Самый теплый океан — Тихий, самый холодный — Северный Ледовитый. Самый соленый океан — Атлантический (35,4 ‰). Наименее соленый — Северный Ледовитый океан (31,4 ‰).

2. Практикум

1. В кроссворде остался не отвеченным вопрос «Этот пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном и отделяет Европу от Африки». О каком проливе идет речь? Сформулируйте вопросы, ответами на которые были бы названия «Берингов пролив», «Магелланов пролив».

«Этот пролив отделяет архипелаг Огненная Земля от Южной Америки. Был открыт во время первого известного кругосветного путешествия, испанским и португальским мореплавателем.» (Магелланов пролив)

«Этот пролив разделяет Северную Америку и Азию, расположен между Северным Ледовитым и Тихим океаном. Он назван в честь российского мореплавателя» (Берингов пролив)

2. В оздоровительном лагере отдыхали ребята из Беларуси и Турции. Они поспорили, во сколько раз воды Черного моря более соленые (18 ‰), чем воды озера Нарочь (0,3 г солей на литр). Каково ваше мнение?

3. Проанализируйте по карте и диаграммам соленость окраинных и внутренних морей. Чем вызвано это различие?

Во внутренних морях соленость сильно отличается от близлежащих вод Мирового океана, так как имеют замкнутые котловины и слабую связь с мировым океаном. В окраинных морях все наоборот.

4. В телевизионной передаче рассказывали о морях. Поработав с атласом, выясните, какие из упомянутых в передаче морей относятся к окраинным, а какие к внутренним: Красное, Карибское, Чукотское, Средиземное, Берингово, Белое, Аравийское, Филиппинское. Занесите их в таблицу.

3. Давайте обсудим

1. Если вы станете капитаном морского корабля, где в водах Атлантики вам необходимо опасаться многолетних плавучих льдов и айсбергов?

В северной части океана, вблизи от Гренландии.

2. В морской воде растворены почти все известные химические элементы. Почему не ведется их промышленная добыча?

Потому что нет необходимых технологий, чтобы такая добыча была рентабельной.

4. Приглашаем к творчеству

1. Найдите на карте моря, заливы и проливы, названные в честь путешественников и исследователей.

Магелланов пролив, Берингов пролив, Берингово море, море Лаптевых, пролив Дрейка, Гудзонов залив, залив Шелихова.

2. Подготовьте краткое сообщение о том, из-за чего «цветные моря» получили свои названия.

Среди почти 90 морей, существующих на Земле, известно 4 таких «цветных» моря — Черное, Белое, Красное и Желтое.

Современное название «Чёрное море» было дано пришедшими сюда из Средней Азии кочевыми тюрками, назвавшими его «Кара Дениз». Существует целый ряд гипотез относительно причин возникновения такого названия:

· Одна из гипотез связана с принятым в ряде азиатских стран «цветовым» обозначением сторон света, где «чёрный» обозначал север, соответственно Чёрное море — северное море.

· Другая гипотеза происхождения названия основывается на том, что металлические предметы (например, якоря), опущенные в воду моря глубже 150 м на длительное время, покрывались налётом чёрного цвета из-за воздействия сероводорода.

Название «Белое море» известно в русских источниках с 1582 г., ранее использовались другие наименования. Белое море могло получить своё название по белесоватому цвету воды или из-за туманов; либо же это калька с более раннего, дорусского названия. Название Белого моря в русском языке может иметь карельские корни, ср. карел. Valgiemeri, где valgie — «белый» и meri — «море». Впервые море названо «Белым» на карте Петера Планциуса 1592 года (ср. Mare Album), однако карелы называли море «Белым» уже, по крайней мере, в середине XVI века. В русских документах этого времени, а также позднее оно фиксируется в формах Море, Море Акиян, Северное море, Соловецкое море и Студёное море, и только в XVII веке за морем начинает закрепляться наименование Белое, что, видимо, свидетельствует о том, что современное русское название может являться калькой карельского названия. Саамы также именуют сейчас море «Белым» (саам. Vilgesmearra), однако неясно, бытовало ли это название в среде саамского населения в XVI в. и ранее. В связи с этим нельзя исключить, что карелы могли усвоить название от саамов, но это остаётся лишь предположением, пока не имеющим документальных подтверждений. Ричард Джемс в своём русско-английском словаре XVII века предполагал, что Белое море получило своё название по белуге (belluga; имеется в виду белуха — морское млекопитающее).

Словосочетание «Красное море» является прямым переводом греческого «Эритра таласса», латинского «Mare Rubrum», арабского «Эль-Бахр Эль-Ахмар», сомалийского «Badda Cas» и тигринья «Кэй-Бахри». Существуют несколько версий происхождения названия Красного моря.

Первая версия объясняет происхождение названия этого моря от неправильного чтения семитского слова, состоящего из трёх букв: «х», «м» и «р». Из этих букв в древних надписях составлено имя семитского народа — химьяриты, — жившего в Южной Аравии до её завоевания арабами. В древней южноаравийской письменности краткие гласные звуки графически не изображались на письме. Поэтому появилось предположение, что при расшифровке арабами южноаравийских надписей сочетание «х», «м» и «р» было прочитано как арабское «а́хмар» (красный).

Другая версия ставит название моря в зависимость от той или иной части света. В мифических сказаниях многих народов мира стороны света связаны с определёнными цветовыми оттенками. Например, красный цвет символизирует юг, белый — восток, чёрный (у ряда народов Азии) — север. Что касается Красного моря, то слово «красный», по-видимому, указывает на его южное месторасположение, а вовсе не на цвет морской воды.

Согласно ещё одной версии, море было названо так из-за сезонного цветения микроскопических водорослей Trichodesmium erythraeum вблизи поверхности воды. Избыток красного пигмента фикоэритрина у водоросли вызывает «цветение» воды в Красном море, и последнее вместо сине-зелёного становится рыжевато-бурым.

Читайте также:  Самая чистая река в европе в волгоградской области

Желтое море получило свое название не просто так, а благодаря цвету своих вод. Периодически они окрашиваются в ярко-желтый цвет. В море впадает множество рек. Именно наносы этих рек и частые пыльные бури и обуславливают необычный оттенок воды. Периодически вода окрашивается в ярко-оранжевый цвет. Обычно это происходит в осеннее время, когда пыльные бури становятся такими сильными, что временно останавливается судоходство.

Источник



Обобщающий урок в 6-м классе «Гидросфера»

  • обобщить пройденный материал;
  • развивать воображение, фантазию учащихся, умение логически мыслить;
  • оценить знания и умения учащихся.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, демонстрационная таблица «Круговорот воды в природе», картины с изображением океана, озера, реки, ледника, болота, родника.

Формы контроля: фронтальный и индивидуальный.

I. Организационный момент

Есть на все в программе мера:
Наша тема «Гидросфера»
Завершилась, как не жаль.
И теперь зовет нас вдаль
«Атмосфера» — оболочка,
Только рано ставить точку;
Нынче всем на удивление
Игровое повторение!

Дорогие дети!
Урок сегодня о важном на свете:
Урок – путешествие о воде.
Вас в путешествие я приглашаю,
Всем удачи и хороших отметок желаю!

У меня в коробочке
Разноцветные кружочки.
Кто сегодня отвечает,
Тот кружочки получает.
Был ли верным твой ответ,
Пусть укажет его цвет.
В конце урока сосчитаем –
Победителя узнаем.

II. Путешествие по теме «Гидросфера»

Актуализация знаний учащихся.

1. Географическая викторина.

Вы готовы отвечать?
Ну с чего же нам начать?
Объясните для примера:
— Что такое гидросфера?
Позвольте вас спросить тогда:
— В каком состоянии бывает вода?
Вода в гидросфере подвижна:
То жидкость она, то лед.
Может в пар она превратиться
Или в глубины Земли просочиться.
— Что же такое круговорот?

2. Творческое задание.

Составьте рассказ о капельке воды. При этом обратите внимание на демонстрационную таблицу. (Заслушиваем рассказы и делаем вывод) Приложение № 1.

Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
— Откуда ты?
Вода в ответ:
— Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилася поляна.
— Откуда ты? –
Спросил росу
— Поверь:
И я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты?
Ты кто такой
— И я, Дружок, Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле:
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
все вместе
Океанская вода!

3. Работа с географической картой.

— Знаете вы четыре океана?

Я прошу их так расположить:
Начать надо с великана
И самым маленьким завершить.
Вам сегодня отвечать.
Буду к карте приглашать.
И прошу вас: без подсказки!
Выйди к карте – вот указка.

(показ по физической карте полушарий океанов)

— Знаете ли вы шесть материков?

Прошу их так расположить:
Начать надо с великана
И самым маленьким завершить.
И прошу вас: без подсказки!
Выйди к карте – вот указка.

(показ по физической карте полушарий материков)

4. Воображаемое путешествие по физической карте полушарий.

Атласы вас прошу открыть, (стр. 14-15)
По карте полушарий будем «плыть».
А что увидим за бортом,
Мы непременно назовем:
Океаны, проливы и острова,
Моря, заливы, полуострова.
Полный вперед!

Данное задание учитель проводит в виде географического рассказа, в котором пропущены названия объектов, встречающихся по ходу путешествия. На доске написаны 19 названий с указанием порядкового номера ответов для учащихся каждого варианта. Можно подготовить раздаточный материал на каждую парту. Во время диктовки учитель молча показывает объекты на физической карте полушарий. Причем в рассказ достаточно включить 11 названий из написанных 19 на доске. Учащиеся записывают ответ в виде ряда цифр. В скобках написаны названия тех объектов, знания которых проверяются на данном уроке.

«Наш теплоход снялся с якоря и отправился в рейс по водам ( Берингова) пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку. Теплоход, пройдя по водам ( Берингова) моря, взял курс на юго-восток. Слева виднелись скалистые берега Северной Америки, заснеженные вершины гор, конусы вулканов. Вскоре показался ( Панамский) канал, миновав который, теплоход вышел на просторы теплого и ласкового ( Карибского) моря.

Капитан повел теплоход мимо Больших Антильских островов. Миновав их, мы заметили, что корабль пошел быстрее. В чем дело? Оказалось, что мы вступили в воды теплого течения ( Голфстрим), которое и увлекло корабль к берегам Западной Европы. Но что это на горизонте? Мы заметили огромные ледяные горы-айсберги, которые вынесло сюда холодное ( Лабрадорское) течение.

Попутный ветер и теплое течение помогли теплоходу быстро пересечь Атлантический океан и подойти к скалистым берегам ( Гибралтарского) пролива. Миновав этот пролив, мы пошли на восток по водам внутреннего ( Средиземного) моря. Сделав остановку у входа в ( Суэцкий) канал, отправились дальше по водам ( Красного) моря. Обогнув Аравийский полуостров с юга, капитан повел теплоход на восток к индийскому порту Калькутте. И вот позади последние мили по водам ( Бенгальского) залива. Теплоход бросил якорь на рейде Калькутты»

Ключ для проверки смотри в приложении № 2.

5. Нахождение нужной точки на карте.

Я даю координаты
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Реки спрятались в лесах.

(Запись на доске) I вариант

  • 60° с.ш. и 79° в.д.
  • 54°с.ш. и 48° в.д.
  • 30°с.ш. и 90° з.д.
  • 67° с.ш. и 87° в.д.
  • 0° ш. и 20° в.д.
  • 5° ю.ш. и 60° з.д.

Источник

Обобщающий урок «Гидросфера» (6 класс)

Актюбинская область Алгинский район

Бестамакская средняя школа

Открытый обобщающий урок географии в 6 «В» классе

на тему «Гидросфера»

Подготовил: учитель географии

Кривозубов Д.Н.

пос.Бестамак 2013-2014 учебный год

География 6 класс

Тема урока: Гидросфера

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Гидросфера»

Задачи урока:

образовательная задача: закрепить знания учащихся по теме «гидросфера», добиваться активного включения учеников в анализ задачи, выполняемой работы;

развивающая задача: развивать у учащихся навыки всех видов самоконтроля, умение определять, анализировать и доказывать гипотезы, навыки работы с картой;

воспитательная задача: воспитывать у учащихся интерес к изучению предмета география через применение информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроке географии.

Наглядность и оборудование: интерактивная доска, тематическая презентация, план урока, карточки, тесты, физическая карта, стикеры, оценочные листы, листки с цифрами

Деление на минигруппы

Путешествие по картам

Читайте также:  Что водиться в реке анапка

Рефлексия. Итоги урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Психологический настрой учащихся на урок.

2. Решение кроссворда «ни о чем»

« Алға » переводится с казахского языка . (вперед)

Предмет, который ведет ваш классный руководитель… (история)

Актобе, Алга, Хромтау, Алматы, Астана, Семей, Уральск – одним словом (города)

Школьный предмет, в котором выполняются действия «сложение», «вычитание», «умножение», «деление» (математкиа)

Деление класса на мини-группы. Учащимся предлагаются цветные кружки, на обратной стороне которых написаны цифры «1», «2», «3». Учащиеся рассаживаются за столы, согласно цифрам. Всем у кого цифра «1» — за стол №1, с цифрой «2» — за стол №2, с цифрой «3» за стол №3.

3. Определение темы и цели урока.

Ребята, как вы заметили, в нашем мини-кроссворде ни о чем полупилось слово «вода», значит, сегодня мы с вами повторим основные моменты изученного раздела «Гидросфера»

4. Содержание урока. Задания.

1) Кто? Что? Когда?

Необходимо назвать ученого, мореплавателя, исследователя, внесшего крупнейший вклад в истории географии, дать определения понятиям, терминам, а также назвать дату, год, период какого либо открытия.

География — … (наука, изучающая природу Земли в целом)

Азимут – это… (угол между направлением на север и на какой-нибудь определенный предмет)

Условная линия, которая делит Землю на Северной и Южное полушария — …(экватор)

Главное открытие Ф.Магеллана — …(была доказана шарообразность Земли)

Америка была открыта… (кем и когда) – (Х.Колумб, 1492г)

Сколько видов масштабов вы знаете? (численный, именованный, линейный)

«Отцом» географии как науки является… (древнегреческий ученый Эратосфен)

Этот казахский ученый, этнограф занимался изучением и исследованием истории и культуры Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана (Ш.Уалиханов)

Первый глобус был изобретен… (англичанином Мартином Бехаймом в 1492г)

Первая географическая карта была составлена… (древнегреческим ученым К.Птолемеем в ІІ в н.э.)

Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие? (Ф.Магеллан в 1519-1522гг)

Единство Мирового океана доказал.. (Ф.Магеллан)

Азимут 180 градусов соответствует… (югу)

Прибор для ориентирования на местности… (компас)

Какая планета находится на третьем место по удаленности от Солнца? (Земля)

Сколько градусов будет соответствовать западу как стороне горизонта? (270)

Долгота … широта… , а всё вместе это… (западная и восточная, северная и южная, географические координаты)

Самый длинный меридиан – … (все меридианы по длине равны)

Литосферная плита, на которой расположены сразу 2 материка… (Индо-Австралийская)

Чувствительный прибор, фиксирующий движение земной коры (землетрясение) – (сейсмограф)

2) Что лишнее?

Море, океан, залив, прилив, пролив. (прилив – движение воды под влиянием Луны, все остальные – части Мирового океана)

Цунами, прилив, отлив, волна, пролив (пролив – часть Мирового океана)

Гребень, подошва, длина, высота, кратер – (кратер – часть вулкана)

Соль, температура, промилле, айсберг (Айсберг – ледяная глыба, как правило, не содержит соли)

Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Индийский океан (Северный Ледовитый океан – самый пресный и самый холодный)

Гольфстрим, Бразильское, Куросио, Перуанское – (Перуанское течение холодное)

3) Путешествие по карте.

Задание для 1 группы: Найти и показать все океаны Земли.

Задания для 2 группы: Найти и показать моря Земли.

Задание для 3 группы: Найти и показать заливы.

Задание для 1 группы: Найти, показать и назвать холодные течения Мирового океана.

Задания для 2 группы: Найти и показать водопады.

Задание для 3 группы: Найти, показать и назвать теплые течения Мирового океана.

Задание для 1 группы: Найти и показать крупнейшие озёра Земли.

Задания для 2 группы: Найти и показать крупнейшие реки Земли.

Задание для 3 группы: Найти и показать проливы.

Этот урок сегодня у вас по расписанию пятый. За предыдущие 4 урока вы много писали, читали, сейчас отвечали на вопросы, читая их на интерактивной доске. Я так думаю, что у вас устали глазки. Поэтому, предлагаю сделать гимнастику для глаз «Лепим снеговика». Вам просто нужно слушать музыку и глазами следить за кружком под музыка. Приступим!

(далее по flash -презентации ученики выполняют гимнастику для глаз)

Отдохнули? Теперь давайте продолжим наш урок.

4) Географический диктант.

Гидросфера – называется водная оболочка Земли, включающая в себя следующие части: океаны, моря, реки, озёра, заливы, приливы, болота, ледники, подземные воды.

Все воды Земли условно можно разделить на Мировой океан и воды суши.

Частями Мирового океана являются океаны, моря, заливы, проливы.

К водам суши относят реки, озёра, подземные воды, болота, ледники.

Самый высокий водопад на Земле – Анхель (1054м)

На берегах этих рек Нил, Тигр, Евфрат зародились одни из древнейших цивилизаций человечества.

Озеро Байкал является самым глубоким, а озеро Каспийское – самое большое на Земле по площади.

В Казахстане самый большой ледник – ледник Корженевского, протяженность которого 12 000 км и расположен он в горах Заилийского Алатау.

5) Установите соответствие

Дается группа названий и природных объектов в разброс. Необходимо провести соответствие между предложенными вариантами, написав возле каждого названия соответствующий ему тип объекта.

1-я группа

Море — Аральское (озеро)

Озеро — Индийский (океан)

Река — Лаптевых (море)

Океан — Лабрадор (течение)

Течение — Ганг (река)

2-я группа

Озеро — Южное Пассатное (течение)

Река — Средиземное (море)

Океан — Байкал (озеро)

Течение — Атлантический (океан)

3-я группа.

Море — Аральское (озеро)

Озеро — Янцзы (река)

Река — Карибское (море)

Океан — Тихий (океан)

Течение — Куросио (течение)

5) Тест.

«Гидросфера Земли»

1. К Мировому океану относятся:

а) моря и заливы б) заливы и озера

в) озера и моря г) проливы и реки

2. Площадь Атлантического океана:

а) больше площади Тихого и Индийского

б) больше площади Тихого, но меньше площади Индийского;

в) меньше площади Тихого, но больше площади Индийского;

г) меньше площади Тихого и Индийского.

3. Солёность 42 ‰ означает, что содержание солей в 1 л воды:

а) 4,2 грамма б) 42 грамма

в) 420 граммов г) 4200 граммов

4. Какова главная причина образования приливов и отливов?

а) постоянные ветры б) землетрясения

б) приближение и удаление Луны г) температура воды

5. Река от истока до устья течет по широкой длинное впадине. Это —

а) водораздел б) речная система

в) бассейн реки г) долина реки

6. Кратковременный подъем уровня воды в реке

а) паводок б) половодье

в) пойма г) исток

7. Средняя соленость Мирового океана составляет:

а) 15 ‰; б) 25 ‰; в) 35 ‰; г) 45 ‰;

8. Причиной возникновения цунами являются:

а) резкий перепад температур;

Читайте также:  Когда рыба заходит в реки весной

б) землетрясения и извержения подводных вулканов;

в) штормовые ветры;

г) скорость морских течений.

9. Река, впадающая в главную реку:

а) водораздел б) приток

в) исток г) пойма

10. Самое большое озеро в мире по площади

а) Байкал б) Верхнее

в) Зайсан г) Каспийское

5. Домашнее задание.

Повторить пройденные темы по разделу «Гидросфера», подготовка к практической работе и зачету.

6. Рефлексия.

Учащиеся высказываю мнение о проведенном уроке.

Источник

Мировой океан и его части

Три четверти поверхности нашей планеты покрыто океанами и морями, остальное — это суша. Мировой океан по определению включает все океаны, моря нашей планеты и другие водоемы, сообщающиеся с ними. Мировой океан и суша различны по своим качествам, но они не изолированы друг от друга: между ними происходит постоянный обмен энергией и веществами.

Мировой океан имеет площадь 361 млн. км2.

Океаны

Мировой океан делится на четыре основные части:

  • Тихий (или Великий)
    • Площадь — 179 млн. км 2 ;
    • Средняя глубина — 4 000 м;
    • Максимальная глубина — 11 000 м.
    • Расположен между материками Евразией и Австралией на Западе, Северной и Южной Америкой на Востоке, Антарктидой на Юге.
  • Атлантический
    • Площадь — 92 млн. км 2 ;
    • Средняя глубина — 3 600 м;
    • Максимальная глубина — 8 700 м.
    • Расположен большей частью в зап. полушарии, вытянут с Севера на Юг на 16000 км. Омывает Северную и Южную Америку, Антарктиду, Африку, Европу. Связан со всеми океанами.
  • Индийский
    • Площадь — 76 млн. км 2 ;
    • Средняя глубина — 3 700 м;
    • Максимальная глубина — 7 700 м.
    • Расположенный в основном в Южном полушарии, между берегами Азии, Африки, Австралии и Антарктиды. Западная граница между Атлантическим океаном и Индийском океаном проходит по 20° в. д., восточная – на Юге от южной оконечности о. Тасмания к Антарктиде по 147° в. д., севернее Австралии – по 127°30′ в. д. между материком и о. Тимор и далее на Западе и Северо-Западе вдоль Малых Зондских островов, островов Ява, Суматра и полуострова Малакка.
  • Северный Ледовитый
    • Площадь — 15 млн. км 2 ;
    • Средняя глубина — 1 200 м;
    • Максимальная глубина — 5 500 м.
    • Расположен между Евразией и Северной Америкой. Много островов: Гренландия, Канадский Арктический арх., Шпицберген, Нов. Земля, Сев. Земля и др. общей площадью 4 млн. км 2 . В Северный Ледовитый океан впадают крупные реки — Сев. Двина, Печора, Обь, Енисей, Хатанга, Лена, Индигирка, Колыма, Макензи.

Обмен водными массами между океанами осуществляется постоянно. Деление Мирового океана на части во многом условное и границы в истории менялись уже не раз. Океаны в свою очередь также делят на части. В океанах выделяют моря, заливы, проливы. Части океана, вдающиеся в сушу и отделенные от него островами, полуостровами, а также возвышениями подводного рельефа, называются морями.

Поверхность моря называют акваторией. Часть акватории моря, тянущаяся полосой вдоль территории какого-либо государства, называется территориальными водами. Эти самые территориальные воды имеют определенную ширину и входят в состав данного государства.

Международным правом предусмотрено, что ширина полосы территориальных вод, тянушейся вдоль берега, не должна превышать 12 морских миль. Эту величину признали около 100 государств, в том числе и Россия, но 22 страны самовольно установили более широкие территориальные воды.

Часть моря, расположенная за пределами территориальных вод, называется открытым морем. Оно находится в общем пользовании у всех государств.

Часть моря или океана, глубоко впадающая в сушу, но свободно сообщающаяся с ним, называется заливом. По свойствам течений, воды, живущих в них организмам заливы обычно мало отличаются от морей и океанов.

Части океанов называются морями или заливами в ряде случаев неправильно: так, заливы Персидский, Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский по их гидрологическим режимам следует отнести к морям, тогда как море Бофорта (Северная Америка) должно называться заливом.

Какие бывают заливы

Про заливы отдельная история.

В зависимости от причин возникновения, конфигурации, размеров, степени связи с основным водоемом среди заливов различают:

бухты — небольшие акватории, имеющие более или менее обозначенные береговые линии, ограниченные мысами или островами и обычно удобные для захода судов;

эстуарии — воронкообразные заливы, образующиеся в устьях рек под воздействием морских течений и высоких приливов (лат. aestuanum — затопляемое устье рек). Эстуарии образуются при впадении в моря Енисея, Темзы и реки Святого Лаврентия;

фьорды (норв. fjord) — узкие и глубокие заливы со скалистыми и высокими берегами. Фьорды врезаются в сушу на большую глубину (доходит до 200 км), глубина бывает 1000 метров и более. Образованы фьорды в результате затопления тектонических разломов и речных долин, по которым прошли ледники. Для России фьорды явление на распрастраненное, хотя есть на самом деле на Кольском полуострове, Новой Земле, Чукотке. Распространены фьорды по берегам Скандинавского полуострова, Гренландии, Аляски, Новой Зеландии.

лагуны (лат, lacus — озеро) — неглубокие заливы, отделяются от моря узкими песчаными косами. Обмен водными массами через проливы, часто мелководные. В низких широтах в лагунах вода более соленая чем в море, а в высоких и при впадении крупных рек наоборот — их соленость ниже морской.

лиманы (греч. limen — гавань, бухта). Эти заливы сходны с лагунами и образуются при затоплении морем расширенных устьев равнинных рек. Образование лимана связано и с опусканием береговой полосы. Так же, как и в лагуне, вода в лимане имеет значительную соленость, но, кроме этого, содержит и лечебные грязи.

Хорошо выражены эти заливы по берегам Черного и Азовского морей. Лиманы в Балтийском море и в Южном полушарии называют гафами (нем. haff — залив). Образуются гафы в результате действия вдоль береговых течений и прибоев.

губа — морской залив в устье реки. Это поморское название больших и малых заливов, в которые впадают реки. Это заливы мелководные, вода в них сильно опреснена и по цвету резко отличается от морской, дно в заливах покрывают речные отложения, вынесенные рекой. На севере России расположена Онежская губа, Двинская губа, Обская губа, Чешская губа и др.

Проливы

Части Мирового океана (моря, океаны, заливы) между собой соединяются проливами. Пролив — сравнительно широкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков, островов или полуостровов.

Проливы бывают самой разной ширины. Пролив Дрейка, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, около 1000 км шириной, а Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, в самом узком месте не шире 14 км.

Источник