Река нижнего новгорода порта

Содержание
  1. «Был порт, теперь стадион. А где же новый порт? Инвесторы спрашивают, а ответить нечего»
  2. Проблемный участок
  3. Что делать?
  4. Нужен ли нам гидроузел?
  5. Река Волга
  6. Исток Волги
  7. Географическое расположение реки Волга
  8. Дельта Волги
  9. Гидрологический режим реки
  10. Рельеф местности
  11. Крупные города
  12. Исторические упоминания о Волге
  13. Волга — торговый путь
  14. Использование Волги в наше время, туризм и отдых
  15. Экологическая ситуация
  16. Нижегородский Порт
  17. Содержание
  18. Суть явления [ править | править код ]
  19. История вопроса [ править | править код ]
  20. Создание [ править | править код ]
  21. С древних времен [ править | править код ]
  22. Питание бурлаков и экономика нижегородских портов в царское время [ править | править код ]
  23. Грузовой порт в Советское время [ править | править код ]
  24. Трудности приватизации [ править | править код ]
  25. Рассказы с мест [ править | править код ]
  26. ОАО «Нижегородский порт» банкротят [ править | править код ]
  27. Речной вокзал в Нижнем Новгороде
  28. Расписание речных прогулок
  29. История
  30. Здание
  31. Как добраться

«Был порт, теперь стадион. А где же новый порт? Инвесторы спрашивают, а ответить нечего»

Александр ЛисинАлександр Лисин. Иллюстрация: sputniknewslv.com

«Специалисты из Европы или Китая спрашивали, почему нет активной навигации на Волге. И я не знал, что им ответить. А говорить, что у нас ума не хватает, как-то не мог. За державу обидно».

Нижний Новгород расположен на слиянии двух крупных рек: Оки и Волги. С давних времен в нашем регионе развивалось речное судоходство. Но за последнее время речные перевозки — как пассажирские, так и грузовые — претерпели значительные изменения не в лучшую сторону. Как обстоят дела с навигацией в нашем регионе, NN.DK.RU рассказал член Экспертного совета при Коллегии Федерального агентства «Росморречфлот», доцент ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» Александр Лисин.

— Для начала важная преамбула — небольшой экскурс в историю, когда «начальники» Волги понимали, что и для кого создается. В 80-е годы мы называли Горький (Нижний Новгород) портом пяти морей, который включал в себя Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Река Волга — основа Единой глубоководной системы европейской части страны. Поэтому отрасль судостроения и была очень мощной, строился грузовой и пассажирский флот «река-море».

Это было и есть уникальное преимущество судов под российским флагом — возможность связать перевозками крупные промышленные города России и морские порты Европы и Северной Африки плюс Каспий. Судам под иностранными флагами во внутренние речные воды вход был закрыт. В итоге советский (российский) флот обеспечивал хорошую ценовую конкурентоспособность нашей внешней торговле (нефтепродукты, цветная руда, металл, зерно, оборудование, контейнеры).

Навигация и судостроение составляли одну систему. Строились большие серии судов типа «Волго-Дон», «Волжский» грузоподъемностью 5000 тонн и осадкой 3,5 метра. Габариты этих судов таковы, что умещались в шлюзы каналов и гидроузлов. Это напоминает типы морских судов, в названии класса которых слышатся имена каналов Panamax, Suezmax. Также строилась серия судов типа «Окский».

Горьковский порт и Казанский порт были самыми крупными по грузопереработке. Это связано с тем, что, во-первых, они располагались на перекрестках такие водных артерий, как Волга-Ока и Волга-Кама, плюс сами по себе эти города являлись крупными промышленными центрами.

Проблемный участок

Река Волга — это, по сути, каскад водохранилищ с гарантированной глубиной на фарватере 4 метра и более. «Живая» река с мелями и течением осталась на Нижней Волге от Волгограда и у нас от Городца до Лысково. Самый критичный участок сейчас от Городца до Балахны. Во-первых, там расположены 12 перекатов с ограничением глубины до 2,5 метров (особенно в конце лета — начале осени). Во-вторых, конструкция шлюза, который строился в 30-е гг., не обеспечивает необходимой глубины летом, поэтому гидроузел вынужден несколько раз в неделю создавать искусственно прилив, сбрасывая воду.

Первыми на это (лет 8-10 назад) отреагировали крупные пассажирские суда. Они не могут позволить себе стоять и ждать повышенного пропуска воды. Туристические круизы разбились на следующие маршруты: Москва — Кострома, Москва — Санкт-Петербург, Нижний Новгород — Ростов и Самара — Астрахань.

Затем «Волжское пароходство» и «Северо-Западное пароходство» (крупнейшие остатки былой славы) сосредоточили флот и перевозки на Средней и Нижней Волге, на Дону и, соответственно, на Балтике, устав работать с неполной загрузкой или организуя в Городце частичную отгрузку / догрузку.

Ситуация повторяется из года в год: 30-километровый участок Волги ниже Городца как бы разбивает речную систему европейской части России на два бассейна. А это косвенно влияет на притоки Волги. На Оке сильно снизилась интенсивность судоходства — мало флота. Тогда для чего углублять и копать фарватер? Нет глубин — не будет флота. Это замкнутый круг. Что говорить про Ветлугу, Вятку или Суру! Они утратили статус судоходных рек лет 10 назад.

Сейчас, по всем прогнозам, маловодный год. Те ограничения по глубине и осадке в районе Городца, что случаются обычно в августе, пришли в начале июня. «РусГидро», видите ли, перестаралось за зимний период и слило через гидрогенераторы много воды по всему каскаду Волги. Крупнотоннажный флот или работает вполовину грузоподъемности, или делает дополнительную перевалку. В связи с этим дорожные строители, бумкомбинат «Волга», металлургические комбинаты тратят дополнительные деньги. Поэтому «Волжское пароходство» уводит крупный флот на Дон.

Что делать?

Страна упускает транзитные возможности, коридор Север-Юг в полном своем смысле не работает. Волга с притоками и каналами — это транспортная артерия с колоссальной пропускной способностью, несмотря на то, что замерзает на пять месяцев. Если мы хотим нарастить экспорт, а заодно и импорт, тогда нужно строить флот и новые причалы. Это будет быстрее, чем строить новые километры железнодорожных путей. Короче говоря, теряем синергетический эффект.

Нижний Новгород упускает свой статус столицы Волги. Есть центр проектирования и судостроения, штаб-квартира крупнейших судоходных компаний, а река пустая! Был порт, теперь стадион. А где же новый порт? Об этом меня спросили китайские инвесторы. Крупнейшие предприятия области расположены у реки, кое-кто еще сохранил причалы, а эти возможности не используются.

Нужно решать проблему Городца — этого «узкого горлышка» в Единой глубоководной системе страны. Давайте, наконец, выполнять Стратегию развития внутренних водных путей. Если государство берет на себя речную инфраструктуру (реки, притоки, гидроузлы, причальные стенки, подъездные пути к порту и т.д.), то надо этим заниматься. Надо поддерживать бизнес, заниматься перевозками и логистикой, пассажирами и туризмом.

Нужен ли нам гидроузел?

Нижегородский низконапорный гидроузел нужен, и попытки затянуть строительство под предлогом пересмотреть способы решения проблем мелководья на участке ниже Городца приносят прямой вред. Мы научились говорить об экологическом ущербе, прогнозируя и додумывая за природу, как и что изменится. Мы, власть и общество, разучились говорить о глобальных стратегических преимуществах, которые дает самая полноводная и протяженная система Европы.

Все альтернативные проекты поддержания глубины, по факту, представляют собой научные дискуссии и споры той или иной группы экспертов. При всем уважении, пора бы перестать «зарабатывать лайки», а заняться возрождением Волги как транспортной артерии.

Спорить о преимуществах того или иного вида транспорта, говорить о конкуренции между ними, конечно, проще, чем создавать Единую транспортную систему страны, где каждому виду транспорта, в том числе и речному, найдется место и роль.

Мне приходилось общаться со специалистами из Европы или Китая, которые, находясь в Нижнем Новгороде, спрашивали, почему нет активной навигации на Волге. И я не знал, что им ответить. А говорить, что у нас ума не хватает, как-то не мог. За державу обидно.

Источник

Река Волга

В России много разных красивых рек, но именно Волгу называют величественной, царицей всех русских рек. Река Волга протекает в Европейской части России через территорию 11 областей и 4 республик. Относится к бассейну Каспийского моря.

Река Волга самая полноводная и крупная река Европы. В древние времена называли Ра, потом носила название Влоги — Итиль. В различных источниках встречаются также названия «Атиль», «Асиль», «Исиль», «Астиль», «Эдиль», «Идель», «Атал». Некоторые из них до сих пор встречаются в разных языках (татарском, башкирском, чувашском, калмыцком, карачаево-балканском и ногайском).

Исток Волги

Маленький ручеёк течет из ключа у деревни Волговерховье в Тверской области. Вот такой он — исток Волги. В пределах Валдайской возвышенности, т.е. в своем верхнем течении, река Волга проходит через небольшие озёра — Малое и Большое Верхиты, затем через систему более крупных Верхневолжских озёра: Стерж, Вселуг, Пено и Волго, объединённые в Верхневолжское водохранилище.

У Волги около 150 000 притоков, благодаря которым река набирает мощь и силу, превращаюсь в могучую реку, которая несет свои воды в Каспийское море.

Река Волга одна из самых больших рек на Земле, а в Европе самая большая. В мировой статистике по длине она на 16-ом месте и на 4-м месте среди рек России. Также Волга является самой большой в мире рекой, впадающей не в море, а во внутренний водоем.

Географическое расположение реки Волга

Исток Волги расположен на Валдайской возвышенности, на высоте 229 м от уровня моря. Исток — это ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. Впадает великая река в Каспийское море.

Устье лежит на 28 м ниже уровня моря.

Бассейн реки Волга

Волга — крупнейшая в мире река из числе тех, которые не впадающая в мировой океан (называется внутренний сток).

В верхнем течении, т.е. на территории Валдайской возвышенности Волга проходит через небольшие озёра — Малое и Большое Верхиты, затем уже через систему крупных озёр, известных как Верхневолжские озёра: Стерж, Вселуг, Пено и Волго, объединённые в так называемое Верхневолжское водохранилище.

Длина Волги 3 530 километров. Площадь бассейна водосбора: 1 360 тыс. кв. км. Ширина русла: до 2500 м.

Падение реки 256 м. Средняя скорость течения: меньше 1 м/с.

Средняя глубина Волги 8 – 11 метров, на отдельных участках 15 – 18 метров.

Дельта Волги

Дельта Волги признана самой экологически благополучной дельтой в Европе. Территория под хозяйственное использование здесь востребована, но регулярно расширяются границы природных заповедников, что позволяет сохранять баланс.

Первый в России биосферный заповедник был именно в дельте Волги в далеком 1919 году. Сейчас в регионе расположены четыре государственных природных заказника областного значения. Несколько лет назад в Астраханской области появился федеральный государственный природный заповедник — Богдинско-Баскунчакский.

Крупнейшая речная долина Европы Волго-Ахтубинская пойма и дельта реки Волги, а также окружающая их пустыня всегда привлекали внимание ботаников. Первые исследования главным образом касались видового состава флоры. В разное время область посетили: П. С Паллас, К. К Клаус, Э. А Эверсманн, И. К Пачоский, А. Я Гордягин и многие другие выдающиеся путешественники и ботаники.

Гидрологический режим реки

Основное питание Волга получает за счёт талых вешних вод. Грунтовые воды, подпитывающие реку в зимний период, и летние дожди, играют в её питании меньшую роль. В годовом уровне реки выделяют три периода:

  • продолжительное и высокое весеннее половодье,
  • устойчивая летняя межень,
  • низкая зимняя межень.

Период половодья в среднем длится 72 дня. Максимальный подъём воды обычно происходит в первой половине мая, примерно через две недели после весеннего ледохода. С июня по октябрь-ноябрь устанавливается летняя межень, в период которой открыта навигация по Волге. Волга – одна из важнейших водных магистралей России.

Самые крупные притоки реки Волга — реки Кама и Ока.
– река Кама, левый приток Волги, – длина 1805 км, площадь бассейна 507 000 км².
– река Ока, правый приток – длина 1498,6 км, площадь бассейна 245 000 км².

В течении условно выделяют три участка реки:

Верхняя Волга – от истока до Нижнего Новгорода (устье Оки).

Средняя Волга – от устья Оки до устья Камы.

Нижняя Волга – от устья Камы до Каспийского моря.

Верхняя Волга протекает преимущественно в лесной зоне, минуя крупные лесные массивы, тогда как маршрут средней части реки пролегает через лесостепную полосу. Нижняя Волга держит свой путь в степной и полупустынной зонах. Дно Волги в разных местах может быть песчаное или илистое, часто встречаются илисто-песчаные участки. На перекатах грунт в основном галечный или хрящеватый.

Максимальная температура воды в летний сезон достигает 20–25 градусов, зимой река на всём своём протяжении покрывается льдом: верхняя и средняя части замерзают до конца ноября, нижняя Волга – в начале декабря. Появление на реке водохранилищ повлекло за собой изменение теплового режима Волги. Так, на верхних плотинах период ледового плена увеличился, а на нижних – уменьшился.

Рельеф местности

Река Волга – типичная равнинная река. Бассейн Волги занимает около 1/3 Европейской части России и простирается по Русской равнине от Валдайской и Среднерусской возвышенностей на западе и до Урала на востоке. В связи с очень большой протяженностью реки, состав почв в бассейне Волги очень разнообразен.

Крупные города

На реке Волга расположены четыре города-миллионера. Перечислю их в порядке следования от истока к устью:
– Нижний Новгород – административный центр Нижегородской области России и крупнейший город Приволжского федерального округа. Расположен по середине Восточно-Европейской равнины в месте впадения в Волгу реки Ока. Ока делит Нижний Новгород на две части: верхняя часть на Дятловых горах; нижняя часть — на левом берегу Оки.

– Казань – столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волга. Является одним из крупнейших научно-образовательных, культурных центров России. Экономически развитый город. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

– Самара – город расположенный в среднем Поволжье России. Является административным центром Самарской области. Шестой по численности населения город России с населением — 1,17 млн. человек по состоянию на 2012 год.

– Волгоград – город расположенный на юго-востоке Европейской части России, является административным центром Волгоградской области. Расположился на западном берегу реки в её нижнем течении. Вместе с расположенными на восточном берегу городами Волжский и Краснослободск входит в Волгоградскую агломерацию.

На Волге также стоят другие известные и достаточно большие города: Ржев, Тверь, Дубна, Кимры, Калязин, Углич, Мышкин, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Кинешма, Юрьевец, Козьмодемьянск, Чебоксары, Звенигово, Волжск, Тетюши, Ульяновск, Новоульяновск, Сенгилей, Тольятти, Жигулевск, Сызрань, Хвалынск, Балаково, Вольск, Маркс, Саратов, Энгельск, Камышин, Николаевск, Ахтубинск, Харабали, Нариманов, Астрахань, Камызяк.

Исторические упоминания о Волге

Некоторые исследователи склонны считать, что первое упоминание о Волге встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). Речь идет о рассказе о походе персидского царя Дария на скифов. Геродот сообщает, что персы, преследуя скифов, перешли за реку Танаис (Дон), и остановились на реке Оар. Реку Оар пытаются отождествить с Волгой, хотя Геродот также сообщил, что Оар впадает в Меотиду (Азовское море).

В древнеримских источниках II—IV веков Волга названа как река Ра — щедрая, в арабских источниках IX века именуется Ателью — рекой рек, великой рекой. В самой ранней древнерусской летописи, «Повести временных лет», сказано: «Из того Волоковского леса потечёт Волга на восток и втечёт… в море Хвалисское». Волоковский лес — старинное название Валдайской возвышенности. Хвалисским именовалось Каспийское море.

Волга — торговый путь

Географическое положение Волги и наличие крупных притоков обусловило уже к VIII веку её важное значение как торгового пути. Именно по Волжскому пути хлынул поток арабского серебра в скандинавские страны. Из арабского халифата вывозились металлы, ткани, из славянских земель — меха, воск, мёд.

В IX—X веках в торговле значительную роль играли такие центры, как хазарский Итиль в устье, булгарский Булгар на Средней Волге, русские Ростов, Суздаль, Муром в Вернем Поволжье. С XI века торговля ослабевает, а в XIII веке монголо-татарское нашествие нарушило хозяйственные связи, кроме бассейна верхней Волги, где активную роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси.

С XV века значение торгового пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном Грозным в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы под единое управление Московии, что способствовало расцвету волжской торговли в XVII веке.

Возникают новые крупные города — Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По Волге ходят большие караваны судов (до 500). В XVIII веке основные торговые пути перемещаются на Запад, а экономическое развитие нижней Волги сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников. Бассейн Волги в XVII—XVIII веках явился основным районом действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С.Т. Разина и Е.И. Пугачёва.

Волжский торговый путь активно развивается в XIX веке, происходит соединения Мариинской речной системы бассейна Волги и Невы (1808); возникает крупный речной флот (в 1820 — первый пароход), все слышали о волжских бурлаках (до 300 тыс. чел.). Река используется для крупных перевозок хлеба, соли, рыбы, позже нефти и хлопка.

В годы Гражданской войны 1917— 1922 перевозки закономерно снизились, но не надолго. Взятие большевиками контроля над Волгой считается важным переломным моментом Гражданской войны, так контроль над Волгой обеспечивал доступ к хлебным ресурсам и бакинской нефти. Важную роль в Гражданской войне сыграла оборона Царицына, в которой активную роль играл И. В.Сталин, что и послужило поводом для переименования Царицына в Сталинград.

В годы сталинской индустриализации всей страны значение Волжского пути возросло. С конца 30-х годов XX века Волга начинает использоваться также и как источник гидроэнергии. В период Великой Отечественной войны 1941—45 на Волге произошла крупнейшая Сталинградская битва, которая сохранила имя Волги в истории освобождения края. В послевоенный период экономическая роль Волги усилилась еще, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций.

Использование Волги в наше время, туризм и отдых

Люди используют Волгу в самых разнообразных целях. Прежде всего, это важная хозяйственно-транспортная магистраль.

  • Вверх по Волге поставляют хлеб, соль, рыбу, овощи, нефть, нефтепродукты, цемент, гравий, уголь, металл и др.
  • Вниз по течению сплавляют пиломатериалы, лес, минерально-строительные грузы и промышленные материалы.

Также на реке осуществляются пассажирские перевозки и экскурсии на теплоходах.
Река является источником водоснабжения сельскохозяйственных объектов, а также заводов, фабрик и иных промышленных предприятий. Построено некоторое количество плотин и гидроэлектростанций вырабатывающих электроэнергию для нужд человека.

После прохождения Волги через систему Верхневолжских озёр еще в 1843 году была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания глубин, пригодных для судоходства в межень. Между городами Тверь и Рыбинск на Волге созданы так называемое Московское море (на самом деле Иваньковское водохранилище) с плотиной и ГЭС у города Дубна, Угличское водохранилище (ГЭС у Углича), Рыбинское водохранилище (ГЭС у Рыбинска). У Городца (выше Нижнего Новгорода) Волга, перегороженная плотиной Горьковской ГЭС, образует Горьковское водохранилище.

Шлюз Нижегородской ГЭС

Многие жители нашей страны путешествуют по Волге, отправляются сюда для активного отдыха или рыбалки.

Волга – одна из богатейших рек России, где насчитывают около 80 видов рыб, среди которых осётр, щука, налим, белуга, сом, сазан, ёрш, лещ, белорыбица и многие другие. Широко развит промысловый лов многих видов. С давних времён река Волга считалась одним из наилучших мест для рыбалки.

Экологическая ситуация

С 30-х годов XX века Волга стала использоваться в качестве источника гидроэнергии. В наше время в бассейне реки сосредоточено примерно 45 % промышленного и около 50 % сельскохозяйственного производства Российской Федерации. Волга обеспечивает более 20 % всего рыбного промысла страны. Здесь сооружены 9 водохранилищ и гидроэлектростанции.

Закономерно проблема загрязнения окружающей среды стоит достаточно остро. По мнению специалистов, нагрузка на водные ресурсы реки в восемь раз превышает среднюю по стране, а 65 из 100 наиболее загрязнённых городов России располагаются в бассейне Волги.

Экологи бьют тревогу: воды Волги серьёзно загрязнены. Данные мониторинга подтверждают, что качество воды в Волге и её притоках и водохранилищах не соответствует российскому стандарту качества по целому ряду параметров. Наиболее серьёзные экологические проблемы загрязнения воды возникают в связи с: наличием большого количества плотин; работой крупных промышленных предприятий и комплексов; обилием загрязнённых стоков больших городов; интенсивной навигацией.

Источник

Нижегородский Порт

100px Народные герои одобряют эту статью
Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе
<<#video:youtube| 2ccibFEcWt8 | 250 >>
Вид с высоты портового крана

Файл:Rech port3.JPG

Вид на речной порт от Канавинского моста

Речной порт. Фото Михаила Архипова

Вид из Нижегородского речного порта на Речной вокзал

Речной порт. Горький, 1956 г.

Нижегородский (Речной) Порт — грузовой порт на Стрелке в Нижнем Новгороде (г. Горьком). Основан 7 марта 1932 г.

Содержание

  • 1 Суть явления
  • 2 История вопроса
    • 2.1 Создание
    • 2.2 С древних времен
    • 2.3 Питание бурлаков и экономика нижегородских портов в царское время
    • 2.4 Грузовой порт в Советское время
    • 2.5 Трудности приватизации
  • 3 Рассказы с мест
    • 3.1 ОАО «Нижегородский порт» банкротят
  • 4 Контакты
    • 4.1 Почтовый адрес
    • 4.2 Телефон
  • 5 Смотрите также

Суть явления [ править | править код ]

Переработка минерально-строительных грузов — приоритет в деятельности предприятия. Ежегодно порт, представленный тремя грузовыми районами, перемещает около полутора миллионов тонн грузов, в навигационный период добывает и перевозит более двух миллионов тонн речного песка из русла реки, перегружает около 700 тысяч тонн обогащенной песчано-гравийной смеси и щебеночных материалов. Нижегородский порт имеет 9 русловых месторождений песка в акватории реки Волги от Васильсурска до Нижнего Новгорода и в Дуденеве на Оке. Разработка этих месторождений позволяет максимально сократить расстояние перевозки до строящихся объектов.

В ассортименте грузов, обрабатываемых портом, числятся камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырье.

История вопроса [ править | править код ]

Создание [ править | править код ]

Приказом № 94 Народного комиссариата водного транспорта Нижегородское речное управление было реорганизовано в «Управление Нижегородского речного порта, с границами: вверх по Волге — Пучеж (исключительно), вниз по Волге — Исады (включительно)», и на базе разрозненных неблагоустроенных причалов, расположенных на естественных берегах рек Оки и Волги в районах Стрелки, Сибирских причалов, Молитовки и Нижневолжской набережной, образовалось единое самостоятельное производственное предприятие.

С древних времен [ править | править код ]

Фактическая же история речного порта в Нижнем Новгороде, гораздо длиннее и богаче.

В начале XIX века на месте Сибирских пристаней (где сегодня расположен Центральный грузовой район) находились склады одиннадцати частных судоходных компаний. Всего в эту пору на Волге было более 200 крупных судовладельцев, каждый из которых имел свои пристани или арендовал постоянное место стоянки. Особое значение приобрели Сибирские пристани в 1817 году, после перевода в Нижний Новгород Макарьевской ярмарки. Правда, представляли они тогда из себя довольно унылое зрелище: множество деревянных сараев, которые, дабы не унес паводок, ежегодно разбирались. Грузооборот пристаней исчислялся всего лишь миллионом пудов, и хотя в городе уже было электричество, до 1899 года освещались они керосиновыми фонарями.

Настоящий расцвет пришел к Сибирским пристаням с началом ХХ века. Рост российской экономики благоприятно отразился и на водных перевозках. В 1905 году на Стрелке появились первые каменные склады.

Питание бурлаков и экономика нижегородских портов в царское время [ править | править код ]

Хотя на рубеже ХIХ—ХХ веков грузооборот водных путей в Нижнем Новгороде достигал 73 миллионов пудов, суда швартовались к дебаркадерам и баржам, а товар сбрасывался прямо на набережную — вот такая была незамысловатая технология. Только в 1905 году по берегам появились лабазы, хозяевами которых были почти 200 крупных купцов-судовладельцев, представлявших 11 частных пароходств.

Прибыли речных коммерсантов росли как на дрожжах: у общества «Самолет» они в 1916 году достигли трех миллионов целковых, у «Кавказа и Меркурия» — более пяти миллионов. В те времена труд речников мало чем отличался от бурлацкого: по еще не растаявшему снегу шли к Стрелке крестьяне, чьи земельные наделы не могли прокормить семью. «Правила игры» — оплату, условия найма, продолжительность рабочего дня — устанавливал подрядчик, не забывавший отстегивать себе львиную долю. Все техническое подспорье — тачка, сама весившая два пуда, или 32 килограмма. В Нижнем Новгороде платили от двух до шести рублей за 1000 пудов (16 тонн) перемещенного груза. За навигацию заработок достигал 50—80 рублей, этого семье должно было хватить до следующей весны. А весен таких было раз-два — и обчелся: более сорока процентов работников не выдерживали и пяти навигаций. Тем более что артель питалась скудно: на четыре-пять человек, собравшихся у котла, приходилось 600 граммов грубого хлеба, 400 граммов мяса…

5 февраля 1918 года вышел в свет Декрет о национализации торгового флота, вслед за которым возникло централизованное руководство пароходствами и было образовано единое управление Сибирскими пристанями во главе с первым заведующим, бывшим приемосдатчиком Степаном Митрофановым.

На этом, образно говоря, завершился период «тяжелого детства» будущего Нижегородского порта.

Однако начавшееся «отрочество» легким тоже не назовешь: гражданская война, разруха, героический труд первых пятилеток… Но это уже были трудности, на фоне которых будущий порт мужал и креп, становясь все более оснащенным.

Грузовой порт в Советское время [ править | править код ]

С приказа Наркомвода об образовании Нижегородского речного порта жизнь на Стрелке резко изменилась. Некогда вольные грузчики стали неотъемлемой частью его коллектива. Появились соревнующиеся друг с другом бригады, среди которых первенствовали коллективы Тиховой и Ярцева.

В 1932 году на Сибирских пристанях заработали первые паровые плавкраны, плавучие перегружатели и переносные транспортеры различных систем.

За годы первой пятилетки протяженность усовершенствованных железобетонных стенок достигла 440 метров. Грузооборот по сравнению с 1928 годом вырос более чем в два раза и составил 4220 тыс. тонн. Сибирские пристани приобрели статус внеразрядного порта.

В начале 1937 года Горьковский порт (в то время он именовался «Внеразрядная пристань») был разделен на три самостоятельные пристани первого разряда: «Горький-Городская» осуществляла прием и отправку грузов на городских причалах, обработку на них грузопассажирских судов и окских баркасов, паузку и перевалку на Горьковском рейде. В ее состав входили речной вокзал, пассажирские дебаркадеры и 130 судов местного флота; «Горький-Сибирская» и «Горький-Молитовка» проводили грузовые и коммерческие операции, обработку грузовых судов и вагонов. Координировал работу пристаней диспетчерский участок.

В этом же году в основном закончилось строительство стенки, на которой впервые было установлено четыре портальных крана «Кировец», грузоподъемностью две тонны. Вскоре пристани вновь были объединены в единый порт с грузовыми участками.

Все более широким становилось стахановское движение. Многократно превышая плановые задания, работали бригады грузчиков Буренкова, Илюниной («Горький-Сибирская»), Ярцева («Горький-Молитовка»), экипажа механика крана № 9 Ненашкина («Горький-Городская»).

Вскоре пристани вновь были объединены в единый порт с грузовыми участками.

Успешные навигации первых лет третьей пятилетки 22 июня 1941 года прервал приказ, в результате которого грузовые суда становились кораблями — сторожевиками, тральщиками, канонерскими лодками и санитарным флотом.

Эту веху с полным основанием можно считать началом периода «зрелости» Горьковского порта. Жизнь на Стрелке коренным образом изменилась.

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны горьковским портовикам было вручено на вечное хранение Знамя Комитета обороны СССР.

Вклад горьковчан в Победу не остался незамеченным. В законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 годы особое внимание было уделено горьковским портовикам. Достаточно сказать, что из 22 миллионов 600 тыс. руб., ассигнованных на восстановление портов и пристаней Волги, более двух третей (15 млн. руб.) выделялось Горьковскому порту.

Однако какими бы темпами ни рос технический потенциал порта, без умелых рук, пытливого ума и энтузиазма его работников он не мог бы привести коллектив к успеху. Успех предопределялся славными трудовыми традициями, одна из которых — преемственность поколений. Не случайно в марте 1951 года Государственные премии были присуждены горьковским портовикам: крановщику И. Д. Сычеву, бригадиру грузчиков Н. В. Буренкову и бывшему главному инженеру порта М. Р. Никулину.

Без преувеличения Горьковский порт в тот период можно было смело назвать кузницей как собственных кадров, так и выдающихся специалистов речного флота. Несколько характерных примеров:

— начав свой путь рядовыми работниками, многие портовики стали руководителями: крановщик Н. Ермолаев — старшим инженером района, электрик Ю. Васин — главным энергетиком порта, начальник смены М. Сизов — начальником порта;

— начальник порта А. Владимиров в годы войны стал заместителем начальника управления пассажирских перевозок МРФ.

В 1954 году для переработки тарно-штучных грузов в Горьком стали применять контейнеры.

С 1956 года порт начинает работать зимой, обрабатывая железнодорожные дороги. Ледоколы приводили несколько баркасов, которые, загрузившись, затем по полой воде уходили в глубинные районы боковых рек.

Все последующие годы, вплоть до начала 90-х, неизменно увеличивая объемы переработки грузов и повышая производительность труда, Горьковский порт прочно удерживал звание одного из мощнейших речных портов страны.

Трудности приватизации [ править | править код ]

Непривычно голо сегодня у стенки Центрального грузового района Нижегородского речного порта. Два-три обрабатываемых транзитных теплохода теряются среди малочисленной собственной портовой флотилии.

Кризисная ситуация, в которой оказался Горьковский речной порт в начале 90-х годов — результат не только катастрофического падения объемов грузоперевозок, возникшего в результате перестроечных процессов: развала стройной системы функционирования речного транспорта и потери оборотных средств из-за высокой инфляции.

— Главное, — считает в недавнем прошлом генеральный директор порта, ныне председатель совета директоров Владимир Новицкий, — это «гримасы приватизации», изначально запрограммировавшие предприятие на банкротство. Ведь как было в советские времена? Средства на строительство жилья и социальной сферы выделялись пароходствам, а в качестве заказчиков повсеместно выступали порты. Поскольку Нижний Новгород — столица Волжского объединенного речного пароходства, то и жилья Горьковский порт строил очень много. При приватизации порт из структуры пароходства выделили, но все, что им когда-либо было построено, осталось на его балансе. Вот и получилось, что около трех тысяч человек, работавших в то время в порту, должны были содержать только в Нижнем Новгороде 150 тысяч квадратных метров жилья. Плюс к этому дома в Балахне, Городце, Лыскове, Чкаловске, Васильсурске, Володарске и на Бору. Такой ноши предприятие вынести просто не могло.

Многие предприятия, оказавшись в аналогичной ситуации, так и не смогли оправиться от глубокого кризиса. Но чего стоила бы тогда вся славная история Нижегородского порта, если б сегодняшние его руководители, смирившись с обстоятельствами, не нашли верного решения проблемы!

И решение было найдено. Пройдя процедуру банкротства и связанного с ним внешнего управления, порт сумел полностью передать жилье на баланс муниципалитета. После этого начался поиск альтернативы основным прежде грузопотокам: песку, гравию и щебенке, спрос на которые резко упал.

Воспользовались тем, что в здание, находящееся рядом с портом, переехала нижегородская таможня, портовики переманили к себе с железной дороги таможенный пост и, приведя в порядок склады, получили лицензию на таможенное хранение грузов.

Появился огромный объем работы и, следовательно, большие деньги. Плюс к этому Нижегородский порт стал единственной организацией в Приволжском федеральном округе, через склады временного хранения которой растаможиваются легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам. Это тоже доход. Перспективность данного направления подтверждает катастрофическая нехватка площадей в имеющихся складах. Поэтому порт сегодня занимается их реконструкцией и начинает строительство новых контейнерного и таможенного терминалов.

Кроме того, выиграв конкурс по программе TACIS, нижегородцы получили от европейского сообщества компьютерной техники и программного обеспечения на 200 тысяч ЭКЮ и теперь организуют работу терминала в соответствии с международными требованиями.

Впрочем, таможенный терминал — не единственный источник доходов порта. На этом участке занято всего лишь шесть женщин и пятнадцать докеров. Всего же в порту сейчас трудится 800 человек. Остальные — возят и перерабатывают грузы. Ведь на те же щебень и гравий опять появился спрос. Причем немалый.

Но… не хватает собственного флота.

Это и многое другое, осуществленное за минувшие годы, позволяет сегодня с уверенностью говорить о том, что Нижегородский речной порт преодолел кризис и находится в стадии выздоровления.

— В 2001 году порт сумел увеличить объем перевозок и переработки грузов по сравнению с 2000-м в полтора раза, в два с лишним раза увеличился объем доходов с одновременным ростом заработной платы в три раза, — говорит генеральный директор порта Александр Сутягин. — Сегодня данное направление продолжено, и в бизнес-плане на 2002 год предусмотрено увеличение объемов услуг уже в 1,5 раза к уровню 2001 года. В два раза должны вырасти доходы, на 50 процентов увеличится зарплата портовиков. По итогам пяти месяцев могу сказать: мы не ошиблись в своих прогнозах.

Самое главное, чего удалось добиться, — переломить настроение персонала. В 2001 году процентов шестьдесят не верили, что порт выживет. Сегодня, я считаю, все, к счастью, стали патриотами порта, верят в его благополучную судьбу.

Рассказы с мест [ править | править код ]

ОАО «Нижегородский порт» банкротят [ править | править код ]

Распродается вся техника и флот порта. Держатель контрольного пакета акций ОАО «Нижегородский порт» петербурская компания «Лэк», «Макромир». Они преобрели порт чтобы обонкротить порт, а на его месте построить бизнес-центр «Стрелка-Сити». У Нижегородского порта был еще один порт в городе Кинишма Ивановской облости. На данный момант уже идет процедура бонкродства в Кинешемском порту вся техника и флот проданы за долги. В Нижегородском порту происходит задержка зарплаты, а 13.07.10г. нам зачитали приказ за номером 190/1 об изменении оплаты труда. Зарплата состовляла оклад+надбавка стимулируещего характера, а сейчас после этого приказа надбавка отменяется и место ее будет премия за выполнения плана но работы нет премии нет и зарплата составит 7-8 т.р. в месяц минус 13% налога и чего остается. Семью прокормить не начто. Все работники отработали всю свою жизнь кто на пенсии, а кто предпенсионного возраста и уйти не куда кто возмет? Есть и молодые работники порта но они перебиваются заработками на стороне.

— «Совет директоров ОАО «Нижегородский порт» на заседании 25 августа 2009 года принял решение о назначении Игоря Тушева генеральным директором компании. Об этом говорится в сообщении общества. Предыдущим решением совет директоров освободил от должности гендиректора Александра Жаркова.» portnews.ru/news/47573/ Неувязочка. Жарков уж год как не гендиректор.

— Снова Жарков теперь директор там.

— Советом деректоров с 1 декабря 2009 года генеральным директором снова назначен Жарков А.А. , а Тушева уволили. Тушев долго судился что его не законно сняли с поста ген деректора.

— Жарков с ума сходит то он отправляет речной земснаряд по добыче песка на украину в море, а то создать судоремонтный завад создать решил танкера волгонефти ремонтировать собрался на разбитой плавмастерской.

— Работники порта, вы бы хоть правильно называли генерального. Александр Алексеевич его зовут.

Источник

Речной вокзал в Нижнем Новгороде

iriska-kuz» > Речной вокзал в Нижнем Новгороде
Рейтинг TripAdvisor - 3.52 отзыва

  • Расписание речных прогулок
  • История
  • Здание
  • Как добраться

Белоснежное здание со шпилем у места слияния Оки и Волги — нижегородский Речной вокзал. Место на Нижне-Волжской набережной выбрано не случайно: многие столетия напротив Стрелки располагались пристани, к которым причаливали военные, торговые и пассажирские суда. Вокзал был построен в 1964 г., и вплоть до 2001-го здесь кипела жизнь: в кассах продавались билеты на скоростные местные маршруты, а горожане и туристы коротали время в залах ожидания.

В начале двухтысячных инфраструктура пришла в упадок, а Речной вокзал перестал использоваться для обслуживания пассажиров. Собственного сайта у него нет.

После реконструкции в 2003 г. его помещения заняла администрация судоходной компании «Волжское пароходство» (внутренние водные грузоперевозки). На входе осуществляется пропускной режим, поэтому попасть в здание могут только сотрудники компании. Посетить по предварительной записи можно только расположенный на 4 этаже исторический музей «Волжского пароходства», который работает по будням с 08:00 до 17:00 (в пятницу до 16:00).

Здание Речного вокзала со стороны Нижне-Волжской набережной

Расписание речных прогулок

Раньше от причалов нижегородского Речного вокзала отходили суда на подводных крыльях и воздушных подушках. С 2013 г. были закрыты практически все местные и пригородные регулярные пассажирские маршруты. Основные причины — снижение пассажиропотока и недостаток средств в городском бюджете. Но речные перевозки остановились не полностью.

На набережной за Речным вокзалом (причал № 6) и у пассажирского причала № 12 (напротив памятника Петру I) в период навигации с мая по сентябрь работают кассовые павильоны компании «Водоходъ» (пн-пт), где можно купить билеты на прогулочные, развлекательные и экскурсионные рейсы по Волге и Оке. Двухпалубные теплоходы «Водоходъ», «Москва-143», «Москва-59» и «Нева-4» отплывают ежедневно от причалов № 6 и 12. Маршрут 1.5-часового круиза проходит мимо достопримечательностей Нижнего Новгорода — Стрелки, Кремля, Вознесенского Печерского монастыря, Чкаловской лестницы. Расписание речных прогулок представлено на официальном сайте «Водохода». Здесь же можно приобрести билет онлайн.

Билеты на речные прогулки можно приобрести на причалах №6 и 12

История

С глубокой древности место слияния двух рек выполняло функцию речных ворот в Нижний Новгород. Причалы на правом берегу Волги были всегда — с самого начала навигации. Многие столетия здесь бросали якорь деревянные торговые и военные корабли, которым со временем пришли на смену скоростные суда, теплоходы и пароходы с металлическими корпусами.

В XIX в. от набережной отходили величественные паровые суда «Великий князь Александр Михайлович» и «Великая княжна Ольга Владимировна». Макеты этих и многих других теплоходов можно увидеть на постоянной выставке в музее «Волжского пароходства». У пристаней и дебаркадеров швартовались пассажирские суда, а в годы Гражданской войны — корабли Волжской военной флотилии. В 30-е гг. на площади у набережной были установлены символичные ворота, на которых впоследствии сделали надпись «Речной вокзал». Спустя три десятилетия на месте ворот появился и сам вокзал.

Вид на Речной вокзал с воды

Здание

Здание Речного вокзала построено по проекту ленинградских архитекторов М. И. Чурилина и Л. С. Смирновой в 1962—1964 гг. Белый фасад с большими окнами и надписью «Нижний Новгород» напоминает корабль, увенчанный шпилем-мачтой. До реконструкции внутри находились кассы, залы ожидания и буфет. Из помещения можно было попасть к центральной пристани по подземным переходам. На данный момент выходы к причалам перекрыты.

Перед Речным вокзалом со стороны набережной установлен памятник труженикам Волги (скульптор — А. А. Щитов). Два бронзовых моряка со штурвалом стоят у ограждения рядом с лестницей, по которой можно спуститься к реке и действующему шестому причалу. С этого места открываются живописные виды на правый берег Волги, Стрелку, Канавинский мост и Собор Александра Невского. С другой стороны архитектурного «корабля» находится площадь Маркова с фонтаном, аркой-аттракционом «Электрические витамины» и памятником героям Волжской военной флотилии (скульптор — П. И. Гусева). Задний фасад украшает надпись «Волжское пароходство».

Здание речного вокзала со стороны площади Маркина

С 2001 по 2003 гг. была проведена масштабная реконструкция. Речной вокзал получил две полукруглые трехэтажные пристройки-ротонды, а площадь помещений увеличилась до 9300 кв. м. Фасад был обновлен и утеплен, а панорамные окна застеклены двухкамерными стеклопакетами. Внутри появились офисы служб и подразделений компании «Волжское пароходство».

Изначально планировалось, что в здании вокзала будет размещаться столовая и зал ожидания с кассами и информационным табло. Но с момента открытия (10 мая 2003 г.) и до последнего времени планы так и не были реализованы. В 2019 г. в новгородских СМИ появилась информация, что вокзал и пассажирские причалы все же будут использоваться по назначению, поскольку местное и пригородное водное сообщение в Нижнем Новгороде должно возобновиться в ближайшем будущем.

Монумент героям Волжской военной флотилии на площади Маркина

Как добраться

До нижегородского Речного вокзала ходят автобусы № А3, А5, А19, А45, А52, А61, А 90, А95 и маршрутки № т24, т37, т40, т45, т70, т71, т87, т91, т92. Остановка «Речной вокзал» находится на площади Маркина напротив здания, рядом с памятником героям Волжской военной флотилии.

Такси в Нижнем Новгороде можно заказать через сервисы «Везет», «Максим», «Сатурн» или «Яндекс. Такси».

Панорама Речного вокзала в Нижнем Новгороде на Google-картах

Нижегородский речной вокзал: видео

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector