Меню

Река раскинулась течет грустит лениво тропы

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А. А. Блок

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

  1. Отрывок стихотворения А. А. Блок «На поле Куликовом»
  2. Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.
  3. Стихотворение «На поле Куликовом» – анализ по плану
  4. Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А. А. Блок
  5. Полный текст стихотворения «На поле Куликовом»

Отрывок стихотворения А. А. Блок «На поле Куликовом»

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.

Вариант 1

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию и великая Куликовская битва на одноименном поле. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году.

Это время реакции после поражения революции 1905 года. Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла от­крывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со вто­рой строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у

А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновре­менно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор вы­брал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же пер­вого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.

Особую роль в развитии патриотической темы приобрета­ет древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к «Слову о полку Игореве», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий кле­кот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движе­ния, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — свя­тость («святое знамя», «лик нерукотворный»),

В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о гря­дущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исто­рических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Таким образом, блоков­ский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории.

Вариант 2

Поэт Александр Блок, практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5‑ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.

Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.

Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны. Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.

Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать. Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий.

Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой, и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.

Читайте также: Стихотворение А. Блок «В ресторане» – анализ по плану.

Стихотворение «На поле Куликовом» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

1908–1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905–1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи», метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи». Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Вариант 2

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907–1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами, и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

История создания

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Жанр, направление и размер

Жанр цикла — лиро-эпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. При этом текст является аллюзией на Россию того времени.

Весь цикл написан ямбом, однако используется пятистопный, шетистопный, двухстопный и трехстопный ямб, такой ритм придает динамику повествованию. Строфы состоят из четырех строк. Используется как точная, так и неточная рифма, чередуются между собой мужская и женская клаузула. Также присутствует перекрестная рифма.

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла.

Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

Основная тема произведения – патриотизм. Герой готов биться за родину, отстоять ее ценой собственной крови. Он любит ее также ревниво и нежно, как супругу, и намерен оберегать ее также упорно, как семейный очаг.

Также автор говорит о красотах и богатстве страны, сравнивая ее с женщиной неземной красоты. Она здорова, могущественна и плодородна, в ее теле живет сильный и мятежный дух. Ее богатая природа, ее бесценные дары, ее пленительные прелести посвящены супругу – защитнику, который отвечает земле горячей любовью и преданностью.

Тема войны тоже занимает не последнее место. Автор показывает святой бой, которым может считаться лишь оборона. Враги пришли на Русь, и весь ее народ поднялся в священном порыве – освободить отчизну. Это кровопролитие – жертва на алтаре любви.

Читайте также:  Карта реки ветлуги в шарье

Кроме того, поэт поднимает завесу прошлого, говоря об исторической памяти. Мы обязаны помнить мужество и смелость наших предков: они защитили свое будущее, которое стало нашим настоящим.

Еще одна значимая тема – предчувствие перемен. Как мы помним, основная версия причины Куликовской битвы – это восстание русских против монголо-татарского ига. Страшная бойня того времени предшествовала позитивным переменам и положила начало освободительной борьбе русского народа против захватчиков. Значит, и то, что предчувствует поэт, может принести людям долгожданное решение назревших проблем.

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А. А. Блок

Вариант 1

Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).

Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Вариант 2

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным.

Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение «На поле Куликовом», в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение. Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться.

Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту. Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной.

Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее. Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле.

Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы.

Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт. Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью.

Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

Полный текст стихотворения «На поле Куликовом»

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

Источник



«Река раскинулась…» (Блок): анализ стихотворения

История создания

Данный цикл произведений был написан автором в 1908 году. Люди все еще не до конца пришли в себя от прошедшей революции, поэтому настроение держится напряженное. Александр Александрович, используя прошедшие события, проводит параллель между прошлым и настоящим. На примере битвы на Куликовом поле, автор показывает современную Россию, и те проблемы, с которыми пришлось столкнуться. В строках данного произведения хорошо чувствуются переживания поэта за будущее его родной страны. Так же Александр Александрович с опаской предчувствует, что на этом.

Благодаря первоклассному образованию, Александр Александрович отлично знал историю, поэтому в его произведениях можно очень часто встретить произведения, в которых поднимаются исторические мотивы.

Блок был настоящим патриотом, поэтому его любовь к Родине чувствуется в каждой строчке произведения. Он действительно переживал за будущее страны, поэтому у него достаточно большое количество патриотических произведений.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Композиция

Поскольку анализируемое стихотворение является частью цикла, то разумнее говорить обо всем вместе. По всему циклу проходит одна сюжетная линия, которую можно проследить в каждом стихотворении. Всего таких произведений пять, которые взаимосвязаны между собой.

Первая часть представляет перед читателем наступление татаро-монголов на Россию.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

В данном стихотворении можно увидеть фразу, которую слышал каждый из нас хотя бы раз в жизни: «Покой нам только снится…». Именно таким образом автор показывает, что Россия вынуждена всегда бороться и отстаивать свои права и независимость.

Во второй и третей части автор нас подготавливает к самой Куликовской битве:

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: “Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!”

А так же показывает нашу победу:

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Автор показывает, что сама Богородица защищает русскую землю, а так же оберегает воинов.

Последние две части показывают современную Россию, но все время, возвращаясь к историческому прошлому. Мы чувствуем то, что автор предвидит разгар новых революционных событий.

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

На поле Куликовом

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога.
Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснёт святое знамя И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь!

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мёртвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!

В ночь, когда Мамай залёг с ордою Степи и мосты, В тёмном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты?

Читайте также:  Русловые деформации рек что это

Перед Доном тёмным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.

С полуно́чи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моём плече.

И когда, наутро, тучей чёрной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моём, И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём…

«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи…

И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьёв

Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись!

Темы, проблемы

Каждая строчка произведения «На поле Куликовом» пронизана тревогой и переживаниями. Люди находятся в стадии ожидания очередной битвы, которая несет в себе неизвестность. Результатом первой революции народ остался недоволен, поэтому приближается новая война, а возможно, и новая революция. Именно это и навевает нотки страха и тревоги. Народ находится в неизвестности, а так же боится прихода большой беды. Все это настроение проходит через цикл стихотворений.

Основной темой произведения можно выделить любовь к родине и патриотизм. Лирический герой готов ринуться с головой в бой за родную землю. Ему не страшно пролить кровь, и даже отдать жизнь. Он пойдет на все, чтобы суметь защитить и отвоевать свою землю.

Блок показывает насколько прекрасная страна, в которой нам выпала честь родиться и жить. У нее есть все – бескрайние поля, плодородные земли, великолепные пейзажи. Поэтому такую землю хочется защищать и оберегать от всякого, кто захочет её осквернить.

Тема войны так же остро поднимается поэтом. С приходом монголо-татар наш народ поднялся на бой с ними, чтобы уберечь и защитить свою родину.

На протяжении всего произведения автор прибегает к историческим воспоминаниям, заставляя читателя помнить о подвигах своих предков. Ведь именно благодаря их огромным подвигам мы сейчас имеем возможность спокойно жить на своей земле.

Так же Александр Александрович поднимает тему предчувствия. Ведь не зря его одолевало чувство тревоги от того, что он предчувствовал новый этап революционных действий. На примере Куликовской битвы Бог смог показать то, что даже после такого страшного побоища возможно светлое будущее. Ведь именно это стало началом борьбы нашего народа за свою независимость и свободу.

Образы и символы

В данном произведении автор использует огромное количество образов и символов, с помощью которых передает то настроение, которое царит в России в преддверии новых революционных событий. Сам путь воинов, будь то степь или подготовка, показывает тот путь, который пришлось пройти России. В подготовке к битве Александр Александрович показывает своего рода подготовку народа к гражданской войне и новому этапу революции.

Саму Россию автор преподносит в образе жены. Но не женственной и прекрасной, а той, которой предстоит оплакивать героя. Именно благодаря образу жены, поэт показывает, что как семья связана узами, так и люди должны быть привязаны к своей родине.

Используя образ тумана, поэт показывает смятение и неизвестность, которые царят среди населения.

Степной кобылицей представляется война, которая затягивает в себя все слои населения и несется, не разбирая ничего на своем пути.

Лирический герой это борец, воин, который готов сражаться с монголо-татарами.

Средства художественной выразительности

Если рассматривать данный цикл произведений на средства художественной выразительности, то можно отметить то, что автор использует их здесь в огромном количестве.

Благодаря использованию метафор, поэту удается передать все-то беспокойство и тревогу, которые витали в атмосфере на тот момент.

Олицетворения и эпитеты так же помогают как можно лучше передать настроение народа.

Так же автор использует сравнения, благодаря которым показывает контраст событий, или же наоборот – помогает вернуться в прошлое.

Средства выразительности

Блок использовал большое количество интересных троп, которые помогают более точно передать основную мысль. В произведении присутствуют следующие средства выразительности:

  1. Эпитеты: «тихие зарницы», «вековою тоскою», «высоких и мятежных дней».
  2. Метафоры: «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «вольные тучи».
  3. Олицетворения: «грустят стога», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега».
  4. Сравнение: «А Напрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Краткий анализ цикла «На поле Куликовом» даёт понять читателю основную мысль, которую заложил в него автор. Поэт хотел показать своё предчувствие надвигающихся изменений в России, сравнить происходящие события с историческим прошлым страны.

Основной смысл произведения

Александр Александрович – ярый патриот, который безумно переживает о будущем своей страны. Ему не дают покоя те события, которые происходят вокруг него. Он прибегает к воспоминаниям минувших сражений, чтобы показать читателю аналогию с настоящими событиями. Он предсказывает большие перемены, которые, скорее всего, коснуться родного края. Он не хочет новой борьбы, так как понимает, что любая война – это напрасные жертвы.

Да, Александр Александрович всей душой не хочет повторения кровавого побоища, но так же он понимает, что порой это является единственным выходом в сложившейся ситуации. Он сравнивает время, в которое ему довелось жить и творить очень напоминало время Куликовской битвы. Так как происходили те же смутные события, которые вели к перевороту.

Мы не всегда можем повлиять на течение тех или иных событий – они зависят не от нас. Единственное что мы можем сделать – это выполнить сой гражданский долг и встать на защиту своей Родины!

Источник

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.
История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами. Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности. Часто повторяющийся звук [и] (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.

Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука [о]). Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия). Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).

Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие [ч],[ш],[щ], которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная

(последние два эпитета создают образ тьмы).

В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука [с]. Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).

В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы. Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков [к], [л] в словах к ровь, пы л ь, ковы л ь.

Фонетическая близость данных существительных слову
кобылица
говорит и о их лексическом сближении. Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».

В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.

Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах. В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами : сердце, плачь, кровь –

словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).

Последняя строка стихотворения «

Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.

Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине). Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию. Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Читайте также:  Рио колорадо река в южной америке

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Анализ стихотворения А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»

Каждое стихотворение А. Блока воспринимается как часть единого целого – лирического романа, названного им «трилогией вочеловечения». Первый том этой трилогии – «теза» — «мгновение слишком яркого света». Лирический герой в нём – рыцарь, поклоняющейся Прекрасной Даме. Второй том – «антитеза». С небес герой опускается на землю и, пройдя «необходимый болотистый лес», оказывается в «страшном мире» города.

Третий том – «синтез». Познав высший. «горний» мир, мир небесный и идеальный, пережив отчаяние от встречи со «страшным» земным миром, лирический герой «принимает жизнь» и «приветствует» её «звоном щита».

Раздел третьего тома «Родина», в который входит цикл – пятистишие «На поле Куликовом», является важным на пути осмысления Блоком исторической судьбы России.

Открывает цикл стихотворение «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Медленное, вдумчивое чтение этого стихотворения позволяет открыть в нём три плана.

Первый план – исторический. Перед нами воспоминание о Мамаевом побоище, которое произошло 8 сентября 1380 года на поле Куликовом между Доном и Непрядвой. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Русское войско под предводительством Дмитрия Донского сразилось с ордынским войском хана Мамая.

Второй план – современность. Блок был убеждён, что Куликовская битва – символическое событие русской истории и такому событию суждено возвращение.

Третий план – вневременный, вечный, как борение света и тьмы, добра и зла в душе человека.

Проследим, как раскрываются эти три плана в стихотворении.

В первой строфе создаётся традиционный образ России, который «озвучивают» четыре основных мотива: мотив широкого пространства – «Река раскинулась», мотив покоя, малоподвижности и грусти – «Течёт, грустит лениво» и мотив скудости, убогости, бедности русского пейзажа:

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

Единственная шестистопная ямбическая строка, самая длинная в стихотворении, ассонанс на протяжное «и» создают медлительную, плавную, задумчивую интонацию.

Вторая строка «И моет берега», написанная коротким трёхстопным ямбом, вносит в картину покоя, лени и сна ноту тревоги и чувства опасности. «Моет» — значит «размывает», «разрушает».

В историческом плане «река» — Дон. Переправившись через него, русское войско отрезало себе путь к отступлению. Река подобна некоему Рубикону, рубежу, переход через который исключает всякую возможность повернуть назад. В 1908 году, в период написания цикла после революции 1905 года, Блок остро ощущает катастрофичность жизни, предчувствует «неслыханные перемены, невиданные мятежи».

Реку можно сравнить и с мифическим Стиксом, границей между земным и иным мирами.

Вторая строфа начинается с традиционного обращения лирического героя к родине: «О. Русь моя!». Как и герои «Слова о полку Игореве», он бросает прощальный взгляд назад: «О, Русская земля, ты уже за холмом!»

Необычным и смелым является второе обращение лирического героя к родине: «Жена моя!». Словно он подчёркивает, что его чувство к родине глубоко личное, навеки спаянное с ним. А может быть, Русь и есть та Светлая Величавая Жена, встречи с Которой так благоговейно и молитвенно ожидал лирический герой «Прекрасной Дамы».

Резкий анжанбеман (перенос) выделяет слово «до боли», которое вбирает в себя мотивы угрозы, грусти и убогости, звучавшие раньше:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Путь – центральный образ стихотворения, с ним связан настойчиво развивающийся мотив движения.

Необычным является то, что в стихотворении нет описания сражения, нет противостояния русских и монголо-татар. Татарская «тьма» заявлена всего лишь в нескольких словосочетаниях: «стрелой татарской древней воли», «ханской сабли сталь». Но слово «стрелой» — первое «предметное» существительное с историческим колоритом – является метафорой. Метафоричен и «путь». Его можно понимать не только как внешнее движение русского войска по степи, но и как историческое развитие России и как душевное борение:

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Стихийное, дикое, тёмное, как вольная татарская конница, живёт в груди, в душе.

Слова «степь», «степной», настойчиво повторяющиеся у Блока, в произведениях древнерусской литературы связаны с враждебным, «татарским» пространством. Но в стихотворении Блока степь включена в русское пространство. В плане символическом происходит постоянное уравнивание «нашего» и «татарского». «Мы» бьёмся со своими двойниками. Для Блока «двойничество» – сквозная тема. Словосочетания «путь степной» и «путь в тоске безбрежной» сливают воедино пространство и эмоции, внешнее и внутреннее движения приравниваются. Этот путь окружает «мгла» — ночная и зарубежная. Необычным кажется уравнивание этих дух эпитетов не только с помощью союза «и», но и на фонетическом уровне – с помощью аллитерации на «н». Мгла, подобно туману, ухудшает видимость, усиливает тревогу, беспокойство. «Зарубежная» — не «иностранная», а, скорее всего, «исходящая из иных пространств, из иного мира». «Ночь» ассоциируется с тоской и мраком безнадёжности. Но лирический герой уверен в победе:

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Блок — Мир на Куликовом поле. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.

Блок — Вопросы и задания

1. Какие стихотворения А. Блока вам знакомы? О чём они?
Запомнилось стихотворение А. Блока «Летний вечер». В нём лирический герой наслаждается тихим, озарённым закатом вечером. Природа дарит ему гармонию и покой.

2. Когда впервые у Блока появился интерес к истории? Какой представлялась ему Россия? Прочитайте главы из книги Д. Лихачёва о Куликовской битве, затем цикл стихотворений «На поле Куликовом». Подумайте, почему Русь сравнивается с женой, какие картины рисует поэт и какие мысли его волнуют.

Интерес к истории у Блока возник ещё в детстве, когда он гостил в семье деда.

Блок противопоставлял две России: одна была официальной, самодержавной, бюрократической, а другая народной. Россия была для поэта в первую очередь родиной, которую он воспринимал как «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».В цикле Русь изображается как жена, близкий и дорогой человек

Мир на Куликовом поле — Вопросы и задания

1. Какую роль отводит исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачёв русской литературе в осознании необходимости единства Русской земли?
Д. С. Лихачёв называет русскую литературу сознательным выражением русского единства, что особенно важно в период потрясений и лишений. Произведения древнерусской литературы напоминали о том, что были времена единства и величия Русской земли, и содержали призыв к объединению.

2. Сопоставьте впечатления от чтения стихотворного цикла А. Блока «На поле Куликовом» и рассказа Д. С. Лихачёва.
Труд Лихачёва содержит точные цитаты из произведений древнерусской литературы, которые подкрепляют приведённые факты об описанных событиях. Это бесстрастный, объективный текст, повествующий о Куликовской битве и её отражении в литературе.

Цикл стихов А. Блока — это произведение художественной литературы, в котором на первый план выходят чувства автора. Язык стихов образный, яркий.

На поле Куликовом — Поразмышляем над прочитанным

1. Литературовед А. С. Елеонская в статье «Куликовская битва и русская литература» пишет: «Горячей любовью к родине пронизан цикл стихотворений «На поле Куликовом». где история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении. Судьба России — вечный бой:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
Образная система цикла «На поле Куликовом» несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки; именование Руси женой (по-древнерусски жена — и супруга, и просто женщина); формула «сам-друг»; противопоставление света и тьмы; включение в действие высших сил — в данном случае Богородицы, образ которой сливается с образом Прекрасной дамы».
Найдите в тексте цикла «На поле Куликовом» следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Прочитайте эти фрагменты.
Подумайте, какое значение они имеют для воспроизведения картин далекого исторического прошлого.

Фольклорные мотивы и элементы древнерусской поэтики помогают автору приблизиться к описываемой эпохе, передают её колорит. Благодаря им стихотворения Блока приобретают сходство с народными песнями, былинами, сказаниями.

Образ реки:
«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво».
«. A Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой».

Русь — жена:
«О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!»
«Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, милая жена!»

Формула «сам-друг»:
«Мы, сам-друг, над степью в полночь стали».

Противопоставление света и тьмы, антитеза:
«На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда».

Изображение высших сил:
«В тёмном поле были мы с Тобою. »
«Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей».
«И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня Ты сошла в одежде, свет струящей».

2. О чем повествует Блок в цикле «На поле Куликовом»? Как передается поэтом историческое событие битва на поле Куликовом?
Почему Блок сравнивает Русь с женой? Как вы понимаете строки: О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь! И вечный бой! Покой нам только снится.

Блок в цикле «На поле Куликовом» передаёт мысли и переживания воина, который отправляется на битву. Лирический герой осознаёт важность этого события для всей Руси, верит в победу светлых сил. Битва на Куликовом поле изображается как обобщенный образ борьбы России с врагом, посягающим на её свободу.

Блок восклицает: «О Русь моя! Жена моя!». Родина для поэта подобна жене, которую он беззаветно любит, которой всегда будет верен, с которой будет вместе и в горе, и в радости. Жизнь Блока неразрывно связана с Русью, он готов к борьбе за её светлое будущее.

3. Какое настроение преобладает в произведении? Каким образом оно достигается? С какими произведениями сближается текст поэмы в словах: На пути — горючий белый камень.
Стихи очень тревожные, они полны беспокойства за судьбу Руси. Максимальное напряжение в первом стихотворении, в котором много восклицательных предложений, рваный ритм, короткие предложения.
Строка «На пути — горючий белый камень» сближает произведение Блока с устным народным творчеством, в частности, сказками и былинами. В них герой часто должен сделать выбор жизненного пути, стоя на перепутье у камня.

4. Как можно объяснить строки?
Я — не первый воин, не последний.
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Лирический герой понимает, что родине во все времена угрожали и будут угрожать враги, и себя он видит в этой бесконечной череде её защитников, чувствует единство с ними. Отправляясь на бой, он знает, что может не вернуться, поэтому просит помянуть его.

5. Какие художественные средства (тропы) используются поэтом в словосочетаниях: река раскинулась, течет, грустит лениво, скудная глина желтого обрыва, грустят стога, идут испуганные тучи, горючий белый камень, долго будет родина больна, вековая тоска, ущербная луна?

Река раскинулась, течёт, грустит лениво — олицетворение,
скудная глина жёлтого обрыва — эпитет,
грустят стога — олицетворение,
идут испуганные тучи — олицетворение в сочетании с эпитетом,
горячий белый камень — постоянный эпитет (из фольклора),
долго будет родина больна — олицетворение,
вековая тоска — эпитет,
ущербная луна — эпитет.

6. Как вы понимаете концовку в стихотворении «Россия»?
В стихотворении автор изображает Россию в образе русской женщины, крестьянки в народном костюме. В последних строках появляется мотив пути, причём автор предрекает России лёгкую дорогу. Таким образом, весь цикл получает оптимистичный финал.

7. Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом» (жанром, темой, единым замыслом, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия)?
Произведения Блока объединены в цикл, потому что у них много общего. У них один жанр — лирическое стихотворение, тема — размышления о судьбе родины в сложный момент, все они проникнуты патриотическим замыслом. В них изображена одна историческая эпоха — время борьбы с игом в 1380 г., все стихи наполнены тревогой за исход борьбы и верой в могущество и несокрушимость Руси, действие происходит на Куликовом поле.

Развивайте дар слова (стр. 87)

Подготовьте чтение цикла или отрывка из него, подчеркнув пафос произведения. Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово в строках: «Опять с вековою тоскою. «, «Опять на поле Куликовом..», даже в стихотворении «Россия» — «Опять, как в годы золотые. «. Что подчеркивается поэтом?
В цикле неоднократно использовано слово «опять». Автор хочет сказать, что невзгоды всегда преследовали Россию, но она всегда могла им противостоять. Цикл получает обобщённый смысл, взгляд поэта устремлён не только в прошлое, в 1380 год, но и в современность, и в будущее. Цикл, созданный в 1908 году, получил очень актуальное звучание для современников Блока.

Источник