Меню

Река тагна с хор тагна

Хор-Тагна старообрядческая

Официальной датой образования села Хор-Тагна Тыретской волости Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Заларинский район Иркутской области) считается 1892 год. Основная масса населения приехала в 1908–1910 гг. – это «столыпинские» переселенцы европейской части Российской империи (Витебской, Могилёвской, Пермской, Херсонской и других губерний).

Село Хор-Тагна

Так, в 1908 году в Хор-Тагну приехало 56 семей и чуть меньше на близлежащие участки: Георгиевский – 14 семей, Окинские Сачки – 12 семей, Толстый Мыс – две семьи. В последующем переселение продолжалось во все дореволюционные годы. Многие из этих переселенцев были старообрядцами, которые везли сюда свои трудовые навыки и глубокую религиозную культуру. Как правило, они старались селиться рядом со своими одноверцами, чтобы упростить процесс обустройства, организации религиозного быта и брачных вопросов.

Поселившиеся в начале XX века в Хор-Тагне и близлежащих населённых пунктах старообрядцы в основном принадлежали к беспоповскому поморскому согласию, получившему большое распространение на территории северо-западных губерний Российской империи. Интересно, что память о местах выхода иногда запечатлевалась в виде новых топонимов, которыми переселенцы называли места вселения. Примером может быть название Криваны, которым назвали новое место переселенцы из одноимённого местечка (сейчас территория Латвии). Другим интересным свидетельством является сохранившаяся в Заларинском краеведческом музее паспортная книжка переселенца на участок Георгиевский – Иванова Ивана Григорьевича. Этот документ был выдан 20 июня 1906 года Вышковским волостным старшиной Двинского уезда, который до революции относился к Витебской губернии, а с 1920 года отошёл к Латвии (Даугавпилсский уезд). В соответствующей графе этого документа указано, что его владелец является старообрядцем.

Старообрядцы-переселенцы 1909 г.: Бровкин Павел Ульянович 12.04.1860 г.р., с сыном Бровкиным Ефимом Павловичем, 15.04.1893 гр.р. и невесткой Бровкиной (Михайловой) Ириной Самсоновной, 19.12.1995 г.р.

Старообрядцы-переселенцы 1909 г.: Бровкин Павел Ульянович 12.04.1860 г.р., с сыном Бровкиным Ефимом Павловичем, 15.04.1893 гр.р. и невесткой Бровкиной (Михайловой) Ириной Самсоновной, 19.12.1995 г.р.

Как правило, переселенцы стремились как можно быстрее вписаться в местное крестьянское общество, чтобы получить земельный надел и начать вести полноценное хозяйство. Об этом свидетельствуют и архивные материалы, согласно которым, недавно переехавшие из западных губерний старообрядцы уже числились как крестьяне деревни Хор-Тагна. В частности, известно, что в 1909 году таковыми числились: Кузьма Антонович и Евдокия Кондратьевна Игнатьевы, Лазарь Кузьмич Игнатьев, Симеон Васильевич и Пелагея Ивановна Кормильцевы, Трофим Симеонович Кормильцев, Степан Васильевич и Татьяна Ивановна Кузынины, Агриппина Степановна Кузынина, Дорофей Ильич Васильев, Евдокия Васильевна Ильина, Василий Сидорович и Евдокия Лазаревна Александровы, Емильян Игнатьевич Максимов, Иван Васильевич и Мария Ивановна Филипповы, Никандр Леонтьевич и Матрона Никифоровна Исаевы, Наум Никандрович Исаев, Григорий Романович Савельев, Афанасий Степанович и Ольга Алексеевна Фокины, Варвара Афанасьевна Фокина, Яков Иванович Тихонов, Иулиания Варфоломеевна Васильева, Евстигней Яковлевич и Парасковья Ивановна Ивановы, Анна Евстигнеевна Иванова, Маркел Анисимович Васильев, Анна Анисимовна Васильева, Фёдор Степанович и Агафья Ильинична Амосовы, Филарет Фёдорович Амосов, Дорофей Ермолаевич Крюков, Ефросинья Никифоровна Бровкина, а также Лаврентий Парфёнов, Домна Васильева, Минодора Тарасова и другие. То есть в общей сложности известно об около двадцати старообрядческих фамилиях, которые переехали в Хор-Тагну к 1909 году. Также известно о Михее Васильевиче Дементьеве и Евдокии Петровой, семьи которых обосновались в деревне Кондратовке той же Тыретской волости. (ГАИО, Ф. 279, Оп. 1, Д. 3).

В дальнейшем количество старообрядцев росло как за счёт рождаемости, так и за счёт продолжающегося миграционного притока. В итоге, уже к 1913 году местная поморская община насчитывала 616 человек (115 семей). В основном они были расселены на участке Сачковском, который занимал девять вёрст в длину между реками Окой и Тагной. Получилось так, что поселенцы-новообрядцы расположились у реки Тагны, а старообрядцы – у реки Оки. Старообрядцы старались не общаться с последователями синодального православия и вели довольно закрытый образ жизни. Поэтому было решено рассматривать данный участок как «два самостоятельных участка, лишь получивших землю в одном отрубе» (ГАИО. Ф. 171, Оп. 1, Д. 14553). Вместе с тем сохранялись устойчивые связи со своими одноверцами. Например, поселенцы Тыретской волости имели связи со старообрядцами поморского согласия Осинской и Зиминской волостей Балаганского уезда, Верхоленской, Каченской и Илганской волостей Верхнеленского уезда, Тугутуйской волости Иркутского уезда, а также со старообрядцами Нижнеудинска и Иркутска. При этом наиболее активные связи были с мощной поморской общиной Иркутска, через которую осуществлялись связи не только с поморскими общинами Прибайкалья, но и других регионов. В качестве иллюстраций приведём два примера. Согласно архивным данным, поддерживалась связь (в частности, через Нестора Степановича Мурачева) с деревней Таскино Минусинского уезда Енисейской губернии, в которой поморы проживали ещё с конца XVIII века. Также, согласно рассказу Галины Мефодьевны Пименовой, сохранение связей позволяло уже в советское время получать старообрядческие нательные крестики по почте «от родственников с Даугавпилса (Латвия) в корзине с яблоками».

Переселенец 1912 г. из с. Дедюшки Витебской губернии, старообрядец Пименов Кондратий Тимофеевич, 1975 г.р. (справа)

Переселенец 1912 г. из с. Дедюшки Витебской губернии, старообрядец Пименов Кондратий Тимофеевич, 1975 г.р. (справа)

В Хор-Тагне на средства прихожан был построен Моленный дом (позднее, в 1932–1935 годах, он был перевезён и пристроен к складу, сделанному из Николаевской православной церкви. Настоятелем прихода был Сергеев Евстафий Самсонович, родившийся в 1890 году в деревне Криваны Витебской губернии. В 1938 году он был арестован и приговорён к десяти годам заключения по статье 58-10, 11 (реабилитирован 30 марта 1957 года).

Беседа со знающими жителями Хор-Тагны (Бровнкиным Карпом Ефимовичем, Пименовой Галиной Мефодьевной и Семёновой Ефросиньей Иосифовной) даёт представление о некоторых сторонах жизни староверов. Они рассказывают, что раньше старообрядцев отличала не только относительная закрытость, но и семейственность. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили человека отношению к людям, труду, природе. Поэтому люди старались делать всё основательно: дома, приусадебные постройки, орудия труда и прочее. Но самое серьёзное отношение было к иконе и церковной книге, к вере и молитве. Во многом это отношение и сейчас сохраняется в быту благодарных потомков.

Старообрядцы-переселенцы 1908 г. из Двинского уезда Витебской губернии: Исаев Леон с сыновьями Иваном, 1861 г.р., Никандром, 1863 г.р.

Старообрядцы-переселенцы 1908 г. из Двинского уезда Витебской губернии: Исаев Леон с сыновьями Иваном, 1861 г.р., Никандром, 1863 г.р.

В советское время молиться собирались в нескольких домах села. На улице Заречной собирались у Васильевой (Шерстовой) Акулины Яковлевны и у Сергеева Евстафия Самсоновича (о других сведений не осталось). Собирались не часто и в основном женщины и дети. Чаще всего перед большими церковными праздниками (боялись, что на них донесут).

При чтении молитв вставали на колени на маленькие подушечки, сшитые из отрезков ткани («подрушники»). Крестились и кланялись на образа. Дети хорошо запомнили, что их заставляли перед утренней и вечерней молитвой мыть руки. Евстафий Самсонович во время праздничных молитв кадил, разжигая кадило с маленькой ручкой («кацея»).

Красный угол обычно был закрыт шторкой, а перед праздниками его «прибирали». Мыли иконы, кресты натирали брусникой, а затем насухо тряпицей. Перед молитвой шторки раздвигали, зажигали свечи.

Детей крестили маленькими, а если ребёнок рождался слабым, то старались покрестить его сразу после рождения (боялись, что он умрёт не крещённым). Крестили в большой бочке, а иногда прямо в реке. При крещении всегда были крёстный «батька» и «матка». Батькой часто был Шерстов Ананий Ерофеевич или Васильев Лука Иосифович, а маткой Пименова Галина Мефодьевна.

Женихов и невест выбирали родители, но с учётом мнения своих детей. Затем в дом невесты засылали сватов, где был сговор с роднёй жениха. Жених выкупал невесту, отдавая скотину (корову, коня и др., которая впоследствии оставалась у молодожёнов), а невеста вместе с матерью заранее готовила приданое (подушки, одеяла, вышивала и обвязывала постельное бельё, подзоры, рушники). В доме собирались подружки и родственницы невесты, пели венчальные песни, прихорашивали невесту, и отец отдавал её с рук на руки жениху. Затем было застолье в доме жениха. При входе в дом молодых осыпали пшеницей и копейками. Из-за свадебного стола не позволялось выходить, пока все гости не отдарятся. На свадебное застолье приглашали в основном только родню с обеих сторон. Выпивали символически и только продукт брожения (продукты перегонки – самогон, водка и другой тяжёлый алкоголь у старообрядцев запрещены).

2102 9 4

При похоронах дома покойника помещали лицом к Богу (головой в красный угол). На руки клали икону, а в изголовье ставили зажжённую свечу. Выносили из дома вперёд ногами следом за иконой, за гробом шли старушки, которые и отпевали покойника. Хоронили строго до 12 часов, во время шествия нельзя было кидать ни ветки, ни цветы. На могиле устанавливали деревянный восьмиконечный крест выше человеческого роста. Поминали усопшего только дома сразу после похорон, на 9-й и 40-й дни, в полгода и затем на годовщины. На поминки обязательно готовили кисель, кутью и блины. На кладбище ходили на Радоницу (суббота перед Троицей). Ходили на кладбище ещё на Пасху, клали яйца и «пели Христа».

В послевоенный период строгость в общественном и семейном быту стала смягчаться. Участились смешанные браки, дети стали чаще уезжать на учёбу и перебираться в крупные населённые пункты. Религиозность всё больше стала замещаться светской культурой. Поэтому инерция старообрядческой традиции в современной Хор-Тагне не так заметна, как раньше. Тем не менее, и сейчас здесь есть люди, для которых наследие предков имеет свою осознанную ценность, и которые стремятся сохранить компоненты этой глубокой культуры для себя и своих потомков, а значит, и для всего российского общества.

С помощью этих хранителей в Прибайкалье совершается определённое возрождение интереса к старообрядчеству. Так, организацией «Согласие» и Центром старообрядческой культуры реализуются проекты «Старообрядчество Прибайкалья как хранитель традиционной русской культуры» и «Старообрядчество Иркутской области: роль в культурном развитии региона». Создан Попечительский совет, призванный содействовать развитию старообрядческих конфессиональных объектов на территории региона. Будем надеяться, что эти и другие дела будут способствовать сохранению и развитию нашей исторической памяти, а Хор-Тагна сохранится не только как во всех отношениях замечательное село, но и как наследник русского старообрядчества.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Источник



ИСТОРИЯ, село Хор-Тагна.

Время основания, исторические события, факты — село Хор-Тагна Заларинский район Иркутская область

Сейчас трудно представить, что более 300 лет назад вся территория Заларинского района представляла собой непроходимую вековую тайгу. До прихода русских первопроходцев крупных постоянных поселений не было.

На Заларинских землях русские впервые появились в начале XVIII в. Это были казаки «промышленные люди» (лица, занимающиеся пушным промыслом) и крестьяне. Первоначально они продвигались с севера по рекам: Оке (притоку Ангары), Тагне (притоку Оки) и другим более мелким рекам. А позднее продвижение переселенцев происходило с юга от Иркутска.

Промышленные люди (лица, занимающиеся пушным промыслом) ставили для себя небольшие заимки и зимовья. По мере истощения пушных запасов большая часть промысловиков переходила на новые земли, а некоторые прочно оседали на местах. Но все же, наибольший вклад в освоение территорий внесли крестьяне.

В начале XVIII в. было основано село Залари. В это же время были основаны деревня Холмогой (1700 г.), д.Романово (1720 г.), д. Сорты (1725 г.), с.Тагна (1750 г.), Каменная речка (1781 г.) и др.

Датой образования села Хор-Тагна считается 1892 год, но еще в конце XIV века здесь жили буряты. Есть несколько свидетельств этому.

Часть сел были совместными поселениями коренного населения (бурят) и русских первопроходцев. Русские крестьяне передавали свои навыки по обработке земли бурятам, а от них перенимали навыки скотоводства.

Вокруг Хор-Тагны было много сухостойных деревьев, а по краям пашен (бывших бурятских пастбищ) наш мужик специально снимал (окольцовывал) кору с больших толстых деревьев, чтобы дерево засыхало, и крона не давала тень на посевы. Когда окольцованное дерево пилили и кололи на дрова, то находили клинышки, забитые в живое дерево. Поскольку дерево продолжало расти, то от клинышка до заболони насчитывали до 250 и более годовых колец, а подсушивали деревья в первые же годы после разработки пашни примерно в 1906-1910 г.

Буряты занимались скотоводством. Для этого они использовали земли вдоль небольших рек. На летних пастбищах строили, как правило, временные жилища. Впоследствии в них стали проживать постоянно несколько семей. Так возникли первые поселения. Со слов местных жителей жилища бурят (стоянки) располагались: в Черемшанке – одна, в Хор-Тагне стоянки бурятов располагались вдоль реки Хорка. Одна на усадьбе Исаева (продивала семья Исаева Арсентий, сейчас проживает семья Пименова Эдуарда Ивановича), одна на усадьбе Фурманова, Хомич Олега Трофимовича, одна находилась на месте усадьбы Семенова Терентия Демидовича (место, где в настоящее время находится парк, рядом с сельским советом), еще одна на месте усадьбы Усольцевой Валентины Николаевны там были найдены остатки бурятских юрт.

О двух последних стоянках бурят имеется официальное подтверждение — уведомление Центра по сохранению историко-культурного наследия от 27.03.1997 г. № 74/97-а о выявлении стоянки Хор-Тагна-1 и стоянки Хор-Тагна-2.

Местечко Кавказ (Хомич Олег Трофимович)

О проживании бурят свидетельствуют названия (топонимы) вошедшие в употребление, пройдя сквозь столетия. У каждой речки, речушки, горы, пади, местечка, деревушки – свое название. У каждого названия своя история, за которой кроется судьба народа, обживавшего эти земли. Иноязычные, через столетия прошедшие названия имеют 66 урочищ, гор, ручьев, рек в Предгорьях Саян.

Читайте также:  Экологическая оценка реки урал

Бурятские, частично эвенкийские топонимы оказались более живучими, несмотря на русскую колонизацию. Они прекрасно прижились, вошли в обиход у новых обитателей, наряду с новыми, русскими названиями. Вот некоторые из них:

Дабан– урочище в отрогах Саян на западе района. Название ряда горных перевалов на Восточном Саяне и других местах. На монгольском и бурятском языке «дабаа», «дабаан» — горный перевал, седловина в хребте, подъем. У эвенков «даван» — тоже «горный перевал». Имеется в виду переход через горы в этом месте.

Бадар– небольшое таежное урочище за бывшим селением Русь. По-бурятски означает «моховой ельник, растущий густым сомкнутым покровом». В Хор-Тагне бадаром называют болото, расположенное между ул.Хорской и ул.Кавказской.

Бугульдэй– речушка в предгорьях Саян. Название очень распространено в Сибири. В переводе с бурятского языка означает «мороженная рыба». Однако сами буряты считают, что это слово занесено в их язык пришельцами в Сибирь.

Ока– приток Ангары, от бурятского слова «аха» — «старшая». В переводе с тюркского языка «ака» — река «течет», «льется»

Патархай (официальное название Георгиевский) —со слов жительницы Патархай название населенного пункта пошло от названия места, где буряты, разделывая скот, оставляли потроха. Дословно «патар» — ___ и с бурятского «хай» -возвышенность. Название Георгиевский населенный пункт получил в 1929 г. после образования школы, которую расположили в доме раскулаченного местного жителя Георгия. Официальная дата образования – 1907 г.

Саяны– горная страна; предгорья Восточных Саян находятся на юге Заларинского района. Дословный перевод с бурятского означает «таежные леса».

Харагун, харагол– (Черемшанский сельсовет) Реки в притаежной, южной части района. Произошло название от бурятских корней «хара» — черный, «угун» — вода, «гол» — река. Буквально – «черная речка». У бурят «черная вода» означает целебную, чистую, здоровую воду или не замерзающую зимой воду, с полыньями, наледью или выходом теплых грунтовых вод.. Рядом с Харагуном протекает ручей Черная Речка – русские, пришедшие сюда в 1911 г., дословно перевели бурятское название и назвали ручей и деревню Черная речка.

Харикан (Харик)-одна из близких и самых приметных горных вершин при приближении к предгорьям Саян. От бурятского «хаир» — «песчаная отмель», «коса». «Хайрик» -«песчанник», «точильный песчаный камень». Видна в .с.Хор-Тагна

Хора, Хор-Тагна, Хара-Тагна— река, ручей и крупное село. «Хора», «хара» -по-бурятски черная, священная. Название села произошло от названия рек Хоры и Тагны, сливающихся на территории села.

Шанагол– (Хор-Тагнинский сельский совет). Урочище на берегу Оки; место – «гол»»- река, долина, падь, где река Ока делает изгиб «шана» — излучина, изгиб реки, лука. Дословно «река с излучиной»

Шерагул– самое распространенное бурятское название ручьев, болотец, деревень (9 в районе). Для отсутствия путаницы при основном названии употребляются определения Гнилой, Добрый, Худой, Сачки. Дословно с бурятского означает «шара» — желтый, «гул» — река — «Желтая река».

Следующая группа топонимов принесена переселенцами в наши края с их исконной родины или зародилась при обживании новых мест.

Деревни Замостечье, Новины, хутор Туусине– поселения образованы в 1911 -1913 гг. переселенцами Волынской и Гродненской губернии. Данные названия представляют собой названия немецких колоний близ реки Западный Буг. Ныне исчезнувшие, они относились к территории Белоруссии и Украины, потом Польши. Исконное название «Самостечье» в наших краях фонетически видоизменилось в «Замостечье». Позже названия, принесенные немцами будут изменены, под влиянием идеологии, на Пихтинск, Средний Пихтинск, Дагник, Хутор Туусине утрачен как поселение.

Деревня Русьобразована переселенцами-татарами Уфимской губернии в 1914 г. о себе они говорили «Мы пришли с Руси». Название деревни предполагает разговорное просторечное обозначение огромного края за Уралом, именуемое Росеей, Русью. Переселенческий пункт Русь находится рядом с небольшим таежным урочищем «бадар» по-бурятски означает «моховой ельник, растущий густым сомкнутым покровом».

Заимка Бомы.Находилась заимка Бомы на берегу сплавной реки Хорка. Чтобы во время сплава лес не бил берега, соорудили искусственные бомы, препятствие, укрепившее берег. В русском языке бомы означает, препятствующее, труднопроходимое место, высокую скалу, создающую трудный переход. В на Алтае, в Саянах и Забайкалье означает: высокая, отвесная стена или крутой склон в узкий месте долины, создающие трудный проход по берегу реки.

Заимка Бомы основана примерно в 1958-1960 г.г. Колосовым Иваном Степановичем, 1909 г.р. (уроженец Орловской обл., Сельского района) Ранее проживал в г.Чита, там познакомился с женой (в браке с 1950 г.) и в 1952 г. переехал на уч.Резиновский. На заимку Бомы переехал с уч.Резиновский с женой Колосовой (Гудиковой) Анной Павловной, 04.11.1908 г.р. (уроженка д.Рочева, Краснохольского района, Калининской обл.) после того, как заболел туберкулезом.

Было замечено, что климат на заимке между двух хребтов Саян, из-за теплых воздушных потоков было намного теплее, чем в округе. Поэтому Колосов И.С. разбил на своей заимке большой сад и огород, где выращивал яблони, ранетку, сливу, смородину, вишню, крыжовник, малину, черноплодную рябину, полукультурку. Саженцы выписывал через почту. Умер Колосов Иван Степанович в 1972 г., жена уехала на уч. Таежный спустя 2 года. С тех пор на заимке никто не живет.

Деревни Правый Сарам и Левый Сарам.Сарам — по словам местных жителей в переводе с бурятского «красный» (красивое место), приставки правый и левый местонахождение относительно берегов реки Оки. По другой версии Сарам означает высокие, плоские, часто заболоченные участки в Саянах и других горах. Они представляют собой остатки древней равнины, рассеченной ледниковыми долинами. Образованы в период организации лесозаготовительной базы. Левый Сарам образовался примерно в 1935 г. Правый Сарам образован примерно в 1937 г.

Рабочим, которые занимались заготовкой и охраной леса, промыслом пушного зверя приходилось ездить на работу через реку на правый берег Оки. Это было очень неудобно, а в осенне-весенний период даже опасно для жизни. Поэтому для рабочих построили бараки (чтобы им не приходилось каждый день добираться на работу на правый берег реки Оки), а в 1937 г. на Правом Сараме начали селиться постоянные жители. Так в 1937 г. приехал работать лесником Васиченко Ефрем Петрович (дед Васиченко Александра Петровича по отцу) с Рудника. Поселился на кордоне (жилище, место лесника) Подтабане (под горой Тобан, урочище Подтобан) в пяти километрах от Правого Сарама. Замечено местными жителями, что на Подтобане другой климат. Намного теплее чем в ближайших селах (примерно на 7-10 градусов) из-за теплых воздушных потоков, которые местные старики называли «Жибогар».

Второй — лесник Константинов (имя, отчество?) в 1937 г. построил дом на Правом Сараме, в это же время были построены два барака для рабочих

В 1937 г. из Ново-Черемхово приехал с семьей Кедя Григорий Тимофеевич, 1877 г.р. (отец матери Васиченко Александра Петровича). Так к 1950 г. на Правом Сараме были 4 дома и 2 барака. Правый Сарам перестал существовать 18 июля 1984 г. – было снесено большим наводнением реки Оки. После наводнения люди стали постепенно разъезжаться.

Уч.Левый Сарам, как населенный пункт официально не существует с 15.01.1986 г., но по настоящее время там располагается и работает метеостанция, образованная еще до ВОВ. Топоним сохранился в названии урочища для лесников, таежников.

Деревня Толстый Мыс– была образована в 1896 г. (официально в 1902 г.) ныне название сохранилось как урочище на берегу реки Оки. Мыс – безлесный травянистый участок склонов гор, высокий массивный, скалистый мыс, выступ. Переселенцы поселились на месте, которое находилось на мысу, между двумя протоками Оки, назвавшимися Тонкий Мыс и Толстый Мыс.

Переселенческий пункт 7-я верста.Происхождение названия переселенческого пункта объясняется географическим положением (удаленностью) от села Хор-Тагна.Официальная дата образования: 1910 г.

Переселенческий пункт 11-я верста.Происхождение названия переселенческого пункта объясняется географическим положением (удаленностью) от села Хор-Тагна.Официальная дата образования: 1909 г.

Переселенческий пункт Метёлкино.Происхождение названия переселенческого пункта пошло от фамилий первых переселенцев Метельковых. Образована переселенцами белорусами, которые приехали Могилевская губерния, Чаусский уезд, д.Бордзиничи. Датой образования считается 1902 г.

Переселенческий пунктОкинские Сачки.Происхождение названия: река Ока делает изгиб, похожий на сачок. Название Сачки взято переселенцами для обозначения населенного пункта на карте. Приставка «Окинские» от расположения на берегу реки Оки. Дата образования: 1906 г.

Переселенческий пункт Таежный.Происхождение названия: переселенческий пункт находится глубоко в тайге. Отсюда прошло его название — Таёжный. Дата образования: 1909 г.

Летом 1909 г. из Белорусии, Могилевской губернии Быховского уезда приехали 3 семьи. Качурин Захар Иванович, 1878 г.р. с женой Марией и годовалым сыном Яковом. И 2 семьи Ефимчеко. Им было сказано обживать место в 15-ти км. от Хор-Тагны, которое переселенцы назвали «Таежный». Кругом была сплошная тайга и красивые поляны. Первое время ночевали прямо под открытым небом, соорудив на скорую руку шалаши. В том же 1909 г. приехали семьи Бутырина Федора Эпифановича, 1871 г.р.; Новикова Федора Харитоновича, 1894 г.р.; Морозова Ивана Григорьевича, 1878 г.р.; Морозова Алексея Григорьевича, 1895 г.р.

Позднее начали приезжать другие переселенцы и так постепенно выросла деревня Таежный.

Переселенческий пункт Шерагул Сачки.Происхождение названия:Шарагул — самое распространенное бурятское название ручьев, болотец, деревень (девять названий в районе). Для отсутствия путаницы при основном названии употребляются определения Худой, Гнилой, Добрый, Сачки. Дословно с бурятского означает «шара» – «желтый», «гул» – «река» – «желтая река». Официальная дата образования: 1909 г., но уже в 1907 г. приехали первые поселенцы — семья Саенко Ивана Леонтьевича, 1896 г.р.

Деревня Каменка.Никто не знает, почему ее назвали так, вероятно в противоположность. Почвы здесь были песчаные, дно реки тоже. Никто не видел ни одного камня. Образовалась в послевоенное время, примерно в 1948 году, в период организации лесозаготовительной базы. Пришли люди, загудели пилы, загрохотала техника. Строили дома, распахивали огороды. Закипела жизнь в этом глухом месте. На Каменке в ту пору жили: русские, венгры, поляки, украинцы. Вербовщики агитировали на работу в Сибирь, зазывали большими деньгами и просторами и молодежь не боялась, ехала, работала. Многие оставались, а многие разочаровывались и уезжали, не выдержав сурового климата и неустроенности быта. В 50-х годах в деревне жило 1200 человек.

В 1966 году начальника ЛПЗ Глебова М.З. выбрали в рабочком Хор-Тагнинского ЛПХ, начались конфликты. Несогласованность в назначении руководства привела к тому, что участок решили закрыть, хотя лесо-сырьевая база была большая. Никто не подумал о людях. Участок закрыли. Технику списали, передали другим хозяйствам, продали. Люди были в растерянности: куда ехать, что делать. Люди поехали искать другие места жительства и работы. Несколько семей уехало на строительство Байкальского ЦБК, в Осинский район, на строительство Братской ГЭС. Многие переехали в Хор-Тагну.

В Хор-Тагне русские поселенцы начали селиться с конца IVIII века. Во время строительства Московского тракта (во второй половине IVIII века), заселение земель ускорилось.

Наибольший вклад в освоении территории внесли крестьяне (самоходы искавшие места пригодные для жизни). Они переселялись отдельными семьями или небольшими группами по 1-3 семьи. Это переселение называлось стихийным и было предпосылкой к заселению наших мест.

Так в 1895 г. в с.Хор-Тагна приехали семьи Степанова Степана Яковлевича, 1862 г.р. (с женой Маланьей, 1860 г.р.), Савельева Сергея Ивановича (с женой).

В 1897 году здесь уже жило несколько (9) русских семей: Минееев Егор, Стужин Ефим, Аристархов Федор, Тумаков Федор, Бельков Николай, Красовский Ширип, Выборов Тимофей Архипович.

В 1897 г. из Пермской Губернии прибыли Демонов Прокопий Афанасьевич, 1859 г.р. (жена Матрена, 1873 г.р.), Волков Григорий, Шиверский Феофан Дмитриевич, 1878 г.р., Соловьевы, Худиковы.

В 1901 г. получили земельный надел семьи — Селиванова Евсея Николаевича, 1865 г.р. (жена Татьяна, 1870 г.р.), Волкова Григория (с женой и сыном Лаврентием, 1895 г.р.).

В 1902 г. появились челдоны (так в простонаречье называли жителей Дона, бежавших на челнах в Сибирь) – семьи Константинова Михаила, 1858 г.р. (с женой Прасковьей, 1860 г.р. и детьми Константином, 1883 г.р., Дмитрием, 1879 г.р.), Константинова Александра (с женой и сыном Константином, 1895 г.р.), Репкина Филиппа, 1855 г.р. (с женой Василисой, 1855 г.р., сыновьями Василием, 1899 г.р. и Трофимом, 1886 г.р.). Бутырина Степана Петровича (с женой и сыном Михаилом, 1881 г.р.).

В 1902 г. приехали семьи Кузнецова Александра Ивановича, 1865 г.р. (жена Екатерина 1865 г.р.), Васильева Ильи Акентьевича, 1859 г.р. (с женой и дочерью Марьей 1902 г.р.).

В 1903 г. – Шиверский Феофан Дмитриевич, 1878 г.р. (с женой Анной, 1889 г.р.)

Читайте также:  Реки старой руссы все

Дом Пазухина С.Л.

Весной 1903 г. из г. Зимы приехал Пазухин Степан Лукич,29.09.1864 г.р. с женой Евдокией, 1870 г.р. и дочерью Натальей, 1902 г.р. В Зиме он занимался гужевым транспортом, но в связи с тем, что появилась железная дорога, нужда в таком количестве перевозчиков грузов отпала. Тем более Пазухину было уже за 40 лет. Необходимо было найти постоянное место жительства. Купив, у местного бурята поместье на Усть-Хорке он поставил свой дом (ул. Хорская,14 – разобран в 200 г.).

Пазухин Степан Лукич самый старый долгожитель нашего села. Умер он в январе 1966 года на 102 году жизни. Его младшая дочь Пазухина Надежда Степановна прожила всю жизнь в Хор-Тагне, проработала учительницей начальных классов до пенсии. Умерла в 1993 году.

Так к началу 1904 г. в Хор-Тагне насчитывалось 15, а в Толстом Мысе – 18 семей.

Ссылка также имела определенное значение в заселении Заларинского района. Со второй половины XIX века с. Залари становится полуэтапом, а Заларинская волость – местом для водворения ссыльных, как политических, так и уголовных.

В Хор-Тагне в основном, это были ссыльные каторжники, отсидевшие свой срок и отпущенные на поселение Они начали селиться в начале XX века.

В лето 1904 г. приехал поселенец Антипин (имени и отчества не знает никто), в тюрьму попал за драку. Выходец из донских казаков, а потому в походах ему было знакомо Черное море, Кавказ. На поселение ему приписали нашу местность, а для жилья дома-усадьбы можно было выбирать место самому, поскольку деревни как таковой не было. Сначала он купил ружье, хотел промышлять охотой. Но охотник был плохой из-за болезни ног (не мог быстро бегать). Для поселения он выбрал место (усадьба Хомич Олега Трофимовича) и выкупил его у бурята за ружье. Женился на его дочери-бурятке, дожил до глубокой старости (100 лет). Рассказывают, что жили они очень дружно. Сыновья (двое) уехали из села в 1930 г.

Антипин свое место жительства назвал Кавказ, а озерко (сейчас зарастает)- Черным морем в память о своей Родине. Так название Кавказ и прижилось в дальнейшем к настоящей улице. Похоронен Антипин на своей усадьбе.

Поселенец Митрошкин появился в Хор-Тагне по стечению обстоятельств в конце лета 1904 г. Заларинские места проходил этапом с Тайшета на Сахалин. В дороге несколько человек заболели тифом (в том числе и Митрошкин). Лечился в Черемхово, после лечения его направили в наши места на поселение.

Митрошкин выбрал место (примерно там, где сейчас живет Картошкин Виталий Сергеевич), которое в последствии назвал Сахалин, так как нашел место удобное, земля хорошая, мягкая, ключ рядом, вокруг вода, чем не Сахалин! Женился на бурятке, но долго не задержался: детей не было, жена умерла, он уехал из Хор-Тагны.

Несколько ссыльных проживали в других местах: так Мамаев поселился на заимке, которую в последствии так и называли – Мамаев угол, в Шерагул Сачках проживал ссыльный Бутука.

Событием огромного экономического и социального значения для заларинских земель явилось строительство дорог. С 1909 по 1913 г. годы началось бурное строительство трактовых дорог. 582 дорожных верст было построено на 1913 год (в 1911 году- 201 верста). Это была основная дорога от волости Тырети до волости села Тагны через переселенческие участки Николаевский и Петровский, от Тагны до Борового переселенческого участка. Далее идут еще менее протяженные участки и боковые ветки, соединяющие переселенческие участки глубинки со старожильческими селами или основной дорогой на участке Тагна – Хор-Тагна в 1910 году между переселенцами участков Сачковский (Шерагул Сачки) и Окинские Сачки возникла тяжба, на основе ближе проведена дорога. Суть спора возводится к просьбе перед переселенческим управлением дать пособие в 1000 рублей на строительство 7-и верст дополнительной дороги «от главной магистральной дороги Тагна – Хор-Тагна» к их участкам. При строительстве дорог приходилось гатить и ровнять дорогу. В народе эту дорогу называют Николаевской, из-за того, что она была построена при царе Николае.

Столыпинские или Николаевские дороги были очень важны для коммуникационных связей в районе; сотню лет они отслужили верой и правдой местному народу и помнят на своем веку много трудов людей.

Особой вехой истории Заларинского района и в частности с.Хор-Тагны стало:

1. Строительство Великой Сибирской железной дороги.

Закладка Великой Сибирской железной дороги происходила в 1891 году одновременно с двух сторон – Челябинска и Владивостока. В Иркутск первый поезд пришел 16 августа 1898 г. Официально магистраль открылась в 1904 г., хотя отдельные участки, включая путь вокруг Байкала, достраивался до 1916 г. На территории района строительство Транссибирской железной дороги началось в 1895-1897 г.

2. Столыпинская реформа 1906 г.-1914 г. В годы Столыпинской аграрной реформы с 1906-1914 г.

С 1907 г. правительство во главе со Столыпиным развернуло активную переселенческую политику, началось массовое переселение малоземельных и безземельных крестьян из Европейской части России в Сибирь. Тысячи бедных крестьянских семей в поисках земли и лучшей доли двинулись в Сибирь из европейской части России: с Дона, Тверской, Вятской Могилевской, Витебской губернии и др. За годы Столыпинской реформы в Сибирь переселилось 45889 крестьян.

Земли современного района вошли в территорию Око-Тагнинского переселенческого подрайона. С 1906 по 1914 годы в подрайоне возникло 63 переселенческих самостоятельных пункта. К ним же можно причислить 33 новых хутора и заимок, действующих как малые, но частые формы населенных пунктов для удобства работ сразу на земле.

На 1913 год чиновником особых поручений по переселенческим делам Адамом Адамовичем Райнертом была представлена к отчету система о заселении местности Око-Тагнинского переселенческого подрайона в зависимости от географии. Участки делились на 3 группы:

1) При Тагнинском волостном селе – в серединной части района. Здесь болото, заболоченные пади, небольшая холмистость (11 участков на 13 человек).

2) Юго-Западного района, таежные леса начинаются более значительней. Здесь людей селится меньше – Хор-Тагнинская волость. Здесь и Пихтинск, Харагун, Ивановский (10 участков).

3) Группа юг района, присаянское — Черемшанка, Каменка, Исаковка, Русь — 8 участков.

Большинство этих новых возникших переселенческих населенных пунктов возникло в средней и южной – присаянской — части района. Здесь начиналась нетронутая вековая тайга, которая переходила к Саянским горам. Под фразой А.А. Райнерта в отчете «Разработка и расчистка под пашни трудна, предприняты корчевальные работы по расчистке», кроется неимоверный добровольный каторжный труд крестьян, чтобы добыть хлебородное угодье.

Люди ехали на новые, необжитые места, до конца не представляя, что же их там ожидает. Сами условия переезда были очень тяжелыми. Ехали в неприспособленных вагонах, вместе со стариками и детьми, здесь же готовили пищу, на станциях набирали воду. На вагонах можно было увидеть надпись «40 человек и 8 лошадей». Многие ехали без денег, а переезд длился по месяцу и дольше. Некоторые, особенно старики, дети и больные люди не выдерживали и умирали в дороге.

Чего только стоило добраться до новых мест. А весь первый год, до получения урожая, новоселы должны были покупать себе хлеб (если было где) или добывать другую пищу. Чтобы выжить, нужно было приобретать лошадь, корову, плуг, строить дома. Неимоверно тяжелые условия, в которых оказались переселенцы, заставляли часть из них возвращаться на прежние места, но многие остались.

С 1907 г. в Хор-Тагну стали приезжать переселенцы, их называли «плановыми». После постройки трактовых дорог в 1907-1908 г. пришел первый поезд с плановыми переселенцами. Разгружались на станции Тыреть с прямой пропиской в Хор-Тагну. В Тырети была учреждена организация по продаже переселенцам лошадей, крупнорогатого скота, телег, саней, сбруи, домашнего инвентаря и всего необходимого для новоселов. Ехали переселенцы семьями с одной местности из Двинского уезда Витебской губернии. Второй поезд пришел весной 1909 г.

С первого поезда в 1908 г. заселили улицу Хора (Хор-Тагна) – 16 семей, уч.Георгиевский (Патархай) -14 семей. В те годы Хор-Тагна состояла как бы из трех деревень, но все-таки это считалось единым целым, и Георгиевский (Патархай) и Окинские Сачки, считались как бы улицами Хор-Тагны, но на отшибе. И церковь у них была общая, и кладбище общее, и староста, и управа общие. И приехали все из одной местности – из Двинского уезда Витебской губернии.

в 1907 (1908) г. приехали:

Акентьев Мирон, 1882 (жена Анастасия, 1888 г.р.)

Кормильцев Семен Васильевич, 1869 г.р. (жена Пелагея,1873г.р.)

Авдеев Терентий Корнеевич, 1850 г.р.,

Авдеев Евстафий, 1898 г.р., (жена Мария, 1903 г.р.)

Богданов Кузьма, 1878 г.р. (жена Маланья, 1890 г.р.),

Матвеев Карп (жена Анастасия, 1875 г.р.)

Филиппов Павел Богданович,1882 г.р. (жена Александра, 1882 г.р.)

Ефремов Минай Прохорович, 1868 г.р. (жена сын Лифер, 1899 г.р.),

Михайлов Иван Михайлович, 1860 г.р. (жена Аксинья, 1870 г.р., сын Патрикей, 1900 г.р.),

Иванова Анастасия,1866 г.р.(сын Петр, 1903 г.р.)

Гаврилова Акулина, 1880 г.р.

Исаев Иван Леонидович, 1861 г.р. (жена Зинаида, 1875 г.р., сын Иван, 1907 г.р.),

Кузьмин Иван (сын Лифантий, 1893 г.р., Яков, 1897 г.р., Сысой, 1904 г.р.)

Егорова Маланья, 1873 г.р. (сын Федор, 1908 г.р.)

Георгиевский (Патархай)

Иванов Демид Ефимович, 1892 г.р. (жена Лимпиада, 1895 г.р.)

Иванов Иван Ефимович, 1897 г.р. (жена Устинья, 1900 г.р.)

Богданов Никита Федорович, 1885 г.р. (Капиталина, 1883 г.р.)

Иванова Степанида Никифоровна, 1885 г.р.

Филиппов Виналий Иванович, 1893 г.р. (жена Аксинья, 1897 г.р.)

Акимов Яков Федорович, 1867 г.р. (жена Анна, 1880 г.р., дети Макей, 1897 г.р., Пиман, 1903 г.р.)

Иванов Василий Потапович, 1875 г.р. (жена Фитинья, 1880 г.р., сын Иван, 1905 г.р.)

Иванов Павел Ильич, 1879 г.р. (жена Анастасия, 1880 г.р.)

Богданов Василий Дементьевич, 1860 г.р. (жена Ефросинья, 1860 г.р., дети Михей, 1900 г.р., Калина, 1902 г.р., Яков, 1907 г.р.)

Иванов Петр Григорьевич, 1863 г.р. (жена Ирина, 1866 г.р., дети Марфа, 1900 г.р., Логин, 1902 г.р.)

Толстый Мыс

Лисовский Мартын, 1840 г.р. (жена Анна, 1840 г.р., дети Иван, 1893 г.р.)

Лисовский Адам Мартынович, 1880 г.р. (жена Ольга 1885 г.р.)

В 1907 (1908) г. всего приехало 48 семей, которые остались жить на новых местах.

Со второго поезда в 1908 г. заселяли с.Хор-Тагна – 56 семей и Окинские Сачки -13 семей, Георгиевский – 13 семей, Шерагул Сачки – 15 семей. Всего – 112 семей. Примерно в те же годы заселили ул. Заречную, ул. Криваны, ул. Кавказ. Улицы Сахалин как таковой не было, а просто в разброс жили 4 семьи, а потом их дети селились на Сахалине.

В 1908 (1909) г. приехали:

Акимов Парфен Александрович, 1862 г.р. (жена Пелагея, 1865 г.р., дети -Татьяна, 1897 г.р., Аксинья, 1906 г.р.),

Авдеев Терентий Кареевич,1850 г.р. (жена Анна, 1865 г.р., дети — Анна, 1909 г.р.)

Авдеев Еремей Терентьевич, 1891 г.р. (жена Марфа, 1896 г.р.),

Александров Василий Сидорович, 1865 г.р. (жена Евдокия, 1885 г.р., дети — Елиферий, 1907 г.р.),

Акентьев Михаил Маркелович, 1850 г.р. (жена Харитинья, 1860 г.р.),

Андреев Липат, 1869 г.р. (жена Фекла, 1873 г.р. дети — Емельян, 1901 г.р., Анна, 1905 г.р., Осип,1903 г.р., Мария, 1903 г.р.).

Андреев Анисим Петрович, 1890 г.р. (жена Афимья, 1890 г.р.)

Андреев Савелий Терентьевич,1900 г.р. (жена Ирина, 1902 г.р.)

Андреев Петр Наумович, 1855 г.р. (жена Акулина, 1885 г.р., дети Авдей, 1899 г.р., Сидор, 1908 г.р.),

Амосов Федор, 1874 г.р.(жена Агафья, 1878 г.р., дети Федор,1909 г.р.),

Белодедов Егор Мартиянович,1896 г.р. (жена Анна, 1903 г.р., отец Белодедов Мартиян)

Бровкин Маккиян Куз., 1886 г.р. (жена Просковья, 1889 г.р.),

Богданов Никон Филилеевич, 1875 г.р. (жена Евгения, 1877 г.р.),

Богданов Филипп Матвеевич, 1882 г.р. (жена Анна, 1883 г.р. , сын Фиоктист, 1908 г.р.),

Бровкин Никифор Кондратьевич, 1861 г.р.(жена Просковья, 1872 г.р., дети Никита,1900 г.р., Афанасий, 1903 г.р.),

Бровкин Гавриил Кондратьевич, 1860 г.р. (жена Евдокия, 1870 г.р., дети Петр, 1904 г.р., Андрей, 1906 г.р.),

Бровкин Павел Ульянович, 1855 г.р. (жена Анна, 1859 г.р. дети Ефрем, 1905г.р., Артем, 1909 г.р., сын Бровкин Ефрем Павлорвич, 1893 г.р. (жена Ирина, 1895 г.р.),

Бровкин Осип Петрович, 1880 г.р. (жена Евдокия, 1885 г.р, дети Севостьян, 1908 г.р.),

Богданова Федора Григорьевна, 1858 г.р. (сын Петр, 1903 г.р.),

Васильев Анисим, 1845 г.р. (жена Дарья, 1860 г.р.),

Васильев Петр Анисимович,1889 г.р. (жена Степанида, 1889 г.р.),

Васильев Фадей Карпович, 1875 г.р. (жена Ирина, 1875 г.р,),

Васильев Павел Тимофеевич, 1888 г.р. (жена Наталья, 1889 г.р.),

Васильев Максим , 1895 г.р. (жена Анна, 1898 г.р.)

Ефремов Минай Прохорович, 1868 г.р. (жена Прасковья,1869 г.р., дети Мария, 1906, Мавра, 1909 г.р.),

Егоровы Парфен и Аксинья Васильевна, 1862 г.р. (дети Дмитрий, 1907 г.р.),

Егоров Макей Парфенович, 1888 г.р. (жена Анна, 1902 г.р.)

Занин Никита Лаврентьевич, 1872 г.р. (жена Федосья, 1892 г.р.)

Читайте также:  За речкой шла война прокудин

Зыков Иван, 1883 г.р. (жена Анна, 1886 г.р., дети Сергей, 1907 г.р.),

Иванов Иван Григорьевич, 1860 г.р. (жена Аксинья, 1880 г.р., сын Сидор, 1902 г.р.)

Иванов Аарсентий Сергеевич, 1891 г.р. (жена Ефросинья, 1897 г.р.),

Иванов Еремей Пиманович, 1875 г.р. (жена Капитолина, 1880 г.р.)

Исаев Никандр Леонович, 1863 г.р. (жена Матрена, 1869 г.р. дети Михаил, 1899 г.р, Васса, 1907 г.р.),

Константинов Фома Алексеевич, 1867 г.р. (жена Анастасия, 1865 г.р.),

Матвеев Агей Кирьянович, 1875 г.р. (жена Анна, 1880 г.р., сын Иван, 1905 г.р.),

Максимов Семен, 1897 г.р. (жена Анна, 1895 г.р.)

Максимов Парамон Тимофеевич, 1889 г.р. (жена Прасковья, 1895 г.р. отец Максимов Тимофей, 1860 г.р.),

Новицкий Афанасий Петрович, 1873 г.р. (жена Татьяна, 1876 г.р.),

Прокопьев Матвей Иванович, 1878 г.р. (жена Мария, 1879 г.р.),

Прищепов Ксенафонт Алексеевич, 1870 г.р. (жена Агафья, 1878 г.р.),

Романов Степан, 1865 г.р. (жена Федора, 1878 г.р., дети Федора, 1909 г.р.),

Романов Григорий Николаевич, 1881 г.р., (жена Ирина, 1891 г.р.)

Савельев Роман Федорович, 1857 г.р. (жена Агафья, 1865 г.р., дети Алимпиада,1908 г.р.)

Савельев Трифон Федорович, 1862 г.р. (жена Ульяна, 1870 г.р., дети Мартена, 1900 г.р., Савелий, 1906 г.р.),

Семенов Федор Антонович, 1865 г.р. (жена Агафья, 1870 г.р., дети Ульяна, 1905 г.р.),

Селиванов Фрол Николаевич, 1875 г.р. (жена Евдокия, 1885 г.р.),

Савельев Никита Федорович, 1860 г.р. (сестра Васса, 1868 г.р.),

Савельев Егор Иванович, 1863 г.р. (жена Евдокия, 1868 г.р., дети Пиман, 1897 г.р, Тимофей, 1899 г.р., Афимья, 1907 г.р., родители Савельев Иван и Савельева Прасковья, 1840 г.р.),

Савельев Ермолай Иванович, 1888 г.р. (жена Анна, 1895 г.р. Мать Ирина, 1869 г.р.)

Савельева Прасковья Кузьминична, 1880 г.р. (отец Савельева Кузьма)

Савельев Кирилл Иванович, 1865 г.р., (жена Марина, 1878 г.р., дети, Васса, 1905 г.р, Минай, 1907 г.р.).

Ульянова Анна Кузьминична, 1878 г.р. (дети Николай, 1908 г.р., Ефросинья, 1909 г.р.),

Ульянов Петр Ильич, 1877 г.р. (жена Наталья, 1897 г.р. мать Анна,1840 г.р.)

Харламов Тарас Герасимович, 1865 г.р. (жена Лукерья, 1885 г.р.,дочь Ефросинья,1908 г.р.),

Харитонов Поликарий Филатьевич, 1897 г.р. (Жена Зинаида, 1900 г.р., отец Харитонов Филат)

Яковлев Семен Фадеевич, 1885 г.р. (жена Аксинья, 1888 г.р.),

(Осипов Петр, Харитонов Феоктист-?).

Георгиевский (Патархай)

Иванов Николай Фомич, 1880 г.р., (жена Прасковья, 1885 г.р., сын Григорий, 1907 г.р.)

Иванов Лаврентий Ефимович, 1887 г.р. (жена Ефросинья, 1892 г.р.)

Сидоров Сергей Матиянович, 1890 г.р. (жена Мавра, 1897 г.р.)

Сидорова Харитинья Максимовна, 1875 г.р.

Власова Прасковья Кирилловна, 1874 г.р. (дети Прасковья, 1904 г.р., Севостьян, 1907 г.р.)

Михайлов Самсон, 1861 г.р. (жена Ульяна, 1869 г.р., дети Потап, 1904 г.р.)

Ефремов Кузьма Прохорович, 1888 г.р. (жена Федора, 1890 г.р.)

Ефремов Трофим Прохорович, 1875 г.р. (жена Фекла, 1885 г.р.)

Богданов Зиновей Васильевич, 1886 г.р. (жена Марина, 1885 г.р.)

Богданов Иван Васильевич, 1889 г.р. (жена Марья, 1890 г.р.)

Чернильников Елисей Матвеевич, 1865 г.р. (жена Агафья,1865 г.р.)

Трифонов Иван Карпович, 1887 г.р.

Бутырин Федор Епифанович, 1871 г.р. (жена Анна, 1875 г.р.)

Новиков Федор Харитонович, 1894 г.р. (жена Евдокия, 1898 г.р.)

Качурин Захар Иванович, 1878 г.р. (жена Марья, 1878 г.р.)

Морозов Иван Григорьевич, 1878 г.р. (жена Анастасия, 1878 г.р.)

Ефимчикова Евдокия Григорьевна, 1888 г.р.

Морозов Алексей Григорьевич, 1895 г.р. (жена Устинья, 1900 г.р.)

Толстый Мыс

Сидоренко Федор Григорьевич, 1885 г.р. (жена Наталья, 1885 г.р.)

Буев Василий, 1870 г.р. (жена Пелагея, 1970 г.р., сын Василий, 1905 г.р.)

Чиканова Мария Акимовна, 1885 г.р. (муж Прокопий, 1885 г.р.)

Сидоренко Яков Григорьевич, 1898 г.р. (жена Анна, 1902 г.р., мать Марфа, 1850 г.р.)

Алантьев Андрей Андриянович, 1867 г.р. (жена Домна, 1865 г.р., сын Евдоким, 1896 г.р.)

Окинские Сачки -13

В 1910 г. приехало всего 17 семей. В дальнейшем семьи приезжали небольшими группами, а уже ближе к двадцатым годам приезжали и одиночные семьи.

Домов как таковых не было. Сначала люди ставили времянки из кругляка, а углы в них рубили в охряпку, то есть как можно быстрее. У крепких хозяев такая времянка за неделю вставала и обживалась. В первую очередь старались распахать пашню и посеять хлеб, а убрав урожай рубили хлева и загоны для скота, где необходимо рыли колодцы. Дома же строили через год-два, а кто и десяток лет ютился во времянке.

Переселенцам приходилось раскорчевывать большие площади, буквально отвоевывая у тайги каждую десятину. А разработать, сделать пригодной для сельскохозяйственного производства землю требовало огромных затрат сил и средств. Основным занятием населения было сельское хозяйство, животноводство. Распространенными посевными культурами были озимая и яровая рожь, яровая пшеница, ячмень, овес, картофель, гречиха, просо, горох. Содержали лошадей, крупный рогатый скот, овец, свиней. Многие переселенцы занимались промыслом: рыболовством, охотой, сбором ягод, кедрового ореха и многие из них едва сводили концы с концами. Часть из них превратилась в сельских пролетариев – батраков, а многие просто вернулись в родные места. По данным 1912 г. на поселение в Ока-Тагнинский подрайон прибыло более 400 семей, а обосновались и поставили свои дома только 251 семья. Но, несмотря на все трудности, большая часть переселенцев, приложив немалые усилия, все-таки прижилось на заларинской земле, которую они стали считать своей.

1908-1914 г. местная волостная власть находилась в руках старосты и писаря. Последний староста – Волков Григорий (переселенец Пермской губернии 1901 г.). Писари – Романов Иван Агеевич, 1885 г.р., Вишневский Семен Алексеевич (семья приехала с Польши). Здание управы находилась на месте усадьбы Батракова. (по ул.Хорской).

Савельев Тимофей Тимофеевич,1933 г.р. с сестрой Глебовой (Савельевой) Надеждой Тимофеевной и ее мужем Глебовым Сергеем Борисовичем

у здания волостной управы с.Хор-Тагна

В деревне было расслоение на людей богатых, среднего достатка и бедных.

Сельсоветский дом конфискован у Матвеева Агея Кирьяновича, 1875 г.р. Во время коллективизации, образования колхоза в Хор-Тагне в дом к Агею Кирьяновичу пришли активисты советской власти и просто выгнали семью на улицу. Агей Кирьянович был человеком

Источник

ХОР-ТАГНА — МЕСТО ДЛЯ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Медвежий угол

Еще совсем недавно про это село мало кто знал. Оно расположено вдали от основных транспортных магистралей, в таежной глуши. От регионального центра – Иркутска – до Хор-Тагны около 300 километров, от районного – поселка Залари – около 80 километров. Общественный транспорт ходит сюда так редко, что проще взять машину в прокате.

Однако эта удаленность от цивилизации позволила сохранить многие элементы культуры местных народов и природу в почти нетронутом состоянии. Жители Хор-Тагны, для которых турист пока в диковинку, видят посетителей села не как объект заработка, а как дорогих гостей, встречая их в подлинных традициях сибирского гостеприимства.

Загадка названия

ХОР-ТАГНА — МЕСТО ДЛЯ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Село Хор-Тагна расположено в месте слияния рек Хор-Тагна и Тагна. Первую часть названия села и реки связывают с бурятским словом, имеющим значение «два» («хоор» – местная диалектная версия, в литературном бурятском звучит как «хоер»). В таком случае Хор-Тагна можно перевести как «вторая Тагна». Есть также версия, что слово «хор» связано с другим бурятским словом – «хара», что значит «черный».

Вторая половина названия, Тагна, также имеет спорное происхождение. Существует версия, что этот гидроним образован от названия бурятского тагнитского рода, перекочевавшего в эти места из Тункинской долины (ныне Тункинский район Республики Бурятия).

По другой версии, название Тагна является бурятским искажением тувинского слова «таңды» – «высокая гора», «высокогорная тайга».

Третья версия предлагает тюркское происхождение слова: «таг/даг» – «гора» – и суффикс «-на» можгут означать «горная» (река). Истоки рек с названием Тагна и вправду находятся в горах.

Любая из этих версий может быть настоящей, но в любом случае село именуют самым красивым не из-за названия.

Старообрядцы, традиции и Кавказ

Село было основано в конце XIX века, но люди жили в этих местах с гораздо более ранних времен, о чем говорят многочисленные бурятские топонимы.

С самого начала своего существования село было переселенческим. Причем жили в нем переселенцы из самых разных уголков Российской империи.

Одна из крупнейших улиц Хор-Тагны называется Кавказская. Некоторые краеведы считают, что название эта местность получила благодаря донскому казаку Антипину, который был сослан сюда. В память о родных местах он назвал Кавказом место, где поселился. Вот только странно, что донской казак считал своей родиной именно Кавказ, а не Дон.

Селились здесь и старообрядцы, которые ценили уединение и отдаленность от цивилизации. Действительно, Хор-Тагна – это как будто место для осмысления себя, перезагрузки. Чистое небо, до которого как будто можно дотянуться, и тайга, окружающая село со всех сторон, живописна, как будто написана кистью Шишкина.

Улицы поселка дышат жизнью прошлого – колодцы, крепкие сибирские избы, женщины с коромыслами. Ты как будто попал в музей, в котором экспонаты живы. Впрочем, есть здесь и классический краеведческий музей, который можно посетить.

Среди местных достопримечательностей можно назвать новый подвесной мост через реку Тагна, старый деревянный мост, который в настоящее время не эксплуатируется, и необычный родник, бьющий прямо из реки. Когда-то давно местные умельцы вставили металлическую трубу в место, откуда выходит вода под напором, и теперь из реки, как из нефтяной скважины, бьет «родниковый фонтан».

Таежные голландцы

В окрестностях Хор-Тагны в начале XX века поселились выходцы с территории современной Украины и Беларуси, небольшой народ с уникальной историей – голендры.

Они живут в трех поселках по дороге в Хор-Тагну и входят в Хор-Тигнинское муниципальное образование – Дагник, Пихтинский и Среднепихтинский. Раньше они именовались соответственно Дахна, Самустече и Новына.

Голендров считают потомками немцев и голландцев, в давние времена переселившихся в Речь Посполитую и перенявших многие элементы культуры у поляков. В дальнейшем, проживая на пересечении польской, украинской и белорусской культур, они многое восприняли от каждой из них.

В начале XX века, вслед за другими переселенцами в рамках Столыпинской реформы, голендры поселились в этом живописном, но диком месте. Как и местные русские, голендры сохранили свою особую идентичность, а также элементы культуры: обряды, песни, танцы. Немецкий этнограф, побывавший в среде голендров, так описал этот народ: «Они носят немецкие фамилии, говорят на украинско-белорусском наречии, чтут традиции, схожие с голландскими, и к тому же молятся по-польски».

В Хор-Тагне только создается инфраструктура для туристов, но уже сейчас стоит побывать в этом удивительном месте, над которым как будто не властно время. Лучше всего поехать сюда на несколько дней, чтобы успеть побывать во всех интересных местах, порыбачить, побывать в настоящей присаянской тайге и «перезагрузиться».

Источник

Село Хор-Тагна в Иркутской области вошло в число самых красивых деревень России

ХОР-ТАГНА /Иркутская область/, 22 сентября. /ТАСС/. Село Хор-Тагна в Иркутской области включили в ассоциацию «Самые красивые деревни России». Церемония и праздничные мероприятия для жителей проходят в воскресенье.

«Становясь членом нашей ассоциации, вы одновременно становитесь членом Федерации самых красивых деревень и городков мира. Вы становитесь 11-м сельским населенным пунктом — членом нашей ассоциации», — сказал президент ассоциации Александр Мерзлов.

Хор-Тагна находится в Залаирском районе. Село, в котором проживают 720 человек, было образовано в 1892 году и является последним населенным пунктом на пути к Саянским горам.

Как пояснил ТАСС глава села Сергей Ненахов, населенный пункт имеет богатую историю, в нем до сих пор живут староверы. Также сохранилось множество построенных в XIX веке домов, которые являются памятниками архитектуры, а также храм Николая Чудотворца. Кроме того, из-за близости к тайге село является точкой притяжения туристов. «Мы делали свои маршруты, пытались туризм развивать разными способами, и когда появилась ассоциация, нам предложили поучаствовать в отборе, я был уверен, что мы пройдем», — отметил Ненахов.

Хор-Тагна принимается в ассоциацию на пять лет с возможностью продления членства. По словам Мерзлова, это помогает населенным пунктам нарастить турпоток, а также приток постоянного населения, чему способствует создание новых рабочих мест. Он уточнил, что главная цель, которую преследует ассоциация, — улучшение качества жизни местного населения.

В воскресенье в селе организованы народные гуляния — жителей угощают медом и выпечкой, готовят уху на костре.

Критерии отбора

Ассоциация «Самые красивые деревни России» объединяет сельские населенные пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению и лучшему задействованию наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий.

Присоединиться к ассоциации могут деревни, села, поселки, станицы, аулы и прочие населенные пункты, где проживают не более 2 тыс. человек, сохранившие, хотя бы отчасти, сельский уклад жизни. Среди прочих критериев — развитая местная гастрономия, готовность и возможность принимать гостей, поддержка местной власти.

В настоящее время в ассоциацию входят такие деревни, как Кинерма, Ошевенский погост, Кимжа, Кильца, Десятниково, Вятское.

Источник

Adblock
detector