Меню

Река ухлясть быховский район

БЫХОВ

BYKHOV

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Географический список » БЫХОВ

БЫХОВ

БЫХОВ, город в Белоруссии, Могилевская обл., пристань на Днепре. Железнодорожная станция. 22,0 тыс. жителей (1991). Льнозавод, пищевая промышленность, мебельная фабрика. Известен с 14 в.
Быховский район расположен на юге Могилевской области. Образован 17 июля 1924 года. Площадь составляет 2,3 тыс. кв. км. Численность населения — 49,2 тыс. человек, городского — 41,5%. Средняя плотность населения составляет 22 человека на 1 кв. км. Центр района расположен городе Быхов. Район Делится на 15 сельсоветов: Обидовичский, Барколабовский, Верхнетощицкий, Городецкий, Глухский, Грудиновский, Дунайковский, Лудчицкий, Новобыховский, Следюковский, Трилесинский, Холстовский, Черноборский, Краснослободский, Ямненский. В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (1986 год) часть территории района загрязнена радиоактивными элементами. Жители деревни Александров отселены.
Район расположен в пределах Центральноберезинской равнины и Чечорской равнины. Поверхность равнинная. Преобладают высоты 150-160 м над уровнем моря. Самый высокий пункт (183,5 м) находится возле деревни Трилесино.
Полезные ископаемые: торф, мел, песчано-гравиевый материал, керамические глины. Средняя температура января — минус 7,2 градуса, июля — плюс 18,3 градусов по шкале Цельсия. Осадков выпадает 600 мм в год. Вегетационный период длится 189 суток.
По территории района протекает крупнейшая в Белоруссии река Днепр с притоками Чернавка, Бобровка, Тресна, Ухлясть с Воронинкой, Тощица, Адаменка, Рдица, Лахва; на западе — река Друть (на ней создано Чигринское водохранилище) с притоками Греза и Болоновка.
В Быховском районе преобладают дерново-подзолистые и дерново-подзолистые заболоченные почвы. Леса занимают 39% территории района — преимущественно хвойные, еловые и березовые.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 103,1 тыс. га, из них осушено 23,9 тыс. га. Основная отрасль сельского хозяйства — мясо-молочное животноводство. Сельхозпредприятия также выращивают зерновые и кормовые культуры, картофель.
Предприятия района выпускают спирт-сырец, масло, сухое обезжиренное молоко, крахмал, овощные консервы, швейные изделия, топливный брикет, металлические бочки, строительные материалы.
По территории района проходят железные дороги Могилев-Жлобин, автодороги Могилев-Гомель, Могилев-Бобруйск. Судоходство осуществляется по Днепру.
В районе действуют 23 средних и 15 базовых школ, 35 дошкольных учреждений, 46 клубов, 45 библиотек, 7 больниц, 3 амбулатории, 35 фельдшерско-акушерских пунктов.
На терриртории района расположены памятники природы — хвои-гиганты возле деревни Барсуки. Архитектурные памятники — церковь 19 ст. в деревне Болонов-Селец; церковь Казанской Божьей Матери (1904) в деревне Барколабово; дворцово-парковый ансамбль начала 19 ст. в деревне Грудиновка; церковь начала 20 ст. в деревне Лубянка; Успенская церковь (1865) в деревне Мокрое. Мемориал воинской славы расположен в деревне Лудчицы.

Сообщение отправлено: 4 декабря 2005 12:52 ( Ne administrator)

Сообщение отредактировано: 7 сентября 2006 15:27

Источник



Быховский район

Родной язык: белорусский 72,68 %, русский 26,09 %
Разговаривают дома: белорусский 46,61 %, русский 45,68 % [1]

15,59 чел./км² (12-е место)

2 263.16 [2] км² (1-е место)

Быховский район на карте

Бы́ховский райо́н (белор. Быхаўскі раён ) — административная единица на юге Могилёвской области Белоруссии.

Административный центр — город Быхов.

Содержание

География

Площадь 2300 км².

Основные реки — Днепр с притоками Чернавка, Бобровка, Тресна, Ухлясть с Воронинкой, Тощица, Адаменка, Рдица, Лахва, Друть (на ней создано Чигиринское водохранилище), Греза и Болоновка. На востоке района, в бассейне Днепра — Годылёво болото.

Административное устройство

В 2010 году решением Могилёвского облисполкома на территории Быховского района была упразднена административно-территориальная единица — Городецкий сельсовет.

Изменены границы Холстовского сельсовета Быховского района, включена в его состав территория упразднённого Городецкого сельсовета, в том числе населённые пункты Городец, Лубянка, Селиба, Резки, Бросовинка, Замошье.

Верхнетощицкий сельсовет Быховского района переименован в Нижнетощицкий сельсовет с административным центром, расположенным в населенном пункте Нижняя Тощица Быховского района [3] .

Решением Быховского районного исполнительного комитета от 29 сентября 2011 года был упразднён Дунайковский сельсовет [4] , населённые пункты, относящиеся к нему, были переданы в Ямницкий сельсовет.

В настоящее время Быховский район в административном отношении подразделяется на 13 сельских советов:

История

Район образован 17 июля 1924 года. До июля 1930 года находился в составе Могилёвского округа. С 15 января 1938 года относится к Могилёвской области [5] .

Демография

Население района составляет 35 300 человек, в том числе в городских условиях проживают 16 100 человек [6] .

Известные уроженцы и жители

  • Сташкевич, Николай Стефанович (1938—2011) — белорусский историк, доктор исторических наук, профессор
  • Красовский, Степан Акимович (с. Глухи, 1897—1983) — советский военачальник, маршал авиации, Герой Советского Союза.

Транспорт

Через район проходят железные дороги «Могилёв — Жлобин», автодороги «Могилёв — Гомель», «Могилёв — Бобруйск». Днепр на территории района — судоходен.

Достопримечательности

  • Абидня
  • Усадьба Грудиновка — дворцово-парковый ансамбль XIX века в деревне Грудиновка.

См. также

  • Болоновка
  • Галеевка
  • Дунаёк
  • Лубянка
  • Чечевичи
  • Болонов-Селец 2
  • Гетто в Быховском районе

Примечания

  1. 123Результаты переписи 2009 года
  2. «Государственный земельный кадастр Республики Беларусь» (по состоянию на 1 января 2011 г.)
  3. Решение Могилёвского областного Совета депутатов от 23 декабря 2009 г. № 17-16
  4. Официальный печатный орган Быховского райисполкома газета «Маяк Прыдняпроўя»
  5. Белорусская ССР: Краткая энциклопедия в 5 т. / Ред. колл.: П. У. Бровка и др. — Мн. : Гл. ред. Белорус. Сов. Энциклопедии, 1979. — Т. 1. История. Общественный и государственный строй. Законодательство и право. Административно-территориальное деление. Населённые пункты. Международные связи. — 768 с. — 50 000 экз.
  6. Численность населения согласно данным Белстата на 01 января 2009 года

Ссылки

  • Официальный сайт районной администрации
  • Информация на портале Могилёвской области
  • Карты и общие сведения на emaps-online
  • Достопримечательности на портале globus.tut.by

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Быховский район» в других словарях:

Быховский район Могилёвской области — Быховский район Быхаўскі раён Страна Белоруссия Статус район … Википедия

Быховский район Могилевской области — Быховский район Быхаўскі раён Страна Белоруссия Статус район Входит в Могилёвскую область Административный центр Быхов Дата образования 17 июля 1924 г. Население 49,2 тыс … Википедия

Дунаёк (Быховский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нарейки. Деревня Дунаек белор. Дунаёк Страна … Википедия

Золотва (Быховский район) — Деревня Золотва белор. Залатва Страна Белоруссия … Википедия

Болонов-Селец 2 (Быховский район) — Деревня Болонов Селец белор. Балонаў Сялец, Сялец Страна Белоруссия … Википедия

Болоновка (Быховский район) — Деревня Болоновка Балонаўка Страна БелоруссияБелоруссия … Википедия

Короткие (Быховский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Короткие. Деревня Короткие Кароткія Страна Белоруссия … Википедия

Борколабовский сельсовет (Быховский район) — Борколабовский сельский совет Страна Белоруссия Статус Сельский совет Входит в Быховский район Включает … Википедия

Глухский сельсовет (Быховский район) — Глухский сельский совет Страна Белоруссия Статус Сельский совет Входит в Быховский район Включает 10 … Википедия

Городецкий сельсовет (Быховский район) — Городецкий сельский совет Страна Белоруссия Статус бывший Сельский совет Входит в Быховский район Включает … Википедия

Источник

Быховский район

Быховский район расположен в южной части Могилевской области, граничит с Могилевским, Чаусским, Славгородским, Кировским, Кличевским районами Могилевской области и Рогачевским районом Гомельской области. Западную часть занимает Центрально-Березинская, восточную – Оршанско-Могилевская равнины. По Быховскому району протекают: р. Днепр с притоками Ухлясть, Лохва, Полна, Бобровка, Мокрянка; р. Друть с притоком Греза. Административный центр района – г. Быхов.

Старинный г. Быхов основан в 1370 г. как владение князя Великого Княжества Литовского Свидригайло. Расположенный на важнейшем торговом пути древности, известном как «путь из варяг в греки», Быхов имел развитые торговые связи. В историю город вошел как неприступная пограничная крепость. В 1610–1619 гг. гетман Я.К. Хадкевич построил на крутом берегу Днепра замок, который дополнял систему укреплений, состоящую из земляных валов, рвов, бастионов, и игравшую важную стратегическую роль в период многих войн.

В г. Быхове находилась одна из лучших людвисарней XVI–XVIII вв., где мастера самой высокой квалификации изготавливали пушки, ядра, пули и многое другое, без чего в средние века в Европе воевать было просто невозможно. При литейной пушечной мастерской находилась и знаменитая Быховская оружейная школа.

В XVII в. в городе была возведена каменная синагога, которая являлась не только культовым сооружением, но и важным оборонительным укреплением.

Возле г. Быхова и деревень Воронино, Нижняя Тощица, Селец и др. сохранились памятники древних славян – курганы, которые являлись местами захоронений. Неотъемлемой частью истории Быхова является история д. Барколабово. Именно здесь был создан уникальный памятник древнеславянской письменности –Барколабовская летопись.

В Быховском районе находится ряд достопримечательностей. Среди них: Свято-Троицкая церковь; действующий православный женский Cвято-Вознесенский монастырь в д. Барколабово, где хранится великая святыня Быховской земли – Барколабовская чудотворная икона Божией Матери; синагога и Быховский замок; мемориал воинской славы «Лудчицкая высота» в Лудчицах; Курган Славы в Бовках и др.

Читайте также:  Хрустальная река в колумбии

Культурным брендом Быховщины является ежегодный фестиваль «Большая бард-рыбалка», который проходит на живописном берегу Чигиринского водохранилища в пос. Грудичино Быховского района.

Украшением в сокровищнице природы Быховского края служат: ландшафтный заказник республиканского значения «Старица»; Чигиринское водохранилище на р. Друть; Дубовая роща (Дубки) – памятник природы местного значения, находящийся в пойме р. Днепр; каскад криниц «Захаренка» – памятник природы местного значения; Грудиновский дворцово-парковый ансамбль и Ново-Боярские сосны-гиганты.

Быховская синагога

Быховская синагога являлась центром религиозной и гражданской жизни местных евреев, которые в XIX в. составляли половину населения города. Синагога была построена в 1640–1650 гг. и предназначалась для защиты замка. Этот храм оборонительного типа был исполнен в стиле ренессанс. В Быховской синагоге это проявляется в наличии толстых стен, круглой башни, в окнах, размещенных высоко над землей, и аттике с бойницами. Территория двора синагоги, который назывался синагогальным или школьным, была застроена религиозными и гражданскими зданиями. Все эти сооружения были из дерева. Некоторые прижимались (лепились) к стенам синагоги, окна которой находились на уровне второго этажа.

Здание сохранилось. Оно представляет собой почти квадратное строение. Внутреннее оснащение традиционное: посреди зала находятся четыре восьмигранных колонны и алтарный шкаф со ступеньками на восточной стене. Это бима. Бима выполняла две важные функции: конструктивную – на нее опирались перекрытия, и религиозную – она являлась кафедрой для чтения молитв. Важным отличием являлось деление на мужскую и женскую части, что относится к одной из самых древних традиций востока. Внутри синагоги стены украшала богатая лепка с животным и растительным орнаментом. Фрагменты лепных убранств сохранились.

На историческом плане г. Быхова главная синагога занимала место в отдельном квартале в северной части города. По соседству находились рыночная площадь и городской вал с Могилевскими воротами. Синагога-крепость является образцом самобытного искусства еврейского народа Беларуси.

Дополнительная литература:

  1. Берестова, И. Быховская синагога видела самого Петра І. Увидят ли ее наши внуки? / И. Берестова // Могилевская правда. — 1998. — 12 сентября. — С. 7.
  2. Борисенко, Н. С. Быховская синагога/ Н. С. Борисенко // Борисенко, Н. С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край : (сборник экскурсий). Ч. І-ІІ / Н. С. Борисенко. — Могилев, 2007. — С. 89—91.
  3. Быховская синагога : памятник архитектуры позднего ренессанса // Туристская энциклопедия Беларуси / под общей редакцией И. И. Пирожника. — Минск, 2007. — С. 498.

Быховский замок

Быховский замок построен в XVI в. на высоком правом берегу Днепра на месте поселения XIV–X вв. До 1590 г. замок имел деревянно-земляные укрепления: вал, стены в виде ограды, башни и въездные ворота. Дворцово-замковый ансамбль являлся основой обороны г. Быхова.

В конце XVI в. гетман Я.К. Хадкевич получил от короля разрешение на укрепление замка. Строительство нового, по тем меркам современного фортификационного сооружения осуществлялось на старом месте и закончилось лишь в 1619 г. В 1628 г. замок был значительно перестроен. Сооружение стало занимать участок берега в виде неправильного прямоугольника размером 77×100 м. С трех сторон подступы к нему защищал ров и валы с бастионами. С восточной стороны периметр замкового двора (детинца) застроили жилыми и хозяйственными каменными зданиями, в том числе дворцом. Западная (приступная) сторона была дополнительно укреплена восьмигранными двухъярусными кирпичными башнями, которые имели по 7–8 бойниц и предохраняли (фланкировали) подступы к воротам. Высокие двухстворчатые ворота въездной башни были дополнительно укреплены крупной решеткой (герсой) и специальной системой железных запоров. К въездной башне через ров вел деревянный мост, посередине которого были дополнительно устроены препятствия в виде решеток из дерева столярной работы. На первом этаже замка размещались служебные помещения, на втором – господские покои и столовая зала. Под сооружением располагались громадные подвалы со сводчатыми потолками. Там хранились продукты и жила прислуга. Казарма размещалась в помещении, пристроенном к стене.

В 1831 г. замок поступил в казну и некоторое время находился в запустении. В 70-х гг. XIX в. его отремонтировали и разместили в помещениях казармы. До наших дней сохранились лишь фрагменты Быховского замка. В настоящее время идет его реконструкция.

Дополнительная литература:

  1. Быховский замок // Беларусь замковая [Изоматериал] = Belarus — the Land of Castles : книга-фотоальбом / [составители: О. Д. Баженова, Т. В. Белова]. — Минск, 2015. — С. 392—403.
  2. Быховский замок: памятник архитектуры // Туристская энциклопедия Беларуси / под общей редакцией И. И. Пирожника. — Минск, 2008. — С. 498.
  3. Кисляк, О. История, одетая камнем : [Быховский замок в легендах и преданиях] / Ольга Кисляк // Советская Белоруссия. — 2013. — 22 июня. — С. 1, 6.
  4. Шумская, И. М. Восточные форпосты белорусских земель : [Быховский замок] / Ирина Шумская // Шумская, И. Шедевры нашей старины / И. Шумская. — Минск, 2014. — С. 49—53 : фото.

Свято-троицкая церковь

Свято-Троицкая церковь – памятник деревянного зодчества. Построена в жилой части г. Быхова в середине XIX в. Расположена на ул. Куйбышева, 10. Строение сохранилось и теперь представляет собой истинно-историческую ценность.

Здание центричное, крестоподобное в плане, стоит на кирпичном оштукатуренном фундаменте. На пересечении линий образующих крест – большой световой восьмигранный барабан, завершенный куполом в виде шатра. Над бабинцем (входом в церковь) – двухъярусная восьмигранная башня-колокольня. Стены обиты вертикально струганной доской.

В Свято-Троицкой церкви три входа, оформленных в виде широких каменных крылец, на двух деревянных колоннах каждого из которых покоятся козырьки. Фасады с арочными, полуциркульными оконными проемами обшиты вертикально и опоясаны по периметру простым карнизом. В отличие от сомкнутого свода центральной части (средокрестия) весь потолок остальной части храма является плоским и подшивным.

При храме имеются причтовый дом, воскресная школа, библиотека, сестричество.

В храме временно находился чудотворный образ «Богоматерь Одигитрия Барколабовская» (1659), который прежде хранился в Барколабовском Свято-Вознесенском женском монастыре. 24 июля 2010 г., в день празднования Барколабовской иконы Божией Матери, состоялось торжественное перенесение чудотворного образа из Свято-Троицкого храма г. Быхова в возрожденный Свято-Вознесенский монастырь.

Дополнительная литература:

  1. Борисенко, Н. С. Свято-Троицкая церковь / Н. С. Борисенко // Борисенко, Н. С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край : (сборник экскурсий). Ч. І-ІІ / Н. С.Борисенко. — Могилев, 2007. — С. 91—92.
  2. Быховская Свято-Троицкая церковь: памятник деревянного зодчества // Туристская энциклопедия Беларуси / под общей редакцией И. И. Пирожника. — Минск, 2008. — С. 498.

Грудиновский дворцово-парковый ансамбль

Усадьба Грудиновка – дворцово-парковый ансамбль XIX в. В центре усадьбы, на пригорке, расположен кирпичный дворец, который представляет собой двухэтажное здание с полукруглой верандой, поддерживаемой шестью колоннами, выполненными в тосканском ордере. Увенчано оно плоским куполом, а фронтальная часть – аттиком, возвышающимся над раскрепованным карнизом. В декоративном оформлении фасада использованы элементы архитектуры классицизма – пилястры, разной конфигурации сандрики, фигурные кронштейны, ниши.

Парк перед дворцом, заложенный в первой половине XIX в., имеет регулярную планировку. Прямые липовые аллеи сменяются на его окраинах живописными ландшафтными композициями. В парке росло почти 60 наименований деревьев и кустарников. Сохранились единичные деревья: сосны кедровой сибирской, ели обыкновенной змеевидной, дуба пирамидального, липы крымской, туи и тополя канадского, пихты, ели голубой, ясеня пенсильванского. Западную часть парка окаймляет живописное рукотворное озеро площадью в 3 га. Украшал парк и большой декоративный бассейн с фонтанами перед верандой дворца. Благодаря гармоничному сочетанию архитектуры и зеленых насаждений, усадьба в Грудиновке является одним из наиболее ценных памятников садово-паркового искусства в Республике Беларусь.

Внешне усадьба сохранилась достаточно неплохо, но графский дом находится в запустении и нуждается в ремонте и реставрации.

Дополнительная литература:

  1. Гришанова, Л. Графская усадьба Толстых: библиотека-музей хранит память / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2012. — 10 ліпеня — С. 7.
  2. Шатрова, А. Усадьба Толстых в Беларуси: от расцвета до запустения. / Анна Шатрова // Беларускі час. — 2012. — 12 октября. — С. 6.

Мемориал воинской славы «Лудчицкая высота»

Лудчицкая высота – место ожесточенных боев в феврале-июне 1944 г. Сейчас здесь находится величественный мемориал воинской славы – «Лудчицкая высота».

С началом Белорусской наступательной операции «Багратион», в ночь на 24 июня 1944 г., стрелковые батальоны 556-го полка 169-й дивизии 40-го стрелкового корпуса мощным организованным ударом в направлении д. Лудчицы овладели господствующей в том районе высотой 150,9 и в течение 20 часов – до подхода подкреплений – удерживали ее. В ходе боя на высоте было уничтожено более 400 немецких солдат и офицеров. Большинство бойцов, в том числе старший лейтенант Владимир Мартынов, капитан Гулям Якубов, рядовой Сундуткали Искалиев, сражаясь до последнего патрона, погибли в этом бою смертью храбрых. Петр Виниченко, Галактион Размадзе и Иван Борисевич отличились в боях при форсировании Днепра и освобождении г. Быхова. Все они удостоены высокого звания Герой Советского Союза.

Читайте также:  Какие реки есть в саратовской области названия

28 июня 1984 г., к 40-летию освобождения Быховского района от немецко-фашистских оккупантов, на высоте 150,9, как символ доблести и мужества воинов Красной Армии, открыт мемориал воинской славы «Лудчицкая высота». Мемориал представляет собой скульптурно-архитектурную композицию (скульпторы – П. Белоусов, В. Летун, архитекторы – В. Белянкин, М. Мызников). Над курганом доминирует символическая легендарная фигура славянского гусляра Баяна, который восславляет подвиг воинов-героев. У подножия кургана на овальной площадке расположена вогнутая стена-стела с нагрудными горельефами шести Героев Советского Союза: В. Мартынова, С. Искалиева, Г. Якубова, И. Борисевича, П. Виниченко и Г. Размадзе. Рядом установлена гранитная стела с информационным текстом и зажжен Вечный огонь.

Дополнительная литература:

  1. Борисенко, Н. Лудчицкая Высота Героев / Николай Борисенко // Маяк Прыдняпроўя (Быхаў). — 2013. — 22 чэрвеня. — С. 3.
  2. Борисенко, Н. С. Мемориал воинской славы «Лудчицкая высота» / Н. С. Борисенко // Борисенко, Н. С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край : (сборник экскурсий). Ч. І-ІІ / Н. С. Борисенко. — Могилев, 2007. — С. 93—95.
  3. Лудчицкий мемориал воинской славы // Туристская энциклопедия Беларуси / под общей редакцией И. И. Пирожника. — Минск, 2007. — С. 300.

Свято-Вознесенский женский монастырь

Свято-Вознесенский женский монастырь основан в 1641 г. в урочище Борок подкоморием Мстиславским Богданом Стеткевичем и действовал до закрытия в 1924 г. Около 300 лет монастырь был важнейшим духовным и культурным центром Восточной Беларуси, оказывал большое влияние на жителей окрестных поселений. Древний монастырь до своего разрушения имел два храма: небольшой каменный Предтеченский храм с приделом Святителя Николая и деревянный храм в честь Вознесения Господня. В монастыре имелись кельи, хозяйственные постройки. Все было обнесено деревянной стеной.

История Барколабовского монастыря неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери, находящейся в нем с 1659 г. Об истории ее появления в монастырском архиве имелась запись, согласно которой во время военных действий 1659 г. мимо Барколабова двигалось русское войско под предводительством князя Пожарского. В войсковом обозе находился образ Богородицы, взятый в одном из храмов Центральной или Западной Беларуси. У монастырских стен повозка, на которой везли икону, вдруг остановилась, и никакая сила не могла ее сдвинуть с места. Тогда князь понял, что икона должна остаться в монастыре. Это случилось 11 июля 1659 г. С той поры икона находилась в церкви Вознесения Господня и прославилась многими чудесами.

Несмотря на то, что Барколабовский монастырь расположен в пределах Могилевской епархии, со времен своего основания и до 1773 г. он принадлежал к Киевской митрополичьей епархии и назывался заграничным монастырем. В 1772 г. произошел первый раздел Речи Посполитой, и Беларусь была присоединена к России. Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря этого же года последовал указ Святейшего Синода, которым Барколабовский монастырь с другими заграничными белорусскими монастырями, окончательно был передан в управление Могилевского епископа.

До 1835 г. Барколабовский монастырь был самостоятельным, но в этом же году он был приписан к Буйничскому монастырю, обращенному из мужского в женский.

В 1901 г. монастырь приобрел самостоятельность. При монастыре действовала школа. В монастырском приюте содержались дети-сироты, здесь прививалась любовь к книгам, навыкам домашнего чтения, накапливались знания по земледелию, агрономии, селекции растений.

В 1924 г. монастырь закрыли. После его закрытия бывшая монастырская церковь действовала до 1949 г., а Барколабовская икона Божией Матери хранилась у трех инокинь, проживавших в д. Седич.

С 1953 г. до 2010 г. икона находилась в Свято-Троицкой церкви г. Быхова. К концу ХХ в. на месте монастыря не осталось даже руин.

В 2008 г. девять монахинь во главе с игуменьей Антонией (Полуяновой) прибыли из Оршанского Свято-Успенского монастыря и взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни обители.

В 2010 г. в возведенный Свято-Иоанно-Предтеченский храм перенесена из г. Быхова чудотворная Барколабовская икона Божией Матери. В настоящее время храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в Византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским. На поклонение образу чудотворной Барколабовской иконы Божией Матери в монастырь съезжаются многочисленные паломники из Беларуси и России.

Дополнительная литература:

  1. Белько, Е. Барколабовские мотивы : [про Свято-Вознесенский женский монастырь в д. Барколабово и чудотворную икону Богородицы] / Евгения Белько // Кіравец. — 2016. — 29 сакавіка. — С. 5.
  2. Возрождающаяся обитель : Барколабовский монастырь в судьбах и лицах. — Могилев : АмелияПринт, 2019. — 72 с.
  3. Гришанова, Л. «Надежда моя, Богородица» : [о Свято-Вознесенском женском монастыре в д. Барколабово Быховского района] / Людмила Гришанова // Гришанова, Л. Ф. Святые истоки Могилевской земли / Людмила Гришанова. — Могилев, 2013. — С. 68—72.
  4. Менделева, И. Загадки старого монастыря : [о Барколабовском Свято-Вознесенском женском монастыре в Быховском районе] / Ирина Менделева // Советская Белоруссия. — 2013. — 13 марта. — С. 10.
  5. У Баркалабава, да святыні : [пра Свята-Узнясенскі жаночы манастыр] // Быхаўшчына. Дыханне вякоў / укладанне У. І. Бацкалевіч. — Мінск, 2013. — С. 41—45.

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы

Свято-Успенская церковь построена на главной улице д. Мокрое в 1865 г. из дерева. В композиции здания доминировал квадратный в плане основной объем, который ранее был завершен световым барабаном с куполом.

В 1930-е гг. перестроена, в результате чего появились двухскатная крыша с залобком и плоский подшивной потолок внутри храма.

С 1937–1943 гг. церковь закрыта и оборудована под амбар. Богослужения вновь возобновились лишь в 1970 г. В 1991 г. церковь сгорела дотла. Сгорели и иконы. Например, икона Святителя Николая из Белыничского музея (сейчас учреждение культуры «Белыничский районный художественный музей им. В.К. Бялыницкого-Бирули»), которая представляла для местных прихожан большую духовную ценность. Также хранились в Успенском храме две иконы Божией Матери из этого музея. Они попали в Свято-Успенский храм во время Великой Отечественной войны, когда экспонаты музея эвакуировали.

Новую церковь на месте сгоревшего храма стараниями местных жителей отстроили из белого кирпича в 1994 г. Освящена церковь в 1995 г. в честь праздника Успения Божией Матери. Храм небольшой: один купол, колокольня. Есть в нем икона, которая притягивает особое внимание. Это икона Божией Матери «Троеручница». Ее передала в отстроенный храм одна из жительниц Быховского района. К этому образу Божией Матери обращаются за помощью в болезнях и перед родами.

Дополнительная литература:

  1. Антонаў, С. Паўстае з попелу : [лёс Успенскай царквы] / С. Антонаў // Маяк Прыдняпроўя (Быхаў). — 1992. — 19 верасня. — С. 4.
  2. Габрусь, Т. В. Успенская царква / Т. В. Габрусь // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Магілёўская вобласць. — Мінск, 1986. — С. 146.
  3. Рачковская, И. Свято-Успенский храм : [д. Мокрое Быховского района] / Ирина Рачковская // Вечерний Могилев. — 2011. — 19 октября. — С. 21.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери построен в 1904 г. Он располагался на главной улице д. Барколабово.

Продольно-осевая по композиции церковь построена полностью из кирпича, алтарная часть выделена пятигранной апсидой с двумя симметричными ризницами по сторонам. Крыша храма покрыта отдельными пологими двускатными крышами. Фасады здания неоштукатуренные, прорезаны оконными проемами разнообразных форм и богато украшены архитектурной пластикой. Церковь была довольно просторной и светлой. Иконы, писанные на цинке, украшали внутренний интерьер. Своды и купол были расписаны картинами из новозаветной истории. Над главным входом в церковь располагались небольшие хоры. С момента постройки храма при нем открылась также и церковно-приходская школа, для которой было построено новое здание. Однако храм в своем былом великолепии и процветании просуществовал недолго.

В 1920-е гг. церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Барколабово была закрыта и частично разрушена. Позже это здание передали местной школе (богослужения ненадолго возобновились лишь во время Великой Отечественной войны).

Указом Президента Республики Беларусь в 2007 г. храм целиком был возвращен местной православной общине, с той поры начаты восстановительные работы по возрождению церкви, которые продолжаются и сегодня.

Источник

Река ухлясть быховский район

Поезд Москва–Могилёв прибывал на станцию назначения ранним утром. За окнами мелькали размытые туманом силуэты деревьев и каких-то построек. Ни о каком любезно предложенном проводницей кофе и думать не моглось, – сердечко и без того не по-утреннему зашкаливало в своём стремительном беге.

Туда, где дед воевал

. Шесть лет пришлось ждать возможности вырваться из Заполярья в Беларусь. Но это мизер в сравнении с годами безвестия, укрывавшими следы деда моего, маминого отца, рядового Ивана Фёдоровича Козеева.

Читайте также:  Отдых у реки в подмосковье дикарем

Нет уже в живых родителей моих, безуспешно пытавшихся разыскать своих отцов, пропавших без вести в Великую Отечественную. Нет и архива, собранного отцом моим, – зная, что уходит, отправил он всю переписку родственнику, связь с которым потеряна (не знал, что свой историк в семье растёт. ) Но крепко запала в душу родительская устремлённость отыскать своих отцов. «Два чувства дивно близки нам. »

Добродушный балагур, встретивший нас с сыновьями на перроне Могилёва, представившийся Лёней, согласился свозить в Ухлясть, деревню в Быховском районе, где в братской могиле покоится мой дед. А до этого отвёз в гостиницу «Могилёв» и, убедившись, что всё идёт хорошо, распростился с нами до назначенного часа, дав время на краткий отдых.

Незаменимый наш проводник минута в минуту был на месте. Времени даром не терял, по карте определил самый оптимальный путь следования, без него мы бы здорово поколесили по районным центрам. В полдень отправились в путь.

Накрапывал лёгкий дождь. Тихая просёлочная дорога подставляла свои ровные асфальтовые бока нашему автомобилю. Иногда на обочине встречались ягодники, предлагавшие чернику, в обилии растущую в лесу. Покупать не стали, другие планы. И, к слову, заведовать казной пришлось доверить старшему сыну, после завтрака в гостиничном кафе, когда я не разобралась в курсах валют и оставила официантке чаевые, равные. впрочем, какая разница, не так часто у людей бывает праздник.

Путь был неблизкий. Времени для раздумий было прилично. Наш провожатый особенно разговорами не докучал, понятливый. Хвойные деревья плотной стеной стояли вдоль дороги. Где-то здесь ходил на задания мой дед. а где-то в ветвях запуталось эхо партизанского «ур-р-р-а-а-а. ». эти леса видели моего деда.

. Единственная фотография отца была у мамы, уже в 90-х привезённая из отпуска, от родственников. Пора-зительно красивая бабка моя, мамина мама, Мария Дмитриевна, на том снимке с дедом моим, Иваном Фёдоровичем. Дед в буденовке. Не было тогда ещё сканеров, не сделала копию для себя. А сестрёнки снимок тот отдали в школьный музей. Нет ни школы той, ни снимка. Только память.

Поиск был долгим

Память приходилось собирать по крупицам. В 2003 году из Барнаула, откуда призывался Иван Федорович, на мой запрос пришёл ответ: «На Ваш запрос сообщаю, что в Книге Памяти Алтайского края значится Козеев Иван Фёдорович, 1905 года рождения, рядовой. Умер от ран 26.03.1944 г. Похоронен в 1,5 км ю.-в. д. Добужа Быховского района Могилёвской области. Основание: Книга Памяти Алтайского края, том 7, страница 163».

Чтобы узнать какие-либо подробности про судьбу деда, написала письмо в Добужу, наудачу. Кто-нибудь да ответит. Ответили. Председатель Смолицкого сельисполкома, к которому относится Добужа, Клименкова Нина Васильевна и секретарь Себровская Наталья Александровна. От них я и узнала, что мой дед был рядовым в/ч 02821, что скончался от ран, что в 1964-1965 годах происходили перезахоронения погибших солдат, и деда моего перезахоронили в братскую могилу деревни Ухлясть.

И только потом, из Подольского архива, после повторного запроса, который я снабдила информацией, щедро предоставленной работниками Смолицкого сельисполкома, пришёл ответ, что дед мой призывался в действующую армию из партизанского отряда. И вот этот узелок мне, видимо, уже никогда не распутать: первоначально призывался дед из Барнаула. И можно только домыслить, что его воинская часть в Белоруссии попала в окружение. И какие-то уцелевшие части разбитой Советской Армии слились с партизанским отрядом. И воевали вплоть до 1944 года в лесах, и только затем влились в части действующей армии 1-го Белорусского фронта. А 26 марта 1944 года «. миномётчик 539-го стрелкового полка 108-й стрелковой дивизии, рядовой Козеев Иван Фёдорович, 1905 года рождения, уроженец города Барнаула, призванный из партизанского отряда, умер от ран в 157-м медсанбате 108-й стрелковой дивизии…» Я не знаю, получала ли похоронку на деда бабушка Мария Дмитриевна, умерла она молодой, а мама попала в детский дом.

В связи с этими поисками есть одно обстоятельство, которого ни забыть, ни понять, ни простить не могу. И обойти не могу. Если бы не оно, моя мама могла бы сама навестить могилу своего отца. Ещё в 1973 году всё могло проясниться: на очередной запрос моего отца приходит приглашение из Воркутинского военкомата. Отец с мамой поехали в город, жили тогда мы в рабочем посёлке Строительный. Вернулись родители подавленные, убитые какие-то. Переговаривались шепотом. Немного пришли в себя, кое-что рассказали: в военкомате человек в форме, не предлагая присесть, грозно спросил, кого ищете и зачем. Отец опешил, отвечает, родителей своих, пропавших на войне, ищем. Человек в форме, не выпуская из рук, показывает какой-то листок. Оказалось, на нём были написаны обстоятельства гибели деда Ивана Фёдоровича и место захоронения. Человек в форме листок тот, после прочтения его отцом, порвал и выбросил. Дикость этого поступка непостижима мной до сих пор.

Столько было угрозы в этом всём, что родители, пока доехали до дома, забыли название населенного пункта, где похоронен мамин отец. Прозвучало: 1,5 км юго-восточнее, а чего? то ли Дрогобыч, то ли Дорогобуж? Оказалось – Добужа. Вскоре отца не стало. Маме было не до поисков, да и урок тот хорошо усвоила. Я, повзрослев, писала запросы и в Дрогобыч, и Дорогобуж. Безрезультатно. До 2003 года, пока не осенило ещё раз в Барнаульский военкомат обратиться.

Слова застряли в горле

. Подъезжаем к развилке дорог, направо указатель «Ухлясть», налево – памятный камень, их много в полях Беларуси. Стою, не решаясь подойти. Дети первыми прочли – сельчанам памятник, ушедшим в партизаны.

Наш проводник Леня часто возит таких гостей по местам боёв, из Якутии приезжают, Полтавы, Сибири. Привык. Сорви, говорит, зверобой, зимой чай заваришь, очень уж душистый у нас зверобой. Срываю веточку зверобоя. Отчего-то перехватило горло. Действительно, такой зверобой там, в Беларуси, терпкий, настоянный.

Въезжаем в деревню Ухлясть. Несколько домов затерялось в хвойном лесу. Дорога сама привела к мемориалу.

Смотрю в лицо каменному солдату, говорю: «Здравствуй, Иван Фёдорович. Вот мы и свиделись».

Наш незаменимый провожатый Лёня подсказал, ещё в Могилёве, где можно купить к случаю водку, и не какую-нибудь, а «Фронтовую» – жива в белорусах боль и память о той войне. Как водится, налили воину Ивану горькой, покрыли ломтем душистого белорусского хлеба, троекратно сами со старшим сыном Александром выпили за помин дедича. Младший сын, Артемий, и Лёня помянули святое воинство соком.

Кружили в голове какие-то слова, да все застревали в горле. Я молча гладила постамент памятника. Молчали вековые сосны. Сыны мои молчали, осознавая значимость события. Лёня, закашлявшись, отошёл покурить.

Нет пофамильного списка на обелиске, только написано: «В этой могиле похоронено более 4-х тысяч воинов Советской Армии и партизан, погибших при освобождении Быховского района в 1943-1944 гг.». Список погибших есть в сельисполкоме деревни Смолица, в Книге Памяти. Неполный список – около полутора тысяч и безымянных солдат покоится под этим обелиском… Вечная память. Светлая память.

На прощанье поясно поклонились всему воинству. До свидания, дедушка! Дорога теперь известна.

В сельисполком Смолицкий не забыли заехать, поблагодарить за неоценимую помощь в поиске пропавшего без вести деда. Таким визитам там не удивляются, до сих пор со всех концов бывшего Союза приезжают в Беларусь поклониться павшим. Нина Васильевна Клименкова снабдила нас дополнительной информацией о партизанском движении Быховского района. Сердечно благодарим её. Запоздало жалею, что гостинца с Севера не догадалась для помощников моих захватить. А и то, есть повод ещё увидеться.

В Могилёве тепло распрощались с нашим провожатым. Пожелали друг другу добра и скорой встречи. Добрые люди в Беларуси, душевные. И отныне родные.

. Сон в поезде вижу: получаю смс, а в ней: «Кровинушка моя, что у тебя стряслось. » Кровинушкой никто меня не называл, никогда. Знать, дед окликнул.

Мы никогда не виделись с тобой,

И повидаться прошлое не пустит.

Какой цветёт душистый зверобой

В лугах тебя принявшей Беларуси.

О том, как твой гремел последний бой,

Как ты ушёл в безвестие покоя,

Поведать сможет только зверобой.

Уткнусь лицом в молчанье зверобоя.

Пройдут дожди, листвы померкнет медь,

В иных краях тоску избудут гуси.

Но для тебя родные песни петь

Седые ветры станут Беларуси.

А ты – живи! И помни, и врачуй.

Когда не в силах справиться с судьбою,

Источник

Adblock
detector