Река в челябинске не будет

Кто топит губернатора? В Челябинске не успели достроить в срок имиджевую для Текслера набережную

Мэрия перенесла на осень срок сдачи набережной в центре Челябинска

Через две недели в Челябинске должны торжественно разрезать красную ленточку на новой набережной у филармонии. Ну, по крайней мере, так задумывалось. На деле же мы имеем стройку в почти зачаточном виде, беспрецедентную наглость подрядчика, бессилие власти и уголовные скандалы, сопровождающие набережную уже не первый месяц. Разбираемся, что происходит с ключевым объектом 2020 года, который откровенно провалили.

Кто и как строит

По контракту, заключенному мэрией с местной компанией «Урал-Сервис-Групп», центральная набережная должна быть готова к 15 декабря. Но не надо быть большим специалистом, чтобы понять — к обозначенному сроку работы не закончат. Достаточно посмотреть на фотографии.

— В настоящее время подрядчиком выполнено порядка 50 процентов от общего объема работ, — заявил 74.RU начальник Комитета дорожного хозяйства Челябинска Ринат Кучитаров. — Осуществлены вынос и устройство инженерных коммуникаций, устройство свайного поля, фундаментных подушек, стен, выполнены работы по монтажу лестницы, ведется облицовка стен гранитом и устройство подпорной стенки у филармонии.

Звучит обнадеживающе. Но на самом деле нет. Контракт на строительство набережной заключили год назад — в ноябре 2019-го. Если за 12 месяцев подрядчик сделал 50% работ, то как он собирался вторую половину завершить за месяц — неясно.

В августе на стройке побывал губернатор Алексей Текслер, он раскритиковал темпы, пригрозив подрядчику черным списком. Кучитаров говорит, что после этого «пинка» работы стали вестись быстрее.

— Для ускорения темпа производства строительных мероприятий организованы работы в две смены, увеличено количество техники и штатных единиц рабочих, — сообщает руководитель Комитета дорожного хозяйства. — Общий контроль за ходом строительства осуществляется как по видео-конференц-связи, так и в формате расширенных выездных совещаний под председательством заместителя губернатора Сергея Шаля.

Но, судя по виду набережной сейчас, имиджевая для губернатора стройка затянется еще не на один месяц (год). И чиновники уже открыто это подтверждают.

— Администрация Челябинска совместно с региональным Министерством дорожного хозяйства и транспорта прорабатывает вопрос о продлении муниципального контракта на выполнение работ по строительству данного объекта. Действующим законодательством предусмотрена данная возможность. При этом контракт может быть продлен на срок, аналогичный заключенному ранее, — уточнил Ринат Кучитаров.

Документы еще не оформлены, но на словах звучит дата 1 сентября 2021 года — хотят успеть до следующего Дня города.

В КДХ отмечают, что за сорванные сроки строительства набережной для подрядчика предусмотрены штрафы. А вот будет ли наказание и на какую сумму — не уточняют.

74.RU направил запрос в компанию «Урал-Сервис-Групп», но в установленные законом семь дней ответа не поступило. Стоит ли удивляться закрытости, если вспомнить историю этой компании, к которой слишком много вопросов. В прошлом году на момент участия «Урал-Сервис-Групп» в конкурсе на строительство набережной за полмиллиарда рублей в компании числился всего один сотрудник. Но мэрию это не смутило, и именно этой компании отдали лакомый контракт. Позже в штат «Урал-Сервис-Групп» стремительно ввели 2925 человек. И удивительное совпадение, в то же самое время компания «Южуралмост», получавшая при экс-руководителях Челябинска и области Евгении Тефтелеве и Борисе Дубровском почти все крупные дорожные контракты, резко сократила количество работников. По данным ЕГРЮЛ, штат «Южуралмоста» насчитывал 3375 человек, а спустя год в нем числилось всего 153 сотрудника. Кстати, и бывший директор по строительству и эксплуатации дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец оказался в числе топ-менеджеров «Урал-Сервис-Групп». Именно его летом отчитывал губернатор за срыв строительства набережной.

В 2019 году «Урал-Сервис-Групп», владельцами которой тогда были Елена Понькина и Максим Несветаев, от властей также достался еще один крупный контракт — на ремонт моста на ЧМЗ стоимостью 230 миллионов рублей. На тот момент о конечных бенефициарах строителей набережной можно было только догадываться. Но в августе — сентябре этого года состав учредителей ООО «Урал-Сервис-Групп» поменялся. Теперь, по данным сервиса «Контур.Фокус», владельцами компании являются Георгий Груднин (75,1%), Александр Зырянов (12,5%) и Александр Шутов (12,4%). Несколько лет назад Александр Шутов работал директором областного ГУП «Челябинскавтодор». А Александр Зырянов одновременно является директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — бывший сотрудник ФСБ Геннадий Вильшенко, сына которого Сергея Вильшенко разыскивают по делу о хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД»).

Скандалы сопровождают эту набережную с момента проектирования. Ее возведение затеяли при подготовке к саммитам ШОС и БРИКС. В конце декабря 2018 года администрация Челябинска провела закупку на проектно-изыскательские работы по строительству набережной. По данным документов, размещенных на сайте госзакупок, на торги заявились шесть компаний, в их числе казанская компания «Проинжиниринг» и челябинская — «Уралдорпроект».

Первоначальная сумма аукциона на проектирование была заявлена почти в 20 миллионов рублей. «Проинжиниринг» предложил свои услуги за 9,2 миллиона рублей, а «Уралдорпроект» — за 9,3 миллиона. Их предложения оказались наиболее выгодными среди остальных участников. Но, рассмотрев полностью всю документацию, комиссия признала «Уралдорпроект» не соответствующим требованиям, и компания выбыла из числа участников.

Мэрия заключила с казанским «Проинжинирингом» контракт, и компания создала проект в тандеме с челябинским архитектором Сергеем Шумаковым. Основной их мыслью стала идея дать людям доступ к воде. Всего было запланировано семь выходов к реке с разных улиц. Изначальная концепция выглядела очень футуристической. От части предложений пришлось отказаться, чтобы строго придерживаться технического задания и соблюдать нормативы. Ожидалось, что их проект воплотят в жизнь. Но что-то пошло не так.

В начале ноября 2019 года городское управление дорожного хозяйства заключило договор с подрядчиком — челябинской компанией «Урал-Сервис-Групп» — непосредственно на строительство набережной. Сроки выполнения работ сдвинули на полгода — до середины декабря 2020-го, и неожиданно изменили сам проект, приняв к исполнению работу проигравшего конкурента «Проинжиниринга» — «Уралдорпроекта».

Как пояснял тогда начальник управления информационной политики городской администрации Владимир Сафонов, проект «Проинжиниринга» не получил положительное заключение госэкспертизы. Но это не так. Пока официальный подрядчик в законные сроки еще только готовил работу, чиновники уже заплатили 1,4 миллиона рублей за одобрение проекта его конкурентов.

Мы встретились с Валентиной Горбулиной, директором компании «Уралдорпроект», по документации которой сейчас ведут строительство объекта.

— В 2018 году мы работали по договору с концессионером, который пытался зайти на этот объект в рамках договора с городом, и у нас уже была готовность проекта 95 процентов, — рассказала 74.RU директор «Уралдорпроекта» Валентина Горбулина. — Концессионер с городом не договорился, а у нас остались все наработки. Из аукциона мы выбыли, потому что было сильное понижение цены, это было нерентабельно, поэтому мы прекратили торги. Далее к нам обратилось УДХ (управление дорожного хозяйства мэрии. — Прим. ред.), когда время уже поджимало с ШОС и БРИКС. Соответственно, мы передали им наш проект — безвозмездно. Так как его уже было никуда не привязать, потому что он разрабатывался под конкретное место, мы подумали: либо ничего, либо хотя бы какая-то репутация нам будет за счет того, что проект реализуется. Вот вся история. Почему не сложилось с тем проектом — не знаю.

В итоге к разработкам казанской фирмы «Проинжиниринг» мэрия потеряла всякий интерес, но при этом заплатила им более 7,3 миллиона рублей.

И никто бы опять не заметил все эти бессмысленные расходы бюджетных средств, если бы зимой обвиняемый во взятке экс-мэр Евгений Тефтелев не дал показания против своего бывшего заместителя, ныне главы Челябинска Натальи Котовой. В октябре уже в суде он подтвердил свои слова о неэффективном использовании бюджетных денег при проектировании набережной.

Тефтелев озвучил, что на момент отказа городских властей от проекта «Проинжиниринга» и неожиданного выхода на сцену «Уралдорпроекта» он был уже вице-губернатором, Наталья Котова врио главы, а ее советником — Пётр Конарев. По словам Тефтелева, зафиксированным в суде, последний курировал выполнение проектных подрядных работ по объекту строительства пешеходной набережной реки Миасс.

— В силу занимаемой должности заместителя губернатора я обладал определенной информацией о ходе и обстоятельствах проектирования, выполнения строительных работ по данному объекту, — заявил Тефтелев в суде. — Так, «Проинжинирингом» проведена значительная работа в соответствии с заключенным с ней муниципальным контрактом, подготовлен соответствующий проект, который получил положительное заключение госэкспертизы, администрацией города Челябинска в установленном порядке приняты результаты работы «Проинжиниринга», проведена их оплата. Вместе с тем «Уралдорпроект» открыл свой проект на выполнение подрядных работ ( неразборчиво), передал данный проект в управление дорожного хозяйства города Челябинска и приступил к выполнению работ в соответствии со своим проектом. В связи с чем денежные средства из бюджета Челябинска на подготовку проекта по объекту строительства набережной реки Миасс были неэффективно использованы, также был существенно нарушен порядок начальной (максимальной) цены муниципального контракта на выполнение подрядных работ. Таким образом, должностными лицами, в том числе Котовой и Конаревым и иными должностными лицами администрации города Челябинска, допущена преступная халатность, связанная с проектированием и строительством набережной реки Миасс.

Следственный комитет усмотрел халатность в действиях чиновников, устроивших чехарду с проектами, которая стоила бюджету 7,3 миллиона рублей. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность). Кто станет по нему обвиняемым, пока неизвестно.

Вместе с тем спустя полтора месяца после публичных показаний Тефтелева в суде Наталья Котова прервала молчание и опровергла эти обвинения.

— Те факты, о которых он говорил в суде, не соответствуют действительности, — заявила она в интервью правительственному телеканалу ОТВ. — Ко мне это никакого отношения не имеет. Это всё было совершено прежним руководством города. Поэтому вопросы, даже если б они были… По факту все эти документы не я рассматривала, не я подписывала, не я давала указания. Поэтому обсуждать нечего.

Ну а пока суд да дело рабочие продолжают вяло копаться на набережной. Нам же остается только завидовать Казани, где в центре города за лето построили новую набережную длиною два километра.

Источник

Цветущие воды

Когда закончится нерест рыбы, начнется новый этап очистки главной водной артерии Челябинска — реки Миасс.

Как сообщают в областном министерстве экологии, этим летом порядок будет наведен на участке от плотины пруда Коммунар до элеватора. Реку освободят от кустарников, водорослей и бытового мусора. Все работы проводятся в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» нацпроекта «Экология».

— Участок большой, протяженностью три километра, а площадью — больше шести гектаров, — констатирует заместитель министра экологии региона Виталий Безруков. — Намеченный объем планируется выполнить до ноября.

Для очистки реки подрядчик будет использовать спецтехнику: экскаватор-амфибия выгрузит собранные водоросли на специальные понтоны, после сушки их отвезут на полигон. К работам также планируется подключить водолазов.

Первый этап очистки Миасс пережил в прошлом году. От камыша, высокого рогоза, мусора очистили около двух километров, от элеватора до моста на улице Братьев Кашириных — по сути, исторический центр города. Вода здесь цвела зеленым цветом, росли желтые кувшинки, кустарник у береговой кромки. Это всеобщее цветение давно вызывало нарекания челябинцев, служило поводом для невеселых шуток. Острословы, рассуждая, что заставило на этих берегах основать город, недоумевали: может, предки, выбирая место для ночлега, просто не заметили в темноте реку? Но почему тогда не ушли подальше, когда забрезжило?

Увы, в том, что река в центре Челябинска местами стала напоминать болото, виноваты сами люди. Антропогенная нагрузка на водную артерию оказалась непосильной для нее. О многострадальном Миассе писали рефераты даже школьники, настолько эта проблема оказалась болезненной для областного центра. В городской черте, констатировали начинающие изыскатели, река малопривлекательна, представляет реальную угрозу здоровью из-за выделения токсичных веществ сине-зелеными водорослями во время цветения. Кроме того, накапливающиеся донные отложения являются питательной средой для болезнетворной микрофлоры.

Ниже по течению Миасс испытывает наибольшую техногенную нагрузку: по его руслу спускают хозяйственно-бытовые воды более 20-ти предприятий и организаций города, в том числе Челябинский металлургический комбинат. В их составе биогенные и органические соединения, а также металлы, синтетические активные вещества, сероводород — всего 30 химических соединений. Речной поток на этом участке в большей степени состоит из стоков: за период 2001-2009 годов было зафиксировано 114 случаев высокого и экстремально высокого загрязнения.

О бедах реки высказывались и профессиональные эксперты. Все сходились в том, что букет «химии» преподносят промышленные, ливневые и сточные воды. По данным Росприроднадзора, к загрязнению приложили руку примерно три десятка предприятий. Многие из них — без оборотных систем водоснабжения, с устаревшими технологиями очистки стоков. Настоящим бичом является и городская система ливневой канализации. Неочищенных ливневых стоков в реку насчитали более сорока.

В нынешнем состоянии реки виновны и непродуманные инженерные решения. Русло более полувека назад расширили, благодаря чему появились крупные по площади застойные зоны. Так, в центре Челябинска Миасс разливается на ширину около 300 метров, но это не естественный его размер. Когда воду «размазали» по поверхности, поток замедлился. В результате река стала заиливаться, образуя отмели и острова, стараясь вернуться в первоначальные границы. Ряд экспертов, впрочем, напоминает еще и о многочисленных гидротехнических сооружениях выше по течению, деятельность которых тоже может сказываться негативно.

За несколько десятилетий было проведено немало изысканий, в том числе учеными-гидрологами из соседних регионов. Рекомендации озвучивались самые разные. Рассматривали и традиционный путь — углубление и чистку Миасса в городской черте. Правда, противники этого подхода уверяли, что эффект, несмотря на огромные затраты, будет временный. Бесполезно, пока не решена проблема локальных очистных сооружений и ливневой инфраструктуры. Да и вопрос, куда девать горы ила, тоже нуждается в тщательной проработке.

Были свои сторонники и у теории самоочищения, для чего предлагалось сузить русло. По прогнозу, это увеличило бы интенсивность течения, за счет чего начали бы вымываться донные отложения. Один из масштабных проектов городской застройки пару десятилетий назад, в частности, предполагал создание «сухого» пляжа на месте отмелей в районе цирка. Но сменилась команда областных управленцев и подходы тоже поменялись.

Много воды уже утекло, однако у каждого последующего губернатора тема помощи Миассу в каком-то виде да звучала. Только комплексного подхода, предполагающего устранение всех вредных воздействий, изменение ливневой инфраструктуры и создание препятствий промышленным загрязнителям, горожане не особо заметили. То, что простая очистка водной глади не панацея, пользователи соцсетей доказывают, публикуя снимки, сделанные в районе исторического музея. На участке, очищенном год назад, вновь появилось зеленое пятно и молодой камыш.

В областном министерстве экологии напоминают, что, помимо санитарно-эстетической очистки Миасса, в ближайшие годы планируется и очистка от ила, копившегося годами. Правда, эта процедура требует специальной техники, а значит, и специальных проектных решений. В прошлом году в ведомстве начали разрабатывать проект восстановления и экологической реабилитации реки Миасс в черте Челябинска. Его завершение запланировано на 2020 год, а реализация — на 2023-2024 годы.

Источник

Река цвета хурмы: экологи оценили проблемы с водой под Челябинском

В Челябинской области сейчас пытаются понять, какой эффект принесли огромные вложения и усилия в попытке избавиться от места, которое называли самым грязным на земле. Река Сак-Элга в Карабаше даже после всех действий по-прежнему остается не характерного ядовито-желтого цвета. Эти потоки попадали в главный источник питьевой воды в Челябинской области и отравляли его годами.

Апельсиновые реки, берега цвета спелой хурмы. Эти марсианские пейзажи — визитная карточка города Карабаш, который раньше называли самой грязной точкой на карте планеты. Но и после потери этого статуса и земля, и вода здесь по-прежнему кислотно-оранжевые.

«Этот ручей вытекает из города, такой яркий цвет воде придают тяжелые металлы, которые она собирает на своем пути, проходя через огромные горы шлакоотвалов», — заявила корреспондент Светлана Свечкарева.

Все это — мертвая земля. Здесь не растут ни деревья, ни трава. Стоит воде попасть на такой участок, она впитывает в себя все, что есть в отравленной почве.

«Шахтовая вода, она если капает на металл — проедает железо насквозь. Ой, не дай бог в глаз попадет, а медь-то надо было, вы чего, изуродовали. Необходимость была», — говорит местный житель, шахтер Геннадий Мышкин.

Еще при царской России в Карабаше нашли золото, потом — медь. Дальше — годы разработки ударных советских пятилеток. Кислотные дожди из испарений свинца, серы и мышьяка больше века уничтожали все живое.

«Картошка горела, все, что садили в огороде, все горело. Сейчас нет такого», — говорит жительница Карабаша Алена Акланова.

Дышать стало легче, когда в Карабаше наконец задумались об экологии. Эту реку год назад отправили по новому руслу. Теперь она не течет по отравленной земле. Хотя раньше попадала в водохранилище. Но тот самый рыжий ручей — по сути, дождевой сток — все равно остался.

«Основная масса выходит, минуя вот этот ручей, и чистая выходит в Аргазинское водохранилище. А остальные взвеси оседают просто в этом отстойнике», — заявил глава отдела эксплуатации гидротехнических сооружений Игорь Трефилов.

В накопителе и заперта оранжевая вода. По задумке экологов, все вредное просто оседает на дно. А вода становится чистой. Местные чиновники поспешили отчитаться — уровень вредных веществ в водохранилище снизился в 20 раз.

«Остался чисто визуальный эффект, сама вода чистая, она отводится, те стоки, которые все равно скапливаются, они оседают, и переливаются только чистая вода», — заявил замминистра экологии Челябинской области Виталий Безруков.

Вот только экологи все равно кричат об опасности.

В источник питьевой воды все это якобы не попадает. Но продолжает убивать почву, а с ней и все вокруг. На заводе «Карабашмедь», который принадлежит Русской медной компании, уверяют, что они здесь ни при чем. Еще десять лет назад прокуратура наконец обязала их модернизировать производство. И теперь якобы воду очищают фильтры.

Местные жители уверены – этого все равно мало. Из зоны экологического бедствия Карабаш превратился просто в город с предельной концентрацией вредных веществ.

«Сколько будет действовать завод, столько и нужно будет принимать меры для очищения», — задается вопросом блогер Ксения Желнина.

Если с водой хоть как-то разобрались, то спасать выжженную землю пока так и не начали.

«Прорабатывается вариант рекультивации территории вдоль так называемой Первомайки. Это та дорога, которая проходит мимо завода, мимо горы, территории старого хвостохранилища неорганизованного», — заявил глава Карабашского городского округа Олег Буданов.

Именно там и остались те самые марсианские пейзажи. И черные лысые горы, которые когда-то были золотыми.

Источник

«Это только начало»: эксперты назвали истинные причины провалов в Челябинске

Обвал грунта на улице Куйбышева вскрыл опасную тенденцию: под городскими улицами находится мина замедленного действия.

Первый обвал случился на ул. Куйбышева в ночь на 5 апреля. Через четыре дня очередная яма здесь же. Из-за нее пришлось жильцам многоэтажки эвакуироваться в полном составе.

Еще через четыре дня — новое обрушение на перекрестке улиц Куйбышева и Чайковского. В образовавшуюся яму запросто мог упасть автомобиль, не огради ее вовремя рабочие.

Опасность под землей

Технические специалисты считают, что дело вовсе не в прорыве трубы. Под землей находится мина замедленного действия — бурный ручей. В этих местах он испокон века, но был не таким полноводным, поэтому на него не обратили внимание строители дорог и домов.

Болото ожило

100 лет назад на этом перекрестке находилось болото, а на том месте, где стоит многоэтажка, был овраг. Все это во времена строительства отсыпали грунтом, выравнивали, но не учли, что грунтовые воды, которые всегда питали болото, еще дадут о себе знать.

Оданко, жилому дому, который стоит возле трех обвало, опасность не угрожает. Хоть он и стоит в нарушении правил (всего в 5 метрах от коллектора, а не в 20 метрах, как надо), но стоит крепко на своем фундаменте.

Однако, для спокойства людей, по периметру дома забивают дополнительные сваи.

Это еще не все

Подземные ручьи есть на ул. Свободы, около ДК Железнодорожников, на ул. Российской и даж под площадью Революции. В городе 7 подземных рек, плюс куча мелких, которые не поддаются подсчету.

Специалисты поставили вопрос о передвижной лаборатории для контроля коллекторов, что помогло бы не допустить новых провалов.

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector