Меню

Роль пейзажа в рассказе васюткино озеро 5 класс

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».
учебно-методическое пособие по литературе (5 класс) по теме

Куничник Марина Владимировна

Урок решает учебные задачи (анализ образа главного героя, попавшего в трудную ситуацию, средств его создания. ) и имеет большое воспитательное значение, заставляя задуматься о месте человека в природе и бережном к ней отношении

Скачать:

Вложение Размер
urok_astafev_vasyutkino_ozero.docx 34.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА

Цели деятельности учителя: раскрыть черты характера Васютки; проанализировать мотивы его поведения в лесу; подумать над значимостью лесного озера для спасения мальчика; обсудить смысл названия рассказа; прививать любовь и бережное отношение к природе, частью которой является человек.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь определить значение картин природы в рассказе; дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Сегодня к уроку вы прочитали рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Интересно ли было читать? Что в рассказе особенно взволновало, заинтересовало? Давайте посмотрим на высказывания, которые я приготовила к уроку.

  • «Поведение человека в природе – это и зеркало его души». — К.Л. Зелинский
  • «Сила природы велика». — Цицерон.
  • «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе». — Гёте
  • «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». — Гёте
  • «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».— Леонардо да Винчи

Что, по-вашему, сегодня мы будем обсуждать на занятии?

Тема нашего урока:

« Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро »

Возможно ли какую-либо цитату взять эпиграфом к уроку?

( Эпиграф — изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения). Позже вы сделаете выбор и объясните его. А теперь определим задачи , стоящие перед нами:

  • Познакомиться с писателем.
  • Охарактеризовать главного героя Васютку.
  • Присмотреться к природе в рассказе и ее обитателям.
  • Понять, как смог мальчик выжить в опасной ситуации.
  • Научиться переносить трудности подобно герою рассказа.

Биографию писателя рассказывает заранее подготовленный ученик : (Сухих С.)

  1. Биография писателя

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и семилетнего мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в г.Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был ранен и контужен. После войны он много раз менял место жительства: жил и на Урале, и в средней полосе России. Но в 1980 году вернулся на Родину, в Сибирь, в Красноярский край. Умер писатель в Красноярске в 2001 году и был похоронен в родном селе Овсянка.

В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой ». Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя.
«. Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь», — говорил Виктор Астафьев.

Историю создания произведения р ассказывает заранее подготовленный ученик: Виктор Астафьев о судьбе рассказа (Глушко Д.):

В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей. Рассказ написан в 1952 году.

Как в связи с этим можно охарактеризовать рассказ «Васюткино озеро»?

Это автобиографичное произведение? Объясните смысл термина автобиографичный ?

Автобиографичность — свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Сегодня уже звучали географические названия: Красноярск, Игарка, Красноярский край, Енисей. Где же в России находится этот край?

Сообщение ученика (Мамедов Э.):

Красноярский край занимает почти 14% процентов территории России, расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей.

В Красноярском крае 323 тысячи озёр . Тайга з анимает очень большую площадь на территории края, больше 70%. Климат суровый: очень холодная зима и теплое короткое лето. В тайге много рек, болот. Для тайги характерны хвойные леса.

Ребята, а вы можете представить себе тайгу? Конечно, ведь мы тоже живем в таежном краю в Западной Сибири, и наш поселок окружен лесом. Можно ли детям ходить в такой лес самостоятельно? Нет. Почему? Это опасно.

II. Анализ текста по вопросам:

  1. Отчего было скучно Васютке в избе?

Не с кем общаться и нечего делать.

  1. Что заставило его собирать орехи для рыбаков?

3. Чему учит мать, провожая сына в тайгу? Почему звучит фраза: «. мал еще таежные законы переиначивать»?

Брать с собой спички и хлеб.

4. Оказавшись в тайге, Васютка разговаривает вслух. Кто его собеседники?

Кедровка – нахальная, ее мальчик не любит, но понимает, какую роль в тайге играет эта шумная птиц, она разносит орехи по лесу..

Глухарь – любопытная птица, в погоне за которой Васютка заблудился.

5. Говорит Васютка и сам с собой. Почему?

Заблудился и напугался, чтобы себя подбодрить.

6. О чем забыл мальчик, пока догонял раненую птицу? Только ли охотничий азарт заставляет Васютку идти за глухарем?

Забыл о затесях. Нет, это была пища для семьи, у мальчика взрослые заботы.

Ш. Работа по группам

Настроение Васютки во время нахождения в тайге. Как оно меняется день ото дня?

Сначала спокойствие и рассудительность , потом досада на кедровку и радость от охоты на глухаря.

Оцепенение , когда осознал, что заблудился, страх и отчаяние , мечется по лесу, затем сосредотачивается на том, как выжить, согреться, поесть, поспать. Остро чувствовал одиночество ночью, когда не занимался делом, пугается вывернутого корня. Волнение , когда увидел озеро, расплакался навзрыд . Берет силу воли в кулак и готовится к ночлегу.

Тревога из-за холода, жалость к себе, попытка успокоиться и отвлечься мыслями о школе.

Отупение от страданий, голода, холода, отчаяние , позволил себе доесть хлеб.

Не теряет надежду и выходит к Енисею, там очумел от радости, снова страх, что уйдет рыбацкий бот.

Какие трудности и испытания довелось пережить мальчику в лесу? Как он с этим справился и благодаря чему?

  • Голод – охота на глухаря, уток, потрошит их и печет в углях костра, ест орехи, делит горбушку хлеба на несколько раз, ест грозди красной смородины.
  • Холод – разжигает костер, сушит вещи, спит на костровище, прячется под пихтой во время дождя. Вещевой мешок вешает на сучок дерева, чтобы с ним ничего не случилось.(«Вызвездило – к холоду»)
  • Дождь
  • Тошнило
  • Донимали комары.
  • Страх – бодрился, грозил ружьем, стрелял .
  • Справлялся потому, что вспоминал, как говорил дед: «Тайга хлипких не любит», советы матери, чтобы с собой брать спички и еду, чтобы делать затеси и следить за ними. Только прозевал – и заблудился. Васютка помнит наставления взрослых, потому в трудные минуты не растерялся, выжил благодаря самому себе. Берег спички и патроны.

Какие качества помогли выжить мальчику?

Докажите эпизодами из текста, что Васютка — любящий сын, совестливый человек, уважительный работник.

  • Рассудительный, внимательный, постоянно думает и размышляет о том, что увидел, что слышал, что говорят взрослые, дед, мать, отец. Использует их опыт в своей жизни.
  • Вспоминает школу, ребят, учительницу, ценит человеческое общение.
  • Трудолюбивый, чувствует свою обязанность по мере сил помогать взрослым: ходит за орехами для рыбаков по своей воле, охотится на глухаря, чтобы домой унести добычу.
  • Многое умеет, знает приметы и благодаря этому спасается в тайге.

Какая она, тайга, в которой заблудился Васютка? Найдите описания природы, ее обитателей. Отметьте ее переменчивость.

  • Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.
  • Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперед. От волнения голос у него прерывался. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину.
  • Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим…
  • Проводив ее (белку) взглядом, Васютка выстрелил еще раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась.
  • Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем . Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.
  • Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все- таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги.
  • Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками.
  • Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным.
  • Опять кругом был клейкий, неподвижный туман.
  • Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
  • У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.

Ребята, вернемся к цитатам о природе. Какая, на ваш взгляд, лучше всего может сыграть роль эпиграфа к нашему уроку? Обоснуйте ответ.

  • «Поведение человека в природе – это и зеркало его души». — К.Л. Зелинский
  • «Сила природы велика». — Цицерон.
  • «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе».
  • « Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». — Гёте
  • «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».— Леонардо да Винчи
  1. Мы отмечаем величие природы, она серьезна и строга. Сила ее велика. Какое место в природе занимает человек, по мысли автора?

Человек – часть природы. Он должен помнить об этом всегда. Мудрая и могущественная природа испытывает и проверяет человека, экзаменует на силу воли, стойкость, на человечность. Слабый не выдержит, а сильный укрепится.

Писателю принадлежат слова: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Не природа ли подсказала мальчику путь к Енисею? (Скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки.). Мальчик достойно вынес все испытания в тайге, и то, что он сам вышел к реке, можно ли считать только удачей? Нет, он боролся за жизнь, применил все свои знания.

Как обращается Васютка к реке, когда вышел на берег? Енисеюшка.

2. Ребята, проверим, насколько хорошо вы знаете текст, и по репликам определим героев.

Какие они, герои?

  • Мать ворчит не со зла, по привычке, заботливая, переживает за сына.
  • Отец молчалив, немногословный, мужественный и суровый, переживает не меньше матери.
  • Дед Афанасий – с ним никто не спорит, он старший, значит, мудрый.
  • Все они таежные жители и носители мудрости, передают знания Васютке, воспитывают из него настоящего мужчину-сибиряка.
  • Васютка – ребенок, в чем-то хвастается, в чем-то по-детски наивный.
  • Дядька Коляда – в его образе видим, как беспокоятся о пропавшем парнишке все вокруг.
  1. Работа в парах

Найти средства художественной выразительности:

Лесные тропинки узенькие, извилистые , что морщинки на лбу дедушки Афанасия .

Понесся, как леший , теперь вот думай, куда идти.

В лес бесшумно, как сова , прилетела ночь.

Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Какие они, сравнения в рассказе?

  • Они соответствуют внутреннему миру героя, мальчика 13 лет из простой работящей семьи рыбака.
  • И только последнее сравнение необычно: во-первых, здесь слышится голос писателя, во-вторых само сравнение введено в предложение не с помощью сравнительного союза, а формой существительного в творительном падеже.
  • А теперь вспомните, когда к Васютке пришло осознание, что он заблудился? Когда увидел истлевшую тушку птицы, над которой паук растянул паутину, а в ней бьется муха. Вот вам и развернутое сравнение с положением Васютки, который тоже бьется, мечется в лесу.

Опытный охотник — паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился !

  1. Вернемся к названию рассказа «Васюткино озеро», объясните его смысл.

Васютка нашел озеро с большими рыбными запасами, сообщил о нем людям. О каком качестве характера можно говорить после такого поступка? Он ребенок, но заботы его взрослые, будет достойным своей семьи: работящий, немногословный, готовый к испытаниям, которые готовит суровая сибирская природа. Вот и снова мы возвращаемся к географии. Найдите в тексте первый абзац, последнее предложение.

Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Природа нашей страны – это и есть наша родина. И относиться к природе уважительно, бережно и трепетно – значит так же относиться к своей Отчизне.

IY. Подведение итогов

«Литература. 5 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение, 2016 год.

Источник



Сочинение на тему: Описание природы в рассказе Васюткино озеро, Астафьев

Тема взаимосвязи природы и человека присутствует практически во всех произведениях Виктора Астафьева и рассказ “Васюткино озеро” в этом смысле не является исключением. Автор сам вырос на берегах реки Енисей недалеко от таежных лесов, поэтому так реалистично описывает, что чувствует Васютка, попав в тайгу. В рассказе часто встречаются предупреждения, адресованные к людям по поводу небрежного отношения к природе.

Ведь природа может быть чуткой ко всем действиям человека. Как к ней относятся, так она и откликается.

Получается, что вместо благодарности за дары природы, мы хотим все более нещадно эксплуатировать ее ресурсы, оттого и теряем связь с ней связь. Не последнее место она сыграла в судьбе тринадцатилетнего Васютки, когда он затерялся в недрах тайги.

Благодаря хорошему знанию местной географии

Васютка фактически вырос на лоне природы, босым бегая по траве, исследую каждое дерево на наличие плодов, изучая вместе с отцом рыбный промысел. Все эти знания ему пригодились на деле, когда он оказался один на один с бескрайним лесом.

Смышленый мальчишка не растерялся и не потерял самообладания. Природа его не пугала, а наоборот, подсказывала путь к спасению. Многие другие люди запаниковали бы в такой ситуации.

Рассказ Виктора Астафьева показывает нам, как важно жить в ладу с природой и уважать ее законы. Мы узнаем, что для выживания в таежных условиях нужно знать лесные приметы и хотя бы элементарно разбираться в лесной флоре и фауне. Васютка умел отличить одну птицу от другой. Он также знал, какая рыба речная, а какая озерная.

Именно эти знания не дали ему умереть с голоду и помогли выбраться из тайги.

Позже, то озеро, которое он нашел в лесу, было названо его именем и даже отмечено на карте. По рыбе он определил, что недалеко протекает Енисей, а значит и проходят речные суда. На пятый день мальчика подобрал рыбосборочный катер и доставил домой. Хорошо, что Васюткино путешествие благополучно закончилось.

Всем известно, что тайга “хлипких не любит”, а значит, герой Астафьева оказался на поверку сильной личностью.

Related posts:

Сочинение на тему: Становление характера в рассказе Васюткино озеро, Астафьев­Становление характера Главный герой рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро” также как и автор родился и вырос в таежном краю. В свои тринадцать лет он уже многое умел и знал. Например, он умел охотиться на птицу и тут же готовить свою добычу на костре. Он знал, как отличить озерную рыбу от речной, как различать деревья в […].

Сочинение на тему: Тайга слабых не любит в рассказе Васюткино озеро, Астафьев­Тайга слабых не любит Рассказ “Васюткино озеро” был написан Виктором Астафьевым в 1950-е годы. Многие критики считают этот рассказ автобиографичным, так как сам Астафьев вырос в таежных краях на берегу реки Енисей. Также и главный герой рассказа тринадцатилетний Васютка растет в окружении необычайной природы тайги, где учиться премудростям жизни. В рассказе прослеживается путь становления ребенка […].

Сочинение на тему: Один в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев­Один в лесу В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление храбрости, стойкости и самообладания. И не всякому даже взрослому человеку удается проявить эти качества. Героически изображен герой Виктора Астафьева в рассказе “Васюткино озеро”. Этот тринадцатилетний подросток сумел остаться один на один с бескрайним лесом и выжить. Это ли не геройство? На мой взгляд, […].

Сочинение на тему: Поведение Васютки в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев­Поведение Васютки в лесу Рассказ Виктора Астафьева “Васюткино озеро” о том, как тринадцатилетний мальчишка затерялся в таежном лесу, но благодаря своей смышлености и силе характера сумел выжить. С первых строк становится ясно, что Васютка из тех ребят, которые выросли в тесной связи с природой. Он любит наблюдать за тем, как отец рыбачит со своими друзьями, […].

Сочинение на тему: Как Васютка заблудился в тайге в рассказе Васюткино озеро, АстафьевКак Васютка заблудился в тайге Рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро” повествует о смелости, стойкости и сообразительности тринадцатилетнего мальчика по имени Васютка, заблудившегося в необъятной тайге. Автор подчеркивает, что в жизни нередко случаются ситуации, требующие проявления мужества и самообладания. Именно в такую ситуацию попал Васютка, оказавшись один на один с лесом. Главный герой рассказа отправился […].

Сочинение на тему: Что помогло Васютке выжить в тайге в рассказе Васюткино озеро, АстафьевЧто помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными законами. Рассказ В. П. Астафьева именно о трудностях выживания в тайге и о смелости тринадцатилетнего мальчика. Главный герой произведения Васютка – сын местного охотника и рыбака. Его отец не раз […].

Сочинение на тему: Человек и природа в рассказе Васюткино озеро, Астафьев­Человек и природа Тема природы и таежных пейзажей занимает важное место в произведениях В. П. Астафьева. Не исключением стал и рассказ “Васюткино озеро”, в котором тринадцатилетний мальчик провел пять дней наедине с бескрайним лесом. Дедушка мальчика с детства учил его уважать законы тайги. Также он часто отмечал, что прогресс и цивилизация плохо отражаются на природных […].

Сочинение на тему: Трудный день в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев­Трудный день в лесу В своем рассказе “Васюткино озеро” Виктор Петрович Астафьев рассказывает историю тринадцатилетнего мальчишки, выросшего на берегах Енисея в таежном краю. Главный герой во многом повторяет судьбу самого писателя, за исключением того, что у писателя никогда не было полноценной семьи, и вырос он без матери. Васютка растет в окружении любящих родителей, но не […].

Сочинение на тему: Законы тайги в рассказе Васюткино озеро, Астафьев­Законы тайги О том, что законы тайги бывают суровы мы узнаем из школьной программы. Виктор Астафьев сам вырос на окраинах Красноярска и знает об это не понаслышке. В таких суровых условиях в семилетнем возрасте он потерял мать, которая утонула в реке. К этой потере он так и не смог привыкнуть. Мальчика воспитывали отец с мачехой […].

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО”ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО” Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Этот мальчик мой ровесник, […].

Характеристика героя Васютка, Васюткино озеро, АстафьевВасютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который родился и вырос в таежном краю. Он рано стал самостоятельным и старался во всем следовать “таежным законам”, что пригодилось ему в жизни. В свои тринадцать лет он уже многое знал […].

Что помогло выжить Васютке Васюткино озеро АстафьевРассказ “Васюткино озеро” написал В. П. Астафьев. Основан он на реальных событиях из жизни автора и поэтому является автобиографичным. Васютка – главный герой рассказа, который часто гулял по тайге и собирал для рыбаков орехи. Однажды он, устремившись за неожиданной добычей – глухарем, потерялся в тайге. Сначала Васютка испугался что заблудился, метался из стороны в сторону, […].

“Как человек должен относиться к природе” по рассказу “Васюткино озеро”Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе “Васюткино озеро” природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше […].

Краткое содержание: Васюткино озеро (Астафьев)Васюткино озеро Рассказ начинается с описания озера, которое получило свое название в честь мальчика Васютки. Он сам нашел его и показал людям. Летом Васютка жил в тайге с матерью и от­цом – начальником рыбачьей бригады. Дела у рыбаков шли плохо. Частые осенние дожди вспучили реку, рыба стала плохо ловиться. Рыба­ки ходили хмурые, изнывали от безделья. […].

Астафьев, Краткое содержание Васюткино озероКраткое содержание Это озеро не отыщешь на карте. Оно небольшое, но зато па­мятное, Васюткино. Далеко не у каждого озера есть свое назва­ние, потому как велика и необъятна наша Родина. Рыбаки из бригады Васюткиного отца – Григория Афанасье­вича Шадрина – совсем приуныли. Из-за частых осенних дождей рыба стала плохо ловиться, и рыбаки обленились. Но вот подул […].

Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждениеВиктор Петрович Астафьев – великий российский писатель – прозаик, написавший множество известных повестей таких как: “Перевал”, “Стародуб”, “Звездопад”, “Кража” и другие. Васютка – это главный герой рассказа В. П Астафьева “Васюткино озеро”. Тринадцатилетний мальчишка, несмотря на свой возраст, обладал взрослой смелостью. Да, поначалу его нельзя было назвать мудрым храбрецом, ведь уходя в лес, мальчик не […].

Краткое содержание Васюткино озеро Астафьев в сокращении (Литература XX века)В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В летнее время мальчик Васютка жил со своими родителями в тайге. Его отец был начальником бригады рыбаков. Но дела у рыбачьей бригады не были успешными. Всему виной были частые осенние дожди, […].

Сочинение Как Васютка выжил в тайге по рассказу Васюткино озероВ рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года. Однажды, Васютка собрался идти в тайгу за орехами. Он взял с собой ружье, мать дала ему в дорогу хлеба и спичек. Васютка пробирался вглубь тайги при […].

ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро)ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”) Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие – добрее, угрюмые – улыбчивее. Не зря говорят, что человек – […].

Краткий пересказ “Васюткино озеро”“Васюткино озеро” (Рассказ) Пересказ. Это озеро не отыщешь ни на какой карте. Его нашел тринадцатилетний мальчишка и показал другим. Осенние дожди испортили воду, и поэтому бригаде ры­баков Григория Афанасьевича Щадрина пришлось уйти да­леко в низовья Енисея. Потянулись однообразные дни, лов был спокойным, без азарта, а такой лов рыбаки не любили. Хотя рыба попадалась в основном […].

Рассказ о человеческом мужестве (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”)В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда – он заблудился. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами […].

Один на один с тайгой (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”)Деревья, деревья, деревья… Под ногами – мох и жухлая трава, над головой – равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце – холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней […].

Анализ рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, планЖанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – Мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кедровыми орешками, […].

ВАСЮТКИНО ОЗЕРОВ. П. АСТАФЬЕВ ВАСЮТКИНО ОЗЕРО “Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да – да, не удивляйтесь и […].

Краткое содержание “Васюткино озеро” Астафьева В. П“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да-да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны […].

Характеристика и образ Васютки из рассказа Васюткино озероВасютка тринадцатилетний мальчик из Сибири. Все лето вместе с бригадой отца Григория Шадрина, матерью и дедом Афанасием он живет на берегу Енисея на рыболовецком стане. Васютке очень хорошо в тайге, в бригаде отца. Васютка трудолюбив, не может сидеть без дела когда рядом работают взрослые. Он выполняет посильную работу, собирает кедровые орехи. Васютка обладает очень пытливым […].

Система уроков по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”Урок 1. “Заблудился!” Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги: “Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни […].

Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро”Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул теплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то ученой экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину. Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, […].

Сочинение на тему: Добро возвращается добром в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев­Добро возвращается добром В рассказе Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” открывается поэтичная картина русской деревни. Действие происходит в сибирской глубинке, где все знают друг друга, будто они – большая и дружная семья. Все происходящее мы видим глазами семилетнего мальчика Вити, который растет без родителей и воспитывается Бабушкой. На самом деле, это рассказ-воспоминание. Давно повзрослевший […].

Краткое содержание Васюткино озероЭто озеро не отыскать на карте. Оно небольшое, но зато памятное, Васюткино. Названо в честь тринадцатилетнего мальчика, нашедшего его. Не всякое озеро в нашей стране имеет название, настолько она велика и необъятна. Есть еще много безымянных озер и речушек, которые нужно найти. Сколько по нашей Родине не броди, все время будут открываться новые и интересные […].

Сочинение на тему: Совесть в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев­Совесть У Виктора Петровича Астафьева была нелегкая жизнь, о чем мы узнаем из его произведений. Он вырос сиротой, но его воспитанием занимались родные бабушка с дедушкой. Мать писателя утонула в лодке, возвращаясь из города. Но этим судьба не ограничилась. Когда он был уже взрослым, от голода умер его первый ребенок. Сам он вернулся домой с […].

Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой, АстафьевУроки доброты Важное место в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний поклон”. В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя, рано оставшийся без матери и воспитанный Бабушкой […].

Сочинение на тему: Воспитание в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев­Воспитание Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева – тема взросления. Он часто возвращается к своему собственному детству, так как оно оставило неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Писатель рано осиротел и рос с бабушкой и дедушкой в нелегкие для страны времена. Действие рассказа “Конь с розовой гривой” происходят как раз до начала Великой Отечественной войны […].

Сочинение на тему: Только с любовью держится и движется жизнь в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев­Только с любовью держится и движется жизнь Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из жизни самого писателя. Повествование ведется от лица семилетнего мальчика Вити, который живет и воспитывается в семье Бабушки с дедушкой в одной из сибирских глубинок. Главный герой рано лишился матери. Она утонула в Енисее, возвращаясь из […].

Краткое содержание Васюткино озеро читать (Литература XX века)Васюткино озеро – это название озера, которое обнаружил тринадцатилетний мальчик Васютка. Его действительно не было на карте, оно было сравнительно не большое, например, сравнительно с Байкалом, но мальчик сам его обнаружил. Отец и дедушка мальчика были рыбаками. У них, даже, была целая бригада. Отца звали Григорий Афанасьевич Шадрин, дедушку, соответственно Афанасий. Отец для мальчика всегда […].

Сочинение на тему Описание природы утромКартина утренней летней природы выглядит довольно завораживающе и привлекательно для человеческого глаза. Восходящее солнце освещает все вокруг своими ласковыми и теплыми лучами. Трава, кусты – все это покрывается прозрачной росой. Иногда над всем нависает легкая и прозрачная пелена тумана. Свежая предрассветная прохлада сочетается с редкими порывами утреннего ветерка. Небо еще не сияет своей привычной голубизной, […].

Сочинение на тему: Мой любимый герой в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев­Мой любимый герой Рассказ “Конь с розовой гривой” можно отнести к разряду поучительных, потому что главный герой к концу произведения учится ценить и любить своих близких. Автор рассказа, Виктор Астафьев часто обращался к теме детства, так как он сам рос сиротой в трудное для всех время. Также, и его главный герой, рано лишившись матери, воспитывался […].

Сочинение на тему: Описание природы в романе Плаха, Айтматов­Описание природы В наше время существует огромное количество экологических проблем, связанных с изменениями, происходящими в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, загрязнение океанов и рек, загрязнение почвы, вырубка лесов и уничтожение естественной обитания животных – все эти и многие другие проблемы лежат целиком и полностью на cовести человека. В произведении Ч. Т. Айтматова “Плаха” мы […].

Сочинение на тему Сегодняшний день. Описание природыКакой он, сегодняшний день? Как редко мы задумываемся над этим вопросом, просыпаясь утром или выходя из дома. Если согласиться с тем, что день – это маленькая жизнь, то и относиться к каждому дню мы будем более внимательно и трепетно. Любой день – это составляющая нашей жизни. И какая бы погода или время года нас ожидали, […].

Сочинение на тему: Весело и интересно проведенный день в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев­Весело и интересно проведенный день В своих рассказах Виктор Астафьев часто поднимает тему детства и многие из них были автобиографичны. Читая произведение “Конь с золотой гривой”, сразу мысленно переносишься в диковинный мир, где земляника становится вкуснее, игры с соседскими ребятишками веселей, а заветный пряник красивей. Действие рассказа происходит в сибирской деревне до начала Великой Отечественной […].

Источник

Васюткино озеро — сочинение по рассказу для 5 класса

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Сочинение по рассказу Астафьева В.П. «Васюткино озеро»

Произведение представляет собой автобиографию писателя, повествующую о некоторых моментах детства автора.

Главным героем рассказа является Васютка, представленный в образе тринадцатилетнего мальчика, отличающегося смелостью, решительностью, бойким характером.

Сюжетная линия произведения повествует о летних каникулах героя, которые он проводит совместно с рыболовами, помогая им в рыбном промысле, снабжая рабочих лесными припасами и дичью, поскольку хорошо ориентируется в лесном пространстве и не испытывает к лесным чащам страха, зная все правила пребывания в данных местах. Однако иногда в мальчике проявляются признаки подросткового упрямства, которые очень не нравится взрослым.

В один из дней Васютка решает в одиночку пойти в лес, прихватив при этом свое ружье, но отказавшись от хлеба и спичек. Мальчик прекрасно осознает не только все прелести тайги, но и ее опасность, поэтому строго следует советам взрослых и оставляет зарубки на своем пути. Однако Васютку отвлекает глухарь, которого мальчик решает обязательно добыть, поскольку дичь в виде благородной, умной, осторожной и вкусной птицы является его давней мечтой. Начиная погоню за раненым глухарем, подросток отходит далеко от оставленных зарубок и понимает, что заблудился.

Поначалу, мальчиком овладевает паника, но вскоре вспоминает слова деда и отца о том, что тайга отрицательно относится к слабым людям. Поэтому мальчик старается избавиться от страха и вспомнить все советы взрослых, связанных с выживанием в лесу. Васютка принимается к разведению костра, приготовлением ужина из подстреленной птицы, а затем укладывается спать. Наутро настроение мальчика становится лучше, он чувствует себя веселым и бодрым, отправляясь на поиски родного дома.

Подростку удается найти водоем, однако им оказывается не река Енисей, к которой мальчик надеялся выйти, а незнакомое озеро, в котором водится большое количество рыбы. Поскольку озеро является проточным, мальчику удается найти людей, которым он показывает свое открытие, очень удачное для рыбного промысла, впоследствии названное его именем.

Своеобразием произведения является мастерское изображение зарисовок дикой природы и окружающего таежного пейзажа.

Таким образом, рассказ повествует о мальчике, который выживает благодаря своей смелости, выдержке, рассудительности, живого ума, знаний.

Другие темы: ← По рассказу Царь-рыба↑ АстафьевКак Васютка выжил в тайге? →

Образец 2

Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.

История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.

Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.

Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.

Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!

Популярные сочинения

  • Сочинение Красота (Что такое красота)
    Красота — это абстрактное понятие. Для некоторых людей что-то будет красиво, а для других наоборот. Тем не менее, каждый из нас может видеть красоту глаз своего соседа, в дуновении ветра, в снежинках, падающих зимой или, вообще говоря, в природе.
  • Сочинение Градоначальник Угрюм-Бурчеев (Характеристика и образ)
    Салтыков-Щедрин – великий писатель, подаривший России множество сказок и романов, обличающих действительность. Одним из таких произведений является «История одного города»
  • Сочинения про Зиму

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело – остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь – искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.

Краткий сюжет

Сжатый пересказ произведения может пригодиться для работы с читательским дневником. После прочтения краткого сюжета рекомендуется прочитать книгу «Васюткино озеро» в оригинале. Для подробного описания сокращенного сюжета необходимо составить кратко план пересказа, например:

  • Рыба ушла на дно.
  • Сбор орехов для рыбаков и подготовка к походу.
  • Мальчик неожиданно потерялся.
  • Несколько дней в глухой тайге.
  • Спасение ребенка.

Команда Григория Афанасьевича ушла ловить рыбу у низов Енисея. Пришлось им остановиться в домике и ждать удачного времени, так как подул мягкий ветер, а рыба уплыла на глубину. Рыбаки занимались своими делами, а Васютка заскучал. Лишь одно он мог делать — собирать кедровые орехи. Но когда деревья опустели от шишек, мальчику пришлось пробираться все дальше в глубину леса.

Так и получилось однажды. Отправился Вася в поход за орехами для друзей. Взял с собой хлеб, спички и ружье, без которого мать запрещала ему передвигаться по лесу. Шел ребенок по тайге, следил за метками на деревьях и раздумывал о дороге и о различных случаях. Тут он замечает большого глухаря, которого одним выстрелом не получилось ранить. Птица улетела вглубь леса, а мальчик попытался ее догнать и заблудился.

Сначала Вася испугался и побежал куда глаза глядят. Но вскоре наступила ночь и мальчик решил задуматься о ночлеге, хорошо, что с собой взял спички. Когда стало прохладно, он развел небольшой костер из веток, а глухаря спрятал в угли. Когда птица приготовилась, он с аппетитом стал ее уплетать. Поужинав, школьник убрал в сторону тлеющие огоньки от костра и построил лежанку изо мха на теплой земле.

Ночь прошла неспокойно. Проснувшись, школьник залез на самое высокое дерево, чтобы понять, на какой стороне находится река, но дорогу домой не обнаружил. Очень обширной ему показалась тайга и он решил отправиться на север. К вечеру Васютка заметил под ногами травяные бугры и подумал, что поблизости есть водоем. Но к сожалению это был не Енисей, а печальное озеро с нетрусливыми утками и большим количеством рыбы.

Возле озера мальчик решает остановиться на ночлег и подстреливает дичь. Как же грустно и страшно ему было в холодном лесу. Он вспомнил родную школу и пожалел, что вел себя недобросовестно по отношению к учителю, когда она запрещала курить табак. И подумал, что если ему удастся выбраться из тайги, то он в жизни больше не будет курить. С утра парень стал приглядываться к рыбе и сделал вывод, что водоем непременно приведет к Енисею.

В этот осенний денек изменилась погода и полил ливень, так что главному герою пришлось прятаться под пихтой. Он съел последний кусочек хлебца и задремал. А когда проснулся, в округе уже все потемнело, но дождь еще шел. Мальчик принялся разводить костер и услышал отдаленный гул парохода. Благодаря этому звуку Вася выбрался к Енисею, но ни один из приближавшихся теплоходов так и не остановился на его зов. Бессмысленно ребенок размахивал руками, потому что капитаны приняли его за коренного жителя.

Так и остался Василий ночевать на этом месте, но под утро опять услышал гудение, которое могло издавать только выхлопное отверстие рыбосборочного судна. Мальчик засыпал костер всеми дровами, которые у него были, сделал сильный огонь и принялся палить из ружья, чтобы его заметили. Капитаном лодки оказался знакомый мальчика — дядька Коляда. Он и помог ему вернуться к родным, которые уже пять дней вели поиски в тайге.

Дома ребенок рассказал всем про странное озеро полное рыбы и через два дня рыбаки отправились туда. Этот водоем и назвали Васюткиным. Через некоторое время на региональной карте появилось еле заметное пятнышко с надписью «Васюткино оз.», но на обычной карте это озеро не получится отыскать.

Источник

Роль пейзажа в рассказе Виктора Астафьева Васюткино озеро. 5-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (292,5 КБ)

Цели:

  • проанализировать текст, определить функции пейзажа, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
  • продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
  • воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по тропам, стилистическим фигурам, иным компонентам текста (портрет, пейзаж, деталь, хронотоп и др.). Предварительно ученикам дается задание внимательно прочитать рассказ Астафьева и выделить в тексте те эпизоды, где встречается пейзаж или элементы пейзажа. Также учащиеся осмысляют рассказ Бориса Екимова «Охота на хозяина». В качестве индивидуального задания дается выразительное чтение отрывка «описание тайги» из рассказа Астафьева «Васюткино озеро».

В начале урока учитель сообщает цель: определить роль пейзажа в рассказе. Обращает внимание учеников на портрет В.П. Астафьева. Представляется целесообразным напомнить определение литературоведческого понятия «пейзаж».

Вспомните, пожалуйста, что называется пейзажем?

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства. Поля, реки, горы, человек среди природы, парк, беседка, дорога с мчащимся по ней автомобилем – все это пейзаж. Функции пейзажа в художественном тексте разнообразны: он может указывать на место и время, на движения души героев, характерные черты их внутреннего мира. Природа, описываемая пейзажем, может содействовать персонажам, мешать им или же оставаться равнодушной к их действиям. Пейзаж может быть связан с названием произведения. Он может помогать понять основную мысль текста. Пейзаж тесно связан с другими художественными средствами.

В тексте присутствует образ глухаря. К какому компоненту текста относится этот образ?

Верно. А можно конкретизировать этот ответ?

Это деталь пейзажа.

К каким разновидностям детали может быть отнесена эта деталь?

К деталям психологическим, сюжетным и описательным одновременно. С помощью эпитетов «большая», «черная» дается описание птицы. При ее появлении меняется настроение Васютки: он волнуется и радуется. Эти чувства и эмоции вызваны охватившими героя при виде глухаря любопытством и охотничьим азартом. Связан этот образ и с сюжетом – преследование является завязкой действия. Именно в погоне за этой птицей герой заблудился. Но в то же время как раз ее запеченная тушка спасает героя от голода.

Можно ли говорить о символическом значении образа птицы? Назовите, пожалуйста, связанные с ней мифологические ассоциации.

Да, образ птицы имеет символическое значение. Она символизирует природу в целом, препятствующую и помогающую герою. Птица выступает в качестве двусмысленного помощника и одновременно антагониста. Как невольный проводник, глухарь заводит героя в глубину тайги, в которой последний может погибнуть. Но он также спасает персонажа собственным телом. В результате пройденных испытаний Васютка претерпевает изменения, взрослеет. Подобная двусмысленность характерна для многих помощников героев в сказках и архаических мифах. Птица как проводник – традиционный образ античной и христианской мифологических систем, а также ряда других мифологий Старого и Нового Света.

Каким образом связаны природа и человек?

Природа препятствует человеку, но и помогает ему.

Прошу вас прочесть описание ночи в Заполярье и объяснить роль пейзажа.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это.

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В.П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

Прочтем описание тайги. (Читает заранее подготовленный ученик.) Определим роль данного пейзажа. Обратите внимание на значение природы в тексте.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью. Сочетания эпитета и сравнения («спрессованной ватой»), олицетворения и метафоры («ложилась», «растворялась») помогают читателю представить тяжелое небо, нависшее над темной тайгой. Именно этот небосклон и этот лес так действуют на душу героя, что заставляют его переживать и ощущать себя одиноким. Природа в данном случае не препятствует герою и не помогает ему. Природа равнодушна к судьбе человека. Но она также связана с ним, поскольку будит в нем определенные чувства. Но эта связь односторонняя: ответить природе персонаж не может. Также благодаря пейзажу можно проследить отдельные черты характера героя – его впечатлительность и способность эту впечатлительность преодолеть.

Вы правильно определили функции пейзажа и характер взаимодействия человека и природы. Проведите параллель с рассказом Бориса Екимова «Охота на хозяина».

Природа в рассказе Астафьева то равнодушна, то враждебна, то спасительна. У Бориса Екимова же природа открыто противодействует людям. Фабулы обоих рассказов в некоторой степени сходны. И там, и там вторжение в ее владения (преследование глухаря, попытка поймать сома) оборачивается серьезными проблемами. Сходство присутствует и в роли образов птиц: угрожающего и предупреждающего орлана у Екимова, завлекающего в тайгу глухаря у Астафьева.

Посмотрите описание вечера на озере. Определите функции пейзажа.

Пейзаж указывает на место происходящих событий (озеро) и на время (вечер). Обращает на себя внимание сравнение («Середина озера напоминала … раскаленную печку»). Значит, вода в середине озера была красноватого цвета. Также, по-видимому, она была теплой. В ней отражалось закатное солнце. Метафорический эпитет «кровянистое небо» вносит в текст дополнительный смысловой оттенок. Раздражающее небо и отраженное в озере подобное же солнце волнуют героя, вызывают в нем тревогу, беспокойство, дискомфорт. Пейзаж также указывает и на иное место действия – небо. Солнце уходит, становится темно. Метафора («стыли облака») и эпитет («неподвижные облака») помогают передать ощущение от наступления ночи. Тьма и холод воцаряются в мире. Тоску и тревогу вызывает не только эта ночь и это небо, но и «маленький, похожий на ноготок месяц». Употребленное автором сравнение указывает на испытываемую героем тоску. Соотнесение части природы и части человеческого тела лишь подчеркивает заброшенность человека. В целом данный пейзаж помогает показать место героя в мире, а также понять одну из констант, характерных черт внутреннего мира героя: его способность воспринимать и понимать природу.

Определите роль пейзажа, связанного с рекой Енисей. Портрет соотносится с пейзажем. Объясните роль портрета.

Пейзаж указывает на место событий – Енисей. Краткое описание реки («красива», «широка») и упоминание о том, что раньше она казалась герою «обыкновенной», «не очень приветливой» позволяют понять испытываемую им радость. Пейзаж соотнесен повествователем с портретом. Поза героя, его действия говорят о необыкновенной радости и чувстве счастья: «Мальчик застыл… Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо…» Охватившая его эйфория, ощущение единства с рекой вызваны спасением.

Как композиционно данный пейзаж связан с сюжетом?

Енисей спасает жизнь Васютке. Данный момент в тексте является кульминационным.

А что является развязкой действия?

Спасение Васютки. Он попадает на катер-бот.

Какова идея текста?

Идея связана с прославлением человека, его физических и духовных возможностей.

Подумайте, а пейзаж связан с идеей?

Да. Пейзаж помогает понять идею текста. Именно на фоне пейзажа ярче вырисовывается фигура человека, что традиционно для жанра робинзонады. С традицией этого жанра связан рассказ Астафьева.

Как вы объясните название рассказа?

Название также связано с пейзажем. Озеро, которое открыл Васютка, названо в его честь. В нем сохраняется память о его приключении.

Сделаем вывод. Какова же роль пейзажа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

Пейзаж выполняет разные функции. Он указывает на место и время событий, передает настроение героя, позволяет понять его характер. С помощью пейзажа подчеркнута основная мысль текста. Пейзаж связан с названием рассказа. Кроме того, показано существование природы, ее превосходство над человеком. Но человек преодолевает враждебность природы. Пейзаж полифункционален.

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения: определить роль пейзажа в рассказах В. Астафьева «Ах ты, ноченька», «Земляника», «Теплый дождь», «Капалуха».

Литература к уроку:

  1. Литературная энциклопедия, т. 9. – М.: 1935.
  2. Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: 1991.
  3. Трессидер Дж. Словарь символов. – М.: 2001.
  4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: 2002.
  5. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. – М.: 2008.

Источник

Читайте также:  Дом светлое озеро заинский район
Adblock
detector