Меню

Русское воскресенье обновляется жизни река

Преполовение Пятидесятницы: древняя история праздника середины пути

Дата в 2021 году 26 мая 2021 года, Среда
Церковное название: Преполовение Святой Пятидесятницы
Значение: Середина между Пасхой и Троицей
Другие названия: Препалавинье, Праплавенье, Плавенья, Преполовение Пятидесятницы, Правая среда, Преполовение Господне, Преполовение Святой Пятидесятницы, русальная среда
Традиции: Обряды для хорошего урожая, здоровья, обряд кумления, запрещено прясть, шить, вышивать, вязать

История праздникаТрадиции и обрядыПриметы

Преполовение является русским народным праздником и отмечается на 25 день после Пасхи. Это один из самых старинных праздников у христиан и восточных католиков. Название «Преполовение» означает «половину». Преполовение Пятидесятницы – половина пятидесяти дней, то есть 25 дней от Пасхи до Троицы. Всего от одного праздника к другому 50 дней. В 2021 году выпадает на 26 мая.

История праздника

Праздник Кущей — один из великих иудейских праздников
Это один из самых древних христианских православных праздников. В этот день вспоминается, как Спаситель в Преполовение Кущей (ветхозаветного праздника) вошел в церковь и учил.

Что такое праздник Кущей?

Это один из 3 великих иудейских праздников, стоявший в одном ряду с Пасхой и Пятидесятницей. Длился он 7 дней. Посвящался 40-летнему странствованию евреев по Аравийской пустыне, когда они шли в землю Обетованную. Именно тогда Бог показал Моисею на горе кущу, по образу которой тот поставил скинию.

Во время этого праздника все выходили из своих домов и несколько дней жили в кущах или шалашах, радуясь Господу. В огромных количествах приносились жертвы.

Священники набирали в золотые сосуды воду из Силоамского источника. В храм возвращались под звуки труб и всеобщих радостных восклицаний. Вода смешивалась с вином и возливалась на западную сторону жертвенника. При этом пелись слова пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Этот ритуал имел большое значение. Данное возлияние символизировало струю воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале, тем самым открыв источник.

Христос на празднике

Именно этот праздник посетил Христос. На 3-тий год своего общественного служения Он втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим. Войдя в синагогу, в беседе с книжниками и фарисеями Он впервые открылся: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня».

Богослужение на Преполовение очень мощное. Оно напоминает всем яркую и обличающую речь Христа в беседе с фарисеями. Он говорил им, что не следует судить лишь по внешнему обличию. Нужно проникать в глубь событий, понимать, что за Его словами и делами — Тот, Кого так долго ждали. Иисус обвинял, что евреи не признали в Нём Царя и Бога, хотя сами дотошно требовали от Него исполнения мелочей (соблюдения субботы и пр.). Слова Иисуса были полны горечи и негодования:

  • «Если словам не веруете, делам веруйте! Что прельщаетесь, отметая Святого, о Котором написал Моисей!?»
  • «Если Мессии подобает прийти, то Мессия — Христос есть, беззаконные, что не верите Ему! Вот пришёл и свидетельствует тем, что делает: воду в вино претворил, расслабленного словом восставил».
  • «Если Мессии подобает прийти, иудеи, то ныне пришел Мессия — Христос. Что прельщаетесь, отметая праведного, о Котором написал в Законе Моисей!?»
  • «Дела сотворил многие, и ради какого из них хотите камнями побить Меня?»
  • «Не знаете писаний, прельщаетесь все вы, беззаконные евреи: потому что воистину пришел Христос, и всех просветил, и среди вас показал многие знамения и чудеса, и всуе отрицаетесь истинной Жизни».

Так взывал к иудеям Христос в праздник Преполовения Пятидесятницы, пытаясь докричаться до их сердец.

Традиции и обряды

На служении в церкви читают Евангелие о том, как Иисус пришел в Иерусалим на праздник Кущей, который символизировал помять о странствованиях израильтян по пустыне.

В день Преполовения с древних времен совершают обряды для богатого урожая и хорошего здоровья. По традиции в этот день нужно освятить воду в местных водоемах. Святая вода из этих источников способна исцелять от болезней.

Раньше верили в ведьм и русалок. Если облить в этот праздник святой водой ведьму, то она не сможет испортить ворожбой погоду. Люди, не зная кто из них ведьма, поливали всех женщин и девушек святой водой.

А купаться в реках и озерах не рекомендовалось. Второе название праздника «Русалья среда» дано народом не просто так. Существует поверье, что именно в этот праздник русалки ищут себе жениха и могут утащить под воду. Утаскивали и женщин, которые стояли на пути к понравившемуся русалке парню. Детей заманивали себе, потому что сами русалки родить не могли. При этом люди верили, что именно в это время можно увидеть настоящих русалок. При этом появлялись они не только в воде, но и на берегу.

Чтобы русалки были добрее, женщины развешивали вдоль берега одежду, украшения в дар обитательницам воды. С собой крестьяне носили чеснок, полынь-траву или листья хрена в течение всех восьми дней. Считалось, что это поможет отпугнуть русалку.

Существовал еще один обряд у женщин. Молодые девушки плели венки из цветов, разжигали костры у рек или озер и устраивали пляски. Потом трижды обходили вокруг костра с венком на голове. Каждая пускала свой венок по воде. Если не тонул – значит счастье ждет в любви. А потонет – не возьмут девушку замуж очень долго.

Во многих регионах страны все еще отмечают праздник. Проводят обряд кумления. Обряд заключается в том, что совершеннолетние девушки готовят на всех одну огромную яичницу, приглашают в гости подруг. Мужчины в этом обряде не участвуют и к столу не допускаются. Женщины разговаривают, шутят и выпивают.

Значение Преполовения Пятидесятницы

Силоамский источник
К сожалению, в наши дни значение этого праздника постепенно стирается из людской памяти. Мало кто в Преполовение ходит в храм и вникает в Богослужение, очень глубокое по своему содержанию и до сих пор, согласно церковному уставу, очень важное.

  • Символ Царства Христова

Силоамский источник, из которого набиралась вода в праздник Кущей, представлял собой маленький аккуратный водоём. Его питала струя, текущая из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии можно найти упоминание о силоамских водах, текущих тихо, неприметно и бесшумно. Именно они символизируют царство Давида и грядущее Царство Христа, противопоставленные шумным и бурным земным государствам.

  • Символ Христа

Второй символ, заложенный в них, — Сам Христос: кроткий, смиренный сердцем, пришедший в мир тихо и незаметно. Даже само слово «силоам» переводится как «посланный», то есть Мессия, Которого Отец отправляет на землю для спасения мира. Когда священник выливал воду из источника перед жертвенником, это означало, что обещанный Мессия принесёт Себя в искупительную жертву.

  • Символ Крещения

Ещё одно значение воды из силоамского источника — она символизировала грядущее таинство Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспоминается евангельский эпизод, когда Иисус послал слепого умыться в Силоамской купели и тот прозрел.

  • Икона

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Это символ того, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. На иконе преобладают 2 цвета — красный (символ Воскресения Христова, спасающего весь человеческий род) и зелёный (символ обновления жизни).

  • Значение живой воды

Праздник Кущей, который посетил Иисус, — это праздник живой воды, спасшей Его в пустыне от гибели. Это прообраз воды небесной, воды вечной жизни. Это благодатное учение Христа и благодатные дары Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней и заканчивается в среду 5-той недели по Пасхе — недели самарянки. Рассказ о её встрече с Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Получается, что 3 седмицы постпасхального периода (4-ая, 5-ая и 6-ая) определены водной стихией, олицетворяющей Духа Святого.

Почему в этот день в храмах совершается освящение воды

От этого Источника бесконечного Он каждому дарит необходимое для его жизни, избавит от страдания, утешит в скорби, исторгнет все козни дьявольские и приведет в спокойный путь этого человека к его тихой пристани». В православных храмах в этот день по окончании Божественной Литургии совершается малое освящение воды для того, чтобы «жаждущие души напоить водами благочестия».

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Молитвы

В этот день в храмах звучат особые молитвы
После литургии на Преполовение Пятидесятницы совершает малое водоосвящение с просьбой ко Господу «напоить жаждущие души водами благочестия». В этот день в храмах звучат особые молитвы.

  • Тропарь, глас 8

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

  • Кондак, глac 4

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — сказал Христос в последний великий день праздника Кущей. Люди, подобно евреям, странствуют в пустыне мира сего. Чтобы не погибнуть от духовной жажды, они спасаются в источнике даров Божиих через Христа. Вода, которую Он нам даёт, — Благодать Святого Духа. Это единственная истинная вода, способная утолить жажду человеческой души и дать ей совершенное насыщение. В обретении этой Благодати и в соединении с Богом весь смысл христианской жизни. Именно об этом — праздник Преполовения Пятидесятницы.

Православная Жизнь

13 мая по новому стилю Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы.

Итак, рассмотрим с вами с Божьей помощью, что это за праздник Преполовения Пятидесятницы и почему у него целых шесть дней попразднства и есть даже отдание праздника, что сближает его литургически с двунадесятыми праздниками?

Есть в Евангелии от Матфея короткая притча, уместившаяся всего в два стиха. Она называется «притча о купце, ищущем хорошего жемчуга»: «Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» (Мф. 13:45–46).

Православный христианин напоминает такого купца. Рачительный человек, который торгует жемчугом, знает все свои жемчужины наперечет. Наверное, он с закрытыми глазами может их узнать. Они составляют предмет его заботы, интереса, прибыли, а иногда и страсти сребролюбия.

Только для православного христианина таким жемчугом есть церковные праздники, в богослужениях которых является человеку Господь, ведя его ко спасению. И, конечно, главной и драгоценнейшей жемчужиной эортологической сокровищницы Церкви является Триодь Цветная – время от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы, когда Спаситель отверзает перед человечеством Небо и на нас изливаются щедро и обильно из переполненной чаши любви Божией благодатные дары Святого Духа. Именно поэтому, как рачительный купец, отцы Церкви ценят каждый день-жемчужину периода Триоди Цветной, считая, в том числе, когда после Пасхи, спустя 25 дней, Триодь Цветная преполовляется, т. е. мы проходим половину пути Пятидесятницы.

Праздник Преполовения Пятидесятницы очень древний. Он известен в Церкви, согласно одним источникам, с IV века, согласно другим – с VII. Главной его целью является показать, что Воскресение Христово и Пятидесятница как сошествие Святого Духа на апостолов есть одним неразрывным действием (праздником). Именно благодаря Воскресению и Вознесению Христовым дары Святого Духа щедро излились на Пресвятую Богородицу и апостолов, утвердив Церковь Нового Завета, в Которой мы спасаемся сегодня. Все это одно неразрывное мощное действие благодати Божией. Господь сошел с Неба, чтобы возвести туда человека.

Поэтому хочется пожелать всем нам, чтобы мы возгревали в себе с Божьей помощью Пасхальную радость и во дни скорби, во дни испытаний помнили, что Христос победил мир и ведет теперь нас в новый горний град Иерусалим – в вечную непрекращающуюся Пасху.

Стало тебе плохо, открой любое из 11 воскресных евангельских зачал и читай, пей эту священную воду жизни. И беда твоя, кажущаяся «Кинг- Конгом», на поверку окажется соломенной миниатюрной куклой, которая сгорит без следа в огне Божественной радости, полыхающей в твоем сердце.

Буйные и сильные драконы ночи сгорают в первых лучах Солнца-Христа.

Спаситель часто на страницах Евангелия сравнивает действие благодати Святого Духа с водою живой. Именно поэтому в тропаре праздника Преполовения Пятидесятницы говорится о благодатных дарах Святого Духа – этой живой и спасительной воде: «Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́».

А наше дело какое? Открыть свое сердце навстречу Богу и сотворить из души колодец, в котором забьет животворный родник Святого Духа, просвещающий, освящающий, напояющий и спасающий нас.

Иерей Андрей Чиженко

Преполовение означает половину пути. В этом смысле в каждом большом промежутке времени есть середина.

В жизни человека тоже есть середина, известная как кризис среднего возраста. Середина — всегда в известном смысле кризис.

Преполовение в христианстве отмечается особым образом только дважды: в предпасхальный и постпасхальный периоды.

Середина предпасхальных семи недель строгого поста отмечается крестопоклонной неделей. Середина постпасхальных семи недель — по симметрии — праздником с одноименным названием — Преполовение.

Порядок и строгая симметрия, к которой тяготеет православие, требовали установления такого праздника. Преполовение должно было возникнуть именно в этом месте – на двадцать пятый день после Пасхи, день который делит отрезок от Пасхи до Троицы на два равных отрезка и одновременно соединяет великие праздники.

Этот день можно назвать и Преполовением Пятидесятницы (Троицы) и Преполовением Пасхи. Но праздник появился не сразу, а только в конце IV века, что отражает постепенность развития христианской праздничной традиции. Название праздник получил от слова, которое используется в Евангелии от Иоанна.

Евангелие рассказывает, как Иисус в третий год своего общественного служения втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим в преполовение великого еврейского праздника – праздника поставления Кущей. Войдя в синагогу, Он в беседе с книжниками и фарисеями впервые открывает Свою Божественность, Посланничество и Мессианство:

«Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня».

И в последний день праздника возглашает:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». И евангелист уточняет «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» .

Надо сказать, что у евреев было три великих праздника. Пасха — в воспоминание о переходе через Красное море после бегства из Египта. Пятидесятница, установленный в честь дарования в пятидесятый день пребывания в пустыне десяти заповедей — Декалога.

Третий – поставление Кущей – установлен в честь сорокалетнего блуждания в пустыне и возведения скинии или палатки, устройство которой было дано Моисею самим Богом. Она была первым походным храмом евреев.

Еврейский праздник Кущей

Но Преполовение точнее было бы назвать праздником Живой воды. В названии праздника эхом звучит слово «вода» — «переплывание» и «полынья». И в народе среда четвертой недели по Пасхе всегда связывалась с водой. Считалось, например, что в этот день Иисус Христос переплыл море, и потому Преполовение открывает купальный сезон, который длится вплоть до Ильина дня – второго августа.

Читайте также:  Проект по географии реки нашего края

На празднике Кущей тема воды, о которой возгласил Спаситель, возникла не случайно. Дело в том, что еврейский праздник Кущей сопровождался особым ритуалом. В один из дней праздника первосвященник шел к Силоамской купели, у которой Иисус исцелил расслабленного, а потом и слепого, что вспоминается позднее — в в шестую неделю по Пасхе.

Священник набирает воду из Силоамского источника в золотой сосуд и, возвратясь в храм, смешивает ее под звуки труб и кимвалов с вином. Потом он каждое утро возливает ее на западную часть жертвенника со словами

пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения».

Силоамская купель

Иносказательно речь шла о времени прихода Мессии. Возлияние воды напоминало и о том, как Моисей из камня извел воду, когда евреи умирали в пустыне от жажды. Вода – прообраз благодати, гора, из которой потекла вода, прообраз Мессии, т.е. самого Христа. Поэтому Иисус и выбрал этот праздник, чтобы открыть Себя как Источник жизни и как Мессию.

Силоамский источник тоже имеет свою иносказательность. Вода в него поступает из подземного источника тихо и незаметно. Силоамская вода – прообраз не шумного водопада, а тихого и смиренного источника, который постепенно, но неизменно наполняет купель водою. Этот источник — образ Самого Иисуса Христа, смиренного и кроткого сердцем.

Поэтому праздник Преполовения неизменно связан с освящением воды. Священники крестным ходом вместе с народом идут на источники для их освящения. В народе этот праздник открывает период празднования Русалий, которые длятся вплоть до праздника Ивана Купалы – Рождества Иоанна Предтечи. Преполовение – это встреча Русалий, а день так и называется Русальная среда.

Начало Русалий

Преполовение празднуется восемь дней и заканчивается празднованием в среду следующей, пятой, недели по Пасхе – недели самарянки. Рассказ о встрече самарянки с Иисусом Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Так три седмицы постпасхального периода – четвертая, пятая и шестая – так или иначе связаны с водной стихией, олицетворяющей Духа Святого, который изобильно будет изливаться на всех.

Тема Святого Духа начинает звучать с двадцать пятого дня и звучит параллельно с пасхальными мотивами вплоть до самого праздника Вознесения и Троицы или Пятидесятницы. Богослужение праздника Преполовения очень мощное. В нем звучит яркая и обличающая речь Иисуса в Его беседе с фарисеями.

Он снова и снова говорит им о том, что не надо судить только по внешнему обличию и по лицу, а проникать вглубь событий, понимать, что за Его словами и Делами стоит Тот, Кого евреи так долго ждали – Мессию. Иисус обвиняет евреев, что они не признали в Нем Царя и Бога, дотошно требуя от Самого Царя исполнения мелочей – соблюдения субботы и всех предписаний, которые они выдумали. Слова Иисуса полны горечи, негодования и восклицаний:

Икона. Греция. Середина 20 в.

«Если словам не веруете, делам веруйте! Что прельщаетесь, отметая Святого, о Котором написал Моисей!?»

«Если Мессии подобает прийти, иудеи, то ныне пришел Мессия — Христос. Что прельщаетесь, отметая праведного, о Котором написал в Законе Моисей!?»

«Если Мессии подобает прийти, то Мессия — Христос есть, беззаконные, что не верите Ему! Вот пришел и свидетельствует тем, что делает: воду в вино претворил, расслабленного словом восставил».

Исцеление расслабленного у Силоамской купели

«Не знаете писаний, прельщаетесь все вы, беззаконные евреи: потому что воистину пришел Христос, и всех просветил, и среди вас показал многие знамения и чудеса, и всуе отрицаетесь истинной Жизни».

«Дела сотворил многие, и ради какого из них хотите камнями побить Меня?» — взывает к иудеям Христос в Преполовение, Он хочет докричаться до их сердец, открывая Свою Славу перед иудейским собранием и предъявляя свое Родство с Отцом, но все напрасно…

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Преполовение Пятидесятницы: древняя история праздника середины пути

Преполовение Пятидесятницы – это праздник, на который мы часто, или почти всегда, не обращаем внимания. Он просто ускользает из сферы наших интересов и воспринимается как некая хронологическая дата, знаменующая середину пути между Пасхой и Пятидесятницей, хотя имеет свое, немаловажное значение.

Традиция празднования Преполовения имеет достаточно древние корни. Первые упоминания о ней относят к V веку и связывают с именем св. Петра Хрисолога, епископа города Равенны. Относительно дня Преполовения писал следующее: «Истинный христианский ум никогда не будет увлечен мыслью о том, чтобы вести спор о праздниках, которые имеют твердое основание в отеческом предании, … но желает рассуждать о них с должным почтением и говорить о них только с уважением».

Автором второго канона на утрени был известный нам по Великому посту святитель Андрей Критский, живший в VII-VIII веках, а первый канон написал св. Феофан Начертанный, трудившийся в IX столетии.

Эта цитата говорит, что ко времени жизни св. Петра традиция празднования Преполовения была общеизвестной. Кроме того, богослужебные тексты праздника также несут на себе свидетельства древности. Так, например, автором второго канона на утрени был известный нам по Великому посту святитель Андрей Критский, живший в VII-VIII веках, а первый канон написал св. Феофан Начертанный, трудившийся в IX столетии.

Евангельское чтение этого дня повествует нам о проповеди Спасителя в Иерусалимском храме в середине праздника Кущей: «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7:14-15). Смысловой основой этого ветхозаветного праздника было окончание сбора урожая и переселение в кущи, т.е. некое подобие шалашей украшенных зеленью. Все это напоминало древним евреям о том, что «Господь поселил в кущах сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Лев. 23:43).

Совсем недавно, в предыдущее воскресенье, мы слышали об исцелении расслабленного в купели Вифезда, далее будут чтения о разговоре с самарянкой у колодца Иакова, а также исцеление слепорожденного умывшегося в источнике Силоам.

Традиционно в этот день совершалось возлияние воды на жертвенник, со словами благодарности Богу и просьбой о даровании хорошего нового урожая в будущем. Вполне вероятно, что из-за этого в ближайших евангельских богослужебных чтениях, тема воды, как символа очищения и действия Божественной благодати становится (Ин. 7:38), – говорит Спаситель, еще находясь в Иерусалимском храме.

Совсем недавно, в предыдущее воскресенье, мы слышали об исцелении расслабленного в купели Вифезда, далее будут чтения о разговоре с самарянкой у колодца Иакова, а также исцеление слепорожденного умывшегося в источнике Силоам, да и сам тропарь Преполовения более чем ясно говорит о том, что подлинным источником жизни является Христос, способный омыть нашу душу от греховной грязи: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».

Если попытаться как-то обобщить все рассмотренные смыслы, то становиться понятно, что они в очередной раз напоминают нам об искупительных плодах Спасителя и вечной жизни, дарованной через Его Воскресение, о чем писал еще пророк Иеремия: «И душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» (Иер. 31,12).

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».

Благодать или энергия Божия, символом которой на земле является водное естество, – это основа, фундамент всего сотворенного мира, однако в нашем, наполненном грехом, существовании она может иссякать. Из двух стоящих рядом людей, один может быть близок к Богу, а другой далек. Грех рушит, разделяет, лишает, в то время как благодать, словно вода, пытается просочиться даже в самые мелкие трещины и щели. В этом плане хорошо вспомнить слова св. Феофана Затворника, который говорил, что Бог ищет не как бы погубить, но как бы спасти человека, и на нашей кривой, больной и хромой душе пытается найти живое место, к которому можно было бы присоединить вечность.

Конечно же все наши муки, страдания, труды и даже необходимость писать здесь свои размышления закончатся в Царстве Небесном. Мы крайне мало, что знаем о нем, однако некоторым святым отцам Господь все-таки приоткрывал «тайну будущего века».

Он на нашей кривой, больной и хромой душе пытается найти живое место, к которому можно было бы присоединить вечность.

Так, например, у святителя Иоанна Златоуста есть прекрасные слова, которые хотелось процитировать полностью: «Что может быть блаженнее этой жизни? Не нужно бояться бедности и болезни, не видишь ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого похотью, ни мучимого заботой о нужном для жизни, ни скорбящего о начальстве и власти, ибо вся буря наших страстей, затихнув, прекратится, и все будет в мире, веселии и радости; все тихо и спокойно, все – день, и ясность, и свет, свет не этот нынешний, но другой, во столько раз светлее этого, во сколько солнечный ярче света свечи. Ибо там свет не помрачается ни ночью, ни облаками, не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жары, ни других перемен времен, но иное какое-то состояние, такое, которое узнают одни достойные. Нет там ни старости, ни спутников старости, но все тленное изгнано, потому что всюду господствует нетленная Слава. А что всего этого важнее – это непрерывное наслаждение общением со Христом вместе с Ангелами, с Горними Силами».

После святителя Иоанна Златоуста сложно что-то добавить. Важно помнить, что Преполовение должно стать некоторым признаком нашего движения от Искупительного подвига Спасителя, до возможности усвоения Его даров в Церкви, основанной в день Пятидесятницы.

«Также как опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, – говорил св. Петр Хрисолог, – и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день, который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа».

Источник



Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века

Из книги «Да обновится Русская земля», изданной Сретенским монастырем в 2006 г.

Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.

В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.

Читайте также:  Карта израиль река иордан

Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.

Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).

Источник

Весенняя тетрадь

Михайлов Ер «На смену пейзажу с окутанными снегом деревьями
пришла нежная акварель весны».
Артур Гоген «Мемуары гейши»

Прекрасное время приходит — Весна!
Природы святой началось обновленье.
Мы им насладиться мечтаем сполна,
В этом великом, чудесном стремленье.
И после холодных и скованных снов,
Морозной и снежно-упрямой лавиной.
Мир божий проснулся — готов для обнов,
Доброй, любимой своей половиной.
Вот на полянке подснежник цветёт,
Головку свою склонил виновато.
Сок, набирая берёзка растёт,
И грач закричал на дубу грубовато.
Всё это Весна! Время жить и любить.
Мечтать и летать над землёй вдохновенно.
От этой любви созидать и творить,
Как здорово станет тогда непременно.
Здравствуй Весна! Ты снова пришла!
И мир наш великий кружит неизменно.
Ты радость и солнце, любовь принесла.
И в счастье поверится нам непременно.

Весенний март ещё похожий на февраль,
Такой же снежно-морозно-вьюжный.
Но гонит солнце февраль уже вдаль.
А он кичится, капризно-натужный.
Сугробы набухли, но ещё глубоки,
По ним зайчишка солнечный скачет.
Смотри, прилетели красавцы-грачи,
Сосулька с крыши жалобно плачет.
Весна наступила, и всем хорошо.
Сурова Зима, но она отступает.
И на душе светло, и свежо.
Снег посерел, потихонечку тает.
Март подошёл, и мимозы цветут.
Женщины словно цветы расцветают.
И дни по сравненью с ночами растут,
А праздники эти лишь в марте бывают!

* * *
Ведь пять минут осталось до Весны,
А всё равно с утра снежок метелит,
Лёд заблестел, и светятся мосты,
С усердием Зима округу всю отбелит.

То оттепель, то снова морозит,
Такое непонятное кружится.
Природа межсезоние творит,
Но перемены всё ж должны случиться.

И кто кого пока что не понять,
Зима с Весной идут, обнявшись крепко.
Но всё-таки Весну уж не унять,
И вербная готова распуститься ветка.

Сквозь тучи солнца лучик промелькнул,
И заискрился снегом путь усланный.
И воробей от радости вспорхнул,
Что день такой же выдался желанный.

* * *
Календарная завершилась Зима,
Но всё по-прежнему осталось.
И хоть теперь пришла Весна,
Ей от сестры ещё досталось.

Ярится старшая сестра,
И уходить ни как не хочет.
А птичкам всем уж не до сна,
Но вредная Зима хохочет.

Бросает яростно снежком,
Крепка морозами бывало.
Метелью ворожит тайком,
Её время что ли было, мало?

Но солнышко уже не то,
Стреляет тёплыми лучами.
И скоро зимнее пальто,
Мы сменим пёстрыми плащами.

* * *
Тихо гуляет Весна не спеша,
По полянкам лесным,
По протокам речным,
Бродит она, до чего хороша,
По остаткам снегов,
По воде ручейков.
Ей дует Зима, капризно брюзжа.
Снежком повершит,
Ледком прошуршит.
Весна же плывёт по бескрайним полям,
Ей птицы поют,
Цветочки растут,
И по зелёным безбрежным морям,
Где рады вокруг,
И счастливы вдруг.
Что всё продолжает радостно жить,
И вместе с Весной в хороводе кружить!

Предвесеннее настроение,
Солнышко светит, сосульки тают.
Но надо набраться ещё терпения,
Как в сказке ведь всё не бывают.

А мы мечтаем о радостных днях,
Как потекут с журчаньем ручьи
И как порой на стареньких пнях,
Хвастаться станут важно грачи

А пока, вновь решила Зима,
Мороза позвать в последние дни,
И кругом идёт оттого голова,
Луна так сияет – попробуй усни.

И снова всех будоражит Весна,
Хоть не хочет прощаться Зима,
Снова, как прежде, теперь не до сна,
Сезон повернётся быстро весьма.

* * *
Весенние проталины,
Оголяется земля.
Сугробы все провалены.
Природа ожила.
А из-под них бежит ручей,
Вокруг становится мокрей.
Светлеет небо синее,
И яркая заря.
И нет уж больше инея,
И краски жгут не зря
Весна рисует всюду,
Под птичью пересуду.
И солнце светит ярче,
Теплее с каждым днём.
И с каждым разом жарче,
Под солнечным лучом.
И мы, конечно рады,
Что нет Весне преграды.

На воле метель разгулялась,
И вьюжит, и ветром ревёт.
А, вроде Весна начиналась,
И вот её время не в счёт.

Не хочет Зима расставаться,
На север не хочет лететь.
Не время и нам расслабляться,
Но пташки начали петь.

И Марта восьмое уж скоро,
Прекрасные дамы цветут.
Мужчины готовятся споро,
Подарочки милым несут.

Весна-то своё забирает,
Хотя ещё не видать,
Видно где-то блуждает,
А нам остаётся лишь ждать.

* * *
Ещё с земли не стаял снег
А в душу просится Весна.
Ручьи устроили свой бег,
И сразу стало не до сна.

Всё просыпается вокруг,
Всё распрямляется с Весной.
И солнечный зажёгся круг,
Ни что не вечно под луной.

И пусть порой снега метут,
Пусть вьюга кружит иногда,
Но всё ж грачи Весну несут,
И о Весне кругом молва.

Весна! Весна! Одна во всём!
Звучит беспечно птичья трель.
Снег резво побежал ручьём,
На солнышке звенит капель.

* * *
Весенний ветер весело дышал,
И солнце пригревало все сугробы,
И зайчик солнечный без устали скакал,
И поднимался пар из земляной утробы.

Дышала с наслаждением земля,
Освобождаясь от оковы зимней.
С сердечной ласкою живое всё маня,
Ждала природа вешних тёплых ливней.

И вестники весенние – грачи,
Во фраках чёрных по земле гуляют,
Синички юркие, как в цирке трюкачи,
На ветках свои трюки выполняют.

Кругом поют, и гимны шлют Весне.
За то, что пробудила мир от спячки.
И солнышко сияет в вышине,
И заживают зимние болячки.

Весеннее равноденствие
Уравняло день и ночь.
Наступило благоденствие,
Гонит Весна Зиму прочь.
Становятся ночи короче,
Солнышко греет сильней.
И мы все ждём лета очень,
И на душе намного теплей.
День с ночью сравнялся,
Но уже обгоняет её,
Свет с темнотой поравнялся,
Зимнее сгинет старьё.
Суток две половинки,
Ровно сошлись пополам.
Тают холодные льдинки.
Путь, уступая цветам.

По растаявшей от снега аллее,
Идёт не спеша Дева–Весна.
Рассвет меж деревьев алеет,
Солнечный луч пробудил ото сна.

А на деревьях проклюнулись почки
По следу Весны расцветают цветы,
Деньки нарастают, уменьшаются ночки.
Светятся всюду с Весною мечты.

Дева-Весна по аллее гуляет.
И дарит миру свою красоту.
На песни любви вокруг вдохновляет.
И дарит чувствам свою чистоту.

Прилетели жаворонки
Весенние посланники,
И запели песенки,
Солнышка избранники.
Потянулись стаями,
Птицы по местам.
Встречают караваями,
Их и тут и там.
Косяками тянутся
С юга журавли.
Все перекликаются,
Для большой любви.
И начнётся радостно,
Жизни сотворенье.
Веет чувство сладостно,
Вечности стремленье.
Народится новая
Молодая жизнь.
Льётся песнь садовая,
Только и держись!

Чудо – время пришло

Выглянуло солнышко,
Землю обнимая.
И на льдинке донышко,
Заискрилось тая.

Побежали весело
Струйкой ручейков.
А Весна кудесила.
Пестротой венков.

Их плела из веточек,
Молодой листвы.
Малых Леля деточек,
Дивной красоты.

Птички распевают
Песенки Весне.
Почки распускают,
Листочки в тишине.

Чудо-время движется
Красотой вокруг.
И легко так дышится,
Полной грудью вдруг.

И коты мяукают,
Прыгают, орут.
И вороны тюкают,
Все вокруг поют.

Оттого-то радостно
Стало на душе,
Как на сердце благостно,
Ангел в вышине.

Вот такое чудо
Нам Весна несёт.
Хороша причуда,
Честь ей и почёт!

Ура Весна! Сугробы тают!
И потекли из них ручьи.
И пташки весело порхают,
Настало время для любви.

И бьётся сердце в упоенье,
Лететь, пытаясь из груди.
И это дивное стремленье,
Всем овладело впереди.

Весна любовь несёт живому,
Пусть новая родится жизнь.
Дорогу сердцу молодому,
Ура Весне! Ну мир, держись!

Вздулся лёд на реке,
С треском сломался и поплыл.
Грачи закаркали вдалеке,
Новый сезон о себе заявил.

Вниз по реке пошёл ледоход.
На округу всю грохоча.
Белые льдины, как пароход.
И грают весело хохоча.

Сбежалась деревня вся к реке,
Радостно провожают зимний лёд.
Весна — Красна плывёт налегке.
Веселится округа вся без забот.

По быстрой реке идёт ледоход.
Значит точно Зиме конец.
Нового времени зиждется ход.
Надела Весна свой венец.

Началось весеннее обострение,
Глупые мысли вдруг обуяли,
Нескромные толпятся стремления,
Денёчки необычные настали.

Нескромные в голове роятся стихи,
Весенний воздух пьянит веселея.
И нет следа от бывалой тоски,
Душа встрепенулась, внутри пламенея.

Глупость порою готова вершить!
Это значит — душа молода.
Вот что с нами природа творит,
Невзирая на наши года.

Вот уж март на исходе,
А снега всё не тают вокруг.
Что не так повернулось в природе?
Не сработала что-там вдруг.

Закружилась шальная погода,
Замело, заметелился день.
Наползла незаметно зевота,
И наводится тень на плетень.

Но надеемся мы, что в апреле
Во всю ширь развернётся Весна.
Подпевать станут пташки капели,
Нас покинет на долго Зима.

А пока мы печально вздыхаем,
И тепла поджидаем с тоской.
О ручьях, о капелях мечтаем,
Упиваемся этой мечтой.

Через несколько дней свершится апрель.
Обильно польётся снег грязный и талый.
Забарабанит всюду с крыши капель.
Тёплый ветер прилетит небывалый.

С полной силой ворвётся Весна.
И разойдется на полную мощность.
Своё природа получит сполна.
Птахи ей песню споют в белой роще.

Ну, а пока мороз небольшой.
Цепляясь куёт подталые лужи.
И в капюшон нырнув с головой,
Скользят и бранятся бегущие люди.

Лёгкий снежок из тучек летит.
Жидкое солнышко робко струится.
Видно Весна пока не спешит,
Её ожиданье в апреле случится.

Весеннее дыхание природы,
Как полной грудью дышится легко.
И улетаю все проблемы и невзгоды,
А на душе воистину становится светло.

Великое настало обновленье,
Любовь творит такие чудеса!
Ввысь улетают дивные стремленья,
И пусть везения настанет полоса.

Дыхание Весны кругом всё обновляет.
«Осанна!» — ей природа воздаёт.
Тебя мы, матушка, от сердца восхваляем.
Творение божие на землю принесёт.

Быстро снег сошёл с полей,
Обнажилась рыжая земля.
Греет солнышко всё сильней.
Стоят голые вдоль дороги тополя.
Но всё же вот-вот проклюнутся почки,
Живительной силой всё налилось.
Весенние укоротились холодные ночки.
Диво в природе уже началось.
Отходит природа от оцепенения,
Ей приказала Весна просыпаться.
Непостижимой силы творения,
Соками жизни велит наслаждаться.
И начинает твориться любовь.
Всё её власти должно подчиниться.
С силой вершится повеление вновь,
Чудо должно непременно случиться.

Первое апреля – денёчек юморной,
От потешек в мире будет всем светлей.
Ты чего дружочек весь такой хмурной?
Улыбнись и станет на душе теплей.

Лучик солнца светит из-за тучки серой,
И весна кораблики по ручьям пустила.
Веселиться хочется от забавы смелой,
Посмотри, как здорово природа пошутила!

И не зря веселие в день пришло весенний,
Все вдруг просыпаются от зимних холодов,
Потому отрадно нам, в этом нет сомнений,
Первое апреля – денёчек для смешков.

Шуткой искромётной от души поздравим!
Людям пожелаем счастья, доброты.
Первое апреля радостью прославим.
Чтоб как можно больше стало красоты!

За мартом пришёл апрель

За весенним мартом пришёл апрель,
А Зима гуляет спереди, и сзади.
Возьмёт, да закуражится метель,
Поморозит там, чего-то ради.
По ночам пробравшись в тишине,
Настом скользким землю прикрывает.
Жёлтою луною светит в вышине,
В свете звёздочек упрямо наступает.
Но лишь только свет зари взойдёт,
Вмиг в свои права Весна вступает.
Солнца луч тепло на землю шлёт.
Птичья стая с песней прилетает.
Вот и борется в полях Зима с Весной.
Днем ручьи, а ночью мёрзнут льдинки.
Всё несётся с этой кутерьмой,
Только у берёзки капают слезинки.

Важно по городу гуляет апрель,
Солнце на небе загорелось жаркое.
Весёлая разносится птичья трель.
Незримо явилось время яркое.
Галашатся на всю округу в роще грачи.
Строительстве гнёзд столь усердное
А рядом в домах пекут калачи,
Скоро наступит Воскресение вербное.
Нарядные люди к храму пойдут.
Для Господа понесут угощения.
Хвалу ему от души воздадут,
Пусть свершатся благие стремления.
А вокруг веселится весна.
Средний месяц играет апрель.
Ночью стало теперь не до сна.
Радостно жизни вертит карусель.

Святой апрельский день

Апрельский день просторен и ясен.
Праздник благой нам он преподнёс.
Пусть он по-своему будет прекрасен,
Радость в мятежные душе вознёс.
Пусть снизойдут покой нам и счастье.
Ведь Дух Святой спустился с небес,
Людей пусть покинут любые ненастья,
От Благовещенья ждём мы чудес.
У Богородицы Сын народится,
Духа Святого — Архангела весть.
Чудо великое в мире случится
Нашу хвалу Ей не перечесть!
Святой день апрельский уже на исходе,
Но весть благая на землю сошла.
Творенья божие на полной свободе,
Смысл превеликий душа обрела.

Розово-жёлтый мальчишка Апрель,
От подснежников и мать-и-мачехи.
В певучую живо ворвался капель.
Теплотою его просторы охвачены.

И живительный сок бежит по стволу,
Почки силой весны набираются.
Потянулись ветки к теплу,
Хоть морозцем лужи прихвачены.

Кучерявый мальчишка-Апрель,
Стрелою в поля припустился.
А Весна щиплет жизни кудель,
Всем на радость Апрель проявился.

Апрельский первый дождь прошёл,
Съел последние снежные кучи,
Первый цветок у дома зацвёл,
Дразнит собою серые тучи.
Первый проснулся ворчливый шмель,
Голодный зарылся в жёлтый цветок.
Арельская барабанит дождём капель.
Травы пробивается первый росток.
Первый дождь и первый цветок,
Птичьей стаи первый прилёт.
Первой любви свежий глоток.
Первый апрельский радостный взлёт.
Как нов и хорош этот первый раз.
Собой будоражит плоть и кровь.
Всё это первый весенний приказ.
И с каждым годом он первый вновь.

Читайте также:  Барыкин саша за той рекой

Весенний интересный мир

Апрельский вечер тихо дотлел.
Солнце зарёю закат озарило.
Тихо наш двор совсем опустел,
Сумрачным холодом землю накрыло.

Ночью видны отголоски Зимы.
Ясное небо светит луною.
И синевой наползают из тьмы,
Морозные льдинки внизу под ногою.

А поутру вновь приходит Весна.
Яркое солнышко вновь согревает.
Лучиком ярким красит дома,
Зимнюю стужу прочь отправляет.

А в переулках скачут коты.
Усатым подружкам поют свои песни.
Всё кругом идёт от такой суеты.
И этим жит в мире столь интересней.

* * *
Вот уж снег последний тает,
Тёплым паром вверх струится.
Зайчик солнечный летает.
В танце весело кружится.

Лес от зимних снов проснулся,
Тёплый дождь пошёл отменно.
От морозов встрепенулся,
Всё случится непременно.

Тает снег последний бурно,
Ручейком бежит весёлым.
Зеленеет лес гламурно,
Хвастаясь листвою новой.

И душа поёт отрадно,
Потому Весна чарует.
Всё творится в мире ладно,
Нам любовь Весна дарует.

Вечная слава весне!

Зацветает верба над рекой,
Веточки мохнатые пожелтели,
Шмель проснулся, потерял покой,
Букашки на солнышке осмелели.
А вдоль рощи гуляет Весна.
Нежная зелень пробуждается.
И от духа её кружит голова,
Чудеса весною случаются.
Дух весенний кружит над землёй,
Хоть и грязь снег сошедший оставил.
Счастлив я пред капризной судьбой,
Я Весну, что есть силы, восславил.
Что дожил я до новой Весны,
Что увижу земли пробужденье.
Что сбываются эти мечты,
И что есть ещё в жизни стремленья.

Наступило вербное воскресенье,
«Вход Господень в Иерусалим».
Сверху снизошло благословенье.
С Господом становишься един.

Всем на радость верба расцветает,
Пташки божие на веточках поют.
Звон колоколов к молитве призывает,
В храмы прихожане мир несут.

И как прежде все поют «Осанна!»
Молят о спасении Его.
Чтоб с небес спустилась чудо-манна.
Жить без веры очень нелегко.

В душе ликуя радость раздаётся
Апрельским светлым воскресеньем
По Волге звон малиновый несётся,
Христа все славят с возрожденьем.

И радостный народ идёт,
Приветствует: «Христос воскрес!»
И непременно чуда ждёт
Огня сошедшего с небес.

Спаситель кровь пролил не зря
Грехов свершилось искупленье
Зарницей вспыхнула заря —
Божественное очищенье

И с Пасхою летит апрель,
Последнее являя чудо.
В цветочке копошится шмель.
Я праздник этот не забуду.

Весна, деревья истекают соком,
Как кровью истекал Христос.
И Азазелл нетленным оком.
Грехи свергает под откос.

И жизнь всем дарится святая.
И колокольный звон летит.
То пятница прошла страстная,
И радость в мире воцарит.

Идёт весна — начало жизни,
И не пристало унывать.
Не время нам ещё до тризны,
Христа мы станем восхвалять.

Что Он воскрес на радость миру.
Святой Весне лишь только цвесть.
И гимны петь большому клиру,
За то, что Он на свете есть!

Прощай Апрель и здравствуй Май звенящий,
С цветочным запахом и шёлком первых трав.
Весёлый, праздничный и от жуков жужжащий,
И прославляемый за столь безумный нрав.

Цветущий Май свой мир творит красуясь,
Мазки широкие бросает на мольберт.
Пред девою — Весною весь рисуясь,
Устраивает соловьиный средь дубрав концерт.

Весны прощальной Май звучит аккордом.
И жизни естеством он буйствует порой.
В своём неистовстве не превзойдённом, гордом,
Всех восхищаться требует собой.

Так здравствуй Май! И крась свои мольберты.
Пусть буйство красок станет всех сильней.
Цветные напоследок подари десерты,
Твори мой друг, и действуй посмелей!

Весенний закат над рекою,
Светом таинственным кроток.
Перед манящей судьбою,
Узором розовым чёток.

Медленно сумрак сгущает,
Месяц зажёг над водой,
Робких пташек смущает,
Они улетают гурьбой.

Пройденный день засыпает,
Чтоб завтра с зарёю вновь встать,
Тихая ночь ублажает,
Чтоб днём возродиться опять.

Апрельским ясным днём,
Свет порхал по деревам.
И ярким нетленным огнём,
Он снизошёл к нам во храм.

То Воскресенье Христа,
Миру Свет объявил
Душа отныне чиста,
Спаситель грех искупил.

Великая Пасха идёт,
Весенняя радость поёт.
Праздник с собою несёт,
И блага всем воздаёт.

Ох, Весна! Что ты милая сделала?
Растревожила сердце старое.
Как черёмуха — молодость белая,
Семиструнной звенела гитарою.

И сверкает солнце лучистое,
И сердечко от счастья щемит.
И струится вода серебристая,
Средь деревьев в овраге бежит.

А весна всё колдует и нежится.
И душе повелела любить.
Властелиной на улице держится
Приказала по-новому жить.

Вот такая, Весна, ты проказница.
Расцветает цветками любви.
Как играешь ты мной, безобразница.
Шепчешь громко; «Люби и живи!»

Да здравствует Первое мая!

Да здравствует Первое Мая!
Да здравствуют труд и мир!
Мы праздник весны объявляя,
Устроили радостный пир.

Радость весне идущей,
Жизни творения вновь.
И новой судьбе грядущей,
Мы воспеваем любовь!

Да здравствует Первое Мая!
Бодро летящего к нам.
И этот день восхваляя,
Звенящего по делам.

Мы хвалим труд благодатный,
С миром его честным,
И этот путь невозвратный,
Тяжёлым и непростым.

Первое Мая живущим.
Мира из года в год.
С трудом по свету идущим.
Свой прославляя народ!

На глазах раскрываются почки,
С каждым днём зеленее вокруг.
На ветвях молодые листочки,
Яркой весны завершающий круг.

Белым цветом распустится вишня,
Вместе с нею и яблони цвет.
Все деревья окутает пышно,
К настроению лучших примет.

А за ними сирень на подходе,
Цвет черёмухи вновь к холодам.
Как прекрасно в этой природе,
Точно расставлено всё по годам.

Пой весна свои славные песни,
На глазах расцветай, что есть сил.
Мир твори, чтобы жить интересней,
Пусть становится добр он и мил!

* * *
На яблоньке моей живёт прекрасная семья,
В скворечнике поселилась пара скворцов,
Соседству певучему рад несказанно я
Когда слушаю трели этих чёрных молодцов.

Весело заливается скворец, подражая всем вокруг,
Что услышит, то чудесным образом и споёт,
Но как приятно слушать песню твою мой друг,
Весенняя трель радость окружающим шлёт.

Это значит, жизнь по-прежнему бьёт ключом.
И всё как раньше идёт своим чередом.
Вот уж луна смотрит с неба жёлтым зрачком.
Сменяя скворца, запел соловей и ему нипочём.

А на сердце моём вновь от трелей светло и тепло.
Пусть мчатся, года добавляя седин в голове.
И хочется верить, чтобы следующей весной повезло,
Встретить на яблоньке скворца наяву, а не во сне.

Майский праздник – «День Победы»

Майский праздник — «День Победы»!
Это память всей страны.
Воевали наши деды,
Чтобы не было войны.

Чтобы мы спокойно жили,
Не пугал снарядов вой,
Мирный труд вовсю ценили,
Был в душе людской покой.

Не рыдали больше вдовы,
Похоронка не пришла.
Чтобы было всего вдоволь,
Мирной жизнь всегда была.

Майский Праздник – наша слава!
Наша гордость! Наша скорбь.
Величайшая держава.
И к Отечеству любовь.

Никогда мы не забудем,
Тех, кто знамя водрузил,
И навечно помнить будем,
Кто Победу нам добыл!

Ты цвети Россия наша!
Крепок твой защитный щит.
Нет тебя на свете краше,
Будет враг всегда разбит!

Майский праздник – «День Победы»
Он приходит раз в году.
Мы храним его заветы,
То намёк назло врагу.

Будто снова на землю выпал снег,
Цветами белыми черёмух и вишен.
И, кажется, снова зима начинает свой бег,
Но майский фокстрот уже громко услышан.

Это майские зацветают сады,
А в них песнями соловьи колдуют.
Невиданной распустились красы,
Белоснежными цветами чаруют.

Источается от цветов дурман,
Запах такой опьяняющий.
Цветущая черёмуха словно туман,
Майский цвет ободряющий.

Такое бывает лишь раз в году.
Цветущий май колдует везде,
Цветенье написано всем на роду,
Белым цветом бежит по судьбе.

Spectacle de printemps
(весеннее зрелище)

Буйство красок на весеннем холсте.
Весна-художница творит за мольбертом.
Цветные мазки кладёт в тишине,
Иль наслаждается птичьим концертом.
От волшебной кисти преображается мир.
От яблонь и вишен он розово белый
Всюду даёт Весна пышный свой пир,
На диво творец она яркий и смелый.
Вот на подходе черёмухи цвет.
Лиловые краски сирень добавляет.
Преображается радостно свет.
Шмель мохнатый нектар собирает.
Прекрасный весенний стоит vernissage.
Развешены всюду чудо — картины.
Ходишь и смотришь на этот passage,
И восхищают творенья вершины.

Ах! Что ты Весна натворила?
Белым цветом замела, закружила,
Одурманила запахом чудным,
Поразила пейзажем этюдным.

Заласкала всего без обмана,
Напускала лихого тумана.
Тёплым ветром легко обняла,
Вдаль с собою гулять позвала.

Я бегу за тобой без оглядки,
Ты играешь со мною лишь в прятки.
Соблазняешь и убегаешь,
Беззаботною пташкой порхаешь.

Ах, Весна! Что со мной вытворяешь?
Прямо в сердце Амуром стреляешь.
Хохоча, игриво резвишься,
Ручейком по овражку струишься.

Расцвела сирень под окном,
Лилово-белого цвета.
Бушует красками кругом,
Предвестница знойного лета.

Облилось всё зеленью вокруг,
Слышим концерт соловьиный
Радостно стало на сердце мой друг,
День нарождается длинный.

Потихоньку прощается май,
Вот уже стрижи прилетели.
Маю прошепчем мы тихо: «Goodbye».
Проходят дни и недели.

* * *
Бушует май, цветёт сирень.
Фиолетовая пена искрится.
И даже замшелый пень,
Пытаясь листвой обрядится,
Глядит моложавым старичком:
«Посмотрите, мол, вот я каков!»
Домик старенький утопает в саду,
Нырнув в листву с цветами.
Меняет Весна всё вокруг на ходу,
Переплетая косы венками.
И радуют новые встречи,
Жаркого лета предтечи.
И вот уже прилетели стрижи,
Вестники раннего лета.
Как же дни стоят хороши,
Земля красиво одета,
И кровь готова вскипеть,
И ввысь голубую лететь.

* * *
За калиткой в саду распускается сирень,
Цепкий плющ наверх упрямо ползёт,
Нежно обвивая, как невесту плетень,
И всё вокруг радуется и цветёт.

Выходи на свиданье, я буду ждать.
На эту красоту вокруг посмотри
Просто время настало летать.
Счастливые дни нас ждут впереди.

Ты в платье белом, как черёмухи цвет,
Лебедем плавно по саду плывёшь.
Нашей любви непогашенный свет,
Радость и счастье с собою несёшь.

* * *
На границе весны и лета
В саду распустилась сирень.
В объятьях лилового света,
На солнце рисуется тень.

Ароматами воздух наполнен.
Птичьи трели повсюду слышны.
Лучик солнца в капле надломлен,
И цветы нектара полны.

Это время короткое очень,
К нам вернётся лишь через год.
Каждый миг сознанья отточен,
Пока всё это время цветёт.

Весенний лес листвой оделся,
И с ветром в танце закружил.
И хором с птицами распелся,
Красой своей заворожил.

Всё молодо, свежо, приятно.
И манит лес к себе гулять.
Подарки дарит безвозвратно,
И предлагает поиграть.

Побегать по лесной полянке,
«Ау!» — на воле покричать.
Резвиться на такой гулянке,
Ну и, конечно, помечтать.

До свидания Весна!

Время своё завершила Весна.
Уходить настала пора.
На год прощай дева-краса,
Всё было как будто вчера.

Кружатся Мая последние дни.
Вслед им помашем рукой.
Весенней зари догорают огни,
Им мы не крикнем: «Постой!»

Лишь тихо прошепчем:
«До свиданья Весна»
Назад с нетерпением ждём
Радостно встретим снова сполна,
На встречу блинов напечём.

Источник

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.

В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

В городах допетровской России Вход Господень в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В XVI–XVII веках в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством.

Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.

В XIX веке празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.

Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском уезде Пензенской губернии), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины.

В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.

В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.

Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.

Благодарим за предоставленный материал Российский этнографический музей.

Источник