Меню

Сплав по реке черная московская область

Сплав по реке черная московская область

Сплав по паводковым рекам

Наступает весна, все ярче и теплее светит солнышко, тает снег и веселые ручейки бегут в реки, наполняя их водой к великой радости всей водоплавающей братии. Каждый водник, а тем более начинающий, с нетерпением ждет момента, когда можно наконец-то выбраться на речку, испытать купленное зимой судно и снаряжение.

Однако надо учесть, что сплав по паводковым рекам имеет свои особенности. В первую очередь это связано с изменяющимся характером препятствий. В период паводка многие естественные препятствия – шиверы, перекаты, маленькие порожки, исчезают под слоем воды, однако при этом появляются новые, более опасные препятствия: завалы, лежащие поперек русла деревья и береговые расчески. При этом стоит отметить, что скорость течения во многих местах значительно повышается, что еще более осложняет сплав по весенним рекам.

Для начала – немного о паводке в Подмосковье, чаще всего это в период с 25 марта по 10 апреля с различными вариациями. Первым начинается паводок на южных окраинах Московской области, в районе Каширы – Серпухова, постепенно смещаясь на север. От чего зависит уровень воды – великая тайна, а предсказание паводков – величайшее шаманство, логика подсказывает, что чем больше снега – тем сильнее паводок, но…..у природы своя логика, отсутствие снега не означает отсутствие паводка, а сугробы «по-пояс» совсем не гарантируют наличие приемлемой воды в реках.

Теперь коротко о препятствиях и небольшая фотоподборка на тему весеннего сплава

Дерево, стоящее, как правило, на берегу, ветки которого опускаются к воде. Как правило, не представляет серьезной опасности, и легко преодолевается, за исключением деревьев с толстыми ветками. Самый простой и надежный способ преодоление – пригнуться как можно ниже, лицо вниз, пробивая расческу каской. Следует обратить внимание на возможные травмы глаз.

Бревна, поваленные поперек русла деревья

Одни из самых неприятных препятствий. В серьезных монографиях о паводковом сплаве существует целая классификация бревен, их разделяют на подводные, обливные, притопленные, верховые и т.д. Наиболее неприятные и опасные – перекрывающие всю реку и лежащие на высоте 10-30смю над водой. Пролезть под таким бревном физически не возможно, перепрыгнуть то же, чаще всего в таких случаях бревно упирается в корпус гребца, после чего следует неминуемый переворот. Иногда демонстрируемый каякерами прием прохождения на перевернутой лодке для байдарок не актуален, да и к тому же не всегда предсказуем – каякер должен быть уверен, что в воде нет веток и сучков упавшего дерева, а глубина позволяет не упереться головой в дно. На одной из речек Валдая видел однажды такое феерическое прохождение, когда заехав под упавшее дерево каякер расклинился в перевернутом положении между деревом и дном….смотрелось смешно, а вот автор трюка чувствовал себя после не очень.

Так же следует избегать попыток перескочить обливное или немного торчащее из воды бревно, инерции лодки может не хватить и Вы будете долго , нудно и не всегда успешно пытаться избавится от такого якоря. В общем, если видите лежащее поперек реки бревно с сомнительным проходом – не поленитесь зачалиться и посмотреть что да как.

Пожалуй, самое опасное препятствие на паводковых реках. Образуются из нескольких бревен, веток, и всякого хлама, очень часто на местах с достаточно сильным течением. Основная опасность завала – практически вся вода в нем уходит в низ, а значит, в случае попадания в завал Вы то же поплывете под бревна, ну и еще в завале практически невозможно на что опереться, все выскальзывает и опять же толкает вниз. Многим водникам памятен трагический случай на р.Городенка, когда в завале погибла девушка из турклуба МГУ. Поэтому при малейшем подозрение на наличие впереди завала – немедленная чалка к берегу и детальная разведка дальнейшего хода. Если при прохождении участка есть шанс уехать в завал – участок безоговорочно обносится.

А теперь небольшой фотосет по весеннему сплаву

Паводок…в обычное время деревья среди реки не растут

Источник



5 водных маршрутов для начинающих под Москвой

Москва-река и Яуза — далеко не единственные артерии столицы, так что водные маршруты Московской области весьма разнообразны. Начинающие туристы-водники могут выбрать для себя как относительно быстрые притоки рек с различными препятствиями, так и спокойные озера и водохранилища. Самые распространенные, конечно, походы выходного дня, но при желании можно организовать и серьезное многодневное путешествие. Итак, пересматриваем прекрасный советский фильм «Верные друзья», собираем вещи — и в путь!

А промокоды в Адидас помогут подобрать подходящую спортивную экипировку по оптимальной цене.

1. Можайск — Старая Руза

Основные реки Подмосковья, пригодные для водного путешествия: Дубна, Клязьма, Москва-река, Нерская и Сестра. Москва-река тянется по столичной области целых 473 км, так что она подойдет для путешествия любой продолжительности. К примеру, маршрут Можайск — Старая Руза проходят на байдарках буквально за пару дней даже новички. Течение здесь умеренное, а пейзажи — очень живописные.

2. По Клязьме

Длина Клязьмы составляет 686 км, на Подмосковье приходится порядка 200. Начинающим можно посоветовать для сплава 20-километровый участок между деревней Старые Омутищи и станцией «Усад».

Планируя поход по Клязьме, нужно учитывать, что здесь находится несколько плотин и других гидротехнических сооружений. Лучше заранее уточнить их месторасположение.

3. По Нерской

По юго-восточной части Московской области протекает река Нерская, отличающаяся медленным и размеренным течением — идеальные условия для новичков. Для сплава по Нерской обычно выбирают участок между Куровским и Ашитково или Куровским и Хотеичами. Но необходимо учесть, что после поселка им. Цурюпы русло сильно петляет, а мест для привала очень мало.

4. Сестра, жди!

Сплав по реке Сестра — тоже неплохое решение для начинающих. Течение здесь спокойное, много удобных мест для причала, а при желании можно дойти до Сенежского водохранилища.

5. По Дубне

Для сплава по впадающей в Волгу Дубне бывалые советуют самые северные ее участки. Особой популярностью пользуется 50-километровый отрезок между платформой «Вербилки» и до слияния реки с Сестрой. Плюс маршрута — очень необычный ландшафт: на одной стороне леса, а на другой — луга и поля. В ходе путешествия можно посетить старинные подмосковные села или просто остановиться для рыбалки и купания.

Вне зависимости от уровня подготовки и продолжительности похода нужно помнить о технике безопасности. Не рисковать, пытаясь показать свое мастерство, и обязательно надевать спасательный жилет. Также необходимо убедиться, что хотя бы у одного человека из компании есть аптечка.

Источник

Сплав по реке черная московская область

Дмитрий Шварц, (499)617-49-02, shvarts@mccme.ru
С удовольствием отвечу на вопросы.

Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать:

— Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные в подмосковье?

При распросах как правило выясняется, что руководителю хочется, чтобы

— Речка была сложная, чтобы дать народу возможность понять, что такое реверс и зачем он нужен.

— Но не очень, устраивать непрерывную тренировку по спасработам не хочется. 2-3 киля на группу — не более.

— Красивая, с хорошими местами для стоянки: на помойку нон-стоп мы за зиму в Москве насмотрелись.

— Простая заброска-выброска: с группой начинающих сборка/разборка судов занимают больше времени, а выходные — короткие.

— Немного завалов. Не хочется превращать первый для многих выход в тяжелую работу, да и Таймень не каяк.

— Большая продолжительность паводка на реке: иногда приятно, когда планы на сезон можно озвучить еще осенью и не ошибиться.

Что можно предложить? Если отталкиваться от карты, нужна лесная речка с площадью водосбора на старте не менее 80-100км 3 , уклоном 1-2м/км и длинной интересного участка как минимум 15км.

Читайте также:  Рыба из реки в крымскую

Наличие каркасных байдарок и дефицит времени подразумевают заброску не более чем электричка + автобус + чуть-чуть пешком, а выброска хорошо бы просто автобус + электричка. Расширяет «контингент» недавно возможность заказать автобус до реки.

Вариантов в подмосковье, в общем, довольно много.

В описаниях речек приводятся логичные с точки зрения группы с каркасными байдарками варианты подъездов и отъездов, длина участка сплава, площадь водосбора реки в начале/конце участка, средний и максимальный уклоны. Последние характеристики необходимо учитывать при выборе маршрута, поскольку площадь водосбора определяет количество воды в реке, а уклон — наличие и сложность фоновых препятствий.

Не претендуя на полноту, надеюсь, что про все наиболее интересное написать удалось.

Упоминаются (с пометкой «для специалистов») и более мелкие или крутопадающие речки, комфортно проходимые, как правило, только на одноместных судах при наличии некоторого опыта.

Вот, что вспоминается.

Классика жанра

Длина сплавного участка (мост А107 — устье Икшанки) 34км.
Средний уклон 1.5м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 60/220км 2 .
Подъезд автобусом от ст. Икша Савеловского направления (12км) + 1км пешком.
Отъезд: 1.5км пешком до ст. Турист.

Самая популярная речка в подмосковье, в чем ее как достоинство (есть шикарное описание Д. Кувалина), так и недостаток (усложнение заброски/выброски и очереди на реке). Другое достоинство — это единственная река в подмосковье, большинство завалов на которой распилены. Есть несколько локальных техногенных порожков, в высокую воду удобных для тренировок.

Большая часть туристов идет от моста у санатория Горки (17км на автобусе от Икши) до Парамоново (7км на автобусе до ст. Турист). В этом случае не приходится обносить пруд в Горках, но для двухдневного похода участок может оказаться маловат.

Начинать с притока Волгуши Каменки нецелесообразно из-за большого количества завалов. Но «специалисты» могут изучить другую Каменку — формально говоря, приток Яхромы, протекающий в 2км от низовий Волгуши (волок через д. Степаново). Речка маленькая (30-40км^2), но исключительно крутопадающая (

Малая Истра.

Длина сплавного участка (мост в д. Юркино — впадение в Истру) 34км.
Средний уклон 1.4м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 125/475км 2 .
Подъезд автобусом от ст. Новоиерусалимская Рижского направления (20км).
Отъезд: 1км пешком до ст. Истра, из которых 800м можно подняться на веслах вверх по Истре.

Кажется чуть попроще Волгуши. Верховья реки посещают редко, предпочитая начинать сплав от моста М9, чем сокращют сплав почти вдвое. Но для двухдневного похода этого может быть маловато. В высокую воду интересны (хотя для начинающих, возможно, и сложноваты) последние 2-3км притока Малой Истры Молодыни.

А вот основной левый приток — Маглушу — рекомендовать для сплава нельзя: в верховьях мало воды, в середине пруд и плотина, низовья изрядно загажены.

При наличии времени можно продолжить сплав по Истре, что, правда, не представляет спортивного интереса.

Длина сплавного участка (ст. Шугарово — мост у с. Городище) 44км.
Средний уклон 1.1м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 100/650км 2 .
Подъезд: 1км пешком от ст. Шугарово Павелецкого направления.
Отъезд автобусом до ст. Белопесоцкая (5км).

Река, пожалуй, с самым длинным интересным сплавным участком в подмосковье. Можно начинать и выше, от Михнево, но этот участок более плотно заселен. Впрочем, и от Шугарово до устья Каширку ходят не все — не успевают уложиться в выходные.

Недостатки реки — мало стоянок, особенно на начальном участке (до моста окружной ж/д) который, кроме того, посложнее низовий; пара прудов перед плотинами, их приходится обносить.

Можно пойти и только на нижний участок (от моста окружной ж/д, 4 электрички в день), но, подозреваю, это будет слишком просто.

При наличии времени можно продолжить поход, переехав на Большую Смедву или Коломенку. Рекомендовать сплав по Оке при нынешней ситуации с ГИМПС не рискну, хотя река очень живописна.

При очень высокой воде специалисты могут изучить низовья притоков Каширки — Бунчихи и Хочемки.

Альтернативы.

Довольно многие водники считали (и продолжают считать), что Волгушей, Каширкой и Малой Истрой список интересных паводковых рек подмосковья исчерпывается. Это совершенно не так и, IMHO, волею судьбы популярность коснулась отнюдь не лучших рек подмосковья.

Известность реки определяется отнюдь не ее качеством. Например, Полисть была надолго и прочно забыта москвичами, но после появления внятного отчета, ее посещаемость, по словам местных жителей, возросла в десятки раз.

Рассмотренные ниже варианты реже посещаются туристами, чем та же Каширка (и в этом их несомненное достоинство), хотя как минимум не хуже классических рек.

Длина сплавного участка (мост у д. Алферьево — мост у д. Кикино) 31км.
Средний уклон 1.2м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 110/260км 2 .
Подъезд: машина от ст. Хотьково Ярославского направления (17км).
Отъезд от д. Кикино автобусом в Дмитров (24км) или Сергиев Посад (27км).

Похожа на Волгушу, значительно красивей и ненаселенней, но без локальных порожков. К началу машрута нельзя подъехать на автобусе, но зафрактовать маршрутку в Хотьково не проблема, а вот большой группой влезть в автобус непросто.

При дефиците времени можно начинать немного ниже — от устья Имбушки, но в этом случае 2-3км придется пройти пешком.

Ниже Кикино начинается подпор плотины, затем водохранилище, скорее всего покрытое льдом, за его плотиной уклон мал, а берега безлесны. Словом, удлинять маршрут таким образом не стоит.

Длина сплавного участка (д. Тютчево — впадение в Протву) 31км.
Средний уклон 1.0м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 175/400км 2 .
Подъезд автобусом от ст. Наро-Фоминск Киевского направления (35км).
Отъезд: 8км спокойного сплава по Протве до Боровска и автобус до ст. Балабаново (13км).

Судя по описаниям и формальным данным, несколько проще Волгуши. Есть несколько локальных порожков. Автобусов из Наро-Фоминска немного, поэтому, возможно, проще заказать машину в Наро-Фоминске или Можайске (32км) или, если позволяют средства, взять такси в Дорохово (19км).

Возможно продолжение сплава по Протве непосредственно до ж/д (Обнинск), «специалисты» могут после Исьмы зайти на низовья маленьких, но крутопадающих (4м/км) Боринки и Истерьмы.

Длина сплавного участка (с. Туменское — с. Андреевское) 22км.
Средний уклон 1.5м/км, максимальный

2.5м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 205/330км 2 .
Подъезд: автобус от ст. Голутвин (г. Коломна) — 19км.
Отъезд: автобус до Коломны (11км).

Наибольший интерес для сплава предствляет короткий (12км), но чрезвычайно живописный участок (разнообразные, в частности лиственничные леса, выходы известняков) от д. Малая Уваровка до выхода из оврага немого ниже Ильинского. Выше и ниже уклон реки невелик. Автобусов из Андреевского немного, поэтому, возможно, проще пройти около 10км по гладкой воде непосредственно до плотины в Коломне, откуда до ж/д станции несколько трамвайных остановок.

Завалов на Коломенке мало, но общая сложность реки довольно высока, для начинающих может быть крутовато, но уж больно там красиво. Если пойдете, погуляйте немного по Коломне. Оно того стоит. Держа

Длина сплавного участка (ст. Погорелое Городище — устье) 30км.
Средний уклон 1.3м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 375/690км 2 .
Подъезд: связка электричек по Рижскому направлению (Москва — Шаховская — Ржев) до ст. Погорелое Городище и 1км пешком.
Отъезд: сплав по Волге до г. Старица (47км, 4-5 часов), автобус до Твери (75км) и электричка в Москву.

Один из самых красивых и, пожалуй, самый колоритный маршрут дальнего подмосковья. Заброска и выброска длинны, но в выходные уложиться легко. Если дизель на Ржев отменен, что бывает нередко, придется добираться от Шаховской на автобусе или нанятой машине.

Основные красоты в низовьях — сосновые леса, известняковые скалы высотой до 10м, не менее живописны и берега Волги, особенно в окрестностях Старицы. Со спортивной точки зрения, несмотря на большой уклон и водность Держи, в пик паводка река очень проста, а вот поближе к майским, когда появляются надводные камни, становится значительно веселее.

Читайте также:  Какие реки бывают в нашем крае

Малый Киржач

Длина сплавного участка (мост у д. Пречистино — мост Р75) 19км.
Средний уклон 1.6м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 150/260км 2 .
Подъезд: автобус от ст. Александров Ярославского направления (27км).
Отъезд: автобус до Александрова (12км).

Из всего бассейна Киржача спортивный интерес представляет только указанный участок. Низовья Малого Киржача и Большой Киржач не сложны в паводок и мелки летом, Киржач ниже слияния истоков — совсем простая река.

Автобус в Александрове согласован с утренней электричкой, но если она опоздает, то ждать не будет. Впрочем, заказать на месте автобус или маршрутку не проблема.

Река неожиданно сложна, особенно в верховьях. Совсем уж неподготовленным группам лучше выбрать что-нибудь попроще. Места живописные и не очень населенные, но хвойные леса к реке не подходят. В самом конце (мост Р75) плотина. Проходима, но очень опасна.

Длина сплавного участка (мост Е95 — впадение в Оку) 39км.
Средний уклон 1.3м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 375/630км 2 .
Подъезд: автобус или машина от ст. Тарусская Тульского направления (28км).
Отъезд: 26км спокойного сплава по Оке до Тарусы и автобус до ст. Серпухов (32км).

Автобусы от Тарусской уходят заполненные, поэтому имеет смысл заказать транспорт заранее или воспользоваться услугами такси.

Специалисты могут стартовать значительно выше: от Тульской ж/д по самой Вашане или по ее притоку Вашанке, но для новичков это слишком сложно и опасно, поэтому рекомендуется начать от моста трассы Москва — Тула. Можно немного выше, от устья Вашанки, но попасть туда сложнее.

Если в верховьях Вашана оправдывает поговорку: «в поле овраг, в овраге кусты, в кустах речка», то ниже моста Е95 можно любоваться классическими приокскими пейзажами. Не зря немного ниже по течению Оки находится дом-музей Поленова.

Ниже моста Вашана — мощная река с довольно большими (говорят, до 0.5м) валами. На этом участке проводят соревнования тульские водники. Вариантов окончания маршрута много, наиболее надежный — дойти по Оке до Тарусы (

3 часа спокойного сплава) и уехать на автобусе в Серпухов.

Большая Смедва

Длина сплавного участка (ст. Топканово — впадение в Оку) 31км.
Средний уклон 1.0м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 260/570км 2 .
Подъезд: несколько сот метров пешком от ст. Топканово Павелецкого направления.
Отъезд: 1.5км пешком до г. Озеры, откуда ходят автобусы и поезда в Коломну (35км).

Красивая речка, демонстрирующая полный набор достоинств притоков Оки (высокие красивые берега, сосновый лес) при невысокой сложности препятствий. Завалов, впрочем, для реки такого размера многовато.

Альтернативный вариант отъезда — автобусом в Каширу от с. Емельяновка в 4км от устья. Уехать из Озер в Каширу в паводок невозможно, понтонный мост через Оку в это время не работает.

Можно начинать сплав на 16км выше, от моста М6, где уклон побольше. Но в верховьях берега безлесны, да и в выходные можно не уложиться.

«Специалисты» могут сплавиться по притоку Большой Смедвы — Любинке. Впрочем, связывать это развлечение с походом на Смедву IMHO не стоит — уж слишком разная сложность рек.

На любителя

Предложенные ниже речки не полностью вписываются в классическую схему — они или маловаты или сложноваты (простоваты) или длинновата заброска. Но любителей приключений (а, надеюсь, таких не мало) это не должно останавливать.

Не перепутайте с протекающей неподалеку Скнижкой. Это тоже замечательная речка, но для людей опытных.

Длина сплавного участка (мост Е95 — впадение в Оку) 22км.
Средний уклон 1.8м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 245/380км 2 .
Подъезд: заказанный транспорт от с. Тарусская Тульского направления (12км) или 7км пешком от той же станции.
Отъезд: 1км вниз по Оке и чуть-чуть пешком до пл. Ока.

Верховья Скниги для начинающих сложноваты, поэтому начать рекомендуется от моста новой тульской трассы. Тут Скнига — большая река с мощными, но несложными препятствиями. Завалов мало, правда в низовьях их плотность повышается. До Оки можно и не доплывать, закончив маршрут немного выше — у последнего а/д или ж/д моста, благо подпор Оки частенько начинается даже немного выше. До пл. 107км около 1км пешком.

Пожалуй, даже для новичков это маршрут не на 2 дня, а на 1-1.5. В низовьях мало стоянок — ниже моста старой тульской трассы они есть только в окрестностях ст. Приокская.

Большая Сестра

Длина сплавного участка (Мост у д. Золево — д. Новое) — 17км.
Средний уклон — 3.0м/км, максимальный

6м/км на первой половине участка.
Площадь водосбора в начале/конце 75/215км 2 .
Подъезд на автобусе/машине/пешком от ст. Чисмена Рижского направления (6км).
Отъезд: автобус до ст. Чисмена (18км).

Всем хороша: заброска с выброской просты и отлажены, места просто на диво красивые и завалов мало. Только вот не будет у новичков времени радоваться жизни. Речка откровенно сложна — скорее всего, точное число килей подсчитать не удастся. С другой стороны, почти безопасна, поэтому подходит для обучения начинающих путем шокотерапии. Выпрейка, к примеру, такого нахальства может и не простить.

Можно начать сплав на 3.5км выше (от устья Селиванихи), что немного усложнит заброску.

Сложный участок тянется до устья Каменки, ниже река лишь немного сложнее Волгуши. Сплав можно прервать в любом месте и вылезти из оврага (правда, очень глубокого) на дорогу.

Оказавшись в этом районе, «специалистам» грешно не зайти на самую крутопадающую (из тех, по которым возможен стабильный сплав) речку подмосковья — Каменку, которая на последних 10км (от д. Амельфино) падает больше чем на 60м.

Малая Сестра

Длина сплавного участка (д. Кузьминское — устье) 14км.
Средний уклон 1.0м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 200/330км 2 .
Подъезд: машина от ст. Чисмена Рижского направления (30км).
Отъезд автобусом до Волоколамска (33км).

Маршрут для любителей приключений на свою задницу, поскольку река протекает по границе Завидовского заповедника. Зато ожидаются коренные леса, которых в МО осталось очень мало. Речка проще большинства описанных выше, но красота мест поможет искупить эти недостатки.

Естественное место старта у моста в Кузьминском, можно попробовать начать и выше по реке. Заброска не требует организации, поскольку в Теряево в сезон полно транспорта, завозящего водников на Б. Сестру.

Удобно переехать на Малую Сестру, пройдя Большую. В этом случае рекомендуется осмотреть Иосифо-Волоколамский монастырь в Теряево.

Длина сплавного участка (Мост М9 — устье Гряды) 13км.
Средний уклон 2.7м/км, максимальный

4м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 36/80км 2 .
Подъезд: 2км пешком от ст. Лесодолгоруково Рижского направления.
Отъезд: 3км сплава по Гряде и автобус до ст. Новопетровская (12км).

Еще более красива и ненаселенна, чем соседняя Большая Сестра, но уклон немного меньше и, соответственно, речка проще. Но для байдарок она все же маловата и идти на Разварню можно только при уверенности, что пик паводка не пропущен. А вот для каяков — идеальная тренировочная речка.

Начинать от моста ж/д можно только при экстремально удачных обстоятельствах. Продолжение сплава по Гряде и Озерне спортивного интереса не представляет.

В 2003 году в среднем течении появилась 2км вырубка, обрезки с которой скинуты непосредственно в реку. Думается, еще несколько лет -пока все не размоет — на этом участке будет много обносов.

Сестра (Екатерининский канал)

Длина сплавного участка (мост у д. Сергеевка — пл. Стреглово) 19км.
Средний уклон 1.2м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 130/300км 2 .
Подъезд автобусом от ст. Подсолнечная (г. Солнечногорск) Ленинградского направления (8км).
Отъезд: несколько сот метров пешком до пл. Стреглово.

Читайте также:  Звуки нормы по реке

Пожалуй, это самый удобный по заброске/выброске маршрут. Сестра вытекает из Сенежского озера, но, судя по карте, начинать сплав лучше немного ниже, от первого а/д моста. Протекает в очень живописных местах, но поскольку русло во многих местах спрямлено, может быть простовата. Ниже Стреглово уклон мал, впереди плотины и город Клин.

В отличие от остальных упомянутых рек, о прохождении Сестры в последние годы я ничего не слышал, хотя в литературе описания реки есть. На сплавном участке 2-3 плотины, по крайней мере одна из которых (под мостом в Давыдково) непроходима.

Длина сплавного участка (мост у д. Шадрино — начало Яхромского вдхр.) 13км.
Средний уклон

1.5м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 90/180км 2 .
Подъезд: машина от ст. Морозки Савеловского направления (16км). 14 из них можно проехать на автобусе. Отъезд: 1-1.5км пешком и автобус до ст. Яхрома (3-4км).

Похожа на текущую навстречу Волгушу. Красиво очень. Но на речку не ходят, поэтому не чистят, а завалов много. В общем, идея странная, но по очень высокой воде можно попробовать.

Длина сплавного участка (д. Егорье — впадение в Протву) 21км.
Средний уклон 1.2м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 185/245км 2 .
Подъезд: автобус или машина от Можайска через Верею (42км).
Отъезд: 25км спокойного сплава по протве до Боровска и автобус до ст. Балабаново (13км).

Честно говоря, далековато. Но при спортивном настрое группы, почему бы не попробовать. Места туристами не захоженные, да и цивилизация туда почти не добралась — граница областей, как-никак. А речка по сплавным характеристикам неплохая.

Длина сплавного участка (Пос. Первомайский — впадение в Оку) 43км.
Средний уклон 1.0м/км.
Площадь водосбора в начале/конце 350/1000км 2 .
Подъезд: автобус или машина от ст. Ясногорск Тульского направления (34км).
Отъезд: 5км вниз по Оке до моста М4, где останавливаются автобусы Кашира — Москва.

Автобусов на Первомайский ходит мало, лучше заранее заказать машину в Ясногорском АТП или рассчитывать на такси.

Для начинающих река доступна от слияния всех истоков (или, с точки зрения заброски, от пос. Первомайский) до устья. Причем проходим этот участок при не слишком жарком лете весь год. Река большая, обносов почти никаких, в конце приятный участок с плотинкой, а вот в остальное время может быть и скучновато.

Верховья Москва-реки

Длина сплавного участка (д. Пышково — мост Р90) 25км.
Средний уклон 1м/км, максимальный до 1.5м/км перед мостом Р90.
Площадь водосбора в начале/конце 205/330км 2 .
Подъезд: автобус от ст. Гагарин (

40км).
Отъезд: автобус до ст. Уваровка (19км).

Старые описания рекомендуют сплав с верховьев, вплоть до моста ж/д или Дурыкино, куда ходят автобусы из Волоколамска. С моей точки зрения, здесь река слишком маловодна для байдарок, водохранилища в Максимовке и Пышково требуют обноса, и успеть пройти реку за выходные непросто. Надежнее начать от Пышково, несмотря на более сложную заброску.

Река течет по красивым смешанным лесам, часты рыбацкие заколы, русло довольно широкое, так что ожидать здесь особо сложного сплава не следует.

Идти ниже моста дороги Шаховская — Уваровка можно, но при этом усложняется выброска, самое красивое уже позади, а уклон ниже устья Иночи мал.

Москва-река ниже Можайского водохранилища очень красива, хотя и проста, но связывать верховья и среднее течение Москвы в один поход нецелесообразно.

Многочисленные притоки Москвы либо слишком просты, либо слишком загажены. Пожалуй, интерес представляет только Сетунь (та, что у Звенигорода), но и она маловата для каркасных лодок.

А как же речка.

Теперь о том, кто и почему в список рекомендованных рек не попал. Здесь речь только о тех реках, что на слуху — все не перечислишь, да и незачем.

Первая группа — большие реки, сплав по которым возможен и летом. Тут для создания достаточного числа приключений нет или почти нет бревен в русле и маловат уклон.

Сестра (обе), Дубна, Кубрь, Шоша, Лама, Воря, Шерна, Киржач, Руза, Москва, Истра, Уча, Клязьма, Ока, Нерская, Поля, Протва, Нара, Пахра, Десна, Осетр, Бужа, Пра.

Вторая — речки, по которым плавают именно в паводок, но небольшой уклон не позволит отработать полезные навыки, как то движение на отрицательной скорости или ликвидация последствий киля.

Большая Ушма, Большой Киржач, Воря (верховья), Иночь, Искона, Истья, Лопасня, Лутосня, Молокча, Нудоль, Озерна, Пажа, Пичкура, Протва (верховья), Серая, Талица, Торгоша, Цна.

Третья — речки, текущие преимущественно по полям и населенке. Мне по таким ходить неприятно, тем более что красивых мест в подмосковье вполне достаточно.

Вяземка, Маглуша, Моча, Пехорка, Рожайка, Северка, Сторожка, Яуза, Яхрома (низовья).

Четвертая — речки, доступные только для опытных участников и/или каяков по причине маловодности и/или большой технической сложности. Большая часть упомянута в описаниях маршрутов, как дополнительные возможности для сильной части группы. В эту группу попадает большинство притоков Оки, а также

Городенка, Дубна (верховья), Сетунь, Кременка, Незнайка, Сукуша, Черная.

Источники.

Большинство рекомендованных рек были пройдены моими друзьями и знакомыми. Почти по каждой что-нибудь (иногда, правда, очень мало) можно найти в интернете, используя поисковый сервер. Наконец, какую-то информацию удалось почерпнуть из старых книг по туризму.

В заключение хочу поблагодарить всех тех, с кем я ходил в походы, тех, кто делился информацией лично или через интернет, отдельно А. Северина, дискуссия с которым стала катализатором к написанию этой статьи и А. Шварц, взявшую на себя роль редактора.

И совсем напоследок вылью маленький стаканчик холодной воды на горячие головы загоревшихся названием «для новичков». Текст писался для руководителей, уже имеющих опыт подобных развлечений и рассказавших группе о необходимом снаряжении и навыках.

Источник

Сплав по Московской области р.Нерская

Привет. Я как обычный смертный, работающий 5\2 с 8 до 5 вечера «устаю» от городской среды. Так вышло, что для меня спартанские условия проживания (на голой земле без удобств), вполне приемлемы. В связи с этим начал ходить в походы еще в 2009 году и с 2015 года в одиночные в т.ч. и сплавы.
В очередной отпуск принял решение сплавится по реке Нерская, что в Воскресенском р-не Моск.обл. По Нерской я ходил уже три раза, в этом году в конце апреля (фото ниже)

Сплав 24.04.18 5.14 утра.

Капитанское судно в апрельском сплаве.

Так же сплавлялся в 2015 году в начале апреля (еще снег лежал) и в 2017 в конце июня (было очень жарко).
В этот раз я решил сплавиться в начале июня.
Электричка Москва — Куровская, экспресс 285р. (справа на фото надувная байдарка в чехле). 1ч. 40 мин. в пути, удобные кресла, чистый салон, блэкджек и шлюхи и бесплатный wifi.

Погода была так себе (05-06 июня). Шел мелкий дождь, но меня это не особо огорчало, в какой-то степени я был готов (большой дождевик и штаны с водоотталкиванием).
Приехав на станцию, я взял такси за 150 р. и меня довольно быстро подкинули до озера «Земснаряд». Можно было бы и пешком, да только неудобно туда идти, либо вариант от пл. Анциферово(перед Куровской) вдоль жд путей до реки.

Погода конечно крайне пасмурная, солнце почти не видно, но разве это повод повернуть назад?

Заранее извиняюсь за качество некоторых фото ниже, т.к. это стоп-кадры из видео на камеру.
Надуваем и комплектуем байдарку.

Выход в озеро, дождь во всю идет. Но разве это остановит?

Источник