Меню

Сплав по реке чусовая в мае

Весенние сплавы по Чусовой. часть 1

Анатолий Емельяшин Из сборника «Школьный туризм»:Весенние сплавы по Чусовой. Часть 1

Фото из летнего сплава по реке Сылва

Почему в весенних сплавах мы предпочитали реку Чусовую? Ответ простой — безопасность. Это доминировало в походах и с взрослыми группами и с детскими. Как правило, для большинства участников майский сплав был первым водным походом, опыт прохождения сложных рек приобретался в последующих.
Сплав в половодье, по определению, опаснее сплава в межень. На всех реках. Но регулируемые реки имеют особенность: расположенные на них водохранилища заполняются именно вешними водами. Это сглаживает весенний паводок, предотвращает разливы.
Именно такова Чусовая. Бывают, конечно, и буйные половодья, особенно после снежных зим. Водохранилища быстро заполняются, затем излишки воды сбрасываются. Но это бывает крайне редко; за четверть века сплавов по Чусовой я наблюдал массовый сброс воды всего два-три раза.

Впервые весенний сплав по Чусовой мы осуществили на плоту в далёком 66-м. С тех пор я почти ежегодно майские праздники проводил на этой реке.
Исключением были сплавы по Серге, Режу, Сакмаре, Койве, когда на первый план ставилось желание освоить незнакомые реки, проложить новые маршруты.
К счастью это увлечение прошло после сплава по Койве, где плыли вместе со льдом и было несколько аварийных ситуаций. Поняли, что новую реку, тем более в половодье, надо осваивать хорошо подготовленной командой, с новичками туда соваться не следует.
К весенним же сплавам в группы приходило много новичков. Для них он был первым и учебным, а посему, и проходить должен был на знакомой и наиболее безопасной реке. А с началом нашей работы со школьными группами это правило стало обязательным.

Первый весенний сплав со школьниками я провёл на Чусовой в 81-м году. К тому времени я побывал здесь около десятка раз и знал если не каждый камушек, то уж каждый поворот реки, каждый перекат, каждый впадающий ручей.
Знание впадающих притоков на Чусовой крайне важно – речная вода не годится для приготовления пищи. Впрочем, вода загрязнена и во многих других реках промышленных регионов.

С 82-го года весенний сплав школьных групп стал традиционным. На байдарках, катамаранах и ПСНах. Сплав начинали от станции Бойцы, заканчивали в Староуткинске или Чусовском, а нередко и раньше. До Кына проходили всего пару раз, когда река была действительно полноводной и не вмешивалась погода.
Исключая первый, все майские сплавы школьников проводились с установкой биваков «по-зимнему» — с шатром и печью. Потом шатры заменили двускатными, сшитыми по собственным чертежам, палатками, но печь была обязательно.

На катамаранах, май 1983г.
Высаживаемся из электрички на ст. Бойцы. Надо пройти километр вдоль железки и там, на террасе разбивать стоянку. За неделю до этого мы уже наведывались сюда, заготовили дрова, стойки для палаток и прочее, необходимое для обустройства бивака.
Приходим. Пора готовить бивак, вязать катамараны, но мы не торопимся, – поход может и не состояться. Возможно, через пару часов с последней электричкой придётся возвращаться в Свердловск. У нас ЧП. При посадке потеряли двух участников похода.

Хватились пропавших, когда разместились в вагоне. Пробежали по всему составу – потерю не обнаружили. Людмила вышла в Палкино, чтобы ехать назад, искать их на вокзале.
Парни, пятиклашки из 21-й школы, вроде бы уже не новички: всю зиму ездили с нами на электричках в лыжные ПВД, наши порядки знают. Но где и как они могли отстать? Такое испытание на нас свалилось впервые.
Однако надо заботиться и об остальных. Притаскиваем дрова и жерди, ставим палатки. Ребята готовы вязать рамы, теоретически знают, как это делается, но ждут моих указаний. А у меня душа не на месте: что могло случиться?
Проходит электричка из Свердловска. Через некоторое время видим идущую по насыпи группу. Наши ли? Ура! Наши!
Людмила обнаружила ребят на нашем обычном месте сбора у пригородных касс. Хорошо, что сообразили не бегать по вокзалу, поняли, что их будут искать. Оказывается, перепутали номера путей и выскочили из туннеля на другую платформу, где тоже шла посадка.

Утром вяжем катамараны. Камеры у нас большие: пять метров в длину и более полуметра в диаметре. Впрочем, диаметр можно и увеличивать: камеры изготовлены из прорезиненного синтетического трикотажа, могут раздуваться. Надо бы сшить на них оболочки, ограничивающие диаметр, но руки пока не доходят.
На таких камерах заводские туристы ходят без оболочек уже много лет. Правда в походах высших категорий я эти камеры ещё не применял, предпочитаю байдарки и ПСН. Но в надёжности катамаранов сомнений нет.

Первые 15 километров до впадения справа Большого Шишима обучаем манёврам, работе веслами на носу и корме.
Обычно новички считают, что поворот должен осуществляться за счёт усиления мощи гребков по правому или левому борту в зависимости от того куда надо повернуть. Но это ошибочное мнение, так судном не управляют.
Обучаю кормовых и носовых гребцов вращать судно вокруг вертикальной оси за счёт подтяжек и отталкиваний, отклонять его на любой угол, поворачивать в потоке на 90, 180 и даже вращаться на 360 градусов.
Со стороны это может показаться странным: вода несёт катамараны вниз, а они крутятся вправо и влево вокруг своей оси. Но это обучение необходимо. Ребята сразу должны понять и почувствовать, что при любом маневре нужно вначале развернуться, а потом включать скорость. Маневр нельзя размазывать, особенно при уходе от препятствия.

Чтобы всё это было понято, пришлось попрыгать по катамарану, показать работу веслом на каждом месте. Азы ребята усвоили быстро. Надеюсь, навечно. Кто им в дальнейшем всё это покажет?
Сколько я встречал водников, не знающих основ управления судном в потоке? Очень, очень много. И вовсе даже не новичков.

Возле устья Шишима, под скальным обрывом причаливаем на обед. Эта площадка – моё излюбленное место: можно переправиться и сбегать в магазин, и в то же время мысок отрезан от посёлка Чусовой и Шишимом. Исключаются непрошеные посетители, проще – местная ребятня.

Уже хотели отчаливать, когда из устья Б. Шишима попёрли ледяные поля – приток вскрылся, начался ледоход.
Такое пропустить невозможно! Плыть по реке вместе с кусками льда, среди ледяных полей, – когда ещё может так повезти? Обломки льда, сшибаясь и образуя крошево у берегов, растянулись по реке на много километров.
Почти час наши катамараны лавировали между льдин, рискуя быть зажатыми между льдинами или притиснутыми ими к берегу.
Некоторые участники даже пытались высадиться на льдины и испробовать прочность льда, что граничило уже с безрассудством. Пришлось прикрикнуть на них и выводить флотилию к правому берегу, где скопление льда увлекалось течением к противоположному. «От греха подальше!»
Здесь я зачалил, принудив причалить остальные суда. Причалил ещё и по другой причине: один из катамаранов терял плавучесть, гондолы травили воздух. Экипаж запаниковал и просил прекратить сплав, предполагая прокол.
Подозрение на проколы не подтвердились: просто камеры были новые, непроверенные, – ткань оказалась некачественной и страшно «фитилила». Камеры уже поддувались на ходу в первую половину дня, а потом увлеклись маневрами и забыли в очередной раз подкачать их.
Чтобы успокоить запаниковавший экипаж пришлось пересесть к ним, причем, вместе с четырёхлетним сыном Митькой. «Худой» катамаран предрешил исход похода – вместо Утки закончили его в Нижнем Селе.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/09/1644

© Copyright: Анатолий Емельяшин, 2019
Свидетельство о публикации №219030701929 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Анатолий Емельяшин Теорию поворотов не понял. Хорошо бы показать практически.
Спасибо, Анатолий Дмитриевич, за рассказ!

Юрий Игнатюгин 07.03.2019 22:24 Заявить о нарушении Юра! Да это же элементарно. Гребок выполняется не вдоль гондол, а поперёк. Носовики делают гребок одновременно в одну сторону перед носом ката, кормовики — то же самое за кормой. Одного гребка в четыре весла хватает для поворота 4-6 местного ката на угол в 30-45 градусов. А за два гребка кат встаёт поперёк реки.
Да то же самое делается и на байдарках при развороте — носовик начинает гребок сбоку и ведёт его против движения по дуге к носу, кормовик с противоположной стороны делает прямой гребок под корму. Или с той же стороны — от кормы — в сторону. А всякие рули на гребных судах только мешают маневру. Я на своих байдах их сразу снимал вместе с румпелем.

Источник

Майский сплав по реке Чусовой: от Усть-Утки до Верхней Ослянки

Второй год веснам ставит палки в колеса. В этом году, куда бы мы ни собирались – везде все стояло. Весь хребет Среднего Урала был еще во льду, не смотря на такую стремительную весну. В итоге вынуждены мы были поехать на Чусовую. Но оно того стоило! Давно хотели там побывать, пройти по маршруту от Усть-Утки до Верхней Ослянки. Вот и сбылась, хоть и весной, но летняя маленькая мечта.

Читайте также:  Лодка пвх река 340 vip

Майский сплав по реке ЧусовойДень первый

Выехали мы как всегда в 7 утра 1 праздничного мая. Собрались в клубе в 6:30, погрузили вещи в наш удобный автобус Спринтер с прицепом и поехали.

Майский сплав по реке Чусовой

По дороге до Усть-Утки остановились около стелы Европа-Азия. Наш гость из Смоленска, который впервые приехал специально к нам посмотреть Урал – Альберт, был просто в восторге! Сделали несколько фоток и поехали дальше.

Майский сплав по реке Чусовой

За нами ехал УАЗик, там ехал Саня, старый знакомый, мега-туристище, у него брезентовая палатка, резиновая лодка и он может сплавляться неделями ))). Он вместе с нами шел маршрут, а после сплавлялся до Чусового.

Добрались до места почти за два часа. На пристани в Усть-Утке уже стояли группы, в том числе и группа из Лесного под руководством Петкевич Андрея. Разгрузили автобус, отпустили, стали собирать плав-средства. У нас получилось: 2 катамарана, две надувных лодки и байдарка.

Майский сплав по реке Чусовой

Народ все прибывал и прибывал. Идея приготовить обед на газовых горелках не увенчалась успехом, поэтому решили съесть праздничный пирог и по-быстрому стартануть. Погрузились, отчалили. Время полпервого.

Майский сплав по реке Чусовой

Воды немного, не многим больше июньского уровня реки, течение слабое, приходится лопатить веслами. Через три километра напротив камня Желтого встали на обед, по-быстрому приготовили супчик, сняли первого клеща. Солнечно, хорошо.

На ночевку встали в 6-м часу вечера в километре от Кашки на правом берегу, там хорошая стоянка с навесом. За день прошли 10 км. На ужин перепутали мясо и готовили гречку по-купечески со свининой и грибами. Вечером были песни у костра под гитару, немного так, часов до трех ночи ))).

День второй

Ночь была прохладная, но утром светило солнце. На реке тишина, красота. Позавтракали макаронами с мясом, соусом и прочими бонусами. Спасибо Евгению за новое блюдо кашамароны с мясом ))))).

Майский сплав по реке Чусовой

Сборы, погрузка, отчаливаем в полдесятого. Под Омутным встречаем группу Петкевича. Они уже почти собраны, части из них пошли на Омутной, часть уже отошла. Причаливаем, здороваемся, совместное фото и дальше. Догоняем ребят из Лесного, общаемся.

Сегодня большой и длинный переход, маршрут в 95 км по такой вялой текучке дается не легко. Через пару километров пристаем, делаем перераспределение сил на катамаранах – теперь получается идти быстрее.

За Ёквой у Тимошенки встаем на обед. Куринный супчик с плавленым сыром заходит на ура. На небе солнышко, тепло, загораем, набираем чистую воду.

Майский сплав по реке Чусовой

Камни Собачьи, Столбы, Писанный, Самаринский, Пермяков, Осиновый. Большинство группы встает за Осиновым, на большой поляне. Мы проходим дальше, начинает смеркаться и холодать, на небе появляются тучки. В семь вечера встаем на левом берегу напротив скалы Журавлик на ночевку. Хорошая поляна, песочек на причале. За день пройдено 34 км, на воде около 8 часов.

На ужин рис с овощами и мясом, салат. Наши повара Денис с Максимом – удивляют нас все больше и больше!! Песни у костра, общение – спать уже затемно, ближе к полуночи.

День третий

Утром разбудил всех дождь. Благо, с вечера убранные под полиэтилен вещи не заставляют выскакивать из палатки и скакать по поляне в ужасе. Часов в семь дождь поутих, надо вставать. Маршрут сам себя не пройдет, а на дневку охота! За два дня мы прошли меньше половины, еще 3 дня впереди. Подъем, сборы, яичница с колбасой и макаронами. Дождь то идет, то утихает, пасмурно, прохладно. Лена рассказывает как за ней ночью приходил лось ))))). Верится мало, но вся поляна в следах его присутствия. Тема для обсуждения на весь день имеется )).

В 11-м часу встаем на воду. Сегодня у нас снова перераспределение сил. Опытный Альберт поставил греблю на одном катамаране и пересел на другой. Теперь флотилия идет ровно, надо только грести! Камень Сплавщик, Дужной, Кобыльи ребра, Усть-Серебрянка. Приток Серебрянка, по которой мы хотели идти в устье была чистая, льда не шло, но и воды практически не было. В Усть-Серебрянке турбаза, причаленные катамараны и моторки. Все утро дождь то идет, то нет.

Майский сплав по реке Чусовой

В два дня встаем на обед, тестируем новинки от Кронидова. Обед занимает всего полчаса, удобно в плотном графике поесть горячего. Камни Желтый, Темняш, Кирпичный, Коробейный, Печка.

У скалы Печка останавливаемся на правом берегу, там турбаза и огромными буквами вывеска: «Магазин». Ребята из Лесного уже остановились там, сходили на разведку. Мы тоже пошли по изучать территорию. Магазин оказался деревянным киоском с ценами мягко говоря космическими, бутылка 1,5л. пива стоит 300р, сникерс 100р, минералка 100р. Почесали мы голову и пошли дальше, за двумя поворотами будет Кын, там по любому есть магазин.

Камень Великан, красивый и большой, а вот и Кын. На левом берегу старая демидовская пристань. Если не знать, и не приметишь )). За ней причал. Идем в магазин. Удивил. Ценами, ассортиментом, доступностью, временем работы. Мороженное, сок, хлеб, мясо. Группы причаливают, отчаливают. Очень много народу ушло вперед, до Ослянки 20 км, времени 6 вечера, стоянок ниже мало. Спешно отчаливаем, садимся на весла.

Камень Стеновой, все стоянки заняты. Камень Мултык, все стоянки заняты. Камень Остряк, все стоянки заняты. Медный Лог, дер Зимняк, Бабёнский плес – все стоянки заняты. Дождь, темнеет, времени десятый час, деревня Заречная, стоянок нет, берега – болото. За деревней крутой левый берег, занято, катамараны, костер. Чуть дальше причаливаем в кусты, идем на разведку, ровное сухое место есть – видимо просека раньше была, или просто тропинка вдоль реки, спрашиваем у соседей по обстановке со стоянками ниже по течению – говорят, что ушло ниже очень много народу, и что здесь еще хорошо! Решено – жить будем здесь. Катамараны разгружаем уже при фонарях. Времени около десяти. За день пройдено 43 км, на воде почти 7 часов. Ужин, дождь, тент, вещи, дрова, песни, спать….

День четвертый

Ура! Дневка! До финиша осталось 4 километра, пришло время отдыхать. Ночью шел дождь, утро все тоже то да то нет. Соседи наши потихоньку сворачиваются и отходят, оставили нам гору полиэтилена, немного дров и сломанный складной стул.

Заготавливаем дрова, готовим шикарнейшую горошницу, со сборной мясной солянкой и копченостями, ммм…. пальчики откусишь. Страйкбольные пострелушки, разведка местности, поиски чистых притоков. Места для футбола нет, а жаль, мячик-то был. Баня, это целый процесс… Обычно люди топят баню только 4-5 часов. А мы только паримся в бане 4-5 часов, при том, что жар все время одинаковый, люди визжат ))). От момента установки бани и до выхода на пиковую температуру уходит 15-20 минут, потом только поддерживай. Спасибо Новосибирску и второму тенту, теперь в бане есть отдельный удобный закуток помыться! На ужин плов, песни у костра, отбой.

День пятый

Как бы не хотелось, но пора собираться домой. Встаем в восемь, лениво собираемся, готовим завтрак, загружаемся. В десять мы на воде, в два уже прибудет транспорт. Саня остался досыпать, но обещал догнать нас чтобы попрощаться. За время дневки вода прибыла сантиметров на сорок, появилось более-менее течение. Не гребем, 4 километра проходим чуть ли не за полчаса. Вот за Кровяным берегом показываются первые домики. Одна группа разгружается, спрашиваем у них есть ли где лучше встать ниже по течению, они говорят – лучше вставайте здесь. Чалимся у самого первого домика на крутом каменном берегу.

Майский сплав по реке Чусовой

Разгружаемся, разбираемся, моемся, сушимся, солнце, жара, наконец-то пригодились шорты. Альберт и Евгений просят покататься байдарку. Наконец-то течение стало такое, что против него уже очень тяжело подниматься в полную силу.

Майский сплав по реке Чусовой

Начинаем готовить традиционный уже по выходу – борщ. Прибегает дедок местный орет на нас, мол не вздумайте тут костер разводить, мол вся Россия горит, а мы туту покушать… Берем лопату уходим под каменистый берег, подальше от строений и ветра, окапываемся, готовим кушать.

Звоним водителю, недоступен, значит выехал, смс – чуть позже отвечает, ругается на дорогу, в итоге опаздывает на полтора часа при том, что выехал за нами раньше. Сидим, загораем, наблюдаем, как местные на моторках, как хищные щуки охотятся из засады на рыбу, так и они выплывают вперед, выше по течению и ловят бревна, притаскивают их на берег, потом разберут на дрова. Как потом выяснилось, раз в три года размывает плотину на каком-то притоке и вниз по течению идут красивые, ровные аккуратные бревна. Так выглядит лесосплав в чистом виде))

Майский сплав по реке Чусовой

Фанта в местном магазине – просто шикарна! В четвертом часу грузимся, отбываем. Дорога на самом деле полное Г! 80 км едем 2,5 часа. В итоге у клуба около восьми только, разгружаемся и по домам. Все живы, здоровы, устали, отдохнули. На следующий день у всех ломка, душевная и физическая. Дома спалось тяжело, на мягком и жарко было, хочется обратно!

Читайте также:  Река россии с истоком в горах

Итоги

Маршрут пройден, почти все планы выполнены. Однако стоит отметить, что река конечно интересная и красивая, но закладывать на этот маршрут надо гораздо больше времени, примерно неделю, чтобы, не торопясь полазить по скалам, на которые мы ни на один не поднялись, ну и течения почти нет, надо грести. Хочется, в общем вернуться сюда, еще раз прочувствовать красоту Чусовой, но уже летом, и возможно с детьми.

Источник



Весенний сплав по Койве-Чусовой на 4 дня

Место проведения: Средний Урал, Горнозаводский район, Пермский край.
Протяженность: автобус — 370 км. сплав: ст.Бисер- д.Усть-Койва — г.Чусовой 125 км

Не смотря на то, что мы все любим зиму, за ее белоснежные просторы, веселые катания с горок и строительство ледовых крепостей, все-таки каждый ждет ее окончания. Ведь, когда сходят снега, и мир вновь пробуждается ото сна, нас ждут новые приключения. Все становится совсем другим с наступлением весны, оживает и преображается, наконец-то можно отправиться на природу, погреться на весеннем солнышке, вдохнуть свежий теплый воздух. А это значит, что самое время собирать свой любимый походный рюкзак, выбирать маршрут и отправляться в путь.

Очень интересным будет отправиться весной на сплав, когда реки наполняются растаявшими снегами и становятся более полноводными и менее предсказуемыми. Река Койва, известная своими быстрым течением, по весне становится очень активной и бурной. Наней есть шивера, пороги, которые ежегодно манят туристов, желающий испытать свои силы и смелость. В начале своего пути Койва — горная река, с быстрым течением, в середине становится более спокойной и размеренной. Но перед впадением в Чусовую, она снова показывает свой характер, провожая туристов новыми порогами, следующими один за другим.

А вот река Чусовая встречает своих гостей спокойными и размеренными водами. Это одна из самых красивых рек Пермского края с богатой природой и историей. Здесь постоянно встречаются живописные скалы и другие памятники природы.

Поэтому, если Вы хотите не только испытать себя на прочность, но и полюбоваться красотой пробуждающейся природы, то этот маршрут придется Вам по душе.

Достопримечательности и памятники Уральской природы, встречающиеся на этом маршруте:
1. Федотовский порог
2. Большой Шайтан
3. Водопад Кусьинский
3. Богатский камень.
4. Камень Малый Шайтан. Геологический памятник природы со скальной флорой.
5. Камень Стрельный. Скалы, одна из которых имеет форму зубца.
6. Камень Арочный.
7. Камень Филин (скала из известняка с тремя небольшими пещерами и скалодромом),
8. Красный камень (смотровая площадка на долину реки Чусовая, с которой можно сделать красивейшие фотографии).
9. Камень Дыроватый и Пещера Чудесница (вторая по величине пещера долины реки Чусовой).
10. Малые Глухие и Большие Глухие Камни (скалы высотой 50 метров).
11. Стоянка древнего человека. Пещера, возвышающаяся на несколько метров в одной из скал.
12. Карстовая воронка с Голубым озером (глубина достигает 56 метров).
13. Камень Гребешок

ГРАФИК ТУРА:
1 день
17:00 Отправляемся на маршрут из Перми.
21:00 Прибываем в поселок Старый Бисер. Здесь мы разбиваем лагерь, готовим ужин, ночуем в палатках.

2 день
08:00 Подъем
08:30-9:30 Завтрак
9:30-11:00 Сбор лагеря, погрузка на катамараны.
11:00-19:00 Сплав по Койве. В течении дня обед. Проходим Федотовский порог 1 к.с.
19:00 Разбиваем лагерь у камня Большой Шайтан. Готовим ужин. Сон в палатках.

3 день
08:00 Подъем
08:30-9:30 Завтрак
9:30-11:00 Сбор лагеря, погрузка на катамараны.
11:00-18:00 Сплав по Койве до слияния с рекой Чусовая. В течении дня обед. Экскурсии по программе. Лагерь разбиваем у камня «Красный».
С 18:00 Разбивка лагеря, готовка ужина, походная баня.

4 день
08:00 Подъем
08:30-9:30 Завтрак
9:30-11:00 Сбор лагеря, погрузка на катамараны.
11:00-16:00 Сплавляемся до города Чусовой. Экскурсии по программе.
16:00-17:00 Погрузка снаряжения, обед.
17:00 Отправление группы в Пермь
20:00 Ориентировочное время прибытия группы в г.Пермь

Источник

Сплав по р. Чусовая — описание, маршруты, заброска

Лес проснулся ото сна,
Стаял лед на Чусовой,
Всякой птице, чуть весна,
Хочется домой…

Река Чусовая — река на Урале и одноименный природный парк в Свердловской области на территории Пригородного и Шалинского районов и поселка Староуткинск. Парк расположен в среднем течении реки Чусовая. Открыт с 17 июня 2004 года постановлением Правительства Свердловской области. Администрация парка находится в городе Нижний Тагил. Туристические базы расположены в поселке Староуткинск и деревнях Усть-Утка (турбаза «Кедр») и Баронская Пригородного района. Положение об особо охраняемой природной территории областного значения Природный парк «Река Чусовая» утверждено Постановлением Правительства Свердловской области от 17 июня 2004 г. № 519-ПП.

Чусовая — удивительная река, настоящая Уральская красавица, берет исток по одну сторону Уральского хребта, в Азии, и далее, прорезав Уральские горы, она уходит в Европу. Еще знаменитый казачий атаман Ермак использовал Чусовую для походов и освоения Сибири. Позже, Чусовая стала главной дорогой для вывоза металла в Европейскую Россию с Урала.

Маршрутов и вариантов сплава по Чусовой огромное множество. От Староуткинска, от Коуровки, от Чусовое, от Усть-Утки. Кто то по большой воде, стартует с рек Шишим или Сулем и продолжает сплав уже по Чусовой.

Выбор сезона для сплава по Чусовой

Выбор сезона для сплава — это либо весна, на майские праздники с большой и довольно быстрой водой (в среднем к собственной скорости прибавляйте 4-6 км/час), либо лето, с возможностью позагорать на воде и купаться прямо с катамаранов. Летом река существенно мелеет и там где в большую воду вы пройдете участок реки за пару часов, лишь удерживая веслами катамаран на стержне течения, то например в июле, на этот же участок вам понадобится целый ходовой день, да еще и веслами поработать придется.

На всем протяжении Чусовой вам будут встречаться оборудованные стоянки, с навесами, костровищами, столами и скамьями и местами под палатки.

В долине реки Чусовой встречается немало редких растений, занесенных в Красную книгу. В своем естественном ареале обитают дикие животные — лоси, волки, рыси, кабаны, бурые медведи, куницы, бурундуки, белки и соболи. Во время сплава, по берегам, вы наверняка заметите погрызенные бобрами деревья, а в старицах найдете бобровые хатки. В бассейне реки водится ондатра. В осеннее время на реке находят пристанище утки и гуси, имеется и другая водоплавающая птица. Зарегистрирован редкий вид птицы — Серая цапля. В реке встречаются колонии раков.

В реке в значительном количестве обитает рыба — щука, окунь, чебак, голавль, ерш, пескарь, местами встречается хариус и таймень. Искусственно разводится стерлядь. Притоки Чусовой — Сулем, Шишим, Ревда, Дарья, Межевая Утка, Сылвица, Утка, Еква особенно богаты хариусом.

Сплав по Чусовой от Усть-Утки до Еквы

Один из самых простых по организации и заброске-выброске маршрутов — это сплав по Чусовой от Усть-Утки до Еквы. Спокойно проходится за выходные, а при желании и за день. Если планировать заброску на автомобилях, через Нижний Тагил и Висимо-Уткинск, то до Усть-Утки идет отличная дорога с асфальтовым покрытием, а одну из машин можно отогнать в Екву и по окончании сплава вернутся на ней в Усть-Утку за остальными авто. В Усть-Утке машину можно оставить договорившись с местными жителями, за символическую плату — 50-100 рублей в сутки, практически все хозяева подворий готовы к такой форме сотрудничества, да еще и окажут дополнительный сервис — дадут топор в прокат, наполнят фляги и бутыли водой, поделятся «самой точной» информацией и т.д.

Учитывайте, что асфальтовая дорога заканчивается в деревне Харенки и далее начинается грунтовая дорога, проехать по которой, после дождя или в весеннею распутицу, на легковом седане будет проблематично, а то и вовсе невозможно.

Протяженность сплава по воде от Усть-Утки до Еквы примерно 20 км. Но именно на этом участке Чусовой, вас ждут наиболее высокие и красивые скалы, пожалуй именно здесь сосредоточено самое большое количество скал-бойцов и достопримечательностей на 1 км пути, многие из которых памятники природы. Это и камень «Толстик», камень «Афонины Брови», камень «Омутной», «Дыроватый камень» и «Олень-камень».

В 2019 мы сплавлялись на вторые майские праздники, сразу после Дня Победы и с погодой нам исключительно повезло. Как по заказу установилась практически июльская жара. Дети даже открыли купальный сезон, искупавшись во время дневки у Омутного камня, загореть же за время сплава успели все.

Хорошей компании на дневке всегда найдется чем заняться: кто то тарзанки вяжет, да в гамаках качается;

кто-то мечи и кухонную утварь деревянные выстругивает;

кто-то пишет акварелью пейзажи и запечатлевает достопримечательности;

кто-то, представьте, печет вкуснейшие оладушки или готовит в казане настоящий узбекский плов;

а кто то сдает норматив на пожарного, прямо на свежем воздухе…

В хорошую погоду Чусовая не может не оставить хороших впечатлений и воспоминаний. Но погода на Урале капризная и в мае могут запросто пойти затяжные дожди и даже снег, поэтому если идете на сплав в мае — экипируйтесь продумано, с учетом возможной неблагоприятной погоды.

Читайте также:  Река тобол режим реки

На этом сплаве нам привелось встретится с Заслуженным путешественником России, Мастером спорта международного класса по Спортивному Туризму — Тиуновым Дмитрием Владимировичем, а по совместительству еще отцом одного из наших друзей.

Сплав по р. Чусовая в формате корпоратива

Познавательно-развлекательный формат совмещающий активный отдых и корпоративное мероприятие, на Чусовой, можно организовать и провести и с пользой и с толком.

Такой формат не требует организации ночевки, но должна быть удобная логистика, в случае с Чусовой это вполне реализуемо, например если организовать заброску в село Чусовое (ранее с. Шайтанка), а выброску из села Мартьяново. Что в Чусовое, что в Мартьяново, можно подъехать практически к самой воде на комфортабельном автобусе.

В самом село Чусовое вы сможете прогуляться по висячему мосту, который соединяет два берега реки Чусовой. Длина его около 100 метров, ширина 2 метра, а над водой он поднимается на 5 метров. Мост был построен еще в годы Великой Отечественной войны.

Во время сплава вы встретите живописные скалы — камень «Могильный», камень «Леневский», камни «Чёрные» (Весельчак), камень «Нотихинский», камень «Пегушин» (Свинки).

На левом берегу Чусовой, перед Мартьяново, оборудованы удобные стоянки, где можно соорудить походную туристическую баню, смыть банный дух после которой можно прямо в Чусовой.

Сплав по воде займет всего несколько часов, но если ваши гости или сотрудники не бывали на Урале или не выезжали дальше окрестностей Екатеринбурга, то незабываемые впечатления и воспоминания, им гарантированы. Когдато и мы, сплавлялись этим замечательным маршрутом, командой фармацевтической компании «АС-Бюро».

Варианты маршрутов для сплава по Чусовой

Мартьяново – Усть-Утка — маршрут протяженностью 55 км. Можно пройти за 2 дня. Если в Мартьяново через подвесной мостик перейти на другой берег, преодолеть узкий перешеек и спуститься к камню Переволочный и оттуда стартовать – сэкономите 5 км так называемой Мартьяновской дуги. И в село Мартьяново и в село Усть-Утка без проблем можно подъехать прямо к воде на любом транспорте, но в Мартьяново заезд происходит со стороны Московского тракта, а в Усть-Утку со стороны Нижнетагильского тракта.

Усть-Утка – Верхняя Ослянка – маршрут на 90 км пути. Самый подходящий маршрут на 4-5 дней, или не спеша, с остановками – на 1 неделю. От Верхней Ослянки на Нижний Тагил ведет хорошее шоссе, с асфальтовым покрытием, растояние около 80 ки есть и регулярное автобусное сообщение.

Источник

Майский сплав по рекам Койва и Чусовая

День первый. Едем на север через юг. Первые километры на воде. Первая взятая высота – камень Стрельный. Первая стоянка с приятным сюрпризом.

У сплавщиков на Урале пора отдыха начинается с майских праздников. В паводок некатегорийные уральские реки становятся полноводными и ускоряются до 7-8 км/ч, что и привлекает туристов-водников.

Утро 6 мая у туристов, собравшихся на сплав, началось рано: у кого в 6.00, у кого – в 5.00, у меня же, благодаря привычке собирать вещи в последний момент, — в 4.00. Уже в 6.40 грузим снаряжение в турклубе, в 7.30 подъезжаем к вокзалу. Нас встречают туристы, готовые разгружать Газель, со словами: «Обычно электричка до Чусового уходит со второго или третьего пути». Как право порядочные, переносим вещи и снаряжение по подземному переходу, а не бежим по путям, на вторую платформу. Постепенно на перрон подходят все туристы из моей группы. С третьего пути провожаем электричку на Качканар… и вот на второй путь подходит еще одна – наверняка наша! Дружно загружаем вещи, не обращая внимания на недовольные взгляды бабушек, спешащих занять лучшие места в электричке.

Одна старушка не выдерживает: «Не ставьте этот рюкзак передо мной, я ноги не смогу вытянуть!». За нашей боевой туристкой, инженером-технологом по профессии, Настей Танасийчук, как обычно, не заржавеет: «А Вы их под себя подберите, как курочка на жердочке». А про себя думает: «Бабулечка, успеешь еще ноги протянуть, не торопись, миленькая».

— А это куда ж вы едете-то? — мучает любопытство вторую старушку.

— На сплав по Койве, бабушка, на станции Пашия выходим…

— Дак, электричка-то эта до Екатеринбурга…

«До отправления пригородного поезда сообщением Нижний Тагил — Чусовой остается 5 минут. Поезд стоит на первом пути», — доносится до нас из вокзального динамика спокойный голос дикторши.

Пауза длится долю секунды. «Назад-назад, выходим, электричка не наша, на юг едет, а нам – на север», — кричит кто-то из наших. Мигом выгружаем спасжилеты, рамы, весла, гондолы катамаранов, рюкзаки, котлы («Аккуратнее, аккуратнее, замараете же»), многочисленные коробки с провизией. С негласного разрешения двух стоящих поблизости полицейских, по рельсам бежим к нашей электричке и быстро забрасываем в нее все снаряжение.

Утренняя зарядка получилась насыщенная, знатно размялись, сдали экзамен на сплав-пригодность. 8.21 – с облегчением наблюдаем, как наша электричка медленно трогается навстречу приключениям.

«Итак, дорогие наши сплавщики, — начинаю я в качестве руководителя сплава вводный инструктаж. – На этом сплаве мы делимся на 4 экипажа: «Басеги-1» во главе с капитаном Дмитрием Кубриковым, «Басеги-2» во главе с Барановым Юрием, «Иркут 6 или Адмирал Кузнецов» во главе с Женей Кузнецовым и экипаж «Безымянный» (на гондоле катамарана отсутствовало название) во главе с Горбиковым Романом. Назначаю дежурные экипажи на все 4 дня, предупреждаю о вреде употребления алкоголя и отсутствия спасжилета на воде, о предосторожностях относительно клещей. Всё, все предупреждены, значит, вооружены.

12.30 – выходим на ст. Пашия, под моросящий дождь грузим вещи в Газель, набиваемся в автобус местного водителя Леонида Алексеевича.

— Как у Вас здесь жизнь? – интересуюсь я.

– Как в 3 D, — загадочно отвечает Л.А.

18 км тряской дороги, и мы у висячего моста в пос. Кусье-Александровский (Пермский край). Разгружаемся, расплачиваемся с водителем по таксе 100 руб. с человека.

— Приезжайте к нам еще!

Под продолжающийся моросящий дождь собираем катамараны, варим на костре борщ, обедаем и в 16.00 становимся на воду.

Койва – «брызганная вода» — весело несет свои воды мимо устья речки Кусья, заканчивающейся метровой высоты водопадом. Ниже на правом берегу возвышается камень Малый Шайтан с небольшим гротом у основания.

Наш экипаж «Басеги-1» начинает притираться, пригребаться, приспосабливаться друг к другу. На носу слева — Егорова Лариса – опытная туристка, не раз бывавшая в пеших походах на Байкале и Алтае, справа – уже известная вам своим острословием Танасийчук Настя: обладают опытом многократных матрасных сплавов, у Насти за плечами Водная школа-2017. На корме слева Максимец Георгий – бывший инструктор коммерческой фирмы «Мир приключений», ныне – строитель, на Койве и этом участке Чусовой не был. На корме справа – наш капитан Кубриков Дмитрий, сплавляющийся более 15 лет слаженным экипажем, на этом маршруте был, по крайней мере, на Чусовой точно. По середине катамарана слева заняла свое место Максимец Аня – бывшая жительница Шадринска (Курганская обл.), ныне – екатеринбурженка, мама 4-летней Полины, преданная жена походника – все равно, что жена декабриста, следующая везде за своим мужем и стойко переносящая походные неудобства.

Я, пользуясь преимуществом «среднего звена» на правой гондоле (можно иногда не грести), достаю путеводитель и начинаю «охоту» за достопримечательностями. И вскоре по курсу предстает во всем своем великолепии высокий и статный Стрельный Камень с зубчатыми вершинами. «Тропинка на его вершину проходит между двумя наиболее высокими утесами. Попасть к ее началу можно только, подплыв на судне» — читаю я в путеводителе, мы смещаемся к левому берегу, но ток струи настолько силен, что нас относит чуть ниже, за утес. Остальные экипажи не успевают сориентироваться и причаливают к противоположному берегу, на пологий галечный пляж.

Мы же выходим на берег и начинаем подниматься на вершину Стрельного камня. Запахи пропитанного влагой хвойного леса бодрят и упоительной свежестью наполняют легкие. По пути мы встречаем цветущие кусты и похожие на карликовую сирень кустарники. Наконец, поднимаемся на вершину камня, с которой открывается великолепный вид на петлю Койвы с перешейком и холмы, покрытые таежным лесом. Когда взгляд свысока ограничивает только далекая линия горизонта, меня охватывает чувство полной свободы и надменного спокойствия, с которым орел парит над землей высоко в небе, выслеживая добычу.

Одухотворенные, спускаемся вниз и продолжаем сплав. Проходим стремительный перекат Висячка (название дано по существовавшему здесь ранее подвесному пешеходному мосту). Вечереет, пора искать поляну для бивуака. Замечаем на берегу вокруг костровища множество сосновых пеньков – вот она наша первая стоянка: и дрова есть, и взгорье посуше для палаток. Хочется поблагодарить тех туристов, которые напилили и оставили на этой поляне пеньки: они согревали нас еще на протяжении трех дней сплава, а последний Койвинский подарок (так мы называли пеньки между собой) остался на берегу в Чусовом для тех туристов, которые будут сплавляться после нас.

Источник

Adblock
detector