Меню

Сплавы по рекам истории

Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам

Как и где заняться рафтингом, о чем стоит знать заранее новичкам, а также достоинства и недостатки этого вида спорта.

Если ты хочешь отправиться в настоящее путешествие, не боишься бросить вызов водной стихии и обожаешь адреналин, то стоит обязательно попробовать рафтинг.

По какой реке можно сплавиться, какими бывают маршруты для рафтинга, и о чем стоит узнать, прежде чем бронировать тур? Сейчас подробно ответим на все эти вопросы.

Что такое рафтинг

Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам на надувной лодке. Его популярность, вероятно, связана с тем, что рафтингом может заниматься практически любой человек, в том числе и новички.

Все, что требуется, чтобы присоединиться к команде — это 15 минут инструктажа, после чего ты начнешь скакать по бурным порогам или наслаждаться тишиной и спокойным течением реки.

Лодки для рафтинга называются рафты, и самые простые из них представляют собой большую надувную лодку. Они бывают разных размеров и могут вмещать от четырех до 18 человек. Современные модели выполнены так, чтобы не затонуть от попадающей внутрь воды, и достаточно прочны, чтобы подводные камни и другие препятствия не могли их повредить.

Экипаж

В спортивном рафтинге экипаж — это единая команда, они работают в унисон, чтобы маневрировать лодкой. Каждый из членов экипажа, как правило, является высококвалифицированным специалистом по рафтингу или опытным энтузиастом. Они все могут «читать» реку, что позволяет им автономно работать в команде и отбрасывает необходимость в гиде.

В коммерческих сплавах по воде экипаж обычно состоит из новичков и нуждается в опытном гиде или капитане, который управляет лодкой. Клиенты работают вместе, чтобы выполнить команды, выкрикиваемые лидером. В этом случае гид подобен водителю, а экипаж — двигателю.

Работа гида — это, прежде всего, безопасность его команды. Он обязан проинструктировать всех и научить ряду упражнений для понимания того, как вести себя в лодке и в воде, если упадешь за борт. Гид отвечает за «чтение» реки и определение наилучшего маршрута через пороги.

Опыт лидера имеет решающее значение для веселого, захватывающего, но безопасного опыта сплава по воде. Гиды по рафтингу — это уникальные люди, которые почти всегда обладают причудливой и веселой индивидуальностью.

Снаряжение

Снаряжение для рафтинга на воде для клиента включает в себя плавучие средства, гидрокостюмы, шлемы и весло. Для гида это также еще и плот, метательная веревка, коммуникационное устройство, свисток, речной нож, средство для поддержания плавучести на порогах, аптечка первой помощи и большое направляющее весло для дополнительного рычага.

Навигация

Навигация, также известная как чтение реки — это навык, который требует большой практики. Река имеет много особенностей (объем воды, вертикальный спуск, препятствия, мусор, камни, подрезанные скалы, фильтры, отверстия, волны и многое другое), которые образуют пороги.

Работа гида состоит в том, чтобы перемещаться по реке, избегая опасностей и при этом используя все забавные особенности маршрута, которые делают сплав по реке таким увлекательным.

Плюсы и минусы рафтинга

Если ты подумываешь о том, чтобы попробовать этот спорт, то наверняка захочешь взвесить все «за» и «против».

Уровни сложности маршрутов

Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.

Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.

  • Уровень I: быстро текущая вода с небольшими волнами / рябью
  • Уровень II: легкий
  • Уровень III: трудный
  • Уровень IV: очень трудный
  • Уровень V: экстремальный, сплавляться может только опытная команда, высока вероятность травм, есть опасность для жизни
  • Уровень VI: сплав по этому участку почти точно означает смерть всех участников

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

  • Грузия;
  • Непал;
  • Турция;
  • Украина;
  • Индия;
  • Перу;
  • Италия;
  • Уганда.

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).

Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке

Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы.

  1. Как давно компания, с которой ты собрался сплавляться, занимается рафтингом?
  2. Насколько опытен ваш гид?
  3. Соответствуют ли спасательные жилеты, которые вы наденете, стандартам безопасности? Если они повреждены, это должно тебя насторожить.
  4. В каком состоянии находятся шлемы? Они должны прочно сидеть на голове в течение всего сплава, поэтому недопустимо, чтобы ремни на них были оборваны.
  5. Внушает ли доверие речное снаряжение и надувное судно?
  6. Имеет ли гид квалификацию в области базовой первой помощи и СЛР (сердечно-легочная реанимация)?
  7. Есть ли у компании аптечка первой помощи, аварийно-восстановительный комплект и спасательные сумки?
  8. Насколько полным является инструктаж по безопасности? Если ты что-то не понял, не бойся задать гиду уточняющий вопрос.
  9. Во сколько закончится ваш сплав? Важно, чтобы вы успели закончить по крайней мере за час до наступления темноты.

Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.

На что обратить внимание во время сплава

1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.

2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.

3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.

4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.

5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.

6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.

7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.

В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.

8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!

Источник

Сплав по рекам — на чем сплавляться?

Водный туризм – разновидность походов, которые проходят по водяной глади. Такие путешествия могут осуществляться по рекам, озерам, морям, водохранилищам на различных судах. Для одних это мимолетное приключение во время отдыха, для других – бизнес, а для кого-то – образ жизни. Кто-то предпочитает щекотать себе нервы на экстремальных сплавах по горным рекам, а кто-то любит спокойные прогулки на яхтах. Какими бы не были разными водные туристы, их объединяет одно – любовь к водной стихии.

Общекомандное кемпинговое туристическое оборудование

1. Палатки. Выбору туристической палатки следует уделить особое внимание. Это та самая крыша над вашей головой, которая защитит вас от любых невзгод. Палатка должна быть без явных недостатков: дыр, разошедшихся швов, без сломанных замков, застежек и завязок, с целыми и функционирующими дугами. Те недостатки, которые в городе покажутся мелочью, на природе в сильную непогоду могут привести к большому дискомфорту и испортить весь отдых, а в худшем случае могут стать серьезной угрозой здоровью. Желательно, чтобы она была двухслойной (однослойных сейчас практически и не производят за редким исключением). При покупке палатки обратите внимание, на какую погоду (а если быть точным, то «непогоду») она рассчитана. Эта величина указывается в тысячах единиц и колеблется от полутора до трех тысяч (палатки для любительского туризма). Идеальный вариант, если дуги в палатке алюминиевые или из дюраля. Эти материалы значительно прочнее и долговечнее, чем углепластик. Но, если вы не постоянно ходите в походы, а выбираетесь лишь один-два раза в год за город, на природу, то палатки с дугами из углепластика в полной мере перекроют все ваши потребности. Стоят они дешевле, чем палатки с металлическими дугами, а при правильной эксплуатации и при умелом хранении служат до 10 лет.

Напоследок, скажем, что если ваша команда довольно большая и стоит вопрос «сколько палаток брать?», то всегда рассчитывайте так, чтобы количество спальных мест было больше, чем количество туристов. Дело в том, что количество мест в палатках рассчитано очень экономно, для пеших походов (когда очень большое значение имеет объем и вес оборудования). А мы, в наших статьях, говорим с вами о сплавах по рекам (этот вид отдыха иногда еще называют туризмом для ленивых) и в данном случае можно позволить себе взять одну или даже две «лишние» палатки. Вариант с большим количеством спальных мест позволит вам отдохнуть со значительно большим комфортом, чем вариант со спальными местами «впритык», т.е. один в один.

2. Костровое оборудование. Самое главное во время подготовки к сплаву по реке — это не забыть взять котелки и чайники. Желательно, чтобы был один большой котел для приготовления супов и каш и один котел для заварки чая. Брать именно чайник (с «носиком») мы не рекомендуем, т.к. они менее прочные, более капризные к транспортировке. В походе вполне можно обойтись и простым котелком. К котлу и чайнику есть одно общее требование — ручка не должна быть деревянной или пластмассовой, во избежания ее возгарания.
Кроме общего котла и чайника на сплаве надо иметь обязательно одну-две разделочные доски (можно просто куски фанеры), одну большую тарелку-салатницу, один-два контейнера под сыпучие продукты. Обязетально возьмите половник или черпак.

Так же, к костровому оборудованию относят и так называемые треноги, туристические тросики, решетки и т.д. В общем, те приспособления, которые позволяют держать котелок и чайник надо огнем. Здесь трудно дать какие-то рекомендации, т.к. все зависит от пожелания и опыта туристов. Главное, чтобы это было в наличии. Хотя, многие обходятся и рогатинами и поперечинами, которые рубят на месте.

3. Тент. В любом сплаве по реке желательно иметь с собой тент или, на крайний случай, большой кусок полиэтилена. Им всегда можно накрыть вещи во время дожда (на катамаране или в лагере, пока палатки не установлены). Под тентом можно укрыться самим во время приготовления пищи или во время ее приема.

4. Топор и бензопила. В любой команде топоров должно быть два (один запасной). Топоры должны быть функционально исправны и наточены. Бензопила тоже желательна, т.к. сильно облегчает жизнь на сплаве, но не обязательна. Можно обойтись и без нее (если местность позволяет).

Читайте также:  Загрязнение бассейна реки селенга

5. Индустрия производства кемпингового оборудования развивается год от года и предлагает огромное количество вещей, котоыре делают жизнь на природе довольно комфортной. Эти вещи не обязательны для каждого сплава, во многом они даже лишние, но мы упомянем их одной строкой, чтобы у наших читателей было представление о том, что они существуют. Во-первых, следует сказать туристической мебели. Например, стол и стулья делают любой сплав по реке более комфортным.

Во-вторых, можно взять на сплав большие тент-палатки или шатры. Они не предназначены для ночевок в них, но дают возможночть комфортно обедать, пережидать дождь и непогоду и укрывают от активных солнечных лучей.

В-третьих, в любой поход можно взять с собой дизельный или бензо-генератор. Тогда у вас вечерами будет электрический свет, будет возможность подзарядить аккумуляторы на сотовых телефонах, фотоаппаратах и навигаторах. В-четвертых, упомянем о пластиковых бочках с широкой горловиной, в которых очень удобно хранить продукты питания, а некоторые даже транспортируют в них палатки (жесткость бочек позволяет защитить хрупкие углепластиковые дуги от поломок).

Основные виды водного туризма

Для каждого водоема есть свое плавательное средство, благодаря которому удастся получить максимум удовольствия. На протяжении своей истории сплавы по рекам активно развивались, благодаря чему появились новые элементы снаряжения и конструкции судов, которые дают возможность покорять те или иные воды. В зависимости от выбранного района и объекта, любители активного отдыха предпочитают различные виды водного туризма.

Каякинг – сплавы на маломерных лодках, которые выполняются из прочного пластика. Каяки бывают как для экстремального водного туризма, так и для спокойного. Что касается походов по горным рекам, то на большой воде мастера своего дела могут выполнять очень эффектные трюки.

Сплавы на плотах – отличный вариант для отдыха на спокойных реках. Это плавсредство, изготовленное чаще всего из дерева, может оборудоваться крышей, местом для отдыха, парусом и прочим. Подобные путешествия отлично подойдут тем, кто любит неспешный и размеренный отдых.

Яхтинг – парусный туризм и вид спорта, где используются судна с водоизмещением до 3000 т. В зависимости от назначения, яхты могут модифицироваться, оборудоваться моторами, дополнительными парусами и прочими элементами. Является самым дорогим видом водных походов.

Сплавы на байдарках чаще всего актуальны на небольших реках, где важны небольшие габариты и хорошая маневренность. Такие плавательные средства требуют определенных навыков в управлении, потому как не обладают устойчивостью из-за особенностей конструкции.

Рафтинг – экстремальные сплавы по горным рекам на специальных надувных лодках – рафтах. Они представляют собой овал и рассчитаны на несколько человек (от 4 до 16), которые могут сидеть на бортах, карме, банках и иногда на носу. Рафтинг является наиболее популярным среди других вариантов водных походов.

Сплавы на катамаранах (суднах с двумя корпусами, которые соединяются между собой мостом) по праву считаются одними из самых безопасных. Подобные плавсредства отличаются повышенной устойчивостью и могут быть разных видов – прогулочными, спортивно-туристическими, парусными или экспедиционными.

Общекамандное оборудование —
средства для сплава

1. Катамаран. Самым идеальным средством для сплава по реке для большой компании служит катамаран. Катамаран (или рафт, который для любительского некатегорийного сплава выполняет те же функции) позволяет всей команде находиться на одном «борту» и способствует общению. Кроме того, катамаран/рафт безопаснее для детей и в целом для туристов, тем более, если он оборудован палубой в виде баннерного или деревянного настила. Туристы-любители, как правило, катамараны арендуют.

Поэтому, мы дадим несколько рекомендаций и советов, на что надо обратить внимание при аренде катамарана. Во-первых, обязательно проверьте целостность баллонов. Идеальным является вариант, когда вы пришли забирать катамаран и баллоны при вас сдувают и упаковывают в сумку или герму (а до этого баллоны простояли в накаченном виде сутки). В этом случае есть гарантия того, что приехав на реку вам не придется клеить баллоны катамарана. Во-вторых, обязательно проверьте наличие и комплектность ремнабора. В нем обязательно должен быть клей (непросроченный), куски резины, наждачная бумага (нулевка или единичка), ножницы, широкий скотч, изолента. В-третьих, проверьте целостность и комплектность рамы (если рама у катамарана фабричная). В-четвертых, не забудьте про весла. В-пятых, обязательно убедитесь, что в комплекте с катамараном идут спасжилеты и проверьте, чтобы по размеру они подходили всем членам команды. В-шестых, желательно, чтобы катамаран был укомплектован настилом или палубой. Иногда баннерная палуба катамарана сделана в виде большой гермаупаковки, куда можно складывать все вещи во время сплава — это очень удобно. Ну, и напоследок, дадим совет проверить обвязку, т.е. веревки, которыми баллоны привязываются к раме или которыми рама вяжется.
К несомнным плюсам катамарана следует и отнести тот факт, что его конструкция легко позволяет установить транец и навесить лодочный мотор.
Советы по аренде рафта будут примерно такими же, но с учетом того, что не будет рамы.

2. Байдарки. В нашей статье мы вынесли байдарки отдельно, т.к. сплав на них имеет свою специфику. Во-первых, скорость сплава на байдарках, как правило, выше, чем на катамаране. Сплав на байдарках требует лучшей физической подготовки от туристов. Во-вторых, сплав на байдарках требует большей организованности и дисциплины в команде, т.к. у кого-нибудь обязательно появится соблазн уплыть побыстрее вперед, встать лагерем на берегу и не заметить, что ты встал на берегу одной протоки, а основная команда прошла по другой и все — потерялись. Байдарки бывают каркасные и надувные. Говорить о преимуществах того или иного вида байдарок не будем, т.к. на уровне любительского сплава (а мы посвятили свои статьи именно этому) различия между надувными и каркасными байдарками совершенно незначительны.

3. Надувные лодки. Наверное, это один из самых демократичных и недорогих вариантов сплава. В принципе, каждый может себе позволить купить небольшую 2-местную резиновую лодку (стоимость в пределах 7-8 тысяч рублей на период 2012 года).

Резиновые лодки надо брать из расчета одна 2-местная лодка на одного человека. Не забывайте про вещи! У сплава по реке на резиновых лодках есть один минус — плыть всем придется отдельно, а если связывать лодки, то скорость сплава значительно падает. Вариант с лодками подойдет лишь для небольших команд в 3-4 человека.

4. Самодельные средства сплава. Просто упомянем их и ничего не будем говорить о преимуществах или недостатках. Итак, туристы иногда делают деревянные плоты (в последние годы все реже и реже) на месте старта. Зачастую делают плоты при помощи автомобильных камер. Автору этой статьи доводилось видеть небольшое сплавсредство, сделанное из … пластиковых бутылок!
Серьезно относиться к этим сплавсредствам не рекомендуем, т.к. в первую очередь встает вопрос безопасности сплава. А во-вторых, в сплаве по реке не последнюю роль играет эстетика. Сплавляться на красивом и величавом катамаране или на плоту из камер — это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы!

Источник



Желающих сплавляться очень много: куда поедут на майские уральские туристы и сколько это стоит

Сплавы по уральским рекам стали намного популярнее в прошлом году — во время локдауна открыть для себя местный активный местный туризм пришлось и тем, кто раньше предпочитал пляжный all inclusive. Хотя все майские праздники сплавщикам пришлось сушить весла — Роспотребнадзор тогда запретил любые активности.

В этом году сезон начинается в срок: традиционно именно к майским праздникам вскрываются ото льда уральские реки и постепенно заполняются туристами на катамаранах.

По мнению Михаила Филатова, организатора сплавов по рекам, май для этого подходит даже лучше, чем лето.

— Многие реки пригодны для сплавов только в мае и июне — те же Серга или Усьва, — говорит Михаил. — В прошлом году нам разрешили начать сезон только в июле, и эти реки уже были недостаточно полноводными. К тому же, когда температура воздуха держится на уровне 10–15 градусов, это более комфортно, чем в жару, и меньше шансов обгореть на солнце.

Эксперты этого рынка подтвердили, что в прошлом году популярность активного отдыха на реках выросла весьма заметно: за июль и август они организовали столько же сплавов, сколько обычно за три месяца — желающих было очень много.

Самым популярным маршрутом у нас была и остается Чусовая: в прошлом году в некоторые моменты там можно было наблюдать целые вереницы катамаранов. Чусовую любят за полноводность, отсутствие опасных порогов, для прохождения которых нужна подготовка, и, конечно, очень живописные берега, где есть достаточно мест для комфортных ночевок.

— Заграничные поездки до сих пор мало кому доступны из-за курса евро, у кого денег побольше, едут на Алтай, Байкал, в Сочи, а остальные остаются здесь — турбазы, реки, леса, — считает Иван, руководитель одной из компаний, занимающихся активным туризмом. — В этом году сезон начинается хорошо. Те, кто в прошлом году в первый раз попробовали, в этом году будут осваивать новые маршруты.

По мнению Михаила Филатова, вторая по популярности река — Реж, также очень интересная и живописная. С удовольствием ходят на Сергу, хотя там пороги есть, но зато для подготовленных этот маршрут интереснее.

— Большим спросом пользуется река Ай в Башкирии — это сейчас одно из самых популярных направлений, а Башкирии она так же любима туристами, как у нас Чусовая. От Екатеринбурга чуть более 400 километров, забрасываем группы туда.

Что касается паводковой обстановки и погоды, то эксперты считают, что в этом году всё совершенно нормально. Не стоит бояться большой воды или того, что внезапно снег пойдет, — для мая на Урале это совершенно обычная история, а грамотная экипировка и выполнение советов инструкторов сделают так, что погода впечатлений не испортит.

Кстати, на майские сплавы уже никакого особого зимнего снаряжения не берут — единственное, если ночи холодные, то понадобится дополнительный спальник.

Из новшеств можно назвать появление сплавов на сап-борде: появившись всего пару лет назад, «сапы» стали очень популярными: оказывается, можно не только качаться на водах Шарташа, но и вполне успешно передвигаться на них по уральским рекам. Для этого обычно организуют однодневные маршруты — понятно, что на доске палатки и спальники не увезешь. Зато, говорят, это очень увлекательно — получается пройти маршрут гораздо быстрее, чем на катамаране. Научиться передвигаться на «сапе» при желании можно всего за день.

Сплавы по уральским рекам проводят и для семей, и для компаний, можно записаться в группу новичков — вариантов масса. Стоит это в среднем от 3 до 6 тысяч рублей на человека за 2–3-дневный маршрут, цена зависит от уровня комфорта, на который вы рассчитываете.

Посмотрите фото с каяк-фестиваля «Ледокол» — вот на что способны самые отчаянные (то есть опытные) туристы.

А вот здесь — советы туриста и травматолога: как ходить на сплавы, чтобы ноги-руки уцелели.

Источник

Рафтинг: описание,история,виды,снаряжение,безопасность,фото,видео.

Рафтинг представляет собой настоящую находку для тех, кто хочет проверить уровень своих возможностей в самых экстремальных условиях и получить по-настоящему незабываемые впечатления.

Рафтинг позволяет проверить скорость реакции, способность в считанные секунды принять единственно верное решение и много другое. Что же он представляет собой? Это коллективный спуск по бурным водам, который гарантирует настоящий выброс адреналина в кровь.

Немного истории

Понятие «рафтинг» происходит от слова raft («плот» в переводе с англ. языка) и означает одновременно вид активного отдыха и экстремальный вид спорта, участники которого сплавляются на небольших лодках по течению естественных и искусственных водных каналов. По рафтингу проводятся официальные чемпионаты, соревнования, вручаются кубки Мира и Европы, есть даже Федерация рафтинга.

Существует легенда о том, как появился рафтинг. Она гласит, что рафты впервые возникли во время войны во Вьетнаме и использовались для переправки жизненно важных грузов по артериям рек. И в один из дней такой плот оторвался от привязи и ушёл вместе с человеком в пороги. Солдат, переживший этот эпизод, отнюдь не стал бояться рек, а получил волну адреналина и удовольствия, оттого что пережил такое испытание. И забава эта очень быстро распространилась, ведь солдатская жизнь не блещет развлечениями. А тут всё под рукой — вода, пороги, боевые побратимы, готовые бороться со стихией вместе. С тех пор, как гласит байка, и существует это развлечение, которое, недолго думая, окрестили рафтингом.

Читайте также:  Заросли кустарников вдоль рек

Также рафты использовались во Второй мировой войне американским спецназом при высадке в Нормандии в 1944 году. Увы, тогда попытка высадки на побережье не увенчалась успехом.

Рафтинг — экстрим для туристов

Как водный туризм, рафтинг становится все больше популярным среди любителей экстрима. Он походит для всех, как для новичков, так и для туристов с хорошим опытом. От участников рафтинга потребуется физическая энергия, выносливость, координация и умение принимать быстрые решения. Помощниками в этой захватывающей борьбе со стихией будут только спасательные жилеты, шлемы, выдержка, а также, безусловно, опыт и мастерство инструктора. Покорение горной реки со всеми возникающими на пути трудностями, доставляет массу удовольствия и позитива. Рафтинг это еще и возможность увлекательно провести время, сплавляясь по горной реке, и наслаждаясь первозданной красотой природы.

На территории бывшего СНГ быстрых и бурных рек очень мало, но все же, есть места, где можно организовать рафтинг. В России для подобного водного туризма идеально подходят Алтайские и Карельские реки. Также могут быть интересны водные артерии Кавказа. Только любители острых ощущений и преодоления препятствий могут избрать для туризма рафтинг. Этот вид водного туризма стал настолько привлекательным, что появилось много желающих ощутить всю остроту впечатлений от экстрима без специальной подготовки. По сложности сплава рафтинг разделяется на несколько категорий — спортивный, туристический и походный:

Спортивный рафтинг представляет собой целую систему подготовки, состоящую из особенных требований на состязаниях. Соревновательный процесс включает определенные нормативы и уровень сложности сплава. Для туристических фирм такой вид рафтинга не представляет особого интереса. Своим клиентам они предлагают такие виды рафтинга как походный и туристический.

Походный рафтинг включает в себя элементы спортивного и туристического отдыха. В зависимости от подготовки туристов можно использовать маршруты разной степени сложности. Походный рафтинг может длиться несколько дней, поэтому здесь особое внимание уделяется экипировке и наличию необходимых вещей, продуктов, а также безопасности при обустройстве лагерей отдыха.

Туристический рафтинг самый распространенный вид времяпрепровождения на воде. Его продолжительность составляет всего несколько часов. Управляет судном обычно один профессиональный гребец, который сопровождает группу туристов от 4 до 12 человек. В зависимости от сложности маршрута участниками туристического рафтинга могут быть дети, начиная с 6 лет и люди пожилого возраста. Гребец, который сопровождает туристическую группу, располагается на борту рафта, упираясь ногами в надувное дно. В рафтинге используется 3 вида гребли — распашной, канойный или комбинированный. Последний вид гребли включает работу основного гребца и двух помощников.

Водные артерии, которые подходят для рафтинга разделяются на шесть категорий сложности. В первую и вторую категорию входят реки с простыми и небольшими порогами, сплавляться на них могут даже начинающие. К третьей категории относятся артерии с водоворотами. В четвертую и пятую, входят реки с более крутыми водоворотами, порогами и бурными потоками. Шестая категория это самая сложная и предназначена только для мастеров и профессионалов в рафтинге.

Какие существуют разновидности рафтинга

Нельзя сказать, что очень чётко выделяются несколько разновидностей этого активного отдыха. Однако, различают назначение самих сплавов. Существует следующая классификация: Экспедиционный рафтинг. Путешествия с научными целями специально обученной группой людей. Походный рафтинг. Туристический сплав по реке, который может включать в себя даже прогулку по тихой воде. Для любителей экстрима очень часто намеренно прокладывают «белые воды» — маршруты с препятствиями и порогами. Спортивный рафтинг.

Чистый спорт, в котором соревнуются команды и набирают очки за достигнутые результаты. Необходимо понимать, что, если вы решились прокатиться на надувном плоту по горной реке, безопасность вашей жизни зависит от всей команды. Ведь у каждого человека, находящегося в «рафте», есть свои обязанности, которые распределяет инструктор. Если вы стали участником команды, будьте готовы выполнять какой-то из трёх видов гребли: Распашными веслами. Канойным способом. Комбинированным способом. Второй способ чаще всего используют в спортивном рафтинге. Члены группы усаживаются вдоль бортов, а за ними стоит один или два рулевых.

При походном – распашные весла пользуются большей популярностью. Главное – внимательно слушать инструктора. Чем отличаются снорклинг и дайвинг Это экстремальное занятие можно считать безобидным, если соблюдаются все нормы безопасности, гид-сопроводитель имеет большой опыт, а сложность участка реки соответствует уровню подготовки группы. При таком раскладе легко сохраняется устойчивое положение надувной лодки и сплав завершается успешно.

О правильном выборе одежды и снаряжения

Всё когда-нибудь происходит впервые: первое свидание, первая зарплата и, конечно же, первое плавание на рафте. Чтобы первоначальный опыт рафтинга оказался удачным, важнейшее условие – правильно подобранное снаряжение и одежда. Отсутствие одной, но необходимой вещи способно полностью испортить впечатление от путешествия и надолго оттолкнуть от попыток повторить его.

При подготовке к первому сплаву новичкам следует внимательно изучить перечень необходимого для рафтинга и приобрести или взять всё в прокат. Особенное внимание обращают на качество снаряжения. Чрезмерная экономия – враг туриста. Те, кто отдаёт предпочтение по-настоящему качественным вещам, получают от путешествия массу удовольствия и незабываемые впечатления.

Рафт, весло, спасательный конец

Самое главное и необходимое – это, конечно же, надувная лодка. Судно для рафтинга называется просто и незамысловато – рафт, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  • надёжность и упругость материалов, из которых изготовлен корпус;
  • устойчивость и плавучесть судна;
  • соотношение длины к ширине как 2:1;
  • наличие системы водоотлива для мгновенного сброса воды.

Поклонники рафтинга, от профессионалов до любителей, традиционно используют для сплавов канойные вёсла. Главное требование к веслу – прочная лопасть, способная выдержать удары о камни. Предпочтительный материал изготовления – эпоксидная смола, армированная стеклотканью. При выборе весла ориентируйтесь на собственный рост.

Обязательная деталь экипировки судна – спасательный конец Александрова. Это линь из синтетического крепкого материала длиной 18 м с петлёй на конце. Он не тонет благодаря двум поплавкам с пенопластом, яркая расцветка позволяет легко заметить его даже в самой бурной реке.

Одежда

Выбирая одежду для плавания, помните, что рафтинг предполагает использование двух комплектов – «мокрого» и «сухого». После нескольких часов, проведённых в борьбе с водной стихией, приятно и полезно для здоровья на стоянке скинуть промокшую одежду и переодеться в сухой и тёплый костюм.

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Гидрокостюмы

В идеале лучшая одежда для рафтинга – гидрокостюм, выполненный из неопрена или триламината. Они выпускаются трёх типов:

  • сухие – застёгиваются на непромокаемые молнии, полностью исключают попадание жидкости внутрь, руки и ноги полностью закрыты, на рукавах и воротнике предусмотрены уплотняющие манжеты;
  • полусухие – довольно плотно прилегают к телу, но допускают попадание внутрь небольшого количества влаги;
  • мокрые – вода попадает под оболочку, быстро согревается и создаёт дополнительную теплоизоляцию.

Главное достоинство гидрокостюма из неопрена – его термосберегающие свойства. В нём невозможно замёрзнуть даже в очень холодной воде. Это особенно ценно, если рафтинг предстоит в нежаркое время года или по ледяным горным рекам.

Соблюдение правил безопасности на рафтинге

Главная задача для организаторов рафтинга — это безопасность всех его участников. Для этого проводится обязательный вводный инструктаж, одной из задач которого является создание позитивного психологического настроя в группе, а также ознакомление с личными и групповыми средствами безопасности. Сопровождать группу должен профессионал, прекрасно знающий маршрут и умеющий соответствующий опыт принятия решений в экстремальных условиях. Единственным недостатком водных сплавов является частая потеря «снаряги» и оборудования. В аварийных случаях, которые происходят вследствие переворота судна, все члены группы должны совместными усилиями доставить все оборудование и рафт к берегу.

При наличии пострадавших необходимо своевременно оказать первую помощь. Для предотвращения стрессовых ситуаций все участники перед началом спуска должен быть проинформированы о возможном перевороте и способах доставки плавсредства на берег или возврата его в рабочее состояние. Также в инструктаж входит умение без паники и посторонней помощи самостоятельно добраться к берегу, и оказать необходимую помощь другим участникам команды. Каждый участник спуска по реке должен владеть навыками преодоления последствий аварийной ситуации. Самые сложные пороги преодолеваются на разгруженных суднах с хорошо подготовленной страховкой.

Лучшие реки для сплава

Для любителей активного отдыха и туризма мы предоставляем самые захватывающие места для сплава по горным рекам на всей планете: Янцзы (Китай). Она славится тем, что является одной из самых полноводных и протяженных рек на всём материке Евразия. К тому же, любители рафтинга отмечают в той местности очарование окружающих пейзажей. Колорадо (США). Она поражает своей прекрасной флорой и фауной. Особенно захватывает участок в районе Гранд-Каньона. Она является одной из самых популярных бурных рек, а рафтеров привлекает множеством порогов и каньонов. Замбези (Зимбабве). Эта река может похвастаться большим количеством водопадов и порогов. Чудо природы – водопад Виктория – является важной достопримечательностью Южной Африки. Рафтинг здесь будет незабываемо увлекательным для туристов.

. Эта горная река также известная своим множеством водопадов, препятствий и порогов, что позволяет более полно почувствовать удовольствие. Спуск по таким бурным водам интереснейший. Также славятся любовью рафтеров водные потоки Австралии, Непала и Канады. Надеемся, что вы обязательно выберете увлекательное место для путешествия, а сплав по горным порогам запомнится вам интересным и захватывающим видом активного отдыха. Главное, будьте осторожны, и помните: безопасность – превыше всего!

В заключении можно сказать, что несмотря на то, что рафтинг подходит для новичков, всё же важно соблюдать технику безопасности и тогда оздоровление и получение прекрасных эмоций гарантировано.

Источник

Сплав

163 поста сначала свежее

Река Нерль, деревня Поречье, Тверская область.

Huawei P20 lite.

В мае 2020 года решили мы сплавиться по речке Базаиха в пределах Красноярска. Это был наш второй сплав по этой реке. Первый раз мы сплавлялись в 2019 году и тогда погода была не самая лучшая. Хоть сплав и длится всего два дня, но всегда хочется тепла, солнца и вкусной еды. И если за еду в ответе мы сами, то вот с погодой договориться немного сложнее.

В 2020 погода нас порадовала особо сильно, так как было очень солнечно и тепло. Как раз именно такую погоду и ждешь в мае.

Заброска на автомобиле прямо до реки, в буквальном смысле. Оперативно надуваем нашу многострадальную лодку с гордым именем «Морская Акула», хоть моря она и не видела. Стартуем и сразу же влетаем в деревья на берегу. Экшена ждать не нужно, экшн бежит на встречу с распростертыми объятиями. Именно по этой причине мы и решили тут сплавляться.

Река протяженностью всего 165 км имеет очень извилистый характер русла. Ширина в среднем колеблется от 7 до 15 метров (плюс-минус), течение средне-спокойное, глубина около 20-50 см, но вот огромное количество поворотов, порой на 180 градусов, создает определенные нюансы во время сплава.

Самое главное это не неожиданность этих поворотов, тут все видно и понятно, среагировать всегда можно успеть. Но по причине узкого русла и резких поворотов, течение по весне с особой силой бьет в берег и подмывает землю с печальным результатом — деревья падают поперек русла. Для нас это уже не было глобальной проблемой, путь в большинстве мест был пропилен. Но вот для первых команд в апреле это тяжелая работа по постоянной пропилке пути.

Однако и мы неоднократно за сплав вынуждены были перетаскивать лодку как по берегу, так и прямо через деревья в реке, если они были чуть выше уровня воды. Так себе удовольствие, водичка еще прохладная.

Читайте также:  Река пополта калужская область рыбалка

В лодке мы располагались лицом к лицу, так больше места для сидения и так удобнее ориентироваться во время поворотов. Крутило нас постоянно) Мы очень неопытные водные туристы, но было здорово!

Получив обильный солнечный загар за первые полтора часа, некоторые из нас, особо рыжие, одели одежду и стремительно неслись в сторону обеда. По сути на реке очень мало прямых мест когда оба участника могут просто расслабиться и не отслеживать путь. Постоянно приходится бдить за тем куда несет лодку, за подводными камнями и различными корягами.

Когда мы стартовали утром, за нами также собиралась компания из трех лодок и мы так и прошли этот сплав попеременно обгоняя друг друга во время принятия пищи на берегу.

Мы совершенно случайно обнаружили очень хорошую и оборудованную поляну где и предались греху чревоугодия. Стол, лавочки, чайник и даже не до конца прогоревший костер были нам наградой за долгое ожидание и поиск места для обеда. Судя по следам на земле прямо перед нами там побывали ребята на квадроциклах и нам не пришлось разжигать костер, просто кинули дрова на угли и было нам счастье!

После обеда мы двинулись в дальнейший путь со следующей остановкой уже на ночь. Вспоминая прошлый год, планировали остановиться примерно там же или чуть дальше. Так как в 2019 году мы шли почти до позднего вечера и не обнаружив хорошего места, остановились на месте, где под сон было приспособлено лишь малое пространство прямо у воды. В этот раз хотелось поставить палатку. А палатку взяли достаточно большую.

Пройдя часа полтора почувствовали холод, оперативно оделись и настроились идти до победного, когда пройдя очередной поворот реки вышли на большую поляну с красивым видом и ребятами на этой поляне. Они обогнали нас пока мы трапезничали. Ребята с берега уточнили куда мы намылились в ночь, так как дальше то хороших мест для ночевки нету. И за 30 секунд напряженного обмысливания данной информации мы приняли решение остановиться тут же. Благо места было очень много.

Наломали дров, установили палатку, развели костер и почувствовали всю правильность принятого решения остаться на этом месте. Здесь было очень хорошо.

На следующее утро выспавшись и отсняв симпатичные кадры природы, спокойно позавтракали под прикрытием нашей лодки, так как деревьев в близи не было, а солнце припекало не по детски.

Сразу после отправления обнаружили где протекает лодка и нас удивил сей момент. Лодка пропускала по шву на дне. Дно надувное, было. Видимо из-за многократного трения о камни а также от старости, некоторые швы потрескались и вода начала проникать внутрь дна и, как итог, нам в ноги. Это было отчасти грустно, но вполне приемлемо.

Главным событием дня должно было быть прохождение так называемого порога. В это время, когда вода низкая, порогом это назвать сложно. Пройдя половину дня, отобедав и преодолев несколько поваленных деревьев, мы таки добрались до главного препятствия. В прошлый раз там было здорово и достаточно динамично. В этот раз было как то непонятно. Вроде и камни на месте и динамика, но почему то особого драйва не было. Может вода пониже была. Но воды мы все равно чуть чуть хлебнули на одном из камней. Правильнее сказать, что порог мы проползли по камням, а не прошли.

Дальнейший наш путь был насыщен неоднократным попаданием на поворотах в кусты, почти потерей весла и кепки. И то и то удалось вовремя вернуть в лодку . И уже ближе к концу пути мы попали в узкое место среди наваленных деревьев и оба огреблись ветками и были одарены всяким лесным мусором в лодке.

В конце дня нас ждал прекрасный закат, полное удовлетворение от сплава и дно лодки заполненное водой изнутри. Воду я потом сливал дома через небольшой разрез, иначе никак.

Таим слабую надежду, что лодки еще хватит на часть этого сезона и она умрет красиво и героически!

Ну а для всех любителей смотреть подобные истории в видео формате ниже прикрепляю видео с этого сплава

Всем желаю сухих ботинок, теплых спальников и полных котелков! Удачи!

Каждый год мы с друзьями сплавляемся по рекам Свердловской области. Немного фото с прошлогоднего сплава по реке Серга.

Такой нас встретила река: спокойствие и умиротворение. Выгрузились, надули лодку. Все только начинается.

Из-за аномальной жары уровень в реке существенно понизился. Местами приходилось идти пешком.

Вечерний туман. Один из признаков скорого дождя.

И дождь не заставил себя ждать — мощный такой, с грозой и шквалистым ветром. Повезло, что до дождя успели развести костер. Отогреваемся и жарим сардельки (в кадр они не попали)

День второй. Дождь закончился. До обеда просушили вещи и дальше в путь. Погода: пасмурно, но тепло. Примерно +23. Радует, что нет дождя.

Скала «Карстовый мост». Называется так из-за больших отверстий в скале. Встали на ночевку.
Тут обычно оживлённо. Многие туристы встают на привал.

День третий. Местная достопримечательность — наскальная живопись древних людей. Вот тот маленький рисунок на скале охрой по типу «ручки-ножки-огуречки» он и есть. Смогли разглядеть? Говорят, что он датируется 3000 лет до н.э.
Х.З. все может быть. Выглядит аутентично. Одно непонятно, зачем древние рисовали так высоко (рисунок на высоте 5 метров над водой). Я без подсказки увидеть не смог.

Скала «Дыроватый камень». Она же «Пьющая лощадь».

Просто красивый вид.

Вердикт: это был отличный сплав. Отдохнули как следует. Ну а вы немного узнали, как выглядит отдых на реке среднего Урала.

В прошлом посте про зиму не все согласились с тем, что морозы это хорошо. Поэтому вот немного летних ностальгических снимков моей фотогеничной палатки в разных прекрасных местах Урала.

Стоянка напротив камня Ветлан, река Вишера.

Река Иргина, окрестности Вакутина камня.

Предуралье, окрестности села Усть-Кишерть.

Массив Конжаковского камня, на горизонте гора Косьвинский камень.

Лес в верховьях реки Сылва.

P.S. Уже не первый год увлекаюсь путешествиями по родному Уралу, снимаю всякое интересное. Если хотите увидеть что получается, то самое лучшее собрано вот здесь.

Изначально такой мысли в моей голове не было. Ее просто не могло там возникнуть, ибо о Чулышмане я слышал к тому моменту столько страшных баек от сплавщиков, что. Но обо всем по порядку.

Решение ехать на Чулышман за хариусом мы приняли давно, еще зимой, сидя на зимней стоянке за чаем. Тогда Миша столько всего рассказывал об этой реке, что мне не во все верилось. Говорил о том, как разбивались там лодки сплавщиков со всех концов света, как Чулышман вздувался после дождей в горах и сносил все на своем пути, наполняя Телецкое озеро. В общем, решение было однозначным — ехать!

Пришел август, лучший для ловли хариуса месяц, и мы поехали. Поехали мы с моим другом на большом внедорожнике, ибо Миша предупредил — дорога на Чулышман сложная.

До Улагана долетели как обычно. Переночевали, собрались и поехали. Я удивился, когда увидел, как Миша привязывает к багажнику на крыше лодку.

-На всякий случай,- как обычно многословно объяснил Миша и уселся в машину.

«Надо так надо», — подумал я. Дорога к Чулышману идет сначала через Балыктуюль, мимо Пазырыка и дальше. С каждым километром она становилась все менее пригодной для движения, но наш внедорожник бодро хрустел камешками, поднимая за кормой столб пыли. Мы останавливались дважды. Первый раз — на краю огромного обрыва. Там, внизу, яркой изумрудной зеленью играло небольшое овальное озерцо.

Вдоволь налюбовавшись, мы тронулись дальше. Джип перевалился на ухабах, поскрипывая пружинами. Миша что-то рассказывал моему другу, я особенно не прислушивался. Я смотрел по сторонам.

Второй раз мы остановились у перевала Кату-Ярык. Этот перевал просто придавил меня своими масштабами. Стоя на краю километрового обрыва, я чувствовал себя песчинкой. Вон то белое пятнышко внизу — крыша базы отдыха. Высота обрыва- километр. На той стороне — такие же отвесные скалы. Чулышман течет в каньоне длиной 200 км из озера Джолуколь в Телецкое.

Сам перевал Кату-Ярык — очень извилистый спуск, прорезанный прямо в теле скалы. Максимальный уклон — 30 градусов. Высота — километр, длина — 3,5. Непростой маршрут даже для нашего аппарата. Но делать нечего, приехали уже, так что переглянулись и тронулись вниз. Я сел на окно, одной рукой держась за ручку над окном. В другой у меня фотоаппарат. Я очень хотел запечатлеть спуск на видео!

Мой друг ругался на меня и призывал сесть внутрь авто, Миша философски молчал. Он очень спокойно относился к сумасшедшему поведению других. Он просто признавал за каждым право убиться так, как ему хочется.

Катимся вниз, и я физически чувствую как отрабатывают тормоза нашего нелегкого пепелаца. Первый поворот, второй. Рулевой шипит сквозь зубы и давит на тормоз, Миша философски жует травинку, я кукушкой в часах торчу из окна и восторженно ору что-то бесшабашное. Тяжеленный джип неудержимо тянет вниз, он набирает скорость, а впереди очень крутой поворот. Но мой друг справляется с ситуацией, хотя в салоне воодушевляюще пахнет горелыми колодками, но ехать-то надо.

И вот мы внизу. Отъехали от спуска, остановились, вышли. Задрав головы, смотрим на перевал. Блин, а как же назад. Ну ничего, справимся. Осмотрели машину. Тормозные диски посинели от перегрева. Мы постояли, подождали, пока они остынут. Но долго стоять тоже не стоит — нужно найти место для ночевки на берегу и обустроить лагерь до темноты. Дорога идет вдоль Чулышмана, повторяя его повороты, в сторону Телецкого озера, до которого от перевала около 80 км.

Сам Чулышман прекрасен. Ярко-зеленая изумрудно-прозрачная вода с шапками белоснежных бурунов на перекатах и порогах, оглушительный рев воды, отвесные скалы по берегам с обеих сторон. Величие гор здесь ощущается особенно сильно.

Отъехав от перевала километров на 20, мы нашли наконец подходящее место на самом берегу. Огромный валун и чистая аккуратная площадка. На ней немного мусора (встретил бы тех, кто бросил — руки бы обломал по самые плечи), который мы быстренько прибрали и начали ставить лагерь.

Поставили палатуку, развели костер. По берегам растет масса. тополей! Здесь их встретить было огромной неожиданностью, я привык к хвойной тайге Улагана. Но здесь — микроклимат и есть даже большой яблоневый сад.

Река кристально прозрачна, виден каждый камешек на дне. А на вкус вода в Чулышмане просто чудесна. Но холодная, до ломоты в зубах. Да, купаться здесь — небольшое удовольствие. Чуть ниже места нашей стоянки — широкий плес и сразу за ним — мощный порог. Река здесь зажата двумя огромными глыбами гранита, между которыми летит с диким ревом.

Лагерь поставлен, и я помчался пробовать ловить хариуса. У меня спиннинг с блеснами и второй с местной снастью, сплетней. Сплетня — уникальное изобретение местных рыболовов. На лесу привязывается большой пенопластовый поплавок со свинцовым грузом внутри. Выше него на метр — еще один, но уже без груза. И между поплавками на коротких поводках привязаны мушки и мормышки разных цветов. При забросе тяжелый поплавок вытягивает всю конструкцию в линию, и работая спиннингом, можно облавливать большие участки реки. Но в этот вечер удача мне улыбатьс не стала. Видимо решила, что фантастических окрестных видов мне за глаза. На следующий день я был ей очень за это благодарен, ведь мне пригодился весь ее запас.

Вечер на берегу Чулышмана — это сказка. Река, будто утомившись за день, к ночи начинает шуметь чуть тише, и можно говорить, не срывая голос.

Огромные Улаганские звезды теснятся в разрыве между скал над головой. Ветер гуляет где-то наверху, не долетая до нас. Пахнет травами и немного камнями. Мы наварили еды, плотно поужинали и сейчас пили чай. Молчали. Впитывали величие момента. Уснул я у костра, так и не добравшись до палатки, благо было тепло и нагревшаяся за день земля щедро делилась теплом до самого утра.

Утро началось с умывания в ледяной воде. Температура всего 4 градуса, бодрит!

Я начал было собираться на рыбалку, но Миша сказал:

Источник

Adblock
detector