Меню

Среди высоких гор есть прекрасное голубое озеро

Рабочая программа педагога по русскому языку в 5 классе (стр. 6 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Педагогика Рабочие программы 5 класс Программы Программы и мероприятия (общая рубрика) Рабочие программы по родному языку Рабочие программы по русскому языку Рабочие программы педагогических работников Русская литература Языки

8. Найти существительное, имеющее только форму мн. ч.

9. У какого существительного надо поставить букву и?

10. В каком случае нужен ь ?

в) С пастбищ.. . г) Брош.. .

11. В каком случае нужно вставить о?

12. В каком случае необходимо вставить и?

13. Каким членом предложения является слово танк в предложении

Игрушечный танк подарил мне брат?

а) Подлежащим. б) Определением.

14. Имена существительные бывают:

а) собственными и нарицательными;

б) качественными, относительными, притяжательными;

в) частными и общими;

г) личными и неличными.

15. Большинство имен существительных изменяется:

а) только по родам; б) не только по родам;

в) по числам и падежам; г) по временам.

16. Существительные бывают:

а) одушевленными и неодушевленными;

б) живыми и неживыми;

в) полными и краткими;

г) собственными и несобственными.

17. Большинство имен существительных можно распределить по группам склонения:

а) 1-е, 2-е; б) 1-е, 2-е, 3-е;

в) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е; г) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.

18. Определите род существительных.

Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, фланель, путь, ферзь.

19. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:

Отборная рож. холодная полноч. камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш. железный ключ. плеч..м к плечу, черная туш. исполнили туш. сторож. марш..м, пастбищ..м, плащ.. .

20. Непостоянные признаки существительных:

а) род, падеж, склонение

в) падеж, число, склонение

Критерии оценки:

«2» — 0 – 11 баллов

Контрольная работа (диктант) по теме «Имя существительное»

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное»

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.

(По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Найти в тексте слова с орфограммой № 3, списать их, обозначить орфограмму графически.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения: 1 вариант – второе предложение первого абзаца; 2 вариант – первое предложение второго абзаца.

3. Разобрать по составу слова маленький, береговой, озерная, прозрачны.

«Имя прилагательное» Тест.

I. Задание

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, желтый, белый;

в) медленный, верность, желтый, белый;

г) медлительность, белый, верность, желтый.

3. Какое окончание нужно дописать? Выберите столбик:

а), б), в), г), в котором последовательно расположенные окончания соответствуют окончаниям данных прилагательных:

сине.. пальто яя ия ее ие

прежн.. подругу ую ею юю ию

средн.. полоса яя ея яя ия

у хорош.. друга ова ева его ого

4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.

5. Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем:

а) на дальн..м острове, в вечерн..м небе, в дремуч..м лесу;

б) в сине..м небе, весенн..м днем, о прежн..м пути;

в) о весенн..м дне, в син..м платке, тих..м утром.

6. В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь?

а) шалаш. могуч. хорош. стереч..;

б) из-за туч. пахуч. сбереч. луч..;

в) багаж. хорош. овощ. возле дач.. .

7. Прилагательные в полной форме является в предложении как правило:

8. Прилагательное в краткой форме является:

9. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

в) что делать? что сделать?

10. Буква О пропущена в окончании прилагательного:

а) к чуж..му берегу;

б) погож..го вечера;

в) старш..му брату;

б) мелк..й бассейн;

в) младш..й сестрой.

II. Задание

12. Поставьте прилагательные в нужную форму.

Образец: (светлый) куртка – светлая куртка.

(белый) лошадь, (горький) полынь, (сладкий) сон, (печальный) история, (грязный) окно, (чистый) платье, (огненный) грива, (волшебный) музыка, (сизокрылый) голубка, (главный) тема.

13. Спишите, предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными.

Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый) бора и осветило (просторный моховой) болото. Оно поросло (частый) березняком. Вся земля покрыта (мягкий зеленый) мхом, а на бугорке (целый) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый) чернику за другой.

Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол»

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

(По Г. Скребицкому)

Тест по теме « Глагол» (5 класс ) 1 вариант

Ф. И._____________________________ класс___________ дата___________

Что обозначает глагол? _______________________________________________________________________ В каком случае НЕ пишется с глаголом слитно? Отметьте нужный вариант

3. Определите спряжение глагола:

строить — 6. плавать — выгнать — 7. клеить — обмануть — 8. терпеть — разрезать — 9. вертеть — услышать — 10. лаять —
Какого вида следующие глаголы? плыть — 4. вставать — 7. идти- шепнуть — 5. кричать — 8. взять- запивать — 6. прочитать — 9. вставать-

5. К указанным глаголам подберите парный глагол другого вида.

1. допить а) пить 3. отгадать а) гадать

б) допивать б) отгадывать

2. прыгать а) прыгнуть

6. Отметьте глаголы в форме настоящего времени.

напишу 4. буду отдыхать 7. испечь глажу 5.пылесосит 8. собирает прочитаю 6.племенеет 9. лает

7. Отметьте глаголы 2 спряжения.

терпеть 4. зависеть выгнать 5. смотреть дышать 6. стелить

8. Отметьте глаголы, которые не употребляется без частицы –ся.

смеяться 4. гордиться браться 5. карабкаться бояться 6. рваться

9. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо

жгуч… смеёш…ся тиш… испеч….

10. В каком случае нужно вставить букву И?

11. Разберите по составу слова

Собираться ползти сгибаешь чихнуть

12. Вставьте пропущенные буквы

Раста…л, чит…л, увид…л, постро….л

Тест по теме « Глагол» (5 класс) 2 вариант Ф. И._____________________________ класс___________ дата___________

1. Что обозначает глагол? _______________________________________________________________________

В каком случае НЕ пишется с глаголом слитно? Отметьте нужный вариант

3. Определите спряжение глагола:

обидеть — 6. сеять — хлестать — 7. клеить — искать — 8. терпеть — разрезать — 9. вертеть — слышать — 10. колоть — Какого вида следующие глаголы? решить — 4. встать — 7. плестись- шептать — 5. крикнуть — 8. косить- вздыхать — 6. захотеть — 9. беречь —

5. К указанным глаголам подберите парный глагол другого вида.

1. допить а) пить 3. отгадать а) гадать

б) допивать б) отгадывать

2. прыгать а) прыгнуть

6. Отметьте глаголы в форме настоящего времени.

пишу 4. прочитаю 7. работает гладил 5. бегает 8. готовит буду читать 6. горит 9. сеет

7. Отметьте глаголы 2 спряжения.

терпеть 4. зависеть выгнать 5. смотреть дышать 6. стелить

8. Отметьте глаголы, которые не употребляется без частицы –ся.

смеяться 4. гордиться браться 5. карабкаться бояться 6. рваться

9. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо

пахуч… береч… пасеш….

10. В каком случае нужно вставить букву И?

11. Разберите по составу слова

Учиться идти сберечь выбираешь

12. Вставьте пропущенные буквы

Пон…ла, подкле…л, вылет…л, услыш…л

Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 5 класса

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадет в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

Я жил на берегу моря. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи сидел огромный пес Рябка. Он был лохматый, весь в темных пятнах. Пес стерег дом. Кормили мы его рыбой.

Рябка привык, что мы с ним разговаривали. Я спрашивал его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду в ту сторону, куда ушел Володя. Иногда придешь с моря без рыбы, а Рябка ждет ее, вытянется на цепи, повизгивает. «Плохи наши дела, Рябка!» — скажешь сердито. Он вздохнет, ляжет, положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.

Вот какой умный пес!

Грамматическое задание

1. Что обозначено в заглавии: тема или основная мысль? Есть ли в самом тексте предложение, в котором выражена основная мысль? Если да, подчеркните это предложение

Читайте также:  Озеро рица где оно находится

2. Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант — 6 предложение 2 абзаца

Итоговый контрольный тест за курс 5 класса

1. Укажите звонкие согласные:

а) к; б) д; в) т; г) с.

2. Какая часть слова образует форму слова:

3. Укажите суффикс глагола прошедшего времени:

а) —ал

в) —ну

4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩ ^ ^ .

5. Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:

6. Найдите верный ответ:

а) скрипач – имя сущ., ж. р.;

б) написала – глагол прош. вр., ж. р.;

в) пахуч – глагол наст. вр.;

г) написать – глагол несов. в.

7. Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак:

8. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:

. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.

б) Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.

в) Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.

г) Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

9. Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков:

10. Найдите слово с ударением на втором слоге:

11. Какие из указанных морфем участвуют в словопроизводстве:

12. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^ ^ .

13. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков слова:

а) прочитать – гл. несов. в.;

б) дышать – гл. I спр.;

в) жгуч (ветер) – гл. прош. вр., м. р.;

г) построила – гл. прош. вр., ж. р.

14. Укажите окончания глагола II спряжения:

а) –ат;

б) –ишь;

в) –ет;

г) –ем.

15. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Сова по-прежнему сидела на жердочке, и смотрела на меня своими круглыми глазами.

Б) Опытные охотники говорят, что медведица с осени берет в берлогу только одного медвежонка, а другого выгоняет из своей берлоги.

В) Ежи – смирные и кроткие животные.

Г) «Дедушка, выходи скорее!» — крикнул в открытое окно внук.

Критерии оценки:

«5» — 13 – 15 баллов

«4» — 10 – 14 баллов

«3» — 7 – 9 баллов

«2» — 0 – 6 баллов

МАТЕРИАЛЫ К ПЕРЕВОДНОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Итоговый тест Вариант 1

А1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

1. весело, висеть, сад

2. портфель, зеркало, вода

3. зеркальный, веселый, радость

4. двигаться, вспыхнуть, вспышка

А2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

1. бесстрашие, бессердечный, прекрасный

2. навязчивый, бесстрашный, приветливый

3. уютный, смелость, умный

4. летний, глиняный, уверенность

А3. В каком ряду все слова являются глаголами?

1. осмотр, выставка, плавание 2. смотреть, ставить, плавать

3. увидеть, всмотреться, бег 4.бежать, ловить, улов

А4. В каком ряду все имена существительные женского рода?

1. фасоль, мышь, руль 3. мозоль, пень, кость

2. кефаль, постель, тень 4. стойкость, кровать, рояль

А5. Укажите неверно составленное словосочетание.

1. чудная картина 3. храброе лицо

2. обаятельная девушка 4. холодный взгляд

А6. В каком ряду допущена ошибка в образовании форм глагола?

1. отобрать – отберу, отберем, отберут

2. вызывать – вызываю, вызываешь, вызовем

3. заснуть – засну, заснем, заснете

4. отдирать – отдираю, отдираем, отдирают

А7. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа?

1. салазки, щипцы, очки 3. кусачки, тиски, школы

2. плоскогубцы, клещи, клопы 4. пятнашки, прятки, расчески

А8. Укажите прилагательное в краткой форме.

1. могучий 3. внимателен

2. сильный 4. значительный

А9. Укажите ряд, где все глаголы в неопределенной форме.

1. взмахнуть, вспомнить, стеречь

2. взлететь, написать, вспомнишь

3. вспоминается, придумать, засмотреться

4. зажечь, пройти, потеряла

А10. Укажите ряд слов, в котором все существительные 1 склонения.

1. запись, записка, опушки

2. цифра, газета, яблоня

3. скрипач, скрипка, старость

4. птица, береза, направление

А11. Укажите ряд слов, в котором все глаголы I спряжения.

1. играть, догонять, зависеть

2. сортировать, перевязать, вертеть

3. учитывать, присмотреться, видеть

4. брить, унести, поймать

А12. Укажите ряд слов, где все глаголы совершенного вида.

1. нарисовать, пройти, увидеть

2. смотреть, терпеть, вытерпеть

3. написать, присмотреться, видеть

4. ловить, унести, поймать

А13. Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква и.

1. вода в графин…, в живописном ущель…, купаться в мор…

2. в минуты радост…, в интересном сценарии…, в постоянном движении…

3. идти вместе по жизн…, побывать в планетарии…, прочитать в газет…

4. посреди опушк…, увидеть в спектакл…, встретить у избушк…

А14. Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква е.

1. пост…лить скатерть, прот…реть стол, бл…стеть на солнце

2. бл…стательный успех, проб…раться в темноте, приб…рет в комнате

3. зам…рать от страха, прим…рять платье, заж…чь свет

4. бл…снуло вдали, прот…рать посуду, уп…реться в дверь

А15. Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква ь.

1. доч…, хочеш…, береч…

2. камыш…, шипуч…, стереч…

3. сторож…, рисуеш…, поджеч…

4. товарищ…, помниш…, подстрич…

Внимательно прочитайте текст. Выполните задания В1 – В4

(1) Лес уже опадал. (2) Колеи были засыпаны рыжими листьями. (3) Кое-где еще цвели маленькие желтые одуванчики, но вся трава уже высохла. (4) Черные стволы буков обвивал свежий плющ. (5) Его зеленые листья перемешивались с багровой осенней листвой. (6) Казалось, что на плюще сидят сотни красных бабочек.

(По К. Паустовскому)

В1. Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква е. из 1 – 4 предложений существительные множественного числа.

В2. Укажите существительное, которое имеет форму только единственного числа.

В3. Укажите прилагательные единственного числа.

В4. Укажите глаголы единственного числа, мужского рода.

С1. Определите тему и идею текста.

С2. Озаглавьте текст

С3. Расскажите о своих наблюдениях за красками осени.

А1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

1. красивый, красиво, парк

2. школьный, зеркальный, отражение

3. наводнение, прыжок, объяснение

4. движение, вспышка, ненависть

А2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

1. бесстрашный, бессердечный, прекрасный

2. навязчивый, бесстрашие, замечательный

3. глупость, ленивый, глиняный

4. зимний, январский, смелость

А3. В каком ряду все слова являются глаголами?

1. осмотреть, показывать, невзлюбить

2. плавание, таять, гнаться

3. жалить, маяться, радушие

4. бежать, вертеться, головокружение

А4. В каком ряду все имена существительные мужского рода?

1. тополь, ясень, тюль 3. вопль, портфель, отрасль

2. пень, циркуль, сено 4. моль, мозоль, студень

А5. Укажите неверно составленное словосочетание.

1. дружная работа

2. дружественная обстановка

3. дружные отношения

4. дружеские отношения

А6. В каком ряду нет ошибок в образовании форм глагола?

1. выжать – выжму, выжмем, выжмут

2. испугать – испугаю, испугаешь, испугаемся

3. ворваться – ворвусь, ворвешься, врываются

4. протирать – протираю, протираем, протрешь

А7. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа?

1. джинсы, ворота, жалюзи

2. кавычки, ножницы, птицы

3. плоскогубцы, косы, вилы

4. жмурки, салочки, произведения

А8. Укажите прилагательное в краткой форме.

1. умен 3. длинный

2. внимательный 4. замечательный

А9. Укажите ряд, где все глаголы в неопределенной форме.

1. зажечь, вспомнить, прилететь

2. запомнить, беречь, зажигаешь

3. слышатся, слышать, смотреть

4. зайти, потерять, покричишь

А10. Укажите ряд слов, в котором все существительные 2 склонения.

1. вода, ясность, направление

2. альбом, госпиталь, радость

3. затмение, товарищ, море

4. отправление, интерес, открытка

А11. Укажите ряд слов, в котором все глаголы II спряжения.

1. заклеить, обидеть, вынести

2. колоть, терпеть, заметить

3. дышать, ненавидеть, гнать

4. заверить, назначить, жаждать

А12. Укажите ряд слов, где все глаголы совершенного вида.

1. рисовать, смотреть, увидеть

2. засмотреться, вытерпеть, зажечь

3. нарисовать, запомнить, идти

4. носить, выйти, купить

А13. Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква е.

1. увидеть на подоконник…, скакать на лошад…, вдоль дорог…

2. сидит на берез…, увидел на закат…, купаться в мор…

3. запах полян…, вернулся из поездк…, спускаться по тропинк…

4. говорить о воспитании…, в огромном здании…, спускаться на парашют…

А14. Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква е.

1. расст…лить покрывало, зам…реть от неожиданности, подб…рать материал

2. заж…чь огонь, выт…реть доску, выб…рет торт

3. выб…рать друзей, зап…реть калитку, зам…реть от страха

4. бл…снуло вдали, прот…рать посуду, уп…реться в потолок

А15. Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква ь.

1. мыш…, смотриш…, вериш… 2.врач…, брош…, говориш…

3. зажеч…, подстрич…, грач… 4.подстереч…, шипуч…, подготовиш…

Внимательно прочитайте текст. Выполните задания В1 – В4

(1) Я подошел к крутому обрыву. (2) Передо мной раскрылась чудесная картина. (3) Громадное расстояние можно было окинуть взором. (4) До самого горизонта расстилаются бесконечные поля. (5) Солнце печет беспощадно. (6) Раскаленный воздух чуть колышется. (7) Бесчисленное количество тропинок сбегает вниз и пересекает луг. (8) Запах цветущих растений распространяется в воздухе.

В1. Укажите слова, в которых есть корень с чередованием гласных.

В2. Укажите глаголы прошедшего времени.

В3. Укажите глагол настоящего времени, множественного числа, I спряжения.

В4. Укажите из 1 – 4 предложений существительные 2 склонения.

С1. Определите тему и идею текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

С2. Озаглавьте текст

С3. Расскажите о своем впечатлении от когда-либо виденной чудесной картины.

Источник

)Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую погоду спокойна озёрная гладь. Лёгкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озёрное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.

(По И. Соколову — Микитову определить тему текста?)

Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

1. Страшны над горным озером бури. (повествовательное, простое, распрастранённое, невосклицательное, двусоставное, не осложнено)

P.S. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

2. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город.

P.S. Я думаю, тут надо подчеркнуть все главные и второстепенные члены предложения, указать части речи.
Тогда можно будет понять, что тут две грамматические основы, которые разделяются запятой.

Читайте также:  Кроссворд по географии 6 класс реки озера

3. Графически подчеркни орфограмы, они быват разными.
Например:
● Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную.
● Непроверяемая безударная гласная в корне. Та гласная, на которую не падает ударение и проверить её нельзя, только запомнить.
● Проверяемая согласная в корне. Например: слово «столБ». В конце звучит глухой звук «П», а писать нужно через букву «Б». Это значит, что буква «Б» является орфограммой.
● Непроверяемая согласная в слове. Например: «раЗрушить. Орфограммой является буква «З» в приставке «раЗ». Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку «раЗ», если с глухой — приставка «раС».

Источник



Промежуточный котрольный срез
материал по русскому языку ( класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Контрольный диктант по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
Контрольный диктат 19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточный контрольный срез

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным глубоким озером сильные бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.

Любители приключений, приезжайте на голубое озеро!

Миновав пустые огороды, Ксения вышла к реке, и в лицо ей повеяло студеной свежестью. Свет воды ударил в глаза, она зажмурилась и несколько минут стояла так, наслаждаясь охватившей ее тишиной. Река здесь текла покорно и тихо, отражая белые облака, порыжелые осенние берега, играя в омутных водоворотах последними яркими листьями. В копытных следах, которыми была изрыта вся кромка берегов, голубыми слитками блестела вода. Из одного следа, запрокидывая черную иголку клюва, пила желтая пичуга. Вспугнутая появлением Ксении, она вспорхнула на ветку ивняка и закачалась на ней, тоненько посвистывая. Под выдвинутым в реку деревянным мостиком захлюпала вода, и Ксения увидела сгорбленную старуху, неуверенно вступавшую на шаткий настил. Она несла на коромысле ведра, полные настиранного белья. Изучая ногами колыхавшиеся доски, седая старуха добралась до края мостиков, осторожно сняв ведра и кряхтя, она опустилась на колени. Несколько минут она сидела, полузакрыв глаза, отдыхая. Прополоскав пару белья, старуха подышала на озябнувшие пальцы, и тут Ксения, не выдержав, быстро побежала по мосткам, чтобы помочь старой женщине.

Когда-то считалось, что предсказывать будущее могут только прорицатели, наделенные способностью предугадывать события.

На самом же деле все мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями. Вот вы собираетесь в школу и берете с собой ручку. Почему? Вы предугадываете события, так как ручка вам обязательно понадобится. Вы отправляетесь за город и на вокзале покупаете билет не только туда, но и обратно. Опять предугадали события! Вечером вы будите возвращаться домой.

Так мы легко убеждаемся, что человек постоянно живет не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря тому, что у него есть память.

Память-это способность человека запечатлевать в головном мозге, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал , делал, думал. Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.

Напуганный двумя дурными ,по его мнение, предзнаменованиями наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса .Обсудив положение мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрали. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь.

Почти в каждом захолустном городке и в некоторых безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек, о работах которых никто не знает и не пишет.

Сколько раз случалось мне находить в глуши, в стареньких избах, стены которых увешаны выцветшими фотографиями и бумажными трескучими цветами, картины без рам. Иной раз к ним нельзя было прикоснуться без того, чтобы из-под них не побежали крупной рысью во все стороны тараканы.

Спросишь какую-нибудь бабку, чьи это картины, и почти всегда услышишь в ответ, что это сынок ее баловался. Неумелые, на взгляд утонченных ценителей, эти картины, открывающие красоту хорошо знакомых мест, полны примитивной прелести.

Лев Толстой-наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать, — одна из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами, встает целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен; это-не метод Вальтера Скотта и, само собой разумеется, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой –русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придется ничего менять; здесь исторические лица, чьи черты установлены навеки. Это-непреходящее… Это великое произведение великого писателя, -и это подлинная Россия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Котрольная работа по английскому языку для учащихся 7 класса по теме «Школа»

Данная контрольная работа предназначена для проверки уровня сформированности лексических навыков и предназначена для обучающихся со средним уровнем обученности. Учебник Биболетовой М. З., Unit III.

Контрольная работа по русскому языку (промежуточный срез за 1 полугодие) 9 класс

Контрольная работа рекомендована в качестве срезовой работы за 1 полугодие на уроках русского языка в 9 классе. Работа разбита на 3 уровня: задания первого уровня с выбором ответа, задания второго уро.

Входные и промежуточные срезы в 6,9, 10 класс

Полугодовой срез в 10 классе. Содержит 5 тригонометрических заданий.

Котрольный срез за 1 четверть

Контрольный срез (тестирование) за 1 четверть.

Задания для промежуточного контроля.

Промежуточный срез. 10 класс.

контрольная работа по биологии 5 класс (промежуточный срез)

Контрольная работа содержит 10 заданий. Различающихся по содержанию, типу и уровню сложности. Содержание заданий определено на основе примерной программы и планируемых результатов.Работа по биологии.

Источник

Среди высоких гор есть прекрасное голубое озеро.Страшны над горным озером бури.Высокие волны гуляют на широком просторе.
В тихую ясную погоду спокойная глубокая озёрная гладь.Лёгкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок.После трудного пути приятно погрузиться в их прохладную влагу.
Прозрачны воды горного озера.В хорошую погоду на большой глубине видно озёрное дно.Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру.Капитан парохода может показать место,где на дне озера лежит древний город.

1.Выполнить синтаксический разбор простого предложения: Страшны над горным озером бури.
2.Графически объяснить знаки препинания в сложном предложении.
3. Обозначить графически орфограммы.

1. Страшны над горным озером бури. (повествовательное, простое, распрастранённое, невосклицательное, двусоставное, не осложнено)

P.S. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

2. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город.

P.S. Я думаю, тут надо подчеркнуть все главные и второстепенные члены предложения, указать части речи.
Тогда можно будет понять, что тут две грамматические основы, которые разделяются запятой.

3. Графически подчеркни орфограмы, они быват разными.
Например:
● Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную.
● Непроверяемая безударная гласная в корне. Та гласная, на которую не падает ударение и проверить её нельзя, только запомнить.
● Проверяемая согласная в корне. Например: слово «столБ». В конце звучит глухой звук «П», а писать нужно через букву «Б». Это значит, что буква «Б» является орфограммой.
● Непроверяемая согласная в слове. Например: «раЗрушить. Орфограммой является буква «З» в приставке «раЗ». Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку «раЗ», если с глухой — приставка «раС».

Источник

Имя на поэтической поверке. Людмила Татьяничева

В 1966 году, приехал я из Брянской области, г. Новозыбкова, после 10-ти классов, по комсомольской путёвке, в г. Челябинск. Направление было в трест «Уралнефтегазстой», на строительство газопровода «Бухара – Урал».

В центральном, книжном магазине, г.Челябинска, купил, по случаю, сборник стихов уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой «Когда говорят о России».

Стихи меня поразили, очень своим, не похожим на другие голоса поэтов: голос был доверительный и уверенный, мягкий и строгий.

С тех пор, любовь к творчеству Людмилы Татьяничевой, сохранилась у меня, на всю жизнь.
Стихи у неё разные, написанные на различные темы и события, связанные с многообразным проявлением человеческой души, любовь, дружба, красота самобытной уральской природы.

Уральская поэтесса, как преданная дочь, своей мужественной и богатой полезными ископаемыми земли, много и образно с любовью писала об Урале и его людях.

***
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда,
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл,
…Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
1949 г.
«Живу я в глубине России».

Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини,
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга…
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной мне видится Россия.
Суровей
Строже, может быть,
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж,
Но сердце русское –
Всё — то же
И доброта. И песни те ж!
И лица те же, что в Рязани.
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена.
1963 г.

Родилась Людмила Константиновна Татьяничева (1915 – 1980), советская поэтесса, прозаик, общественный деятель 19 дкабря 1915 года в г.Ардатове, Мордовия, в семье сельской учительницы Агриппины Степановны Татьяничевой и студента – медика.

Мать была литературно одарённой женщиной, вела дневник, писала стихи, Когда Людмиле было 4-е года, в 1919 году умирает отец. Мать с дочерью уехала учительствовать в ближнее село Хлыстовка.

На горе, в 1926 году не стало матери, и в 10 лет Людмила осталась круглой сиротой.

Потом, через много лет она напишет об этих горьких днях, о смерти матери:

«Мне очень хотелось запомнить её могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды.Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им тёплый ствол берёзке, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу. Так оборвалось моё детство».

На воспитание девочку взяли бездетные родственники из г. Свердловска

В этой интеллигентной семье всячески поощряли поэтический дар Людмилы, который она унаследовала от матери. В 1932 году окончив школу-семилетку, Людмила пошла, работать токарем на завод.

В 1933 году поступила на заочное отделение в Уральский институт цветных металлов и золота. В 19 лет, прервав учёбу, приехала на строительство Магнитогорска, жила в «писательском бараке».

Работала в газетах «На рельсах гиганта», «Магнитогорский рабочий», была участницей литературного объединения «Буксир». В том же году в журнале Штурм» появились первые стихи Людмилы Татьяничевой.

В Магнитогорске, познакомилась со своим будущим мужем, тогдашним заведующим промышленным отделом газеты «Магнитогорский рабочий» Николаем Смелянским.

Работу, творчество, общественную деятельность, воспитание 2-х сыновей, Людмила Татьяничева совмещала с обучением в Литературном институте им. Горького, который окончила в 1941 году и вступила в партию.

В 1944 – 1946 годах, Людмила Константиновна была директором Челябинского областного издательства. На этой должности стала «крёстной матерью» для многих молодых уральских поэтов.

В 1943 – 1953 годах работала ответственным секретарём Челябинской писательской организации.

В 1944 году в Челябинске вышла первая книга стихов «Верность». В 1945 году Людмила Татьяничева вступила в СП СССР.

В 1956 – 1958 годах работала собкором «Литературной газеты» по Уралу.
В 1965 году переехала на жительство в Москву. В 1965 – 1975 годах работала секретарём правления СП РСФСР.

Сотрудничала с композитором Михаилом Чистовым, который написал несколько песен на её стихи: «Ей приснилось, что она Россия» — исполняла Людмила Зыкина, «Ромашки для влюблённых» — исполняла Валентина Толкунова.
«Мне бы только суметь», « Дежурная сестра», «Молчание», «Гудки» — исполнял Александр Розум.

За период своего творчества, Людмила Татьяничева, написала 41 книгу поэтических произведений и прозы.Писатель Михаил Алексеев сказал о Людмиле Татьяничевой:

«. Прекраснейший поэт, самобытнейший, неповторимый, как уральский самоцвет, Людмила распространяла вокруг себя некое сияние, в лучах которого и ты делаешься светлее и, главное, добрее.Доброта — это, может быть, самый великий дар Божий, который Людмила несла в душе своей. «

Страна по достоинству оценила вклад Людмилы Константиновны в развитие российской словесности, она имела следующие награды и звания:

— Государственная премия РСФСР им. М.Горького – 1971г. – за книгу стихов «Зорянка».
— Орден Октябрьской революции – 1975 г.
-Два ордена Трудового Красного Знамени – 1965, 1971г.
— Два ордена «Знак Почёта» — 1952, 1960 г.

Скончалась Людмила Константиновна Татьяничева 8 апреля 1980 года, Похоронена на Кунцевском кладбище в Москве.

Именем Татьяничевой названа улица в Челябинске и Магнитогорске, челябинская библиотека № 26. На домах в Магнитогорске, Челябинске и Екатеринбурге, где жила поэтесса, установлены мемориальные таблички в её честь.

Учреждена Международная литературная премия имени Л.К.Татьяничевой.

В прошедшем году, решением Комиссии по присуждению Международной премии им.Л.К.Татьяничевой от 19 декабря 2018 года,присуждена поэту, члену Союза писателей России Александренко Елене Витальевне (Приморский край).

За книги лирических стихотворений о русской природе и любви к Отечеству,изданные в г. Владивостоке («Доброе слово» — 2017 г. и «Поцелуй калины» — 2018 г.).

Александренко Е.В.- получила Диплом о звании лауреата и медаль Премии им.Л.К.Татьяничевой.

В 1995 году именем поэтессы названа малая планета № 3515.

В книге стихов Людмилы Татьяничевой «Пора медосбора», вышедшей в 1974 году, в изд. «Современник», было помещено её обращение к читателю:

«Дорогой мой читатель!

С волнением я обращаю к тебе слово сердечного привета, потому что книга эта каждой своей строкой – обращена к тебе.
И если она окажется для тебя доброй собеседницей, я буду безгранично рада…».

Эти строки, написанные одной из талантливейших наших поэтесс, Людмилой Татьяничевой, адресованы читателю, умному и сердечному, который, несомненно, познакомившись с творчеством уральского автора, полюбит навсегда её стихи, такие яркие и не ординарные.

Из поэтического наследия Людмилы Татьяничевой.

Гордым – легче,
Гордые не плачут
Ни от ран,
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат.
О любви, как нищие, не молят.
Широко раскрылены их плечи,
Не гнетёт их зависти короста…
Это правда –
Гордым в жизни легче,
Только гордым сделаться –
Не просто.
1961 г.
***

Что может быть бесплодней
Сожалений?
Ты, прожитые годы вороша,
Поймёшь однажды,
Скольких потрясений
Могла бы избежать твоя душа.
А жизнь твоя
Могла бы стать примером
Гармонии,
Где стройны, все черты…
Пусть это так,
Но то была б, наверно,
Уже другая женщина.
Не ты!
1967 г.

Я пишу тебе, милый,
Со станции Осень.
Здесь подолгу стоят
На путях поезда.А багряные листья
Неспешно уносит
В своих зябких ладонях
Речная вода.
Журавлиные стаи
Торопятся к югу.
И проезжие люди,
От дома вдали,
Неизвестно зачем
Уверяют друг друга,
Что они не грустят,
А грустят журавли.
Но однажды журавль,
Ниже всех пролетая,
Мне сказал,
Помахав беспечальным крылом,
Что у них на земле
Два любимейших края
И что каждый их ждёт,
Как родительский дом…
Может быть, он и прав.
Только я не об этом…
Чтобы высказать всё,
Мне не хватит письма…
Если строгий кассир
Не продаст мне билета,
Как ты будешь один
На разъезде Зима?
1965 г.

Глухая станция в снегу,
Ты снишься мне опять!
Я вслед за поездом бегу
И не могу догнать.
Электровоз берёт разгон,
Всё убыстряя ход.
И нескончаем твой перрон,
Как високосный год.
А я на нём –
Совсем одна.
И нет пути назад…
В луче, упавшем из окна,
Зовущий грустный взгляд.
Я из последних сил бегу
За тем лучом в окне…
Глухая станция в снегу,
Зачем ты снишься мне?
Зачем, зачем зовёшь туда,
Где в отсветах огня
Уходят в полночь поезда,
Не подождав меня?!
1966 г.

Я выточила первую деталь,
А мастер только скупо улыбнулся,
Как будто неподатливый металл
Вдруг взял и сам деталью обернулся!
Ловлю себя на праздной похвальбе
И, радость на полслове обрываю,
Вопрос тревожный задаю себе:
-Что, если в брак пойдёт вторая? –
И лишь когда сверкающий резец
Легко пройдётся по детали сотой
И строгий мастер скажет:
-Молодец!-
Смогу гордиться я своей работой…
1966 г.

Мой отец-охотник,
Человек таёжный
Он слова, как порох
Тратил осторожно.

Зря не приголубит,
Даром не ославит.
Скажет – что отрубит,
Как печать поставит.

Всем в отца я вышла.
Сквозь глухие двери
Чутким ухом слышу,
Как растут деревья.

Путь зимою вьюжной
Отыщу по небу.
Знаю цену дружбе,
Пороху и хлебу.

Всё отец оставил –
От ружья до крова,
Только не наставил
Как найти мне слово.

Чтоб по цели било
Без искры осечной,
Чтобы мною было
Добыто навечно.
1946 г.

Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
На зыбкую речную гладь.

Помедли, осень, покажи
Мне жёлтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа.

И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин…

Как часто невниманьем обижаем
Мы в юности отцов и матерей!
Домой из института приезжая,
К своим друзьям торопимся скорей.
На завтра отложив все разговоры,
Едва успев костюм дорожный снять,
В заречные зовущие просторы
Стремглав летим мы детство догонять.
В своих бросаем мы цветами,
Забыв нарвать для матери букет.
А мать всё ждёт.
Живёт и дышит нами,
Обновы шьёт,
Готовит нам обед
Нас держит лес.
Не отпускает Кама.
Уже темно.
Поужинать и спать.
И лишь во сне мы повторяем: «Мама»,
И наши сны оберегает мать.
А ночь идёт, всю землю обнимая,
Баюкая уснувшие дома,
Но мать не спит,
Я это понимаю
С тех пор, как стала матерью сама!

Да , полностью согласен с предыдущим автором — богата Россия талантами.
* * *
Река поэзии людской
Вбирает много ручейков,
А ручейки источник свой
Всегда берут из родничков.

Пока бьют ключики святые,
Души порывы вяжут слог.
Бурлят источники живые
И море полнят реки строк.

Пусть в стихотворном океане
Мой ручеёк не знаменит.
Рекою, может, и не станет,
Но он струится и журчит!
* * *
Даже просто взяв ручку мы передаем свое состояние души другим,
а как это получается судить не нам, главное, чтобы чувства были переданы верно!

Источник

Adblock
detector