Меню

Строение реки 6 класс рэш

Реки. Части реки. Речная система. География. 6 класс. Разработка урока

Цели:

Образовательная:

  • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке — как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента.
  • Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

Развивающая: продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;
  • умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.

Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.
  • Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Волгоградской области».

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев.

Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт».

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.

Тип урока по характеру познавательной деятельности: проблемный.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Землеведение. 6 класс- М.: Дрофа, 2014.

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный
момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

2. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.

Вода — чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

В природе давно отмечает народ
Из множества фактов такой:
Из родника вытекает ручей- водоток,
Становясь величавой рекой.
Вода устремляет свой путь никуда,
По руслу, всё время в потоке.
А что же такое, ребята, река –
Ответим на нашем уроке.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Постановка педагогических задач:

Сегодня на уроке мы:

  • узнаем, что такое река.
  • научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
  • узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
  • Научимся определять длину реки и направление течения по карте.

Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.

— Кто из вас видел реку?

— А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?

Посмотрите на картину:

— Что здесь изобразил художник?

— А как вы решили, что это именно река?

Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

Понятие река.
Беседа по картине.

Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.

Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.

Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.

Просмотр фильма.

Выделение признаков.

Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?

— Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.

Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

Запишите определение с учебника в тетради.

Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.

Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.

Составные части реки: Исток, русло, устье.

Работа с рисунком.
Объяснение.

Учитель рисует на доске.

Рисунок на доске

И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.

Дети дают свои определение.

Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.

Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.

— Вы знаете, как называется начало реки?

Кто из вас видел в природе исток у ручья, у реки может быть?

Исток — это место, где ручей-водоток только что начинает жить!

— Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?

Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.

Читайте также:  Физическая карта мира река конго

Запишите определение понятия «исток» в тетради.

Исток — начало реки.

— А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Волга — величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает исток реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

Записывают определение в тетради.

Болото, горы, озеро.

— Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».

У реки выделяют устье.

— Кто из вас видел устье?

— А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Демонстрирует репродукции картин и читает текст:

Устье, ребята, это место, куда,
Впадает ручей-караван.
Это может быть море, другая река,
Это может быть весь океан.

Существуют различные виды устьев.

В углублении — русле.

Демонстрирует схемы:

Эстуарии — воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта — форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Схема:

Схема

Схема

Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!

Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.

Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.

— Сколько всего получилось?

— Как их будем различать?

Выдвигаются варианты. (Левый и правый).

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева — то левый.

— Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

Они левые.

— Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?

— А как же здесь быть?

— Один из них первого порядка, другой — второго порядка. Как бы вы их назвали?

Варианты детей.

В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?

Читают определение в учебнике:

Совокупность главной реки и её притоков.

Речная система.

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.

Работа с рисунком.

Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

— Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»?

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

Читают текст учебника.

Записывают определения в тетради.

Бассейн реки — площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел — линия, разделяющая смежные бассейны рек

Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.

1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

2. Найдите на Физической карте России р. Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

2. Исток главной реки, устье главной реки.

3. Левые и правые притоки.

4. Притоки 1 и второго порядка.

море Лаптевых (дельта)

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант — р. Обь.

2 вариант — р. Енисей.

С помощью линейки, нитки.

3. Самостоятельно по плану описать речную систему:

1 вариант – р. Амур

2 вариант – р. Енисей.

3. Закрепление изученного материала.

Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

4. Итог урока.

Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?

5. Задание на дом.

Записывает задание на доске.

§30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.

Источник



Открытый урок географии 6 класс «Строение реки»
план-конспект урока по географии (6 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Открытый урок географии 6 класс «Строение реки»

Скачать:

Вложение Размер
stroenie_rekiu.docx_geografiya.docx 327.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск»

урок географии 6 класс

Тема: «Строение реки».

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи урока:

  • Сформировать представление о реках, её частях, элементах речной системы, бассейне реки;
  • Познакомить обучающихся с крупными реками России и своего края;
  • Развивать навыки работы с источниками географической информации;
  • Воспитывать любовь к природе свей страны и родного края;
  • Расширить кругозор обучающихся.

Оборудование и материалы:

— Физические карты России,

— Компьютер, таблицы, учебник

  1. Организационный момент:
  • проверка готовности к уроку;
  • Повторение пройденного материала.
  1. Изучение нового материала.

Прежде чем запишем, тему сегодняшнего урока давайте сначала отгадаем, загадки.

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. Что это?

Осеню спать ложусь.

Вы, наверное, догадались, что тема сегодняшнего урока « Реки». Сегодня мы поговорим о реках.

Рек на Земле очень много, только в России насчитывается более 200 тысяч рек и речушек. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности прекрасный живописный вид. Эта красота восхищала многих художников, писателей, поэтов на создание своих произведений. (таблицы с изображением рек)

1) Река. Строение реки.

И так, что называют рекой, каково строение реки? На этот вопрос мы ответим, когда посмотрим и прослушаем фрагмент записи (просмотр фрагмента презентации).

А теперь давайте запишем в тетради, что такое река.

Река — естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении- русле реки.

Река состоит из истока и устья.

Исток — начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле (запись в тетради).

Например, исток реки Днепр- исток в Смоленской области ( показываем на карте).

Устье — место впадения реки в озеро, море или другую реку.

Например, устье реки Днепр -впадает в Черное море (показываем на карте).

Кроме того, многие реки имеют притоки.

А теперь давайте составим схему- рисунок «Строение реки» и подпишем составные части реки. ( Учитель составляет рисунок на доске, дети помогают, т.к. уже познакомились со строением реки и зарисовывают в своих тетрадях)

Главная река со всеми притоками образует речную систему ( смотрим рис. учебника).

2. Бассейн реки. Водораздел.

Притоки собирают воду в главную реку с большой территории.

Участок земной поверхности, с которой вся вода стекает, в реку называют, бассейном реки.

  1. Крупные реки мира и России. Показ фрагмента презентации. Сейчас поработаем с картой и атласами и определим крупные реки России. (4. Закрепление.

Решить небольшой кроссворд. ( Кроссворд подготовлен на доске)

Работа с атласом на местах и географической картой у доски).

1.Самая длинная река мира.

2. Местность, с которого вся вода стекает в реку называется…… реки.

3. Место, где река впадает в другой водоём.

4. Самая длинная река России.

5. Естественный водный поток суши.

На контурных картах атласа подписать крупные реки мира и России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии 6 класс по теме «Реки». Предлагается конспект урока по теме. На уроке используется работа в парах, группах.

Графическая проверочная работа позволяет в интересной обучающейся форме проверить знания по теме: «Реки». Итогом правильности выполненной работы является графическая картинка «Лодочка», которая позвол.

Урок географии в 6 классе Тема «Реки»

Урок в стихах с презентацией. На уроке расширяются знания о реках, их строении и зависимости характера их течения от рельефа и климата.Учащиеся работают с картами атласа.

Урок географии 6 класс. Тема: «Реки».

Конспект урока по географии на тему: Реки.

Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Тема «Реки и озёра Евразии».

Урок направлен на расширение кругозора учащихся, а также на воспитание интереса к предмету.

Разработка урока по географии на тему: «Реки и озера мира», 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».

Урок по теме: «Реки и озера мира» позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и .

Технологическая карта урока географии по теме «Реки» 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши — реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват.

Источник

Строение реки 6 класс рэш

Река – постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле и питающийся главным образом атмосферными осадками.

Части рек: исток – место, где река берет свое начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник в горах; устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку. Понижение в рельефе, тянущееся от истока до устья рек – речная долина . Углубление, в котором течет река постоянно, – русло . Пойма – плоское, затопляемое во время половодья дно речной долины. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы. Эти ступени называются террасами . Они возникают в результате размывающей деятельности рек (эрозии), вызванной понижением базиса эрозии.

Реки

Речная система – река со всеми ее притоками. Название системы дается по названию главной реки.

Речная эрозия – углубление водотоком своего русла и расширение его в стороны. Базис эрозии – уровень, до которого река углубляет свою долину. Его высота определяется уровнем того водоема, куда впадает река. Конечным базисом эрозии всех рек является уровень Мирового океана. При понижении уровня водоема, в который впадает река, базис эрозии понижается и начинается усиленная эрозионная деятельность рек, вызывающая углубление русла.

Бассейн реки – территория, с которой река со всеми притоками собирает воду.

Водораздел – линия раздела бассейнов двух рек или океанов. Обычно водоразделами служат какие-либо возвышенные пространства.

Питание рек

Поступление воды в реку называется их питанием. В зависимости от источника поступающих вод различают реки с дождевым, снеговым, ледниковым, подземным, а при их сочетании – со смешанным питанием.

Роль того или иного источника питания зависит главным образом от климатических условий. Дождевое питание свойственно рекам экваториальных и большинства муссонных областей. В странах с холодным климатом главное значение приобретают талые снеговые воды ( снеговое питание). В умеренных широтах питание рек, как правило, смешанное . Река с ледниковым питанием берет начало в ледниках высокогорий. Соотношение между источниками питания рек может изменяться в течение года. Так, например, реки бассейна Оби могут зимой питаться подземными водами, весной – талыми снеговыми, летом – подземными и дождевыми.

Реки. Пойма

От того, какое питание преобладает, в значительной мере зависит режим реки. Режим рек – закономерные изменения состояния рек во времени, обусловленные физико-географическими свойствами бассейна и в первую очередь климатическими условиями. Режим рек проявляется в виде суточных, сезонных и многолетних колебаний уровня и расхода воды, ледовых явлений, температуры воды, количества переносимых потоком наносов и т. п. Элементами режима рек являются, например, межень – уровень воды в реке в сезон наиболее низкого ее стояния и половодье – продолжительный подъем воды в реке, вызываемый основным источником питания, повторяющийся из года в год. Паводок — кратковременный нерегулярный подъем воды в реке. В зависимости от наличия гидротехнических сооружений на реках (например, ГЭС), влияющих на режим рек, различают зарегулированный и естественный режим рек.

Все реки земного шара распределены между бассейнами четырех океанов.

Значение рек: 1) источники пресной воды для промышленности, сельского хозяйства водоснабжения; 2) источники получения электроэнергии; 3) транспортные пути (в том числе сооружение судоходных каналов); 4) места ловли и разведения рыбы; отдыха и т. п.

На многих реках построены водохранилища – крупные искусственные водоемы. Положительные последствия их строительства: создают запасы воды, позволяют регулировать уровень воды в реке и предотвращают наводнения, улучшают транспортные условия и позволяют создавать зоны отдыха. Отрицательные последствия строительства водохранилищ на реках: затопление значительных территорий с плодородными пойменными землями, вокруг водохранилища происходит подъем грунтовых вод, что приводит к заболачиванию земель, нарушаются условия обитания рыбы, нарушается естественный процесс образования поймы и т. п.

Источник

Строение реки 6 класс рэш

Реки наиболее значимые для человека водные объекты суши. Не случайно по берегам рек издавна живёт основная часть населения планеты. Рек на Земле множество, и все они крайне разнообразны.

Части реки

Река — постоянный водный поток, который течёт в выработанном им углублении — русле, созданном под действием текучей воды.

Началом реки — истоком может быть ручей, вытекающий из родника или болота, озеро или ледник. Иногда истоком реки считают слияние двух рек. При впадении в море, озеро или другую реку реки образуют устья, которые имеют разную форму. Один из типов устьев — дельта. Это низменная равнина из речных наносов, где река делится па множество рукавов. Часто встречаются устья в виде заливов, глубоко вдающихся в сушу, — губы. Исток реки всегда расположен выше её устья, поэтому река постоянно течёт от истока к устью. Участок реки, расположенный ближе к истоку, называют верхним течением, ближе к устью — нижним. Протяжённость реки от истока до устья — это длина реки. Река, впадающая в другую реку, представляет собой её приток. Притоки, впадающие в реку справа по ее течению, — правые, слева — левые.

Бассейн реки

Главная река и её притоки образуют речную систему. Территорию, с которой в реку стекают поверхностные и подземные воды, называют бассейном реки. Равнинные реки, в которые впадает множество притоков, как правило, имеют обширные бассейны.

Между двумя соседними бассейнами рек проводят водораздел. В горах определить положение водораздела просто — он совпадает с линией гребня хребта. На равнине водоразделы проводят по плоским возвышенностям, и определить их положение бывает сложно.

Равнинные и горные реки

Реки называют «совместным продуктом рельефа и климата». Подчиняясь силе тяжести, они стекают с возвышенных участков в сторону территорий с меньшей высотой. Чем больше разница в высоте истока и устья, тем стремительнее течение реки. Таким образом, рельеф определяет характер течения реки. По характеру течения принято выделять равнинные и горные реки.

На равнинах, где разница между высотой истока и устья небольшая, реки имеют спокойное течение. В горах, где велики перепады высот, реки текут быстро. Равнинные реки — широкие, извилистые и чаще всего текут по легкоразрушаемым осадочным горным породам. Бурные горные реки, как правило, текут по трудноразрушаемым магматическим и метаморфическим горным породам, прорезая в них узкие, но глубокие ущелья и каньоны.

Пороги и водопады

На горных реках, а иногда и на равнинных образуются пороги и водопады. Короткие участки реки с относительно большой скоростью течения, где вода «перепрыгивает» препятствия из твёрдых горных пород, называют порогами. При большом перепаде высот, когда вода падает с высокого уступа вниз, образуются водопады.

Водопады, как и пороги, возникают в местах выхода на поверхность особо прочных пород или в местах образования разломов земной коры. Вода может круто падать по нескольким уступам, образуя живописный каскад водопадов. Уступ водопада постепенно разрушается, особенно у основания, и водопад отступает вверх по течению реки.

Питание и режим рек

Вода в реки поступает из разных источников. Реки питаются дождевыми, талыми снеговыми и ледниковыми и подземными водами. У большинства рек несколько источников питания, но главный — один.

Тип питания реки определяется климатом. Вблизи экватора, где выпадает много осадков, реки имеют дождевое питание и полноводны круглый год. В тропических широтах, где атмосферных осадков мало, у рек преобладает подземное питание. В умеренных широтах реки имеют смешанное питание: снеговое, дождевое и подземное.

От поступления в реку воды зависит её режим — изменение уровня воды по сезонам года. Сезонные дожди, таяние снега и льда приводят к ежегодно повторяющемуся в одно и то же время подъёму уровня воды в реке — половодью. На большинстве рек России половодье бывает весной из-за таяния снега. Вследствие внезапных и обильных дождей на реках возникают паводки — резкие и кратковременные подъёмы уровня воды.

Во время половодий и паводков река выходит из берегов и затопляет пойму — возвышающуюся над руслом часть речной долины.

Разливы рек часто сопровождаются наводнениями. Вода затапливает не только пойму, но и широкие полосы земель вдоль рек, где располагаются города и сёла, железные и автомобильные дороги. Существует несколько причин наводнений. На реках сопора Евразии и Сонорной Америки весной наполнения бывают вызваны заторами льда, когда, сгрудившись, гигантские льдины образуют естественные плотины, мешающие движению воды. На реках, впадающих в моря, уровень воды может подниматься вследствие сильных штормовых ветров, которые дуют с моря и нагоняют воду в устье реки. Подъём уровня воды при этом вызывает наводнение. От таких наводнений страдают многие приморские города, расположенные в устьях рек, например Санкт-Петербург.

Источник

Adblock
detector