Меню

Сухум мост через реку гумиста

Сухум мост через реку гумиста

«На одной из улиц села увидели стоящую БМП. Подойдя к машине ближе, поняли, что она стоит заведенная. Подумали, что грузины, испугавшись, бросили ее и убежали. Кто-то хотел взорвать БМП с помощью гранатомета, некоторые решили использовать технику по прямому назначению. Было около трех часов ночи. Оказалось, экипаж боевой машины дремал, а когда заметил неладное, резко тронулся задним ходом и начал хаотично стрелять по нам из установленного на БМП пулемета. От выстрелов погиб наш товарищ Авто Дзидзария»

Ветеран войны Дмитрий Аргун

Батальон «Шаратын», который должен был идти по верхнему Гумистинскому мосту, вышел на исходные позиции только к рассвету 16 марта. Их начали расстреливать прямой наводкой грузинские артиллеристы.

В районе нижних Гумистинских мостов форсировали реку 1-й батальон и 2-я штурмовая группа. Но они не смогли добиться поставленной задачи, как и Гагрская штурмовая группа и Пицундский батальон.

«Еще толком не рассвело. На мандариновых плантациях мы растерялись. Нашей простой целью было незаметно добраться до речки, а там кинуться в нее и постараться перебраться на противоположный берег. До Гумисты оставалось метров 200. Шли на цыпочках. У одного из наших был пулемет, и при ходьбе у него шумели патроны. Видимо, это и привлекло внимание грузин, засевших в том самом двух- или трехэтажном здании, в котором мы ранее никого не увидели. Из окон верхнего этажа, завешенных полиэтиленовой пленкой, на нас обрушился шквал из автоматического оружия. Троих наших однополчан грузины убили на месте – это были Фридон (Камс) Авидзба, Алик Нанба, Герман Кове»

Источник



Четверть века назад: тамышский десант, «смертники» на нижнем гумистинском мосту и направление главного удара

Двадцать пять лет назад, в ночь с первого на второе июля 1993 года, высадкой морского десанта с баржи в селе Тамыш Очамчырского района, а затем через сутки захватом небольшого плацдарма на левом берегу реки Гумиста началась продолжавшаяся десять дней июльская наступательная операция абхазской армии в ходе Отечественной войны народа Абхазии.

Сегодня в Абхазии прошли памятные мероприятия, посвященные 25-летию высадки Тамышского морского десанта, в которых приняли участие президент Абхазии Рауль Хаджимба, другие руководители республики. Глава государства возложил цветы к Мемориалу славы в селе Тамыш и принял участие в митинге. «Единство, подобное тому, что мы проявили в годы войны, необходимо и для строительства государства в мирной жизни. Вечная память героям, сложившим головы за свободу Родины! Вечная слава всем тем, кто по зову сердца пришел защищать Абхазию! Пусть всегда царит мир на нашей земле! Желаю вам процветания и успехов», – сказал, в частности, он.

Началу июльской наступательной операции предшествовало восемь с половиной месяцев войны, а до завершения оставалось, о чем, конечно, никто тогда еще не знал, три месяца…

Четверть века назад: тамышский десант, «смертники» на нижнем гумистинском мосту

please wait

Четверть века назад: тамышский десант, «смертники» на нижнем гумистинском мосту

No media source currently available

Морской десант с «большой земли» на Восточный фронт отправлялся не впервые, был уже опыт конца 92-го, но на сей раз абхазы постарались учесть все допускавшиеся ранее ошибки. В десанте приняло участие 300 человек (позже главнокомандующий Владислав Ардзинба назвал их: «триста спартанцев») под общим руководством Заура (Лакута) Зарандия. В этой операции, как пишет в своей книге 2010 года «Грузино-абхазская война 1992-1993 гг. (боевые действия) военный историк Валико Пачулия, были задействованы все три полка Восточного фронта (командующий – Мираб Кишмария, ныне – министр обороны РА). Ошибок все же не удалось избежать – баржа подошла к берегу в темноте на границе сел Тамыш и Киндыг, личный состав высадился, но выгрузить технику там было невозможно. Уже на рассвете баржа подошла к берегу в Тамыше, где ее ждали тамышская и рекская группы под общим командованием Зазы Зантария. Противник открыл артиллерийский огонь из Очамчырского морпорта и не дал выгрузить все снаряды к уже выгруженной военной технике. Десантники стали выдвигаться трассе Черноморского шоссе, в бою на подходе к тамышской средней школе был разгромлен Душетский батальон «Аваза».

Читайте также:  Кафе ароматная река в москве

Соединившись в районе Черноморского шоссе в Тамыше с подразделениями абхазской армии, воевавшими на Восточном фронте, десантники перерезали трассу и до 9 июля контролировали коридор около 10 километров, не давая возможности грузинскому военному командованию перебрасывать подкрепления в район Сухума, сдерживая натиск восьми мотострелковых батальонов противника и проводя совместные операции с подразделениями Восточного фронта. Затем, взорвав мосты на этом отрезке трассы, они отошли на постоянные позиции у абхазских сел в Очамчырском районе. В ходе той операции погибло 60 абхазских бойцов.

В ночь со 2 на 3 июля началось наступление на Гумистинском фронте. Перед 1-й бригадой (командир – Мухамед Килба, ныне секретарь Совета безопасности РА) стояла задача сковать основные силы противника на правом фланге фронта. Непосредственно операцией, которую называли отвлекающим маневром, руководил заместитель командира бригады Виталий Смыр. Вначале по нижнему шоссейному мосту через Гумисту перебежала первая пятерка бойцов 3-го батальона, а затем последовали другие. Разведрота прикрывала наступавших. Через мост перешли 149 бойцов и командиров, которые удерживали занятый плацдарм на левом берегу реки 17 часов, почти сутки, сковав силы четырех батальонов противника. Потом они отошли на правый берег, потеряв 35 человек убитыми, 87 получили ранения.

Впрочем, ранее планировалось начать эту операцию на сутки раньше, одновременно с высадкой десанта в Тамыше. В своей заметке «Смертью смерть поправ», опубликованной в газете «Республика Абхазия» в номере от 12 августа 1993 года, я более подробно рассказал об этой героической странице в истории абхазской армии – со слов комиссара роты Рауфа Кутарба, который сам был тяжело ранен, долго лежал на левом берегу без сознания, но во время отхода роты его смогли перетащить к своим. Накануне форсировать Гумисту и имитировать крупномасштабное наступление абхазских сил вызвалось 18 добровольцев вместо необходимых 15. (Их в народе называли «смертниками».) Но глубина реки в этом месте оказалась слишком большой, а течение слишком стремительным – поток воды чуть не унес одного из бойцов. Вот почему было решено отложить операцию на сутки и переходить на левый берег по мосту, снова в те же 2 часа 16 минут. Это было сделано после небольшой артподготовки. Перешло мост 38 добровольцев из роты. Они забросали окопы первой линии обороны противника гранатами, противник бежал, оставив в окопах трупы. Рауф Кутарба, который в довоенной жизни был главным инженером Гагрского предприятия по ремонту и эксплуатации машинотракторного парка, рассказал мне, что их рота заняла позиции слева от моста, выше по течению, другая – справа. Вскоре противник понял, что на левый берег перешли незначительные силы, и начал бить по своим прежним позициям из артиллерии, гранатометов… Трое из роты числились пропавшими без вести, среди них и мужественно сражавшийся командир Александр (Сандро) Джотович Цугба из села Абгархук. Только 31 июля его тело было найдено на поле боя, а 2 августа его с почестями похоронили в родном селе.

Я особенно подробно остановился здесь на этом эпизоде июльского наступления и войны в целом потому, что о нем писалось и рассказывалось за минувшие годы относительно немного. Направлением же главного удара в ходе июльской операции стал левый фланг Гумистинского фронта. После январской и мартовской неудач командование абхазской армии поняло, что лобовым наступлением Сухум взять слишком сложно, и основные боевые действия теперь развернулись севернее города. В ночь на 3 июля, перейдя Гумисту в районе двуречья, абхазские силы в течение нескольких дней заняли села Гума, Ахалшени, Каман, а также СухумГЭС.

Но критический момент был утром 3 июля. У подножия высоты Цугуровка на маленьком лесном пятачке площадью около трехсот квадратных метров скопилось около 1200 человек живой силы из трех батальонов 2-й бригады (командир – Геннадий Чанба, начальник штаба – Аполлон Шинкуба, ныне председатель Совета старейшин республики). Впереди было открытое поле, но попытки выхода на него сопровождались подрывами на минах. Начались панические настроения, немало бойцов стало самовольно уходить и уезжать с линии фронта. Когда Владиславу Ардзинба доложили о происходящем, он немедленно выехал на фронт и стал по дороге останавливать паникеров. Ситуация постепенно стабилизировалась, и наступление было продолжено.

Читайте также:  Ютуб бабкина за рекой

В ходе наступления абхазских сил был взят в плен грузинский генерал Мамулашвили. 9 июля в 22 часа бойцы вооруженных сил РА вошли в село Шрома, где к 24 часам сопротивление противника было сломлено. Над этим крупным населенным пунктом был поднят флаг Республики Абхазия.

Дальнейшее наступление абхазских войск приостановилось, однако и войска Грузии не могли выбить их из Шромы и близлежащих сел.

В Сухум в очередной раз прилетел Шеварднадзе. В СМИ появилась информация о том, что разжалован в рядовые за отказ отправиться со своими курсантами на войну начальник высшего полицейского училища в Тбилиси Гиви Кванталиани. Министр обороны Грузии Гия Каркарашвили, блефуя, предъявил абхазской стороне свой очередной ультиматум: если формирования вооруженных сил РА не будут в течение суток к 14 июля отведены из Шромы и Ахалшени, грузинские войска пойдут в наступление на Гудауту. 18 июля председатель Совмина АРА (Автономной Республики Абхазия) Тамаз Надареишвили со ссылкой на состояние здоровья подал в отставку.

Челночная дипломатия личного представителя президента России Бориса Пастухова, который постоянно курсировал в те дни между Гудаутой и Тбилиси с Сухумом, привела в конце концов к подписанию 27 июля в Сочи соглашения о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением. Его подписали с абхазской стороны Сократ Джинджолия, с грузинской – Вахтанг Гогуадзе, с российской – Андрей Козырев. Соглашением, в частности, предусматривался перевод абхазских и грузинских (из местного населения) вооруженных подразделений на казарменное положение и создание в дальнейшем из них полиэтнических внутренних войск Абхазии. Даже тогда, впрочем, этот план выглядел как нереалистичный.

Подписание Сочинского соглашения вызвало недовольство как на грузинской стороне (бурно протестовали против «капитулянтства» оппозиционеры, в частности, председатель Партии национальной независимости Грузии Ираклий Церетели), так и на абхазской. Но в передышке нуждались обе стороны: грузинские военные опасались, что не удержат Сухум, а абхазские силы испытывали серьезный недостаток в боеприпасах. Однако абхазская сторона вышла из сражения с большими приобретениями, контролируя стратегически важные высоты над столицей Абхазии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

16x9 Image

Виталий Шария

В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

В 1975-1991 годах работал в газете «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

Источник

Самые известные мосты Абхазии

Мосты и мостики, сколько их на белом свете! А ведь мост – это не просто сооружение, во многих случаях это важный стратегический объект.

Мост через реку сближает противоположные берега и живущих на них людей. Мост стал не только сооружением — он стал символом, выражающим единение. Не зря существует выражение «наводить мосты» что обозначает налаживать отношения; или, наоборот, — «сжечь за собой мосты», то есть эти отношения прекратить безвозвратно.

Благодаря своему рельефу, страна Абхазия богата мостами всех типов. Каждый из них привлекателен и красив по-своему. Давайте же пройдемся по некоторым из них:

Главный мост Абхазии — Гумистинский мост ведущий в Сухум. На подъезде к столице, дорога резко поворачивает налево и вниз и вот он мост через реку Гумиста. Мост очень узкий, едва разъезжаются автобус и автомобиль, из-за этого скорость здесь ограничена до 20 км/ч.

Река Гумиста и мост через нее во время военных действий 1992-1993 годов были местом ожесточенных боев.

Гумистинский мост

Гумистинский мост снизу

Через Гумисту это не единственный мост, ниже по течению в районе Нижней Эшеры, есть еще один мост, точнее их даже два — автомобильный и железнодорожный.

Мост через Гумисту в Нижней Эшере, на переднем плане автомобильный, а сзади видны пролеты железнодорожного моста.

Железнодорожный мост через Гумисту. Вид от мемориала В.Г. Ардзинба

А вот старинный Беслетский мост , построенный 800 лет назад, расположен на окраине Сухума в конце улицы Чанба. Древний каменный мостик, почерневший от сырости и поросший мхом, перекинут через шумящую горную речку. Над мостом живописно склонились ветви вьющихся растений и деревьев. Красиво, не правда ли?!

Читайте также:  Какая река протекает в ижевске

Беслетский мост или мост царицы Тамары. О происхождении моста местные жители сложили интересную легенду о том, как местные жители сражалась с завоевателями. Чтобы нанести сокрушительный удар требовалось построить мост через ущелье. Но под рукой не было ничего кроме камня и песка. Тогда бросили они по всей Абхазии клич: каждый, кому дорога свобода, пусть даст храбрецам куриное яйцо. За сутки было собрано сорок тысяч яиц. Изготовив раствор из песка и яиц, искусные строители возвели за ночь мост, а через три дня ударили в тыл врага. Абхазия обрела свободу.

Один из ярких примеров абхазского подвесного моста — один из мостов через реку Бзыбь . Он расположен примерно на 18-м километре по дороге к озеру Рица. С виду мост кажется опасным, но на самом деле по нему переезжают на другой берег УАЗики.

Мост через Бзыбь

Именно к подвесным мостам над горными реками и питаю особую симпатию. Они кажутся мне особенно интересными, люблю поймать адреналин и пройтись по такому мосту, когда внизу бушует горная река.

Мост над рекой Бзыбь

Над рекой Бзыбь много подвесных мостов, вот еще один, на 6-м километре дороги к озеру Рица.

Ранней весной пройти по нему особое удовольствие. Внизу бурлящая Бзыбь, ветер раскачивает тросы, на котором крепится мостик.

Подвесной мостик на 6-м км дороги на Рицу. Фото слева - март 2019 года, фото справа - июнь 2019 года

Вот еще один мостик через Бзыбь, расположен он очень далеко в горах, близ хутора Серебряный, недалеко от села Псху.

Мост через реку Бзыбь в окрестностях хутора Серебряный, недалеко от села Псху

Мост через реку Аалдзга за Ткуарчалом — это уникальное архитектурное сооружение дугой изогнулось над горной рекой. До начала войны по нему курсировали поезда к радоновым ваннам, шахтам по добыче каменного угля и в Акармару. Сейчас рельсы на нем демонтированы, по назначению мост не используется. Зато здесь получаются фантастически красивые фотосессии!

Мост через реку Аалдзга (Ткуарчал, март 2019 г.)

И, напоследок, хочу показать ещё один подвесной мостик через речку Дгамышь, который лично для меня имеет огромное значение. По этому мостику можно попасть на пляж с Тамышской турбазы.

Мостик на турбазе, фото сделано в июне 2019 года

В далеком-далеком детстве мы с родителями отдыхали на турбазе и каждый день гуляли по этому мостику. Я, тогда еще совсем маленькая, любила стоять на раскачивающемся мосту глядя на речку.

Тот же мостик в далёком 1984 году

А какие мосты в Абхазии знаете вы? По каким ходити или проезжали? Какие больше всего вам понравились?

Источник

Озган дала поручения по проекту строительства моста через Гумисту

Строительство мостового перехода через реку Гумиста было заложено в Инвестпрограмму 2015 – 2017 годов. Статус объекта вплоть до сегодняшнего дня находится на первоначальной стадии проектирования.

СУХУМ, 13 апр — Sputnik. Строительство мостового перехода через реку Гумиста с реконструкцией старого мостового перехода обсудили в Министерстве экономики Абхазии. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Во встрече принимали участие вице-премьер, министр экономики Кристина Озган, начальник Управления капитального строительства Тимур Агрба, руководители подрядной организации и представители российской проектной организации.

По итогам встречи глава Минэка Кристина Озган предложила утвердить «Концепцию основных проектных решений прохождения маршрута» в установленном порядке и на основании этой Концепции и заключения о техническом обследовании имеющегося мостового перехода, разработать и утвердить новое техническое задание на разработку проектно-сметной документации с определением ее содержания и сроков реализации.

По ее мнению, предлагаемый ранее вариант архитектурного и конструктивного решения нового моста не сочетается с существующим мостом через реку. Усложняет реализацию проекта отсутствие заключения о техническом состоянии моста, на основании которого ранее было принято решение о необходимости его реконструкции.

«Проблема существует уже несколько лет, и необходимо найти ее решение. Учитывая стратегическую значимость данного проекта, наша задача — выйти из тупика. Данное мероприятие является мероприятием Инвестиционной программы 2020 – 2022 годов, и мы ответственны за ее своевременную и качественную реализацию в пределах тех средств, которые на нее отпущены», — заключила Озган.

Организации был выплачен аванс в сумме 7,2 миллиона рублей, который в свою очередь был перечислен на счет субподрядчика — проектной организации.

Как сообщает пресс-служба Минэка, к 2021 году у проекта «Строительство нового мостового перехода через реку Гумиста» нет проектно-сметной документации, прошедшей Госэкспертизу в России. Более того, проведенные ранее инженерно-геологические, геодезические, гидрометеорологические, экологические изыскания не могут быть использованы вновь в связи со сроком давности и требуют актуализации.

Кристина Озган также подчеркнула, что, согласно действующему законодательству, нельзя выплатить второй раз аванс на выполнение одних и тех же работ.

Источник

Adblock
detector