Меню

Святое озеро в могилеве история

Святое озеро в могилеве история

Я с детства люблю озёра. Само слово – озеро – для меня имеет магическую силу. Попробуйте произнести и вслушаться – о-зе-ро, о-зё-ра… Что-то неуловимо волшебное, связывающее нас с глубокой славянской древностью таится в этих звуках…

Озеро Святое – второе по величине в Ивановской области. Береговая линия достигает 7 км, средняя глубина 3,7 м, максимальная – 6. Но даже на максимальной глубине в середине озера вы долго еще будете провожать взглядом брошенную на счастье монетку – настолько чистая там вода!

Само озеро можно даже назвать волшебным, ощущение присутствия чего-то неуловимо-возвышенного не покидает на его берегах. С озером связано немало легенд. Одна из них рассказывает о происхождении этого чуда природы.
Когда-то в древние времена, когда озера не было и в помине, в лесной глуши жил старец Филарет. У подножия холма, где располагалось его жилище, расстилалась болотистая низменность, в которой старец выкопал себе колодец, давший необыкновенно чистую воду. С течением времени, края колодца обвалились, и на его месте образовалось небольшое озерко, которое и дало начало настоящему озеру. Ученые же склонны считать, что Святое озеро ледникового происхождения, как и большинство других озер этой местности.

История озера неразрывно связана с существованием монастыря, получившим свое название по местности – Святоозерский. Первый храм Преображения Господня на этих чудных берегах был возведен аж в 1385 году святителем Киприаном. В водовороте истории храмы исчезали и возводились снова, пока не был построен нынешний комплекс Святозерского женского монастыря, куда входят сразу три храма: Иверской иконы Божьей Матери, Афанасия Афонского и Казанский собор. Ослепительно белые стены храмов и монастыря так гармонично вписываются в Святоозерский пейзаж, что дух захватывает.

Существует еще одна легенда, будто бы в годы становления Советской власти служителями Святоозерской пустыни в озере был затоплен клад с церковными реликвиями и драгоценностями. Естественно, клад искали и не единожды! И естественно ничего не нашли, но дали жизнь новой легенде. Якобы у озера двойное дно и что под толстым слоем ила находится второе озеро с чистейшей водой. Некоторые люди говорят, что до сих пор видят над озером очертания затопленного древнего монастыря, а в тишине слышится колокольный звон. Мой муж вообще выдвинул довольно смелое предположение, что Святое – озеро, которое скрыло легендарный Китеж. Еще одной версией происхождения озера является образовавшийся карстовый провал, который мог в одночасье поглотить если не город, то село и на этом месте образовать озеро. Кроме того, именно по этой местности проходил один из отрядов Батыя. На мой вопрос, почему Китеж должен быть именно там, муж ответил просто: а почему бы и нет? Ведь сколько предположений было сделано, это просто еще одно… из многих.

Как я ни мечтала и ни пыталась услышать колокольный волшебный звон – ничего не вышло, хотя бы потому что тишины не было. Шум дискотек со всех берегов озера ее не нарушал, он ее душил. До сих пор не понимаю таких туристов: кой черт переться за тридевять земель на лоно природы, чтобы устроить там дискотеку? Но об этом чуть позже.

Все изменилось, когда в 1939 году на болотах вокруг озера началась добыча торфа способом гидроторфа, сопровождающимся огромным использованием водных ресурсов. Соответственно, воду для этих целей стали брать из озера (а также и из реки Лух). В процессе торфоразработок почти вся святоозерская вода была заменена на речную, занесено много ила и торфяной массы. Из семи источников, когда-то питавших озеро, осталось только два, да и те находятся под угрозой заиления.

С развалом Союза торфоразработки закончились, но появилась другая напасть – нерадивые туристы. За сезон озеро посещают несколько тысяч человек, но какая часть из них уберет за собой мусор?
Уникальный памятник природы – озеро Святое сегодня находится на грани уничтожения. О каких целебных свойствах святоозерской воды сегодня можно говорить, если отдыхающие паркуют автомобили на прибрежной территории, а иногда и моют их в озере. Прибавьте сюда груды пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, как бы невзначай оставленных туристами, которые «ах, да! Хотели же мусор забрать, но забыли!»
Местная администрация и насельницы Святоозерского монастыря давно бьют тревогу, но формальных прав установить свои правила на данной территории у них нет. Озеро и земли вокруг него находятся в бессрочной аренде обанкротившегося предприятия, нужно переоформлять бумаги, но волокита с документами длится уже в течение многих лет.
Поэтому единственное, что остается – взывать к совести отдыхающих, если, конечно, таковая имеется…
Этим постом я тоже хочу привлечь внимание к проблемам Святого озера и обратиться к тем, кто когда-то на нем бывал, и для кого это место стало излюбленным местом отдыха, а может быть, кто-то только собирается посетить эти места.
Люди! Просто представьте! Озеро – оно ведь живое, оно дарит вам свою красоту, тихую благодать, воду, свою душу… Не плюйте в нее, пожалуйста!

Источник

Действительно ли здесь затонула церковь? Я съездил на св. Озеро и всё посмотрел

Если кто не в курсе, то я катаюсь по разным местам связанных со старинными легендами и преданиями. И вот, наконец, моё внимание привлекла «Легенда о Святом Озере», которое находится неподалёку от города Дзержинска нижегородской области в п. Пушкино.

История местности и легенды об озере

Ещё до села до возникновения г. Дзержинск и до села Растяпино эта местность называлась Чернорецкий край, а некое село Черное упоминается в исторических документах начиная с 1606 года. В основном крестьяне занимались здесь рыболовством и охотой.

Легенда о церкви, которая здесь утонула такая же древняя. Миф это или правда, но легенда гласит, что на месте озера когда-то давно крестьяне из ближайших деревень решили дружно деревянную церковь, чтобы богу молиться.

Читайте также:  Голубые озера в днепродзержинска

Прямо рядом с озером стоит церковь построенная уже в прошлом веке. Вход закрыт, а оттуда слышится церковное песнопение. Немного жутковато стало)

После завершения постройки начались распри и ругань между сельчанами. Видимо что-то не поделили и начали выяснять отношения прямо в «доме божьем». За это Господь разгневался и потопил церквушку. В начале раздался оглушительный треск, а из-под земли и половиц забила вода. На следующий день на месте церкви стояло озеро, которое находится здесь до сих пор.

Возможно легенда не совсем вымысел

Действительно ли здесь затонула церковь? Я съездил на св. Озеро и всё посмотрел

Дело в том, что в этой местности наблюдаются карстовые провалы. В самом городе не раз обваливались здания и уходил под землю асфальт. Подземные реки под Дзержинском уже доказанный геологический факт. Возможно и церковь была, а ничего непонимающие в этой науке крестьяне построили её именно на месте, где «земля еле стояла». Вес сооружения промял без того рыхлую землю и «дал волю» бьющимся подземным родникам.

Сине-зелёное зеркало воды

Есть ещё легенда, что подземные воды Святого Озера как-то связаны с морем. Дело в том, что в начале 19 века крестьяне выловили из озера обломки чудной красоты. Вот выдержка из старой краеведческой книги:

Прошу заметить, что в 1695 году неподалёку от этой местности располагался Азовский военный флот Петра I. Стояли на Оке около недели и мало ли чего тогда случилась. История умалчивает.

Вот по этим угодьям мог и Пётр I хаживать)

Чтобы там легенды не говорили, а местность красивая – теперь здесь официально заповедник, который охраняется государством.

Источник



«Было лучше моря». Почему главное место отдыха в Могилеве превращается в болото и как это остановить

В Могилеве снова негде купаться — все пляжи закрыты по требованиям эпидемиологов: вода загрязнена. И уже шестой год подряд запрещено для купания Гребеневское водохранилище, оно же Святое озеро, как водоем называют в народе. В загрязнении Святого озера обвинили чаек, которые обустроили себе в центре целый остров-колонию. А спасатели говорят, что люди тоже виноваты. И даже знают, как можно спасти озеро, не тратя на это миллионы рублей.

В Могилеве есть красивая легенда. Будто Святое озеро так называлось потому, что раньше на этом месте стояла церковь, а потом она провалилась под землю вместе с поселением людей, а на этом месте образовалось озеро. И с той поры темными безлунными ночами будто можно услышать над водой колокольный звон или даже увидеть блеск куполов.

Но когда на календаре 2020 год, над Святым озером дерут глотки тысячи чаек, а у его берегов плещется что-то похожее на коровий навоз, в легенду о церкви как-то не верится. Да и на местной спасательной станции работают те, кто исходил озеро по дну вдоль и поперек и знает точно: внизу — только мусор и здоровенный слой ила метров в двадцать.

Впервые в водохранилище запретили купаться в 2015 году, и для горожан это был шок. Еще бы — закрыли самое популярное место отдыха. Специалисты пеняли на чаек, мол, их колония в центре озера стала очень большой, и из-за продуктов жизнедеятельности птиц качество воды не подходит для купания.

Администрация города всерьез взялась решить проблему. Позвали специалистов, те изучили состояние воды и постановили: дно нужно очищать от ила. И стоить это будет 150 млрд неденоминированных рублей. Городские власти только развели руками — таких денег нет.

При этом директор предприятия «Могилевзеленстрой» Петр Алексейчиков говорил, что проект очистки Святого озера активно обсуждали еще в 2010-м, к этому хотели привлечь немецких специалистов, но все опять упиралось в финансирование. Причем в 2010 году стоимость очистки оценивали на сумму более 30 млрд неденоминированных рублей.

Информированный источник сообщил TUT.BY, что немецкие специалисты действительно приезжали, брали пробы ила и готовы были бесплатно очистить озеро. Ну как бесплатно — взамен на этот ил, который они были намерены превратить в очень ценное удобрение — сапропель — и вывезти. Они же предупреждали: еще пару лет — и разложение ила перейдет в ту стадию, когда ничего полезного из него не выйдет, он начнет гнить, и при очистке придется его лишь выбросить.

Почему не сложилось с проектом немцев — есть разные неподтвержденные версии и слухи. Но что бы ни произошло, с тех пор прошло 10 лет, ситуация ухудшилась. И более 6 тысяч собранных подписей могилевчан, требующих у администрации города решить наконец проблему загрязнения озера, тоже ни на что не повлияли.

Едем посмотреть на этот самый остров чаек вместе с Сергеем Рыбаковым, который работает водолазом-спасателем на станции на Святом озере уже 20 лет. И с Жужей — местной четвероногой охранницей.

— Сейчас посмотрите, как она чаек распугает — они ее очень боятся, — улыбается Сергей Рыбаков.

Гроза чаек даже не может запрыгнуть в лодку с первой попытки. С третьей тоже. Наконец, коротконогая, с добрыми, улыбающимися глазами лохматая Жужа гордо становится на нос лодки и нетерпеливо подергивает хвостом — ждет, пока доплывем.

Сергей рассказывает, что не церковь раньше на месте Святого озера была, а болото. В его окрестностях в 1960-е годы начали добывать песок — строить окрестные дома и даже завод. Схема была такая: копают песок, добираются до ключа — роют новый котлован, а старый постепенно заполняется водой. Потому все дно Святого озера — в ямах, на дне которых бьют ключи. Всего их около двух десятков. А глубина доходит до 23 метров. Из них сейчас 20 метров — слой ила.

— Тут же раньше было лучше, чем на море. И вода такая прозрачная! Видимость — до 13 метров, — размеренно работает веслами Сергей Рыбаков. — Людей на пляже было тысяч шесть одновременно.

Читайте также:  Стояли стогны озерами что такое стогны

Это правда. По воспоминаниям и старым фотографиям, еще лет двадцать пять назад на пляже полотенца расстилали впритык, а ребенку можно было запросто потеряться. И если территорию пляжа исправно чистили от мусора, привозили новый песок все эти годы, то за дно никто серьезно не брался.

— Мы, водолазы, конечно, регулярно чистим дно озера — достаем бутылки, покрышки, всякий мусор. Мусор есть и на дне этих ям. Он же забил ключи. И что мы получили: вода не обновляется, уровень ее упал, мусор — а его бросили люди — гниет и разлагается, тут еще и чайки — вот и превращается озеро в то, чем было раньше: болото, — грустно вздыхает Сергей Рыбаков.

Болото как раз и находилось на месте нынешнего «острова чаек» — просто при добыче песка вокруг него и рыли котлованы. Из котлованов получилось озеро, а болото в центре осталось — вот что сегодня представляет собой Святое озеро.

Мы подплываем к «острову чаек» — пока видны только заросли травы. Жужа без предупреждения с громким «плюх» бросается в воду и плывет куда-то в траву — только торчат над поверхностью воды блестящий черный нос и лохматые ушки. Никакого «острова», то есть твердой поверхности земли, не видно.

— Куда же Жужа поплыла? Она в водорослях не запутается? А в лодку потом залезет?

— Да не волнуйтесь. Она потом на станцию сама приплывет — еще быстрее, чем мы, — спокойно гребет дальше Сергей Рыбаков.

Жужа, оказывается, не только отличная пловчиха, но еще и стратег. Она отвлекает чаек от нас — те вьются воронкой над собакой, но не нападают: будто кадр из могилевской версии «Ночного дозора». Мы же тем временем огибаем заросли и углубляемся в их центр.

Сергей Рыбаков успокаивает: гнездование у чаек закончилось, так что они не агрессивны. Кроме того, эти несколько сотен птиц над Жужей — мизер от всей живущей на озере колонии: в ней тысячи чаек, просто пока они разлетелись по городу в поисках еды. «Им ведь вода нужна только для гнездования», — объясняет спасатель

Остров чаек — действительно остров. То есть это твердая заболоченная поверхность, вокруг которой в 1960-е годы и вырыли котлованы при добыче песка. На острове растут не только трава, но и кустарники, молодые деревца. Мы видели цветущие крапиву и — неожиданно — фиолетовые с желтым цветки картофеля. Скорее всего, его сюда занесли те самые чайки.

В густых зарослях на краю острова видны и трупы птиц — мы видели два. Понятно, что они там разлагаются естественным путем.

Спасатели видят несколько источников загрязнения воды в Святом озере. Первый — продукты жизнедеятельности чаек. Второй — продукты жизнедеятельности людей, которые, что уж тут скрывать, не только оставляют в воде мусор, но и могут сходить в туалет. Итог: дно покрыто мусором, илом, озеро зарастает травой, в воде кишат бактерии, которые могут быть опасными для здоровья человека.

Водолазы говорят, что дороже всего будет спускать озеро, чтобы очистить его от ила. Дешевле — запустить, например, рыбу, которая будет хотя бы спасать озеро от зарастания травой и от большего заболачивания: толстолобика, карпа, белого амура. Для рыбы, говорят местные рыбаки, тут раздолье — благодаря чайкам, кстати.

Еще вариант — придумать, как очистить ключи на дне ям. В обычном снаряжении водолазу не пробиться через 20-метровый слой ила. Но, возможно, есть варианты, прикидывает Сергей Рыбаков.

— Если очистить ключи, вода начнет самоочищаться. Заработают ключи — уровень воды поднимется и затопит хотя бы частично остров чаек в центре, тогда и популяция птиц частично мигрирует. И уже можно будет купаться, — говорит водолаз.

Пока же безопасно плавать в Святом озере может разве что Жужа — она спокойно доплыла из центра водоема и, обсохшая, встретила нас на берегу. Водолазы говорят, что если отдыхающие продолжат бросать в воду мусор и использовать озеро вместо туалета — будет в Могилеве Святое болото.

Источник

Святое озеро

Святое озеро — самое большое озеро на территории города. Расположено на южной окраине Могилева на территории Заднепровского посада возле поселка Гребеневский на первой надпойменной террасе Днепра. Памятник природы.

Озеро имеет овальную форму. Площадь 0,28 км², длина 0,82 км, максимальная ширина 0,49 км. Озеро является самым глубоким в Могилевской области: глубина достигает 19,8 м. Береговая линия длиной 2,3 км слабоизвилистая. Склоны высотой 2—3 м, пологие, на юго-западе крутые. В южной части озера находится заболоченный остров площадью 0,04 км². Дно песчаное, в районе острова — илистое. Обитают окунь, плотва, налим, язь. Берега окультурены, созданы пляжи.

Свое название «Святое» озеро получило благодаря легенде. Раньше на его месте находилось поселение, которое вместе с церковью провалилось под землю и оказалось на дне появившегося озера. Люди говорят, что если в праздничный церковный день подойти к берегу и прислушаться, то можно услышать колокольный звон.

В актовых книгах Могилевского магистрата реликтовое Святое озеро впервые упоминается в 1643 г. в тестоменте «пана Осипа Лукаша», где описываются его «маетности» за «Светым озером лежачие». Принадлежало оно городу «которое озеро держати и уживати в нем вольного ловления рыбы могилевские мещане мают».

В настоящее время озеро не имеет поверхностного стока, хотя в начале ХХ в. из него вытекала речка Качарага. По словам местных жителей когда-то реку Днепр и Святое озеро соединял между собой Гаджиев ров. Сегодня Святое озеро место отдыха горожан.

История озера

В советские времена Святое озеро называлось Гребеневским. Находится оно на южной окраине Могилева. Впервые в письменных источниках (актовых книгах Могилевского магистрата) название «Святое озеро» встречается под 1643 г. в завещании представителя местной знати «пана Осипа Лукаша», в котором описываются его «местности» за «Святым озером лежащие».

Читайте также:  Базы отдыха озеро бездон

Сегодня озеро — любимое место отдыха горожан. Его площадь 0,28 кв. км. Максимальная длина около 820 м, ширина — 490 м, глубина 12 м (средняя — 2,5 м). Береговая линия составляет 2,3 км. Высота берега 2-3 м. В северной части озера — остров площадью 0,04 кв. км. Дно песчаное, в районе острова — глинистое.

Перед войной 1941-1945 гг. в озеро впадала речка Кочерга (до наших дней не сохранилась), которая протекала по краю Абиссинии. На V Международной научной конференции «История Могилева: прошлое и настоящее» прозвучал доклад доктора исторических наук, заведующего кафедрой археологии МГУ им. А. Кулешова И.А. Марзалюка «Неизвестное стихотворение о Святом озере в Могилеве».

В докладе автор отмечает, что во время работы в отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве ему на глаза попался очень интересный рукописный журнал «Наши безделки», который издавали ученики Второй Виленской гимназии в 1836-1837 гг.

В этом рукописном журнале размещена статья «Остатки языческих обычаев в Беларуси» в будущем знаменитого белорусского историка и этнографа Адама Гонория Киркора, на тот момент ученика 6-го класса гимназии. А. Киркор родился на Могилевщине, до 1834 г. учился в Могилеевской мужской гимназии, которая размещалась в двухэтажном здании на улице Большой Садовой (сегодня — торговый центр «Алиса» на улице Ленинской).

В журнале также было и стихотворение друга Адама Киркора, могилевского шляхтича, ученика 7 класса Игнатия Асоветского. Стихотворение это написано на русском языке и называется «Святое озеро». В нем пересказывалось широко известное местному населению предание о том, что раньше на месте Святого озера находилось поселение, которое вместе с церковью провалилось под землю и оказалось на дне возникшего в результате этого события озера.

Сюжет, похожий на этот, широко распространен в белорусском фольклоре и связан с первоначальным этапом христианизации. Рядом с местами, которые имеют такие названия, археологами обычно фиксируются остатки древних языческих капищ, которые позже были разрушены христианским духовенством.

В пользу этой интерпретации легенды свидетельствует и то, что при проведении археологической разведки, проведенной И.А. Марзалюком, рядом со Святым озером зафиксирована раннекруговая гончарная керамика. Наиболее ранние находки датируются второй половиной Х-ХІ вв.

История Святого озера в Могилеве связана с событиями языческих времен. Никакой церкви на этом месте не было. Принудительная христианизация местного населения родила красивую легенду.

Ссылки:

Литература

История Могилева: Мультимедийный проект// Беляева Г.Н., СШ № 34: Разработка и дизайн МГКУП «ЦГИС», 2006-2010. DVD

Источник

Святое озеро: мифы и реальность

В советские времена Святое озеро называлось Гребеневским. Находится оно на южной окраине Могилева. Впервые в письменных источниках (актовых книгах Могилевского магистрата) название «Святое озеро» встречается под 1643 г. в завещании представителя местной знати «пана Осипа Лукаша», в котором описываются его «местности» за «Святым озером лежащие».

Сегодня озеро — любимое место отдыха горожан. Его площадь 0,28 кв. км. Максимальная длина около 820 м, ширина — 490 м, глубина 12 м (средняя — 2,5 м). Береговая линия составляет 2,3 км. Высота берега 2-3 м. В северной части озера — остров площадью 0,04 кв. км. Дно песчаное, в районе острова — глинистое.

Перед войной 1941-1945 гг. в озеро впадала речка Кочерга (до наших дней не сохранилась), которая протекала по краю Абиссинии.
На V Международной научной конференции «История Могилева: прошлое и настоящее» прозвучал доклад доктора исторических наук, заведующего кафедрой археологии МГУ им. А. Кулешова И.А. Марзалюка «Неизвестное стихотворение о Святом озере в Могилеве».

В докладе автор отмечает, что во время работы в отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве ему на глаза попался очень интересный рукописный журнал «Наши безделки», который издавали ученики Второй Виленской гимназии в 1836-1837 гг.
В этом рукописном журнале размещена статья «Остатки языческих обычаев в Беларуси» в будущем знаменитого белорусского историка и этнографа Адама Гонория Киркора, на тот момент ученика 6-го класса гимназии. А. Киркор родился на Могилевщине, до 1834 г. учился в Могилеевской мужской гимназии, которая размещалась в двухэтажном здании на улице Большой Садовой (сегодня — торговый центр «Алиса» на улице Ленинской).

В журнале также было и стихотворение друга Адама Киркора, могилевского шляхтича, ученика 7 класса Игнатия Асоветского. Стихотворение это написано на русском языке и называется «Святое озеро». В нем пересказывалось широко известное местному населению предание о том, что раньше на месте Святого озера находилось поселение, которое вместе с церковью провалилось под землю и оказалось на дне возникшего в результате этого события озера.

Сюжет, похожий на этот, широко распространен в белорусском фольклоре и связан с первоначальным этапом христианизации. Рядом с местами, которые имеют такие названия, археологами обычно фиксируются остатки древних языческих капищ, которые позже были разрушены христианским духовенством.

В пользу этой интерпретации легенды свидетельствует и то, что при проведении археологической разведки, проведенной И.А. Марзалюком, рядом со Святым озером зафиксирована раннекруговая гончарная керамика. Наиболее ранние находки датируются второй половиной Х-ХІ вв.

Таким образом, история Святого озера в Могилеве связана с событиями языческих времен. Никакой церкви на этом месте не было. Принудительная христианизация местного населения родила красивую легенду.

Теги: Могилев 0 В блог Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код: На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Святое озеро: мифы и реальностьВ советские времена Святое озеро называлось Гребеневским. Находится оно на южной окраине Могилева. Впервые в письменных источниках (актовых книгах Могилевского.

Источник

Adblock
detector