Меню

Святое озеро в самаре

Святое озеро в самаре

На православной карте старинное село Съезжее занимает одно из самых почетных мест. Свою историю оно ведет с 1787 года. Его коренные жители – мордва-эрзя – переселились сюда из-под Пензы. В XIX веке был построен храм в честь Святых Бессребреников Косьмы и Дамиана Ассийских (в советское время разрушен, сейчас в стадии реконструкции). Но самое главное, в окрестностях села находится так называемое Святое озеро – по утверждению верующих, необычайной целительной силы.

В 2006 году на его берегу возведена часовня. Каждый год в дни празднования Казанской иконы Божией Матери, 21 июля и 4 ноября, сюда стекаются паломники со всех концов Самарской области, России и Зарубежья. По их рассказам, святая вода лечит суставы, травмы позвоночника, избавляет от никотиновой и алкогольной зависимости, возвращает зрение и помогает парализованным.

Зачем ждать двух дат в году? Святое озеро доступно в любой день и в любую погоду. Кроме купального наряда и благочестивого настроя, требуется лишь вера.

А что мешает вам поверить в чудо собственного исцеления?

От Самары до Съезжего – около двух часов езды по асфальтированной дороге.

Журналисты отправились на Святое озеро рядом с селом Съезжее

Свинарка и Богородица

Одиннадцать утра. Крестный ход от села до Святого озера еще не дошел, но число паломников уже впечатляет. Правда, холодный ветер заставляет усомниться в том, что сегодня 21 июля, а не 4 ноября. Не только бабушки, но и молодые одеты в куртки. Наверное, не у меня одной возникает мысль: «Сейчас – в воду. »

Рядом идут две старушки из Отрадного. Одна из них опирается на костыль.

«Далеко ли до озера? Водицы набрать. » — «А самим окунуться?» — «Не-ет, дочка, — зябко ежатся они. – Возраст не тот. Застудиться можно». – «В Святом озере. »

Старушки (оказавшиеся на редкость здравомыслящими) в ответ лишь улыбаются и качают головами.

Минуем часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери – из серого кирпича, с голубой отделкой и золотым куполом. Праздничная поляна как на ладони. В центре – огороженный разноцветными флажками зал под открытым небом и скамьи для зрителей. Коммерция весьма скромная: всего одна торговая точка.

Местом массового паломничества это озеро стало сравнительно недавно. В разгар советской власти тут приключилась громкая история, доставившая немало хлопот поборникам атеизма. Согласно легенде, январским утром 1958 года работница свинофермы Зоя Гордеева спустилась к проруби, чтобы набрать воды для животных, и стала свидетельницей явления Богородицы. Досель безвестный водоем нарекли Святым озером. Толпы страждущих потянулись сюда за исцелением. Местные власти не раз пытались уничтожить озеро и запретить паломничество. Но, как легко догадаться, это лишь способствовало его популярности.

Местные власти не раз пытались уничтожить Святое озеро и запретить паломничество. Но, как легко догадаться, это лишь способствовало его популярности

«С Божьим благословением»

Паломников встречает плакат: «Дорогие братья и сестры! Не святотатствуйте возжиганием сигарет, включением музыки, разведением костров, нетрезвым видом, разбрасыванием мусора и другими непотребностями».

Любопытен порядок «грехов»: скорее всего, по их популярности среди приезжих, чем по силе. Такие новички, как я, в некотором смущении узнают: «Мужчинам и женщинам должно быть одетым подобающе православным христианам: мужчинам – в брюках с непокрытой головой (а если дождь?), женщинам – в скромных юбках с платком на голове. После купанья не расхаживайте в купальной одежде по берегу озера, сразу оденьтесь. Женщинам прилично окунаться в Святое озеро в сорочке».

Последняя фраза меня особенно удручает. В мирской жизни я как-то не привыкла брать на пляж сорочку. Запоздало понимаю, грешница, что здесь – особенный пляж. Но не возвращаться же в Самару! Удивительное свойство человеческой натуры: только что мерзла на ветру и сомневалась — окунаться или нет? Но теперь преисполнилась решимости — непременно окунусь. Как же так, быть у святой воды – и не искупаться?!

Деревянные мостки почти пустуют. Две женщины (по виду – мать и дочь) выходят из воды. На них яркие накидки, облепившие тела, волосы сбились набок, как у русалок. Лица счастливые.

«Девушки, как водичка?»

«Хорошая, теплая!» — радостно отвечают они.

Им сразу веришь.

Эх, была — не была. Прикрывшись курткой, дохожу до лестницы, а окунаюсь уже в одном купальнике. Никаких кар – ни людских, ни небесных – не следует. А вода действительно – чудо! Теплая-теплая. Ласково обнимает и не хочет выпускать.

— С Божьим благословением! – с чувством говорит одна женщина, опускаясь в воду.

Людмила Юрьевна из Чапаевска уже третий раз принимает здесь целительные процедуры. Колени болят, а как окунется – на длительный срок отпускает.

Возле мостков – песчаное дно. Особенно чистой воду не назовешь – нормальное озеро конца июля. Комаров и мошек нет, но в такой ветер это неудивительно.

«Золотой свет», увы, мне не открылся. Насчет того, что вода «хранится десятилетиями и приятна на вкус и запах» – каждый желающий проверит сам. Я в это слабо верю, а по вере дается. Однако купание получилось приятным.

Возле одной-единственной раздевалки мерзнет толпа женщин, кутаясь в накидки и куртки не столько благочестия ради, сколько от пронзительного ветра. Место святое – мы не ропщем. Претерпеваем, как первые христиане. Не исключено, что это сделано с умыслом – дабы избежать лишнего комфорта.

Не буду врать, что, окунувшись в «Святое озеро», стала рекордсменкой мира по здоровью. Где-то через полчаса у меня внезапно разболелось колено – старая травма. Я еще подумала: «Ничего себе, оздоровилась. » Однако длилось это ровно пять минут и бесследно исчезло. Что мешает мне поверить, что боль ушла навсегда?

Купание в 19 веке

Тамара из села Рождествено подсказывает мне:

— А вы желание загадали? Вон дерево с ленточками. Я сама заранее не знала, не припасла. Пришлось салфетку повязать.

Решаюсь расстаться с носовым платком. Когда подхожу к дереву, понимаю, что мое решение не оригинально: почти все ветви «расцвели» именно платками. Самых разных размеров и качества. Сразу ясно, где мужские желания, а где – женские.

Около полудня появляется Крестный ход. Священников много, человек десять, и все в праздничном облачении. Среди них – епископ Кинельский и Безенчукский Софроний. Светловолосый парнишка в рясе, совсем молоденький на вид, стоит поодаль, и ветер треплет черный подол его рясы. Семинарист, послушник, монах.

У озера теперь не протолкнуться. Экскурсионные тети считают детей по головам:

«Так, четверо со мной, быстро! Следующим приготовится».

Это уже не причащение к благодати, а какой-то водный десант.

В целом картина напоминает купание крестьянок в 19 веке. Так и хочется написать: «Бабы и девки, целомудренно прикрывшись, совершали святое омовение под заботливым оком их духовных отцов. »

Впрочем, среди накидок и сорочек встречаются не просто открытые купальники, а нижнее белье, причем, у дам весьма почтенного возраста и комплекции. Одна бабуся с бутылками святой водицы в руках высказывает мне: «Зачем снимаешь нас, миленькая? Твоей душе это ничего не даст!» Лицо у бабуси закаленное в схватках, но сейчас она говорит без агрессии и тотчас умолкает, как только я опускаю фотоаппарат.

Сообразительный народ, игнорируя раздевалку, расположился под кустами за одеялами. Для желающих угоститься – бесплатное горячее питание. В тарелках каша, пюре, даже что-то мясное. Тех, кто стоит за обедом, я про себя окрестила «истинными паломниками». Сразу представляешь, что эти люди – издалека, ко всему привычны, не очень удачливы в жизни (согласно стереотипам), а по собственному ощущению, скорее всего, в ладу с собой и Богом.

Что думают местные

Лидия Ивановна из села Съезжего о легенде отзывается так:

— Вода действительно целебная, но свечение и прочее – это выдумки. Кроме Зои, никто не видел. Муж мой так говорил: «Январское утро, понятно, холодно – поддала на своей свиноферме, чего уж греха таить. »

Любопытно, что изначально упоминалось просто «январское утро», но в буклете, раздаваемом в этом году у Святого озера, история обросла подробностями: «В самый разгар хрущевских гонений на Церковь, в 1958 году, в день Крещения Господня 19 января. » Теперь, попробуй, возрази, что было не 19-е, а скажем, 22-е! Легенде – как светской, так и церковной – нужны красивые детали.

Читайте также:  Древнерусское название онежского озера 5 букв

— Власти озеро невзлюбили, это правда, — кивает Лидия Ивановна. – И засыпать пытались, и отходы со свинофермы сливали, а оно все равно очищается. Мы, местные, тоже в нем купаемся. Только не здесь, а выше.

С импровизированной сцены выступает хор Владимира Ощепкова с духовными и народными песнопениями, а за ним хореографический коллектив «Грация». Особенно удачен башкирский танец «Кукушка» – со смыслом и юмором. Солистка – девочка в сером платьице – просто очаровательна. Зрители долго аплодируют.

В первом ряду сидят два священника. Если не ошибаюсь, артистическое искусство с точки зрения церковных догматов считается лицедейством и грехом. Особенно если танцовщица ярко накрашена и сияет улыбкой, не приличествующей отроковице. То ли догматы пошатнулись (что можно только приветствовать), то ли батюшки либеральные, то ли праздник сегодня такой, что все прощается.

В таком случае и я прошу прощения за свой мирской взгляд. Но так ли уж важно, что открылось свинарке Зое в то январское утро? Теперь у многих людей есть, как минимум, надежда на исцеление.

А это уже немало.

Автор текста: Анна ШТОМПЕЛЬ

Материал обновлён 06.05.2021 года, 19:48 по Москве. Статья отформатирована, добавлен новый заголовок, добавлены тэги, описание фотографий, заполнены мета-тег Description и мета-тег Keywords.

Источник



Святое Казанско-Богородичное озеро (с. Съезжее)

Мiръ Россия Самарская область Святое Казанско-Богородичное озеро (с. Съезжее)

Святое Казанско-Богородичное озеро (с. Съезжее)

Святое Казанско-Богородичное озеро — одно из самых почитаемых святых мест Самарской области. Оно находится на окраине села Съезжее, на отшибе — узкое, извилистое. Еще несколько лет назад оно тянулось на четыреста метров. Теперь же обмелело и заросло травой.

Возникло село в 1787 году.

Раскопки археологов на высоком холме у озера показали, что здесь были древние поселения. На берегу озера, по рассказам старожилов села, жили монахи-отшельники. И еще совсем недавно там находили деревянные кресты и кадильницы, но известность озеро получило в 1958 году, когда Господь явил чудо людям. Главная свидетельница этого чуда, Зоя Егоровна Гордеева, скончалась 4 декабря 2006 года, но при жизни своей она неустанно рассказывала:

— В то время я работала свинаркой на свиноферме, которая располагалась на берегу озера. Была зима. Воду брали для животных из озера. Я приехала на лошади и только начала черпать воду из проруби, как вдруг вода засветилась необыкновенным светом, все засияло. В этом сиянии я увидела церковь, алтарь, Божию Матерь, Николая Угодника, ангелов, архангелов. Я бегала вокруг проруби, кричала, плакала. Здесь же хотела набирать воду женщина, которая работала на соседней птицеферме. Она тоже увидела это чудо. В ту самую ночь жители окрестных сел видели, как огненный столб с небес сходил в озеро».

Рассказанное женщинами взволновало всю округу — к озеру потянулись люди. Многим Господь явил чудо исцеления, кого-то укрепил в вере. А тех женщин потом несколько раз вызывали в милицию, заставляя отречься от увиденного. Местные власти засыпали озеро навозом, соломой, заливали соляркой, разгоняли людей из пожарных шлангов. Но небесные видения на озере продолжались, их очевидцами становились как местные жители, так и приезжие.

Известен случай, когда отставной военный, а ныне иконописец из Самары, стал свидетелем того, как из воды озера поднялся большой деревянный крест. Через некоторое время он ушел под воду. Другое загадочное явление стало даже предметом изучения самарскими учеными. Однажды утром, на восходе солнца, с неба на озеро, берег и на лужайку стали падать разноцветные шары. Их было очень много. Шары плавали на воде, двигались по земле, а люди пытались их ловить, но шары ускользали — так никто и не смог поймать ни одного.

Чудеса происходили и зимой. Однажды из проруби вышла Казанская икона Богородицы. Был случай, когда на глазах у людей из воды поднялось Евангелие, все украшенное золотом. В другой раз показался крест, а следом — три восковые горящие свечи.

Один случай особенно потряс людей. Вместе со всеми к проруби подошла одна женщина и зачерпнула бидоном воду. Глянула — а в бидоне змея плавает. Вылила в сторонку, опять зачерпнула воды — и снова достала змею. Так трижды черпала — и три раза в святой воде плавала змея. Заплакала женщина: «Ну почему мне Господь дает такое?».

А тут одна старушка ей и говорит:

— Доченька, в чем-то ты слишком виновата перед Богом. Тут она и покаялась: «Да, я действительно змея! Великая грешница. Десять лет жила в блуде с родным сыном. »

С 2005 года в селе стал восстанавливаться Космо-Дамианский храм. И возникла традиция: приезжавшие паломники после Божественной литургии в праздник Казанской иконы Божией Матери шли от церкви крестным ходом к озеру — около четырех километров. После молебна возле святого озера священник окроплял святой водой паломников. Потом люди устремлялись в воду. Озеро условно делили на мужскую и женскую половину. После праздника в храм приходили письма с рассказами об исцелениях.

В 2006 году на высоком берегу озера начато строительство часовни в честь Казанской иконы Божией Матери.

Святая вода озера лечит суставы, травмы позвоночника, избавляет от никотиновой и алкогольной зависимости, возвращает зрение и особенно помогает парализованным.

Однажды из села Богатое привезли одержимую нечистой силой молодую учительницу. Попытки нескольких крепких мужчин напоить ее водой и искупать в озере закончились ничем. И только после того как был отслужен молебен и люди 40 раз пропели молитву «Богородице Дево, радуйся», учительница обмякла и выпила воды. Ее искупали. После этого она стала здорова.

Каждую субботу в 12.00 на Казанско-Богородицком святом озере служится молебен о здравии с чтением акафиста в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Адрес: село Съезжее Богатовского района Самарской области.

Источник

У Святого озера

Полвека назад на озере в селе Съезжем явилась икона…

Полвека назад на озере в селе Съезжем явилась икона…

Священник Владимир Юдаков второй год служит настоятелем в Космо-Дамиановском храме села Съезжее — это небольшое село в Богатовском районе почти полвека назад прозвучало на всю Самарскую (тогда Куйбышевскую) область, да и за ее пределы разошлась молва о великом чуде. В проруби на озере (теперь оно так и называется Святым) близ Съезжего явилась икона Божией Матери! В «Благовесте» не раз писали об этом чудесном явлении, и вот теперь представился случай поговорить со священником, которому довелось служить в этом святом месте, восстанавливать давно пустующий разрушенный храм, встречаться с живыми свидетелями Чуда…

— Знаете, батюшка, несколько лет назад знакомые привезли мне воду из Святого озера, в обычных пластиковых бутылках. Мутная вода, в ней плавали зеленые веточки водорослей. Прошло не так много времени, и вода не только очистилась: водоросли в ней растворились, исчезли…
— Такое часто происходит с водой из Святого озера. Эта вода — совершенно прозрачная, чистая — годами стоит у людей на божницах и не портится и облегчает недуги…
— А о Съезжем вы раньше слышали?
— Только понаслышке. Жили мы в Тростянке, это в тридцати километрах от Съезжего, и я слышал об этом храме, бывал там. Настоятеля не было, и храм, построенный в 1827 году, уже много лет стоял разрушенный, обезглавленный. В безбожное время в нем было зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм. Распорки мешали машинам, и их подпилили. И тогда своды стали рушиться. Достаточно ведь первому кирпичу упасть, и после этого весь свод начинает разрушаться…
— Долго храм стоял разрушенным?
— С 1939 года, когда в нем служил последний священник, отец Александр. Он отслужил в нем последнюю службу, и вот в прошлом году я возобновил эту службу.
— Что-нибудь известно о судьбе отца Александра?
— Мы только знаем, что в 1939 году он был арестован, в ночь расстрелян и захоронен как раз на территории парка Гагарина, где в тридцатые годы расстреливали тысячи неповинных людей. Расстреляли и родного его отца… Он тоже был священником, служил настоятелем в селе Красносамарском, и в тот же год его тоже забрали, увезли и — все…
— Целыми гнездами выкорчевывали священнические роды…
— Да. И память о них старались уничтожить. Мы не знаем даже о батюшке Александре, молодой ли он был или в годах, служил ли где до этого…
В этом храме я побывал еще когда не был в сане. Участвовал в молебне, который служил там иеромонах Алексий (Медведев), настоятель Михаило-Архангельского храма села Виловатое. Приехали мы, отслужили молебен. Старушечки сошлись, стояли, молились. В этом разрушенном здании храма более или менее сохранилась только одна колокольня, где можно как-то служить. Бабушки там соберутся вечером, почитают акафисты, каноны, молитовки попоют. Вот так они и служили в храме. А потом я уже пришел к ним, начали благоустраиваться и Богослужение налаживать.
Стали мы двери ставить, окна делать, начинали с земляного пола. Слава Богу, сейчас немножечко сделали, где потеплее, в колокольне служим. А основного храма у нас так и нет.
В прошлом году на Казанскую летнюю, 21 июля, первая служба была у нас. Служили под открытым небом, в основном храме. Вынесли туда престол и под открытым небом стали молиться. Приехало очень много народа, человек двести пятьдесят. Из Самары, с округи нашей…
С тех пор, как здесь было явление Казанской иконы Божией Матери, на Святое озеро еще в советское время приезжали толпы народа. Встанут, помолятся — тут налетает милиция, с кнутами, с плетками, давай разгонять народ. Гидранты пускали в ход, пожарные машины пригоняли, давай обливать людей холодной водой из насосов. Людей отгоняли от озера, но ведь народ наш не обманешь. Где получили они исцеление, туда они и едут.
В прошлом году осенью приехали к нам на автобусе паломники из Кирилло-Мефодиевского храма со священником Сергием Гусельниковым. Половина автобуса взрослые, половина — дети. Вместе с отцом Сергием мы отслужили молебен на Святом озере. Одна девочка из приехавших страдала несколько лет заболеванием шейного отдела позвоночника. В городе она периодически ходила на массаж. И вот в субботу, дня через два-три после очередного сеанса массажа, она с группой паломников приехала к нам на Съезжее. В понедельник пришла к массажисту, а тот изумился: «Ты где была, у какого врача? У тебя совершенно здоровый позвоночник!»
Женщина одна, Валентина, приехала к нам из Борского. У нее все руки в язвах, гноятся. Она уже обошла все больницы, но ничего не помогало. Уже ей дали направление в областную больницу на какое-то очень сложное лечение. Но Валентина просит сына: «Нет, давай сначала поедем в Съезжее, на Святое озеро, а потом видно будет…» Приехала. Помолились мы с ней вместе, благословил я ее искупаться в озере, и она искупалась. Сын приезжает за ней: «Ну что, мам, поехали в город, в больницу!» А она отказывается: «А чего мне ехать? Руки-то чистые!»
Мы в своей газете о таких случаях рассказываем. У нас ведь на приходе газета своя, матушка в нее пишет. Сейчас собираемся выпустить журнал обо всех исцелениях на Святом озере.
— На озере ведь сейчас часовенка стоит?
— Да, в этом году мы начали строить часовню. Откликнулась фирма «Живая вода», и вот благодаря этому мы поставили часовню, дошли до купола. Надо заказывать купол в Волгодонске или в Челябинске, они готовый купол привезут и установят, только средств на это у нас пока нет.

Читайте также:  Озеро тамбукан полезные свойства

— Среди старушечек, которые приходят в храм, есть живые свидетели явления иконы на Святом озере?
— А она до сих пор жива, та женщина, которой было явление Казанской иконы Божией Матери. Зовут ее Зоя, ей 98 лет. Она в полном здравии, только ножки у нее сейчас плохо ходят. Она по дому только передвигается, и все.
Было это зимой 1958 года. Зоя тогда работала свинаркой. Рано утром приехали они первый раз за водой, ничего и никого на озере не было. Второй раз, когда немножко посветлее стало, приезжают: что такое! Прорубь вся сияет! Вся озарилась ярким светом! Они вдвоем с другой женщиной были, не могут понять, что там такое случилось. Поближе подошли. А там, в проруби, как будто алтарь, и в нем Казанская икона Божией Матери.
Испугались, решили: давай будем молчать!
На следующий день Зоя у бригадира отпрашивалась по своим делам, уезжала в город. Вернулась из Куйбышева, а здесь уже народа полно! И районное начальство, и милиция, и сельчане. Милиция и начальство к ней: «Вы чего здесь всех взбаламутили, чего наговорили!» Она в ответ: «А чего я наговорила! Что есть, что видела, то и говорила». Начала рассказывать, что увидела в проруби.
И вот стали над ней издеваться. Вызовут, привезут в милицию, там держат-держат, заставляют отказаться от своих слов. Ничего, мол, не было, все придумала…
Вторая подруга не выдержала, испугалась. И стала отказываться: «Я ничего такого не видела. Это Зоя наговаривает, а я ничего не знаю»
— Той подруги, наверное, ведь и нет уже в живых?
— Буквально через две-три недели она, живая, здоровая женщина, пошла на какую-то гулянку и прямо за столом умерла. Отказалась от Бога…А Зоя жива.
Ее-то, Зою, всю зиму так и мучили. Туда привезут на лошади либо на грузовике, до вечера продержат в милиции, а в ночь отпускают: иди! Пешком, по холоду, в поземку, метель… 18 километров идти от райцентра, Богатого. Только приду, говорит, домой, иной раз они как за следом ехали: опять приезжают за мной. Забирают, увозят. Продержат часа два-три, опять отпускают. И так вот всю зиму таскали ее в милицию. Все ждали, что не вытерпит издевательств, откажется.
А ближе к весне приехало из Куйбышева какое-то областное начальство. Вызвали, говорит, меня, стали расспрашивать, как да что, что я видела. Ну, я рассказала все как было. И потом они говорят: «Все, с этого дня тебя больше не тронут!»
Ну а с этим озером чего только не делали! И людей разгоняли, и озеро оскверняли. Навозом засыпали. Но святое место так и осталось святым.
Только после того, как свиным навозом засыпали святую воду, не стало у них свиное хозяйство водиться в колхозе. Бог поругаем не бывает.
На летнюю и осеннюю Казанскую, на Косму и Дамиана — наш престольный праздник — мы идем Крестным ходом. Есть ли паломники или несколько человек местных соберется — сколько есть, столько и идем. А так если приезжает автобус с паломниками, мы служим молебен в храме и Крестным ходом идем на Святое озеро. Пока идем, читаем акафист, и на Святом озере заканчиваем молебен. И после этого благословляю, идут купаться.
Летом-то, 21 июля, в Крестном ходе шло человек пятьсот.
Пока еще погода стоит, каждую субботу в 10 часов утра мы там служим молебен.
— У вас на приходе есть воскресная школа?
— Воскресная школа у нас в Тростянке. Матушка Лидия преподает в Тростянке. В этом году в начальных классах Основы Православной культуры включили в расписание уроков, а у старших классов этот предмет факультативный. Это, конечно, как-то обидно. Надо, чтобы во всех классах это был полноценный урок. Дети-то заинтересовались, но когда один раз пришли, посидели, поговорили, а потом в это же время какой-то другой кружок или факультатив, они уже могут туда пойти.
Я думаю, что со временем потихонечку храм наш возродится. И вера возродится. Молодежи даже и у нас в храме стало больше. Первый год смотрели со стороны, а сейчас стали приходить. Так-то по воскресеньям нет, а по большим праздникам, глядишь, в храме и молодежь стоит. Значит, живы еще души…

Реквизиты храма:
Приход в честь святых безсребреников Космы и Дамиана Асийских с. Съезжее
ИНН 6377007272 КПП 637701001
р/счет 40703810154070103214
Поволжский банк Сбербанка РФ г. Самара
БИК 043601607 к/с 30101810200000000607
Почтовые переводы можно присылать по адресу: 4466433 Самарская область, Богатовский район, с. Съезжее, священнику Дионисию Созонову.
Справки по тел. 8 (846-66) 3-22-29.

Читайте также:  Крупнейшие озера приморского края

Источник

Руины крепости и чудесное озеро. Что посмотреть на востоке Самарской области

Предлагаем вариант путешествия на выходной день.

Развалины крепости, экзотический мост, водяная мельница, таинственное озеро, с которым связана необыкновенная история… Чем не маршрут для экскурсии на каком-нибудь заграничном курорте. Между тем все это можно увидеть совсем рядом. Сегодня предлагаем отправиться в путешествие по востоку области.

Мост с «сюрпризами»

Выехать из города лучше через Кировский мост. На двух ближайших развилках движемся прямо, минуя Черноречье. Затем, на перекрестке с трассой 36 А-144, поворачиваем налево. Дальше все просто. На ближайшем повороте нужно свернуть на Спиридоновку. Через несколько километров вы приедете в село. Двигаемся по нему к Самарке. Здесь, на берегу, открывается вид, довольно непривычный городскому жителю: кажется, будто находишься где-то в Индии. Мост, перекинутый через реку, покрыт бревнами и сверху — листами железа. Во многих местах они отходят, образуя дыры, и можно увидеть, как внизу плещется вода. В половодье сооружение подтапливает. Если приехать сюда в такое время, на подступах вас встретит надпись, что проезд закрыт. Тем не менее когда уровень невысок и воды на мосту мало, многие водители решаются пересечь реку. Несмотря на внешнюю ненадежность, сооружение достаточно крепкое: оно выдерживает не только легковушки, но и большегрузы. Если есть желание и погода позволяет, в этом месте можно ненадолго отойти от маршрута и искупаться. Берег тут песчаный, и народа обычно немного.

И казармы, и питейный дом

Движемся дальше по трассе, проходящей через лес, в направлении Богатого. Затем сворачиваем на Круглинский и выходим к селу Красная Самарка. Именно в этом районе, на берегу реки, в 1736 году была построена крепость для защиты от кочевников. Свое название — Красносамарская — она получила из-за цвета местной почвы.

Из «Истории Красно-Самарской крепости, основанной на утраченной церковной летописи» В.Е. Литвинова (1919г.):

«Летом 1736 года по реке Самаре плыли баржи, в которых было 120 человек царских служивых людей со своим снаряжением под руководством поручика Петра Бахметева. Баржи пристали к обрывистому берегу на правой стороне реки Самарки в 70 верстах от города Самары. Поручику Бахметеву и его команде местность понравилась. Они решили на этом месте построить крепость».

Через некоторое время тут возвели служебные и жилые здания. Крепость была четырехугольной, примерно 300 на 400 метров, слегка вытянутой вдоль берега реки. Она включала в себя шесть казарм, караульную, конюшню, вещевой и продовольственный склады, два соляных амбара и питейный дом. На самом высоком месте стояла деревянная церковь, крытая камышом. Крепость окружал глубокий ров с высоким земляным валом. Его остатки можно увидеть здесь и сейчас.

Со временем крепость утратила свое стратегическое значение. Ее жителей перевели в разряд государственных крестьян. Земли здесь были неплодородные, и многие люди переселились в соседние села.

Мельница на реке

От Красной Самарки возвращаемся на трассу и берем курс на Богатое. Дорога очень живописная: пролегает через сосновые леса. Через несколько километров — поворот на Мало-Малышевку. Это село интересно своим необыкновенным деревянным храмом в честь Михаила Архангела. Доски, покрашенные в белый цвет, сделаны «под камень». Первая служба состоялась здесь в 1840 году. Это единственная церковь Кинельского района, которая не была закрыта при советской власти. Сюда во время гонений перевезли иконы из окрестных храмов. Есть здесь и образа, созданные Григорием Журавлевым — безруким и безногим художником.

Немного дальше по трассе село Богатое. Тут, на Самарке, можно посмотреть живописные развалины водяной мельницы. По одним сведениям она принадлежала купцам Шихобаловым, по другим — некоему Прохорову. Чтобы найти руины, сворачивайте с трассы, проходящей через село, налево, на улицу Советскую. Нужно будет проехать мимо больницы, школы, профучилища. И затем по грунтовке в сторону реки.

Бунт и тишина

Последняя остановка — Святое озеро в селе Съезжем. Чтобы попасть туда, нужно вернуться на трассу и выехать из Богатого, минуя мост через Самарку. С озером, которое находится на окраине Съезжего, связана необыкновенная история. Еще в советское время, несмотря на борьбу с религией, об этом месте знали во всех окрестных районах и не только. Сюда приезжали паломники из разных уголков страны. А еще тут вспыхивали столкновения с властями. И вот почему. Все началось в 1958 году.

«Я свинаркой тогда работала, — рассказывала жительница Съезжего Зоя Гордеева. — Мы из этого озера возили воду свиньям. И как-то зимой, в 58-м году, а день был под Богоявление, два раза я съездила на лошади к озерцу этому, а третий приезжаю, гляжу — над полыньей Божия Матерь. Она такая чуть прозрачная, высотой повыше меня, и прямо в глаза мне смотрит. Здесь же хотела набирать воду женщина, которая работала на соседней птицеферме. Она тоже увидела это чудо. Я в село побежала, кричу: «Богородица явилась!», и во все ворота стучу. Большинство не поверили, а те женщины, что пошли к озерцу-то тому, увидели Ее. Знающие сказали: «Казанская…» Пошли другие к озерцу — из тех, кто не верит, а образ-то исчез…»

Слава о чудесном озере распространилась далеко за пределы села. Люди приезжали сюда, молились, омывались водой. Это не прошло незамеченным для властей, считавших религию опиумом для народа. Гордееву постоянно вызывали в милицию — уговаривали отречься от своих слов. Верующих разгоняли кнутами, обливали холодной водой из пожарных гидрантов. В 1959 и 1960 годах были особенно жаркие столкновения. Однажды толпа взбунтовалась, когда милиция пыталась схватить какого-то проповедника и женщину, продающую иконы. На крик «Православные, на помощь!» мужики стенкой пошли на правоохранителей и вырвали арестованных из их рук.

Озеро пытались уничтожить — засыпали навозом, ядохимикатами. И тем не менее водоем очищался, люди продолжали сюда приезжать. Описано много случаев, когда люди смогли здесь исцелиться от болезней.

Гордеева дожила до глубокой старости, она умерла только в 2006-м. Женщина так и не отказалась от своих слов, но на озеро долгое время не приходила. Опасалась за детей, поскольку сотрудники органов намекнули, какие последствия может иметь ее поведение. Она снова решилась прийти сюда только в 1991 году.

В начале 2000-х на берегу построили часовню в честь Казанской иконы Божией Матери. Сейчас тут есть и оборудованная площадка для паломников — платформа, с которой можно окунуться в воду, раздевалки. На небольшом столике под крышей — иконы. В дни праздников в Съезжем совершается Крестный ход.

Cегодня озеро совсем небольшое, но здесь чувствуется необыкновенная атмосфера. Вокруг — луга, покрытые цветами, и тишина.

Чем больше проходит времени, тем больше можно услышать чудесных историй, связанных с озером. Ну а для скептиков — несколько фактов. Сейчас водоем вызывает интерес у специалистов-биологов. На озерах по соседству водится много комаров, а на Святом их не бывает. Вода здесь теплее. Если взять ее домой, она не портится и со временем становится более прозрачной.

Интересна и история храма святых Косьмы и Дамиана, который расположен в центре Съезжего. Огромная церковь красного кирпича была построена в 1827 году. Контраст масштабного сооружения и маленького села производит впечатление. В 1938 году храм в Съезжем был закрыт. Священника отца Александра расстреляли в Куйбышеве на дачах НКВД — на месте нынешнего парка Гагарина. Здание храма превратили в зернохранилище. Чтобы машины могли туда заезжать, спилили металлические стяжки. Из-за этого церковь стала оседать. В 1991 году конструкция не выдержала, купол провалился внутрь. В 2005-м здание начали реконструировать. В храме восстановили поврежденные элементы, сделали новый купол. Интересно, что старинная фреска Спаса Нерукотворного и фреска с изображением двух ангелов со списками человеческих грехов сохранились у входа до сегодня.

от Самары до Спиридоновки 42 км,
от Спиридоновки до Красной Самарки 44 км,
от Красной Самарки до Малой Малышевки 18 км,
от Малой Малышевки до Богатого 31 км,
от Богатого до Съезжего

Источник

Adblock
detector