Меню

Тайны природы из рассказа васюткино озеро

Законы тайги в рассказе Васюткино озеро Астафьева

Писатель Виктор Петрович Асафьев родился в сибирской деревне Овсянка и прожил большую часть жизни в северном городе на Енисее – Красноярске. И в молодости, и в зрелые годы он много ходил по тайге и изучил её законы, считаться с которыми приходится каждому попавшему в её мир.

Тайга – это зауральская огромная территория хвойного леса, местами непроходимая из-за бурелома, часто – из-за болот. Вековые кедры, сосны, ели, пихты отражены на карте темно-зелёным цветом. Эта зелёная страна величественна, могущественна и сурова.

Рассказ «Васюткино озеро» (1952 г.) на примере героя, 13-летнего подростка Васи Шадрина, учит мудрости общения с таёжной природой и выживания в ней. Мальчик усвоил вековые знания о тайге от своей семьи. Отец и дед – рыбаки артели, а в период ледостава на Енисее промышляют в лесу зверя. С неводом, сетями, ружьём сибиряки учат управляться с детства.

Мать мальчика трудится по дому. Она тоже хранительница законов тайги. Они касаются, прежде всего, экипировки. Вот что должен взять с собой человек, отправляющийся даже на пару часов за грибами или, как Васютка, – за кедровыми шишками:

  1. Ружьё
  2. Еду (хотя бы ломоть хлеба)
  3. Спички
  4. Соль
  5. Топорик

Каждый сибиряк знает, что тайга полна неожиданностей. Десятки примеров слышал и Василий о том, как человек уходил в лес и никогда не возвращался, пропадал. Заблудиться может каждый.

Это случилось и с героем рассказа. Научился ли Васютка серьёзно относиться к неписаным законам? Пройдёмся по приведённому списку. Из небольшого перечня он обязательной вещью, похоже, считал только ружьё.

Хлеб он поначалу брать отказывался, и только настойчивость матери заставила взять краюху. Золотым запасом потом обернулся каждый кусочек. Мальчик боялся даже жевать, а сосал почерствевшие корки, растягивая подольше, потому что в каждой крошке была жизнь.

Спичек у мальчика оказалось мало. Что стоило взять два коробка? Ведь они плечи не оттянули бы. Заблудившись, он экономил каждую спичку, как большую ценность. Окажись без них в осеннем мокром лесу, костра не разведёшь, не согреешься, а значит, замёрзнешь и погибнешь.

О соли подросток вообще забыл. Одно дело – подстрелить утку или гуся. Это Василий умеет. Он даже умудрился одним выстрелом подбить двух птиц и одну ранить. У парнишки есть навыки, как общипать, выпотрошить и запечь дичь. Но как же есть мясо без соли? Отчасти помогло в этой беде то, что в мешке для шишек раньше хранили соль. И опять каждая крупица из уголков была для заблудившегося Васютки на вес золота.

Топорика тоже не оказалось у сборщика шишек. Таёжные жители обычно подвешивают его к поясу или кладут в мешок. Герою рассказа четыре раза приходилось разводить большой костёр, который должен дать жар и тепло на всю ночь или стать сигналом о бедствии. Не имея, чем нарубить веток, герой делал это руками, изранил их и потратил много лишних сил.

Обувь мальчика – тоже слабое место в его походе в тайгу. Ноги промокли. Правую подошву пришлось подвязывать тесёмками, оторванными от одежды. Хотя в этом винить мальчика нельзя: он носил то, что у него было.

Снаряжение – важная часть науки о существовании среди суровой природы тайги. Но главные законы касаются передвижения в ней, умения читать зелёную книгу леса, слушать и понимать язык его жителей.

Зарубки на деревьях – вот путеводитель в чаще. Их называют ещё – затеси. Василий и здесь сплоховал, хотя знал о том, что зарубки – это путь домой, в привычный мир, да и мать ему об этом напомнила. Но увлёкшись подраненным глухарём, мальчишка сбился с дороги и дорого заплатил за несерьёзное отношение к вековечным правилам.

Язык тайги, верность и постоянство её знаков – это то, что помогло герою найти путь к спасению. И здесь он молодец. Он читает книгу природы и находит в траве, полоске лиственного леса подсказку, что впереди – река, выход к людям. По цвету заката и высыпавшим звёздам определяет, что следующий день будет ветреный и холодный.

Морально не сломиться и выстоять в поединке с суровой природой Василию Шадрину помогло и слышанное много раз от отца и деда утверждение: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Возможно, в этих словах заключена главная истина и закон о взаимоотношениях человека и таёжной природы.

Законы тайги в рассказе Васюткино озеро

Законы тайги в рассказе Васюткино озеро

Популярные сочинения

Материнская любовь является одним из самых наисильнейших чувств в этом мире. Она очень многогранна, и проявляется во многих поступках матерей: в абсолютной и бескорыстной самоотдаче

Гордей Торцов является одним из главных персонажей произведения А.Н. Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Любима Торцова. Автор дал своему герою говорящее имя.

Служанка Дуня является второстепенным персонажем в произведении. Она простая двадцатилетняя девушка из крестьянской семьи, которая хочет и пытается выглядеть как барышня.

Читайте также:  Озеро сестрино тверская область

Источник



Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты»

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

  1. Портрет В.П.Астафьева
  2. Текст рассказа “Васюткино озеро”
  3. Видеофильм “Таинственный лес”
  4. Презентация “В.П.Астафьев”
  5. Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
  6. Васюткина карта
  7. Рисунки учащихся

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

  1. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
  2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
  3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

Тест: а) мудрые слова деда;

б) опыт отца;

в) знания, полученные в школе?

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

Читайте также:  Моторная лодка плывет сначала 6 минут по озеру в стоячей воде

(Стр. 126, 131, 132)

  1. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Задание: работа в группах

  • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
  • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
  • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник — глаз Божий на земле.
  • Природа посылает Васютке озеро-загадку.
  • Озеро — отражение души Васютки.
  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро.

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава —

Источник

Законы тайги Васюткино озеро – сочинение по рассказу

Содержание

Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?

Краткое содержание

Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Читайте также:  Озеро тургояк это озеро располагается

Законы тайги

В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.

Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.

Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.

Характер Васютки

Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.

У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Законы тайги из рассказа “Васюткино озеро”. Здесь показаны черты характера главного героя, которые помогли ему выжить, а также описываются законы, которые должен знать каждый путник .

Источник

Законы тайги из рассказа «Васюткино озеро» (Школьные сочинения)

Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» попадает в непростую ситуацию – он заблудился в таежном лесу. Любой взрослый растеряется, попади он в такое положение, а здесь мальчик Васютка тринадцати лет отроду. Но он не растерялся и сумел преодолеть все трудности.

Васютка спас себя, потому что знал законы этих мест, издавна существовавших и неизменных. Как только мальчик понял, что потерялся, он вспомнил слова, которые слышал много раз и от отца и от дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Это было первым шагом к тому, чтобы собрать свои силы и побороть свой страх, и ни в коем случае не сдаваться.

1. Важный закон, который нарушил Васютка и поэтому попал в такую беду – это не уходить далеко от затесей на деревьях.

2. Брать с собой хлеб, даже если идешь в лес на короткое время.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Нужно беречь патроны, не тратить их понапрасну.

4. Носить при себе соль, без нее пища будет пресная, безвкусная.

5. Пока есть терпение, нужно беречь хлеб, а питаться можно мясом, орехами, ягодами.

6. Почти голая сторона у елей – значит там север.

7. В первую очередь нужно развести огонь. Всегда бери с собой спички.

8. Спать нужно на засыпанном кострище, так будет теплее.

9. На юг тайга простирается на сотни километров, а идя на север можно выйти к тундре, но там поселения очень редки.

10. Трава растет гуще вблизи водоемов.

11. Лиственный лес идет по берегам рек тайги.

12. Если небо ночью вызвездило – значит будет холодно.

13. Багровое небо на закате – к ветру.

14. Если в озере есть белая рыба, значит оно проточное.

15. В дождь надо укрываться под густым развесистым деревом.

16. Пароходный гудок проходит по воде с реки и откликнется в ближайшем озере.

17. Подавать сигнал о помощи нужно большим костром или выстрелами.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30814

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Источник