Тропический лес бассейна реки амазонки кажется первозданно диким тест егэ

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Инструкция абитуриента от EGEIGIA.RU
  • Календарь абитуриента 2015 — даты и сроки
  • Навигатор абитуриента
  • Выбираем специальность
  • Зарплаты по профессиям
  • Инструкция по поступлению в ВУЗ
  • Калькулятор баллов ЕГЭ – выбираем вуз
  • Проходные баллы ЕГЭ при поступлении
  • Как стать студентом
  • Как подавать документы в ВУЗ
  • Готовиться ли к ЕГЭ в 10 классе?
  • Как готовиться к ЕГЭ? Как готовиться к ГИА?
  • Советы психолога
  • Советы психолога родителям
  • Зачем мне статистика?

Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ? .

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! .

Задания А10 ЕГЭ по русскому языку с ответами

Задания А10 ЕГЭ. Русский язык, виды предложений

12 заданий А10 ЕГЭ по русскому языку с ответами. Виды предложений, средства связи

Проверьте свою готовность к заданиям А10 ЕГЭ по русскому языку.
Выполните тесты и сверьтесь с ответами внизу статьи.

Текст 1

(1)Где-то между февралем и апрелем небольшие группы северных оленей начинают сбиваться в огромные стада, численность которых может колебаться от 500 000 до миллиона особей.

(2)Эти стада, состоящие из беременных олених, молодняка и самцов, отправляются на север, придерживаясь маршрутов, по которым двигались многие поколения оленей. (З)Они преодолевают от 24 до 48 км в день, а значит, 400-500-километровое путешествие может занять у них до 20 дней. (4)Собирающееся стадо настолько велико, что минуют дни и даже недели, прежде чем все оно пройдет определенную точку на маршруте. (5) Первые самки добираются до мест размножения в тундре, у Полярного круга, к концу мая; там они почти сразу же рожают детенышей. (б)Оленята уже через несколько часов после рождения могут бегать, а через несколько недель они способны самостоятельно добывать себе пишу. (7)Находясь в тундре, олени жадно питаются, восполняя запасы, полностью израсходованные за предыдущую зиму, и готовясь к следующей суровой зимовке.

Задание 1. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.

1) простое с причастным оборотом

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

Задание 2. Укажите верную характеристику седьмого (7) предложения текста.

4) простое осложненное

Задание 3. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

2) сложное бессоюзное

3) простое осложненное

Задание 4. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

3) простое с обособленными членами

4) бессоюзное сложное

Задание 5. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

4) простое с однородными членами

Задание 6. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

3) простое с обособленными членами

4) бессоюзное сложное

Задание 7. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

4) бессоюзное сложное

Текст 2

(1)Амазонку по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса. (2)В реке насчитывается различных видов рыбы больше, чем в Атлантическом океане. (З)Площадь бассейна реки Амазонка составляет свыше 2,7 миллиона миль, что соответствует десятой части суши всего земного шара. (4)3десь сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зеленая масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений. (5)Чтобы исследовать Амазонку, начиная от дельты реки в Бразилии и заканчивая ее устьем в высокогорье Анд в Перу, команде Кусто потребовалось больше полутора лет. (б)Какие только средства передвижения не использовали путешественники, чтобы исследовать эту уникальную экосистему под водой и на поверхности, на суше и находясь в воздухе! (7) Надежный корабль «Калипсо», и всевозможные наземные транспортные средства, и грузовик-амфибия, и надувной плот, и байдарки, и небольшие моторные лодки, и вертолет, и гидроплан, и местные варианты речных лодок -— все, что создало человечество для передвижения по земле, воде и воздуху, было на вооружении исследователей.

Задание 1. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.

1) простое с обособленным определением

2) сложное бессоюзное

3) простое с обособленным обстоятельством

4) простое с обособленным приложением

Задание 2. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

Задание 3. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

2) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

4) простое осложненное

Задание 4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

2) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

3) простое с обособленными членами

Задание 5. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

4) простое с однородными членами

Задание 6. Укажите верную характеристику седьмого (7) предложения текста.

1) сложное с разными видами союзной и бессоюзной связей

2) простое с однородными членами

3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Источник

Тропический лес бассейна реки амазонки кажется первозданно диким тест егэ

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Тропический лес бассейна реки Амазонки кажется первозданно диким: под пологом буйной растительности скрываются остатки сложного общества доколумбовой эпохи. (2)Производя раскопки в южной части обширных амазонских лесов, археологи обнаружили целую сеть городов, деревень и дорог, построенных когда-то предками здешних жителей. (3)Исследователи установили, что предки современных индейцев разрабатывали разнообразные приёмы землепользования и обогащения почвы, используя продолжительные циклы чередования культур, и вполне благополучно вели хозяйство, несмотря на неплодородность естественных почв Амазонии.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Археологи обнаружили в бассейне Амазонки целую сеть древних индейских поселений.

2) Тропические леса Амазонки не раз в прошлом заселялись людьми, которые превращали их в сельскохозяйственные угодья.

3) По данным археологов, в бассейне Амазонки существовала древняя развитая цивилизация, владевшая эффективными приёмами землепользования.

4) В процессе раскопок в южной части амазонских лесов была обнаружена древняя цивилизация, при исследовании которой учёные пришли к выводу, что предки современных индейцев являлись грамотными землепользователями.

5) Богатый опыт землепользования, накопленный предками современных жителей Амазонии, может принести пользу экономике и экологии региона.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Главная информация содержится в ответах 3 и 4.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЕСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЕСТИ, несов.

1) Помогать идти, сопровождать идущего. В. больного под руку.

2) Идти во главе, возглавлять кого-что-н. В. за собой молодёжь.

3) Заниматься какой-л. деятельностью, выполнять какие-л. обязанности; производить, осуществлять. В. научную работу. В. войну, борьбу с кем-н.

4) Двигать чем-н. в каком-н. направлении. В. смычком по струнам. В. пальцем по строчкам.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В третьем предложении слово ВЕСТИ употреблено в значении №3.

Правило: Задание 3. Определение лексического значения слова

Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.

Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В первом предложении на месте пропуска уместно употребить частицу ЛИШЬ или ТОЛЬКО: Тропический лес бассейна реки Амазонки кажется первозданно диким: под пологом буйной растительности скрываются остатки сложного общества доколумбовой эпохи.

Ответ: лишь или только.

Правило: Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.

Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.

По значению сочинительные союзы делятся на три группы

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

По значению подчинительные союзы бывают

Виды подчинительных союзов Примеры
Изъяснительные как, чтобы, что, будто
Временные Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока
Причинные Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что
Целевые Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
Условные Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
Уступительные Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
Сравнительные Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно
Следствия Так что

ЧАСТИЦА

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

Формообразующие частицы. Образуют форму повелительного наклонения у глаголов. Да, давай, давайте, пусть, пускай. Пример: Давай сходим за грибами. Пусть ещё погуляет.
Образуют форму условного наклонения у глаголов. Бы (б). Пример: Мне хотелось бы познакомиться с Вами. Если б вы знали, как хорошо летом в деревне!
Образуют форму сравнительной или превосходной степени у прилагательных. Более, менее, самый. Пример: Правый берег более высокий, чем левый. Эта задача менее сложная. Дик — мой самый любимый пёс.
Смысловые частицы — вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. Выделение и ограничение: только, лишь, исключительно, почти. Пример: Только ты не веришь мне. Лишь на западе виднелись какие-то силуэты.
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. Пример: А ты даже не позвонил. Даже и не думай так поступить. Ведь сколько раз тебя предупреждали об опасности. Уж сколько раз твердили миру… Всё-таки ты решился на поездку. А он всё не унимался. И кто же будет за это отвечать?
Вопрос: ли, разве, неужели. Пример: Разве вы не слышали новость? Неужели ты написал письмо? Можно ли в это поверить?
Восклицание: что за, как. Пример: Что за уха! Да как жирна. Голубушка, как хороша!
Указание: вот (а вот), вон (а вон). Пример: Вот уже кое-где появилась травка. Вон возле ствола осины папоротник вылез.
Сомнение: вряд ли, едва ли. Пример: Едва ли это получится. Вряд ли ты сможешь закончить работу к среде.
Уточнение: именно, как раз. Пример: Именно об этом я и хочу сказать. А вы как раз и подойдёте к нему.
Смягчение требования: -ка. Пример: Вскипяти-ка чай.
Отрицательные частицы Не, ни Пример: За лесом не большой, а маленький остров. На небе ни облачка.
Частицы бы, ли, же пишутся раздельно, частица то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса, частица ка с глаголами пишется через дефис.

НАРЕЧИЕ

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);

— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);

— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).

По значению наречия делятся на группы (разряды)

Разряды На какие вопросы отвечают Примеры
места где? куда? откуда? впереди, направо, издали
времени когда? сегодня
причины почему? сослепу
цели зачем? назло
образа действия как? каким образом? медленно
меры и степени в какой мере? насколько? очень интересно

ПРЕДЛОГИ

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от, из-за;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;

4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.

Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.

Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.

4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится…

6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

Источник

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 3 страница

4) Большинство людей в мире пользуются службой смс: более 80% абонентов мобильной связи отправляют смс, количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.

Наблюдая фауну Галапагосских островов, молодой натуралист Ч. Дарвин был изумлен тем, что животные одного и того же вида, обитающие на разных островах архипелага, различались между собой некоторыми существенными признаками. Ученый выдвинул предположение, что на развитие тех или иных признаков вида оказывают влияние условия существования и что, благодаря этому, виды подвержены эволюции. Эта идея стала потрясением основ биологической науки того времени, поскольку из нее вытекало, что мир природы не статичен, а существует в развитии и одни виды в нем естественным образом сменяются другими.

1) Изучая природный мир Галапагосского архипелага, Ч. Дарвин первым из натуралистов обратил внимание на то, что на разных островах архипелага обитают животные одного вида, имеющие, тем не менее, между собой целый ряд существенных различий.

2) Наблюдая особенности развития фауны Галапагосских островов, Ч. Дарвин выдвинул гипотезу эволюции видов, которая вошла в противоречие с господствовавшими в то время в естествознании взглядами.

3) Идея Ч. Дарвина об эволюции видов на планете была основана на следующем умозаключении ученого: внешняя среда определяющим образом влияет на развитие новых признаков внутри вида.

4) Мир естествознания был потрясен открытием молодого натуралиста Ч. Дарвина, который заметил, что животные одного вида, обитающие на разных островах Галапагосского архипелага, не похожи друг на друга по ряду существенных признаков.

Для среднего европейца государство Киевская Русь предстает дальней окраиной средневековой Европы, которая никак не могла влиять на европейскую историю. Когда о Киевской Руси говорят западные профессиональные историки, то обычно подчеркивают в первую очередь тот факт, что она стала колыбелью государственности трех народов — русских, украинцев и белорусов. Этим они опять-таки подчеркивают лишь частное значение раннего восточнославянского государства, ничего не говоря про значимость Киевской Руси в общеевропейском историческом процессе.

1) Средний европеец, рассуждая о Киевской Руси, мало что может сказать об этом государстве.

2) И европейский обыватель, и европейские историки не рассматривают историю Киевской Руси в русле общеевропейского исторического процесса.

3) Европейские историки хорошо понимают, что Киевская Русь стала колыбелью государственности трех славянских народов.

4) В отличие от европейского обывателя европейские профессиональные историки хорошо понимают значимость государства Киевская Русь для славян.

Способы изображения в средневековой иконе отличаются от современных: живопись тех времен не стремится к передаче привычного для нас трехмерного пространства. Персонажи икон кажутся помещенными в плоскую среду, где нет ни глубины пространства, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами, ни объемности: изображение остается плоским. Такая манера письма подчеркивала: икона изображала мир не земной, а божественный, где господствуют свои законы пространства.

1) Способы изображения реальности на средневековой иконе отличаются от современных.

2) Персонажи икон изображены с учетом только двух измерений, без теней и объемности.

3) Пространство на иконах изображалось по-особому потому, что иконы изображали мир небесный, а не земной.

4) Поскольку изображение на иконах двухмерное, способы изображения на ней отличаются от современных.

Когда в конце 19 века в России идея женского равноправия призвала к литературной деятельности и журналистике образованных женщин, литературная критика мгновенно заметила это новшество. Причем во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт женского литературного творчества, высказывалась мысль, что «природа уделяет женщинам искру таланта, но никогда не дает гения». В произведениях женщин-писательниц отмечали неспособность к самостоятельному творческому мышлению, из чего делался вывод, что женщина-писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, поскольку она будет только повторять уже существующие идеи.

1) В конце 19 века в России появилось немало писателей и журналистов женщин, что было внове для современников.

2) Поддержав идею женского литературного творчества, тогдашняя критика утверждала тем не менее, что женщина не способна сказать нового слова в литературе.

3) Русская литературная критика конца 19 века заметила тот факт, что среди писателей и журналистов все чаще стали появляться женщины.

4) В русской литературной критике были негативно встречены произведения женщин-писательниц в силу того, что эти произведения оказались невысокого художественного уровня.

До 19 века единого литературного языка в Македонии не существовало, и каждый писатель пользовался своим родным говором, что при исключительно глубокой диалектной дробности Македонии не могло привести к созданию общего литературного языка. Только после окончания Второй мировой войны усилиями целого ряда деятелей литературы и ученых в Македонии из диалектов стал складываться литературный язык. При этом, несмотря на обилие художественной прозы и публицистики на македонском, далеко не все вопросы решены и теперь: в новом литературном языке много колебаний и противоречий, он ещё находится в процессе становления.

1) Возникновению единого литературного македонского языка мешала глубокая диалектная дробность, и писатели пользовались в своих произведением тем или иным говором языка.

2) В силу диалектной дробности единый литературный македонский язык, начавший складываться только после Второй мировой войны, находится по сей день в процессе становления.

3) Единый литературный язык Македонии, который по ряду причин долго не мог объединить в себе разные говоры, окончательно сложился перед Второй мировой войной.

4) Окончание Второй мировой войны побудило целый ряд македонских писателей и ученых создать единый литературный македонский язык.

Язык в любой момент истории своего развития – это система, которая закономерно связана с предшествующей и является основой для будущей. Как один и тот же персонаж проясняет для зрителя свой характер в различных сценах пьесы, так и язык, веками примериваясь к разным потребностям разных эпох, доходит до каждого поколения сокровищницей всей предыдущей жизни народа. Непреходящая и первостепенная ценность языка в том, что он хранит и передаёт в будущее изначальный взгляд народа на мир и жизнь, а также все поправки и уточнения, сделанные к нему последующими поколениями.

1) Естественный язык − это многоуровневая знаковая система, служащая в первую очередь для передачи информации при общении.

2) Система языка непрерывно изменяется в зависимости от целей, которые ставит перед ней эпоха.

3) В каждый момент своего развития система языка всегда является основой, базой для тех изменений, которые произойдут в языке в будущем.

4) Значимость языка как изменяющейся во времени системы в том, что она сохраняет основы народного мировоззрения, дополняя их взглядами последующих поколений.

Идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен (норманнская теория), родившись в XVIII веке, сохранила свою популярность до наших дней. Теория эта, с развитием исторической науки неоднократно опровергавшаяся исследованиями знаменитых ученых, к концу XIX века потеряла свою научную значимость, поскольку не способна уже была опереться ни на подробный анализ источников, ни на обзор открытых наукой фактов эпохи. Тогда из области исторической науки норманнская теория перекочевала в область идеологической борьбы и стала аргументом в руках сторонников идеи политической и культурной отсталости России.

1) Идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен, потеряв свое научное значение в XIX веке, ушла в прошлое.

2) Норманнская теория, потеряв свою научную значимость, сохранилась до нашего времени как орудие идеологической борьбы.

3) К концу XIX века идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен окончательно потеряла свое научное значение.

4) Возникшая в XVIII веке норманнская теория не способна была опереться ни на подробный анализ источников, ни на обзор открытых наукой фактов эпохи.

Известно, что в основе социального и территориального единения может лежать общий интерес, который сплачивает население, причем интерес настолько сильный, чтобы добровольно подчинить себе разнонаправленные стремления внутри общества. Объединяющим фактором может стать и вооруженная сила, которая появляется среди разобщенного населения, причем такая сила, которая способна принудительно сплотить его. Любой из этих двух исторически значимых факторов может привести к возникновению на разобщенных в течение веков территориях единого государственного образования.

1) Основой государственно-территориального образования нередко становится вооруженная сила, принудительно объединяющая население.

2) Первостепенным фактором формирования нового государства может стать общий интерес членов социума, сглаживающий внутренние противоречия в обществе.

3) Общий интерес населения и вооруженная сила являются теми историческими факторами, которые могут привести к возникновению нового государства.

4) Для возникновения нового государства необходимо наличие одновременно двух исторических факторов: общего интереса населения и вооруженной силы.

Тропический лес бассейна реки Амазонки только кажется первозданно диким: под пологом буйной растительности скрываются остатки сложного общества доколумбовой эпохи. Производя раскопки в южной части обширных амазонских лесов, археологи обнаружили целую сеть городов, деревень и дорог, построенных когда-то предками здешних жителей. Исследователи установили, что предки современных индейцев разрабатывали разнообразные приемы землепользования и обогащения почвы, используя продолжительные циклы чередования культур, и вполне благополучно вели хозяйство, несмотря на неплодородность естественных почв Амазонии.

1) Археологи обнаружили в бассейне Амазонки целую сеть древних индейских поселений.

2) Тропические леса Амазонки не раз в прошлом заселялись людьми, которые превращали их в сельскохозяйственные угодья.

3) По предположению археологов, в бассейне Амазонки существовала древняя развитая цивилизация, владевшая эффективными приемами землепользования.

4) Богатый опыт землепользования, накопленный предками современных жителей Амазонии, может принести пользу экономике и экологии региона.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России, и именно с этой целью Петр I провел военную реформу, которая включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих. Военная система, созданная под руководством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века.

1) Петр I был одним из самых образованных и талантливых мастеров военного дела своего времени.

2) Для Петра I, укреплявшего всеми силами государственную власть, усиление военной мощи России было главным делом жизни.

3) Будучи образованным и талантливым военачальником, Петр I создал в России эффективную военную систему, которая сохранялась до конца ХVIII века.

4) В ходе военной реформы Петром I были произведены существенные изменения в характере и структуре вооруженных сил России.

Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу над ассирийцами, цари разделили территорию Ассирии между собой и укрепили свой военный союз женитьбой Навуходоносора на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал молодую царицу, выросшую в гористой и покрытой зелёными лесами Мидии, поэтому, чтобы утешить её, Навуходоносор приказал соорудить роскошные висячие сады, названные впоследствии одним из семи чудес света.

1) Вавилонский царь Навуходоносор II, победив Ассирию в союзе с царем Мидии, женился на его дочери и приказал возвести для нее знаменитые висячие сады.

2) Благодаря военному союзу с Мидией вавилонский царь Навуходоносор победил своего главного врага – Ассирию.

3) Одним из семи чудес света по праву считаются знаменитые висячие сады Навуходоносора II.

4) Желая увековечить свое имя в истории, Вавилонский царь соорудил великолепные висячие сады, ставшие одним из семи чудес света.

Множество европейских наций пытаются доказать, что танки изобрели их военные инженеры. Они приводят массу примеров нереализованных проектов боевых гусеничных машин, созданных опередившими время «безумными мечтателями». Но историческая реальность такова, что Великобритания в этом вопросе обладает пальмой первенства. В июне 1900 года молодой капитан британских экспедиционных сил в Южной Африке Э. Суинтон сделал первый набросок гусеничной машины, способной передвигаться через окопы, рвы, пересеченную местность и проволочные заграждения. Во время Первой мировой войны он вспомнил об «инженерных опытах» своей юности и воплотил эту идею, создав первый танк.

1) Первый танк был создан англичанином Э. Суинтоном.

2) Многим изобретателям из разных стран приходила в голову идея создания танка.

3) Гусеничные боевые машины впервые применили в Южной Африке.

4) Танк – это гусеничная машина, способная преодолевать различные крупные препятствия.

Наша фамилия – это одновременно знак и нашей принадлежности к роду человеческому, и нашей уникальности. Именно она связывает нас с нашими самыми далекими предками, и с ней же мы получаем в наследство свой личный фрагмент мировой истории. В момент рождения мы – лишь безымянное тело. И только присвоение фамилии позволяет нам существовать среди других людей, а потом, когда придет наш час, дает нам право на достойную память в следующих поколениях. Поэтому свою фамилию мы воспринимаем как одну из важных частей нашего существа.

1) Фамилия – важный атрибут каждого человека, которая не только устанавливает его связь с людьми, но и подчеркивает его уникальность.

2) В момент рождения человек – лишь тело, не имеющее души и индивидуальности.

3) Фамилия связывает нас с нашими предками и мировой историей.

4) Без фамилии человек существовать не может.

Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. Ведь в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, допускается его реконструкция. Таким образом, именно указанная экспертиза безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

1) Ценность архитектурного наследия старинных городов играет важную роль в планировании их современной застройки.

2) При реконструкции и современной застройке старинные города часто становятся безликими.

3) Суздаль и Хива были сохранены и специально отреставрированы, так как это города-музеи.

4) Архитектурные судьбы городов определяет экспертиза ценности их архитектурного наследия.

Миллионы лет тому назад материки не только имели совсем иные очертания, но и сама поверхность этих материков имела совершенно иной вид. Иные, чуждые нам ландшафты покрывали их, произрастали иные растения и водились иные животные, а человека с его городами, распаханными полями и дорогами тогда еще не было. Лишь одно оставалось неизменным во все геологические периоды: это вид морского простора.

1) За миллионы лет на Земле неоднократно изменялись ландшафты материков.

2) За миллионы лет изменились и очертания, и поверхность материков.

3) Поверхность и очертания материков были совсем другими миллионы лет назад, однако вид морского простора был таким же и в древности.

4) И материки, и вид морского простора полностью изменились за миллионы лет.

Природные богатства Чёрного моря были по достоинству оценены ещё древними греками – об этом нам известно от историка Геродота и географа Страбона. О черноморском рыбном изобилии они писали восторженные строки, ведь в те времена по Чёрному морю ещё ходили стада двухметровых тунцов и огромные осетры здесь были обычным явлением. Греки сделали практические выводы из своих наблюдений, и с VII века до нашей эры, начав строить на черноморских берегах города-колонии, они стали развивать в них рыбную ловлю в, так сказать, промышленных масштабах.

1) Высоко оценив природные богатства Чёрного моря, древние греки, основавшие на его берегах колонии, стали развивать в них рыболовство.

2) По свидетельствам античных авторов Геродота и Страбона, Чёрное море поразило древних греков своим природным богатством.

3) Древние греки, искусные рыболовы, начали строить на черноморских берегах города-колонии с VII века до нашей эры.

4) Греков, привыкших к менее продуктивным Ионическому и Эгейскому морям, Чёрное море привлекло своим рыбным изобилием.

Впервые легенда о гибели Атлантиды – острова в Атлантическом океане, затопленного в результате страшного наводнения, – излагается Платоном в диалогах «Тимей» и «Критий» со ссылкой на некие предания. С тех пор загадка исчезновения цивилизации атлантов не дает покоя многим поколениям исследователей, и в научно-популярной и художественной литературе Атлантида по-прежнему остается предметом самых фантастических гипотез. Однако в научных кругах рассказ об Атлантиде на данный момент считается философским мифом, который либо был полностью выдуман Платоном, либо сочинён на основе воспоминаний о какой-то древней катастрофе.

1) Миф об Атлантиде был выдуман Платоном и изложен в диалогах «Тимей» и «Критий».

2) История цивилизации атлантов и ее исчезновения до сих пор не дает покоя исследователям и любителем древних тайн.

3) История об Атлантиде со времен Платона интересует человечество и порождает множество гипотез, но современная наука считает ее мифом.

4) Прообразом легенды об Атлантиде могло послужить какое-то крупное наводнение, которое произошло в Древней Греции.

Ученые установили, что вследствие глобального потепления значительная часть земель Сибири и Арктики, считающихся районами вечной мерзлоты, сегодня уже пребывает в тающем или близком к этому состоянии. Таяние арктической вечной мерзлоты создает озера, выделяющие в атмосферу метан – теплоулавливающий газ, который обладает парниковой способностью, в двадцать пять раз превышающей парниковую способность углекислого газа. Таким образом, ускоренное таяние вечной мерзлоты может существенно усилить глобальное потепление, и нагревание нашей планеты будет происходить еще более быстрыми темпами.

1) Начавшееся в Сибири и Арктике таяние вечной мерзлоты, сопровождаемое выделением метана, может усилить глобальное потепление.

2) Вследствие глобального потепления в Сибири и Арктике началось таяние вечной мерзлоты, которое усиливается с каждым годом.

3) Таяние вечной мерзлоты повышает скорость нагревания нашей планеты.

4) Ученые, обеспокоенные негативными тенденциями климата Земли, ведут постоянные наблюдения за таянием вечной мерзлоты.

1. Какое высказывание ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста В8-1?

1) Физический труд менее престижен, чем труд умственный.

2) Умственный труд всегда связан с духовным началом в человеке.

3) Физический труд всегда несет в себе творческое начало.

4) Умственным трудом занимается меньше людей, чем трудом физическим.

2. Какое высказывание ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста В8-2?

1) Варвара благодарна отцу за то, что он научил ее видеть красоту окружающего мира.

2) Варвара выросла в многодетной, но бедной семье и с юности вынуждена была работать наравне с мужчинами.

3) По мнению Варвары, стремление к красоте противоречит желанию человека извлекать пользу из окружающего мира.

4) Варваре приятно знать, что ее дочь стремится передать умение видеть красоту природы своей дочери.

3. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста В8-2?

1) Варвара на всю жизнь запомнила, как впервые испытала удивительное воздействие красоты.

2) По мнению Варвары, стремление к красоте и гармонии мира присуще человеку с самого рождения.

3) Красота окружающего мира преображает человеческую душу, обогащает ее.

4) Варвара гордится тем, что не только переняла от отца умение увидеть красоту, но и передала это умение своим потомкам.

4. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста В8-3?

1) В детстве и юности рассказчик неоднократно переживал чувство неразделенной любви.

2) Неразделенная любовь – одно из самых сильных человеческих чувств.

3) Счастье в жизни часто бывает связано со страданием.

4) Любовь, вторгаясь в жизнь, может резко изменить судьбу и характер человека.

5. Какое высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста В8-4?

1) Маша обычно встречала мужа, вернувшегося со службы, скандалом.

2) Путохин нередко возвращался со службы нетрезвым.

3) Николай Максимыч после того, как его уволили со службы, перестал подавать нищим.

4) История с увольнением многое изменила в душе Путохина.

6. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста В8-6?

1) За мужество, проявленное при контратаке во время боев с дивизией «Галичина» Михаил Иванович был награжден орденом.

2) Батальонный комиссар наказал Михаила Ивановича за то, что он предал земле тело убитого немца.

3) В перестрелке после боя Михаил Иванович сумел защитить раненых от эсесовских автоматчиков.

4) Михаил Иванович был верующим человеком и поступил с убитым немецким солдатом так, как ему подсказывала совесть.

7. Какое высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

(1)Для переброски в тыл врага наш отряд был разбит на несколько звеньев. (2)Начальником первого звена назначили, долго не раздумывая, Сашу Творогова, уже воевавшего в тылу врага, молодого, но опытного партизана. (3)В списке бойцов нашего отряда Саша Творогов стоял первым и раньше всех полетел в тыл врага. (4)Ему необходимо было приземлиться в Мозырских лесах и отыскать место, подходящее для приема второго и третьего звеньев. (5)Перед вылетом его предупредили: если с ним что-нибудь случится, встреча звеньев все равно должна состояться в назначенном пункте. (6)Через два дня после вылета Творогов сообщил по радио, что произошла ошибка: вместо Мозырских лесов летчики выбросили его звено южнее Житомира. (7)Это за триста километров от Мозырских лесов! (8)Местность там оказалась безлесной, скрываться от немцев было негде. (9)Во время передачи сообщения связь вдруг прервалась. (10)Ждали день, два, три – связи все нет и нет. (11)Поскольку ни укрытий, ни запаса продуктов, ни транспорта группа под Житомиром найти не могла, все понимали, что это может означать, (12)Мы рассчитали: если случилось чудо и Саша Творогов жив, он направится к нам в условленное место. (13)Мы высадились под Мозырем и ждали ребят долго, но не пришел никто. (14)Вскоре наши разведчики услышали от крестьян рассказы о каких-то отважных четырнадцати партизанах. (15)Сначала эти вести доходили до нас как легенда о красных десантниках, наголову разбивших большой фашистский отряд. (16)Потом сведения начали проясняться, появились очевидцы, местные жители, с которыми мы быстро нашли общий язык, и вот что мы установили. (17)Творогов со своим звеном решил все-таки прорываться на север, к Мозырю, чтобы выполнить поставленную задачу. (18)Уже в первую ночь немцы окружили хату в деревне, где партизаны расположились на отдых. (19)«Рус, сдавайся!» – кричали враги. (20)Надеяться нашим товарищам было не на что. (21)Но никто не сдался. (22)Бой длился целый день. (23)Убито было свыше пятидесяти гитлеровцев. (24)Из четырнадцати партизан в живых остались только пятеро. (25)Когда стемнело, немцы подожгли дом, но партизанам удалось сделать невозможное. (26)Отстреливаясь, они скрылись. (27)За ночь, раненые и измученные, они прошли километров десять. (28)Когда на рассвете увидели погоню, то добежали до деревни и успели занять крайнюю хату. (29)И опять немцы их окружили, и опять предложили сдаться. (30)Снова безрезультатно. (31)Несколько часов длился горячий, ожесточенный бой. (32)Наконец стрельба из хаты прекратилась. (33)Когда немцы ворвались в дом, их добычей были тела трех убитых партизан. (34)Двое каким-то чудом бежали. (35)По рассказам крестьян можно было догадаться, что в числе убитых был и Саша Творогов. (36)Ничего больше об этой группе мы не узнали. (37)Легко ли было им сознавать, что из-за роковой ошибки летчиков ситуация стала безвыходной? (38)Сознавать, что погибнут без славы и даже без весточки родным, не надеясь на то, что об их последнем бое узнают товарищи? (39)А ведь они могли сохранить себе жизнь… (40)Сдаться в плен. (41)И все-таки никто из них этого не сделал. (По Д.Н. Медведеву)

1) Причиной ошибки летчиков при высадке Творогова стали плохие погодные условия.

2) Второе звено было направлено в леса под Мозырь для спасения группы Саши Творогова.

3) Группа Творогова, попав в трудное положение, тем не менее попыталась выполнить возложенную на нее задачу.

4) Группа Творогова вела бой с врагом, надеясь выбраться из окружения за линию фронта.

8. Какое высказывание ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?

Источник

Запишите номера этих предложений.

Запишите номера этих предложений.

Пример разбора задания:

Задание

Решение/комментарий:

Варианты ответа 3 и 4 содержат максимально полную информацию, включающую ключевые мысли текста (ротоскопирование представляло собой покадровую обрисовку заранее снятого реального фильма; изобрёл его Макс Флейшер, а впоследствии активно использовал Уолт Дисней, а также специалисты «Союзмультфильма», где эта техника была известна под названием «эклер»).

Вариант ответа 1 делает отсылку к содержанию только первого предложения. В варианте ответа 2 содержится информация, отсылающая читателя к материалу первого и второго предложения, при этом информация частично искажена: в тексте не говорится о задачах ротоскопирования. В варианте ответа 5 дана лишь информация третьего предложения.

Указание: Текст. Основная мысль текста.

2. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Влажные салфетки для многих людей давно стали атрибутом повседневной жизни: сейчас производятся салфетки не только для гигиенического или косметического использования, но и для применения в быту – для протирания техники, мебели, окон. (2)Однако внешне безвредные влажные салфетки становятся серьёзной экологической проблемой, ________, помимо вредных химических веществ, которыми пропитано большинство производимых салфеток, такие салфетки содержат пластиковые волокна, не способные к биологическому разложению. (3)Когда салфетки попадают, например, в океан, их съедают морские животные, заполненный неперевариваемым пластиком желудок лишает этих животных возможности питаться, в результате они гибнут.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Влажные салфетки в современном мире используются очень активно, поскольку они удобны и многофункциональны, однако они приносят вред окружающей среде, так как пропитаны вредными химическими веществами.

2. Когда влажные салфетки, активно используемые людьми в повседневной жизни, попадают в океан, морские обитатели поедают их, в результате чего переполненный пластиком желудок не даёт этим животным питаться, и это приводит к их гибели.

3. Содержащиеся в составе популярных в наши дни влажных салфеток волокна пластика не способны к биоразложению, поэтому их использование, которое становится причиной гибели поедающих эти салфетки живых существ, несёт экологическую угрозу.

4. Большинство салфеток, применяемых в быту для протирания техники, мебели, окон, содержат в своём составе вредные вещества, а также пластик, губительный для животных, обитающих в океане.

5. Популярные в современном мире влажные салфетки экологии, потому что в их составе есть и вредные химические вещества, пластиковые волокна, способные привести к гибели живых существ, в частности – морских обитателей.

Запишите номера выбранных вариантов.

3. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно, однако предполагается, что это Месопотамия: об этом свидетельствуют записи на месопотамских клинописных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э. (2)В древнеегипетских летописях ________ есть упоминания о парфюмерных средствах (эти упоминания связаны, как правило, с богами и жертвоприношениями), поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства. (3)Значительный вклад в развитие парфюмерии внесли также арабские страны, где стал активно использоваться метод паровой дистилляции и начало внедряться новое сырьё: мускус, амбра, жасмин, роза, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

Выберите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Местом, где начали производить парфюмерию, является Месопотамия: об этом свидетельствуют записи на месопотамских клинописных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э.

2. Значительный вклад в развитие парфюмерии, зародившейся, по предположению учёных, в Месопотамии, внесли Древний Египет и арабские страны.

3. Древний Египет, где стал впервые использоваться метод паровой дистилляции для получения ароматических средств, является одним из основателей парфюмерного искусства.

4. Древнеегипетские и арабские парфюмеры внесли значительный вклад в развитие парфюмерного искусства, которое, как предполагают учёные, уходит корнями в культуру Месопотамии.

5. Ассортимент парфюмерного сырья обогатился благодаря трудам арабских парфюмеров, которые стали активно использовать при производстве ароматов мускус, амбру, розу и жасмин.

В ответе укажите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.

4. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Тропический лес бассейна реки Амазонки ________ кажется первозданно диким: под пологом буйной растительности скрываются остатки сложного общества доколумбовой эпохи. (2)Производя раскопки в южной части обширных амазонских лесов, археологи обнаружили целую сеть городов, деревень и дорог, построенных когда-то предками здешних жителей. (3)Исследователи установили, что предки современных индейцев разрабатывали разнообразные приёмы землепользования и обогащения почвы, используя продолжительные циклы чередования культур, и вполне благополучно вели хозяйство, несмотря на неплодородность естественных почв Амазонии.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Археологи обнаружили в бассейне Амазонки целую сеть древних индейских поселений.

2. Тропические леса Амазонки не раз в прошлом заселялись людьми, которые превращали их в сельскохозяйственные угодья.

3. По данным археологов, в бассейне Амазонки существовала древняя развитая цивилизация, владевшая эффективными приёмами землепользования.

4. В процессе раскопок в южной части амазонских лесов была обнаружена древняя цивилизация, при исследовании которой учёные пришли к выводу, что предки современных индейцев являлись грамотными землепользователями.

5. Богатый опыт землепользования, накопленный предками современных жителей Амазонии, может принести пользу экономике и экологии региона.

Запишите номера выбранных вариантов.

5. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Написание «жи», «ши», известное каждому человеку со времён начальной школы, является отнюдь не случайным: даже сейчас в речи ещё можно слышать мягкий [ж’] – ________, в словах «дрожжи», «вожжи», «визжит», а в древнерусском языке шипящие [ж’], [ш’], [ч’], а также звук [ц’] были мягкими во всех случаях. (2)В письменных источниках с XIV века появляются написания «жы» и «шы» («жывотъ», «слышышь» и т. п.), свидетельствующие о том, что к этому времени [ж] и [ш] стали произноситься твёрдо. (3)Однако грамотные люди в большинстве своём продолжали писать попрежнему: «жи» и «ши», и в результате эта традиция закрепилась в правилах современной орфографии; а несколько позже отвердел и мягкий звук [ц’], но во многих словах до сих пор сохраняется древнее написание «ци».

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. В русском языке ещё есть слова, в которых звуки [ж’] и [ш’] некоторые произносят мягко, и это неслучайно, поскольку в древнерусском языке эти звуки были всегда мягкими, звук [ц’] также произносился мягко, о чём свидетельствуют письменные источники древности.

2. В древнерусском языке ныне твёрдые звуки [ж’], [ш’], [ц’] произносились мягко, поэтому после них писалась буква И, но, даже несмотря на последующее отвердение этих звуков, отразившееся в некоторых источниках с XIV века в виде «жы», «шы», в орфографической традиции закрепилось изначальное написание, как и во многих словах после буквы Ц.

3. Грамотные люди древности писали «жи», «ши» только с буквой И, потому что звуки [ж’], [ш’], как и звук [ц’], были мягкими, а когда произношение изменилось и эти звуки стали произноситься твёрдо, в некоторых словах после перечисленных букв стала писаться буква Ы, и это отражают письменные источники древности и правила современной орфографии.

4. Правописание «жи», «ши» в современном русском языке является исторически обусловленным: когда-то эти звуки были мягкими, а после их отвердения, что зафиксировано в источниках с XIV века в виде буквосочетаний с Ы, многие писцы сохраняли традиционное написание; мягкий [ц’] отвердел позже, однако и после Ц сейчас во многих словах пишется И в качестве отголоска древности.

5. Из-за того что звук [ц’] отвердел позже, чем звуки [ж’], [ш’], в русском языке появились слова, в которых после Ц пишется не только И, как это было в древности, но и буква Ы, что закреплено в правилах современной орфографии.

Запишите номера выбранных вариантов.

6. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В современном мире знак @ присутствует повсюду, ведь он стал неотъемлемой частью адреса электронной почты; но, вопреки мнению многих, появился он задолго до наступления компьютерной эры – ещё в период Средневековья. (2)Существует несколько версий происхождения «собачки»; например, с точки зрения лингвиста Ульмана, символ @ был изобретён средневековыми монахами для сокращения латинского ad («на», «в», «в отношении» и так далее), а итальянский учёный Джорджо Стабиле обнаружил этот значок в записях флорентийского купца Франческо Лапи за 1536 год в значении «амфора» – сокращённое обозначение единицы измерения объёма (стандартной амфоры). (3)________ однозначного ответа, когда точно появился этот знак и каким было его исходное значение, нет, и сейчас в разных странах существуют самые непредсказуемые названия символа: «обезьянка», «собачка», «уточка», «червячок», «слоновий хобот», «улитка», «штрудель» и даже «чокнутый А».

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1. Знак @ в современном мире связан в первую очередь с компьютером и, в частности, с электронной почтой, однако он появился значительно раньше компьютерных технологий и интернета – ещё в эпоху Средневековья, и это подтверждают исследования Ульмана.

2. Происхождение и точное первичное значение знака @, который в наше время стал неотъемлемой частью адреса электронной почты и обрёл в разных странах множество названий, по сей день является загадкой, но известно, что он появился ещё в эпоху Средневековья, что подтверждается исследованиями учёных.

3. В разных странах существуют различные названия символа @, который мы именуем «собачкой»: от зоологических типа «обезьянка», «уточка», «червячок» и т. д. до гастрономических («штрудель»), а где-то его называют даже «чокнутым А».

4. Лингвист Ульман убеждён, что значок @ изобрели средневековые монахи, чтобы сокращать латинское ad, однако исследования итальянского учёного Франческо Лапи опровергают эту теорию, поскольку он обнаружил этот символ в записях флорентийского купца, где этот знак имел значение единицы измерения

объёма – стандартной амфоры.

5. Существует несколько версий появления и исходного значения символа @, столь популярного в наше время и имеющего множество названий, однако ни одну из них нельзя назвать единственно верной; очевидным является лишь то, что появился этот знак задолго до компьютерной эры, о чём свидетельствуют исследования учёных.

Запишите в поле ответа цифры, соответствующие выбранным вариантам.

7. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Когда в конце XIX века в России идея женского равноправия призвала к литературной деятельности и журналистике образованных женщин, литературная критика мгновенно заметила это новшество. (2)Причём во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт женского литературного творчества, высказывалась мысль, что «природа уделяет женщинам искру таланта, ________ никогда не даёт гения». (3)В произведениях женщин-писательниц отмечали неспособность к самостоятельному творческому мышлению, из чего делался вывод, что женщина-писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, поскольку она будет повторять уже существующие идеи.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. В конце XIX века в России появилось немало писателей-женщин, что было внове для современников, поэтому критика встречала творчество этих авторов негативно.

2. Поддержав в целом сам факт женского литературного творчества, критики конца XIX века утверждали, что нового слова в литературе женщины всё-таки не способны сказать.

3. Русская литературная критика конца XIX века не оставила без внимания тот факт, что среди писателей и журналистов всё чаще стали появляться женщины.

4. В русской литературной критике были негативно встречены произведения женщин-писательниц в силу того, что эти произведения оказались невысокого художественного уровня.

5. В критике конца XIX века, одобрявшей в целом участие женщин в литературной деятельности, высказывалась, однако, мысль о неспособности женщин к самостоятельному творческому мышлению, об отсутствии у них гениальности.

Запишите номера выбранных вариантов.

8. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток фильтров ‒ низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.

2. В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.

3. На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.

4. С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.

5. В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.

Запишите номера этих предложений.

Пример разбора задания:

Задание

Решение/комментарий:

Варианты ответа 3 и 4 содержат максимально полную информацию, включающую ключевые мысли текста (ротоскопирование представляло собой покадровую обрисовку заранее снятого реального фильма; изобрёл его Макс Флейшер, а впоследствии активно использовал Уолт Дисней, а также специалисты «Союзмультфильма», где эта техника была известна под названием «эклер»).

Вариант ответа 1 делает отсылку к содержанию только первого предложения. В варианте ответа 2 содержится информация, отсылающая читателя к материалу первого и второго предложения, при этом информация частично искажена: в тексте не говорится о задачах ротоскопирования. В варианте ответа 5 дана лишь информация третьего предложения.

Указание: Текст. Основная мысль текста.

2. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Влажные салфетки для многих людей давно стали атрибутом повседневной жизни: сейчас производятся салфетки не только для гигиенического или косметического использования, но и для применения в быту – для протирания техники, мебели, окон. (2)Однако внешне безвредные влажные салфетки становятся серьёзной экологической проблемой, ________, помимо вредных химических веществ, которыми пропитано большинство производимых салфеток, такие салфетки содержат пластиковые волокна, не способные к биологическому разложению. (3)Когда салфетки попадают, например, в океан, их съедают морские животные, заполненный неперевариваемым пластиком желудок лишает этих животных возможности питаться, в результате они гибнут.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Влажные салфетки в современном мире используются очень активно, поскольку они удобны и многофункциональны, однако они приносят вред окружающей среде, так как пропитаны вредными химическими веществами.

2. Когда влажные салфетки, активно используемые людьми в повседневной жизни, попадают в океан, морские обитатели поедают их, в результате чего переполненный пластиком желудок не даёт этим животным питаться, и это приводит к их гибели.

3. Содержащиеся в составе популярных в наши дни влажных салфеток волокна пластика не способны к биоразложению, поэтому их использование, которое становится причиной гибели поедающих эти салфетки живых существ, несёт экологическую угрозу.

4. Большинство салфеток, применяемых в быту для протирания техники, мебели, окон, содержат в своём составе вредные вещества, а также пластик, губительный для животных, обитающих в океане.

5. Популярные в современном мире влажные салфетки экологии, потому что в их составе есть и вредные химические вещества, пластиковые волокна, способные привести к гибели живых существ, в частности – морских обитателей.

Запишите номера выбранных вариантов.

3. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно, однако предполагается, что это Месопотамия: об этом свидетельствуют записи на месопотамских клинописных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э. (2)В древнеегипетских летописях ________ есть упоминания о парфюмерных средствах (эти упоминания связаны, как правило, с богами и жертвоприношениями), поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства. (3)Значительный вклад в развитие парфюмерии внесли также арабские страны, где стал активно использоваться метод паровой дистилляции и начало внедряться новое сырьё: мускус, амбра, жасмин, роза, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

Выберите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Местом, где начали производить парфюмерию, является Месопотамия: об этом свидетельствуют записи на месопотамских клинописных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э.

2. Значительный вклад в развитие парфюмерии, зародившейся, по предположению учёных, в Месопотамии, внесли Древний Египет и арабские страны.

3. Древний Египет, где стал впервые использоваться метод паровой дистилляции для получения ароматических средств, является одним из основателей парфюмерного искусства.

4. Древнеегипетские и арабские парфюмеры внесли значительный вклад в развитие парфюмерного искусства, которое, как предполагают учёные, уходит корнями в культуру Месопотамии.

5. Ассортимент парфюмерного сырья обогатился благодаря трудам арабских парфюмеров, которые стали активно использовать при производстве ароматов мускус, амбру, розу и жасмин.

В ответе укажите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.

4. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Тропический лес бассейна реки Амазонки ________ кажется первозданно диким: под пологом буйной растительности скрываются остатки сложного общества доколумбовой эпохи. (2)Производя раскопки в южной части обширных амазонских лесов, археологи обнаружили целую сеть городов, деревень и дорог, построенных когда-то предками здешних жителей. (3)Исследователи установили, что предки современных индейцев разрабатывали разнообразные приёмы землепользования и обогащения почвы, используя продолжительные циклы чередования культур, и вполне благополучно вели хозяйство, несмотря на неплодородность естественных почв Амазонии.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Археологи обнаружили в бассейне Амазонки целую сеть древних индейских поселений.

2. Тропические леса Амазонки не раз в прошлом заселялись людьми, которые превращали их в сельскохозяйственные угодья.

3. По данным археологов, в бассейне Амазонки существовала древняя развитая цивилизация, владевшая эффективными приёмами землепользования.

4. В процессе раскопок в южной части амазонских лесов была обнаружена древняя цивилизация, при исследовании которой учёные пришли к выводу, что предки современных индейцев являлись грамотными землепользователями.

5. Богатый опыт землепользования, накопленный предками современных жителей Амазонии, может принести пользу экономике и экологии региона.

Запишите номера выбранных вариантов.

5. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Написание «жи», «ши», известное каждому человеку со времён начальной школы, является отнюдь не случайным: даже сейчас в речи ещё можно слышать мягкий [ж’] – ________, в словах «дрожжи», «вожжи», «визжит», а в древнерусском языке шипящие [ж’], [ш’], [ч’], а также звук [ц’] были мягкими во всех случаях. (2)В письменных источниках с XIV века появляются написания «жы» и «шы» («жывотъ», «слышышь» и т. п.), свидетельствующие о том, что к этому времени [ж] и [ш] стали произноситься твёрдо. (3)Однако грамотные люди в большинстве своём продолжали писать попрежнему: «жи» и «ши», и в результате эта традиция закрепилась в правилах современной орфографии; а несколько позже отвердел и мягкий звук [ц’], но во многих словах до сих пор сохраняется древнее написание «ци».

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. В русском языке ещё есть слова, в которых звуки [ж’] и [ш’] некоторые произносят мягко, и это неслучайно, поскольку в древнерусском языке эти звуки были всегда мягкими, звук [ц’] также произносился мягко, о чём свидетельствуют письменные источники древности.

2. В древнерусском языке ныне твёрдые звуки [ж’], [ш’], [ц’] произносились мягко, поэтому после них писалась буква И, но, даже несмотря на последующее отвердение этих звуков, отразившееся в некоторых источниках с XIV века в виде «жы», «шы», в орфографической традиции закрепилось изначальное написание, как и во многих словах после буквы Ц.

3. Грамотные люди древности писали «жи», «ши» только с буквой И, потому что звуки [ж’], [ш’], как и звук [ц’], были мягкими, а когда произношение изменилось и эти звуки стали произноситься твёрдо, в некоторых словах после перечисленных букв стала писаться буква Ы, и это отражают письменные источники древности и правила современной орфографии.

4. Правописание «жи», «ши» в современном русском языке является исторически обусловленным: когда-то эти звуки были мягкими, а после их отвердения, что зафиксировано в источниках с XIV века в виде буквосочетаний с Ы, многие писцы сохраняли традиционное написание; мягкий [ц’] отвердел позже, однако и после Ц сейчас во многих словах пишется И в качестве отголоска древности.

5. Из-за того что звук [ц’] отвердел позже, чем звуки [ж’], [ш’], в русском языке появились слова, в которых после Ц пишется не только И, как это было в древности, но и буква Ы, что закреплено в правилах современной орфографии.

Запишите номера выбранных вариантов.

6. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В современном мире знак @ присутствует повсюду, ведь он стал неотъемлемой частью адреса электронной почты; но, вопреки мнению многих, появился он задолго до наступления компьютерной эры – ещё в период Средневековья. (2)Существует несколько версий происхождения «собачки»; например, с точки зрения лингвиста Ульмана, символ @ был изобретён средневековыми монахами для сокращения латинского ad («на», «в», «в отношении» и так далее), а итальянский учёный Джорджо Стабиле обнаружил этот значок в записях флорентийского купца Франческо Лапи за 1536 год в значении «амфора» – сокращённое обозначение единицы измерения объёма (стандартной амфоры). (3)________ однозначного ответа, когда точно появился этот знак и каким было его исходное значение, нет, и сейчас в разных странах существуют самые непредсказуемые названия символа: «обезьянка», «собачка», «уточка», «червячок», «слоновий хобот», «улитка», «штрудель» и даже «чокнутый А».

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1. Знак @ в современном мире связан в первую очередь с компьютером и, в частности, с электронной почтой, однако он появился значительно раньше компьютерных технологий и интернета – ещё в эпоху Средневековья, и это подтверждают исследования Ульмана.

2. Происхождение и точное первичное значение знака @, который в наше время стал неотъемлемой частью адреса электронной почты и обрёл в разных странах множество названий, по сей день является загадкой, но известно, что он появился ещё в эпоху Средневековья, что подтверждается исследованиями учёных.

3. В разных странах существуют различные названия символа @, который мы именуем «собачкой»: от зоологических типа «обезьянка», «уточка», «червячок» и т. д. до гастрономических («штрудель»), а где-то его называют даже «чокнутым А».

4. Лингвист Ульман убеждён, что значок @ изобрели средневековые монахи, чтобы сокращать латинское ad, однако исследования итальянского учёного Франческо Лапи опровергают эту теорию, поскольку он обнаружил этот символ в записях флорентийского купца, где этот знак имел значение единицы измерения

объёма – стандартной амфоры.

5. Существует несколько версий появления и исходного значения символа @, столь популярного в наше время и имеющего множество названий, однако ни одну из них нельзя назвать единственно верной; очевидным является лишь то, что появился этот знак задолго до компьютерной эры, о чём свидетельствуют исследования учёных.

Запишите в поле ответа цифры, соответствующие выбранным вариантам.

7. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Когда в конце XIX века в России идея женского равноправия призвала к литературной деятельности и журналистике образованных женщин, литературная критика мгновенно заметила это новшество. (2)Причём во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт женского литературного творчества, высказывалась мысль, что «природа уделяет женщинам искру таланта, ________ никогда не даёт гения». (3)В произведениях женщин-писательниц отмечали неспособность к самостоятельному творческому мышлению, из чего делался вывод, что женщина-писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, поскольку она будет повторять уже существующие идеи.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. В конце XIX века в России появилось немало писателей-женщин, что было внове для современников, поэтому критика встречала творчество этих авторов негативно.

2. Поддержав в целом сам факт женского литературного творчества, критики конца XIX века утверждали, что нового слова в литературе женщины всё-таки не способны сказать.

3. Русская литературная критика конца XIX века не оставила без внимания тот факт, что среди писателей и журналистов всё чаще стали появляться женщины.

4. В русской литературной критике были негативно встречены произведения женщин-писательниц в силу того, что эти произведения оказались невысокого художественного уровня.

5. В критике конца XIX века, одобрявшей в целом участие женщин в литературной деятельности, высказывалась, однако, мысль о неспособности женщин к самостоятельному творческому мышлению, об отсутствии у них гениальности.

Запишите номера выбранных вариантов.

8. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток фильтров ‒ низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1. Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.

2. В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.

3. На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.

4. С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.

5. В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector