Угрюм река азбука 2020

Сибирский глянец

Удивительно бурным оказалось обсуждение сериала «Угрюм-река», показ которого продолжается на Первом телеканале, — зрители, в основном, его не просто не приняли, но охотно и азартно ругают.

Роман-эпопея писателя Шишкова вышел в 1933 году и, хотя тогда его сравнивали с «Тихим Доном», в список настоящей советской классики не попал. Слишком мелодраматичен. Но именно поэтому он чрезвычайно понравился читателям, а особенно читательницам. Все, что нужно для настоящего жестокого романса: дикая природа, опасности, любовь, роковая женщина, восхождение героя к вершинам успеха и его ужасное падение. Да еще и толика мистики вместо порции классовой борьбы (борьба тоже была, но не особо мешала). В общем, «Угрюм-река» оказалась бестселлером.

Второй раз большой успех пришел к роману Шишкова в 1968 году, когда его экранизировали для телевидения на Свердловской киностудии, где до тех пор в основном снимали документальные фильмы. Режиссер Ярополк Лапшин сам написал сценарий, существенно сократив сюжет романа, в котором довольно много места отводилось этнографии, и обнажив чистый экшн. Тот сериал снят в довольно архаичной уже для того времени стилистике — романтически-пафосной, с подчеркнуто яркими, размашистыми эмоциями. Даже по гриму понятно, что ориентиром для визуального ряда фильма служили картины 40-50-х годов, с характерными для того времени героями, сильными и гордыми, а не новая волна, не оттепельный кинематограф с его вниманием к деталям, психологизму и миру частного человека. Простому советскому зрителю, предпочитающему мелодрамы из Индии советским историям о социалистическом соревновании, сериал ужасно понравился. Настолько, что было принято решение — как позже и в случае с «Иронией судьбы» — показать фильм еще и в кинотеатрах, уже после телетрансляции. Ярополку Лапшину предложили сократить фильм для проката, но он отказался, и четыре серии крутили в кинотеатрах на двух сдвоенных сеансах. И зрители ходили по несколько раз, особенно в провинции.

Но те люди, что смотрели в юности старый советский сериал, вряд ли сегодня являются активными пользователями соцсетей, а именно там разгорелось самое бурное возмущение.

Зрители ругают все — игру актеров, декорации, костюмы, диалоги. Пишут, что не убедительно, не похоже, не увлекает, не соответствует. Но главное — что новый фильм много хуже, чем старый. Рейтинг, по крайней мере, поначалу все же у сериала был относительно высокий по нынешним меркам. Так что сериал не то чтобы провалился, его посмотрели, однако уже очевидно, что любви народной он, мягко говоря, не сыскал.

Юрий Мороз, снявший новую версию романа Шишкова, — режиссер опытный, профессиональный, но, кажется, за сибирскую сагу взявшийся не по зову сердца. «Не меня привлекла, а мне ее предложили. Может быть, потому что я когда-то снимал «Братьев Карамазовых». Как ни странно, но по сюжету «Угрюм-река» схожа с романом Достоевского: отец конфликтует с сыном из-за женщины». К тому же Морозу сериал достался с уже готовым набором актеров на главные роли — Балуев, Пересильд и Горбатов были выбраны продюсерами.

Похоже, что и режиссера позвали, как обычно, по принципу «старый конь борозды не испортит».

То есть большой бюджет исторического кино абы кому не доверишь, тут нужен проверенный человек, который с ним точно справится. Так что пришлось Морозу придумывать, на какую бы актуальную тему ему старый сюжет повернуть. В интервью он произносил общие слова, говоря, что «история Прохора Громова — это история детей поколения «красных пиджаков», унаследовавших капиталы своих родителей, но так и не понявших, что стремление к свободе напрямую связано с соблюдением законов и самоограничением». Какие «красные пиджаки» режиссер имеет в виду, не вполне ясно, дети бандитов из 90-х сегодня еще не стали хозяевами жизни, а те, кто публично и откровенно проявляют сегодня пренебрежение к законам, никакие не дети. Личной энергии в интерпретации Мороза, очевидно, нет, разве что некий намек на оригинальность появляется в последних сериях, где обозначено противостояние окаянного миллионщика Петра Громова и его жены Нины. Тут становится понятно, зачем на роль Нины взята волевая и жесткая Софья Эрнст. Но, увы, поздно. Сюжет упущен, характеры не построены, симпатий не вызывает никто, а главное — не создан персональный мир фильма, нет ни географии, ни биологии, мертвое пространство, имитация.

Однако, скажете вы, мало ли на современном телевидении дурного художественного качества, картонных ролей, плоских фабул? И ничего, никто не поперхнулся, смотрят, поругивают, конечно, но ничего похоже на этот залп раздражения, который выливается при малейшем упоминании о новой продукции Первого канала. Возможно, дело в обманутых ожиданиях? Хотели настоящий эпос про сибирскую жуть, а получили вялую тягомотину? Однако, мне кажется, что для такой вспышки эмоций нужна причина посерьезней.

Мы сегодня живем в очень трудное время: вызовы современности становятся все сложнее, все замысловатее, и их все труднее дифференцировать. Вот по телевизору говорят о российской государственной доблести и коварных кознях врагов с Запада, клеймят иноагентов и тиктокеров, хвастаются атомными подводными лодками, всплывающими из-подо льда. В этой картине мира что должен делать гражданин? Окапываться. Но верящие в мировой заговор россияне вкладывают свои копеечки в евробонды, ибо доллар и евро растут, а рубль слабеет. Все как-то неясно, неотчетливо. Нефть вроде растет, а рейтинг президента падает (правда, недавно ввели новые формы расчета, по ним он снова подрос, но для того новые формы и нужны…). Будущее, с одной стороны, гарантированно стабильно — возраст президента позволяет рассчитывать на долгие годы жизни. С другой — никаких ясных целей у страны нет, с колен она поднимается уже лет двадцать, пенсионный возраст увеличивается, пенсии уменьшаются, а объяснения — надоели. Все путано, сложно, сомнительно. Но нормальным людям так жить невозможно, им нужно понимать, в чем смысл жизни, верить в добро, в справедливость. Хотя бы в сказке, если в жизни не получается. Хочется героев.

И на этом фоне им показывают историю, где положительных характеров нет вовсе, где даже самый второстепенный герой — корыстный или глупый человек, если разобраться. Отец Громов — бессмысленный пьяница, не знающий ничего, кроме куража. Сын Громов — эгоистичный и расчетливый циник. Преданный ему черкес — манипулятор и лгун. Ссыльный Шапошников — подловатый слабак. Анфиса — интриганка. Мать Громовых — курица и рохля. Нина — избалованная капризница. Желая сделать героев неоднозначными и сложными, сценарист и режиссер явно не определились, в чем вина и беда каждого, не нашли никакой опоры, никакого идеала — а именно наличие идеала, пусть самого заезженного, делает мелодраму притягательной. Пусть с героями происходят самые ужасные вещи, но справедливость должна настигнуть злодея, а добрые и честные люди должны быть вознаграждены. Этого закона массового искусства отменить невозможно. Положительным героем может быть и смех, как в «Ревизоре» Гоголя, но нравственная система координат для жанровых произведений обязательна. Зритель должен верить в силу добра, и в чем это добро — ему должно быть ясно. Найди он это в сериале Мороза, все бы простил: и парики, и бороды, и несуразности сценария.

Проблема в том, что продюсеры этого фильма, и в первую очередь Константин Эрнст, давно решили, что в мире правды нет, как нет ее и выше, а относительность позиций при любом раскладе сил делает выгоду единственным критерием поступков. Однако это не так. Просто искать каждый раз новые обличья добра и зла очень сложно. Но только в этом и есть смысл искусства. Даже массового.

Источник

Почему жаль, что Первый канал не покажет сериал «Угрюм-река» в 2020-м году

На Первом канале начался сериал «Скажи что-нибудь хорошее». Посмотрев его первую серию, могу сказать, что, как я и предполагал, данный проект оказался ниже среднего. Сюжет так и не смог меня зацепить, а все задействованные актеры (за исключением, быть может, Ивана Колесникова) показали довольно посредственную игру. А ведь «Скажи что-нибудь хорошее» пришел к нам всерьез и надолго. В этом сериале 16 серий, а значит, его показ растянется вплоть до конца 2020-го года.

Исходя из этого, можно уже сейчас уверенно сказать, что Первый канал не покажет в этом году сериал, который от него ждут многие зрители. Я говорю про проект «Угрюм-река», который уже давно отснят и готов подарить зрителям яркие (не обязательно положительные) эмоции, однако пока придерживается руководством канала.

На случай, если вы не в курсе, я объясню, почему обязательно стоит ждать «Угрюм-реку». Во-первых, у этого сериала есть блистательный литературный первоисточник. Роман Вячеслава Шишкова, опубликованный еще в 1928-м, так и не утратил свою актуальность за прошедшие годы.

Предыдущая попытка экранизировать «Угрюм-реку» также обернулась большим успехом. Мини-сериал, вышедший в 1968-м году, стал одним из лучших советских кинопроизведений. Однако смотреть его в 2020-м достаточно тяжело — все же за прошедшие годы кинематограф шагнул далеко вперед, и зрители привыкли к съемке другого технического уровня. Поэтому я полностью поддерживаю решение Первого канала переснять «Угрюм-реку», придав роману Шишкова более современный вид.

Новая «Угрюм-река» получила замечательный актерский состав. Конечно, в касте присутствует Софья Эрнст, игру которой мы разберем отдельно после премьеры сериала. Но даже если девушка вновь не справится со своей работой, всегда можно будет полюбоваться актерскими работами Александра Балуева, Александра Горбатова, Юлии Пересильд, Александра Яценко, Сергея Юшкевича, Романа Мадянова.

Почему жаль, что Первый канал не покажет сериал

Главное достоинство «Угрюм-реки» — великолепный сюжет первоисточника, который идеально ложится на формат 16-ти серийного сериала. История является настоящей семейной сагой, действие которой продолжается в течение нескольких десятилетий. Главные герои сериала — члены семьи Громовых, на долю которых выпадает множество испытаний.

Снимал новую версию классики Юрий Мороз — режиссер, в творчество которого я очень верю. Прямо сейчас он снимает 3-й сезон «Содержанок», продолжая дело, начатое 2 года назад Константином Богомоловым. Однако хочется верить, что «Угрюм-река» дойдет до зрителей все же раньше, чем история о столичной жизни — сериал Первого канала мы ждем гораздо дольше.

Конечно, я понимаю, что ни литературная основа, ни великолепный актерский состав не гарантируют зрителям качественный сериал. Все это было и у недавней «Зулейхи», просмотр которой дался многим россиянам очень нелегко. И я не исключаю, что сразу после выхода «Угрюм-реки» я первым жестко раскритикую данный сериал. Однако все равно очень хотелось увидеть до конца года именно его, а никак не «Скажи что-нибудь хорошее».

Почему жаль, что Первый канал не покажет сериал

Все дело в том, что «Угрюм-река» — сложный многоуровневый проект, аналогов которого очень мало на нашем TV. А криминальные мелодрамы по типу «Скажи что-нибудь хорошее» можно найти на каждом канале в огромном количестве. Мне сложно понять выбор, который сделали Эрнст и его помощники. Однако: их канал — их правила, тут ничего не попишешь.

Остается надеяться, что в 2021-м Первый перестанет переносить «Угрюм-реку» все дальше и дальше и покажет сериал уже в январе. Это стало бы интересным началом года. Но что-то мне подсказывает, что перед «Угрюм-рекой» нас ждет еще несколько дешевых «мыльных опер». Буду рад ошибиться.

Источник

Сериал «Угрюм-река» 2020г: 1-16 серии подряд, финал фильма. Смотреть онлайн бесплатно (Первый канал)

Год: 2020 (1 сезон), Россия

Режиссер: Юрий Мороз

Продюсер: Денис Евстигнеев, Константин Эрнст

В ролях: Александр Балуев, Александр Горбатов, Юлия Пересильд, Софья Эрнст, Александр Яценко, Борис Каморзин, Сергей Новиков, Вероника Волоха, Альберт Бартош, Игорь Трафлялин

На Первом канале долгожданная премьера – историко-драматический сериал «Угрюм-река», снятый по одноименному роману Вячеслава Шикова. В статье — краткое содержание всех серий сериала «Угрюм-река» 2021 года, количество серий и другая интересная информация.

Официально сериал снят в 2019 году. Премьера была назначена на осень 2020 года, но затем перенесена по причинам, которые официально не разглашались.

Описание и сюжет сериала «Угрюм-река»

Сюжет многосерийного фильма «Угрюм-река» основан на одноименном романе Вячеслава Шишкова, жанр которого определяется как семейная сага.

Сериал «Угрюм-река» – описание истории трех поколения семьи Громовых. Действие сериала происходит в конце 19-го — начале 20-го века в небольшом провинциальном российском городке. Главный герой – Прохор Громов.

Дед Прохора, Данила Громов, некогда разбогател, занимаясь разбоем и грабежом. Перед смертью дед отдает все деньги сыну Петру, отцу Прохора, раскрыв тайну их происхождения. Петр принял «разбойные» деньги, вложил их в прибыльное дело и приумножил. Своего сына Прохора Петр воспитал как достойного наследника семейного богатства. Петр оказался человеком волевым и предприимчивым, он расширил дело отца и стал одним из самых богатых и влиятельных людей в сибирском крае. Но деньги Данилы Громова будто бы оказались проклятыми – на протяжении нескольких поколений семья Громовых переживает одно несчастье за другим.

Ниже можно ознакомится с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на Первом канале.

1 серия сериала «Угрюм-река» (выход 09.03.2021) — смотреть онлайн

Конец XIX века. Сибирь. Село Медведево. Купцы, отец и сын Петр и Прохор Громовы, влюбляются в одну женщину – офицерскую вдову Анфису Козыреву. Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет Прохора в опасный путь: поручает пройти непроходимую доселе Угрюм-реку. На сельской ярмарке Прохор знакомится с купцом Груздевым. Груздев сулит юноше большое будущее и обещает помогать во всех начинаниях.

Источник

«Не зря закончился 1 апреля»: за что зрители критикуют финал сериала «Угрюм-река»

Первый канал завершил показ многосерийной ленты Юрия Мороза «Угрюм-река» — экранизации одноимённого романа Вячеслава Шишкова. К удивлению зрителей, концовка сериала разительно отличается от оригинала. Это обстоятельство вызвало противоречивую реакцию в соцсетях. Части аудитории неожиданное режиссёрское решение пришлось по душе, другие же ругают кинематографистов за отклонение от первоисточника. Внимание: материал содержит спойлеры.

9 марта Первый канал начал показ многосерийной ленты Юрия Мороза «Угрюм-река», экранизации одноимённого романа Вячеслава Шишкова.

Проект ожидаемо вызвал противоречивую реакцию со стороны аудитории: многие зрители критиковали игру актёров, костюмы и декорации, а также несоответствия между новой лентой и её предшественницей — телевизионным фильмом конца 1960-х. В частности, критики обращали внимание на то, как Мороз трактует характеры и мотивации персонажей, в том числе главных героев.

1 апреля в эфир вышел последний эпизод. Из него стало понятно, что концовка сериала не соответствует ни советской картине, ни первоисточнику. Если в оригинале Прохор, терзаемый совершёнными им же злодеяниями, кончает жизнь самоубийством, то новая лента обрывается в момент тунгусской катастрофы.

Прохор проклинает землю и солнце, говорит, что ненавидит весь мир. В небе появляется нечто, похожее на метеорит. Взрывная волна от столкновения небесного объекта с землёй отображается в глазах героя. На экране появляется надпись: «17 июня 1908 года светящееся космическое тело пронеслось над Сибирью и обрушилось на землю в районе реки Подкаменная Тунгуска, известной также как Угрюм-река. О причинах тунгусской катастрофы спорят до сих пор».

Финал 16-серийного проекта также спровоцировал ажиотаж в сети. Многие пользователи интернета признались, что были обескуражены таким исходом.

«Оба-на! Ну хоть Тунгусский метеорит поставил жирную точку в пародии на кино под названием «Угрюм-река!». Спасибо, что хоть не очередной корабль Илона Маска», — пишут в Twitter.

«Чтобы забить последний гвоздь в гроб сериала «Угрюм-река», его создатели финалом сделали падение Тунгусского метеорита (сейчас прочитала). Видимо, не зря сериал закончился 1 апреля! Поэтому прошу почётное звание «Шутники года» присвоить режиссёру и сценаристу шедевра. Заслужили!» — отмечает другая пользовательница сети.

Некоторые сомневаются, что из повествования можно было исключать башню, сыгравшую не последнюю роль в смерти Прохора Громова.

«Вообще башня — отдельный герой произведения, вроде альтер эго Громова. В фильме этим пренебрегли, а зря. И вдруг. Тунгусский метеорит. Оригинально, стоило тогда добавить ещё версию палеоконтакта: Синильга — инопланетная прародительница», — шутят в Facebook.

По мнению некоторых зрителей, за повторную экранизацию романа Шишкова и вовсе не следовало браться, поскольку тягаться с советской версией Ярополка Лапшина невозможно.

«Похоже, что сегодня никто, кроме Бортко, не умеет ставить классику. Что преподают во ВГИКе?! И каким нужно быть режиссёру самоубийцей, чтобы после шедевра 1968 года взяться переснимать это произведение? Или это от переоценки своих возможностей?» — размышляют в сети.

«Насмеялись от души! Особенно финал фееричен. По ляпам может заявляться на конкурс — первое место гарантировано», — обещают в пользователи Facebook.

«Всё накрылось Тунгусским метеоритом. Вот так. Одним махом — и сериал закончили, и загадку столетней давности разгадали. В общем, у Первого канала получилась своя история, герои которой совершенно случайно носят те же имена, что и книжные персонажи», — жалуются блогеры.

Впрочем, были и те, кому концовка пришлась по душе.

Источник

Как снимался сериал «Угрюм-река», и почему он вызвал столько критики со стороны зрителей

В марте 2021 года на экраны вышел сериал «Угрюм-река» Юрия Мороза, повествующий о трёх поколениях семьи Громовых. Создатели фильма вложили немало средств и сил в новую экранизацию романа Вячеслава Шишкова, а режиссёр представил на суд зрителей своё видение саги, известной не только по литературному произведению, но и по советскому фильму Ярополка Лапшина. Современный сериал вызвал огромный резонанс и, конечно, не обошлось без критики со стороны зрителей.

Сложные съёмки

Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.mosfilm.ru

В отличие от фильма Ярополка Лапшина, использовавшего в своём четырёхсерийном фильме только некоторые сюжетные линии одноименного романа, новый сериал стал первой полной экранизацией произведения Вячеслава Шишкова. Создатели ленты постарались максимально точно воссоздать на экране все три тома романа и избежать при этом стилистических ошибок.

Съёмки были очень масштабными и проходили сразу в нескольких локациях, в каждой из которых возводились свои декорации: в Москве и Подмосковье, на Урале и в Суздале, в Минске и Кинешме.

По признанию создателей фильма, труднее всего пришлось им в экспедиции на Урале и в Сибири, где съёмки велись в труднодоступных местах и вдали от населённых пунктов, находившихся зачастую в 100-150 километрах. На реке Исеть за один съёмочный день можно было отработать всего два дубля, деревянную лодку длиной шесть метров при этом спускали на воду за 50 метров до порогов, которые следовало преодолеть, а сами съёмки велись непосредственно с дрона.

При просмотре сериала кажется, будто Прохор Громов постоянно перемещается в одной местности, но сцены в имении снимались в Подмосковье, рабочие бараки на самом деле находились в Минске, а на Урале разместились завод и лесопилка. И машину, на которой постоянно переезжает с места на место главный герой, нужно было перевозить в эти места. Кстати, специально для съёмок она была предоставлена Екатеринбургским музеем.

Башня Прохора Громова – это шедевр компьютерной графики, а сцены, снятые внутри башни, были поставлены в павильоне. С помощью компьютерной графики воссоздали и падение Тунгусского метеорита, которое по замыслу режиссёра стало символом крушения жизни главного героя.

Специально для съёмок «Угрюм-реки» были изготовлены сотни костюмов, часть из которых шилась вручную. Художникам по костюмам даже понадобилась консультация настоящего шамана, чтобы создать максимально достоверный образ шамана в сериале.

Одна из самых ярких сцен с застольем в доме Прохора Громова потребовала от реквизитора изучения истории. Он специально консультировался с поварами, занимающимися русской кухней, изучая порядок и количество смен блюд в купеческих семьях. А вот наливки, фигурирующие в этой же сцене, были все бутафорскими.

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector