Меню

Укажи существительное i склонения перо утюг река дом

ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 17

Упражнение 185

Изучите таблицу, посвящённую склонению существительных в

единственном числе. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Упражнение 186

Запишите существительные, распределяя их по группам в зависимости от особенностей словоизменения: а) I склонение (существительные женского и мужского рода с окончанием -а/-я); б) II склонение (существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием -о/-е); в) III склонение (существительные женского рода с нулевым окончанием); г) существительные, склоняющиеся как прилагательные; д) разносклоняемые; е) неизменяемые.

Неряха, тюль, грамм, мозоль, ситуация, млекопитающее, путь, гренадёр, стекло, заведующий, шляпа, колечко, критерий, часы, тюлень, моль, кашне, распоряжение, тире, совесть, племя, метро, воробей, рабочий, интервью, отдыхающий, плач, аэрозоль, АЭС, аэродром, Сухуми, пламя, лань, мороженое, имя, бремя, пальто, эму, шимпанзе, булочная, время, кино, Ваня, сирота, солнце, санаторий, решение, стремя, метро, дочь, врач.

Упражнение 187

Перепишите пословицы. Найдите имена существительные, выделите у них окончания, определите формы числа и падежа. Выберите три пословицы, расскажите о ситуациях, в которых вы могли бы их использовать.

Скука — от безделья, мозоли — от работы.

И собака старое добро помнит.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кашу маслом не испортишь.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Кошке смех, а мышке слёзы.

Красна птица пером, а человек умом.

Лбом стены не прошибёшь.

Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Молчание — знак согласия

Упражнение 188

Запишите словосочетания, употребляя слово, данное в скобках, в нужной форме. Определите склонение существительных, падежную форму, обозначьте окончание.

Сколько (время), вкусные (торт), выпить (сок), с третьего (путь), гордиться (дети), напечь вкусных (оладья), пятьдесят (килограмм), университетские (профессор), среди новых (коттедж), десять (блюдце), красивые (почерк), нет никаких (дело), у меня много (мечта), знакомые (доктор) наук, в безударных (слог), любоваться породистыми (лошадь), двенадцать (грузин), опытные (инженер), на далёком (берег), перепачкаться в (мел).

Упражнение 189

Запишите примеры к правилам.

1. Существительные I склонения в родительном падеже единственного числа имеют окончание -ы, -и, а в дательном и предложном — окончание -е. Например:

2. Существительные, оканчивающиеся на -ия, в дательном и предложном падежах имеют окончание -и. Например:

3. Существительные II склонения в предложном падеже единственного числа имеют окончание -е. Например:

4. Существительные мужского рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ий, и существительные среднего рода, оканчивающиеся на -ие, в предложном падеже имеют окончание -и. Например:

5. Существительные III склонения в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание -и. Например:

Упражнение 190

Перепишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте окончания существительных, определите их склонение и падеж.

Азбука — к мудрости ступенька.

Без нитки да иголки шубы не сшить.

Всякой вещ., своё место.

Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдется.

Его плачем не разжалобишь.

Тяжело в ученье, легко в бою.

Красна птица пением, а человек умением.

Пушинка к пушинки, а выйдет перинка.

Упражнение 191

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончания существительных. Обозначьте окончания.

Ж ить в согласии, работать в комиссии, доверить коллеге, просить милости, предметы коллекции, вечер авторской песни, благодаря электронной переписки, упасть в варенье, сомневаться в комментарии, запах акации, думать о разрешении конфликта, в пчелином ульи, в печатном издании, право н завещании, в королевской мантии, служить в артиллерии, побывать в музеи, справиться о здоровье.

Упражнение 192

Выпишите словосочетания со словами, в которых пропущены буквы. Заполните пропуски.

1. Этот день его, как и предыдущие, прошёл вяло, в какой-то безвкусной праздности, лишённой мечтательной надежды, которая делает праздность прелестной. 2. Подняв воротник старого макинтоша, купленного за один фунт у английского лейтенанта в Константинополе, и крепко засунув кулаки в карманы, он медленно, вразвалку, пошатался по бледным апрельским улицам, где плыли и качались чёрные купола зонтиков, и долго смотрел в витрину пароходного общества на чудесную модель Мавритании, на цветные шнуры, соединяющие гавани двух материков на большой карт. 3. Вернувшись домой, он пробовал читать, но то, что было в книг. показалось ему таким чужим и неуместным, что он бросил её посредине придаточного предложении. 4. На него нашло то, что он называл «рассеянье воли». 5. Он не мог принудить себя протянуть руку к лампе, чтобы включить свет.

Читайте также:  Самые крупные реки земли в россии

Упражнение 193

Установите соответствие между словами и их значениями.

Седьмой день недели Воскресенье

Процесс приготовления пищи Варение

Сладкое кушанье из цельных ягод или кусочков фруктов, сваренных в сахарном сиропе Варенье

Возвращение к жизни Воскресение

Жизнь; нахождение, пребывание где-либо Житие

Жизнеописание святого Житьё

Упражнение 194

Составьте и запишите предложения с данными словами в форме предложного падежа,

выделите окончания у существительных. Обратите внимание на существительное, имеющее значение «дремота, полусон, беспамятство». Какое ударное окончание имеет это

слово в форме предложного падежа в сочетании с предлогом в?

Карканье, печёное (процесс приготовления пищи), жалование (заработная плата), варенье (кушанье), воскресение (день недели), сотрясение (мозга), раскрашивание, житье (святого), подполье, остриё, забытьё, упоенье.

Упражнение 195

Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы в окончаниях существительных. Объясните, от чего зависит выбор буквы в окончании имени существительного.

Разговор о Наталье — разговор о Наталии, думать о Юлии — думать о Дарье находиться в подполье — находиться в эмиграции, вспомнить об удачном жребии — вспомнить о воздушном змее.

Источник



Тест на тему:» Склонение имён существительных»

Тест по русскому языку «Имя существительное. Склонение имён существительных»

1. Укажи существительное I склонения:

1) перо
2) утюг
3) река
4) дом

2. Укажи существительное II склонения:

3. Укажи существительное III склонения:

4. Укажи существительное I склонения:

5. Укажи существительное II склонения:

6. Укажи существительное III склонения:

7. Укажи существительное I склонения:

8. Укажи существительное II склонения:

9. Укажи существительное III склонения:

10. Укажи слово, у которого нельзя определить склонение:

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-378057

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Укажи существительное I склонения: 1) перо

2. Укажи существительное II склонения:

3. Укажи существительное III склонения:

4. Укажи существительное I склонения:

5. Укажи существительное II склонения:

6. Укажи существительное III склонения:

7. Укажи существительное I склонения:

8. Укажи существительное II склонения:

9. Укажи существительное III склонения:

10. Укажи слово, у которого нельзя определить склонение:

матрешки символ россии — матрёна, переводится с латыни как знатная .ее называли чудом света, потому что она являлась произведением человеческих рук. в виде сувениров, она перемещалась по миру принято считать, что в россию матрешки попали из японии, и сделаны по образу японских кукол.матрешка является куклой, изготовленной из дерева. состоит из нескольких одинаковых кукол, которые различаются размерами, и вкладываются одна в другую. матрешка была символом настоящей красавицы с округлыми формами и красными щеками. зачастую такие игрушки были цилиндрической формы с закругленной головой.в дореволюционной провинции имя матрена, матреша считалось одним из наиболее распространенных имен это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, хорошим здоровьем и дородной фигурой. и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.матрешка считается традиционным сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. матрешка стала одним из всеобъемлющих образов россии и символом народного искусства

Читайте также:  Река вычегда это приток северной двины

1) лексическое значение слова зрелость — возраст между молодостью и старостью; период жизни в таком возрасте

2)часть речи ,к которой оно принадлежит зрелость — существительное

3) слово от которого оно образовалось — зрелый значит слово образовано суффиксальным способом, добавился суффикс ость.

Источник

Контрольная работа по теме «Имя существительное» по вариантам. 6 класс.
тест по русскому языку (6 класс)

Контрольная работа включает в себя различные типы заданий, как тестовые, так и с открытым ответом.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_rabota_po_teme_sushchestvitelnoe_6_klass.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Имя существительное». 6 кл.

1. Заполните пропуски.

А) Одушевленные существительные отвечают на вопрос___, а неодушевленные – на вопрос____

Б) Изменение существительного по падежам – это ____

В) Существительные женского рода, имеющие в форме И.П.ед.ч. нулевое окончание, относятся к____склонению.

Г) Без кавычек пишутся собственные имена существительные, которые называют____

Д) Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если ____

2. Спишите, расставляя, где необходимо , кавычки.

А) Передача Диалоги о животных, роман Остров сокровищ, военный катер Смелый.

Б) Тележурнал Ералаш, горный Урал, Бородинское сражение

В) Машина Урал, столица Франции, город Санкт-Петербург.

3. Именами существительными мужского рода являются слова:

а) кофе; б) авеню; в) шоссе; г) тюль; д) желе; е)какаду

4. Распределите слова в соответствии с названием строки:

Леди, вестибюль, пламя, здание, аллея, опасность, шампунь, поле, Шевченко, имя, полянка, ладонь, акация.

5. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях, объясните графически написание.

А) в алле. о предани. в гаван..;

Б) на станции. в вестибюл. на полян..;

В) о собрани. о договор. о заявлени..;

Г) в пламен. в планетари. о Наталь.

6. Перед вами несколько предложений. В некоторых из них неверно определен род несклоняемого существительного. Запишите эти предложения, исправив ошибки.

А) Вечернее Сочи встречало прибывающих ослепительным сиянием огней.

Б) Забавный пони возил детей по кругу.

В) Какаду научилось говорить по-английски.

Г) Нам очень нравился этот широкий авеню.

7. Несклоняемым является имя существительное:

А) брошь Б) жалюзи В) сани Г) рояль

8. Определите род имен существительных, подкрепив ответ доказательствами:

А) пенальти, Б) ООН, В) кофе, Г) бра, Д) салями, Е) ГЭС.

9. Укажите группу имён существительных только множественного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег. Б) Плоскогубцы, ножницы, брюки, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

10. Укажите НЕВЕРНЫЕ высказывания:

А) Пламенем – это существительное 2 склонения в Т.п., поэтому в окончании пишется –ЕМ

Б) (В) армии – это существительное на-ия, поэтому в П.п. у него пишется окончание –ИИ

В) Шимпанзе – несклоняемое существительное мужского рода.

Г) (На) рояле – существительное 2 склонения, в П.п. пишется окончание –Е

Сделайте морфологический разбор выделенных существительных из предложений:

  1. С ветвей дерева вспорхнула птичка.
  2. Вечером мы подъехали к станции .
  3. Листва сгорала в пламени костра.

Контрольная работа по теме «Имя существительное». 6 кл.

1. Заполните пропуски.

А) Существительные женского и мужского рода, имеющие в форме И.П.ед.ч. окончания –а(-я), относятся к____склонению.

Б) Изменение существительного по падежам – это ____

В) На вопрос кто? отвечают ___ существительные, на вопрос что? — ___существительные.

Г) Существительное с предлогом, отвечающее на вопрос где? в предложении является __

Д) Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если ____

2. Спишите, расставляя, где необходимо , кавычки.

А) Город Париж, корабль Титаник, птица воробей.

Б) Программа Итоги, планета Марс, газета Комсомольская правда.

В) Телепередача Утренняя звезда, балет Лебединое озеро, улица Шолохова.

3. Именами существительными мужского рода являются слова:

А) фойе; Б) кофе; В) шампунь; Г) какао; Д) шимпанзе; Е) пенсне

4. Распределите слова в соответствии с названием строки:

Белых, проблема, Наталия, лень, ателье, иней, тюль, знамя, брошь, галерея, солнце, семя, орудие.

5. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях, объясните графически написание.

А) на стадион. на строительств. об здани..;

Б) в летопис. на пристан. к Натали..;

В) на репетици. на знамен. о шампун..;

Г) на расстояни. в гербари. о героизм..;

6. Перед вами несколько предложений. В некоторых из них неверно определен род несклоняемого существительного. Запишите эти предложения, исправив ошибки.

А) К праздничному столу мы принесли вкусное салями.

Б) Раньше была очень популярна песня Алены Свиридовой «Розовая фламинго».

В) Сильный торнадо повредил постройки.

Г) Бра тускло освещала комнату.

7. Несклоняемым является имя существительное:

А) тень Б) СМИ В) очки Г) вестибюль

8. Определите род имен существительных, подкрепив ответ доказательствами:

А) торнадо, Б) РФ, В) кофе, Г) шимпанзе, Д) кольраби, Е) МХАТ .

9. Укажите группу имён существительных только единственного числа.

А) Доброта, молодёжь, погода, золото.

Б) Чернила, башмаки, дверцы, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

10. Укажите НЕВЕРНЫЕ высказывания:

А) Тюль – существительное женского рода 3 склонения.

Б) (О) Наталии – это существительное на-ия, поэтому в П.п. у него пишется окончание –И

В) Кофе – несклоняемое существительное мужского рода.

Г) (В) планетарие – существительное 2 склонения, в П.п. пишется окончание –Е

Сделайте морфологический разбор выделенных существительных из предложений:

  1. Мы говорили о книге известного писателя.
  2. Новая выставка открылась в планетарии .
  3. Улица названа именем героя войны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Клеточный уровень» (2 варианта) для 9 класса

Контрольная работа «Клеточный уровень» (2 варианта). Часть 1 — выбор одного ответа из четырех вариантов. Часть 2 — выбор трех верных ответов из шести, задания на установление соответствия.

Дифференцированная контрольная работа по теме: «Галогены».

Пояснительная записка. Содержание тестовых заданий разработано на основе программы «Музыка 1-4 классы», составленной авторами.

Предлагаемый материал содержит два варианта контрольной работы по русскому языку для учащихся 9-х классов в формате ГИА. Задания разработаны на основе рассказов В.Н. Крупина «Утя» и «А ты улыбайся!».

Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны.

Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны.

Работа рассчитана на 40 минут урока. Контрольная работа включает задания трех уровней. В заданиях первого уровня ученикам следует выбрать букву правильного ответа. В заданиях второго и трет.

Источник

Adblock
detector