Меню

Урок по теме экосистема озера

Интернет урок по окружающему миру «Экосистема озера»

Интернет урок по окружающему миру «Экосистема озера»

Продолжаем изучать экосистемы. И сегодня на Интернет-урок по окружающему миру мы отправляемся на озеро… Прежде всего, давайте повторим: что такое экосистема, из чего она состоит?

Экосистема — это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы и кормильцев, едоков и мусорщиков. Внутри экосистемы проходит круговорот веществ.

А будет ли экосистемой — озеро? Попробуем найти на этот вопрос на нашем Интернет-уроке.

Что мы знаем об озере?

  • Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше.
  • Озёра бывают пресные и солёные.
  • Озёра бывают сточные (из них вытекают реки) и бессточные ( из них реки не вытекают).
  • Самое большое пресное озеро — Байкал. Найдите на карте России

Самое большое озеро в мире — Каспийское озеро — море. Найдите на карте России

А вы знаете, что ….

В Алжире находится природное озеро, наполненное чернилами. В озере нет ни рыб, ни растений, поскольку ядовитые темно-синие чернила пригодны только для того, чтобы ими писать! Ученые пришли к выводу, что все дело в составе воды двух маленьких речек, впадающих в это загадочное озеро. В одной из них содержится просто громадное количество растворенных солей железа, в другой — всевозможные органические соединения. Сливаясь вместе, они образуют… чернила. Местные жители относятся к этому чуду по-разному: одни считают его дьявольским наваждением; другие, наоборот, извлекают из него пользу.

А самым мёртвым является озеро Смерти на острове Сицилии.
Оно также является самым опасным озером на планете. Все берега и воды его лишены какой бы то ни было растительности и живности, а купаться в нем смертельно опасно. Любое живое существо, попавшее в это страшное озеро, моментально погибает. Химики, сделавшие анализ содержимого озера, были немало удивлены- вода Озера Смерти в довольно большой концентрации содержит серную кислоту. Оказалось, в Озеро Смерти выбрасывают концентрированную серную кислоту два источника, находящиеся на его дне.
Недалеко от города Челябинск (Россия) среди живописных берёзовых лесов лежит озеро Сладкое. Оно небольшое, зато слава о его чудотворной воде большая. Весь берег озера Сладкое белый от минеральных солей. Вода в нём щелочная, а потом очень мягкая. В ней даже бельё можно стирать без мыла. Говорят, масляные пятна отстирываются. А на вкус вода в озере и правда кажется сладковатой.

Кто обитает в озере?

Жизнь животных и растительности в озере во многом зависит от наличия в нем пищи. Жители озера живут в два этажа. «Верхний этаж» составляют мелкие организм, которые плавают в толще воды и переносятся течениями. Их называют планктон. К нему относят мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные.

На дне растут более крупные растения, например, элодея.

Вблизи берегов видны кувшинка, рогоз и камыш. Они растут в воде, но листья и стебли их расположены над водой. Посмотрите внимательно на рогоз. Это растение ошибочно называют «камыш».

кувшинка

Самые мелкие «едоки» — мелкие рачки — дафнии и циклопы, хорошо знакомые любителям аквариума. Их используют в качестве корма для рыб.

Дафнии и циклопы фильтруют (пропускают через себя) воду в поисках мелких водорослей. Один такой рачок, которого видно только через лупу, «обрабатывает» за сутки почти литр воды.

Рачками питаются многие рыбы, например, карась и плотва.

Этими рыбами, в свою очередь, лакомятся хищные рыбы — щука

На дне водоёмов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. К ним относятся многочисленные микробы, а также известные раки и мотыль.

Мотыль — это личинка комара.

Да. А вы знаете, что комары рождаются в воде?…

Возле озера много стрекоз…

Иногда озеро зарастает и превращается в болото. Почему это случается?

Озёра располагаются в углублениях суши. Вода стекает в котловины и остаётся там. Ручьи и реки, впадающие в озёра, несут множество песчинок, мелких частиц почвы с остатками организмов, погибших на суши. В озёрах течения нет, поэтому все твёрдые частицы, попадающие туда оседают на дно и заполняют озёрную котловину. Частицы смешиваются, образуют ил.

В результате разрушители должны выполнять двойную работу. Они должны перерабатывать не только отходы озёрной экосистемы, но и всё, что туда попадает из суши. С этой сложной работой они обычно не справляются. Тогда отходы накапливаются в виде ила. Озеро зарастает и со временем превращается в болото.

Источник



Конспект урока «Экосистема озера»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Назарьева Ирина Владимировна

Конспект к уроку окружающего мира в 3 классе

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_okr_mir.docx 780.83 КБ

Предварительный просмотр:

3класс ГБОУ СОШ №119. Учитель Назарьева Ирина Владимировна.

Тема «Экосистема озера»

Цель урока: познакомить ребят с экосистемой озера.

-познакомить учащихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме,

-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе,

-называть, из чего состоит экосистема

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания,

-развивать интеллектуальные и общеучебные умения,

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки.

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Технологии : групповые, компьютерные.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи,

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-понимать и сохранять учебную задачу,

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату,

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

-строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет,

-использовать в общении правила вежливости.

-узнавать изученные объекты и явления живой природы,

-описывать изученные объекты, выделять их основные признаки,

-использовать текст для поиска необходимой информации.

Оборудование : учебник, тетрадь, фотографии озёр, рисунки животных и растений-обитателей озёр, компьютер с проектором, экран.

Голосистый звонок пригласил нас на урок.

Проверьте, всё ли на месте, всё ли в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка.

Также на парте должны лежать конверты с карточками, дневник.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

-Ребята, какой раздел мы начали изучать?

-Что такое экосистема? Назовите составные части экосистемы. (Воздух, вода, почва, производители, разрушители, потребители.)

Какой процесс происходит внутри экосистемы? (Круговорот веществ.)

-Что это такое? (Превращение веществ, которое начинается и заканчивается одним и тем же веществом.)

Отгадав загадку, вы сможете понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды —
В нём всё отражается .

Как это зеркало называется?

С экосистемой какого природного объекта мы сегодня познакомимся?

Давайте вспомним всё, что мы знаем про озёра с прошлого года.

-Что такое озеро? (Природный водоём со стоячей водой.) Где образуются озёра? Чем отличается озеро от другого водоёма? Какие бывают озёра?

Как вы думаете, а на какие вопросы нм предстоит ответить сегодня?

3. Поиск решения проблемы.

Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов. Но сначала вспомним правила работы в группе.

Прочитайте задание. Что надо узнать каждой группе?

1группа. Познакомиться с озёрными растениями. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить о них рассказ.

2 группа. Познакомиться с озёрными животными. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить рассказ об озёрных потребителях.

3 группа. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить рассказ об озёрных разрушителях.

4 группа. Рассказать, как связаны между собой организмы в экосистеме. Рассказать о круговороте веществ.

5 группа. Рассказать, как озёра превращаются в болота.

Время работы закончилось. Прошу группы отчитаться.

Слушаем 1, 2, 3 группы.

В каком процессе экосистемы участвуют живые организмы? Как же происходит круговорот веществ в озере? Слушаем 4 группу.

4. Самостоятельное применение знаний.

А сейчас зафиксируем результаты исследования в своих тетрадях. Откройте свои тетради на с.23 №2

Пользуясь рисунком на странице 47 учебника, составим цепь питания. Варя, иди к доске. С чего начинается любая цепь питания?

А сейчас поработаем в группах. У вас в конвертах лежат карточки со словами. Достаньте эти карточки. Составьте цепи питания.

№1. Что необычного заметили на схеме круговорота? Что означает чёрная стрелка? Слушаем 5 группу.

Может ли человек повлиять на судьбу озера? Чем каждый из нас можем помочь?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Перед вами лежат небольшие таблички. Заполните их.

Источник

Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Экосистема озера»

Тема урока: Экосистема озера.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для осмысления и осознания обучающимися информации об экосистеме озера.

Образовательные:

-познакомить обучающихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; называть, из чего состоит экосистема.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания; развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;

-развивать интеллектуальные и общеучебные умения; способствовать развитию коммуникативности;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий и действий одноклассников, контролировать себя, товарищей.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе;

– уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

– приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

– называть, из чего состоит экосистема.

Планируемые результаты:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оборудование: картинки озёра, озёрных растений, животных – обитателей озера, жетоны, сухой корм для аквариумных рыб – дафнии или циклопы, карточки- задания группам, кластер, сигнальные светофоры, таблица рефлексии, презентация.

Этапы урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Начался урок, он ребятам будет впрок. Улыбнитесь друг другу. Всем плодотворного урока.

— С какой важнейшей частью экосистемы вы познакомились на прошлом уроке?/почвой/

Блиц-турнир. / Руки поднимаем, отвечаем, за правильный ответ жетон получаем/

— Что такое почва?/поверхностный плодородный слой земли/

— В результате чего возникает почва? /в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов/

— Как называется верхний слой почвы, имеющий тёмный цвет? /перегной/ или ? /гумус/

— Какая «профессия» у мухомора, дождевого червя, клещей и ногохвосток, бактерий? /разрушители/

— Можно ли считать почву живой частью экосистемы?/почва состоит из неживой природы ( разрушенные горные породы, вода, остатки мёртвых организмов ) и живой природы (разрушители), поэтому назвать почву живой нельзя/.

-Как называютя самые плодородные и богатые перегноем почвы?

— Почему нужно беречь почву? / Почва- основа плодородия /

-Какие лозунги к плакату о бережном отношении почвы вы придумали? /зачитывают/ Сигнальными светофорами оцените свою работу по пройденной теме.

– Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

В глубокой котловине лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. ( Открывается картинка озера)

/ Мы будем говорить об озере /.

− Что такое озеро? (Это скопление воды в природном углублении на суше.)

− Какие бывают озера? (Пресные и соленые, проточные и бессточные.)

Открыли учебник на с.46.

-Итак, заполняем кластер.

— Какова тема урока?

/Тема урока: «Экосистема озера»/.

-Определяем основной вопрос урока. Прочитаем и обсудим проблемную ситуацию.

— О чём говорят ребята? Каков основной вопрос урока?/ Почему озеро зарастает и превращается в болото?/

– А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (Нужно узнать, есть ли в озере все части экосистемы.)

— На какие вопросы по теме вы хотите найти ответы?

/- Как образуется озеро?

— Кто являются производителями в озере?

-Кто относится к потребителям озера?

— Кто относится к разрушителям озера?

— Какой круговорот веществ в озере?/

— Что мы сейчас с вами составили и сделали? ( Мы составили план и спланировали нашу деятельность).

— Что нужно сделать для реализации нашего плана? /Найти информацию по теме/.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5. Реализация проекта

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Работа с учебником, с.46.

— Почему же озеро зарастает и превращается в болото? (Предположения детей.)

Самостоятельно прочитайте учебник на стр.46.

− Из чего образуется ил на дне озера?

− Почему разрушители не справляются со своей работой?/ они перерабатывают отходы озёрной экосистемы и соседних с ней экосистем суши/

(Круговорот веществ не полностью замкнут )

− Изменятся ли условия в экосистеме, если круговорот замкнут не полностью?

− Что может произойти с озером? (Превратиться в болото.) Сделайте вывод.

— Зачитаем правило. Ваши ответы совпали.

Физминутка для глаз /тренажёр на слайде компьютера /

1.Работа в группах. Работа в учебнике.

– Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов.

Задания для групп:

Прочитайте текст на с.48, расскажи классу о потребителях озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным потребителям относятся …./ мелкие рачки и озерные рыбы /

1. Как называются мелкие рачки из сухого корма для рыб? / Мелкие рачки из сухого корма – это дафния и циклоп /

2. В качестве чего их используют?/ Их используют в качестве корма для рыб/

3. Чем питаются мелкие рачки? / Они питаются мелкими водорослями /

4. Что делают дафния и рачки в поисках мелких водорослей? /Рачки пропускают через себя воду «фильтруют» её. /

5. Каково размера рачки? / Рачков можно увидеть только в лупу/

6. Сколько литров воды «обрабатывает» один рачок? /Один рачок обрабатывает до литра воды/

7. К озёрным рыбам относится:

Полосатые бока и клёв на червяка (…..).

8. Хищна, прожорлива, длинна, но поворотлива (……)./ К озерным рыбам относятся окунь и щука/

9. Какие ещё рыбы живут в озере? / В озере ещё живут такие рыбы как ротан, уклейка, плотва, карась, ерш. /

Оценивание работы группы. Самооценка.

-Ребята, оцените работу 1 группы.

-Как вы думаете, они справились с заданием.

-Получился у них рассказ? Вам было интересно?

Прочитайте текст на с.47, рассмотрите рисунки, расскажите классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным производителям относятся … /растения озера /

1.Какова экосистема озера? /Экосистема озера «двухэтажная».

2.Что составляет верхний этаж озера? / Верхний этаж озера составляют мелкие организмы, плавающие в толще воды/

3.Как называют мелкие организмы, плавающие в толще воды? /Их называют планктоном /.

4.Что относится к планктону? /К планктону относсятся мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные. /.

5. Что растёт на дне озера? / На дне озера растёт элодея/

6.Что растёт вблизи берегов озера? /Вблизи берегов озера видны кувшинка, рогоз и камыш/

7. Где расположены листья и стебли у рогоза, камыша и кувшинки? /Листья, стебли у них расположены над водой /.

8.Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом./ Растение, которое часто неверно называют камышом — это рогоз/.

Оценивание работы группы. Самооценка.

— Послушайте сообщение о камыше . /Рассказ учащегося/

Какую новую информацию вы узнали о камыше?

Оценивание работы учащегося.

Прочитайте последний абзац на с.48 и текст на с. 49, рассмотрите рисунки, расскажи классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов.

1.Кто относится к озёрным разрушителям? /К озёрным разрушителям относятся многочисленные микробы, речной рак, прудовик, мотыль/.

2.Где живут разрушители? / Разрушители живут на дне водоемов/.

3.Кого называют небольшими красными червяками? / Небольшими красными червяками называют мотыля /

4.Что представляет из себя мотыль? / Это личинки комаров./

5.Чем питаются разрушители? /Разрушители питаются остатками умерших огранизмов/ .

6.Как связаны организмы в экосистеме озера? /Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные /.

7.Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка?

/На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне./

8.Справляются ли со своей работой разрушители? / Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне /.

Оценивание работы группы. Самооценка.

Физкультминутка «Рыбки резвые».

2. Составьте цепи питания, используя текст и рисунки на с. 48. (Водоросли – дафнии – плотва – щука.) / 3 человека у доски /

— Оценивание свою работу.

– Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.)

– Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод.

– Как мы ответим на вопрос урока? (Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.)

— Красотой озёр восхищались поэты, писатели, художники.

— Кто из вас побывал на озере? Как оно называлось?

— Какие озера есть в Саратовской области? Это будет задание к следующему уроку.

3. Работа в рабочей тетради.

Задание №2, с.23.

Самопроверка по слайду в презентации.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9.Рефлексия учебной деятельности.

Вернёмся к кластеру. Над какой темой вы работали?

— Можно ли считать озеро экосистемой? /Да, озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ, он не полностью замкнут/

На все вопросы нашли ответ? /Да /

Оцените свою работу: Зеленый цвет – я все понял и готов рассказать другим.

Жёлтый – материал темы понял не до конца.Красный – ничего не понял по теме.

Комментирование отметок за урок.

10. Домашнее задание.

Н. — чтение текста темы с.46- 49; отвечать на вопросы;

П. – р.т. №4, с.24; подготовить сообщение об одном обитателе болота – по желанию.

* — узнать, какие озёра есть в Саратовской области.

Источник

Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему «Экосистема озера»

Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему «Экосистема озера»

Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли; Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями; Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование; Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.

Воспитывать интерес к знаниям; Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.

    , , Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»); , , Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. (Обитатели Земли). — М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»); карточки с опорными словами к понятию «экосистема»; памятка №1(работа в группе) листы самооценки (результаты исследования); карточки-задания; карточки-слова для цепи питания. мультимедийная установка; видеофильм «Озеро Байкал» демонстрационные карточки (структура экосистемы), иллюстрации с изображением обитателей озера, раздаточный материал, выставка книг, доклады учащихся.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Совместное открытие новых знаний. Первичное закрепление. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход урока.

– Сегодня у нас необычный урок. Интересным наш урок получится при совместной работе.

2. Наблюдение за природой.

— Какое сейчас время года?

— Какие зимние месяцы вы знаете?

Декабрь – студень, стужайло, лютень.

В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее название месяца.

— Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает.

— Как вы понимаете смысл этой поговорки?

— 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Что это значит? (самый короткий день, самая длинная ночь)

— Именно поэтому говорят, что в декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

— А какие поговорки и приметы о зиме знаете вы?

9 декабря – Юрьев день (Медведь засыпает в берлоге. В этот день ходили слушать воду в колодцах: тихо – зима будет тёплая, звуки – сильные вьюги и метели)

10 декабря – день рождения русского поэта (1821-1877)

3. Актуализация знаний.

— О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об экосистеме, о почве.)

— Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы)

— Какую роль в экосистеме играет почва? (В почве завершается круговорот веществ)

на доске — карточки-слова.

единство живая и неживая природа сообщество живые организмы

разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ

— Для определения какого понятия эти слова являются опорными? (Это опорные слова для определения экосистемы)

— Назовите составные части экосистемы. (Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители)

— Распределите их на части.

Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.

— Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ).

— Как вы понимаете сочетание слов «круговорот веществ»? ( цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).

— Скажите теперь, что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

— Какие экосистемы существуют? (Луг, лес, поле, озеро, болото).

— Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:

Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (озеро)

4. Совместное открытие новых знаний.

А) Формулирование темы урока учениками.

— О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера).

— Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?

(Озера – естественный водоём, замкнутый в берегах).

(сообщение) Велик и разнообразен мир озёр! Среди них есть водоёмы, такие

огромные, как моря, и столь малые, что площадь их исчисляется квадратными метра­ми.

Есть в мире озёра глубокие, как моря, а у дру­гих слой воды измеряется десятками

И цвет воды у озёр бывает самый разно­образный: светлый, тёмный,

молочный, коричне­вый, оранжевый.

Различны озёра и по своему внешнему облику. Одни заключены в глубоких

крутых провалах, другие окаймлены золотистыми песчаными пляжа­ми или

Во многих озёрах ключом бьёт жизнь. Но есть водоёмы, воды которых мертвы, а берега

В одних озёрах вода пресная, а в других — солёная или горько-солёная.

Много озёр на земном шаре. Их можно встре­тить в горах и на равнинах, среди

густых лесов и в знойных песках пустынь, под тропиками, в тундре,

среди ледяного безмолвия Арктики и Антарктиды.

Сколько же озёр на нашей планете? Лишь по самым приблизительным прикидкам

можно сказать, что на Земле не менее десяти миллионов больших, средних, малых

Несмотря на такое многообразие озер, их все можно разделить на 2 вида: проточное,

через которое может протекать или вытекать река и бессточное. Большинство глубоких озер

Б) Постановка задачи урока.

— Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно диалог между ними.

— Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?)

— Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?

— Какова задача нашего урока? (Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).

Составление плана урока совместно с учителем:

— Какие организмы живут в озере?

— Можно ли считать озеро экосистемой?

— Как живет экосистема озера?

В) Совместное открытие новых знаний.

— Сегодня мы должны разобраться и найти ответ на этот вопрос. Для этого вы снова станете исследователями. Работать вы будете в группах. Прежде чем начать работу, нам надо вспомнить правила работы в группе. У вас на столах лежат памятки. Повторим: (Дети рассказывают правила.)

Правила работы в группах

    говорим вежливо,
    называем собеседника по имени,
    говорим по очереди, не перебивая друг друга,
    внимательно слушаем,
    если непонятно, переспросите партнера,
    четко высказываем свое мнение,
    соблюдаем порядок на парте,
    уважаем мнение собеседника.

учебник стр. 47. Рассмотрим рисунок.

— Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника) – I группа

— Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями) – II группа

— Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные.

На дне растут более крупные растения: элодея, хара.

Вблизи берегов видны кувшинки: белые — лилии и желтые — кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу.

Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки.

Это озерные производители.

— Назовите потребителей. – III группа

Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: карась, плотва, линь, пескарь.

Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: щука, окунь

Это озерные потребители.

— Какая «профессия» у рака, беззубки, бактерий? (Разрушители) Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? – IV группа

На дне водоемов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. (сообщение)

Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.

стр. 47 учебник, стр. 23 №1 в тетради

— Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).

— Обитатели озера соединены зелеными стрелками. Что они обозначают? (Цепи питания. Передачу органического вещества). Запишем ответ в рабочей тетради.

— От бактерий к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает? (Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). Запишем ответ в рабочей тетради.

Вывод: Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.

Г) Постановка проблемы.

— Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)

— Перечитаем диалог Лены и Миши на странице 46. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).

— Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).

— Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).

— В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).

— Прочитаем вывод на странице 46 и сравним его с нашим выводом.

— Что сильнее боится загрязнения: озеро или река? Почему? (стр. 49 – учебник, вопрос №6)

— Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.

4. Первичное закрепление.

— Почему живая природа в экосистеме разделена на три профессии? (Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой).

стр. 23 №2 в тетради

— Надо определить профессии живых организмов. Назовите: I группа — производителей, II группа — потребителей, Ш группа — разрушителей.

— — Пользуясь рис. на стр.47 цепочку питания составит IV группа

— С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители)

водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии

— А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки.

— Проверим. Какие цепи питания у вас получились?

Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль

— Вы хорошо справились с этим заданием.

— Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме).

— Могут ли они поменяться профессиями?

задание на карточках.

— Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.

(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).

Практическое применение знаний, полученных на уроке.

— Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть.

Живой фильтр озёр — это

Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то

кувшинка, элодея, хара

Растение озера, которое часто называют камышом —

рака, беззубку, мотыля

Санитарами озёр считают

условия в экосистеме постепенно меняются

Вода в озёрах иногда имеет зелёный цвет, потому что

единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот организмы разных профессий

Растения озера — это

скопление воды в природном углублении на суше

много мельчайших зелёных водорослей (биопланктон)

5. Итог урока.

— Какую экосистему изучали на уроке?

— Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера.?

— Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?

— Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

— Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).

— Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)

— Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.

Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!

6. Домашнее задание.

2. тетрадь стр.24 №5

— С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух? Заполните лист самооценки.

Лист самооценки _________________________

Работа на уроке

1. Помогал выполнять задания в группе

2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания

3. Внимательно слушал учителя, одноклассника

Источник

Читайте также:  Чем травят рыбу в озерах
Adblock
detector