Меню

Урок по теме лебединое озеро

Конспект урока по слушанию музыки (2 класс) по теме «Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»

Слушание музыки 2 класс

Урок — Слушание музыки

Класс — 2 класс ДШИ

Тема: Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»

Тип урока: Формирование новых знаний

Цель: Формировать умение следить за развитием музыкальных образов

1. Образовательные:

— Познакомить учащихся с музыкой балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», формировать представления об изобразительных возможностях музыки.

2. Воспитательная:

— Воспитывать эстетические чувства учащихся, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

3. Развивающая:

— Продолжить развивать умение различать средства музыкальной выразительности.

1. Проектор, ноутбук, колонки

3. Музыкальный материал:

— «Одетта и Зигфрид»

— «Танец маленьких лебедей»

I . Организационная часть, мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы легенду древнюю узнаем

И воплощение легенды в музыке познаем.

II . Актуализация опорных знаний

Прежде чем начать рассказ об этом балете, давайте сначала вспомним, что это такое — балет? (Это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют).

Что в переводе означает слово «балет»? (Балет — от итальянского balletto — танец).

Какая страна является родиной балета? (Франция).

Как в балете называется:

— сольный танец? (вариация)

— танец двоих исполнителей? (па-де-де)

— танец троих исполнителей? (па-де-труа)

— танец четырех исполнителей? (па-де-карт)

— группа танцоров? (кордебалет)

Что такое пантомима? (Это жесты и мимика танцоров, с помощью которых они выражают свои чувства и «разговаривают» друг с другом).

III . Знакомство с новым материалом

Слайд 1

Вы хорошо знаете имя великого русского композитора — Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома». Это произведения, которые композитор написал специально для того, чтобы их слушали дети.

Но есть у Петра Ильича и музыка, которую он сочинил специально для взрослых зрителей и слушателей — его оперы и симфонии. А есть у него и такие произведения, которые любят буквально все — и взрослые, и дети. К таким произведениям относятся его балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок.

Петр Ильич Чайковский создал три балета, которые до сих пор постоянно идут на сценах самых известных театров мира.

Но самым замечательным все считают балет, который называется «Лебединое озеро». Может быть, вы даже уже слышали это название раньше.

Балет «Лебединое озеро» был создан по сюжету немецкой легенды. Сегодня мы поговорим об этом удивительном сказочном сочинении, познакомимся с его сюжетом, с его героями. А самое главное — мы услышим музыку, которую композитор Чайковский написал к нему.

В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта. Эту легенду прочитал директор Московского Императорского театра Владимир Петрович Бегичев, привлёк к работе танцовщика Владимира Фёдоровича Гельцера и композитора П.И.Чайковского. Вместе они создали либретто.

Вспомните, что такое либретто? (Литературный сюжет оперы или балета).

Слайд 3

Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать невесту.

Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня по лесу за скрывшимися лебедями.

Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку.

Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал ее и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши поможет снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти ее.

Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца — привести на бал свою дочь, сделав ее похожей на девушку — лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она была так похожа на девушку — лебедя, что принц не понял, что его обманули.

В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка — лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел ее, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти ее. Он признался ей, что любит только ее. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил колдуна и спас девушку.

Так закончилась эта сказка.

А сейчас мы послушаем несколько отрывков из балета.

Слайд 9 «Лебеди»

Прослушивание

— Как звучит эта музыка? (Сначала нежная и грустная, а потом тревожная).

Мелодия такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряженнее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красивая и выразительная.

— Какой инструмент исполняет мелодию? (Гобой).

Мелодия все время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки — быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды — нежные, переливчатые.

Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряженно, встревожено, порывисто. В конце вступает весь оркестр — грозно, беспокойно.

Повторное прослушивание

Слайд 10 «Измена»

Тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному.

Послушайте, как она звучит в сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна.

Прослушивание

Дети: Музыка звучит тревожно, стремительно.

Мелодия все время прерывается зловещими, страшными возгласами — аккордами, которые как бы рассекают ее, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома.

Слайд 11 Финал

Теперь давайте обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Послушайте и скажите, как изменилась тема?

Прослушивание

Дети: Музыка звучит торжественно

В финале также звучит тема лебедей, но как же она преобразилась: стала торжественной, уже не прерывается злыми, грозными интонациями.

Так, преображая одну мелодию, композитор дает нам почувствовать печаль заколдованных девушек — лебедей (первое появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты (второй фрагмент), торжество добра и любви (конец балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.

Слайд 12 «Танец лебедей»

Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка — лебедь рассказывает принцу о своей беде, а он обещает освободить ее и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце.

Прослушивание

— Как звучит музыка? (Радостно, легко)

— Какой это танец? (Вальс)

П.И. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и другом балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет свое настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Этот вальс звучит радостно, нежно, полетно. Девушки надеются, что принц их спасет.

Слайд 13 «Танец маленьких лебедей»

Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент балета — «Танец маленьких лебедей».

Прослушивание

Какая музыка по характеру? (Изящная, грациозная)

Слайд 14 «Одетта и Зигфрид»

Послушайте еще один фрагмент из балета — прощание девушки — лебедя с принцем.

Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта (так звали девушку — лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться.

Читайте также:  Глубина каспийского озера в метрах

Прослушивание

— Сколько частей в этом фрагменте? (Три)

— Как меняется характер музыки в разных частях? (В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части — радостная).

Средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части — очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. В начале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поет низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Мелодия как бы с трудом поднимается все выше, но в конце поникает с грустью.

IV . Рефлексия

— С каким балетом мы сегодня познакомились?

— Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро»?

— На основе какого литературного источника написан балет?

— Расскажите кратко сюжет балета.

— Какие герои вам больше всего понравились?

— Какой фрагмент музыки балета вам больше всего понравился? Почему?

V . Информация о домашнем задании

Дома нарисуйте образ понравившегося или наиболее яркого героя.

Источник



Конспект занятия «Знакомство детей с балетом-сказкой П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (подготовительная группа — 1 класс)

Марина Балясова
Конспект занятия «Знакомство детей с балетом-сказкой П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (подготовительная группа — 1 класс)

Знакомство детей с балетом – сказкой П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.

Педагог: Вы хорошо знаете имя великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. И. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка с удовольствием будите слушать ее в разные годы своей жизни. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым, и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро»

Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нем – музыка. В балете герои не произносят не одного слова, они только танцуют под музыку.

Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Звучит музыка. Все кружатся в вальсе (слайд). На следующий день бал будет продолжаться, и принц должен будет выбрать себе невесту.

Вдруг гости увидели стаю лебедей, будто плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями. Все повернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди (слайд). Неожиданно один лебедь превратился в девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал ее и ее подруг, превратив в птиц. Только по ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку и обещал спасти ее. Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца, привести на бал свою дочь, сделав ее похожей на девушку – лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Принц не понял разницы и назвал в конце бала дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка – лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел ее, то сразу понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти ее. Он признался ей, что любит только ее. В это время появился злой колдун. Принц вступился с ним в бой, победил его и спас девушек (показ слайдов).

Так закончилась эта сказка.

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько отрывков (фрагментов) из балета. Например, сцену, когда принц встретился с лебедями (Слушание). Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно. (Разбор музыкального фрагмента с детьми).

Педагог. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряженнее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красива и выразительна. Послушаем еще раз (Слушание).

Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить ее и ее подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце (слайд)

Исполняется «Танец Лебедей». Музыкальный руководитель спрашивает у детей, как звучит музыка? (радостно, легко). Какой это танец? (Вальс).

Педагог. Да мы говорили с вами, что Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет свое настроение, свою музыкальную окраску, звучит то мечтательно, то нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полетно. Девушки надеются, что принц спасет их.

Послушайте еще один фрагмент из балета – прощание девушки лебедя с принцем в этой-же сцене.

Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка (слайд). Счастливая, потому, что принц и Одетта (так звали девушку-лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид» (слайд).

В следующий раз мы послушаем эти и другие отрывки из балета.

Мастер-класс «Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Мастер-класс «Сказки своими руками» Помните, педагог воспитывает и обучает детей до тех пор, пока учится сам! Содержание.

Изготовление изделий в технике модульное оригами на примере композиции «Лебединое озеро»Изготовление изделий в технике модульное оригами на примере композиции «Лебединое озеро» Изготовление изделий в технике модульное оригами на примере композиции «Лебединое озеро» Цель занятия: Приобретение знаний и умений в изготовлении.

Конспект беседы «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского. Времена года. Март. Песня жаворонка» для старших дошкольников ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Художественно-эстетическое развитие ТЕМА: Знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского – «Времена.

Конспект НОД «Знакомство с материалами, из которых делают мебель» (подготовительная группа) Задачи: 1. Уточнить понятие «мебель». Закрепить представление о назначении разных предметов мебели. 2. Обогатить словарь детей словами:.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Лебединое озеро»Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Лебединое озеро» Цель: Приобщение воспитанников к мировой художественной культуре путем знакомства их с творчеством поэтов, писателей и композиторов Образовательные.

Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания «Знакомство со сказкой «Мороз и заяц» Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания для детей младшего возраста. Автор: Казанская М. В. Тема «Знакомство.

Лебединое озеро из природных материалов со средней группойЛебединое озеро из природных материалов со средней группой Лебедей все люди знают, Кормят их, не обижают. Про лебедей сказано немало, особенно про их белоснежное оперение. Людей всегда привлекали.

Конспект занятия «Знакомство со сказкой «Краденое солнце» Цель: Знакомство со сказкой «краденое солнце» Задачи: Обучающие: — Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный.

Знакомство детей среднего дошкольного возраста со сказкой «Зимовье» в обработке И. Соколова-МикитоваЗнакомство детей среднего дошкольного возраста со сказкой «Зимовье» в обработке И. Соколова-Микитова Конспект НОД по теме «Знакомство детей со сказкой «Зимовье» обр. И. Соколова – Микитова» для детей среднего дошкольного возраста Программное.

Знакомство с Богородской игрушкой. Подготовительная группа Задачи: Познакомить детей с богородским промыслом. Учить видеть динамику деревянных игрушек, выразительность образов. Развивать речь, мышление.

Читайте также:  Челяб обл озеро уелги

Источник

Методическая разработка урока на тему: Балетное творчество П.И. Чайковского на примере балета «Лебединое озеро»

п. Камыши
2015
Методическая разработка рассмотрена на заседании комиссии методических объединений. Рекомендована к использованию педагогами дополнительного образования в детских школах искусств и общеобразовательных школ.
Протокол 2 июня 2016г. №4
Председатель комиссии О.Н.Черкашина
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………… …………………………….4
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………… . 5
2. Ход урока…………………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………….………….17
Список электронно-образовательных ресурсов…… …………….. 17
Введение
Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДО общеобразовательных школ и школ искусств.
В данной методической разработке, темой которой является «Балетное творчество П.И. Чайковского на примере балета «Лебединое озеро»», была предпринята попытка показать один из способов знакомства с музыкально-сценическим жанром «балет».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Преподаватель Ненашева Т.В. Урок проведен с обучающимися 2-й класса (5-ти летний срок обучения)
24.11.15г. пос. М.Жукова.
Присутствовали:
Имаева М.Г., Малютина О.В., Логвинова Т.И., Черкашина О.Н., Москалюк Г.А., Дюльдина Л.Е.
Длительность занятия 1,5 часа.
Тема урока: Балетное творчество П.И. Чайковского на примере балета «Лебединое озеро»
Цель урока: Знакомство с музыкально-сценическим жанром «балет».
Расширение музыкального кругозора учащихся.
Задачи:
Обучающие:
— расширить познания в сфере хореографического искусства;
— формировать представления об изобразительных возможностях музыки;
— уметь анализировать средства муз. выразительности;
— глубже понимать смысл произведения.
Развивающие:
— формирование музыкального вкуса;
— умение слушать и анализировать фрагменты балетного спектакля.
Воспитательные:
— воспитывать уважительное отношение к творчеству великого русского композитора;
— познакомить ребят с одним из шедевров мировой музыкальной культуры.
Методы:
словесный;
наглядно – слуховой (показ слайдов, слушание музыки, просмотр видео — фрагментов);
эмоционально-познавательный (анализ и сравнение).
Образовательные технологии:
информационно-коммуникативная технология;
технологии творческой деятельности;
педагогические;
игровые;
проблемного обучения.
Форма обучения: групповая.
Средства обучения:
проектор, ноутбук, экран, слайды, видеоматериал, нотный материал, пианино, учебные пособия.
Ожидаемый результат: осмысленная и плодотворная работа учеников над музыкальным материалом, понимание изучаемого вопроса, достижение цели урока.
Ход урока
I ЭТАП. Организация начала занятия (2 мин.)
Приветствие;
II ЭТАП. Мотивация.
Педагог играет на пианино вступление к балету «Лебединое озеро» и зачитывает стихотворение- загадку:
Все герои спектакля танцуют —
Не поют, не играют и не рисуют…
Прекрасней спектакля в театре нет,
А называется он просто — …(балет)

Тема данного урока: Балетное творчество П.И. Чайковского на примере балета «Лебединое озеро»
Цель урока: Знакомство с музыкально-сценическим жанром «балет».
Расширение музыкального кругозора учащихся.
Музыка, которая прозвучала, имеет к балету прямое отношение. Ведь эта известная мелодия уже подсказала вам название балета, с которым вы сегодня ознакомитесь.
— Кто скажет мне, как называется этот балет?
— Правильно: — «Лебединое озеро».
— Какой композитор написал музыку к этому балету?
— Верно — это Петр Ильич Чайковский.
Ш ЭТАП. Актуализация.
Балет – это музыкальное представление, в котором содержание передается танцем. Музыка исполняется симфоническим оркестром, а всем спектаклем руководит дирижер. Его палочке подчиняются не только музыканты, но и танцоры, солисты балета.
Родиной балета считается Франция. При дворе короля Людовика 14 или Короля-Солнце очень любили танцевать, ведь слово «балет» переводиться с латинского как «танцую». И при дворе короля все придворные вместе с ним с увлечением ставили музыкальные спектакли на мифологические темы, и затем исполняли перед зрителями танцевальные номера. Французский король первый осознал важность танцевального искусства и в 1661 году издал указ об основании Королевской академии танца. С тех пор, а именно с 17 века, все названия танцевальных движений произносятся только на французском языке.
В середине 19 века все серьезные музыканты смотрели на балет как на придворное увлечение , способное только развлекать публику.
Но Петр Ильич Чайковский, профессор консерватории, уже знаменитый автор опер, симфоний, инструментальных пьес и романсов—всегда посещал балетные представления и неплохо разбирался в технике танца.

И, когда ему предложили написать музыку к балету для Московского Императорского Большого театра, Чайковский с воодушевлением откликнулся на просьбу дирекции театра.
В1875 году началась работа над балетом под названием «Озеро лебедей». За основу сюжета была взята старинная немецкая легенда о прекрасной девушке, превращенной в лебедя. Для более глубокого изучения Германии, Петр Ильич посетил замок Баварского короля Людвига, которого в народе называли «Лебединый король», который построил в предгорьях Альп фантастический замок, и затем погиб в озере при таинственных обстоятельствах. Там и началась работа над музыкой к балету.
Партитуру балета Чайковский завершил через год, в 1876 году, совсем не предполагая, что из-под его пера вышел настоящий шедевр.
Музыка оказалась столь же поэтичной, возвышенной и светлой, как сюжет. Она поразила всех тем, что раскрывая сказочное содержание, передавала реальные, человеческие чувства, благородные и сложные. Сострадание и верность, смятение души, раскаяние и отвагу, печаль и радость. Балет впервые в истории хореографии получил симфоническую музыку: она была глубока, полна мысли и самых разных настроений.
Большую роль в триумфальном успехе этого балета и двух последующих «Щелкунчик» и « Спящая красавица» сыграла блестящая хореография знаменитого постановщика Мариуса Петипа. Этот французский артист и балетмейстер прожил в России более полувека и поставил в течении своей жизни 60 балетных спектаклей в Петербурге и Москве. Он стал законодателем в мире балета и определил его развитие на многие годы вперед.
А теперь, давайте все вместе перескажем сюжет этого сказочного балета.
(Дети активно, дополняя и поправляя друг друга, выстраивают сюжетную линию).
Принц Зигфрид замечает пролетавшую стаю лебедей и следует за ней в лес. Там, на берегу озера, белые лебеди превращаются в девушек. Королева лебедей Одетта рассказывает о несчастье, которое постигло ее и ее подруг, о преследовании злого волшебника Ротбера. Избавить от злых чар может только верная любовь. Принц клянется спасти Одетту и ее подруг. Но злой волшебник является на бал с двойником Одетты —Одиллией. И принц отдает предпочтение Одиллии, выбрав ее среди других невест, тем самым нарушает клятву верности, данную Одетте. Злой волшебник торжествует, а Зигфрид, поняв свою ошибку, устремляется к озеру. В страшной схватке он побеждает Ротбера и избавляет лебедей от колдовства, искупая свою невольную вину перед Одеттой.

Мы восстановили порядок событий, происходящие в нашем балете. Такое короткое изложение литературной основы называется либретто, в переводе означает «книжечка».
В балете 4 акта, действие каждого акта происходит только в одном месте: 1 акт сцена в парке у дворца, 2 акт- сцена у озера, 3 акт- бал во дворце, 4-акт-снова сцена у озера.
Вопрос: какими выразительными средствами достигается ощущение того, что ты сам находишься в центре происходящих событий на сцене, помимо музыки и танца?
Ученики отвечают: Это декорации!
Правильно, ребята! Декорации не только создают определенное место действия, но и атмосферу, которая помогает зрителю понять характер героев и идею произведения. Ведь художник рисует еще и костюмы для артистов. Все авторы спектакля — композитор, балетмейстер и художник в своем творческом союзе должны гармонически сливаться друг с другом, и тогда, при наличии талантливых исполнителях возникает необыкновенное чудо — балетный спектакль.
Сейчас вы прослушаете «Вступление» к балету в исполнении симфонического оркестра, эта нежнейшая мелодия называется «тема Одетты» и звучит она много раз, каждый раз по-новому, отражая чувства девушки- лебедя. Затем вы увидите первую встречу принца и девушки Одетты.
IV ЭТАП. Первичное усвоение новых знаний.
Показ видео — фрагмента из 1 акта.
Образ Зигфрида – главного героя балета впервые показан в развитии. Он (герой) проходит через все испытания, страдания, бросает вызов судьбе и мужественно борется за свою любовь.
Прежде, танцоры служили поддержкой для балерин, опорой для исполнения сложных танцевальных элементов. В этом балете у героя есть несколько ярких сольных номеров, раскрывающих его мужественный характер.

Читайте также:  Мелкие озера московская область

Следующий фрагмент балета представляет собою сцену у озера. Во 2 акте вы увидите образцы классического танца во всех его жанрах: это сольный танец Одетты «Адажио», танец двух главных героев «Па-де-де» и «Танец маленьких лебедей». Очень красивы и впечатляюще яркие массовые танцы, в исполнении кардебалета.
Видео показ 1. фрагмента из 2 акта.Адажио.
2. фрагмент «Танец маленьких лебедей»
3.Па – де- де Принца и Одетты
342519034290Адажио Одетты
2. Танец маленьких лебедей

3.Танцевальная сцена в исполнении кардебалета.

3 акт. Бал во дворце. Родители принца решили помочь сыну выбрать себе невесту и пригласили на бал самых красивых девушек из разных стран.
В этом акте вы увидите сюиту из нескольких национальных танцев. Такие танцы в балете называются «характерными». Каждая солистка со своими партнерами исполнит национальный танец, популярный в своей стране.
Венгерский «Чардаш»- нежный, грациозный в начале, затем яркий, быстрый к концу.
«Болеро»- испанский танец в сопровождении кастаньет прозвучит огненно, ритмично.
Гости из Италии исполнят свой национальный танец, который вам хорошо знаком. Это «Неаполитанский танец» из «Детского альбома». Соло мелодию исполняет музыкальный инструмент — труба, и звучит она звонко, призывно, энергично.
«Русский танец»- появился в балете не сразу, а был дописан позже. Представляет собой медленный выход и постепенное ускорение , характерное для многих русских народных танцев.
Польская «Мазурка» — горделивая, блестящая, яркая.
Но вот появляется «Черная лебедь» и исполняет свой танец ярко, вызывающе и смело. Принц принимает ее за Одетту и подводит свою избранницу к родителям. Внезапно появляется злой волшебник и уводит Одиллию за собой. Зигфрид понимает, что совершил смертельную ошибку и стремительно убегает к озеру.

Показ фрагментов из танцевальной сюиты и танец Черного лебедя.
4 акт. Берег озера. Принц умоляет Одетту о прощении, она прощает его, но колдовство не проходит. Злой гений наслаждается страданиями влюбленных, он хочет погубить принца. На озере поднимается буря, сверкает молния, черная стая лебедей налетает на белую. Принц сражается в смертельной схватке с Ротбаром, он готов умереть ради любимой. На помощь принцу приходит Одетта, и схватка добра со злом заканчивается. Ничто не может победить настоящую любовь! Чары спадают, волшебство разрушено, белая лебедь превращается в девушку.

Эпилог. Рассвет. Зигфрид и Одетта встречают восход солнца.
Сейчас вы просмотрите два фрагмента из 4 акта.
1-й фрагмент. Битва принца со злым гением.
2-й фрагмент. Эпилог. Па — де – де Зигфрида и Одетты.
V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащейся нового учебного материала.
Сегодня постановки «Лебединого озера» стали украшением балетного репертуара. За право танцевать главные партии в этом балете борются самые знаменитые балерины. Будучи уникальным явлением музыкальной культуры «Лебединое озеро» собрало и впитало все богатство романтического балета 19 века и во многом определило пути развития балетного искусства 20-го века.
Балет «Лебединое озеро» — стал одним из символов великого русского искусства и визитной карточкой Большого театра. Страданием пропитана каждая нотная строчка произведения. Накал трагизма и прекрасная музыка, характерная для творений Чайковского, стали достоянием всех меломанов и любителей хореографии во всем мире.

VI ЭТАП. Закрепление знаний.
Вопросы для закрепления темы:
1.Что такое «балет»?
2. Какая страна считается родиной балета ?
3.Назовите основные виды классического танца.
4.Что такое «кардебалет»?
5.Объясните термин «характерные танцы».
6. В каком акте балета мы увидели танцы народов Европы ?
7. Перечислить названия танцев.
8.Назовите имена главных героев балета.
9. В каком акте произошла встреча принца и девушки—лебедь ?10.Назовите имя хореографа — постановщика всех балетов П.И.Чайковского.
11. Сколько балерин танцуют «Танец маленьких лебедей»?
12. Какое впечатление на вас произвел просмотр балета?
13.Какой номер вам больше всего понравился?
VII ЭТАП. Рефлексия.
Подведение итогов: анализ, самоанализ, оценка.
Домашнее задание.

Источник

Урок музыки по теме «П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»» (3-й класс)

Цель: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера.

воспитательные: воспитывать мир чувств ребёнка, его эмоциональную чуткость;

образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И.Чайковского;

развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.

– Рассмотрите портрет. Кто это? (Слайд 1. Презентация)

– Что вы можете о нём рассказать?

– Отрывки, из какого произведения этого композитора мы слушали?

– Я предлагаю вам освежить свои знания музыки П.И.Чайковского в игре “Угадай мелодию”. Слушая музыку, на листочках впишите название отрывка и по итогу “Угадайки” вы узнаете тему урока. (Слайды 2–8)

– Какое слово у вас получилось?

– Как понимаете слово “Балет”?

Я немного расширю ваше понимание.

Балет – это музыкальное представление, в котором содержание передаётся танцем. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем спектаклем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, но и танцоры, солисты балета.

– Предположите по иллюстрации, о каком балете П.И.Чайковского мы будем говорить? (“Лебединое озеро”) (слайд 9).

– Послушайте содержание балета (слайд 10).

1 действие: У принца Зигфрида в замке собрались друзья. Завтра на балу ему предстоит выбрать себе невесту.

Оставшись один, Зигфрид грустит. Вдруг он замечает пролетающую стаю белых лебедей и отправляется вслед за ними.

Белые лебеди – это девушки, заколдованные Злым Гением. Королева лебедей – прекрасная Одетта. Ради любви к Одетте принц отвергает всех невест. Но коварный чародей придаёт облик Одетты своей дочери Одиллии.

2 действие: В замке бал. Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой Гений. Он привёл на бал свою дочь Одиллию (Чёрный лебедь), поразительно похожую на Одетту. Принц принимает Одиллию за Одетту. В это время в окне появляется Одетта. Принц понимает, что обманут, и спешит к лебединому озеру. Начинается буря. Принц вступает в единоборство с чародеем и побеждает его.

– Мы послушаем два отрывка из этого балета.

– Тема “Лебедя” — эта мелодия, которая является основным образом балета. (Слайд 11)

– Послушайте музыку, а потом расскажите свои мысли.

Что хочется сказать?

Вторичное слушание: Какая музыка по характеру. Почему? (Нежная, печальная, спокойная)

– Я вам уже рассказывала сюжет, а теперь представьте: стая белых лебедей плывёт по озеру. Впереди – лебедь, увенчанная короной… Королева лебедей внезапно превращается в девушку… Возникает большая танцевальная сцена, во время которой звучит “Танец маленьких лебедей” (слушаем). (Слайд 12)

– Какая музыка по характеру? Почему? Что хочется под неё делать?

– Давайте и мы с вами порезвимся (физминутка под музыку). (Слайд 13)

– Кто ещё участвует в этом балете? (Злой Гений и его дочь)

Попробуйте вспомнить, что они сделали?

– Вы сейчас посмотрите видеоролик, где принц танцует с Чёрным лебедем, принимая её за Одетту, и обратите внимание на тему “Лебедя”, которая встретится здесь. (Слайд 14)

– Что произошло с музыкой? Почему? (Стала тревожная, напряжённая, т.к. нарастает конфликт в произведении)

– На следующем уроке мы продолжим работать с этим произведением.

Источник

Adblock
detector