Меню

Усадьба река богов пинский район

Живут на островах в Кудричах

— Вместо того чтобы помочь, они порой насмехаются, представляют нас в своих изданиях забитыми полешуками, придумывают легенды и сказки, Николай Рабец о нашем брате журналисте не лучшего мнения.

Добирались мы к его двору не в лодке, а на автомобиле. Жара высушила воду. Приехали вместе с пинским краеведом и фотографом Павлом Куницким, который вместе со мной пригласил в это путешествие музыканта–самородка Андрея Шкледу.

Николай Рабец из кудричских, вышел на пенсию, вернулся. Сад, огород, клумбы с благоухающими лилиями — все как у многих пенсионеров. Ведет меня к Ясельде, сетует, что обмелела река, воду больше пить нельзя, как в детстве:

— Осенью, когда листва опадет, бутылок пластиковых — море. Мусор старики уничтожают по старинке — сжигают и закапывают. Приезжие выбрасывают. В сельсовет обращались, просили решить вопрос с установкой контейнера. Безрезультатно.

В Кудричах всего одна улица — Центральная. Случайно оказавшийся здесь человек (нельзя такое исключать даже в этом болотном краю) впадет в когнитивный диссонанс, если ему потребуется на Центральной разыскать дом под определенным номером. Улицы в нашем привычном представлении в Кудричах нет. Острова. Самый большой — Сэло. Поменьше — Грушечки, Сомынне, Дубок, Моглицы. Летом между островами по траве прокладываются «дороги» — автомобилями или телегами. А весной главное средство передвижения — лодка. Гравийная дорога соединила Кудричи с цивилизацией только в начале 1990–х. Заглянула гравийка в деревню и остановилась около Дома социальных услуг. Он давно закрыт. Раньше в здании размещался магазин, построенный из досок разобранной в 1960–е церкви. На стене — щиток, на щитке — телефонная розетка. Сюда можно было приходить со своим аппаратом и звонить детям в город. Сейчас у кудричских жителей — мобильники.

— Звонил, просил, чтобы осеменатор приехал, а он все завтраками кормил. А у яловой коровы молоко невкусное, пришлось сдать. Так что коров в Кудричах больше нет, — сетует староста деревни Моисей Махновец. В одной его руке — коса, во второй — мухобойка. Видя наше удивление, поясняет, что гонял шмелей от ульев.

22 июня Моисею Елисеевичу исполнилось 77 лет. Родился в первый день войны. Казалось бы, обойдет лихолетье болотный край, ан нет. В 1943–м в клуню Махновцев немцы согнали жителей деревни, хотели сжечь. Но что–то помешало. Старик признается, что хотя и было ему около трех лет от роду, осталась смутная картинка в памяти. Открывает он эту клуню сейчас — и вот вам готовый музей. Сохранились все инструменты, которыми пользовались предки.

— Приезжаю, снимаю, записываю. Почти готов фотоальбом. Самобытный быт полешуков — это жемчужина, гордиться нужно, что у нас такое сохранилось, а не стесняться.

А ведь все оптимистично начиналось. Первым возить сюда туристов стал этнограф, краевед, патриот и знаток Полесья Алексей Дубровский. Потом в Кудричах появилась агроусадьба. Планировали построить туристический комплекс. Полесский госуниверситет, который выпускает дипломированных экскурсоводов, в свое время имел планы на Кудричи. Но не сложилось. Процесс создания полесского скансена застопорился.

Просьбы полешуков — засыпать яму у придорожного креста, поставить парочку мусорных контейнеров, разрешить рейсовому автобусу подъезжать на площадку к бывшему Дому социальных услуг — я адресовала заместителю председателя Пинского райисполкома Дмитрию Полховскому. Взяты на карандаш.

Но новостями насчет скорой музеефикации деревни Дмитрий Георгиевич не обрадовал:

— В июле к нам приезжают поляки. Возможно, с Белостоком получится реализовать трансграничный проект.

Когда–то в Кудричах была сотня аутентичных хат, теперь — с десяток. Но камышовые крыши, колоды, крепкие еще домики, к которым нагло подбирается клен ясенелистный, все еще живы. Вырубить бы чужеродный кустарник, обкосить обочины.

Уезжаем. Музыкант Шкледа впечатлился не меньше моего. Говорит, все легло на душу — и тишина, и красота, и все так знакомо, словно жил здесь в прошлой жизни. Обещал сочинить для Кудричей мелодию. Что ж, Андрей, сочини, и давай что–нибудь бодрое, побуждающее к делам, чтобы не ушли в небытие уникальные Кудричи.

Валентина Козлович
Фото Павла Куницкого

Моисей Елисеевич признается, что всегда рад гостям:

— Приехал ко мне директор заказника «Средняя Припять», просил отдать ему жак — приспособление для ловли рыбы. Мол, будет туристам показывать. Где, в кабинете? Так привози к нам, мы сами покажем, как раньше рыбу ловили!

Правда, включение в состав заказника принесло в деревню ряд ограничений по природопользованию. Не то что жаками рыбу ловить, даже навестить предков на кладбище, что на другом берегу Ясельды, в «навский четверг» (Пасха мертвых) кудричским старожилам бывает проблематично — нельзя плавать, время нереста.

Лодки, к слову, в Кудричах называют поэтично — «чайками». 80–летний Стась Муга в день нашего приезда аккурат такую мастерил.

— К молодухе на тот берег плавать будете?

— Стар уже. Да по двору, к хлеву, когда вода разольется, — шутит.

Двор Стася Муги — тоже готовый музей.

Источник

Полесская деревня Кудричи под Пинском

Деревня Кудричи в Пинском районе – уникальная и, увы, почти потерянная для истории, этнологии и архитектуры достопримечательность Беларуси. Кудричи (балт. kudra – торф, болото) – аутентичная полесская деревня в 30 км от Пинска, которая могла быть стать настоящим скансеном, музеем под открытым небо. Это образец традиционной полесской островной планировки поселения – деревня в XVI веке рождалась посреди болот. Напоминанием о лучших временах деревни, в которой когда-то было 125 дворов, остались несколько сараев, крытых тростником – по утерянной для Беларуси технологии.

Читайте также:  Карта рек владимирской области подробная с деревнями

Местечко Кудричи впервые упоминается в 1555 году – этими землями в те времена владела Бона Сфорца, сама же деревня принадлежала монастырю францисканцев, который располагался в Пинске. История появления деревни в топком месте загадочна, но историки предполагают, что отправить сюда на поселение могли только провинившихся людей. Вероятно, это были преступники либо люди, сильно разгневавшие местную власть. Однако им удалось не только обосноваться, но и наладить жизнь – заниматься рыболовством, бортничеством, сельским хозяйством. В те времена здесь сливались воедино Ясельда, Пина и Припять, находились низинные болота – вся местность была в воде, особенно весной, во время разливов. Местные жители чаще пользовались лодками, чем лошадьми, чтобы добраться до места назначения. Часто пахатные земли находились далеко за рекой и разливами – приходилось сажать в лодку лошадь, мешки с семенами и плыть к полям для засева. Выловленную рыбу на лодках везли в Пинск – на рынок для продажи. С сельского хозяйства и продажи рыбы, меда и жили.

Кудричи благополучно пережили многие войны – они не коснулись этого глухого полесского уголка. Во время Второй Мировой войны немцы хотели сжечь деревню, но почему-то передумали. Вместо этого они сожгли соседнюю деревню. Еще один таинственный факт есть в истории деревни. На берегу Ясельды в Кудричах стояла деревянная Петропавловская церковь XVIII века – она была снесена по приказу Хрущева. Тракторист, который на своем тракторе рушил церковь, в эту же зиму трагически замерз на болоте.

Долгое время Кудричи были отрезаны от цивилизации из-за болот и отсутствия хорошей дороги. Многие жители деревни попросту не бывали за пределами своей и близлежащих деревень. Строительство дороги в 1980-х годах изменило ситуацию, но вместе с тем и поспособствовало тому, что молодежь разъехалась из деревни.

Сегодня от аутентичных домов, крытых тростником, практически ничего не осталось – два сарая да покосившийся дом. Не сохраненное в свое время наследие бесследно уходит. Истинно белорусские хаты дачники покрывают шифером, обшивают сайдингом. Смотреть в Кудричах практически нечего. Разве что любители природы могут приехать наблюдать за птицами и сплавляться на байдарках. Для туристов здесь действует усадьба «Река Богов» – именно так ныне обмелевшую Ясельду когда-то давно называли индоевропейцы.

Источник



Деревня, которая могла стать изюминкой белорусского туризма, чахнет на глазах

Уникальная деревня Кудричи в Пинском районе могла стать изюминкой белорусского туризма. Но сегодня она больше напоминает дачный поселок, а некоторые представители турбизнеса с сожалением говорят о смерти этой достопримечательности. TUT.BY заглянул к людям на болоте и зафиксировал редкие, но яркие моменты аутентичности: дом и сарай с камышовыми крышами, самобытные косы, бочки с зерном.

В паводки по деревне люди передвигаются на лодке

Ольге Махновец 66 лет. В Кудричах она родилась, вышла замуж, вырастила трех дочерей. Сегодня она живет с мужем, старостой деревни Моисеем Махновцом. Пока его нет дома, хозяйка любезно согласилась рассказать о деревне:

— Кудричам нашим кажуть больше 400 лет. Яка-то царица была, сюда на ссылку высылала, а правда это ци не правда…

На карте обозначена деревня Кудричи.

Кудричи находятся в примерно 27 км от Пинска

Первое упоминание о деревне — 1555 год

Сегодня в деревне живет 17 человек

Жилых домов — 13, дач — 18

Самый старший житель — 1922 года рождения

Самый молодой житель — 1985 года рождения

Староста деревни — Моисей Елисеевич Махновец, 73 года

По средам, субботам и воскресеньям из Пинска в деревню ходит автобус

По информации Каллауровичского сельсовета Пинского района

На памяти Ольги Махновец в деревне было до ста домов, у большинства — камышовые крыши, которые местные жители делали сами. Сейчас в деревне живет 17 человек, хаты и сараи с уникальной крышей можно по пальцам пересчитать. Кстати, сарай у Ольги накрыт камышом, на доме — шифер.

— Зара старые люди да не здужають ухаживать за чаротавай. А раньше в каждом селе быў мастер свий. Но тут така работа, што каждый можа зрабити. Гляне, побача и можа зрабить. Чарот сами собирали по болотам зимой дня два-три и за столько ж дней делали крышу, — говорит собеседница. — Крыша буде и 60 лет стояти, если хорошо ушита.

В сарае Ольги — импровизированный музей.

— Грабли, вунь коса, онь плуг, вилки для стожков на поли! От яки бочки з зерном, а онь станок, шо ткати, а онь на верху наставка, шо рыбу ловили, ей 30 лет. Вот яки, косы у хозяина моего! — гордится она.

Шкаф на фотографии — довоенный. В этом году у Ольги Махновец его хотели купить, но она не продала

В сарай заходит неожиданный гость — староста соседней деревни Площево Николай Богович.

— А гэта ментушка, косу ментыти, — говорит Ольга и просит гостя, показать, «як ментять косу по-деревенскому».

Николай Богович, староста соседней деревни Площево, показывает, как «ментити» косу. Это делают не только с помощью специального инструмента, но и воды с песком. Туристам из Польши «такое» местные жители тоже показывали.

Жители деревни испокон веков занимались рыболовством и бортничеством. У каждой семьи было по несколько лодок — незаменимый транспорт для хаотично разбросанной по болоту деревни. На них дети ездили в школу, на них же переправляли на другой берег реки покойников в гробу, перевозили на пастбище скот. В 90-х годах после мелиорации деревню с городом связала 14-километровая грунтовая дорога. До этого добраться в Кудричи можно было только по воде.Лодка у Ольги до сих пор есть. На ней бабушка ездит за продуктами к автолавке, чтобы не нести тяжести в руках.

— Вун стоить на березе! — машет она рукой в сторону своего дома, возле которого на водной глади озера Черполо колышется деревянная коробка. Через минуты три мы уже сидим в ней, Ольга опускает весло в воду. Неглубоко — воды до середины весла.

— Этой весной у нас от хаты до хаты трэба было лодкаю ездити. Бывае, что и в осень вода доходит. Я в 1970 году рожала третью дивчину 24 ноября, была вода така вяликая. Ночью схватки взяли, уже мой хозяин пошел и позвал еще двух человек и моторную лодку взял, хотели меня везти до Городища (соседняя деревня. — TUT.BY). Я решила, что буду рожаты дома, а перед гэтым двоих рожала в роддоме. Хозяин привез фельдшера из соседней деревни, и в 5 часов утра родила, — рассказывает она.

Ольга Махновец чистит рыбу, которую словил ее брат в реке Ясельде. Женщина рассказывает, что жители Кудричей всегда занимались рыболовством. Ловили рыбу, ее покупали евреи и возили в Пинск продавать на специальных лодках с пробитым дном, что помогало сохранить свежесть продукта.

Ольга вспоминает, как к ней приезжали поляки, голландцы и она их тоже катала на лодке. Туристам понравилась и деревня, и гостеприимство полешуков.

Туристы могут разлюбить Кудричи из-за новодела

Туристы о Кудричах узнали благодаря местным энтузиастам. В том числе уже ушедшему из жизни экологу Алексею Дубровскому, который проводил экскурсии. Правда, помимо туристов около 13 лет назад эту деревню показали чиновникам.

— В Пинск на семинар приехали чиновники, которые отвечают за развитие туризма в регионе, — рассказывает Ефим Дурнопейко, директор туристической компании «Роза ветров». — Я им решил показать интересную вещь и отвез в Кудричи. Они говорят: «Что ты показываешь развалины и колоды старые?!» Я им говорю: «Это бортни, им по 500 лет. Их наши предки использовали как улья для пчел».

По словам представителя турбизнеса, чиновники тогда поверили, что аутентичность нужно сохранять. Но сегодня практик туризма с досадой замечает: деревня превратилась в дачный поселок, и после того как там появился «новодел» в виде крыш из шифера, новых заборов, ему стало неинтересно возить туристов. В этом году туда уже никого не возил, в прошлом было 50-60 человек, лет семь назад — 200-300 в год.

— Если раньше туристы цокали по поводу того, что в центре Европы может быть такая аутентичная деревня, то сегодня спрашивают, зачем им это показывают. Люди за копейки купили там дома, поставили двухметровый металлический забор — и этим просто испортили объект. Разваленный сарай был для туристов хорошим, но когда его отремонтировали — стал плохим. По мнению туристов, в деревне должны были провести реконструкцию, как на объекте историко-культурной ценности.

Сказать, что по поводу сохранения самобытности деревни никто не думал, нельзя. Планов было много, правда, из них реализовался один: пинский предприниматель Олег Садовский построил там агроусадьбу «Река богов». За два года работы усадьбы к нему приехало около 200 поляков, немцев, голландцев, французов и россиян.

— Также на этой территории Полесский университет хотел создать этнографический комплекс, но из-за отсутствия финансирования сделали его на базе университета. В рамках Программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы планировалось создание около деревни Кудричи агроэкотуристического комплекса. Но, к сожалению, инвесторы не нашли компромисса. Создать на базе такой деревни этнографический центр — уровень республиканского финансирования, на местном уровне — мы вряд ли потянем, — комментирует Юрий Кисель, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Пинского райисполкома.Представитель власти говорит, что в их районе есть не одна такая деревня, как Кудричи. Поэтому «зацикливаться» именно на ней не стоит. Как пример, где еще можно развивать туризм, называет соседнюю деревню Площево.

«Никто ничего не делает. Никому она не нужна…»

На столе жареная рыба, недавно выловленная в местной реке, хлеб, колбаса — в семье Махновец ужинают и рассказывают о том, как женились.

— Свадьба была три дня с 7 ноября. А 10 ноября у нас церковный праздник — Параскева-Пятница. В деревне его называют «пятинка» — это годовы кирмаш. Из других деревень приезжала родня, пели… На каждый праздник своя песня была, — говорит Ольга.

Источник

Агроусадьба «Река богов»

Описание

На территории усадьбы расположено два деревянных дома со всеми удобствами и террасой для барбекю, дубовая русская баня.

Большой открытый летний навес с мебелью, на 55 человек.

Дом №1 — деревянный дом с мансардой и видом на реку Ясельда, рассчитан на прием 10 человек. В мансарде оборудовано 8 спальных мест, на первом этаже 2 места, сауна, душ, туалет, каминный зал, кухня (холодильник, газовая плита, микроволновая печь, посуда).

Дом №2 — деревянный дом с отдельным входом на мансарду и двумя балконами, рассчитан на прием 10 человек. В мансарде оборудовано 6 спальных мест, душ, туалет. На первом этаже 4 места, туалет, душ, кухня (холодильник, газовая плита, микроволновая печь, посуда).

Открытая летняя терраса с мебелью и печью барбекю, на 30 человек.

В зимнее время — катание на санях в упряжке.

Водные развлечения и спорт, байдарки — организация водных походов (спуск на байдарках, ознакомительные походы разной дальности с остановкой на пикник на прогулочном катере).

Рыбная ловля — организация любительской рыбалки, могут попытать счастье любители троллинга.

Зимний спорт – лыжи, прокат спортинвентаря. Баня русская — на дровах, купель.

Экскурсионные программы — по самобытным деревенским подворьям.

Источник

Агроусадьба «Река богов»

Адрес: Брестская область, Пинский район, деревня Кудричи, ул. Центральная, 19

Расположена в заповедной зоне Полесья на территории природного резервата «Средняя Припять» в междуречье Ясельды и Припяти в уникальной аутентичной деревеньке Кудричи.

Уникальность деревеньки – в её самобытности, здесь до сих пор можно познакомиться вживую с жизнью старого Полесья. Глядя на деревню Кудричи, испытываешь смешанные чувства, как будто на машине времени переносишься в начало ХХ века: старые хаты с хозяйственными пристройками, покрытые тростниковыми крышами, плетни, телеги с деревянными колесами, деревянные корыта, ступы и прочая домашняя утварь, борти, уникальные колодцы. На берегах реки Ясельда в деревнях Островичи, Мерчицы, Сушицк находятся археологические памятники — поселения эпохи неолита и бронзового века, селища железного века.

На территории усадьбы расположено два деревянных дома со всеми удобствами и террасой для барбекю, дубовая русская баня. Большой открытый летний навес с мебелью на 55 человек.

Добраться можно следующим образом. Из города Пинска по трассе Р8 до деревни Высокое. Поворот на право на деревню Курадово. На 14 км гравийной дороги за автобусной остановкой поворот налево.

организация любительской рыбалки, реки Ясельда, Припять, могут попытать счастья и любители троллинга; организация водных походов (на байдарках, ознакомительные походы с остановкой на пикник на прогулочном катере); — прокат велосипедов. В зимнее время можем предложить катание на санях в упряжке, лыжные походы. Желающим можно организовать экскурсию по самобытным деревенским подворьям.

организация трансферта (автомобильным транспортом или доставка отдыхающих до усадьбы водным маршрутом).

домашняя кухня. Провидение и организация различных торжественных мероприятий.

Сдаются 2 дома.

Дом №1 — деревянный дом с мансардой и видом на реку Ясельда, рассчитан на прием 10 человек. В мансарде оборудовано 8 спальных мест, на первом этаже 2 места, сауна, душ, туалет, каминный зал, кухня (холодильник, газовая плита, микроволновая печь, посуда).

Стоимость размещения в доме №1 — 2 000 000 бел. руб. (105$).

Дом №2 — деревянный дом с отдельным входом на мансарду и двумя балконами, рассчитан на прием 10 человек. В мансарде оборудовано 6 спальных мест, душ, туалет. На первом этаже 4 места, туалет, душ, кухня (холодильник, газовая плита, микроволновая печь, посуда). Открытая летняя терраса с мебелью и печью барбекю на 12 человек.

Стоимость размещения в доме №2 — 1 800 000 бел. руб. (100$).

Аренда террасы и навеса с посудой 15 000 бел. руб./час с персоны (1$).

Дубовая русская баня с купелью — 600 000 бел. руб./3 часа (30$).

Организация питания — завтрак, обед, ужин — 200 000 бел. руб./сутки с персоны (10$).

Были там 29 сентября, заезжали на обед совершая велорейд из Пинска до гидроузла недалеко от усадьбы, уезжать не хотелось!

Усадьба отличная, хорошо оснащена и оборудованна, очень ухожена.
Владелец тщательно следит как за самой усадьбой так и за окрестностями.
Отлично знает местность будучи работником парка может предложить отличную программу и экскурсии.

Адрес: Брестская область, Пинский район, деревня Кудричи, ул. Центральная, 19

Источник