Меню

Установи соответствие реки равнины горная характеристика

Чем равнинная река отличается от горной?

Чем равнинная река отличается от горной?

Мощнейшим фактором поддержки водного баланса на нашей планете являются реки. Они аккумулируют в себе миллионы кубометров воды, выпадающих на территорию суши в виде осадков, и выносят влагу назад в океан.

Реки протекают везде – и в горных местностях, и на равнинах, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на характер их течения. Чем же равнинные реки отличаются от горных? Рассмотрим самые важные характеристики и найдём в них различия.

Исток реки

Все горные реки берут начало на вершинах или склонах гор. Некоторые из них являются результатом таяния ледников, венчающих самые высокие горные вершины, другие вытекают из высокогорных озёр либо вбирают в себя влагу атмосферных осадков, обильно орошающих возвышенные точки рельефа.

Равнинные реки тоже могут вытекать из озёр или болот. Нередко истоками для них служат ручьи, берущие начало в подземном водоносном слое. Кроме того, река, русло которой располагается преимущественно на равнине, вполне может в своём верхнем течении быть горной, т.е. истоком для неё может служить горный ручей.

Русло реки

Русло горной реки, как правило, имеет V-образную форму, с круто спускающимися берегами и узким скальным ложем. В некоторых местах скалы сжимают поток, и его глубина повышается. Часто течение горной реки образует водопады или перекаты в местах, где высота русла меняется слишком резко.

Из-за того, что уровень воды часто меняется, на берегах редко остаётся слой плодородной земли, так как мягкий грунт, состоящий из мелких частиц, постоянно размывается и уносится течением во время паводков. Поэтому берега горной реки, как правило, бесплодны и покрыты лишь каменной осыпью.

Чем равнинная река отличается от горной?

Равнинная река обладает широким руслом с полого спускающимися берегами либо с одним пологим, а другим обрывистым берегом. В северном полушарии нашей планеты обрывистым, как правило, является правый берег, а левый остаётся пологим. Для равнинных рек характерно извилистое русло, изобилующее поворотами и даже петлями.

Ложе реки обычно песчаное или глинистое, нередко покрытое илом – органическими остатками водорослей или мелкой речной живности. Во время половодий плодородный ил течением выносит на берега, поэтому береговая линия отмечена особенно пышной растительностью.

Течение реки

Для горной реки характерно бурное и очень быстрое течение, так как вода с высокой скоростью скатывается по крутому руслу, усыпанному скальными выступами. Температура воды в ней, как правило, очень низкая из-за ледника или горного снега, таянием которого она образована.

Многие полагают, что в горных реках течёт очень чистая вода, но это не всегда так. Если река протекает по известняковым породам, вода в ней может быть окрашена в белый цвет, некоторые другие минералы придают ей бурую или красноватую окраску. Зимой горная река замерзает только в очень сильные и длительные морозы.

Течение равнинной реки медленное и плавное. Даже если река берёт начало в горах, то, вытекая на равнину, она успокаивается и замедляет свой поток. Широкое и неглубокое русло куда лучше прогревается солнцем, поэтому летом вода часто бывает тёплой. В ней охотно размножаются водоросли, от микроскопических до крупных водорастущих растений, насекомые и ракообразные.

Если дно реки глинистое, то вода в ней, как правило, становится мутной и приобретает желтоватый или красноватый оттенок. Чистоту воды сохраняет песок, покрывающий ложе реки. Зимой равнинная река покрывается льдом довольно быстро: стоит температуре воздуха опуститься до 8-10 градусов мороза, и ледяная корка образуется в течение нескольких дней.

Река и человек

Чем равнинная река отличается от горной?

Быстрые и холодные горные реки, с их каменистыми руслами и частыми паводками, нередко приносят человеку больше вреда, чем пользы: паводки разрушают постройки и затапливают дома, быстрое течение препятствует судоходству и т.д. Единственной пользой от горной реки может служить её сильное течение, которое удаётся использовать для выработки электроэнергии, построив в удобном месте плотину с электростанцией.

Равнинные реки, напротив, всегда были и остаются для людей огромным подспорьем в хозяйственной деятельности. Помимо очевидного использования в качестве источника питьевой воды и орошения, они служат естественными транспортными артериями, великолепными рекреационными зонами, источником промысловой рыбы и т.д. Подавляющее большинство крупных и небольших городов, а также множество деревень и посёлков расположены рядом с равнинными реками.

Источник



Урок по географии в 6-м классе по теме «Горные и равнинные реки. Водопады»

  • закрепить полученные знания о реках, их частях, составе;
  • сформировать знания о горных и равнинных реках, о водопадах.

а) закрепить полученные знания о реке, ее частях, речной системе и ее элементах;

б) расширить знания учащихся о реке, дать представления о горных и равнинных реках, порогах и водопадах;

а) развить умения и навыки работы с физической картой;

б) развить умения устанавливать причинно-следственные связи: зависимость течения реки от рельефа местности;

в) выявить особенности реки своей местности;

г) способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

Читайте также:  Самые быстрые реки подмосковья

а) повысить интерес к изучению предмета;

б) привить любовь к природе своего родного края.

Оборудование: физическая карта мира, карта Тульской области; снимки горных, равнинных рек, водопадов, снимки красивых мест реки Шиворони; презентация “Водопады мира”, листки ожидания от урока; карточки-задания с учетом индивидуальных способностей детей; учебник И.И. Баринова “География России. Природа. 8 класс”, М. “Дрофа”, 2007 г., учебник Т.П. Герасимова, Неклюкова “Начальный курс географии”, М.: “Дрофа”, 2004 г.; географические атласы; компьютер.

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучать тему “Реки”. Вы теперь имеете представление о них, об их частях, составе. Сегодня мы вспомним эти понятия, закрепим практически и перейдем к изучению нового материала: узнаем о горных и равнинных реках, порогах и водопадах.

А теперь перейдем к проверке домашнего задания. Его мы будем проводить по группам. У каждого на столе лежит листок, на котором вы должны оценить в баллах свое ожидание от урока. Возьмите его, напишите фамилию и поставьте себе: оценку, которая соответствует вашей готовности к уроку, настроению. Передайте листики мне.

Теперь мы разделимся на 6 групп. У групп на столе есть карточка-задание. На выполнение задания я вам даю 5 минут. Вы готовитесь, а затем даете ответ. Но кроме вашего задания, которое дается на цветной карточке, у вас есть дополнительная карточка, где зафиксированы задания всех остальных групп. Если группа отвечает неправильно, вы можете дать верный ответ. Приступаем к работе.

Самостоятельная работа с заданиями (5 мин.).

Проверка выполнения задания. (Чтение заданий учителем)

Ребята, возьмите у себя на столах карточку с заданиями всех групп и следите за правильностью ответов. Итак, задание первой группы:

Задание: подбери пару — определение.

  1. Русло а) место начала реки;
  2. Устье б) место впадения реки в другую реку, море;
  3. Водораздел в) река со всеми притоками;
  4. Исток г) углубление, где реки текут постоянно;
  5. Речной бассейн д) граница двух речных бассейнов;
  6. Речная система е) площадь водосбора реки с притоками.

— Ребята, найдите в карточке задание, которое было у второй группы (задание читает учитель). Задания второй группы:

1. Чго означает пословица: “Река Ока — Волги правая рука”? Объясните, почему? Покажите реку Волгу на физической карте России.

2. Найти лишнюю реку. Объясните, почему она лишняя? Миссисипи, Волга, Лена, Енисей.

Найдите задания третьей группы.

Задания: дана таблица “Реки с наибольшей многоводностью” (определение понятия годовой сток вы можете найти в учебнике по географии 8 класса на странице 77).

Реки Годовой сток, км З
Амазонка 6915
Конго 1419
Янцзы 995
Ориноко 914
Парана 725
Енисей 610
Миссисипи 580
Лена 532
Меконг 510
Иравади 486

Вопрос: почему река Амазонка в данной таблице занимает 1 место? Покажите Амазонку на карте. Куда она впадает.

— Ребята, найдите задание для четвертой группы

Задания: дана схема реки . Назовите части реки, обозначенные в схеме цифрами.

— Ребята, найдите в карточке задания для пятой группы. Прочитайте статью в энциклопедии о реках на странице 18. Ответьте на вопросы:

— Как влияет рельеф на течение реки?

— Какая река на планете самая длинная? Покажите ее.

— Ребята, найдите в карточке задания для шестой группы.

Чуть дрожит на ветерке-
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.

1. Назовите отгадку.

2. Изобразите эту реку, подпишите ее исток и устье.

3. Как определить где у реки правый, а где левый притоки?

Слово учителя: Молодцы. Вы все верно определили, на все мои вопросы ответили.

Откройте тетради по географии, запишите число, классная работа и тему урока “Реки горные и равнинные. Водопады”.

Объяснение нового материала:

1. Фронтальная беседа с классом по вопросам:

— Как вы думаете, от чего зависит направление течения реки, ее скорость?

— Послушайте запись течения реки. . По какой местности она течет?

Слово учителя: реки бывают горные и равнинные. Реки, текущие по горной местности несутся с большой скоростью, бурлят, истоки их расположены высоко в горах. Местность по которой они текут имеет большой уклон.

2. Работа с таблицей в тетради. Запись признаков горной реки в тетради с учителем.

Признаки отличия рек

1. Текут спокойно, плавно.

2. Широкая долина.

3. Образуют извилины, обходя препятствия.

4. Удобны для судоходства.

1. Несутся с большой скоростью, бурлят.

3. Не образуют значительных извилин.

4. Неудобны для судоходства.

3. Работа с учебником. Самостоятельное чтение раздела учебника на странице 91 “Реки горные и равнинные”. Запись признаков равнинной реки в таблицу учащимися.

4. Проверка выполнения самостоятельной работы.

Вопрос классу: какие признаки равнинных рек вы выделили? Молодцы.

6. Слово учителя.

Перед вами на доске снимки рек. Определите, под какими цифрами изображены горные реки, а под какими равнинные. , , .

  1. А снимок под номером 4 вам ничего не напоминает? (Местная река Шиворонь)
  2. Как вы думаете, реки нашей области горные или равнинные. Почему?
Читайте также:  Река с утками карандашом

7. Прослушивание заранее подготовленных сообщений ребят о реках Тульской области:

а) общая характеристика рек Тульской области;

б) характеристика реки Шиворонь; в) характеристика рек Оки, Упы.

8. Мини-лекция учителя с использованием схем: схема строения порогов и водопада “В сообщениях вы слышали о том, что не все реки пригодны для судоходства. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Посмотрите на схему. Река постепенно размывает мягкие горные породы, а твердые выходят на поверхность. Преодолевая их, вода пенится, бурлит, летят брызги, образуются водовороты. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Твердые и мягкие горные породы могут залегать и горизонтально. Посмотрите на схему: вот твердые, а вот мягкие горные породы. Река размывает мягкие горные породы, образуется ступень. Если ступень высокая, то река низвергается о нее в виде водопада. Чаще всего водопады встречаются в горных районах.

9. Работа с компьютером: просмотр сведений об известных водопадах мира (презентация).

Задание классу: найдите и покажите на физической карте крупнейшие водопады: Ниагарский, Анхель, Виктория, Игуасу.

10. Подведение итога.

Слово учителя. А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.

Перед вами необычная картина. (картина закрыта листами цветной бумаги в виде мозаики, количество листов по количеству вопросов). Увидеть ее вы сможете только при условии, если правильно ответите на вопросы по новой теме.

1. Назовите самую длинную реку мира.

2. К каким рекам горным или равнинным можно отнести реки Тульской области? Почему?

3. Почему на порожистых участках равнинные реки похожи на горные?

4. Назовите самый высокий водопад в мире?

5. Назовите реки Тульской области о которых вы слышали в сообщениях. Какая из рек судоходная?

6. О какой реке говорится в стихотворении А.Блока (равнинной или горной).

Река раскинулась.
Течет, грустит лениво.
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Молодцы. Картину открыли. На ней изображена горная река.

11. Итоговый вопрос: что вы, ребята, узнали сегодня нового на уроке?

12. Слово учителя. Обобщение. Сегодня на уроке мы закрепили понятия, которые касаются реки. Познакомились с горными и равнинными реками, водопадами. На следующем уроке мы продолжим изучение темы “Реки”, поговорим о питании рек, их хозяйственном использовании.

13. Выставление оценок за сообщения и активную работу на уроке.

— А теперь возьмите вторые листки ожидания от урока и оцените сами свое настроение и работу на уроке. Поставьте баллы. Сдайте мне листочки.

14. 3адание на дом: пересказ разделов учебника стр. 91-94, ответить на вопросы стр.95.

15. Объявление учителем двух результатов листков ожидания от урока (начало, конец урока). Сравнивая результаты, вы можете убедиться в том, что очень хорошо работали на уроке. Урок удался, значит, для вас он был интересен.

1. Е.Л. Горбунов “Физическая география Тульской области”, Тула “Пересвет”, 2002 г.

2. Г.Н. Элькин “Поурочное планирование. Физическая география 6 класс”, Санкт-Петербург “Паритет”, 2001 г.

Источник

География. 6 класс

Строение реки

Расставьте подписи на изображении.

Типы рек

Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

В горах водоразделы проходят по , а на равнинах – по .

Расставьте подписи к изображениям.

Причины половодья

Выделите голубым цветом причины возникновения половодья.

Весеннее таяние снега и льда

Половодье

На какой из перечисленных рек возникает половодье, вызванное летними муссонами? Выберите один вариант ответа.

Реки Земли

Выделите зелёным цветом одно или несколько верных утверждений, а синим цветом отметьте ошибочные утверждения.

1. Подземный тип питания рек характерен для рек тропического пояса, где выпадает большое количество осадков.

2. Паводки и половодья сопровождаются засухами.

3. Дожди часто являются причиной резкого и кратковременного подъёма уровня воды в реках.

4. В межень происходит подъём уровня воды в реке.

Источник

Чем отличаются равнинные реки от горных? Их примеры и особенности

Реки – крупные естественные водотоки. Питаясь от осадков, ледников или подземных источников, они являются главными резервуарами пресных вод на планете. По характеру местности, в которой они протекают, выделяют горные и равнинные реки. Примеры и тех и других водотоков встречаются на всех континентах. Их внешний вид и многие характеристики неодинаковы. Подробнее о том, чем отличаются равнинные реки от горных, мы поговорим далее в статье.

Что влияет на реки?

Характер и внешний вид водотоков планеты зависят от огромного количества факторов. В основном они определяются климатом, геологическим строением и ландшафтом местности. Так, во время обильных осадков реки могут выходить из своих берегов, затапливая близлежащие территории. А вот длительное отсутствие осадков в жарких странах приводит к тому, что водотоки и вовсе пересыхают, появляясь лишь в короткий сезон дождей.

Читайте также:  Где находится огненной реке

Если же говорить о том, чем отличаются горные реки от равнинных, то в первую очередь нужно упомянуть рельеф. Именно он определяет, с какой скоростью течет вода, какой размер, форма, глубина будет у русла и долины. Помимо рельефа, на формирование рек влияет и геологическая структура территории. Вместе они влияют на прозрачность воды, на то, какие преграды она встречает на своем пути. Теперь давайте узнаем подробнее, чем отличаются равнинные реки от горных и как же на них действуют все названные выше факторы.

Воды и скорость течения

Горные реки – это быстрые стремительные потоки, со скоростью течения от 1 метра в секунду и выше (иногда выше 5 м/с). Они протекают в основном в горах или на возвышенностях. Они часто образуются в местах, где горные породы выступают на поверхность, поэтому их воды обычно не очень мутные. Самые известные примеры таких водотоков – Конго, Колорадо, Янцзы.

Рельеф нашей планеты очень неоднородный. Там, где высокие хребты постепенно переходят в низины и плоскогорья, горные реки превращаются в равнинные. Таким примером может быть Терек, протекающий на Северном Кавказе.

Равнинные реки текут спокойнее и медленнее. Их скорость обычно не превышает одного метра в секунду. Примером таких водотоков является Амазонка, Нил, Миссисипи, Волга, Днепр. Почему горная река быстрее, чем равнинная? Здесь все очевидно – из-за большего перепада высот. Горные реки начинаются на возвышенностях, а значит, их угол падения гораздо больше.

Одним из основных параметров, который характеризует реку, является ее уклон. Он представляет собой отношение высоты падения водотока (или его участка) к его длине. У горных рек он может составлять 5-80 м/км, в то время как у равнинных – всего несколько сантиметров на километр длины.

Форма речной долины

Все реки возникают из крошечных ручейков, появившихся от избытка воды (обильных осадков, таяния снегов, переполненности болот или озер и т. д.). Они сами формируют себе путь, пробивая борозды в почве и горных породах. Углубление земной поверхности, сформированное водотоком, называется долиной, а наиболее глубокий участок, где он непосредственно протекает, – руслом.

Чем отличаются горные реки от равнинных? Своими очертаниями. Низинные водотоки обладают слишком маленькой скоростью. Их течение неспособно преодолеть преграду, поэтому оно ее огибает. Долины таких рек широкие, а русла – извилистые. Их плавные изгибы называют меандрами, по названию реки Большой Мендерес в Турции. Равнинные водотоки не вдаются глубоко в поверхность земли и часто разливаются в половодье, образуя поймы.

У горных рек все с точностью наоборот. Они обладают большой скоростью, отчего их русла ровные, а долины узкие и глубокие. Для них не характерны широкие поймы и террасы. Как правило, русло занимает всю долину целиком.

Пороги, каньоны, водопады

Горные реки, как правило, образуются в местах, где фундамент сложен твердыми породами. Стачивая их и углубляясь, они формируют каньоны и ущелья, которые, по сути, являются долинами с отвесными склонами и очень узким дном. Самый длинный каньон в мире находится в Гренландии и скрыт под слоем льда. Один из самых глубоких на планете – Большой каньон в Аризоне.

Непростой горный рельеф способствует также образованию порогов на пути следования воды. Это камни и небольшие скалы, которые выходят на поверхность реки, преграждая путь судам и лодкам. От размыва пород на дне русла порой формируются резкие уступы, с которых вода не стекает, а буквально падает. Такие места называются водопадами. Крупнейшие из них – Анхель, Виктория, Ниагара.

Пороги, каньоны и водопады могут образовываться и на равнинных реках, например, Смотричский (Украина) и Реутский (Молдова) каньоны, Бенские пороги на Волге. Однако чаще они возникают именно в горных районах.

Равнинные и горные реки России

На территории страны течет больше 2,5 миллиона рек и мелких речушек. Однако крупных водотоков длиной больше 10 километров всего 140 тысяч. Классических горных рек среди них мало, ведь многие из них на протяжении своего пути становятся равнинными. Все же в качестве примера можно назвать Терек, Самур, Кубань, Катунь, Сулак.

Самый южный из крупнейших водотоков России – река Кубань. Она начинается на Эльбрусе в Карачаево-Черкесской республике. Кубань образуется от слияния двух других рек – Уллукам и Учкулан — и впадает в Азовское море. В длину она тянется на 870 километров, а перепад высот от ее истока до устья составляет 1339 метров.

Равнинные реки России – это Обь, Волга, Енисей, Дон. Самой длинной в стране и одной из наиболее протяженных в мире является Обь. От слияния Бии и Катуни она тянется на 3650 километров, впадая в Карское море. По площади бассейна она третья в России, а по расходу воды третья после Лены и Енисея.

Источник

Adblock
detector