Увидев у перешейка озера подбитую птицу васютка решил что в озере есть водоворот озеро проточное

Увидев у перешейка озера подбитую птицу васютка решил что в озере есть водоворот озеро проточное

– А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! – Он помолчал и махнул рукой: – Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Васютка вскинул ружьё и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья. Проводив её взглядом, Васютка выстрелил ещё раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась. По-прежнему надоедливо, вразнобой горланили кедровки, неподалеку трудился дятел да пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев.

Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием:

– Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я.

Голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой в мох. Медленно спустился Васютка с дерева, задумался, да так и просидел с полчаса. Потом встряхнулся, отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать. Подкрепившись, он собрал кучу кедровых шишек, размял их и стал насыпать в карманы орехи. Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?» Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён. Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру – это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.

Погода держалась всё ещё хорошая. Васютка боялся и подумать о том, что с ним будет, если разбушуется осень. По всем признакам ждать этого осталось недолго. Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Он прибавил шагу. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растёт обычно вблизи больших водоёмов. «Неужели впереди Енисей?» – с наплывающей радостью думал Васютка. Заметив меж хвойных деревьев берёзки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался, побежал и скоро ворвался в густые заросли черёмушника, ползучего тальника, смородинника. Лицо и руки жалила высокая крапива, но Васютка не обращал на это внимания и, защищая рукой глаза от гибких ветвей, с треском продирался вперёд. Меж кустов мелькнул просвет.

Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр. Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты – и вот он на берегу.

Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской.

Васютка лёг на живот, отгрёб рукою зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве – тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку. От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь со днём, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И всё-таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги. Но здесь ещё сохранилось много комаров. Они начали донимать Васютку. Отмахиваясь от них, мальчик внимательно следил за ныряющими на озеро утками. Они были совсем не пуганы и плавали возле самого берега с хозяйским покрякиванием. Уток было множество. Стрелять по одной не было никакого расчёта. Васютка, прихватив ружьё, отправился на мысок, вдававшийся в озеро, и сел на траву. Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Это привлекло внимание мальчика. Васютка взглянул в воду и замер: около травы, плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверно?» Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками. Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, по широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере – белая рыба! Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. Но в этот момент табун уток-свиязей отвлёк его от размышлений. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. Ещё одна утка, оттопырив крыло, боком уплывала от берега. Остальные всполошились и с шумом полетели на другую сторону озера. Минут десять над водой носились табуны перепуганных птиц. Пару подбитых уток мальчик достал длинной палкой, а третья успела уплыть далеко.

– Ладно, завтра достану, – махнул рукой Васютка.

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным. Васютка проглотил слюну, ещё раз поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:

– Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?

Он ощипал уток, зарыл их в горячие угли костра, лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило – к холоду!» – и на душе у него сделалось ещё тревожнее.

Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город – Игарку. А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги? Затерялся в ней точно песчинка. А что теперь дома? Там, за тайгой, люди словно в другом мире: смотрят кино, едят хлеб… может, даже конфеты. Едят сколько угодно. В школе сейчас, наверное, готовятся встречать учеников. Над школьными дверями уже вывешен новый плакат, на котором крупно написано: «Добро пожаловать!»

Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком. B школу съезжаются ребята со всей округи: тут и эвенки, тут и ненцы, и нганасаны. У них свои привычки. Бывало, достанет кто-нибудь из них на уроке трубку и без лишних рассуждений закуривает. Особенно грешат этим малыши – первоклассники. Они только что из тайги и никакой дисциплины не понимают. Станет учительница Ольга Фёдоровна толковать такому ученику насчёт вредности курева – он обижается; трубку отберут – ревёт. Сам Васютка тоже покуривал и им табачок давал.

– Эх, сейчас бы Ольгу Фёдоровну увидеть… – думал Васютка вслух. – Весь бы табак вытряхнул…

Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Далёкие и таинственные, перемигивались звёзды, словно звали куда-то. Вот одна из них ринулась вниз, прочертила тёмное небо и тут же растаяла. «Погасла звёздочка – значит, жизнь чья-то оборвалась», – вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия.

Совсем горько стало Васютке.

«Может быть, увидели её наши?» – подумал он, натягивая на лицо телогрейку, и вскоре забылся беспокойным сном.

Проснулся Васютка поздно, от холода, и не увидел ни озера, ни неба, ни кустов. Опять кругом был клейкий, неподвижный туман. Только слышались с озера громкие и частые шлепки: это играла и кормилась рыба. Васютка встал, поёжился, раскопал уток, раздул угольки. Когда костёр разгорелся, он погрел спину, потом отрезал кусочек хлеба, взял одну утку и принялся торопливо есть. Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. «А что, если. »

Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею. Нет, лучше не думать. Вчера вон обрадовался – Енисей, Енисей, – а увидел шиш болотный. Не-ет, уж лучше не думать.

Покончив с уткой, Васютка ещё полежал у огня, пережидая, когда уляжется туман. Веки склеивались. Но и сквозь тягучую, унылую дремоту пробивалось: «Откуда всё же взялась в озере речная рыба?»

– Тьфу, нечистая сила! – выругался Васютка. – Привязалась как банный лист.

«Откуда, откуда»! Ну, может, птицы икру на лапах принесли, ну, может, и мальков, ну, может… А, к лешакам всё! – Васютка вскочил и, сердито треща кустами, натыкаясь в тумане на валежины, начал пробираться вдоль берега. Вчерашней убитой утки на воде не обнаружил, удивился и решил, что её коршун утащил или съели водяные крысы.

Васютке казалось, что в том месте, где смыкаются берега, и есть конец озера, но он ошибся. Там был лишь перешеек. Когда туман растворился, перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было всего-навсего заливом – отголоском озера.

Источник

Ответы на тест «Васюткино озеро» 5 класс (Уроки по литературе)

«Васюткино озеро» — произведение писателя Виктора Астафьева, написанное в 1952 году, а опубликовали его только в 1956 году. В основу сюжета легли детские воспоминания самого Виктора Петровича.

1) А (Жанр произведения: рассказ — небольшое по объему авторское произведение, обычно описывающее реальные события);

2) В (в основе произведения лежит повествование о приключениях героя);

3) А (Васютка часто наведывался в лес за кедровыми орехами, он собирал их для рыбаков);

4) Б (птица, уведшая Васютку вглубь леса — это глухарь. Бросившись за ним, мальчик не заметил, что перестал придерживаться меток на деревьях и в конце концов заблудился);

5) В (потерявшись, мальчик не стал предаваться панике. Он решил не сдаваться и обязательно найти выход из положения);

6) Б (увидев у перешейка подбитую птицу, Васютка понял, что озеро проточное);

7) В (в найденном озере было на удивление много белой рыбы);

8) А (желтая бороздка лиственного леса далеко в тайге давала знак, что рядом есть речка);

9) А (мальчик истратил свой последний патрон, потому что был замечен с бота);

10) В (родные мальчика, дедушка Афанасий, отец… не теряли надежды отыскать его и продолжали поиски);

11) В (главной причиной, по которой удалось не пропасть и выжить были умения и навыки, присущие таежному жителю);

12) В (обнаружив озеро, Васютка принес всем только пользу);

13) Б (слова, ставшие поддержкой в трудные минуты для потерявшегося ребенка — «Тайга хлипких не любит!»);

14) 2 вариант (на розыск Васютки ушло 5 дней);

15) Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

Рассказ назвали именно так, потому что главный герой, заблудившись в тайге, набрел на еще неизвестное никому озеро, в котором оказалось много белой рыбы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

После спасения Васютки и его рассказа, на это место тут же послали бригаду рыбаков, а озеру дали имя в честь мальчика.

План рассказа «Васюткино озеро» для 5 класса

1) Будничная жизнь рыбаков в тайге;

2) Очередной сбор Васютки в лес за кедровыми орехами;

3) Преследование глухаря и потеря пути;

4) Мальчик заблудился. Первая ночь один на один с глухой тайгой;

5) Обнаружение озера, никому до того неизвестного;

6) Белая рыба в озере – больше, чем достаточно;

7) Выход к берегу Енисея;

8) Спасительный бот и встреча с родными;

9) Имя озеру в честь «первооткрывателя» — школьника Васютки;

10) Озеро как новый географический объект, нанесенный на карту.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id82867

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Источник

Тест. Тест по произведению «Васюткино озеро»

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Назовите жанр произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Ответ напишите одним словом в И.п. строчными буквами,
например, сказка.

Вопрос 2

Какое событие лежит в основе произведения?

Варианты ответов
  • повествование о трудной работе рыбаков и охотников
  • изображение природы Сибири
  • повествование о приключениях героя в тайге
  • научное открытие
Вопрос 3

Зачем Васютка отправился в лес?

Варианты ответов
  • на поиски кедровых орехов для рыбаков
  • выполнял поручение отца
  • хотел погулять по лесу, как взрослый охотник
  • за ягодами и грибами
Вопрос 4

Какое художественно-изобразительное средство автор произведения использует в предложении в выделенных словах: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» ?

Варианты ответов
  • сравнение
  • антитеза
  • гипербола
  • эпитет
Вопрос 5

Какая птица «увела» Васютку в тайгу?

Ответ напишите одним словом в И.п. строчными буквами,
например, сказка.

Вопрос 6

Какое открытие сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу?

Варианты ответов
  • в озере есть водоворот
  • озеро проточное
  • ветер принесёт непогоду
  • неподалеку волки
Вопрос 7

С какой целью Васютка решился использовать последний патрон?

Варианты ответов
  • его заметили с бота
  • он был очень рад рыбакам, которые его встретили
  • он спасался от волков
  • его заметили с самолета спасатели
Вопрос 8

Главному герою удалось спастись в лесу благодаря чему?

Варианты ответов
  • благодаря богатой таежной природе
  • благодаря умениям и навыкам таёжного жителя
  • благодаря тёплой осенней погоде
  • благодаря смекалке и силе воли героя
Вопрос 9

Какие слова деда и отца Васютка вспомнил, заблудившись в тайге?

Варианты ответов
  • «С тайгой надо дружить!»
  • «Тайга хлипких не любит!»
  • «В тайге одному делать нечего!»
  • «Тайга-кормилица»
Вопрос 10

О чем говорит старинный порядок, правило бывалых охотников и рыбаков, собирающихся идти в лес?

Варианты ответов
  • Идёшь в лес — бери ружьё!
  • Идёшь в лес — бери компас!
  • Идёшь в лес — бери еду и спички!
  • Идешь в лес — не бери лишнего!
Вопрос 11

Если на небе появляются звёзды, что это предвещает, по словам деда?

Варианты ответов
  • холодную погоду
  • дождь
  • тепло
  • смена ветра
Вопрос 12

Кто такая Ольга Фёдоровна в произведении «Васюткино озеро»?

Варианты ответов
  • мама Васютки
  • учительница
  • бабушка
  • соседка
Вопрос 13

Как звали старшину рыбосборочного бота?

Варианты ответов
  • Сан Саныч
  • дяденька Коляда
  • Игорь Петрович
  • Петрович
Вопрос 14

Сколько дней родители искали Васютку?

Варианты ответов
  • 5 дней
  • неделю
  • 3 дня
  • 1 день
Вопрос 15

Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»?

Варианты ответов
  • «Оскудел батюшко Енисей»?
  • Рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей
  • «Рыбаки ушли в низовья»
  • Он по характеру был ворчлив
Вопрос 16

Чем прославилось небольшое таёжное озеро, которое и «не отыщешь на карте»?

Варианты ответов
  • его нашёл тринадцатилетний мальчик
  • его нашёл великий землепроходец
  • здесь зимовали рыбаки из бригады Григория Афанасьевича.
  • в нем много рыбы редкой породы
Вопрос 17

В произведении «Васюткино озеро» употребляется слово «бот». Что такое бот?

Ответ напишите одним словом в И.п. строчными буквами,
например, сказка.

Источник

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ «Васюткиными тропами» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

1. Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
2. Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
3. Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

1. Портрет В.П. Астафьева.
2. Текст рассказа “Васюткино озеро”.
3. Карта России.
4. “Васюткина” карта.
5. Кроссворды учащихся.
6. Видеофильм “Заполярье”.
7. Звукозаписи голосов птиц.
8. Памятки.
9. Тест. В.П.Астафьев “Васюткино озеро”.

Вступительное слово учителя.

Форма урока: работа в группах (“Архивариусы”, “Юннаты”, “Лесовики”, “Литераторы”).

Задачи для ребят:

продемонстрировать умения и навыки в области литературы, природоведения, русского языка, ОБЖ;
добраться до берега Успеха.

Сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным

Обращение внимания к портрету писателя.

Первый этап: Опушка Архивариусов

1.Что вы отыскали в архивных “закромах” о писателе, его детстве, его детских рассказах?

2.Послушаем историю создания рассказа “Васюткино озеро”.

Какое из названий вам понравилось больше?
Понравился ли рассказ?

Второй этап: Поляна Литераторов

1. На какой реке происходит действие рассказа?

2. Обратимся к тексту на стр.178 учебника (автор Курдюмова Т.В.). Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?

3. Много легенд создано народом об этой могучей величественной реке. Вот одна из них “Енисей и шаман”. Каким вы увидели характер Енисея?

4. Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем рассказ учителя начальных классов.

5. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 178 учебника).

6. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим как это было (стр. 180). Инсценировка “Сборы Васютки в тайгу”.

7. Толкование слов: тайга, затеси, заполярье, архивариусы.

8. Сообщение “Тайга и её обитатели”.

9. Работа с текстом.

Найдите описание тайги (стр. 188-189) по тексту рассказа “Васюткино озеро”.
Беседа:
Какую оплошность допустил мальчик?
Кто виноват в том, что он заблудился?

10. Сообщение “Глухарь — таёжная птица”.

11. Слушаем запись сказки “Глухарь и Тетерев”.

Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки?
Какие глаголы помогают передать этот азарт (стр. 182-183 учебника)?
Когда Васютка понял, что он заблудился?
Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.

12. Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст на стр. 183–184 учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим».

Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр.184–185 учебника). Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

13. Попытаемся понять Васютку. Монолог “А я заблудился” (Текст на стр. 188). Как бы вы повели себя в такой обстановке?

Третий этап: Просека юных натуралистов

Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

1. Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 185 по тексту).

2. Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Озвучивается “Памятка идущему в лес”.

3. Лес оживился и Васютка ждал перемены (Текст на стр.188 учебника). Попытаемся почувствовать эту обстановку (аудиозапись звуков леса).

4. Сообщение «Тундра» учителя природоведения.

Четвертый этап: Пригорок Загадок

1. Юннаты загадывают загадки о животных.

2. Индивидуальная работа с кроссвордами “Обитатели тайги”.

Пятый этап: Родник Лесовиков

1. Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу? Озвучиваем памятку “Если ты заблудился в лесу”. Раздаём памятки каждому.

2. Ситуации “Если ты заблудился”.

Как можно укрыться от дождя, снега, палящего солнца?
Иллюстрации рисунков ребят.

3. Индивидуальная работа «Письменный ответ на вопрос».

Шестой этап: Беседа у родника Лесовиков

1. На какой день перед Васюткой оказалось озеро?

2. Почему озеро назвали Васюткиным?

3. В чём проявлялся практицизм, умение выжить?

Седьмой этап: Просмотр фильма «Заполярье»

Может быть так выглядело озеро Васютки? Предлагаю посмотреть фрагмент фильма.

Восьмой этап: Берег Успеха

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?

Девятый этап: Домашнее задание

Десятый этап: Итог урока

1. Ассистенты отмечают участие учеников в работе (по маршрутным листам, см. в Приложении).

2. Рефлексия деятельности учащихся (работа с тестами).

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector