Меню

Виктор раков угрюм река

«У нас были мощные артисты»: Чурсина против Пересильд. Команда первой «Угрюм-реки» — о новой экранизации

Команда первой «Угрюм-реки» прокомментировала выход новой экранизации

В эфире Первого канала идет новая экранизация романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» от режиссера Юрия Мороза. В главных ролях Юлия Пересильд, Александр Горбатов и Александр Балуев.

Действие романа происходит на рубеже XIX–XX веков, во время золотой лихорадки в Сибири. История о том, как главный герой Прохор Громов меняется, когда богатеет.

Снимался сериал на Урале, где над первой экранизацией романа на Свердловской киностудии в 60-х годах работала команда режиссера Ярополка Лапшина. Мы спросили у киноведа и людей, причастных к лапшинской «Угрюм-реке», как им новый сериал и стоило ли вообще снова возвращаться к роману, который уже был блестяще экранизирован. А также поговорили с режиссером нового сериала о реакции людей на его работу.

Юрий Мороз, режиссер сериала «Угрюм-река» (2020 год)

— У меня уже была экранизация «Братьев Карамазовых», и то же самое было: задавали вопросы, зачем экранизировать классику, зачем портить старый фильм? Хотя предыдущая экранизация «Братьев Карамазовых» и моя вообще никак не стыковались, это абсолютно разные фильмы по структуре и по всему остальному. То же самое с «Угрюм-рекой». Я спокойно отношусь к таким комментариям.

Даже если бы мы старались быть похожими, мы же всё равно отличались бы от прежней экранизации. Наш взгляд на историю всё равно другой. Я считаю, что по строению и своей структуре «Угрюм-река» очень похожа на «Братьев Карамазовых». И в том и в другом произведении отец с сыном бьются за женщину. И там и там побеждает сын, а разлучницы умирают. Дальше возникает еще один любовный треугольник и там и там.

Это абсолютно идентичная структура. Только если произведение Достоевского — это философский роман, потому что он затрагивает огромный круг морально-нравственных и этических проблем, то «Угрюм-река», с моей точки зрения, более бытописательный роман, если можно так сказать. Он как раз интересен тем, что очень подробно описан сибирский быт того времени.

Плюс главный персонаж [в «Угрюм-реке»], который, если грубо говорить, Митя Карамазов и Иван Карамазов в одном флаконе. Шишков немножко взял того, немножко сего, всё перемешал, и из этого получилась «Угрюм-река».

Старая экранизация — это старая экранизация, там другой объем, совершенно иные задачи ставились, другие идеи рассматривались. По уму это не нужно сравнивать. К тому же мы ведь не снимаем ремейк фильма, мы экранизируем книгу.

Классика потому и классика, что она позволяет интерпретацию в том или ином виде.

Прежняя картина вышла 50 лет назад. Что за интернет-пользователи, которые помнят и знают тот фильм? Это 50–60-летние люди должны быть, которые говорят, что это с детства их любимый фильм. Вы внимательно его посмотрите, а не зашоренными глазами своего детства. Вот сейчас включите и посмотрите. Сначала восстановите в памяти, а потом говорите. В детстве у всех деревья были повыше и сахар слаще.

Если человек смотрел «Угрюм-реку» в детстве и сейчас сравнивает с нашей экранизацией, у меня нет вопросов.

Сам я сериал не оцениваю. Я его снимал, я знаю все его плюсы и минусы. Я лучше всех, кто что-то пишет в интернете, знаю все его недостатки, потому что я их создавал. Это мои ошибки. И я знаю все его достоинства, потому что это мои достоинства. Это как оценивать своего ребенка.

Он получился такой, какой получился. В меня. Кривенький? Ну значит, я кривенький. О вкусах не спорят, что здесь говорить.

Людмила Чурсина, исполнительница роли Анфисы в «Угрюм-реке» 1968 года

Я люблю это произведение, я люблю эту роль и с удовольствием ее играла. Снимали на Свердловской киностудии, студия бедная, денег мало — из одного платья перешивали то кофту, то юбку, то чепчик. Всё это было достаточно бедно, но с душой, потому что такие роли и такие произведения попадаются даже не каждое десятилетие.

Естественно, всегда будут желающие на хорошем материале поработать. Но тут нужно посмотреть всё, а потом уже судить, как там Юлия Пересильд, как там Александр Горбатов в роли Прохора. У нас были замечательные артисты, мощные.

Я посмотрела отрывками, полностью посмотреть пока не было времени. Так что пока сложно судить, но мне кажется, у нас мощнее всё было.

У каждого свое восприятие и понимание. Прошло время, новые герои, новые представления о чувствах, о страстях. Очень хороши пейзажные съемки, а всё остальное я не берусь судить.

Вячеслав Шмыров, киновед

Фильм Ярополка Лапшина при всех своих качествах, к сожалению, технически очень устарел, несмотря на выдающиеся актерские работы. Никто не сделал попытки его вовремя отреставрировать.

Тот фильм стали забывать. Он, может, и стал событием, но только для людей старших поколений, а другие поколения уже этот фильм не знают. Сама тема благодатная — Урал, Сибирь, покорение новых пространств, борьба с явлениями природы, могучие характеры, купечество, русский капитализм, который делает первые шаги. Это очень благодатно для кино, потому что дает возможность для показа природы, каких-то совсем потаенных уголков того же Урала.

Это богатый материал для актерских работ, потому что здесь мощнейшие индивидуальности. Поэтому возвращение к такому роману очень естественно, другой вопрос — что получилось. Какие-то до меня доходят первые отклики. Негативные быстрее доходят, чем позитивные, но пока еще рано судить.

Владимир Макеранец, работал оператором на Свердловской киностудии

Я посмотрел маленький кусочек, и мне этого стало достаточно. Перешибить лапшинскую «Угрюм-реку» не получилось. Я не хочу хаять артистов этой экранизации, и никакой предвзятости тут нет, но актерский состав у Лапшина очень сильный.

Пейзажи — да, красиво, здорово, но ощущения того времени нет, на мой взгляд. Люди жили в то время, свои какие-то отношения, характеры. В этой экранизации не получилось.

Да и зачем экранизировать произведение заново? Этого я тоже не понимаю. Есть классика — фильм, который сделал Ярополк Лапшин.

То, что решили сделать, не запрещено, средства выдали — работайте. Это не первый опыт, уже были попытки что-то повторить, изменить, улучшить. Но я, в общем-то, заранее скептически относился.

Говорить, что та экранизация устарела, нельзя. Там всё в фокусе, черно-белое кино, есть ощущение времени — что еще надо? А в новой что современное? Съемочная камера цифровая, но изображение есть изображение, неважно, на что ты снимаешь. Они хуже не по техническому качеству, а по творчеству. Если кто-то сможет заново изобрести велосипед, дай бог ему здоровья, но тут не получилось.

Сериал снимали летом 2019 года под Екатеринбургом. Как это было и как выглядели декорации, мы показывали в этом фоторепортаже.

Источник



«Угрюм-река» — полная экранизация романа Вячеслава Шишкова

Драматическая история Прохора Громова — мечтателя, капиталиста, первопроходца и преобразователя Сибири, идущего к цели, не жалея ни себя, ни других

Многосерийный фильм «Угрюм-река» — возможность взглянуть на классическое произведение и актуальные до сих пор проблемы – стремления к наживе, нездоровому эгоизму и неуемной страсти под углом нынешнего времени.

В центре сюжета — трагедия главного героя и история освоения Сибири. Масштабные съемки и экспедиции, потрясающий состав создателей и артистов обещают сделать фильм главным телевизионным проектом года!

История создания произведения «Угрюм-река»

В далеком 1928 году писатель Вячеслав Шишков выпустил в свет одно из главных своих произведений – роман «Угрюм-река». Основа произведения – реально существовавшая история, которую писатель узнал во время службы техником в Томском округе водных путей сообщения. Там он работал вместе с Николаем Ефимовичем Матониным — потомком богатейшего предпринимательского рода.

Видимо, Матонин и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги, ведь прототипами членов семьи Громовых в романе «Угрюм-река» стали купцы Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины, которых в крае считали кровопийцами и убийцами. В основе романа также — богатейший личный опыт самого Шишкова в качестве путешественника: с 1900 по 1920 год он проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара.

Читайте также:  Река еренат карта россии

Угрюм-река — название не существующее, в романе описана река Нижняя Тунгуска, автор также немного изменил названия населённых пунктов: например, Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск.

Сюжет фильма «Угрюм-река»

Отец и сын Петр и Прохор Громовы влюбляются в одну женщину – роковую красавицу Анфису Козыреву. Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет Прохора в опасный путь: поручает пройти непроходимую доселе Угрюм-реку.

Прохор выполняет поручение, но возвращается в родное село совсем другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь. Постепенно жажда золота и одержимость собственным величием приводят Прохора к краху.

Создатели о работе над фильмом «Угрюм-река»

Центральную фигуру в сериале сыграл Александр Горбатов, известный зрителям по фильмам «Ненастье», «Тихий Дон», «Мурка». На протяжении всей картины мы увидим преображение героя – из мечтательного и целеустремленного юноши в грозного и жестокого тирана. Изменения коснулись и самого актера — для роли Прохора Александр Горбатов сильно сбросил вес — с 110 до 87 килограмм.

Александр Горбатов: «Мы все, читая один и тот же роман, видим его по-разному. Мой персонаж совершает поступки, у него есть цель – добиться того, чего не добился никто до него, но у того, кто забрался высоко, в определенный момент может закружиться голова. В такие моменты мы ставим на кон все, идем на жертвы».

Роль отца Прохора – Петра Громова, разбогатевшего на нечестно нажитом наследстве, исполнил Александр Балуев («Жуков», «Кандагар», «Турецкий гамбит»).

Александр Балуев: «Мой Петр Громов – это сильный характер и, в общем-то, человек с несчастной судьбой, которого погубили его страсти. Он нашел опору в не им приобретенном благополучии, ослеплен чувствами, живет в каком-то бреду, заливаясь горькой. В этой истории очень много небанальных подходов к героям, к их развитию. Мне было интересно понять, что такое человек страсти, и что она может с ним сделать».

Не менее яркими получились в фильме и женские роли. Так, например, показать всю страстность характера красавицы Анфисы Козыревой, из-за любви к которой теряет голову сразу несколько мужчин, удалось Юлии Пересильд («Зулейха открывает глаза», «Золотая орда»).

Юлия Пересильд: «Мне не хотелось делать ее безумной соблазнительницей, потому что мне нравится, что она непоследовательна и парадоксальна – это притягивает мужчин. Мне кажется, что Анфиса – страстная натура, для которой недостаточно одной жалости. Временами ее можно даже ненавидеть».

Роль жены Прохора Нины Куприяновой – женщины, которая готова пойти на многое ради своей любви и семьи, исполнила Софья Эрнст

Софья Эрнст: «Нина Куприянова — девочка из хорошей семьи, которой родители дали возможность учиться. Она мыслит передовыми идеями, несмотря на то, что живет далеко от столицы, следует актуальным темам того времени, живет в некоторой степени даже идеями феминизма. Но все это романтичные размышления юной девушки, которая еще не сталкивалась с настоящей жизнью».

Режиссер Юрий Мороз: «Мне нужно было, чтобы произошла трансформация с Ниной от девочки, которая «собирает бабочек» и прикалывает их в гербарий, до властной женщины, которая победила всех. И в итоге Нина, действительно, побеждает — самая слабая становится самой сильной, ведь в переломные моменты основная тяжесть ложится на женские плечи. Мужчина может сойти с ума, покончить с жизнью, а женщина все равно остается как база, как основа жизни».

В фильме зрители увидят еще много интересных и запоминающихся персонажей, история каждого из которых, без сомнения, заслуживает отдельного художественного произведения. К примеру, герой Юрия Чурсина («Волшебник»), сыгравшего в фильме инженера Андрея Протасова, показал, что далеко не все были согласны с методами ведения бизнеса предпринимателями того времени.

Юрий Чурсин: «На моем герое завязана романтическая линия, и, поскольку Прохор Громов является этаким борцом с романтикой, потому что он слишком деятельный, ему некогда, в противовес Прохору существует мой герой, который полон этой романтики. Между ними происходит что-то похожее на конфликт идей и дела. И дело во многом берет верх над идеей».

Наиболее интересная история приключилась с персонажем Ибрагимом-Оглы — черкесом и верным другом Прохора. Сыгравшего его актера, Юрия Миронцева, создатели проекта нашли в прямом смысле по дороге на работу!

Режиссер Юрий Мороз: «В романе Ибрагим — черкес. И мы, естественно, искали артиста кавказской внешности, и у нас даже был утвержден актер из Грузии. Но у него возникли трудности с получением рабочей визы, и вот где-то за недели две до начала съемок мне приходит фотография от нашего художника по гриму: там Юра Миронцев в таком виде, в каком он в фильме — с большой рыжей бородой, бритый. Она пишет: «Посмотри, сейчас встретила в автобусе. Артист». А я смотрю и понимаю, что это точно тот, кто нам нужен. Я тут же пошел к Денису — это было в 2 часа дня, в 4 часа мы сделали ему пробы, и в 7 часов его утвердили. Давно с таким не сталкивался, это был самый настоящий случай».

В сериале зрители также познакомятся с большим историческим периодом нашей страны – временем «золотой лихорадки» в Сибири. В первой половине XIX века в этом регионе Российской империи велась неорганизованная массовая добыча золота, которая, с одной стороны, способствовала развитию торговли в Сибири, а с другой — стоила здоровья и даже жизни большому количеству людей, поскольку технический переворот в отрасли от ручного труда к автоматизированному произошел лишь в последней четверти века.

Режиссер Юрий Мороз: «Это история становления главного героя и история освоения Сибири. Прохор Громов обустраивает дикие таежные места, строит сталеплавильный завод, организовывает и упорядочивает жизнь вокруг. Обратной стороной его деловитости стало то, что по мере того, как он богатеет, в корне меняется его характер: он, из молодого человека, мечтающего «построить город Солнца», превращается в монстра».

Где и как снимался фильм «Угрюм-река»

Съемки «Угрюм–реки» поражают своей масштабностью. Фильм снимали на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье. Подготовительный и съемочный период занял больше года. Особенно сложной была сибирская часть, так как съемки там связаны с труднодоступными местами, куда нужно было доставлять лодки, технику, а удаленность от жилья составляла 100-150 километров. С точки зрения логистики этот проект создатели ленты называют одним из самых сложных — состоялось семь экспедиций, три локации были связаны с путешествием по реке. «Но главное, что зритель увидит на экране реальную природу, для нас была важна достоверность происходящего»,— рассказывает режиссер Юрий Мороз.

В фильме «Угрюм-река» много натурных съемок. Так, завораживающие по красоте кадры пролетов на рекой и тайгой, которые зрители увидят в начале каждой серии, были сняты на реке Мана под Красноярском. Непростыми получились съемки на реке Исеть на Урале, где актерам на лодке пришлось преодолевать пороги. «В нашей ситуации съемки с дрона были единственной возможностью. Нужен был объем, его можно было увидеть только сверху. Раньше мы бы этого не сняли — не нашли бы такого количество вертолетов. Для меня очень важно, чтобы в картинке была сенсорика, чтобы это было неподдельно, чтобы была бурлящая вода, скалы, тайга, на лодке плыли актеры, а не дублеры», — делится режиссер Юрий Мороз. Шестиметровую деревянную лодку привозили на машине и спускали на воду за 50 метров до порогов. За съемочный день можно было снять всего два дубля.

Продюсер Денис Евстигнеев: «Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре. Декорации строились в каждом из пяти городов. Эти локации не были отдельными и должны были сойтись в монтаже, например, в резиденции Громова. Это была невероятная по масштабу работа!» Например, город Громов, который Прохор построил в тайге. Когда–то в молодости он увидел излучину реки и сказал: «Я здесь построю город».

Это — сняли на Урале. Потом в эту излучину создатели вмонтировали тот город, который он построил. Начинается он с нарисованной с помощью компьютерной графики башни. Имение снимали в Подмосковье в Середниково, бараки и дамбу – в Минске, а завод и лесопилку – на Урале. «Это все собрать воедино было непросто, каждый момент необходимо было учитывать на съемках, чтобы все соединялось художественно», — объясняет режиссер Юрий Мороз.

Читайте также:  Когда паводки реки зеи

Но со съемками на натуре были связаны и дополнительные трудности. Уральская погода то и дело преподносила сюрпризы, усложняя съемочный процесс. Нужно снимать сцену с дождем, а на улице +30°, и наоборот. Мешали не только капризы природы, но и надоедливые насекомые. Кроме того, создатели фильма столкнулись с отсутствием настоящей зимы. А в фильме зрители увидят снежную сибирскую зиму! Весь снег в фильме — искусственный или нарисованный.

Подготовка к съемкам заняла продолжительное время. Над фильмом работала команда профессионалов, за плечами которых не один исторический фильм. Нужно было найти натуру и интерьеры, сшить сотни исторических костюмов. Гримеры подготовили около пятидесяти париков и бород всех цветов и размеров. Художник по костюмам Лариса Лебедева, художник постановщик Александр Максимович, художник по гриму Наталья Горина, художник по реквизиту Александр Пугачев глубоко вникали в каждый вопрос, изучали архивы и материалы о купеческой жизни в Сибири, этнографические материалы о тунгусах, фото и документы о строительстве заводов и мануфактур и разработке золотых приисков. «Грим и костюм, вся визуальная часть — абсолютно блестящая, и я очень благодарен нашей команде. Мы не хотели, чтобы герои выглядели ряженными. У нас получилось все органично!» — говорит продюсер Денис Евстигнеев.

По словам художника по костюмам Ларисы Лебедевой, основная задача была исторически подлинную вещь максимально облегчить, что-то в нее привнести. Референсами были картины художников-передвижников. А у Прохора и Синильги в мистических сценах использовали китайские мотивы. Костюмы тунгусов шили вручную и даже консультировались с шаманом, который сказал, что костюм правильный и «даже пахнет шаманом». Поскольку между первой и второй частью фильма проходит 10 лет, меняются герои и их характеры: если у молодого Прохора в костюме вначале преобладает лен, холст, то в финале — сюртуки и костюмы.

Образ Анфисы будет необычным. Актриса с режиссером придумали, что роковая красотка будет рыжей! По словам режиссера «Анфиса — другая, просто даже по отношению ко всем остальным. А у рыжих людей почему-то всегда какая-то особенная жизнь и судьба. Анфиса — она раздражитель для всех». Для платьев Анфисы выбирали специально яркие цвета. Хотя это не имеет полного соответствия исторической достоверности, но это работает на образ.

По словам художника по гриму Натальи Гориной (Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам – «Золотой орел» 2020 за фильм «Тобол») завивали героинь Софьи Эрнст и Юлии Хлыниной настоящими старинными железными «марселевскими» щипцами, которые накаливались на газовой горелке. Современными бигудями такую завивку сделать невозможно.

Дух злой шаманки Синильги является Прохору в переломные моменты жизни. Она похоронена недалеко от резиденции Громово, и Прохор часто приходит к ее гробу. По словам художника-постановщика Александра Максимовича мрачное сооружение на сваях на холме производило мистическое ощущение на всю съемочную группу.

Рассказывает режиссер Юрий Мороз: «Тунгусы все, что хотели сохранить, поднимали на столбы, чтобы уберечь от диких животных. Это некое место силы. Главное было — найти ему место – он должен был стоять высоко на обрыве. Это пространство отличается от всей остальной жизни. Синильга в фильме олицетворяет природу. Она появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях. Я хотел, чтобы она была царицей огня, воды, леса и т.д. Мне интересно было придумывать фантастическую реальность».

По сюжету романа главный герой построил в своей резиденции башню, которая возвышается над всем окружающим пространством: над тайгой и над рекой. Большую часть времени он проводит в башне, где располагается его рабочий кабинет, и оттуда руководит своим производством. Башня Прохора – это соединение Азии и Европы.

«Художник-постановщик Александр Максимович проделал огромную и сложную работу. На первом этаже стояла динамо-машина (машина, посредством которой, при пользовании механической работы, получается электрический ток) и различная машинерия, которая обслуживает резиденцию Прохора».

Одна из запоминающихся сцен в фильме — большое застолье в семье Петра Громова. Реквизитор Александр Пугачев изучал, что ели в купеческих семьях именно в Сибири, как это подавали на стол. Блюда зачастую были сезонные и готовились они специфически.

«Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней – что как подавалось, с чем, сколько было смен блюд. Ели крепко, не так как сейчас. У нас наливочки были бутафорские, конечно, но вообще в Сибири ценились ягодные, а еще больше настойки от 17 до 40 градусов, хреновухи, медовые напитки – наименований было бесконечное множество. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью потеряна».

Частные старатели мыли золото лотками, но они снимали только «золотую пенку». А золотые прииски вели разработки уже машинами, вплоть до паровых машин, чтобы снять больше золота даже с бедных месторождений за счет обогащения руды. «Золотой амулет Прохора делали из меди, и затем он был позолочен, чтобы получился правильный цвет и сияния. А промысловое золото изготовляли по геологическим образцам и затем напыляли золотой краской», — рассказывает художник по реквизиту Александр Пугачев.

«Я старался, чтобы музыка для этого сериала была русской по своему характеру и колориту и чтобы она раскрывала масштаб событий и личностей героев. В этот раз я в определенном смысле традиционен – использовал русские интонации и этнические инструменты. Особенно много этнических мотивов и напевов в той части, которая связана с образом тунгуски-шаманки Синильги. Для нас важно, чтобы музыка органично сочеталось с сюжетом, событиями и героями сериала, и в то же время очень хочется, чтобы она была красивая», — рассказал композитор и дирижер проекта Юрий Потеенко.

Особый колорит музыкальному оформлению сериала придает не только использование традиционных сибирских инструментов, но и симфонические инструменты, использованные в новом качестве: «Кроме того, что флейта, гобой и кларнет принимают участие в оркестре как традиционные инструменты – для них прописаны соло, в которых музыкальный материал имеет абсолютную этническую подоплеку».

Краткое содержание фильма «Угрюм-река»

На суде Прохор называет Ибрагима убийцей. Нина также дает показания против Ибрагима. Тот проклинает обоих. Проходят годы. Прохор женат на Нине. У них подрастает дочь Верочка. Прохор Громов теперь успешный фабрикант и золотопромышленник. К нему приходит наниматься разбойник Филька Шкворень, обещая показать тунгусские золотые земли.

Прохор приглашает в управляющие Андрея Андреевича Протасова, а сам снаряжает экспедицию с Филькой Шкворнем за золотом. Сведения Фильки оказываются верными: Прохор открывает богатый прииск. Однако, выясняется, что у прииска есть владелец – Преперентьев…

Прохор отправляется в Петербург, чтобы выкупить прииск у Преперентьева. При помощи взятки министру ему удаётся совершить сделку. Прохор знакомится с Авдотьей Праховой, приближенной к высшим кругам. Она приводит его к своим друзьям, где Прохора обкрадывают и избивают. До резиденции Громово доходят слухи, что Прохор убит.

Умирает отец Нины — Яков Назарович Куприянов. Нина становится богатой наследницей. Вместе с Протасовым она мечтает улучшить качество жизни рабочих. Прохор же не желает слушать ни о каких о нововведениях. Нина присылает на прииск Прохора инспектора Новикова, который должен навести там порядок. Однако Прохор находит способ оградиться от нежелательного вмешательства.

Леса охватывают сильнейшие пожары. Сибирь горит! Протасов обещает рабочим поддержку от Прохора, если те помогут в тушении. Прохору приходится дать слово, что условия труда будут улучшены. Огонь отходит, однако Прохор не собирается выполнять данных ранее обещаний…

Рабочие доведены до крайности невыносимыми условиями труда. Под предводительством Дарьи и Тимохи Фаркова они решают выступить с мирным протестом под окнами резиденции Прохора Громова. Вместе с рабочими идут их жены и дети. Прохор призывает полицию и военных усмирить бунт. Представители закона открывают огонь по демонстрантам…

Читайте также:  Какое из перечисленных рек наиболее полноводна в летнее время

Прохор требует от Нины денег на свершение своих грандиозных планов. Нина не верит мужу. Петр Данилович приезжает к Прохору поговорить, но тому невыносимо выслушивать покаяние отца. Прохор просит Шкворня отвадить Петра от дома. Шкворень решает этот вопрос. К Прохору приезжает генерал расследовать расстрел мирных демонстрантов…

В то время как Прохор занят воплощением своих безумных идей, Нина узнает о том, что предприятия мужа близки к банкротству. Она решает взять управление его активами в свои руки. Тем временем Ибрагим готовит жестокую расправу над предавшим его другом…

Премьера состоялась 9 марта на Первом канале

Источник

Кто лучше? Сравниваем актеров нового и старого фильмов «Угрюм-река»

Начался показ долгожданной картины — в ней 16 серий.

На Первом канале наконец-то вышла экранизация нового многосерийного фильма «Угрюм-река», по одноимённому роману Вячеслава Шишкова. Первая экранизация — о семье сибирских предпринимателей Громовых в конце 19-го — начале 20-го веков — вышла в 1968 году. Одновременно с событиями, происходящими с героями романа, прослеживается жизнь России и Сибири на фоне Золотой лихорадки и роста промышленности.

Старый и современный фильмы отделяет полвека. Режиссёр Юрий Мороз предупредил, что данный фильм вовсе не ремейк, а новый взгляд на роман.

«В основе советской картины была тема классовой борьбы. Сегодня она нам кажется неактуальной, и мы сфокусировались на мелодраматической и мистической линиях. Придумали некоторые сюжетные ходы, а также в корне изменили мотивацию главного героя Прохора Громова, сделав ее более понятной современному зрителю», — рассказал «7Дней» режиссер Юрий Мороз.

Перед новой версией всегда интересно сначала посмотреть и вспомнить старый 4-серийный фильм советской эпохи. А можно сравнить актеров.

Александр Балуев: «Человек страсти, его несет стихия»

В романе отражена жизнь трёх поколений, с упором на судьбу внука. Дед, Данила Громов, ещё до революции разбогател, занимаясь разбоем. Именно его испорченная карма повлияет на следующие поколения.

Наследство, как и положено, перешло к сыну — Петру Громову. Он приумножил богатство ведя предпринимательскую деятельность. В новой версии его играет Александр Балуев — всем известно, что он хороший актёр. Ранее эту роль исполнял Виктор Чекмарёв.

«7Дней» задали Александру Балуеву вопрос: «Каким получился ваш герой?»

«Трагическим. Он человек страсти и не знает, как с этой страстью совладать. Его несет неуправляемая стихия. Надеюсь, это будет мощное серьезное кино. Там же сам роман до краев насыщен событиями, и снято интересно», — считает актер.

Александр Горбатов: «На пути к мечте становится монстром»

Прохора Громова — главного героя, внука Данилы и сына Петра — в 1968 году играл колоритный Георгий Епифанцев. В новой версии Прохора Громова играет тоже яркий актёр Александр Горбатов.

«Мы никак не пытались переплюнуть тот старый фильм, ни с кем не соревновались. Снимали фильм, который очень актуален для нашей страны в связи с тем, что сейчас происходит. И главный герой там строит город Солнца, город мечты. А то, что он на пути к мечте становится монстром, — это уже другая история. Дело второе», — рассказал «7Дней» Александр Горбатов.

Самое сложное для актера было – резко похудеть для роли.

«Я же не мог себе позволить играть Прохора в молодости с весом 110 килограммов. А до этого я снимался у Сергея Урсуляка в «Ненастье» в роли «афганца» Сереги Лихолетова, и Сергей Владимирович просил, чтобы я был мощным, крупным, это был такой ход. И вот мне пришлось срочно худеть, я отменил полностью продукты фодмап (содержащие короткоцепочечные углеводы. — Прим. ред.) и два раза в день занимался спортом. Скинул вес до 87 килограммов», — признался «7Дней» Горбатов.

Юлия Пересильд: «Самобытный, мощный характер»

Красавица Анфиса станет камнем преткновения между отцом и сыном. В старой версии её играла Людмила Чурсина. Теперь вдовушку-колдунью, от красоты которой теряли ум все мужчины большой сибирской деревни, в том числе отец и сын Громовы (Александр Балуев и Александр Горбатов), сыграла Юлия Пересильд.

«Съемки были очень волнительны! Очень жалко, что я не смогла быть на премьере. Буду смотреть! Это было путешествие и во времени, и в пространстве! Картина глубоко зашла внутрь по многим причинам», — призналась Юлия.

Пересильд очень переживала, как воспримет ее игру Людмила Чурсина.

«Очаровательная женщина, актриса. Очень многогранная. Это другая женщина, нежели моя Анфиса. Есть вещи, которые она просто блистательно делает. Я надеюсь, ей удастся в «Угрюм-реке» по-своему осмыслить этот самобытный, женский, мощный характер», — заявила Чурсина.

В других ролях

Нина Куприянова, дочь богатого купца и жена Прохора Громова, на которой он женился по расчёту. В её роли снялась Валентина Иванова, а в новом фильме играет Софья Эрнст (жена Константина Эрнста), который является продюсером данного сериала.

Роль Ильи Сохатого, приказчика Петра Громова, в старом фильме блестяще исполнил Александр Демьяненко, а в новой версии его играет Александр Яценко.

Миллионера, владельца заводов на Урале и отца Нины Куприяновой, Якова Назаровича, в 1968 году сыграл Владимир Емельянов, а в новой постановке эта роль досталась Роману Мадянову.

Разбойника Фильку Шкворень играл Анатолий Соловьёв, а в новой версии роль досталась колоритному актёру Виталию Кищенко, который почти всегда играет резко отрицательных героев.

Источник

Как снимался сериал «Угрюм-река», и почему он вызвал столько критики со стороны зрителей

В марте 2021 года на экраны вышел сериал «Угрюм-река» Юрия Мороза, повествующий о трёх поколениях семьи Громовых. Создатели фильма вложили немало средств и сил в новую экранизацию романа Вячеслава Шишкова, а режиссёр представил на суд зрителей своё видение саги, известной не только по литературному произведению, но и по советскому фильму Ярополка Лапшина. Современный сериал вызвал огромный резонанс и, конечно, не обошлось без критики со стороны зрителей.

Сложные съёмки

Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.mosfilm.ru

В отличие от фильма Ярополка Лапшина, использовавшего в своём четырёхсерийном фильме только некоторые сюжетные линии одноименного романа, новый сериал стал первой полной экранизацией произведения Вячеслава Шишкова. Создатели ленты постарались максимально точно воссоздать на экране все три тома романа и избежать при этом стилистических ошибок.

Съёмки были очень масштабными и проходили сразу в нескольких локациях, в каждой из которых возводились свои декорации: в Москве и Подмосковье, на Урале и в Суздале, в Минске и Кинешме.

По признанию создателей фильма, труднее всего пришлось им в экспедиции на Урале и в Сибири, где съёмки велись в труднодоступных местах и вдали от населённых пунктов, находившихся зачастую в 100-150 километрах. На реке Исеть за один съёмочный день можно было отработать всего два дубля, деревянную лодку длиной шесть метров при этом спускали на воду за 50 метров до порогов, которые следовало преодолеть, а сами съёмки велись непосредственно с дрона.

При просмотре сериала кажется, будто Прохор Громов постоянно перемещается в одной местности, но сцены в имении снимались в Подмосковье, рабочие бараки на самом деле находились в Минске, а на Урале разместились завод и лесопилка. И машину, на которой постоянно переезжает с места на место главный герой, нужно было перевозить в эти места. Кстати, специально для съёмок она была предоставлена Екатеринбургским музеем.

Башня Прохора Громова – это шедевр компьютерной графики, а сцены, снятые внутри башни, были поставлены в павильоне. С помощью компьютерной графики воссоздали и падение Тунгусского метеорита, которое по замыслу режиссёра стало символом крушения жизни главного героя.

Специально для съёмок «Угрюм-реки» были изготовлены сотни костюмов, часть из которых шилась вручную. Художникам по костюмам даже понадобилась консультация настоящего шамана, чтобы создать максимально достоверный образ шамана в сериале.

Одна из самых ярких сцен с застольем в доме Прохора Громова потребовала от реквизитора изучения истории. Он специально консультировался с поварами, занимающимися русской кухней, изучая порядок и количество смен блюд в купеческих семьях. А вот наливки, фигурирующие в этой же сцене, были все бутафорскими.

Источник