Меню

Все простые предложения из рассказа васюткино озеро

Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждение

Совсем недавно я прочитала рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Главный герой этого произведения произвел на меня неизгладимое впечатление. Тринадцатилетний мальчик в экстремальной для себя ситуации смог не растеряться и справиться со всеми трудностями.

Васютка живет со своим отцом и остальными рыбаками, мужчины ловят рыбу, а мальчик ходит за кедровыми орешками. Каждый раз Васютке приходится все дальше уходить в тайгу, ведь шишек на деревьях остается все меньше. Обычно мальчик возвращался домой по зарубкам, которые делает на деревьях, но однажды подросток увидел глухаря, побежал за ним и заблудился.

Сначала Васютка очень растерялся и испугался, но затем он взял себя в руки и вспомнил все, что знал. Он выпотрошил и зажарил глухаря, которого подстрелил, поел и лег спать. Утром мальчик залез на дерево, чтобы понять, куда нужно держать путь. К вечеру Васютка набрел на болотистую местность и догадался, что поблизости должен находиться водоем. Мальчик был уверен, что вот-вот выйдет к Енисею, но он ошибся. Перед ним открылось чистое озеро, в котором было много рыбы. Там он подстрелил и зажарил уток, а утром услышал звук катера. Тогда Васютка понял, что вот он, шанс на спасение. Он, не долго думая, кинул все свои дрова в костер и начал стрелять из ружья, чтобы его заметили. Капитаном бота оказался знакомый дядька Коляда, он забрал подростка и доставил его домой. Васютка рассказал рыбакам об озере, в котором водится много рыбы, и показал, где оно находится. Люди назвали водоем в честь мальчика.

Главный герой этого рассказа действительно заслуживает уважения. Удивительно, что Васютка, несмотря на свой юный возраст, так ловко справлялся со всеми трудностями. Я уверена, что даже многие взрослые люди могли бы растеряться в такой ситуации. Мальчик не только смог выжить в тайге и вернуться домой, применив имеющиеся знания, но и отыскал богатое рыбой озеро, которое стало настоящим спасением для рыбаков, у которых уже давно не было хорошего улова.

Я считаю, что рассказ Виктора Астафьева, «Васюткино озеро» учит нас понимать то, что из каждой, даже самой сложной ситуации всегда есть выход. Самое главное никогда не терять веру в себя, не поддаваться панике и умело применять свои знания, как это и сделал главный герой произведения, тринадцатилетний мальчик Васютка. Данное произведение должен прочитать каждый, кто считает, что не способен справиться с трудностями.

Сочинение по рассказу №2

“Васюткино озеро” – это рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым, в основу которого легли события, приключившиеся с ним еще в детстве. Однажды, во время школьных каникул, Виктор Петрович заблудился в глухой тайге. И, некоторое время спустя, он решил отразить свои переживания в творчестве.

Герой рассказа “Васюткино озеро” – обычный мальчик, который помогает своему отцу и бригаде рыбаков заниматься их промыслом. Рыбакам не очень везет, так как вода в реке поднялась, и вся рыба ушла на глубину. Они решают пойти в низовья Енисея и остановиться в избушке, которую когда-то построила ученая экспедиция, до осени. В то время, как рыбаки ходят на промысел, Васютка бродит по тайге и собирает кедровые шишки, чтобы порадовать мужиков.

Однажды, отправившись в тайгу за шишками, он по совету матери берет с собой краюшку хлеба и спички, а так же ружье. Это, по всей видимости, спасает его от холодной и голодной смерти. Насобирав шишек, Васютка замечает ничего не подозревающего глухаря. Недолго думая, он целится в него и стреляет. Глухарь ранен!

Истекающая кровью птица пытается спасти свою жизнь бегством, и Васютка, забыв обо всем на свете, пускается в погоню за раненым глухарем. Догнав его, мальчик хладнокровно сворачивает тому шею. Но радость от убийства продолжается не долго – Васютка, не найдя зарубки на деревьях, начинает подозревать, что заблудился. Пытаясь найти знакомые приметы, он какое-то время бродит по тайге, пока не признает, наконец, что заблудился окончательно.

Вспоминая страшные рассказы, которые он слышал когда-то от старших товарищей, Васютка поддается панике. Но через некоторое время, он берет себя в руки и решает, во что бы то ни стало, выбраться из мрачного и опасного леса. “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”, — вспоминает он слова отца и начинает свой непростой путь к цивилизации. В дороге ему пригождаются спички, хлеб и убитый глухарь. Вспоминая наработанные навыки, он готовит себе еду и устраивается на ночлег. В первую ночь ему спиться не очень спокойно — Васютке кто-то мерещится. Возможно, дух невинно убитого глухаря или кто-то еще. Чтобы приободрить себя, он угрожает “садануть по нему картечью”. Но взяв себя в руки, выясняет, что это всего лишь огромный “корень-выворотень”. Который, не смотря на страшное название, не представляет никакой опасности для человека.

Через несколько дней Васютка выходит к озеру, в котором много речной рыбы. Таким образом, озеро оказывается проточным, и он находит дорогу к Енисею. На берегу реки Васютка решает привлечь внимание людей на проплывающем мимо пароходе. Но те не спешат его подбирать, так как думают, что их просто приветствуют с берега. Не теряя надежды, наш юный герой все же добивается своего и попадает на судно, которым управляет знакомый его отца.

Дома он рассказывает об увиденном озере и приводит туда рыбаков. Таким образом, преодолев вынужденные трудности, мальчик обеспечил свою семью и друзей провизией на многие годы вперед. А озеро в честь юного героя назвали Васюткиным, немного покормив самолюбие маленького мальчика.

По всей видимости, писатель хотел донести до людей, что дикая природа всегда готова выручить человека, если тот к ней относится подобающим образом. А так же то, что никогда не помешает прислушаться к советам старших, отправляясь в ее объятья. Ведь если бы не взятые с собой спички, ружье и немного провизии, вряд ли рыбаки когда-нибудь увидели озеро полное рыбы, да и самого Васютку.

Немного грустно от того, что в последнее время у школьников все реже есть возможность скачать этот рассказ в сети бесплатно. Очень часто он обрывается на самом интересном месте, и ребята вынуждены просить у родителей деньги, чтобы получить драгоценную ссылку для скачивания. А ведь эти средства дети могут потратить на школьные обеды или на материалы, из которых можно сколотить на уроках труда кормушки для птиц, на которых они потом будут охотиться. И вряд ли Виктор Петрович Астафьев получает какие-то отчисления в свой адрес от этих платежей, ведь в ноябре две тысячи первого года его не стало…

Отношения в семье

Васютка воспитывается в любящей семье. Мать героя искренне заботится о нем. Когда мальчик собирается в лес, она дает ему необходимые вещи, в том числе хлеб, который впоследствии поможет Васютке спастись от голода.

Советы отца и деда навсегда остаются в памяти главного героя, и во многом они помогли мальчику стать умнее и образованнее, что способствовало выживанию Васютки.

Когда мальчик пропадает, и отец, и мать, и дедушка не перестают искать Васютку. Известие о пропаже действительно повлияло на каждого персонажа. Когда же Васютка вернулся домой, никто не стал сердиться на него, наоборот, все не могли налюбоваться на пропавшего ранее мальчика.

Вариант 3

Героем этой замечательной повести является юный тринадцатилетний мальчик, он храбрый, бойкий, юркий, развит не по годам. Его отец был рыбаком, живет мальчик вместе с родителями около реки Енисей в небольшом домике на время летних каникул. Он помогает рыбакам, приносит им орехи, а также просит дичь у них. Мальчик хорошо знает лес, и не боится ходить по нему, а также осознает, как себя вести в лесу.

Однажды, когда Вася решил направиться в тайгу, его мама велела взять его хлеб и спички, ведь мальчик всегда показывал себя глупым в этом плане и отправлялся в лес налегке, взяв с собой только ружье, а ведь лес не прощает ошибок.

Вася любит лес и старается его беречь, не стреляет зазря в животных, не устраивает пожаров. Мальчик осознает, что лес является кормильцем всех людей.

Юный герой всегда старался быть осторожным, но однажды, увидев глухаря, он просто забывает обо всем, он давно мечтал одержать победу над этой птицей. Когда он гнался за птицей, то потерял свои зарубки и конечно же заблудился.

Васе хочется плакать от отчаяния и страха, но все же собирается духом и всеми силами и вспоминает все наставления о выживании в лесу. Вася очень хорошо знает лес, умеет разводить костер даже в дождь. Мальчик начинает разводить огонь, делает себе еду из подстреленной птицы, затем ложиться на сооруженный ночлег.

С утра мальчик был бодрым. Мальчик приложил много усилий для того, чтобы спастись. Он нашел какое-то озеро, в котором было полно рыбы, а в рыбе он разбирался очень хорошо и понял, что она речная. Озеро оказалось проточным и поэтому юноше удалось выйти к домам. Мальчик Вася открыл рыбное место, позже его назвали именем мальчика, Васюткино озеро. Рыбакам очень понравилось это озеро и они решили вести свой промысел на нем.

Храбрость мальчика, а также его ум и знания и наставления, которые он получал от опытных взрослых людей помогли ему выжить в лесу и выбраться из него. Мальчик не растерялся и не расплакался, оказавшись в такой тяжелой ситуации, да еще и совершенно один. Его родители и дед могут гордиться им. Он выбрался из леса целым и невредимым.

Автор хочет донести до читателя то, что все же нужно слушать наставления взрослых и выполнять их. Ведь если бы Вася не взял с собой к примеру нож, то врядли бы он выжил в тайге. Вася оказался мужественным и рассудительным юношей, он прошел много километров пешком за пять дней.

Рассказ учит читателей мужественности, а также вере в свои собственные силы.

  • Автор: В. П. Астафьев
  • Произведение: Васюткино озеро
  • Это сочинение списано 75 519 раз

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

Посмотрите эти сочинения

  • «Как человек должен относиться к природе» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
  • Тайга, наша кормилица, хлипких не любит (сочинение) Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
  • Как Васютка выжил в тайге (что помогло Васютке выжить в тайге) Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно […]
  • Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба» (сочинение) В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах […]
  • Описание речи героев в рассказе «Конь с розовой гривой» Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев. Действие рассказа происходит в глухой сибирской деревушке, поэтому в речи героев много устаревших и просторечных слов. Речь Катерины Петровны, бабушки, особо ими богата. Будучи […]
  • Конь с розовой гривой (сочинение) В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
  • Уроки доброты (по рассказу «Конь с розовой гривой», Астафьев) Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты. Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – […]
  • Почему Дубровский стал разбойником (сочинение) Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
  • Проблематика легенды о Ларре и современное решение Ларра был сын орла и цыганской девушки — такую родословную его рассказала старуха Изергиль. Конечно, такого не бывает в жизни, но в сказках ведь все бывает. Продолжение моей истории жизни Ларры будет иным, чем написал его писатель Горький, совершенно иным и современным. Во-первых, Ларра очень любил свою маму, она ведь вырастила его и все для него сделала после смерти отца. Она искренне хотела, чтобы он мог подружиться с людьми и стать с ними как одно целое. Но ее желание не было осуществлено, так как есть […]
  • «Записки охотника» и их место в русской литературе Немаловажными оказались издания и для истории русской литературы, в частности для истории распространения «Записок охотника» среди русских читателей. Еще не обращалось внимания на тот факт, что наиболее широкое распространение и популярность этой книги Тургенева в различных западноевропейских литературах. Сам Тургенев не случайно очень интересовался впечатлением, которое произвели «Записки охотника» именно в этих странах,- по известности критиков, впервые обративших здесь на «Записки» свое сочувственное внимание, […]
  • Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
  • Чем меня привлекает «Мцыри»? (сочинение) Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы: За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве шрал, Я б рай и вечность променял. Натура гордая, неизмеримо-глубокая… Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
  • Сочинение на тему «Моя любимая книга — Денискины рассказы» «Денискины рассказы» Виктора Драгунского – одна из моих самых любимых книг! Каждый рассказ написан от лица ученика младших классов Кораблева Дениса. Каждый рассказ по-своему веселый, интересный и поучительный. Больше всего мне запомнилась история «Тайное становится явным», в которой Дениска приправил свое нелюбимое блюдо – манную кашу – всем, что находилось в доме, а потом выбросил ее через окно на голову прохожего. Смешно и весело, но выводы о том, что любое вранье обнаруживается, приходят сами собой. Еще мне […]
  • Глубина человеческих чувств в лирике Ахматовой Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
  • Русский национальный характер в произведениях Лескова («Левша») В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский […]
  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос… обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище… на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
  • Сочинение про рябину Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
  • Образ мечтателя в романе «Белые ночи» Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
  • Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
  • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
Читайте также:  Озеро плещеево что водится

Сочинение по рассказу Васюткино озеро Астафьев

Писатель Астафьев В.П. написал повесть «Васюткино озеро». В своих произведениях автор призывает читателей быть смелыми, добрыми, отзывчивыми, человечными.

Главным героем повести является парень подросток. Он храбрый, бойкий и решительный. Летом он хорошо помогает рыбакам. Парень приносит им орехи, дичь и так далее. Он отлично знает лес и умеет ориентироваться на местности. Он знает как правильно себя там вести. Он хотел отправиться в лес налегке, но мама настояла, чтобы он взял с собой хлеб и воду. От тайги можно ожидать все что угодно. Парень всегда брал с собой ружье.

Васютка любит лес и с нежностью относится к нему. Просто так он не будет убивать животных. Сигарету никогда не бросает в лесу, предварительно не потушив ее. Он не хочет, что бы по его вине возник пожар. Парень знает многое о животных, птицах и деревьях. Он относится к тайге, как к кормилице многих людей.

Васютка в лесу ведет себя осторожно и придерживается маминых наставлений. Он старается не отходить от затесей. Но, однажды он увидел глухаря и нарушил все правила безопасности. Юноша давно хотел подстрелить эту вкусную и экзотическую птицу. Пока он гонялся за глухарем, он потерял то место, где делал зарубки. Васютка заблудился в лесу.

Несмотря на его сильный характер, парень еще совсем ребенок. Ему становится страшно в огромном и диком лесу. Васютка хочет плакать. Он вспоминает про свою маму. Парень вспомнил слова деда о том, что «тайга не принимает слабых». Это ему помогло собраться и взять себя в руки. Он вспоминает все, что ему говорили родители о способах выжить в диком лесу. Васютка сделал костер, приготовил на нем глухаря и улегся спать. Утром он проснулся с новым бодрым настроением и верой в то, что он найдет выход из леса.

Он долго шёл и пришёл к воде. Это было никому не известное чистое озеро. В нем была проточная вода. В озере было много рыбы. Пойдя вдоль притока, он вышел к деревне. Васютка стал первооткрывателем рыбного места, поэтому в его честь назвали озеро.

Парень смог выжить в лесу благодаря своим знаниям, навыкам, смелости и рассудительности. Им можно гордиться. Васютка настоящий герой.

Другие сочинения: ← Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа↑ Астафьев В.П.Как Васютка выжил в тайге →

Источник

Васюткино озеро — сочинение по рассказу для 5 класса

Совсем недавно я прочитала рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Главный герой этого произведения произвел на меня неизгладимое впечатление. Тринадцатилетний мальчик в экстремальной для себя ситуации смог не растеряться и справиться со всеми трудностями.

Васютка живет со своим отцом и остальными рыбаками, мужчины ловят рыбу, а мальчик ходит за кедровыми орешками. Каждый раз Васютке приходится все дальше уходить в тайгу, ведь шишек на деревьях остается все меньше. Обычно мальчик возвращался домой по зарубкам, которые делает на деревьях, но однажды подросток увидел глухаря, побежал за ним и заблудился.

Читайте также:  Озеро в лысой горе

Сначала Васютка очень растерялся и испугался, но затем он взял себя в руки и вспомнил все, что знал. Он выпотрошил и зажарил глухаря, которого подстрелил, поел и лег спать. Утром мальчик залез на дерево, чтобы понять, куда нужно держать путь. К вечеру Васютка набрел на болотистую местность и догадался, что поблизости должен находиться водоем. Мальчик был уверен, что вот-вот выйдет к Енисею, но он ошибся. Перед ним открылось чистое озеро, в котором было много рыбы. Там он подстрелил и зажарил уток, а утром услышал звук катера. Тогда Васютка понял, что вот он, шанс на спасение. Он, не долго думая, кинул все свои дрова в костер и начал стрелять из ружья, чтобы его заметили. Капитаном бота оказался знакомый дядька Коляда, он забрал подростка и доставил его домой. Васютка рассказал рыбакам об озере, в котором водится много рыбы, и показал, где оно находится. Люди назвали водоем в честь мальчика.

Главный герой этого рассказа действительно заслуживает уважения. Удивительно, что Васютка, несмотря на свой юный возраст, так ловко справлялся со всеми трудностями. Я уверена, что даже многие взрослые люди могли бы растеряться в такой ситуации. Мальчик не только смог выжить в тайге и вернуться домой, применив имеющиеся знания, но и отыскал богатое рыбой озеро, которое стало настоящим спасением для рыбаков, у которых уже давно не было хорошего улова.

Я считаю, что рассказ Виктора Астафьева, «Васюткино озеро» учит нас понимать то, что из каждой, даже самой сложной ситуации всегда есть выход. Самое главное никогда не терять веру в себя, не поддаваться панике и умело применять свои знания, как это и сделал главный герой произведения, тринадцатилетний мальчик Васютка. Данное произведение должен прочитать каждый, кто считает, что не способен справиться с трудностями.

2 вариант

Интерес В. Астафьева к теме детства отразился во многих произведениях. Его герои, как правило, сталкиваются с трудной ситуацией нравственного выбора (повесть «Кража», рассказ «Конь с розовой гривой»).

13-летний герой из рассказа «Васюткино озеро» (1952 г.) оказался перед выбором, от которого зависит его жизнь: что ему делать, оставшись лицом к лицу с тайгой, в которой он заблудился. Конечно, он слышал истории о том, как человек не возвращался, поглощённый дикой таёжной природой.

Мальчик с самого начала повествования вызывает симпатии читателя тем, что не бездельничает на каникулах, а находит своё место в рыбацкой артели, где его отец и дед ожидают осенний ход рыбы. Рыбаки живут в домике-сторожке, поставленном когда-то учёными. Они чинят сети, выходят на лов; мать героя занимается стряпнёй.

А подростку очень хочется порадовать взрослых. Он уходит в тайгу за кедровыми шишками, грибами, ягодами. Кедровые орешки – любимое угощение для рыбаков, коротающих в сторожке длинные вечера. Мальчику привезли учебники, он листает их, ведь близится сентябрь, скоро в школу.

В тот день, когда Васютка заблудился, он, подчинившись матери, взял краюху хлеба, ружьё, спички, мешок для шишек и отправился в тайгу, в которой уже чувствовалось приближение осени. Умение «читать» тайгу, находить дорогу по зарубкам дают мальчику чувство уверенности. Он не боится промышлять в лесу в одиночестве. Но погоня за злосчастным глухарём, подбитым из ружья, завела героя в незнакомые места.

Писатель сопереживает подростку, которого охватил страх. Однако паники не случилось. В Васютке пробуждается отважный борец, который и не думает сдаваться. Его действия выверены опытом таёжных походов. Он умеет развести большой костёр, найдя сухую валежину; толково запечь глухаря; находчиво выискать соль в уголках мешка.

Путь из тайги к спасительному могучему Енисею затянулся на пять дней. Много выпало пережить подростку холодными ночами в окружении враждебных звуков тайги, под струями зарядившего дождя. Но умение найти укрытие под пихтой, подстрелить утку, зажарить её и постоянно из десятка направлений выбирать правильное – это те жизненно важные навыки, которые помогли выстоять и уцелеть. Не зря первый вариант названия рассказа — «Жив!».

Произведение убеждает, что судьба любит отважных и вознаграждает их за мужество. Такой наградой для Васютки стало озеро, в котором было столько белой рыбы, что она буквально стояла у самого берега. Выйдя на берег Енисея, герой добился, чтобы его услышали: развёл костёр, стал стрелять, кричать. Его сигналы бедствия были приняты на катере, управляемом « дядькой Колядой». Взрослые могли гордиться младшим членом семейства, который постиг таёжную науку, да к тому же сделал настоящее открытие промыслового озера. На карте района оно по праву получило название Васюткино.

Сочинение по рассказу Астафьева В.П. «Васюткино озеро»

Произведение представляет собой автобиографию писателя, повествующую о некоторых моментах детства автора.

Главным героем рассказа является Васютка, представленный в образе тринадцатилетнего мальчика, отличающегося смелостью, решительностью, бойким характером.

Сюжетная линия произведения повествует о летних каникулах героя, которые он проводит совместно с рыболовами, помогая им в рыбном промысле, снабжая рабочих лесными припасами и дичью, поскольку хорошо ориентируется в лесном пространстве и не испытывает к лесным чащам страха, зная все правила пребывания в данных местах. Однако иногда в мальчике проявляются признаки подросткового упрямства, которые очень не нравится взрослым.

В один из дней Васютка решает в одиночку пойти в лес, прихватив при этом свое ружье, но отказавшись от хлеба и спичек. Мальчик прекрасно осознает не только все прелести тайги, но и ее опасность, поэтому строго следует советам взрослых и оставляет зарубки на своем пути. Однако Васютку отвлекает глухарь, которого мальчик решает обязательно добыть, поскольку дичь в виде благородной, умной, осторожной и вкусной птицы является его давней мечтой. Начиная погоню за раненым глухарем, подросток отходит далеко от оставленных зарубок и понимает, что заблудился.

Поначалу, мальчиком овладевает паника, но вскоре вспоминает слова деда и отца о том, что тайга отрицательно относится к слабым людям. Поэтому мальчик старается избавиться от страха и вспомнить все советы взрослых, связанных с выживанием в лесу. Васютка принимается к разведению костра, приготовлением ужина из подстреленной птицы, а затем укладывается спать. Наутро настроение мальчика становится лучше, он чувствует себя веселым и бодрым, отправляясь на поиски родного дома.

Подростку удается найти водоем, однако им оказывается не река Енисей, к которой мальчик надеялся выйти, а незнакомое озеро, в котором водится большое количество рыбы. Поскольку озеро является проточным, мальчику удается найти людей, которым он показывает свое открытие, очень удачное для рыбного промысла, впоследствии названное его именем.

Своеобразием произведения является мастерское изображение зарисовок дикой природы и окружающего таежного пейзажа.

Таким образом, рассказ повествует о мальчике, который выживает благодаря своей смелости, выдержке, рассудительности, живого ума, знаний.

Васюткино озеро

Васюткино озеро

Популярные сочинения

Я очень люблю сказки, поэтому произведение А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» не смог не причитать. Это оказалась немного необычная сказка, в ней не было королей и драконов, но от этого она стала еще интереснее.

Я родился и вырос в Краснодарском крае. Кубань славится плодородной землёй и курортами на побережье Чёрного и Азовского морей. В нашем крае многоликая и красивая природа.

На улице январь. Небо чистое, голубое. Солнышко ярко светит, но плохо греет. Жгучий мороз щиплет нос и щеки, без рукавичек и шарфа на прогулку не выйдешь! Вздохнешь глубоко, и тут же в воздухе

Источник



Найти 5 простых предложений из рассказа васюткино озеро

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
А мы. ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в высшем суждено совете.
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой.
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно. нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, заплыла
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Проникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное.
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю.
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженный укором!

Кончаю! Страшно перечесть.
Стыдом и страхом замираю.
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю.

Источник

«Васюткино озеро» В. П. Астафьев Кратко

Виктор Петрович Астафьев
Рассказ «Васюткино озеро» Краткое содержание

Небольшой рассказ «Васюткино озеро» повествует о том, что в критические моменты не стоит терять голову и поддаваться панике. Лучше сосредоточиться, мобилизовать в себе внутренние силы и постараться сделать всё, чтобы выбраться из сложной ситуации.

Очень краткий пересказ произведения «Васюткино озеро» Астафьева

Рассказ знакомит читателя с подростком Васюткой, который по неосторожности заблудился в лесу. Мальчишка справился со своими страхами, смог найти небольшое озеро, а затем вышел по ручью к реке, где его подобрали взрослые. Озеро, до этого дня неизвестное никому, впоследствии назвали именем маленького героя — Васюткиным.

Краткая характеристика Васютки — главного героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

13-летний Вася Шадрин учится в простой деревенской школе. В меру озорничает, склонен прихвастнуть. Характер главного героя закалён таёжной местностью, сибирскими обычаями, привычками немногословных, трудолюбивых и морозостойких сибиряков. Васютка уверен в себе и считает себя вполне самостоятельным и взрослым человеком.

Автор не даёт прямой характеристики своему герою, он постепенно раскрывается перед читателем в развитии сюжета рассказа. Оказавшись в пугающем положении заплутавшего в лесу ребёнка и прекрасно понимая возможные последствия, мальчишка не растерялся, а нашёл в себе мужество для правильных действий. Он проявил смекалку, рассудительность и смог выбраться к людям. А оказавшись в безопасности, он не забыл рассказать о своём удивительном открытии — небольшом рыбном озере, о существовании которого местные жители не подозревали.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» подробно по плану

I. Знакомство с Васюткой

Васютке 13 лет. Он живёт со своими родителями недалеко от Енисея, в таёжной местности. Его отец рыбак.

Лето пролетело незаметно, погода портится, но носу школьные занятия. Взрослые рыболовы заняты починкой снастей, Васютка снабжает их собранными в лесу кедровыми орехами.

II. Васютка идёт в лес за орехами

В очередной раз, пока взрослые были заняты своими делами, Васютка отправился в лес за кедровыми шишками. Мальчишка взял с собой ружьё и, по настоянию матери, хлеб да спички. Васютка шёл по зарубкам на деревьях, чтобы не сбиться с дороги. Набрав достаточное количество шишек, он уже хотел повернуть к деревне, но заметил крупного глухаря. Птицу герой лишь ранил и бросился догонять. Поймав глухаря, он свернул ему шею и понял, что заблудился.

Воспитанный в условиях тайги, мальчик быстро справился с паникой и вспомнил науку взрослых. Заготовил дрова для ночлега, ощипал и приготовил ужин из подстреленной птицы. С рассветом стал искать дорогу домой. Вечером Васютка вышел на озеро, подстрелил уток, обнаружил, что вода богата на рыбу. Мальчик заметил, что в озеро впадает речушка. Он решил подняться по ней, в надежде выйти к реке Енисей. К несчастью, совсем испортилась погода, и Васютке пришлось искать убежище от дождя.

III. Спасение

Утром мальчик развёл огонь, чтобы просохнуть и обогреться. Вдали послышался звук парохода. Васютка отправился к источнику звука. Ему удалось выйти на берег. Вскоре показался теплоход. Дождавшись его приближения, Васютка стал размахивать руками и звать на помощь. Его старания были вознаграждены — его подобрал рыбосборочный катер. Совсем один Васютка провёл в лесу пять дней.

Читайте также:  Когда замерзает озеро осенью

IV. Возвращение домой

Рыбаки накормили мальчика и отвезли к дому. Родные были счастливы его возвращению, ведь его могло уже не быть в живых. Васютка рассказал о своих приключениях и о прекрасном озере отцу. Бригада рыбаков нашла то самое озеро и ему дали название «Васюткино озеро». Рыбы в новом водохранилище и вправду оказалось немерено, и теперь его можно даже обнаружить на карте.

История создания и основная идея рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

Рассказ «Васюткино озеро» был написан Виктором Астафьевым в 1952 году. История появления на свет этого небольшого рассказа удивительна. Она основана на реальных событиях, которые произошли с самим автором — Виктором Астафьевым. Ещё учась в школе в период летних каникул юный Астафьев заблудился и провёл несколько дней в лесу. Ему удалось выбраться и, когда строгий учитель литературы задал на уроке написать сочинение «Как я провёл лето», Виктор Петрович передал всё, что ему довелось испытать. Педагог был приятно удивлён работой своего ученика, он похвалил его перед всем классом. Сочинению юного Астафьева присвоили название «Жив» и опубликовали в школьном журнале. Когда Астафьев вырос и стал писателем, он вспомнил свой первый рассказ и переписал его, назвав «Васюткино озеро». Таким образом, рассказ можно считать первым достижением известного сибирского писателя.

С самых первых строк автор погружает читателя в красоту и силу сибирской природы. Он вдохновлён ею сам и стремится вдохновить своих почитателей. Как никто другой Виктор Астафьев радеет за любовь и уважение к родным краям, к Родине. Он говорит о важности открытия своего героя, подчёркивает, что его «маленькая» победа залог чего-то большого в будущем. Преодоление трудностей, поиск сил для действий в, казалось бы, безвыходной ситуации, стремление использовать все возможности, чтобы выжить и никогда не унывать — вот чему учит рассказ «Васюткино озеро».

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.11.2018

Астафьев В. «Васюткино озеро»

Астафьев В., рассказ «Васюткино озеро»

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа «Васюткино озеро» и их характеристика

  1. Васютка Шадрин, мальчик 13 лет. Смелый, решительный, отчаянный. Хорошо знает тайгу и умеет ориентироваться.
  2. Григорий Шадрин. Отец Васютки. Суровый и справедливый.
  3. Анна Шадрина. Мать Васютки. Добрая, заботливая.
  4. Афанасий Шадрин. Дед Васютки. Знаток разных историй.
  5. Коляда. Капитан баркаса «Игарец», спасший Васютку.

План пересказа рассказа «Васюткино озеро»

  1. На Енисее мало рыбы
  2. Избушка в низовьях реки
  3. Васютка отправляется за шишками
  4. Погоня за глухарем
  5. Пропали затеси
  6. Заблудился!
  7. Первая ночь в тайге
  8. На берегу озера
  9. Охота на уток
  10. Вторая ночь в тайге
  11. Большое озеро с рыбой
  12. По реке к Енисею
  13. Третья ночь в тайге
  14. Берег Енисея
  15. Четвертая ночь
  16. Баркас «Игарец».
  17. Наконец дома
  18. На озеро за рыбой.

Кратчайшее содержание рассказа «Васюткино озеро» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Васютка отправляется за шишками и гонится за раненым глухарем
  2. Васютка понимает что заблудился, разводит костер и ест глухаря
  3. Васютка находит озеро, полное рыбы, и стреляет уток
  4. Васютка добирается до речки и идет вниз к Енисею
  5. Васютку подбирает баркас и рыбаки доставляют его домой.
  6. Васютка ведет рыбаков к озеру, которое называют его именем.

Главная мысль рассказа «Васюткино озеро»
В любой ситуации важно сохранять присутствие духа и не терять надежды.

Чему учит рассказ «Васюткино озеро»
Рассказ учит смелости, находчивости, оптимизму. Учит быть предусмотрительным и запасаться впрок, идя в тайгу или другое место. Учит уметь применять знания на практике. Учит не впадать в отчаяние и верить в лучшее. Учит быть самостоятельным. Учит не баловаться в лесу и не отходить от тропинки.

Отзыв на рассказ «Васюткино озеро»
Мне очень понравился этот рассказ и особенно понравился мальчик Васютка. Он остался один в тайге, не знал дороги домой, но он не растерялся и не пропал. Он выбрал верное решение и старался выжить любой ценой. И ему улыбнулась удача. Он не только нашел дорогу домой, но помог рыбакам найти богатое рыбой озеро. Конечно Васютка поступил опрометчиво, погнавшись за глухарем, но дальше он вел себя образцово, хотя ему было и страшно, и грустно.

Пословицы к рассказу «Васюткино озеро»
На бога надейся, а сам не плошай.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Тайга что море, кто ее не знает, тому горе.
Кто идет вперед, того страх не берет.
Упорства хватит, и сквозь землю пройдешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Васюткино озеро»
Это маленькое озеро не отыскать на карте, незаметное оно. Но для Васютки, тринадцатилетнего мальчика, очень памятное.
В ту осень рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Сперва лили бесконечные дожди и рыба ушла в глубину. Потом распогодилось, но даже спускаясь все ниже по течению Енисея, рыбаки ловили очень мало рыбы.
Дед Афанасий прямо говорил, что фарта нынче нет и Енисей-батюшка оскудел.
Наконец рыбаки ушли в низовья Енисея и остановились в старенькой ветхой избушке. Отец Васютки сказал, что здесь они будут ждать путины.
Дни потянулись скучные, особенно для Васютки. Одно его утешало, скоро в школу. По вечерам рыбаки собирались в избушке и щелкали кедровые орехи. Ими рыбаков снабжал Васютка. Он ходил за орехами в тайгу и с каждым днем забирался все глубже.
Вот и за десять дней до первого сентября Васютка снова собрался в лес. Он повесил на плечо ружье, проверил патронташ. Мать напомнила мальчику, что он должен держаться затесей и дала краюху хлеба, так полагалось по таежному закону.
Васютка пошел в тайгу весело насвистывая. Вдруг он услышал «кра-кра» и на вершине ели заметил кедровку.. Птица это была мелкая, но полезная. Она разносила по лесу кедровые орехи. Стрелять в нее Васютка не стал, а просто запустил палкой.
Потом он нашел подходящий кедр, забрался на него и набил мешок орехами. Отдохнув, мальчик решил пойти поискать еще дерево. Вдруг он услышал хлопок и увидел как впереди поднимается черная птица — глухарь!
Глухарь сел на ветку дерева, и Васютка вспомнил рассказы охотников, как глухарь отвлекается на лающую собаку и позволяет охотнику подойти ближе. Мальчик опустился на колени и пополз к глухарю, тявкая по-собачьи. Глухарь с любопытством наблюдал за ним.
Но вот Васютка привстал на колено, поймал глухаря на мушку и выстрелил.
Глухарь тяжело поднялся и полетел прочь. Васютка догадался, что ранил птицу и корил себя, что стрелял мелкой дробью. Он побежал вслед за глухарем. А тот все сильнее слабел и мальчик решил, что обязательно его догонит.
Наконец глухарь устал и Васютка выстрелил в него вторично. Он поднял огромную птицу и довольно присвистнул — полпуда будет. Он весело пошел обратно, но вскоре спохватился а где же затеси? Он развернулся и пошел обратно, присматриваясь к деревьям. Но затеси не попадались.
Мальчик попытался сориентироваться по сторонам света и пошел на юг, рассчитывая выйти к Енисею. Он высыпал из мешка шишки, но затеси все не попадались.
Внезапно мальчик увидел в паутине беспомощную муху и впервые понял — заблудился. Отчаяние охватило Васютку и он бросился бежать куда глаза глядят. Какие-то шорохи пугали его и он все бежал и бежал, пока не настала ночь. Тогда он упал и притаился. Стало холодать. Васютка вспомнил слова отца, что тайга хлипких не любит, и решил развести костер.
Васютка развел костер, потом поджарил в золе глухаря. Поискал в мешке соли и нашел несколько крупных зерен. Мальчик приободрился и стал устраиваться на ночлег. Он убрал костер в сторону, насыпал хвои и веток, и лег, укрывшись телогрейкой.
В ночной тишине в голову полезли разные мысли. Ему показалось, что кто-то крадется во тьме и мальчик вскочил, угрожая незнакомцу ружьем. Но то оказался лишь огромный пень.
Наконец Васютка заснул. Проснулся он когда солнце стояло высоко и не сразу вспомнил, где находится. Тайга была полна звуками и Васютка разговорился с белкой. Он пожаловался белке на свои невзгоды и выстрелил в воздух. Потом еще раз. Отклика не было.
Васютка полез на дерево, но вокруг на сколько хватало глаз расстилалась сплошное море тайги. Нигде не было видно лиственника, приметы близости воды. Васютке стало жутко и он закричал.
Спустившись мальчик стал решать куда идти дальше. Подумав, он решил отправится на север. Он знал что тайга на севере скоро кончится и начнется тундра, а затеряться в тундре сложнее.
Васютка шел весь день и к вечеру стал замечать траву, потом кустарники. Он воспрянул духом, надеясь, что приближается к Енисею. В безумной надежде он рванул вперед и оказался на берегу небольшого озера. От разочарования мальчик заплакал навзрыд.
Васютка решил заночевать на берегу озера и развел костер. Поджарив шишки он поел их наподобие картошки, решив до конца беречь хлеб.
Потом он заметил множество уток, которые ныряли на озере. Утки казались совсем не пуганными и мальчик решил поохотиться. Он пробрался на мысок и присел. Вдруг его внимание привлекли круги на поверхности воды. Васютка пригляделся и увидел множество рыб, причем это была не озерная рыба, а белая — пелядь, чиры, сиги.
Васютка попытался что-то вспомнить, но тут приблизились утки и мальчик выстрелил. Он подобрал двух уток и вернулся к костру. Уток он зарыл в горячие угли и стал смотреть на небо.
Небо вызвездило и это обещало морозное утро. Васютка вспомнил школу и своих товарищей и совсем приуныл. На небе перемигивались звезды.
Проснулся Васютка поздно, вокруг был туман. Он вспомнил про белую рыбу и понял, что озеро должно быть проточным, а значит может вывести его к Енисею. Васютка пошел вдоль берега озера и вышел к перешейку, за которым начиналось еще более крупное озеро. В нем также было много рыбы.
Вдруг Васютка увидел в воде подбитую утку и обрадовался — ее принесло течением, а значит озеро точно проточное. Он пошел дальше и увидел полосу лиственного леса. Вскоре потянулись крутые берега — речка. Уж она точно должна вывести мальчика к Енисею.
Васютка упорно шел вперед, но тут пошел дождь и мальчик спрятался под пихтой. Дождь шел всю ночь и утром Васютка проснулся мокрым и промокшим. Васютка разжег костер и подсушил одежду.
Вдруг он услышал звук, напоминающий комариный писк. Пароход!
Васютка почти бегом двинулся дальше. В полдень он подстрелил на речке двух гусей и поджарил одного на вертеле. Он боялся удаляться от речки больше чем на сто-двести метров.
Васютка сильно устал и еле переставлял ноги, когда лес наконец расступился и мальчик вышел на пологий берег Енисея.
Место было незнакомое, но Васютка прыгал от радости. Он заметил дымок и стал ждать парохода. Пароход назывался «Серго Орджоникидзе» и Васютка замахал руками. Кто-то заметил его и помахал в ответ, но пароход прошел мимо. Мальчик расстроился, но стал собирать дрова на ночь.
Под утро Васютка услышал звук мотора рыбачьего катера. Васютка подбросил в костер дров и стал кричать, а потом стрелять. С бота спустили шлюпку. Мальчика перевезли на борт бота и Васютка узнал дядю Коляду, капитана бота «Игарец». Тот тоже признал Васютку и сказал, что мальчика вынесло на шестьдесят километров ниже стана рыбаков.
Вскоре «Играрец» подплыл к стоянке бригадира Шадрина. Концы принял дед Афанасий и рассказал про беду — пятые сутки ищут Васютку.
Но матрос обрадовал деда, сказав, что малец нашелся. Афанасий даже не сразу поверил столь радостному известию и стал звать мать Васютки — Анну. А та, увидев сына на трапе, осела на землю.
И вот Васютка дома, его растерли, накормили, обогрели. На улице залаял Дружок и мать выбежала из избушки. Навстречу шел мокрый и отчаявшийся Григорий. Он отрешенно махнул рукой, говоря, что пропал парень, но мать уже спешила обрадовать отца.
Григорий зашел и был встречен довольным Васюткой. У Васютки был небольшой жар, но он торопливо рассказывал про озеро с рыбой и речку, которая из него вытекает.
Эта новость заинтересовала отца и уже через два дня Васютка вышагивал с ним по берегу, а следом по реке тянулся рыбачий баркас. Васютка все не мог успокоиться и рассказывал историю своих приключений. Наконец отец не выдержал и отправил мальчика в лодку, к деду.
А когда впереди показалось озеро, кто-то из рыбаков сказал: «Вот оно, Васюткино озеро».
Рыбы в нем действительно оказалось очень много, и скоро к бригаде Шадрина подключилась вторая бригада. На берегу поставили избушку и открыли постоянный промысел.
А на районных картах появилось обозначение Васюткино озеро. Вот только на карте страны найти его сможет наверно только сам Васютка.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»

Источник