Меню

За деревней течет речка перейдя которую можно дойти до станции коротким путем

диктанты 9 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Забабурина Анна Александровна

Контрольные диктанты по русскому языку 9 класс по программе Т.А. Ладыженской

Скачать:

Вложение Размер
diktanty_9_klass.docx 46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение изученного в 5-8 классах

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде.

Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание

1. Фонетический разбор:

2 Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

3. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение ( Сначала было жутко ехать незнакомой рекой . — безличное);

2) найти неполное предложение ( Где-то защёлкал соловей, за ним другой .)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Все казалось, что кто-то крадется к землянке. Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. Поля осторожно поднимала голову, прислушивалась, но,оказывается, похрустывало сухое сено под ее телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.

С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.

Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего. Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

Поля осторожно поднимала голову, прислушивалась, но, оказывается, похрустывало сухое сено под ее телом.

2. Выполните морфологический разбор:

3. Выпишите из текста примеры союзов: соединительный, разделительный, противительный.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, все же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошел еще километр, и бойцы не отставали от командира. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, но вдруг показались спускающиеся с пригорка машины. Бойцам не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут. И они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две черные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось; перейти шоссе незамеченными с их самодельной волокушей нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалекий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника. Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалекому уже кустарнику. (165 слов)

1. Выполните синтаксический разбор ССП:

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошел еще километр, и бойцы не отставали от командира.

2.Составьте схемы СПП: В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут.

3. Выпишите из текста по два подчинительных и сочинительных союза.

Диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.

После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

Там на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.

Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди — верно, воры.

В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди — это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

В каждой крестьянской работе должен быть свой талант, потому что без него человек не состоится. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.

У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат. И каждый из нас хочет, чтобы именно у моего отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепочку.

Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привел к реке, то окунал косу в сонную воду. Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец ее на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.

Подложив под себя свежескошенной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень кучно, не очень близко друг к другу. Однако, такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.

1. Выполните синтаксический разбор:

Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.

2.Составьте схемы СПП и определите вид придаточного предложения: В каждой крестьянской работе должен быть свой талант, потому что без него человек не состоится

3. Выпишите из текста по два подчинительных и сочинительных союза. Сделайте морфологический разбор одного из них.

Итоговый контрольный диктант за год

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В.Солоухину.)

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

ОГЭ по русскому языку. Вариант №1

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Саша Белов был девятнадцатым ребенком в семье мелкопоместного шляхтича из Тульской губернии. (2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.

(4) Отец Саши, Федор Пахомыч Белов, служил когда-то в пехотных полках сержантом, а в отставку вышел по обычаю того времени в офицерском чине. (5) Человек он был простой, добрый и кроткий. (6) Любимая супруга его умерла родами, произведя на свет последнего, Сашеньку, и он один остался опорой многочисленного семейства.

(7) Беловы еле сводили концы с концами. (8) Дети, зятья, внуки, словно состязаясь в настырности, без конца делили отцовскую пенсию, усадьбу, тридцать душ крепостных и даже нехитрый скарб родительского дома. (9) Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, казалось бы, вовсе ему не свойственным, — он начал писать письма, и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.

(10) «Всемилостивый граф, отец и благодетель! (11) Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, убогому, в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою. «- писал он важным адресатам, с коими состоял ранее в однополчанах. (12) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.

(13) Вряд ли нуждались сиятельные адресаты в изъявлении почтения убогого тульского помещика, но писем было написано так много, что обильный посев стал давать плоды и ретивый корреспондент начал потихоньку распихивать детей и внуков по полкам и учебным заведениям.

(14) Черновиками его, письмами, ответами были забиты до отказа два сундука, а Федор Пахомыч все писал и писал, уже не из рачения о потомстве, а находя невинную радость в таком общении с миром.

(15) По неведомой протекции был устроен в навигацкую школу и Саша. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)»В них помощь найдешь», — были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.

(20) Он с сомнением отнесся к родительскому дару, но по прибытии в Москву решил проверить некоторые из адресов, вооружился рекомендательными письмами и отправился с визитами.

(21) Саша имел приятную наружность, при этом был общителен и уверен в себе, и, хотя родительский дом не дал ему подобающего воспитания, сметливость, умение перенять и бойкий нрав, данные ему от природы, легко восполнили пробелы образования. (22) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно. (По отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Фёдор Пахомыч Белов начал писать так много писем важным адресатам?»

1) Он любил писать письма.

2) Он хотел устроить судьбы своих детей.

3) Ему нечего было делать.

4) Он писал письма только богатым родственникам, чтобы попросить денег в долг.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Беловы еле сводили концы с концами.

2) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.

3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.

4) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.

4. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный».

5. Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените устаревшее слово СКАРБ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 15 .

9. Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, (1) казалось бы, (2) вовсе ему не свойственным, (3) — он начал писать письма, (4) и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.

Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, (1) убогому, (2) в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою. «- писал он важным адресатам, (3) с коими состоял ранее в однополчанах.

13. Среди предложений 12-14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 20-22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

ОГЭ по русскому языку. Вариант №1

4 – расселились, 12 — 3

5 – исписанную 13-13

6 – имущество/вещи 14-21

7 с усадьбой родителей

8 саша был устроен

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Как уже упоминалось, стипендия курсантов составляла рубль в месяц. (2) На эти деньги каждый должен был обеспечить себе мундир, квартиру и стол, а так как большинству учеников из дома присылали очень мало или ничего, то, чтоб не умереть с голоду, морские питомцы прирабатывали на стороне кто как мог.

(3) Белов репетиторствовал сына богатой вдовы. (4) Впрочем, жизнь его протекала в сфере, не доступной пониманию курсантов. (5) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

(6) Княжеский отпрыск Никита Оленев попал в навигацкую школу из-за каких-то семейных неурядиц, но подмогу из дома получал регулярно, и немалую, чем и выручал друзей в трудных ситуациях.

(7) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический. (8) Он играл в театре, труппа которого состояла из курсантов артиллерийской школы и семинаристов Славяно-греко-латинской академии.

(9) В театр Алексей попал случайно. (10) Один из самодеятельных актеров квартировал по соседству и уговорил Алешу пойти на представление. (11) В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье, и надо же тому случиться, чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра, женщина чрезвычайно влиятельная и активная. (12) «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница. (13) «Это, ваше сиятельство, не красотка, а красавец», — проворчал суфлер. (14) Последнее замечание ничуть не смутило попечительницу. (15) В театре все женские роли играли мужчины. (16) «Ты будешь играть у нас Калерию»,- сказала важная дама. (17) Алексей отказывался изо всех сил. (18) Он-де бесталантен, застенчив, но ничего не помогло.

(19) Через неделю после роковой примерки его вызвали в дирекцию навигацкой школы и намекнули, что если он откажется играть в театре, то, невелика птица, может и вылететь из родных Сухаревых стен в ближайшие же сутки. (20) И Алексей смирился.

(21) Благодетельница не оставила его своим вниманием. (22) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки. (23) На каждое представление он должен был непременно надевать все презенты, чем вызывал завистливые и злые насмешки актеров. (По отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей стал играть в театре»?

1) Ему нравилось играть на сцене женские роли.

2) Ему нравились нарядные костюмы.

3) Ему много платили.

4) Ему пригрозили отчислением из навигацкой школы.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.

2) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

3) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.

4) «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница.

4. Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует звонкий согласный».

5. Из предложений 5-6 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

6. Замените многозначное слово СТОЛ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

9. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Это, (1) ваше сиятельство, (2) не красотка, (3) а красавец»,(4) — проворчал суфлер. «Ты будешь играть у нас Калерию»,(5) — сказала важная дама.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.

В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье,(1) и надо же тому случиться,(2) чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра,(3) женщина чрезвычайно влиятельная и активная.

13. Среди предложений 5-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №2

спросила с восторгом

ОГЭ по русскому языку. Вариант №3

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Никита Оленев снимал верхние апартаменты в богатом старинном доме на углу Сретенки и Колокольникова переулка. (2) Крутое, в два излома, крыльцо вело на второй этаж. (3) Три теплых помещения, два холодных, обширные сени и балкончик в затейливой резьбе — истинно княжеское помещение. (4) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков. (5) Когда Никита был при деньгах, Гаврилу то и дело гоняли вниз с кувшином, а потом гурьбой шли в баню, ломая во дворе свежие березовые веники, чтобы как следует попариться.

(6) Воскресный день Никита проводил дома. (7) Он лежал в подушках на лавке, укутав ноги одеялом, и пытался читать. (8) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

(9) — Ты зачем, чернокнижник, эти подозрительные рецепты в дом притащил? (10)Людей травить?

(11) — Грех вам, Никита Григорьевич, говорить такое. (12) Вы знаете, я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев.

(13) — Слова-то выучил -«компонентов»! (14) Фу, горечь какая! (15) И кисло, — сморщился Никита, выпив лекарство. — (16) Опять «незначительное количество незрелых померанцев»? (17) А почему воняет мерзко?

(18) — В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила. — (19) Незрелые померанцы идут для других целей.

(20) — Мне бы лучше незначительное количество спиртовой настойки да со зверобоем. (21) Это мне больше поможет.

(22) — Спирт при вашем телосложении зело вреден. — (23) Гаврила вздохнул. — (24) Яд он при вашем телосложении. (25) Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.

(26) Никита рассмеялся.

(27) — Мне-то хоть латынь не переводи, эскулап. (28) Латынь для твоего телосложения — яд!

(29) Камердинер с отвлеченным видом уставился в окно. (По отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Гаврила подозрительные рецепты в дом притащил»?

1) Для изобретения «различных снадобьев».

2) Лечить Никиту.

3) Делать настои для бани, когда туда пойдёт Никита.

4) Он коллекционировал рецепты.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

2) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков.

3) В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила.

4) Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.

4. Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «приближение».

5. Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н с помощью суффикса Н, то в нём пишется НН».

6. Замените просторечное слово ВОНЯЕТ в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ (предложение 4), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

— Грех вам,(1) Никита Григорьевич,(2) говорить такое. Вы знаете,(3) я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев. — Фу,(4) горечь какая! И кисло,(5) — сморщился Никита,(6) выпив лекарство.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.

Намедни он перепил морсу со льда,(1) и у него болело горло,(2) мучил то озноб, (3)то жар, (4) и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

13. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

ОГЭ по русскому языку. Вариант №3

бочонков из липы

ОГЭ по русскому языку. Вариант №4

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) После того, как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, жизнь Никиты Оленева была заполнена одним — он ждал известий от отца. (2) Кажется, все сроки прошли, а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было. (3) Никита томился, нервничал. (4) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

(5) Август в Москве был пыльным и жарким. (6) Занятия в навигацкой школе кончились до осени. (7) Скучая без друзей и вынужденного безделья, Никита вспомнил свое былое увлечение — рисование. (8) С утра, взяв картон и уголь, он уходил на весь день, чтобы, примостившись где-нибудь в тихом переулке, рисовать главки древних церквей, белокаменную резьбу на полукруглых апсидах и узорочье кокошников. (9) Удачные рисунки он развешивал в своей комнате.

(10) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага. (11) Гаврила долго рассматривал рисунок, потом вздохнул.

(12) — Похоже на наш Никольский храм. (13) Тоже на холме стоит. (14) А помните, Никита Григорьевич, надвратную надпись на нашем храме? (15) «Пусть будут отверсты очи твои на храм сей ночью и днем». (16) Матушку вашу покойную, княгиню Катерину Исаевну, очень эта надпись умиляла.

(17) И словно спохватившись, что сказал лишнее, он поспешно вышел из комнаты.

(18) Никита благодарно улыбнулся ему вслед. (19) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день. (20) Шумела на ветру ольха, перекатывались по галечному дну воды тихой речки Сивки, старинная колокольня парила над Сивцевым оврагом. (21) Ничто округ не напоминало присутствия большого города, и Никите казалось, что он опять на родительской мызе, за спиной стоит мать и, как бывало в детстве, водит углем, зажатым в его руке, и оттого линии на бумаге ложатся четко и ровно.

(22) В этот вечер он лег с твердым намерением пойти завтра к тетке и узнать, не имеет ли она каких-либо сведений об отце.

(23) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке. (24) Дом был построен при государе Алексее Михайловиче и отвечал всем требованиям тогдашней архитектуры, но ряд пристроек, сделанных сообразно моде последнего времени, совершенно изменил его облик, и теперь он являл собой странную помесь русской барской усадьбы и жилища голландского буржуа. (25) Высокие окна с рамами на двенадцать стекол мирно уживались с подслеповатыми, забранными решетками, оконцами старой части дома. (26) Просторный двор, отгороженный от мира бревенчатым забором, был распланирован наподобие цветника и украшен двумя жалкими беседками.

(27) К покосившейся колонне одной из беседок был прикован лохматый пёс. (28) При виде Никиты он оскалился, залился злобным лаем и так натянул цепь, что, казалось, неминуемо должен был свалить хлипкое сооружение.

(29) На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик, одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома, а холщовые порты, заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, что никакая сила не может выбить из мужика русский дух. (30) Он хмуро окинул Никиту взглядом, словно раздумывая, сразу ли захлопнуть дверь или выслушать пришедшего. (По отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2 . В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Никита Оленев нервничал»?

1) У него не получалось красиво нарисовать церковь.

2) Он боялся идти к тётке.

3) Он ждал известий от отца.

4) В Москве было очень жарко.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день.

2) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага.

3) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

4) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке.

4. Из предложений 29-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «присоединение».

5. Из предложений 27-29 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените книжное слово УМИЛЯЛА в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово . (

7. Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ (предложение 26), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 27.

9. Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

После того, (1) как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, (2) жизнь Никиты Оленева была заполнена одним — он ждал известий от отца. Кажется,(3) все сроки прошли,(4) а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.

На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик,(1) одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома,(2) а холщовые порты,(3) заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, (4) что никакая сила не может выбить из мужика русский дух.

13. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 19-22 найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Источник



ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Капля росы

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 55

Владимир Алексеевич Солоухин

…Передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах, какое я сам имел о них…

– Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь.

– Нет. Ее совершенно нельзя назвать романом.

– А, я знаю, ты опять пишешь очерки.

– Так, видно, это будет нечто автобиографическое?

– Смотря как понимать автобиографию. Чтобы ее написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Автобиография состоит не из описания самого себя, а из описания всего, что ты увидел и полюбил на земле.

– Так что же ты пишешь, в конце концов?

– Но, надеюсь, там есть эти – как их? – герои и, очевидно, имеется главный герой? Ты их придумал или нашел в горниле жизни?

– Не в горниле, а в селе Олепине.

– Вспомнил, вспомнил, вспомнил! Три года назад случайно в разговоре ты обещал мне написать книгу про свое родное село. Так, значит, это она и есть? Но в каком плане – история, портреты людей, природа или… чисто колхозная тематика?

– Это книга про мое родное село Олепино. Если у вас из прочтения как бы отдельных и как бы разрозненных картин составится одна, общая и цельная, если вы будете иногда вспоминать и думать об Олепине, а главное, если вы будете вспоминать и думать о нем тепло, как о хорошем, добром знакомом, то больше мне ничего и не нужно.

Да, в книге много людей, несколько десятков человек, но я не выдумывал их, ибо как я могу выдумать олепинского жителя, если все олепинские жители известны по имени, отчеству и фамилии!

Вот вы говорите: колхозная тематика… Признаться ли вам, что я, в сущности, не застал, не видел и, значит, не помню доколхозной деревни. Мне было шесть лет, когда в Олепине образовался колхоз «Культурник» (об этом будет рассказано в том месте книги, которое окажется необходимым).

Колхоз – было то естественное состояние окружающего меня мира, которое я застал на земле. И если не на каждой странице книги фигурируют цифры урожайности и надоев (в своем месте будут помещены целые таблицы цифр), то ведь не каждый день я задумываюсь и над тем, что в сладчайшем глотке утреннего прохладного воздуха, просвеченного солнцем и промытого теплым дождем, содержится азота семьдесят восемь процентов, кислоты – двадцать один, а углекислого газа и вовсе ничтожное количество… Кроме того, село мое не является отдельным колхозом, но есть лишь бригада объединенного колхоза – одна из многих бригад. Я не собираюсь писать про все одиннадцать деревень, которые составляют колхоз, но про одну, одиннадцатую его часть, про маленькое село Олепино.

– Но возможно ли? Ведь полагается из десятков людей по крупице, по черточке, по штришку создавать единый художественный образ, обобщенный, типический, характерный, точно так же, как из сотен деревень – одну типическую деревню.

Берясь показывать Олепино, делая его главным героем книги, ты уверен, что оно является селом показательным и типическим?

– Это сложный вопрос. Есть огромные села, раскинувшие улицы свои по берегам больших рек, – это русские, это колхозные села.

Есть колхозы, имеющие свои санатории и многомиллионные доходы.

Есть села, в которых теперь уже не колхозы, а совхозы, а колхозники стали как бы рабочий класс. Может, это-то и есть самое показательное для нынешнего дня. А я между тем пишу про Олепино.

У меня не было другого выхода. У меня не было выбора. Село Олепино – одно для меня на целой земле; я в нем родился и вырос.

Я постараюсь рассказать о нем как можно яснее. Не сердитесь, если то и дело придется переноситься из сегодня в довоенное время, а оттуда – опять в нынешний день. Всякое дерево состоит не только из листвы и плодов, даже не только из ствола, но у него есть еще и корни…

– По крайней мере, мог бы начать с того, где находится твое никому не известное Олепино.

Чтобы получить понятие, где происходило и происходит все, что будет описано в этой книге, нужно, не теряя времени даром… Впрочем, может быть, стоит рассказать, как постепенно, но очень быстро изменилось общение нашего маленького села с остальным, в синеватой дымке растворившимся миром.

Лет двадцать – двадцать пять назад, а проще сказать, до войны, вы, чтобы приехать в Олепино, непременно должны были войти в поезд, отправляющийся из Москвы в сторону города Владимира.

Промелькнули бы станции со скучными станционными постройками, с землей, пропитанной маслом, и стандартными заборами и водокачками. Вот и Обираловка, где некогда бросилась под поезд Анна Каренина (переименовывая, дали этой станции очень «свежее» и очень «оригинальное» название – «Железнодорожная»), вот Павлов Посад, вот просто Усад, вот Орехово-Зуево, вот окруженный лесами, торфяными болотами да озерами в этих болотах городочек Покров, вот Петушки, вот Болдино, вот еще какой-то Ундол…

Если бы оказался рядом с вами сведущий, а пуще того разговорчивый попутчик, то он успел бы, может быть, за те две минуты, пока стоит поезд, осведомить вас, что село Ундол некогда принадлежало Суворову и что до сих пор сохранилась в селе белая, под голубыми крышами церковь, в которой будто бы венчался великий полководец, но что, впрочем, село от самой станции в нескольких верстах, из окошка поезда церковь эту все равно не увидишь.

Вы станете разглядывать хотя бы станцию, если нельзя увидеть села, и взгляд ваш наткнется на ту же водокачку, на тот же забор, на тот же маленький вокзальный домик с вывеской «Ундол», колоколом и часами (хорошо, если часами); на толпу баб и мужиков (пуще баб, чем мужиков), бросившихся с баулами и мешками на штурм бесплацкартных, так называемых общих вагонов; на две-три лошади, запряженные в роспуски или в розвальни, глядя по времени года, мирно жующих сено и как бы чего-то ожидающих. Скорее всего, лошадей не видно за домиком вокзала, но все равно они непременно должны быть.

Сейчас отправится поезд и опустеет перрон. Представив это и несмотря на упоминание о великом полководце, вы не удержались бы от восклицания: «Экая глушь!»

Но что вы, разве это глушь? Это же станция железной дороги. Дождитесь поезда на деревянном плоском диване внутри вокзала, где держится тот устоявшийся годами запах, который вы найдете на всех вокзалах в большей или меньшей сгущенности, или, если хотите, можете скоротать время в крохотном буфетике, взяв стакан чая и бутерброд с селедкой, и через пять часов вы в Москве, а значит, и где угодно – вплоть до Ленинграда, Буэнос-Айреса и Нью-Йорка. Обласканные горячим солнцем оранжевые пески морских побережий, на которые отлого накатывает синева; вечерние улицы больших городов, сверкающие множеством огней, умноженных тем, что асфальт мокр и потому зеркален, – все это доступно человеку, если он едет в поезде.

Но я предлагаю вам сойти с поезда на станции Ундол.

Не много пассажиров сойдет вместе с нами, не успеем мы еще оглядеться по сторонам, как сзади нас раздастся вроде бы удивленный голос:

Это воскликнул мой отец. Он знает, что должны были приехать именно мы с вами, и здесь, на станции, он оказался только ради того, чтобы встретить нас, но вот ему надо непременно удивиться и воскликнуть:

Источник

Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:
1.Капитан смотрел вдаль напряжённо и, чуть прищурив глаза.
2.Хозяин велел запрячь лучшего рысака в беговые дрожки и, сам правя, уехал в город.
3.За деревней течёт речка, перейдя которую можно дойти до станции коротким путём.
4.Не дослушав моих слов и не разобравшись в ситуации, приятель ушёл, не прощаясь.
5.Недавно в нашем городе, проходил фестиваль бардовской песни.​

Ответ

Ответы

Ответ

1,5,2.мне кажется это было легко выполнить и так

как то так,но хз

Ответ

ответ: человек считает себя венцом творения, но для того, чтобы наслаждаться жизнью и пользоваться её благами, нужно быть здоровым, иначе многое теряет смысл.

хорошее здоровье, в свою очередь, это определенный образ жизни. ведь всё, что человек делает, сказывается на его здоровье. а здоровое тело и дух должны находиться в первой тройке жизненных приоритетов для любого человека. многие этого не понимают и гонятся за успехом, деньгами, полезными знакомствами и т.д., даже не осознавая, что без здоровья все это вряд ли принесет им счастье. а между тем, еще наши предки придумали хорошую, точную поговорку: «здоровым быть – счастливо жить».

Источник

Дороги и тропы (47 стр.)

— Это Усманка? — спросил я шофера, гнавшего по дороге машину-цистерну.

— Усманка, — сказал парень.

— Воду везу на ферму со скважины. Речка у нас вон какая теперь.

Речка была без воды. В любом месте полосу трав можно было пройти, не замочив ноги. На несколько километров — сухая степь, и в ней травяной призрак реки.

Первую ночь я провел в стогу пшеничной соломы. «Гостиница» эта кишела мышами. Мыши возились и шуршали около уха. Но было тепло и уютно. Светила большая луна. Синевато блестела роса по озими. В «нагайской степи» за речкой двигался огонек трактора. Сова, привлеченная писком мышей, несколько раз неслышно пролетала у лаза в мою ночлежку.

А потом было девять дней путешествия. Я увидел, как в травах все чаще и чаще сверкала вода. По руслу тянулась цепочка мелких болотцев и озерков. Появились кусты лозняка, камыши, одинокие ольхи, кусты калины и ветлы. Протиснувшись в одном месте сквозь заросли, я в первый раз увидел в светлой воде маленьких рыбок. Река понемногу, постепенно и тайно набухала в зарослях родниковой водой. Но вода все еще не текла. Спичечный коробок, кинутый в светлую лужицу, так и остался на месте. На буграх по-над поймой белели в лозинках старые села: Стрельцы, Пушкари, Сторожевое. Под селом Красным я присел закусить, наблюдая за мальчиком с удочкой. И тут в первый раз услышал журчание. Я подошел к мостику для полоскания белья и увидел: поплавок на удочке у мальчишки медленно тянет течение. А в узком рукаве между камышами вода журчала и маленькой силой своей качала одиноко стоявшую камышинку.

Так зарождалась речка. Текла она, как все равнинные воды, извилисто, то разливаясь неширокими плесами, то ручейком, по которому проплыл бы только бумажный кораблик. Встречаясь с людьми, я заводил разговор о реке. И все до единого разговоры кончались невесело: речка меняется. «Вот с этой ветлы перед самой войной мы прыгали вниз головой, лет пять назад можно было еще купаться. А сейчас — тапочки не замочишь. «

За городком Усманью речка делает поворот и прячется от людей в лес. Попытавшись двигаться поймой, я понял, что в этом месте Ус-манка превращается в Амазонку: непролазные чащи крапивы, ольшаника, топи, заросшие лозняком, болиголовом, крест-накрест лежат осины, срезанные бобрами, — не то что пришлый татарин когда-то, но и здешние люди сегодня не рискнут перейти Усманку в этих местах. Лесными дорогами, оставляя речку по правой руке, я прошел до знакомых кордонов, и тут, взяв лодку, мы с приятелем двигались уже водным путем.

Для лодки и тут, в заповеднике, река во многих местах непролазна, она заросла, заболотилась, обмелела. Но сердце у меня притихло от радости, когда уже в сумерках лодка выбралась на широкие плесы. Нигде в другом месте я не видел более тихой воды. Черные ольхи и зеленые ивы отражались в красноватом вечернем зеркале. Речка разрезала тут знаменитый Усманский бор. И вся жизнь заповедного леса тянулась сюда, к берегам. Пронесся, едва не чиркая крыльями воду, и сел на упругую ветку голубой зимородок. Козодой летал, почти касаясь крыльями лодки. В кустах за вывороченным половодьем ольховым коблом кто-то топтался и чавкал. Неслышно опуская весло, мы подплыли вплотную и замерли. В двух метрах от лодки кормилась семья кабанов. Протянув весло, я мог бы достать темневшую из травы спину беспечного годовалого поросенка.

Три часа не спеша мы плыли по вечерней реке. Две стены черного леса, а между ними — полоса неба вверху и те же звезды, повторенные сонной водой, внизу. На повороте у камышей бобр ударил хвостом так близко, что окатил сидевшего на носу лодки брызгами. В глубине леса ревел олень. Ему отзывался второй от реки. На берегу, как залетные пули, прошивали кроны дубов и тяжело падали в темноту желуди. Иногда желудь срывался в воду, и тогда казалось: не с дерева, а самого неба падало что-то в реку.

При свете фонарика я записал в дневнике: «Заповедные плесы. Счастливый день. Все было почти как в детстве. » Я не знал, что завтра и послезавтра будут у меня грустные дни.

А началось все сразу, за воротами заповедника. Вода кончалась насыпной плотинкой, и стало ясно: не будь плотины, плесов бы не было. Всего, что собирает Усманка в верхнем

течении и в заповедных лесах, едва-едва хватало для сохранения старых бобровых плесов. А ниже плотины лежал сухой и черный каньон. Берега с обнаженными корневищами пней, с налимьими норами и всем, что составляло когда-то тайну реки, теперь были сухими и пыльными. Ключик посередине песчаного дна был таким мелким, что красногрудая птичка, прилетевшая искупаться, едва замочила лапки. Но плотина была нужна заповеднику. Я вспомнил: и раньше хорошую воду на малых равнинных реках держали мельничными запрудами (на Усманке их было, кажется, девять). Но через слив у плотины всегда бежал избыток воды, и, главное, на всем течении речку питали подземные родники, прибрежные бочаги и болотца, ручьи, бежавшие из лесков и с мокрых лугов. Теперь тощая Усманка, выбегавшая из леса в открытую солнцу и ветру степь, ничем не питалась.

Около сорока километров прошел я почти умиравшей рекой. Это были знакомые с детства места, знакомые села: Приваловка, Желдаевка, Енино, Лукичевка, Углянец. В тех местах, где были когда-то лески и нависавшие над водой лозняки, не было теперь ни единого кустика, ни единого деревца. Лугов тоже почти не осталось. Пашня подходила местами до самой воды. Местами побуревшая пашня была брошена, на ней качались чертополохи и малиновым цветом маячил колючий татарник. Ни одной мочажины, ни единого ключика не текло в реку. Местами можно было только угадывать руслица пересохших ручьев. Река, прежде кудрявая от растений и таинственная оттого, что в воде все повторялось, как в зеркале, теперь лежала раздетая и беззащитная. Берега, обозначавшие прежнее русло, теперь заполнены были смытым песком. И только посередине песчаной реки текла вода, местами такая мелкая, что были видны спины пескарей, убегавших от моей тени.

У деревни Углянец, единственный раз в среднем течении, встретил я рыбаков. Четыре продрогших парня поочередно бродили в воде с маленьким, частым, как решето, бредешком. В пластмассовом прозрачном мешочке был жалкий дневной улов — десятка два пескарей и в ладошку — щуренок. И это были места, где «топтухой» я ловил ведро рыбы, где взрослые бреднем и неводами ловили пудовых щук и в одну тоню доставали полвоза лещей, где местная рыба была таким же обычным продуктом питания, как и картошка.

Наиболее грустным был час, когда я дошел наконец к местам, особенно мне дорогим. Вот бережок, на котором я любил сидеть с удочкой. Теперь от него до воды по песку шагов сорок. Вот «Селявкина яма». Двое мальчишек, закатав штаны, возились у берега. С этого берега я прыгал вниз головой, а на середине плеса «не было дна». Я попросил мальчонку дойти к середине реки. Мальчик прошел через плес — и везде воды ему было ниже колеи. В помине не было заводей с кругами зеленых кувшинок, с осокой и тальниками, с бело-розовым цветом куриной слепоты. Вон там, где проходит теперь дорога, был мостик, с которого полоскали белье, за ним было «девичье куплище», где утонул не умевший плавать юродивый нищий.

Не было у реки теперь луга, опушенного лозняком и ракитами, луга, где на моей памяти мальчишки пасли лошадей, где вызревали богатые сенокосы, где в топких местах водились утки и чибисы, где в самом начале лета на троицу собирались повеселиться несколько тысяч людей из села Красина, из Орлова, из Горок. Теперь луга были вспаханы. И остаток зеленого лоскутка исчезал у меня на глазах. По-над берегом взад-вперед ходил голубой трактор с плугом. Пыль бурым холстом повисала в том месте, где обычно по осени лежали туманы.

Я подошел поздороваться с трактористом и спросил: что собираются тут посеять?

— А хрен ее знает что! Расти ничего тут не будет.

— Зачем же пашете?

— А наше дело какое, наше дело пахать.

Не стану перечислять всех людей, с которыми пришлось говорить в эти дни. Единодушно все сокрушались: «Да, река. » Но отчего? Кое-кто помоложе пожимал плечами: «Не поймем. Сохнет, и все. «

В деревне Енино я полдня посидел с Павлом Федоровичем Ениным. Старика я встретил на берегу. Он сидел, опершись на палку, и вел разговор с бабами, доившими коров по другую сторону речки.

— Что, дедушка, вышел погреться? — приветствовал я его голосом, каким обычно говорят с малышами и стариками.

Но старик ответил трезво и рассудительно:

— Мне, сынок, тут, у речки, и курорт, и телевизор, и все, что хочешь.

Старику было девяносто два года. Но только ноги отказались ему служить. (Внук Мишка приводит деда к реке.) Голова у этого, наверно, самого древнего человека на Усманке в полной исправности. Мысли ясные, а редкой памяти я позавидовал. Старик во многих подробностях, с именами друзей, погибших и выживших, рассказал о войне в Порт-Артуре, где он отличился. Я услышал, как тут, возле речки, в июне 1903 года за самовольный покос монастырского луга пороли енинских мужиков. «Сам губернатор с войсками приезжал из Воронежа руководить поркой». Старик помнил не только имена мужиков, но также и количество плеток, «определенных для каждого доктором». Старик

вспомнил, как держался каждый из тех, кому задирали рубаху и клали книзу лицом. «Митроха Акиньшин показал кулак губернатору: я, ваше превосходительство, так могу стукнуть — кости не соберете. Ему, Митрохе, больше всех и досталось. А Иван Бородин сам лег. Братцы, говорит, не робейте. Земли наберите в рот, чтобы крику бабы не услыхали».

Источник

Читайте также:  Река в романе территория