Живопись природа река лес

Река на картинах известных художников: как мастера разных эпох писали речные пейзажи

Река на картинах известных художников — частый элемент пейзажа. Иногда она становится главным героем произведения: живописец сосредотачивается на её характере — то плавном, то спокойном, выписывает тончайшие нюансы цвета, отдаёт ей основную часть холста, выносит на передний план, заставляет играть первую скрипку. Такой привилегии чаще всего удостаивались широкая Волга, могучий Енисей, знаменитая Темза… В этом случае, определяя вид пейзажа, можно смело говорить: речной. Впрочем, иногда река на картинах является только частью большого пейзажа: иногда очень важной, иногда фоновой. В этом случае она превращается в часть оркестра, и её красота гармонично вплетается в музыку шедевра.

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Вечерний звон»

Речной пейзаж может быть частью природного, сельского и даже городского ландшафта. Например, изображение Темзы у здания лондонского парламента у Клода Моне (Oscar-Claude Monet) — это городской пейзаж, неизвестная речка Михаила Константиновича Клодта, к которой пришли коровы на водопой — часть сельского.

Река на картинах известных художников. Клод Моне. «Здание парламента, размышления о Темзе»

Река на сюжетных картинах не только выступает фоном: зачастую она тесно взаимодействует с персонажами. Порой она выступает неотъемлемым сюжетообразующим элементом. Например, у Ильи Ефимовича Репина изнурённые бурлаки тянут по Волге тяжело гружённую баржу. А у Рафаэля (Raffaello Santi) дочь фараона со служанками находит в Ниле корзину с младенцем Моисеем, которому суждено стать великим пророком.

Река на картинах известных художников. Илья Репин. «Бурлаки на Волге»

Давайте же познакомимся с прекрасными шедеврами, на которых изображены голубые, синие, бирюзовые, стальные, перламутровые серебряные ленты рек, и узнаем, героинями каких историй они становились.

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Тихий вечер»

Реки на картинах разных жанров

Красота рек на картинах пейзажистов многолика:

  • на зимних пейзажах их сковывает лёд;
  • на весенних — неукротимые силы заставляют воды ломать льдины и широко разливаться;
  • на летних — воды ярко синеют под солнечными лучами;
  • на осенних пейзажах — приобретают холодный стальной оттенок.

Река на картинах известных художников. Петер Мёрк Мёнстед. «Блики солнца на ручье Себю»

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Ноябрь»

Закат и рассвет золотят речную гладь, луна бросает на неё таинственные блики или заставляет светиться в ночи.

Река на картинах известных художников. Альберт Бирштадт. «Водопады Сан-Антонио» («Водопады Сан-Антонио»)

Иногда налетает ветер, и тогда водная стихия может стать грозной, опасной. А иногда, как в «Лягушатнике» Пьера Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), ветерок легко играет с зыбью Сены, которая окружает очаровательное кафе.

Река на картинах известных художников. Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник»

Но струящиеся потоки вод, как уже говорилось, встречаются не только в пейзажах. Мы часто видим их и в работах других жанров.

В мифологических, библейских и исторических произведениях они становятся частью конкретного сюжета. Например, многие живописцы обращались к крещению Христа в Иордане или к уже упомянутой истории Моисея, найденного плывущим в корзине по Нилу. Такие вещи мы встретим у живописцев Возрождения и творцов барокко, у представителей классицизма и апологетов академизма.

Река на картинах известных художников. Лоуренс Альма-Тадема. «Обретение Моисея»

Встречаются водные глубины и в литературным сюжетах, к которым обращались живописцы. Например, прерафаэлита Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) вдохновила трагическая история Офелии.

Река на картинах известных художников. Джон Эверетт Милле. «Офелия»

У баталистов речная синь становилась территорией битвы: бурлила, вскипала под копытами лошадей, терялась в клубах порохового дыма, окрашивалась кровь.

Река на картинах известных художников. Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Река на картинах известных художников. Эмануэль Лойце. «Вашингтон переправляется через Делавэр»

В пасторалях, наоборот, речки становятся местом отдыха и наслаждений. Например, подобный фон любили живописцы эпохи рококо. У Франсуа Буше (François Boucher) — изобилие таких сцен.

Река на картинах известных художников. Франсуа Буше. «Гнездо»

В бытовых сценах речки могут выполнять самую разную роль, связанную с занятием персонажа. Например, герои могут купаться, рыбачить, полоскать бельё.

Река на картинах известных художников. Луис Хименес Аранда. «Прачки на берегу реки»

Настроение зависит от замысла автора и во многом от стиля: например, у реалистов часты сюжеты, в которых берег оказывается местом тяжёлого труда или подчёркивает жизненные тяготы героев, как Виктора Михайловича Васнецова, где бедная пожилая пара перебирается из одной трущобы в другую на стылом фоне зимней Невы.

Река на картинах известных художников. Виктор Васнецов. «С квартиры на квартиру»

В жанре ню водная стихия часто отражает красоту обнажённой натуры. Купающиеся прелестницы — один из традиционных сюжетов.

Река на картинах известных художников. Гюстав Курбе. «Купальщица»

Но не всегда подобное ню эротично. Например, написанное в стиле символизма «Купание красного коня» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина — это аллегория приближающейся революции.

Река на картинах известных художников. Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня»

Реки на картинах русских художников

Россия богата большими и малыми реками. Конечно же, знаменитые русские пейзажисты не могли не отдать дань красоте речных лент, струящихся по просторам родной земли.

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Тихая обитель»

Тончайшим лиризмом наполнены речные пейзажи Исаака Ильича Левитана. Этого гения называли мастером «пейзажа настроения». Его картины замечательно отражают, например, дрёму погружающегося в сон Золотого Плёса, задушевность разливающегося над водой вечернего звона, умиротворённость возвышающейся над берегом тихой обители…

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Вечер. Золотой плёс»

Величавы и неторопливы потоки вод у Михаила Константиновича Клодта – кажется, что ветер в принципе не способен нарушить зеркало речной глади. Замечательно удавались Клодту эпические, панорамные вещи. Одна из них — «Волга у Жигулей», великолепный образец пейзажной эпики.

Река на картинах известных художников. Михаил Клодт. «Волга у Жигулей»

У Архипа Ивановича Куинджи речные панорамы наполнены музыкой, мистикой, поэзией и ощущением трансцендентной бесконечности. Наполненное отражённым лунным светом «Ночное» завораживает своей магией.

Река на картинах известных художников. Архип Куинджи. «Ночное»

А вот у Ивана Ивановича Шишкина речки на картинах невелики. Шишкин был мастером лесного пейзажа, поэтому и речушки у него прячутся в сумраке леса.

Река на картинах известных художников. Иван Шишкин. «Лесная речка»

Изумительно играл красками рассвета и заката Иван Фёдорович Шультце.

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Зимний пейзаж с рекой»

Особый характер у пейзажей Алексея Кондратьевича Саврасова. Он реалистично писал природу, не приукрашивая её и находя красоту в обыденности. Поэтому хотя разливы весенних вод у Саврасова порой грустны и унылы, но в них звучит чудесная музыка обновления.

Река на картинах известных художников. Алексей Саврасов. «Весна. На большой реке»

Есть на шедеврах русских мастеров и северные, и сибирские реки. Например, Василий Иванович Суриков не единожды живописал Енисей. Частая гостья на картинах и Нева. А у Василия Дмитриевича Поленова особой любовью пользовались Ока и небольшие речки — Оять, Орю, Клязьма и Свинка. Ведь даже в самой маленькой речушке — бездна красоты!

Река на картинах известных художников. Василий Поленов. «Речка Свинка близ Алексина»

Если вам нравится изучать живопись и открывать для себя новые имена, вы можете попробовать себя и на ниве коллекционирования. На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых выставляются произведения наших современников и старых мастеров. На них можно подобрать для своей коллекции вещи в самых разных жанрах и стилях — в зависимости от вашего вкуса.

Источник

Самые известные русские художники-пейзажисты и их картины

Самые лучшие русские художники-пейзажисты
Самые известные пейзажи русских художников с названиями

Пейзажная живопись была широко распространена в России, так как многие через нее постигали природу и создавали свой образ Родины. Если рассмотреть самых известных русских художников, то практически все они в большей или меньшей степени работали с пейзажами. Однако в этой статье мы рассмотрим наиболее известных пейзажистов, для которых пейзаж стал одним из основных жанров живописи.

Самые лучшие русские художники-пейзажисты

Во второй половине XIX века в России наступил так называемый золотой век пейзажа. В этот период творили великие русские художники, имена которых припомнит каждый. И начнем мы рассмотрение этого списка с человека, которого называли поэтом русского леса. Наверняка вы догадались, что речь идет об Иване Шишкине. Именно он относится к числу основоположников реалистического русского пейзажа и считается одним из самых сильных русских пейзажистов. Художник был настолько одухотворен родной природой, что долгими часами и днями изучал самые разные породы растений, подмечал мельчайшие детали леса, чувствовал в нем незначительные перемены. И все эти тонкие наблюдения затем с филигранной точностью отражались в его пейзажах.

Шишкин воспевал просторы родной земли и умел передать свои глубокие чувства к родине и зрителям, которые могли часами рассматривать его картины. Это и изобильная земля в картине «Рожь», и узнаваемое всеми чувство одиночества в работе «На севере диком», и безграничная мощь русского леса на холсте «Дубовая роща»…

И. Шишкин. «Дубовая роща». 1887 г.

Вторым мэтром в становлении реалистического русского пейзажа является Василий Поленов. Как и Шишкин, Поленов любил уходить из города на природу и любоваться ее безграничными плодами. Хотя многие считали русскую природу слишком скудною, чтобы изображать ее на холстах, Поленов быстро пришел к пониманию того, что именно люди искали в его картинах. А искали они милые сердцу уголки родной природы и вместе с автором снова и снова переживали душевный подъем при встрече с ней даже на картинах. Одной из его значительных заслуг стали попытки соединить пейзажный жанр с бытовым. Это привело к появлению единого художественного образа человека и окружающей его природы.

Девизом Поленова было даже в самые трудные минуты дарить людям радость, и неспроста он получил звание народного художника. Среди его лучших работ назовем «Золотую осень», «Бабушкин сад», «Московский дворик».

В. Поленов. «Золотая осень». 1893 г.

Не меньший вклад в становление русского реалистического пейзажа внес и Алексей Саврасов, причем он стал родоначальником лирического пейзажа. Предпосылками для появления такого направления стали мрачные предреволюционные настроения в обществе. Угнетенные люди хотели переживать свою печаль, тоску, тревогу через искусство, и Саврасову в полной мере удалось реализовать эту потребность через пейзажи с нотками лирики.

В его картинах зрители находили, например, удивительное сочетание хмурого неба и пробивающихся сквозь него солнечных лучей. Сам художник пришел к пониманию, что в любой картине важен душевный отклик, который она вызывает. Возможно, именно поэтому его умение тонко чувствовать природу и душевные переживания при создании пейзажей так глубоко передавалось и зрителям, созерцающим его работы. Среди его известных полотен «Радуга», «Грачи прилетели», «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и многие другие.

А. Саврасов. «Радуга». 1875 г.

Саврасов оказал большое влияние на другого известного пейзажиста Исаака Левитана, которого называли мастером русского пейзажа настроения и считали основателем неброского русского пейзажа. Как и Поленов, Левитан не стремился искать в природе эффектные виды, а сосредоточился на передаче настроения. И в этом ему помогало не только изучение русской природы, но и увлечение музыкой, литературой, что формировало его тонкий эстетический вкус. Его картины помогали зрителям забыть все невзгоды и переживания тех непростых времен и каждой клеточкой тела ощутить гармонию природы. Они нередко уходили из выставочных залов одухотворенными и от души благодарили художника. К числу его лучших работ можно отнести «Март», «Вечерний звон», «Над вечным покоем» и многие другие прекрасные пейзажи.

И.И. Левитан. Картина «Март». 1895 г.

Как мы видим, в жанре пейзажа появилось множество поджанров, так как каждый художник имел свои взгляды и предпочтения. Для Ивана Айвазовского любимым объектом, который он изображал тысячи раз, стало море. В плане поджанра морских пейзажей (марины) это сильнейший русский художник-маринист, полотна которого завораживают зрителей всех возрастов. Такое живое, такое настоящее море со светящимися изнутри волнами мог изобразить только Айвазовский. Многие знают его знаменитые баталии «Чесменский бой» и «Наваринский бой», сопереживают морякам с картины «Девятый вал», восхищаются «Радугой» и многими другими удивительными работами мастера. Прожив долгую жизнь, Айвазовский оказал значительное влияние на многих других художников, среди которых плеяда русских маринистов вроде Льва Лагорио и Архипа Куинджи.

И. Айвазовский. «Радуга». 1873 г.

В поджанр пейзажной живописи выделился и эпический пейзаж, ярким представителем которого считается Михаил Клодт. Во время путешествий по Европе художник раз и навсегда сделал выбор в пользу отображения на полотнах родных природных видов. И эта концентрация на одном направлении помогла ему не только стать настоящим виртуозом пейзажей, но построить в своих картинах цельный образ Родины. Фактически Клодт стал первым, кто не просто перешел к масштабному изображению природы, но и добавил к нему некий сюжет. Так, в картинах «Лесная даль в полдень» или «Большая дорога осенью» зритель может почувствовать, насколько широк и грандиозен мир, окружающий человека.

М.К. Клодт. Холст «Лесная даль в полдень». 1876 г.

Не менее ярким представителем эпического пейзажа и всей русской пейзажной школы своего периода был и Николай Дубовской. Он настолько филигранно умел воссоздавать в своих картинах русскую природу, что неизменно получал самые высокие награды на выставках. Широкий кругозор помогал художнику с размахом и глубиной отражать свои переживания на картинах. Любые уголки природы, будь то леса, морская стихия, горы или поля, мастер изображал с таким размахом, что у зрителей захватывало дух.

Еще один известный русский пейзажист Архип Куинджи внес большой вклад в колористическое решение пейзажа. Его даже назвали кудесником света за удивительную передачу оттенков и света на полотне. Этому во многом способствовала природная высочайшая чувствительность глаз художника к самым тонким оттенкам, что было зафиксировано на измерительном приборе. Такая цветовая восприимчивость помогла ему находить и использовать дополнительные цвета, которые усиливали друг друга или создавали нужный контраст, а также создавали у зрителя иллюзию вибрирующего света.

Его свет в картинах был так хорош, что зрители терпеливо выстаивали километровые очереди ради его выставок. Завистники даже подозревали художника в тайном размещении за картинами источников света. Зрителей восхищала картина «Лунная ночь на Днепре», они любовались «Березовой рощей», зачаровано разглядывали холст «После дождя» и многие другие известные произведения Куинджи.

А. Куинджи. «После дождя». 1879 г.

Самые известные пейзажи русских художников с названиями

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

С одной из самых узнаваемых работ Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» связано несколько историй. Идею масштабной картины, на которой был бы изображен лес во всей его красоте и могуществе и семейство медведей, Шишкин вынашивал долго. Когда он изобразил сам лес, то сразу написал письмо своему другу Константину Савицкому с приглашением посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Савицкий пришел в восторг и согласился на просьбу друга изобразить на картине медведей. Многих до сих пор удивляет этот шаг, так как Шишкин в свое время учился у анималиста Р. Коллера и вполне реалистично изображал на других своих картинах животных или птиц. Возможно, тем самым он хотел помочь приятелю поправить его сложное материальное положение. В результате одну четверть гонорара получил Савицкий. Но их совместное творчество оказалось весьма удачным, так как на выставке сразу несколько коллекционеров выразили желание купить «Утро в сосновом лесу».

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Любопытно, что Савицкий поставил на картине свою подпись уже после того, как ее купил с выставки П. Третьяков. Увидев два автографа на доставленной ему картине, коллекционер вскипел от возмущения и немедленно стер ее скипидаром. Так Савицкий надолго исчез из числа авторов картины. А другая история связана с тем, что картина попала на обертку шоколадных конфет «Мишка косолапый», затем в школьные учебники, висела в качестве репродукции во многих культурных заведениях и стала столь узнаваемой, что сегодня ее может припомнить каждый.

Картина «Утро в сосновом лесу» на обертке конфет «Мишка косолапый»

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

При взгляде на картину «Грачи прилетели» с невзрачным сюжетом многие испытывают недоумение по поводу того, что сделало ее такой популярной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться во времена ее написания. В XIX веке было принято изображать природу красиво. Если рисовали деревья, то это обязательно были мощные ровные стволы с пышной листвой, если писалась растительность, то художники старательно выписывали кудрявый мох, красивые полевые цветы, избегая изображения серости или увядания. И поэтому представленная на выставке Московского общества любителей художеств картина «Грачи прилетели» произвела самые глубокие впечатления на зрителей.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 г.

Оказалось, что зритель может увидеть красоту и пережить глубокие чувства при виде самых простых видов: березок с кривыми стволами, тающего снега, простых построек и стаи галдящих грачей. Особенно трогательным оказался контраст ветхих построек и мрачного серого пейзажа с пробивающимися на снег лучами солнца и галдящей стаей грачей. Этот контраст символизирует обновление, которое неизбежно наступает вслед за застоем и безнадежностью. В жизни самого художника ощущение безысходности было вызвано пережитой им смертью третьего подряд новорожденного ребенка. Отзывы о картине были самые восторженные, а Саврасова даже прозвали Королем неба. Заметим, что у этого холста есть авторская копия, так как императрица Мария Александровна пожелала видеть картину в царской семье.

Картина Дубовского «Притихло»

Картина «Притихло» считается одной из самых известных работ Николая Дубовского и была по достоинству оценена его современниками. Художник написал ее в 1890 году, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже был удостоен за этот шедевр Большой серебряной медалью. Когда Павел Третьяков узнал о продаже картины самому Александру III, он уговорил художника написать для его галереи копию. Дубовской согласился, поэтому сегодня второй экземпляр картины находится в знаменитой Третьяковской галерее.

Н. Дубовской. «Притихло». 1890 г. Третьяковская галерея

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Работа «Лунная ночь на Днепре» поистине произвела фурор в тот год, когда была создана. Слух о том, что Куинджи пишет картину небывалой красоты, разнесся по всему Санкт-Петербургу. Желающие увидеть необычный холст стали осаждать мастерскую художника задолго до того, как ему удалось завершить работу. Более того, пришедший в гости к Куинджи Иван Тургенев восторженно рассказал о картине великому князю Константину Константиновичу Романову. Буквально влюбившись в работу еще до того, как был полностью раскрыт замысел Куинджи, князь выкупил картину и в дальнейшем постоянно с ней путешествовал.

А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.

Интересно, что «Лунная ночь на Днепре» стала первой в России художественной работой, представленной на так называемой выставке одной картины. Для этих целей в Обществе поощрения художников был выделен отдельный зал. Но и одной картины оказалось достаточно для того, чтобы собрались километровые очереди. Люди часами ждали у входа на выставку, чтобы иметь возможность самим оценить живописный шедевр. И не жалели об этом, потому что при входе в зал они испытывали настоящее потрясение от света картины. До такой степени был живописным изображенный художником лунный свет, падающий на Днепр и заставляющий его причудливо светиться. Сложно было поверить, что такой свет мог исходить от нарисованного изображения, поэтому некоторые невольно пытались найти рядом с картиной спрятанные источники света. Но причина необычного сияния заключалась в умении Куинджи очень тонко подбирать дополнительные цвета, о чем мы писали выше. Отчасти дело было и в красках, однако фосфора в них эксперты не обнаружили.

К сожалению, сегодня мы не можем оценить всю красоту светящейся картины, так как со временем она потемнела. Причина этого неприятного явления связана с тем, что купивший ее князь Романов брал ее с собой во все свои многочисленные путешествия, а морской воздух в конце концов испортил краски.

Картина Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» стала первой в работах Василия Поленова, которую он отправил на выставку передвижников. По его словам, холст он написал на скорую руку и на тот момент не имел более значительной работы, которую счел бы достойной выставки. Однако картина произвела большое впечатление на участников выставки и тронула их своей простотой и душевностью. Картина так понравилась известному меценату Павлу Третьякову, что он купил ее после выставки. Интересно, что сам Поленов критично относился к своему искусству и уже после размещения картины в Третьяковской галерее попросил у Третьякова разрешения внести в нее изменения.

В. Поленов. «Московский дворик». 1878 г.

Так появилась новая версия картины, что подтвердили эксперты при тщательном ее изучении. При этом в новом варианте холст не только из вертикального превратился в горизонтальный, но из чистого пейзажа перешел в пейзаж с элементами жанра. То есть художник наполнил свое произведение персонажами, и теперь обычный вид двора превратился в один из эпизодов пережитого автором события. Сегодня искусствоведы называют эту картину шедевром пейзажного искусства, жемчужиной русской живописи, а самого художника мастером поджанра интимного пейзажа.

В. Поленов. «Московский дворик». Первая версия картины. 1877 г.

Мы рассмотрели лишь некоторые имена и картины известных русских художников-пейзажистов, что не умаляет имен других знаменитых художников. Вы можете самостоятельно познакомиться с тонкими пейзажами А. Боголюбова, насладиться поэтическими картинами Е. Волкова, погрузиться в индустриальные пейзажи А. Куприна и Г. Нисского, изучить работы С. Герасимова, К. Крыжицкого и многих других русских художников.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • природа (12713)
  • фотографии (11346)
  • животные (7803)
  • музыка (6900)
  • сборники (3352)
  • плеер (1482)
  • видео (1130)
  • одиночные композиции (798)
  • видео (4280)
  • искусство (4211)
  • живопись (3473)
  • птицы (2371)
  • путешествия (1633)
  • юмор (1488)
  • архитектура (1124)
  • интересные факты (891)
  • рептилии (736)
  • насекомые (573)
  • подводный мир (532)
  • великие люди (374)
  • поэзия (374)
  • лирика (354)
  • релакс (258)
  • цветы (251)
  • кумиры (238)
  • СССР (218)
  • исторические факты (216)
  • растения (215)
  • религия (195)
  • ювелирные изделия (187)
  • ремесла (173)
  • фильм (164)
  • документальное кино (80)
  • память. (116)
  • космос (112)
  • скульптуры (97)
  • социум (82)
  • поиск людей (73)
  • техника (65)
  • традиции (63)
  • танцы (57)
  • афоризмы (57)
  • Политика (52)
  • Украина (42)
  • Россия (40)
  • Экономика (3)
  • Армия и флот (1)
  • темы,схемы,рамочки и т.д. (52)
  • харьков (52)
  • реки (46)
  • анекдоты (45)
  • здоровье (43)
  • легенды (41)
  • языки (36)
  • историческая правда (31)
  • иллюстрации (29)
  • интерьеры (25)
  • цирк (22)
  • спорт (22)
  • притчи (21)
  • радиорассказы (18)
  • мода (17)
  • арт (17)
  • философские размышления (16)
  • нумизматика (14)
  • анимация картинки (14)
  • обычаи (13)
  • реклама (12)
  • керамика (10)
  • оружие (10)
  • этикет (10)
  • театр (8)
  • психология (6)
  • истории (6)
  • энциклопедии (5)
  • армия (5)
  • дизайн (5)
  • гадания (5)
  • пословицы и поговорки (5)
  • радиоспектакли (5)
  • магия (3)
  • цитаты (3)
  • хрусталь (2)
  • опера (2)
  • открытия (2)
  • экстрим (2)
  • календарь (1)
  • экология (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Русский лес в картинах русских художников.

Русский лес в картинах русских художников

Русский лес в картинах русских художников

«Надеюсь придет время, когда вся русская природа

живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников» (И.И.Шишкин)

Природа России разнообразна и уникальна. Её красоту воспели в своих стихах замечательные русские поэты: Жуковский В.А., Пушкин А.С., Тютчев Ф.И.,Фет А.А., Некрасов Н.А., Никитин И.С. и другие. А после мы увидели русскую природу в картинах художников — пейзажистов: И.Шишкин, А.Куинджи, И.Остроухов, И.Левитан, В.Поленов, Г.Мясоедов, А.Герасимов, А.Саврасов, В.Никонов и многие другие живописцы.

osen (430x550, 77Kb)

Они, как и поэты, изображают красоту русской природы во все времена года, в любое время суток. На многих полотнах художников, как в стихотворениях поэтов чувствуется единение человека с природой. Человек не может жить без природы. Ведь природа, как храм божий. Надо войти в него и очистить свою душу, поделиться своими горестями и радостями. И тогда почувствуешь, как поет душа и как сердце наполняется радостью жизни, уверенностью в себе.

В картинах русских художников мы видим, как пейзажи природы передают ту тонкую невидимую грань, отделяющую нас от нее. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой. Времена года в живописи особая тема в пейзажах картин природы русских художников, ведь ни что не трогает так чутко, как смена облика природы по временам года. Вместе с сезоном меняется настроение природы, которое с легкостью кисти художника передают картины в живописи.

zelen (700x478, 139Kb)
Остроухов И.С.
peizazh (700x375, 138Kb)
Остроухов И.С
zolotaya (700x514, 194Kb)
Поленов В.Д.
gold-fall (650x397, 66Kb)
Шишкин И.И.
bor (700x498, 155Kb)
Шишкин И.И.
dolina (700x464, 93Kb)
Шишкин И.И.
snow (700x443, 150Kb)
Куинджи А.И.
rocsha (700x374, 63Kb)
Куинджи А.И.
beresa (372x530, 36Kb)
Жуковский С.Ю.
ozero (674x550, 121Kb)
Левитан И.И.
levitan-autumn (650x379, 88Kb)
Левитан И.И.
levitan-birch-groove (700x405, 148Kb)
Левитан И.И.
levitan-golden-autumn (700x457, 138Kb)
Левитан И.И.
levitan-high-water (525x594, 65Kb)
Петровичев П.И.
berezy (485x550, 110Kb)

Источник

Природа в живописи русских художников

Первозданная природная красота, переданная на холсте рукой художника – обычно так звучит определение пейзажа в художественной живописи. Пейзаж относительно молодой вид искусства, но, несмотря на это, он является одним из самых популярных. Множество самых ценных и знаменитых картин мировой живописи как современных художников, так и художников прошлого представляют собой именно пейзажи.

Пейзажная живопись как жанр оформилась в России отдельно только в середине XVII века, до этого периода изображение природы использовали только как фон для портретов и сюжетных картин. Художники стали внимательнее изучать натуру. Значительно продвинулись знания в области композиции, перспективы, светотени, пропорции, колорита. Природа в живописи становилась равноправной частью сюжета, а не только «подкладкой», правильностью отрисовкой которой часто пренебрегали.

Расцветом пейзажной живописи принято считать момент изобретения тюбиковых красок. С ними у живописцев появилась возможность выезжать на плэнеры – сеансы живописи на натуре. На пленэре художнику удавалось ухватить всё богатство красок окружающего мира в естественном освещении и на открытом воздухе. Именно натура позволила художникам создавать пейзажную живопись максимально реалистично и живо.

Пейзаж обычно представляет собой изображение открытого пространства. Основой его могут служить вода, горная или равнинная местность, растительность, строения и даже звёзды и космос, опционально современный художник может включать туда изображения животных, людей, но они не становятся основными элементами.

В зависимости от мотива пейзажная живопись подразделяется на виды и подвиды.

1. Природный. Характеризуется изображением спокойной, благостной природы, а также детальной прорисовкой элементов: ветви деревьев, переливы ручьёв, травинки, облака. Воздух, пространство, перспектива − главные герои на полотнах этого жанра. К нему относится горный, равнинный, лесной пейзажи. Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору» − ярчайше иллюстрирует этот вид пейзажной живописи.

2. Сельский (деревенский, пастораль). На нём изображается крестьянский быт, сбор урожая, домашний скот, бескрайние поля и луга, церкви и сельские избы, мельницы, кузни, пасека. Покой, безмятежность и простота сельского быта являются неотъемлемой частью живописи русских художников-пейзажистов конца XIX — начала XX века. Вдохновлённые простой и лирической красотой русской деревни, такие великие художники пейзажной живописи, как Саврасов, Шишкин, Левитан, Рерих создали свои самые знаменитые шедевры.

3. Морской (марина, маринизм). Море – живой источник вдохновения для целой плеяды известнейших художников. Говоря о морских пейзажах нельзя не упомянуть знаменитого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Его картины являются ярчайшими образцами жанра: корабль в штормящем море, бьющие о скалы волны, морской берег в лунном свете, залив у приморского городка, песчаный пляж, порт, сошедшие на землю моряки. «Буря на море ночью», «Девятый вал», «Неаполитанский залив» — яркие примеры морских пейзажей.

4. Архитектурный. Архитектурный пейзаж изображает здания и сооружения различного типа: дома, мосты, дворцы, храмы, крепости, колоннады – в целом, все виды монументальных строений (кроме индустриальных), созданных руками человека. На картинах этого жанра могут быть изображены как отдельные здания, так и целые улицы. Чаще всего художники писали памятники архитектуры.

5. Ведута. Подвид архитектурного пейзажа, при котором на картинах выписывается городской пейзаж в виде панорамы с тщательным соблюдением пропорций и масштаба. Был популярен в Венеции в начале XVIII века, потому огромное количество картин представляли собой изображения каналов и улочек Города, стоящего на воде.

6. Городской (урбанистический). На нём можно увидеть как целые улицы, так и открытые кафе, яркие вывески, фонтаны, арки, плотный поток машин и людей – всё, с чем может быть связана в нашем воображении обычная городская жизнь. Яркий пример – пейзажи маслом, относящийся к живописи относительно современного художника Константина Коровина «Бастилия» 1928г., «Ночной Париж», 1920г. Урбанистический поджанр представляет собой изображения высотных зданий и мегаполисов. Художники пейзажной живописи вдохновляются также и высокими технологиями, используют необычные ракурсы, техники и приёмы рисования. Их вы можете наблюдать в картинах Джереми Манна и Валерио Д’Оспино.

7. Парковый. Красота природы в местах отдыха. Парки, скверы, сады, фонтанные комплексы, дорожки и аллеи являются центровыми «персонажами» в пейзажах этого типа. Примеры: Алексей Мартынов «Царскосельский парк», Архип Куинджи «Солнечный свет в парке», Иван Шишкин «В парке».

8. Индустриальный. Развился, как самостоятельный жанр во время расцвета социализма. Художников вдохновлял стремительный процесс развития промышленности. Объектами для изображения становились заводы, железные дороги, фабрики, электростанции, вышки, тяжелая техника и прочие. В этом жанре работало множество советских живописцев, т.к. картины, как и искусство в целом, были одним из элементов пропаганды. Яркими примерами жанра можно назвать картины: Клод Моне «Угольщики», 1875 г., «Транспорт налаживается» Борис Яковлев, 1923 г., «Азот» нашей современницы Лукии Муриной.

09. Голландский. Для них характерен приглушённый колорит, особая цветовая гамма, близкая к естественным оттенкам природы. В отличие от идеалистического изображения природных мотивов в реализме, «голландцы» передают скромную и очень сдержанную колористику, характерную для Голландии – родине жанра.

10. Романтический. Пейзаж с «бунтарским духом». Отличается от других пейзажей некой нарочитостью: буйные волны, бушующее в грозу небо, красные, тревожные закаты. Сюжеты этих пейзажей стремятся поднять зрителя над обыденностью, сделать его частью своего героического мира, вдохновить. Например работы Валерия Шевченко.

11. Интерьерный. Изображает внутреннее убранство интерьеров.

12. Экстерьерный. «Главным» героем выступает внешний вид помещения.

Источник

Лесная река в живописи

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Лесистый берег реки Москвы».
1859.

Алексей Кондратьевич Саврасов.

Иван Иванович Шишкин.
«Лесная речка. Сиверская».
1876.

Иван Иванович Шишкин.

Иван Иванович Шишкин.
«Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме)».
1877.

Иван Иванович Шишкин.

Иван Иванович Шишкин.
«Речная заводь в лесу».
1889-1890.

Иван Иванович Шишкин.

Иван Иванович Шишкин.
«Лесная речка».
1893.

Иван Иванович Шишкин.

Иван Иванович Шишкин.
«Лесная речка».
1895.

Иван Иванович Шишкин.

Иван Иванович Шишкин.
«Лесная речка».

Иван Иванович Шишкин.

Исаак Ильич Левитан.
«Лесная река. Осень на реке Истра».
1885-1886.

Исаак Ильич Левитан.

Исаак Ильич Левитан.
«Лесная речка».
1886-1887.

Исаак Ильич Левитан.

Исаак Ильич Левитан.
«Пейзаж с лесной рекой».
1880-е.

Исаак Ильич Левитан.

Исаак Ильич Левитан.
«Серый день. Лес над рекой».
1888.

Исаак Ильич Левитан.

Николай Никанорович Дубовской.
«Лесная река».

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector